научи человека ловить рыбу и он будет сыт всю жизнь
zotych7
zotych7
Научи его ловить рыбу…
«Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи его ловить рыбу, и он будет сыт до конца жизни». Эта мудрость цитируется у нас с конца 1960-х годов. Ее именуют «древней», «восточной», но чаще всего – китайской пословицей, изречением Лао-цзы либо Конфуция, кому что больше по вкусу.
Между тем в первоначальной форме эта сентенция вышла из-под пера Анны Теккерей Ритчи, дочери Уильяма Теккерея. Один из персонажей ее романа «Миссис Даймонд» (1885) замечает:
– …Если вы дадите человеку рыбу, через час он опять будет голоден. Если вы научите его ловить рыбу, вы сделаете для него доброе дело.
В форме, более близкой к современной, это изречение приведено в трактате британской сестры милосердия Марты Джейн Лоун «Общий рост»:
Дайте человеку рыбу, и завтра он опять будет голоден; научите его ловить рыбу, и он будет жить в достатке до конца жизни.
11 ноября 1961 года в газете «Register-Republic» (Рокфорд, штат Иллинойс) появилась заметка «Миссионер с Тайваня предостерегает перед коммунистической угрозой». Ее автором был американский миссионер Фред Нелсон. Рассуждая об иностранной помощи Тайваню, он привел «китайскую пословицу»:
Если вы дадите бедняку рыбу, вы накормите его на один день. Научите его ловить рыбу, и вы дадите ему профессию, которая будет кормить его до конца жизни.
Какие-либо древние источники этого изречения не найдены. Все, что удалось отыскать, – это близкое по смыслу, но отнюдь не по форме высказывание Маймонида, знаменитого еврейского ученого XII века.
В его трактате «Повторение Торы» («Мишне Тора») рассматриваются восемь степеней благотворительности. Высшая из них – «когда помогают бедному еврею подарком, или ссудой, или включением его в ваше дело, или нахождением для него работы, – укрепляя руку его, чтобы ему больше не нужно было обращаться за помощью» (цитирую по книге Йосефа Телушкина «Еврейский мир», 1998; курсив мой. – К.Д.).
В шестидесятые годы XX века изречение о ловле рыбы стало интернациональным. Как и всякая ходячая мудрость, оно служит канвой для множества шуток. Вот некоторые из них:
Дай человеку рыбу, и он будет сыт целый день. Научи его ловить рыбу, и года за три он умрет от отравления ртутью. (Чарли Хаас, «Какого цвета ваша пародия: Вредные советы для тех, кто ищет работу», 1984.)
Дай человеку рыбу, и он будет сыт целый день. Научи его ловить рыбу, и он целыми днями будет сидеть в лодке и пить пиво. (Американский комик Джордж Карлин.)
Дайте мужчине рыбу, и он будет сыт целый день. Дайте женщине рыбу, и она целую неделю будет кормить ею всю семью. (Австралийский поэт Кэмерон Семменс, сборник «Катание на коньках в Тадж-Махале», 2014.)
Дайте мужчине рыбу, и он будет сыт целый день. Научите его ловить рыбу, и вы избавитесь от него на весь уик-энд. (Зенна Шаффер; об этой даме ничего не известно.)
Дай человеку рыбу, и он будет сыт целый день. Научи его ловить рыбу, и ему понадобится крючок, приманка, место с хорошей поклевкой и немалая доля везения, прежде чем он что-нибудь выловит. И кому потом это чистить? Так что проще сразу послать этого босяка куда подальше или швырнуть ему четвертак. (Из американского юмористического журнала «Национальный пасквиль» («National Lampoon»), 1983.)
Не важно, как проголосовали, – важно, как подсчитали
В сентябре 2016 года должны были состояться очередные выборы в Госдуму. 14 апреля Владимиру Путину на «Прямой линии» был задан вопрос, стоит ли вообще идти голосовать. Президент ответил:
– Отец народов как-то говорил: не важно, кто как голосует, важно – кто как считает. Надеюсь, что это не тот самый случай, потому что никто не сомневается в эффективности и объективности работы избирательных комиссий.
Впервые высказывание отца народов привел Борис Бажанов, который в 1923–1927 гг. был помощником Сталина. В декабре 1923 года на заседании «тройки» Политбюро (Сталин, Зиновьев, Каменев) обсуждалось предстоящее голосование в местных парторганизациях об отношении к оппозиционной платформе Троцкого. Согласно Бажанову, Сталин сказал:
– Знаете, товарищи, что я думаю по этому поводу: я считаю, что совершенно не важно, кто и как будет в партии голосовать; но вот что чрезвычайно важно, это – кто и как будет считать голоса.
Воспоминания Бажанова впервые вышли в 1930 году на французском языке под заглавием «Со Сталиным в Кремле». Полвека спустя они были изданы на русском языке («Воспоминания бывшего секретаря Сталина», Париж, 1980). Осенью 1989 года отрывки из этой книги появились в «Огоньке»; очень скоро приведенная Бажановым фраза получила свой нынешний вид: «Не важно, как проголосовали, – важно, как подсчитали».
Эту реплику нередко относят к выборам генерального секретаря на XVII съезде ВКП(б), проходившем в январе – феврале 1934 года. Связано это с легендой о т. н. «кировской альтернативе» Сталину. Согласно этой легенде, появившейся в начале 1960-х годов, видные участники XVII съезда обсуждали возможность замены Сталина на посту генсека, а вместо него выдвигали Мирона Кирова, руководителя Ленинградского обкома партии.
7 февраля 1964 года «Правда» опубликовала статью Л. С. Шаумяна по поводу 30-летия XVII съезда. Здесь утверждалось, что при выборе членов ЦК против Сталина проголосовало более 300 делегатов.
На самом съезде количество голосов, поданных за или против, не оглашалось. Документы о голосовании хранились в Центральном партийном архиве. Согласно протоколу Счетной комиссии, против Сталина было подано 3 голоса, против Кирова – 4.
Вероятность «корректировки» итогов голосования (хотя и не такой масштабной) исключить нельзя, поскольку в запечатанном пакете оказалось лишь 1054 избирательных бюллетеня, между тем как делегатов с решающим голосом было 1225. К тому же все 63 члена Счетной комиссии были репрессированы в годы Большого террора.
Широкую известность легенда о попытке замены Сталина Кировым получила после публикации в 1987 году романа Анатолия Рыбакова «Дети Арбата». На самом деле к 1934 году ничего похожего на реальную оппозицию Сталину уже не было, а Киров выполнял волю вождя с тем же рвением, что и прочие члены Политбюро.
В сентябре 1974 года фактический диктатор Никарагуа Дебайле Анастасио Сомоса (Сомоса-младший) был вторично избран президентом. В ответ на обвинения в фальсификации результатов голосования он будто бы заявил:
– Вы выиграли выборы, а я – подсчет голосов.
(Согласно лондонской «Гардиан» от 17 июня 1977 г.)
Любопытными фразами на эту тему отметился Александр Лукашенко. 10 апреля 2001 года он сказал в белорусском Национальном собрании:
– Нам не нужна автоматизированная система фальсификации выборов, мы создадим государственную.
А 23 ноября 2006 года, на встрече с украинскими журналистами в Минске, Лукашенко решительно отверг обвинения в фальсификации итогов выборов президента:
– На самом деле за меня проголосовало 93,5 % белорусских избирателей, и только когда начала раздаваться критика, что «это не европейский показатель», я отдал распоряжение Центризбиркому сделать итоговые 83 %.
Лукашенко словно бы знал об «индексе степени тирании» Краутхаммера:
«Чем выше количество голосов, поданных за правительство на выборах, тем более тираническим оно является».
(Из статьи Чарлза Краутхаммера «The Tirana Index» в журнале «The New Republic» от 13 декабря 1982 г.)
Не верь никому старше тридцати
В сентябре 1964 года власти Калифорнийского университета в Беркли запретили политическую деятельность на расстоянии ближе чем 26 футов (8 м) к территории университета и у входов в студенческие городки. Студенты ответили на это сидячей забастовкой и прочими акциями гражданского неповиновения.
Так началась «первая серьезная заваруха шестидесятых». Вмешалась полиция. Среди арестованных оказался 24-летний Джек Уайнберг, ассистент преподавателя математики, активист только что созданного «Движения за свободу слова». После освобождения он дал интервью репортеру «Сан-Франциско кроникл». На вопрос, кто стоит за участниками движения (подразумевалось: не коммунисты ли?), Уайнберг ответил:
– Мы не верим никому старше тридцати.
Репортер вынес эти слова в заголовок. Интервью перепечатали другие газеты, и фраза «Не верь никому старше тридцати» стала лозунгом молодежной контркультуры, питомником которой как раз и был Калифорнийский университет.
Как это нередко бывает, лозунг стали приписывать более известным лицам, в том числе певцу Бобу Дилану, но чаще всего – идеологу американских бунтарей Джерри Рубину, хотя Рубину было уже тридцать шесть. В 1976 году он написал книгу «Взросление в 37 лет», в которой привел другой знаменитый лозунг: «Если не знаешь, что делать, – поджигай!»
Сам же Уайнберг математикой больше не занимался. После бурных шестидесятых он посвятил себя охране окружающей среды, десять лет проработал в «Гринпис», а в апреле 2000 года отметил свое 60-летие. Газета «Berkley Daily Planet» откликнулась на это событие заголовком:
НЕ ВЕРЬ НИКОМУ СТАРШЕ ТРИДЦАТИ – КРОМЕ ДЖЕКА УАЙНБЕРГА
Мысль Уайнберга не так уж нова. В 1903 году появилась на свет пьеса Джорджа Бернарда Шоу «Человек и сверхчеловек», а в приложении к ней – «Правила революционера». Одним из этих правил была общеизвестная фраза «Кто умеет – делает сам, кто не умеет – учит других», другим – «Каждый человек старше сорока – негодяй».
Почти то же самое говорил «подпольный человек» Достоевского, безымянный герой «Записок из подполья» (1864):
Дальше сорока лет жить неприлично, пошло, безнравственно! Кто живет дольше сорока лет, – отвечайте искренно, честно? Я вам скажу, кто живет: дураки и негодяи живут.
«Записки из подполья» – о чем уже мало кто помнит – были ответом на революционный роман Чернышевского «Что делать?», вышедший годом раньше (1863). Здесь «некий романтик» – вероятно, студент, – на дружеской вечеринке заявляет:
– Только до 25 лет человек может сохранять честный образ мыслей.
Почему до 25-ти, а не до тридцати или сорока? Должно быть, потому, что сам говоривший услышал эти слова от «очень умной женщины», а для женщины в те времена двадцать пять уже считались возрастом зрелости. Впрочем, «ее тут же уличили, что за полчаса перед тем она хвалилась, что ей 26 лет». Понятно, что Чернышевский не принимал эту мысль всерьез.
Другое дело – ростовщик Гобсек, герой одноименной повести Бальзака (1830). Гобсек, прежде чем подписать договор о ссуде молодому юристу, требует от него метрическую выписку, а на вопрос, зачем она ему, отвечает:
– До чего же глупа молодежь! (…) Запомните хорошенько, чтоб вас не провели при случае, – ежели человеку меньше тридцати, то его честность и дарования еще могут служить в некотором роде обеспечением ссуды. А после тридцати уже ни на кого полагаться нельзя (перевод Е. Корша).
Фраза Уайнберга словно бы списана у Бальзака, хотя едва ли его читали американские бунтари.
Через два года после «Гобсека» вышла из печати вторая часть «Фауста», которую Гёте писал несколько десятилетий. Один из персонажей трагедии, Бакалавр, – настоящий пророк молодежного бунта; он вполне мог бы стать вожаком калифорнийских студентов. (Кстати: бакалавр в старых университетах был чем-то вроде ассистента преподавателя или, если угодно, аспиранта.) Среди прочего он говорит Мефистофелю:
Комментаторы русского перевода «Фауста» Гёте полагали, что эта мысль подсказана суждениями французского просветителя Клода Адриана Гельвеция (1715–1771), «утверждавшего, что лишь до 30–35 лет в человеке под влиянием внешнего мира пробуждаются все те мысли, на которые он способен». На самом деле Гельвеций говорил нечто иное:
«Ошибаются те, кто утверждает, что прекрасными творениями великих людей мы обязаны первому пылу молодости и, если можно так выразиться, свежести органов чувств. Расин создал “Александра” и “Андромаху”, не имея тридцати лет, а в пятьдесят лет он написал “Гофолию”, и эта последняя вещь, наверное, не ниже первых двух» («О человеке» (1769; опубл. в 1773 г.), II, 12; перевод П. Юшкевича).
Зато вполне согласуется с мнением Бакалавра лозунг из поэмы Маяковский «150 000 000» (1919):
Представление о 30-летнем возрасте как роковом рубеже, после которого человек необратимо меняется к худшему, едва ли могло утвердиться до XIX века. Аристотель, главный авторитет науки и философии вплоть до Нового времени, считал, что «тело достигает цветущей поры от тридцати до тридцати пяти лет, а душа – около сорока девяти лет» («Риторика», II, 14; перевод Н. Платоновой).
Притча. Мудрец, человек и рыба.
Другими словами, эта история повествует о следующем. Один человек подошел к рыбаку и умолял его дать ему рыбу. Старый рыбак в ответ промолвил: «Вместо того, чтобы дать тебе рыбу и пропитание на один раз, не лучше было бы, если бы я показал тебе, как рыбачить? Тогда ты смог бы прокормить себя». Однако человек ответил, что его не интересует процесс обучения ловле рыбы. Голод, разгулявшийся в его желудке, подавил жажду знаний.
Эту же историю можно рассказать еще и по-другому. Это произошло у великой реки, когда огромное дерево упало в стремительные воды. Дерево было таким большим, что человек мог пройти по нему и рыбачить, чтобы добыть себе пропитание. Однажды, спустя некоторое время, великий мудрец решил сесть на это бревно, чтобы собрать свой рацион пищи на день.
Мудрец рыбачил довольно долго, и, наконец, поймал сказочно большую рыбу. С огромным удовлетворением он аккуратно положил ее рядом с собой на бревно. Это увидел молодой человек, проходивший мимо с женой и двумя детьми. Он осторожно приблизился к мудрецу и попросил рыбу, объяснив, что его семья нуждается в пище.
Старый мудрец с радостью предложил научить молодого человека, как поймать свою собственную рыбу, но сразу же получил упрек за такое предложение. Молодого человека не интересовало обучение мастерству. Он просто хотел получить немного пищи.
Старый мудрец остался твердым в своем решении предложить только обучение и отправил молодого человека восвояси. Между тем, он продолжал рыбачить и вскоре поймал рыбу еще больше прежней. Увидев это, молодой человек поспешил вернуться к бревну. Он умолял мудреца дать ему рыбу, ведь у мудреца, вне всякого сомнения, теперь ее было больше чем достаточно.
Мудрец смутился, думая, имеет ли смысл дать молодому человеку рыбу. В конце концов, у него теперь действительно было рыбы больше чем достаточно.
Пока мудрец раздумывал, какой же выбор сделать, на конце упавшего дерева появился свет. Вначале величие этого света напугало мудреца, ведь он только слышал о таких проявлениях из древних легенд, передаваемых учителями из поколения в поколение. Свет начал наполнять его энергией, какую ему никогда не доводилось ощущать прежде. Преисполненный благоговения, старый мудрец услышал низкий, звучный голос, обращающийся к нему. Свет говорил с ним с таким умиротворением и красотой, что мудрец сразу понял, что находится в присутствии великого и чудесного учителя.
«Старый мудрец, разреши мне выразить мысль. Если ты выберешь последовать ей, это изменит твою жизнь на все времена.
«Во-первых, вытащи из своего кармана точило, которое ты уже так давно носишь с собой. Пока мы говорим, начинай затачивать крючок, который ты привязал к своей лесе. Заточи крючок, как никто другой в этом мире. Сделай его таким острым, чтобы, когда рыба возьмет его в рот, она бы не почувствовала боли. Затем, когда будешь готов, помолись вместе со мною таким образом:
Я взываю к Творцу с просьбой помочь мне разыскать самую старую рыбу в реке, готовую покинуть это измерение, так как испытала все, что суждено было испытать. В этом Свете, укажи ей путь к моей лесе. Зная, что жизненный план рыбы завершен, и что я заточил мой крючок так хорошо, мы объединимся, чтобы выполнить наши путешествия.
Когда свет закончил говорить, мудрец закинул в воду свой только что заточенный крючок и через мгновение вытащил огромнейшую рыбу. Не дожидаясь, пока мудрец начнет праздновать новообретенную ясность, свет заговорил снова.
«Если ты посмотришь на берег, то найдешь более легкую лесу. Приделав крючок к более легкой лесе, ты сможешь закидывать его в более глубокие части реки и ловить рыбу еще больших размеров».
Старый мудрец сделал так, как предложил свет. Его усилия вновь были вознаграждены, и он вытянул из воды рыбу еще больше. А затем еще и еще.
Вскоре куча рыбы стала такой большой, что мудрец почувствовал удовлетворение от своих достижений. Он отложил в сторону рыбу для еды на этот день, а остальную отпустил обратно в воду.
Затем мудрец вспомнил о молодом человеке, просившем у него рыбу. Он заметил его невдалеке на берегу, конечно же, подумав, что молодой человек опять будет просить у него рыбу.
К изумлению мудреца, молодой человек энергично затачивал свой собственный крючок.
Мораль
Мораль, друзья мои, заключается в том, что никогда не следует учить другого человека чему-либо, что он или она уже знает на некотором уровне. Вместо этого сосредоточьтесь на затачивании своего собственного крючка. Совершенствуя мастерство того, что вам уже известно, вы, вне всякого сомнения, улучшите мир на своем собственном пути.
Будьте не учителем, но студентом. Сосредоточьтесь на совершенствовании своего собственного путешествия, а не рассказывайте другим, что нужно делать. Таким образом, вы остаетесь непревзойденным учеником. Если вы так поступите, все вокруг вас, ищущие мудрость, испытают то же самое обучение. И это вдохновит их на совершенствование своих собственных путешествий.
Таким образом, сконцентрируйтесь исключительно на затачивании своего собственного крючка. Заточите его настолько хорошо, чтобы те, кому необходим свет знания на их пути, вошли бы в ваш свет. Они будут учиться у того, кто выберет обучение через опыт.
Используйте это в своей собственной жизни, и ваше сознание действительно пробудится.
Анекдот №17735
Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день.
Научи его рыбачить, и ему придется купить лодку, навигатор, рацию, спасательные жилеты, спиннинги, телескопические удилища (с кольцами и без колец), пикеры, воблеры, блесны, емкости для живца, подсачеки, бугры, липгрипы, багры, куканы, садки, катушки, эхолот, магнитные фиксаторы, прикормки, насадки, ДИП, поляризационные очки, термосы, термокружки, приманки, крючки, лески, подставки, поплавки, грузы, кормушки, вертлюги, карабины, сигнализаторы поклёвки, аэраторы, горелки, обогреватели, якорную намотку, холодильную сумку, плиту газовую, газ, накомарники, сапоги, перчатки, дождевик, камуфляжную одежду, куртку, палатку, сухое горючее, туристическую посуду, стулья, матрас, коврики, средства для розжига, свечи и ещё 387 вещей, которые совершенно необходимы на рыбалке, чтобы спокойно сидеть и пить пиво целый день.
Похожие:
Приходит тёща к молодым. Смотрит на газовую плиту и говорит:
— Вот моя доченька какая чистюля! Плита аж блестит!
Зять: — Да, мама, есть такая мудрость: чисто не там где убирают, а там где не гадят!
Тёща: — Не поняла…
Зять: — Да не готовит ваша дочь них@я.
Дай человеку рыбу и он будет сыт один день.
Дай человеку удочку и он будет сыт всю жизнь.
Дай человеку религию и он сдохнет с голоду, моля бога о рыбе.
Все говорили, что достаточно надевать маску и перчатки, чтобы не заразиться, когда выходишь на улицу.
Они врали!
Когда я приехал в магазин, то выяснилось, что все еще носят и одежду.
Дай человеку рыбу и он будет сыт весь день. Дай человеку две рыбы и он обожрется на ночь.
Дай человеку рыбу и он будет сыт один день.
Дай человеку две рыбы и завтра он разогреет вторую в офисной микроволновке…
Дайте человеку рыбу и он будет сыт один день.
Дайте человеку удочку и он заебет вас до смерти рыбацкими историями.
Дай человеку рыбу и он будет сыт один день.
Дай человеку среднюю зарплату в регионах и он будет сыт два дня.
Автор неизвестен
Дай человеку рыбу, и ты накормишь его на один день, научи его рыбачить, и он будет сыт всю жизнь.
(Дай нищему рыбу — и обеспечишь ему день без голода. Научи нищего рыбачить — и избавишь его от голода на всю жизнь.)
Где то я это слышал? В фильме?
Может быть. Я слышала в лекциях, а потом в каком-то учебнике нашла.
Вспомнил, по Нэшнал Джиографик реклама про рыбалку была, вот там и услышал.
Нет подтверждений, что это китайская поговорка или Конфуций: https://quoteinvestigator.com/2015/08/28/fish/
Объединил 3 цитаты в одну.
Ни у Лао — цзы, ни у Конфуция я этого не нашёл. Скорее всего это народное (может быть и китайское).
Научи человека ответственности к себе и он будет иметь все в достатке и будет чем делиться. А не рвать.
Дай замерзшему дрова и спички — и ему будет тепло один час. Облей его бензином и подожги — и ему будет тепло до конца жизни.
«Продай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу и потеряешь прекрасную возможность заработать».
Похожие цитаты
Дай человеку рыбу и он будет сыт один день. Дай человеку имя «Сыт» и он будет Сыт всю жизнь.
— А есть ли в монастыре таинственные чудеса? Знамения там всякие? Призраки, крики… Тени на стене.
— Ваше сиятельство, о призраках и не мечтаем. Нам бы зиму пережить без голода. Это и будет для нас величайшее чудо.
— Путешествию по России, только и слышу: голод, неурожай. Неужели империя наша оскудела умом? Неужели поля обезлюдили, земля перестала рожать?
Нужно обладать чутьём собачьим
или некий знать секрет.
Или мы не там с тобой рыбачим,
или в речке рыбы нет.
Опубликовано в журнале: «Континент» 2010, №144.
— Позвонишь маме?
— Конечно, я всегда звоню в этот день. И я на год старше.
— Да, время не остановить.
— Я пережил его на один год. Он вступил в Звёздный Флот потому, что верил в него. А я – на спор.
— Ты вступил, чтобы доказать, что достоин его. И потратил всё это время, пытаясь быть Джорджем Кирком. А теперь задумался, что значит быть Джимом? Ты знаешь, зачем ты здесь.