немецкий художник курт барнетт биография фото

Жизнь другого: биография Герхарда Рихтера стала основой для фильма

немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть фото немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть картинку немецкий художник курт барнетт биография фото. Картинка про немецкий художник курт барнетт биография фото. Фото немецкий художник курт барнетт биография фото

В российском прокате — «Работа без авторства», первый за восемь лет фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. В 2008-м он прогремел своим полнометражным дебютом: драма «Жизнь других» про агента «Штази» завоевала «Оскар» и сразу открыла перед немецким режиссером двери в Голливуд. Но безликий детектив «Турист» (2010) с Анджелиной Джоли и Джонни Деппом в главных ролях столь же стремительно эти двери захлопнул. Вернувшись на родину, Доннерсмарк обратился к тому, с чего начинал: экзистенциальной драме о послевоенном прошлом Германии и свободе творчества.

немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть фото немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть картинку немецкий художник курт барнетт биография фото. Картинка про немецкий художник курт барнетт биография фото. Фото немецкий художник курт барнетт биография фото

На этот раз главному герою вроде бы повезло больше. Он не драматург, безнадежно запертый в ГДР, а художник, еще до строительства Берлинской стены сбежавший на Запад, где его ждало обретение собственного стиля, признание и семейное счастье. У персонажа по имени Курт Барнерт, сыгранного Томом Шиллингом, есть реальный прототип: знаменитый абстракционист Герхард Рихтер, живой классик, хорошо знакомый и российским зрителям (прямо сейчас на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина можно увидеть его работы).

Доннерсмарк, однако, показывает более ранний этап жизни Рихтера — еще до его модуляции в нефигуративное искусство. Трехчасовое повествование завершается появлением первого ноу-хау: полустертым, размытым перерисовкам реальных фотографий. Этим и объясняется название фильма: так критик на пресс-конференции охарактеризовал любительские снимки, сделанные случайно и без вмешательства художника.

Истинный автор искусства, по мнению Доннерсмарка, — сама жизнь. И любая художественная новация должна корениться в личном опыте автора. Искренность может проявиться в любой форме, но без нее искусство пусто. И неважно, соцреалистическая агитка это или претенциозная инсталляция — пафосный и пустой модернизм режиссер показывает столь же иронично, как и гэдээровские росписи на тему единства рабочих и колхозников.

Идея, в общем, не нова, но мало кому удавалось выразить ее с такой силой и честностью. Главный герой, несмотря на юность (в конце фильма ему около 30), успел пережить много трагедий. В детстве — войну и гибель любимой тети в газовой камере; в юности — потерю нерожденного ребенка. Плюс, как настоящий Рихтер, да и сам Доннерсмарк, Барнерт несет подсознательный груз вины за всё прошлое своей страны и пытается его искупить в искусстве. Получается, к счастью, у всех троих.

немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть фото немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть картинку немецкий художник курт барнетт биография фото. Картинка про немецкий художник курт барнетт биография фото. Фото немецкий художник курт барнетт биография фото

Главный антагонист здесь — директор гинекологической клиники, ставший тестем Барнерта. Господин Зебанд («Профессор Зебанд!» — поправляет тот) был лучшим в своем деле, он лечил жен Геббельса и Геринга, и именно ему нацисты поручили заботу о будущей чистоте арийской нации. Попав в плен после разгрома фашистов, доктор чуть не погиб, но удачно помог жене офицера советской армии во время родов — и продолжил благополучную жизнь уже при новой власти. Только теперь он говорил речи о торжестве коммунизма.

Зебанда играет Себастьян Кох. Он же был драматургом в «Жизни других». Но хотя у этих персонажей есть общие черты — тщеславие и конформизм вкупе с несомненным талантом, парадоксальное сочетание силы и слабости, — герою «Работы без авторства» Доннерсмарк не дает шанса на исправление. В этом плане «Работа без авторства» более жестока, чем нашумевший дебют, продемонстрировавший перерождение чекиста. Зато для Барнерта и его супруги (прекрасная Паула Бир из «Франца» Озона) хеппи-энд полный и безоговорочный.

Оно и понятно: Доннерсмарк явно ассоциирует себя с героем Тома Шиллинга. Истину о том, что надо создавать искусство о наболевшем, а не браться за, казалось бы, привлекательные конъюнктурные проекты, режиссер проверил на себе. Неудача с «Туристом» надолго выбила его из седла, «Работа без авторства», получившая приз Венецианского фестиваля и номинацию на «Оскар», реабилитировала. Хочется верить, что как и Барнерт-Рихтер, он усвоил урок и обрел гармонию.

Источник

Герхард Рихтер

Биография

Немецкий художник Герхард Рихтер, ставший одним из величайших творцов современности, провел более полувека в экспериментах с огромным спектром техник и стилей и создал картины и инсталляции в направлениях поп-арт, абстракция и фотореализм. Подобно подростку, рисующему граффити на городской стене, мастер и сейчас продолжает заниматься творческим процессом, являющимся выдающимся произведением искусства.

Детство и юность

Герхард Рихтер появился на свет 9 февраля 1932 года. В то время матери будущего художника едва исполнилось 25 лет, а отец еще изучал математику и физику в высшей технической школе. Ребенок заставил пару задуматься о будущем, и они начали подыскивать профессии. Хильдегарда освоила специальность продавца книжного магазина, а Хорст стал сельским преподавателем, присоединившимся к национал-социалистам.

немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть фото немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть картинку немецкий художник курт барнетт биография фото. Картинка про немецкий художник курт барнетт биография фото. Фото немецкий художник курт барнетт биография фотоХудожник Герхард Рихтер / Wikipedia

В 1936 году семья переехала на остров Райхенау, и через некоторое время там родилась сестра Герхарда Гизела. Не обязанный присутствовать на политических собраниях гитлеровской партии, Хорст занимался обучением сына математике, а Хильдегарда, имевшая неограниченный доступ к литературе, знакомила мальчика с волшебными сказками и стихами.

В итоге в школьном возрасте Герхард был всесторонне развитым ребенком, не любившим точные науки и решившим заняться творчеством. После 10-го класса он освоил специальность художника рекламы и декораций, а затем работал подмастерьем у мастера-оформителя и со второй попытки поступил в Дрезденскую академию изящных искусств.

На выпускном курсе Рихтер создал первые самостоятельные произведения и в качестве дипломной работы представил настенные росписи «Общение с Пикассо» и «Радость жизни».

В конце 1950-х годов, незадолго до разделения Германии, начинающий мастер переехал на западную территорию и продолжил образование в академии в Дюссельдорфе. И именно это время стало началом настоящей творческой карьеры, формировавшейся под влиянием абстракциониста Карла Отто Гёца и других иммигрировавших с востока художников.

Живопись

Герхард создал серые имитации «фотоизображений» «Призрачные перехватчики» и «Моторная лодка», которые до сих пор считаются одними из его самых революционных и известных ранних работ. Такой стиль живописи родился из слияния традиционных методов рисования со снимками, опубликованными в газетах, а техника создания картин заключалась в проецировании на холст отобранных фотографий с последующим размытием мягкой кистью или шваброй.

немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть фото немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть картинку немецкий художник курт барнетт биография фото. Картинка про немецкий художник курт барнетт биография фото. Фото немецкий художник курт барнетт биография фотоКартина Герхарда Рихтера «Мориц» («Moritz») / Официальный сайт

Параллельно с монохромией художник начал создавать и красочные образные работы, выпустив целую серию видов на город, облака и горы. Вскоре к ним присоединились цветные диаграммы, основанные на закономерности и случайности, удостоенные в 1967 году художественной премии «Молодой Запад». На следующем этапе карьеры Герхард написал серию «48 портретов», изображавшую Альберта Эйнштейна, Томаса Манна, Франца Кафку и прочих интеллектуалов.

Не отвлекаясь от абстракций, в 1980-х годах Рихтер продолжал работать над сюжетными картинами и писал фотореалистичные портреты членов семьи и ставшие культовыми серии «Свечи» и «18 октября 1977 года», которые основывались на постановочных натюрмортах и пресс-снимках террористической организации, действовавшей под названием «Банда Баадера – Майнхоф».

В это время он жил и работал в Кельне, где создал витраж из 11,5 тысяч квадратов для знаменитого римско-католического готического собора. В этом городе художник организовал постоянную творческую мастерскую и написал полотна «Бетти», «Медитация», «Чтение» и «Moritz», частично продемонстрированные на ретроспективной выставке 2002 года, прошедшей в нью-йоркском Музее современного искусства.

Личная жизнь

Незадолго до постройки Берлинской стены Рихтер сочетался браком с женщиной по имени Марианна, ставшей прототипом для культовой картины «Эма», известной также под названием «Женщина, спускающаяся по лестнице». Ей же он посвятил полотно «Айсберг», написанное после развода в 1981 году. В этих отношениях у художника родилась дочь, запечатленная позже на одноименной картине «Бетти».

В сложный момент, создавшийся в личной жизни Герхарда, на горизонте появилась скульптор Иза Генцкен, вскоре ставшая его второй женой. Но после 11 лет совместного существования супруги устали друг от друга и расстались без скандалов и взаимных обвинений.

В середине 1990-х мастер сблизился с собственной последовательницей и ученицей и вскоре подарил ей новое имя, звучавшее как Сабин Мориц-Рихтер. Сейчас семья с тремя совместными детьми живет в Кельне в фешенебельном районе Роденкирхен. Жена помогает художнику в творчестве и занимается организацией выставок и работой в мастерской, расположенной неподалеку от дома в современном и дорогом квартале города.

Герхард Рихтер сейчас

Достигнув преклонного возраста, Рихтер не отдалился от искусства и продолжает по мере сил и возможностей создавать небольшие работы. Правда, в последние годы им завладело увлечение кинопроизводством, реализовавшееся на съемках фильма «Работа без авторства», который выходит на экраны в 2019 году.

Embed from Getty Images Герхард Рихтер и его жена Сабин Мориц-Рихтер

Режиссер и сценарист Флориан Хенкель фон Доннерсмарк задумал познакомить зрителей с биографией знаменитого живописца и пригласил Герхарда консультировать актеров, постановщиков и других работников сцены.

Источник

Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»

Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА

немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть фото немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть картинку немецкий художник курт барнетт биография фото. Картинка про немецкий художник курт барнетт биография фото. Фото немецкий художник курт барнетт биография фото

Мировая премьера фильма «Работа без авторства» немецкого режиссера Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка состоялась на Венецианском международном кинофестивале. Хотя там картина не получила никаких призов, Германия выдвинула ее на «Оскар-2019» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (список номинантов на эту награду будет объявлен Американской киноакадемией 22 января, а победителей назовут на церемонии в ночь с 24 на 25 февраля).

немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть фото немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть картинку немецкий художник курт барнетт биография фото. Картинка про немецкий художник курт барнетт биография фото. Фото немецкий художник курт барнетт биография фото

«Работа без авторства» — единственный из всех виденных мной фильмов об искусстве, в котором точно изображен творческий процесс — от чистого холста, через все срывы и ошибки, в конечном итоге приводящие к открытиям.

Обойдясь без патетики и трагического надлома в образе главного героя, характерных для фильмов о Баскиа, Поллоке, Пикассо и ван Гоге, фон Доннерсмарк (уже получивший премию «Оскар» за фильм 2006 года «Жизнь других») смог добиться невероятной правдоподобности.

немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть фото немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть картинку немецкий художник курт барнетт биография фото. Картинка про немецкий художник курт барнетт биография фото. Фото немецкий художник курт барнетт биография фото

Творчество у фон Доннерсмарка становится основой повествования, раскрывающего социальное, политическое и художественное наследие, которое нацизм оставил послевоенному поколению немцев. Представителем этого поколения является и главный герой фильма по имени Курт Барнерт (его сыграл Том Шиллинг), прототипом которого стал Герхард Рихтер, один из самых дорогих ныне живущих художников.

немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть фото немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть картинку немецкий художник курт барнетт биография фото. Картинка про немецкий художник курт барнетт биография фото. Фото немецкий художник курт барнетт биография фото

Фильм открывается сценой бомбардировки Дрездена, которую видит ребенком Барнерт. Герой растет в образовавшейся после войны ГДР, становится учеником Йозефа Бойса и однокашником по дюссельдорфской Академии художеств персонажа, прототипом которого является художник Гюнтер Юккер. Зрители получат особенное удовольствие от того момента, когда Барнерт превращается в того самого Рихтера, которого все мы знаем. В фильме есть и антигерой — тесть Барнерта, нераскаявшийся нацист-гинеколог, на чьей совести принудительная стерилизация и уничтожение невинных, которого пугающе достоверно сыграл Себастьян Кох.

немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть фото немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть картинку немецкий художник курт барнетт биография фото. Картинка про немецкий художник курт барнетт биография фото. Фото немецкий художник курт барнетт биография фото

Перед показом в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) фон Доннерсмарк рассказал, что все самые невероятные сцены его нового фильма основаны на реальных событиях. Фильм и вправду оставляет очень правдоподобное впечатление. Впрочем, не для всех. Сидевший рядом со мной на показе дилер Антон Керн, сын Георга Базелица, назвал фильм «китчем».

Выразил недовольство результатом и сам Рихтер в опубликованном в журнале New Yorker материале о фильме. Перед началом съемок он сотрудничал с творческой группой, консультировал режиссера и даже разрешил пригласить его ассистента для воссоздания своих новаторских полотен. Фон Доннерсмарк также консультировался с Робертом Сторром, куратором ретроспективы Рихтера 2002 года в МоМА. «Это очень хорошо, но не то, чего я ожидал», — сказал Сторр, также присутствовавший на показе.

Источник

Герхард Рихтер — талантливый современный немецкий художник: биография и лучшие картины

Герхард Рихтер (Gerhard Richter; 9 февраля 1932 г.) — известный современный немецкий художник, ставший одним из самых успешных на родине. Творчество Герхарда Рихтера не ограничивается каким-то одним стилем. Картины художника — яркие примеры фотореализма и абстракционизма. В некоторых работах видны черты минимализма, авангарда и концептуализма. Чтобы лучше понять мировоззрение живописца, достаточно узнать один факт из его биографии: когда он еще был ребенком, началась Вторая мировая война.

немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть фото немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть картинку немецкий художник курт барнетт биография фото. Картинка про немецкий художник курт барнетт биография фото. Фото немецкий художник курт барнетт биография фото

Биография Герхарда Рихтера

Герхард Рихтер появился на свет 9 февраля 1932 года в Дрездене. В детстве мать читала ему сказки и стихи, отец обучал математике. В школьные годы мальчик был всесторонне развитым, но уже тогда было понятно, что он — творческая личность. К точным наукам у него тяги не было абсолютно. Отец Герхарда Рихтера состоял в национал-социалистической партии, но нацистские идеи не разделял. В творчестве художника есть картины на военную тематику, но он считал неправильным изображать боль людей того времени явно, поэтому показывал все в абстрактном виде.

немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть фото немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть картинку немецкий художник курт барнетт биография фото. Картинка про немецкий художник курт барнетт биография фото. Фото немецкий художник курт барнетт биография фото

Герхард Рихтер бросил школу после десятого класса и начал обучаться живописи. В 1951 году поступил в Дрезденскую академию изящных искусств. Начиная с 1957 года стажировался в этом же учебном заведении, выполняя государственные заказы.

Живописец покинул Советскую Германию незадолго до возведения Берлинской стены, сбежав в 1961 году в Дюссельдорф. Там он продолжил обучение художественному искусству. Также он много времени проводил в путешествиях, общался с коллегами из разных стран.

немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть фото немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть картинку немецкий художник курт барнетт биография фото. Картинка про немецкий художник курт барнетт биография фото. Фото немецкий художник курт барнетт биография фото

В 1972 художник представлял Германию на Венецианской Биеннале. Впервые в истории форума для демонстрации работ живописца выделили целый павильон.

Герхард Рихтер приобрел славу автора необычных картин. Некоторые его работы в стиле фотореализма изображают людей, которые словно привидения передвигаются в пространстве. От таких шедевров веет чем-то слегка магическим. Не менее привлекательны картины в абстрактном стиле. Это и своеобразные изображения природы, и вышеупомянутая военная тематика.

немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть фото немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть картинку немецкий художник курт барнетт биография фото. Картинка про немецкий художник курт барнетт биография фото. Фото немецкий художник курт барнетт биография фото

Необычный витраж создал Герхард Рихтер в Кельнском соборе. Вместо изображения ликов святых окна украсили множественные разноцветные пиксели. Такое новшество понравилось не всем, и художник услышал в свой адрес немало критики. Другие работы также восхищают далеко не всех. Многие и вовсе не понимают творчество живописца. Тем не менее, ему удалось стать одним из самых успешных современных авторов.

немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть фото немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть картинку немецкий художник курт барнетт биография фото. Картинка про немецкий художник курт барнетт биография фото. Фото немецкий художник курт барнетт биография фото

Однажды Герхард Рихтер вдохновил творческих людей на создание фильма. Художник стал прототипом главного героя. Он давал консультации в процессе создания кинокартины, но в итоге работа ему не очень понравилась. Фильм «Работа без авторства» вышел на экраны Германии в 2018 году.

Герхард Рихтер удостоился премий Оскара Кокошки (Oskar Kokoschka), Арнольда Боде (Arnold Bode), Вольфа (Wolf), а также получил еще около десятка других престижных наград.

немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть фото немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть картинку немецкий художник курт барнетт биография фото. Картинка про немецкий художник курт барнетт биография фото. Фото немецкий художник курт барнетт биография фото

Самые известные картины Герхарда Рихтера

Картины Герхарда Рихтера обладают загадочным магнетизмом, хотя многие из них слегка пугающие, особенно работы, ассоциирующиеся с войной. Среди самых известных произведений:

немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть фото немецкий художник курт барнетт биография фото. Смотреть картинку немецкий художник курт барнетт биография фото. Картинка про немецкий художник курт барнетт биография фото. Фото немецкий художник курт барнетт биография фото

Некоторые работы автора можно приобрести на мировых аукционах. На сайте Very Important Lot ценители живописи могут недорого купить картины напрямую у современных художников.

Источник

7 главных работ Герхарда Рихтера с выставки в Еврейском музее

В Еврейском музее и центре толерантности — первая в России ретроспектива Герхарда Рихтера, главного живописца современности. Его фирменных огромных холстов на выставке почти нет — вместо этого куратор Пол Мурхаус представил жизнь художника как долгий путь от реальности к абстракции и наоборот.

«Впервые работы Рихтера я увидел, когда был сокуратором галереи Тейт. Это был 1995 год, и к тому времени Рихтер уже получил свое признание — стал одним из главных художников мира. Я тогда подумал, до чего это выдающийся мастер — не из тех, кто продолжает традицию, но в корне меняет ее. С одной стороны, это удивительно сильный живописец, с другой — ему так много есть что сказать о нашем отношении с окружающим миром, реальности, эмоциях и даже музыке.

Меня очень интересовали две темы его работы: с одной стороны, развитие абстракции, с другой — фотографические картины Рихтера, которые всем известны. Герхард говорил, что реальность невозможно познать, но в нашей голове есть образ реальности, и это философское понятие в некотором смысле стало его путеводной звездой — он работал над этой темой всю жизнь. Мы живем в мире, где доминирует медиа: только подумайте, какими мы помним исторические события, например, 9/11. Многие из нас не видели этого, но помнят картинки из медиа — и наша связь с реальностью становится все более сложной и опосредованной».

Биркенау, 2014. Холст, масло

«Эти картины связаны с самым страшным эпизодом истории XX века. Рихтер смотрел на фотографии лагеря 1944 года — где люди бегут через леса, где происходят ужасные вещи, где мир как будто бы перевернулся. Он задал себе один вопрос: можно ли нарисовать картину по мотивам этих событий? Он взял эти фотографии и создал черно-белые фигуративные рисунки. Но потом понял, что они совершенно не передают смысла того кошмара, который случился. И нарисовал сверху абстрактную композицию. А потом сделал это снова и снова. И форма, которую теперь приняла картина, — это память о Биркенау. Я задал ему вопрос: почему ты сначала попытался нарисовать реалистическую картину? Он мне ответил: чтобы доказать самому себе, что это невозможно. Ни одна картина не может показать реальность Биркенау. Тогда я его спросил, что же означает тот результат, который получился? И он сказал: это беззвучная эмоция. Ни одна картина, ни одна фотография не покажет, что случилось. Это самое близкое из того, что можно сделать, чтобы помнить об этом».

Биркенау, 2015. 93 фрагмента книги «Биркенау». Бумага, цифровая печать

«Он разобрал свою картину на 93 фрагмента, перетасовал их и разложил в новом порядке. Новая композиция показывает то, как работает наша память с прошлым, — она делит его на фрагменты и раскладывает по-новому».

Биркенау, 2014. Фотография. 4 работы

«Не знаю, получится ли у вас понять сразу, но это на самом деле фотографии. Вам кажется, что вы смотрите на настоящие картины, но вы смотрите на самом деле на репродукцию. Зачем было делать это? Рихтер говорит, что есть историческое событие, и на него наслаивается наше восприятие, наша память — уровень за уровнем. В своих работах он двигался от фотографии и репрезентации к абстракции, шаг за шагом. А когда вы смотрите на картины Рихтера, которые он разобрал на части или сфотографировал, и размышляете о них, то заново переосмысливаете его работы — точно так же, как мы сегодня заново осмысливаем события, которые лежат в их основе».

Посещение музея, 2011. Цветная фотография, лак

«У Рихтера есть две любимые темы: картины, основанные на фотографиях, и абстрактные работы. Для большинства художников эти направления противоречат друг другу, ты как будто бы не можешь быть всем: либо ты фигуративный художник, либо абстрактный. А Рихтер знаменит тем, что ему удается совместить все и сразу. Он занимается образом — тем, что напоминает реальность, но ей не соответствует. А вот в этой работе он использует свои собственные фотографии, а надо сказать, что он постоянно фотографирует. Если вы присмотритесь повнимательнее, то увидите, как в этих работах под абстрактными пятнами краски скрывается фотография. Обычно фотографии и живопись художники используют отдельно, но здесь происходит что-то новое: они становятся чем-то единым и целым. А лично у меня от этих работ возникают собственные ассоциации: я вспоминаю тот момент, когда чистое ощущение цвета и формы вдруг приобретает значение — как будто мы смотрели на расплывчатые тона и не могли понять, что это. А потом вдруг что-то щелкает в голове, и образ принимает форму. И вы понимаете, что это, например, человек — или стул. В целом вся выставка — об этом моменте».

Аггада, 2006. Холст, масло

«Это, как мне кажется, самая прекрасная картина на выставке. Еще один реверанс месту, где все происходит, Еврейскому музею. Аггада — текст, который рассказывает историю еврейского народа, а именно про тот момент, когда евреи покинули Египет. Это случилось так давно, что мы даже не можем представить, как это было в действительности, но теперь у нас есть картина, которая рассказывает об этом. Я помню, как Рихтер однажды сказал мне удивительную вещь. Он атеист, но много думает о вещах, которые невозможно познать, — а что это такое на самом деле, как не вера. И вот он говорит мне, что нужно потерять Бога, чтобы обрести веру. А чтобы писать картины, нужно потерять для себя искусство».

Аладдин, 2010. Стекло, акрил

«Все свои знаменитые работы он пишет малярной кистью или валиком, создавая плотную живопись, уровень за уровнем: слои краски как следует проникают друг в друга. А недавно он поступил совершенно наоборот — предоставил краске полную свободу. Вместо масла он выбрал акрил, то есть ту краску, которую непросто удержать на месте, — и позволил ей жить своей жизнью на стекле. А потом зафиксировал результат — покрыл его сверху другим стеклом и тем самым остановил движение краски, как будто бы его заморозил. Он остановил момент и тем самым как будто бы создал фотографию: попытался действовать как камера — как машина, которая не делает суждений, не решает, что рисовать, а просто обладает удивительной способностью останавливать время, когда вы нажимаете на кнопку».

Эльба, 2012. Бумага, художественная печать

«Это самая ранняя работа из тех, что представлены здесь, — 1957 года. Рихтеру тогда было 15 лет. Он учился в художественной школе в Дрездене, чтобы получить традиционное образование в области живописи. И вот однажды он создал серию этих картин, часть из которых достаточно фигуративна, — видите маленькие человеческие фигурки, луну, ландшафт? Но чем дальше он над ними работает, тем более абстрактными они становятся. Мне кажется удивительным, что в самом начале своей карьеры он уже пытался понять то, чем занимался всю дальнейшую жизнь. Как будто бы он родился с этим размышлением о границе фигуративной живописи и абстракции.

XX век выдался в этом смысле очень скучным: художники либо копировали окружающий мир, либо создавали ему альтернативу, абстракцию. А он вобрал в себя все. А та работа, на которую вы смотрите сейчас, — одновременно и самая ранняя, и самая поздняя. Вы не смотрите на реальные рисунки, но на недавно оцифрованные работы. Это маленькая хитрость, с помощью которой, как я думаю, Рихтер хотел сказать, что вы никогда не смотрите на реальность».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *