нагота как образ жизни
А вы где раздеваетесь? О наготе и культурных нормах
Еще вчера малыш с удовольствием бегал голышом‚ а сегодня прикрывается и требует отвернуться. Повзрослел! Подражая нам — дома‚ в поликлинике‚ на пляже‚ — дети усваивают культурные нормы (что прилично‚ а что нет) и правила: что‚ когда и кому можно или нельзя показывать‚ хоть сексуальный смысл‚ который могут видеть в наготе взрослые‚ им неведом. Так в нашем сознании соединяются тело и тайна‚ тело и стыд. Болезненная стеснительность или желание эпатировать окружающих чересчур откровенными нарядами могут возникнуть‚ только если родители сами акцентируют внимание ребенка на «разврате». Например‚ устраивают скандал‚ когда ребенок видит их неодетыми‚ и вообще вкладывают в разговоры про наготу много страсти.
О допустимой степени обнаженности
Дресс-код, или правила приличия для женщины
Один сантиметр (лишний или недостающий) — и уже чувствуешь себя не в своей тарелке. Вспомните, как вы утром одевались на работу или наряжались к приходу гостей: это платье не слишком коротко в моем возрасте. А такой вырез на груди выглядит просто волнующе или уже вызывающе. Эта кружевная вставка на кофточке нарушает корпоративный дресс-код или лишь оживляет офисный стиль. Приходится смотреть на себя глазами мужчины — ведь именно его взгляд решает, пристойно выглядит женщина или нет. Правила приличия для женщины — это шкала мужского возбуждения: если, глядя на вас, он волнуется, значит, вы выглядите неприлично. Вот это дилемма! Каждый день женщина должна решать задачку: искать золотую середину между требованиями приличий и желанием нравиться. Задачка эта невыполнима, ведь каждый мужчина будет реагировать по-своему, и нельзя угадать, кто сочтет вас соблазняющей, а кто — скромной. Причем если вы не угадаете и получите в ответ не то обращение и отношение, на которое рассчитывали (слишком вольное или равнодушное), то ответственность за эту «ошибку» возложат на вас. Не нравится, что кто?то раздевает взглядом? Сами виноваты, говорит общественное мнение. Как будто это женщина отвечает за поведение мужчины, а не он сам.
Стараясь угодить мужскому взгляду, женщина смотрит на свое тело как на товар (и придает ему товарный вид). Она не чувствует себя в нем хозяйкой, ведь оно словно не полностью ей принадлежит. Вероятно, поэтому многие из нас находятся в сложных отношениях со своим телом: мы его стесняемся, ненавидим, не замечаем или мечтаем поменять на чье?нибудь чужое — «звездное», «модельное» или «как у нее». Такое отчуждение от тела — не просто результат педагогической ошибки. С самых ранних времен человечества женщины были главным достоянием каждого племени, так как им дана способность вынашивать и выкармливать детей — новых членов племени, без которых оно просто перестанет существовать. И эти представления о ценности женского тела живы и по сей день. До сих пор отцы семейств рассматривают своих дочерей (вернее, их тела) как собственность семьи, которой следует распоряжаться особо: всеми способами охранять их честь до брака. То есть до того момента, когда этот телесный капитал будет выгодно вложен под проценты (в виде внуков).
Женская нагота
Гонорары актрис за съемку в обнаженном виде в разы больше мужских гонораров. Каждый торговец стремится использовать в рекламе своего товара (от стройматериалов до автомобилей) соблазняющее женское тело. Выставляя напоказ то, что обычно труднее всего увидеть, то, что хранится за семью печатями, они надеются, что покупатель не устоит перед таким соблазном: мужчина польстится на товар, возбудившись от вида обнаженной модели, а женщина — из желания быть такой же соблазнительной… В итоге количество обнаженки в рекламе, кино, на телевидении зашкаливает, и высшая ценность превращается в расхожий товар, надоедливый визуальный мусор, вызывающий не возбуждение, а отвращение…
Мужская нагота — средство не обольщения, но агрессии. Даже далекий от атлетического идеала пивной живот может быть грозным символом власти и авторитета. Вполне цивилизованные люди неосознанно воспринимают высокого и мускулистого мужчину как более влиятельного по сравнению с прочими. «Обнажил я бицепс ненароком…» — так устрашал своего соперника герой шутливой песенки Владимира Высоцкого, хотя речь шла… о шахматной партии.
Мужчинам проще, ведь им позволено руководствоваться целомудренными (если не сказать примитивными) античными ценностями: показать свое тело — отличный способ доказать свою доблесть и устрашить врага. И чем больше наготы — тем внушительнее ты выглядишь, тем больше к тебе уважения. Лучшая тактика для политического деятеля, чтобы показать свою состоятельность, — как бы случайно оказаться сфотографированным не только без галстука, но и без рубашки и при этом блеснуть отличной спортивной формой.
Взгляд на секс
Зрелище обнаженного тела партнера возбуждает в большей степени мужчин, женщины же действительно любят ушами, то есть возбуждаются скорее от страстного шепота, чем от созерцания нагого партнера. Заниматься сексом при свете предпочитают 76 % мужчин и только 36 % женщин.
Чувство стыда может быть средством возбуждения. Многие нормальные люди испытывают возбуждение, когда фантазируют о том, чтобы их увидели обнаженными, или о подглядывании за кем-то. Такие склонности называют сексуальными предпочтениями, или парафилиями, и они могут быть частью сексуальной жизни пары.
О патологии говорят, если подобные предпочтения не дополняют, а полностью заменяют нормальную сексуальную жизнь с любимым партнером.
Эксгибиционистами называют людей, которые возбуждаются, только когда их гениталии видит любой человек противоположного пола. Это люди, неспособные к близким отношениям, полноценной супружеской жизни. Как правило, это мужчины, неуверенные в своей мужской состоятельности, с детства подавленные жесткой и холодной матерью-собственницей.
Вуайеризм — склонность испытывать сильное возбуждение только в ситуациях подглядывания за обнаженными, ничего не подозревающими людьми (например, когда они занимаются сексом, переодеваются или моются в душе). Вуайерист, как правило, не собирается заниматься сексом с человеком, за которым наблюдает. Возбуждение его поддерживается чувством опасности, что его застигнут за подглядыванием и накажут. Такая склонность может возникнуть, если однажды человек не просто случайно увидел чужую наготу (или секс) и возбудился, но и испугался наказания за эту случайность.
Голые и не смешные
Смотреть на ухоженное тело приятно каждому. А от морщин, пигментных пятен, вялых мышц многие отворачиваются: люди не хотят видеть, что может статься с ними с возрастом. Вид немолодого тела актуализирует наши страхи: боязнь потерять привлекательность, страх одиночества, смерти. Отношение к телу — вопрос культурной привычки, воспитания. Современный европеец хочет верить в миф о вечной молодости (и не желает смотреть на старческое тело), как вегетарианец убеждает себя в пользе растительной пищи и не может спокойно видеть мясное блюдо.
В одних ситуациях культурные ограничения наготы иногда раздражают (неприятно сидеть в жаркой сауне в купальнике, как принято в некоторых фитнес-клубах). А в раздевалке того же фитнес-клуба, на сеансе массажа или медицинском осмотре мы как раз надеемся на воспитанность окружающих и на этику профессионалов, которая избавит нас от двусмысленного разглядывания в упор.
Нагота в старину!
#1 kosty1958
Добрейшая душа нашего Форума.. Настоящий утришник.
Прикрепленные файлы
#2 Ascorpio75
Вы Эти обычаи не только кажутся нам оскорбительными, но они и действительно оскорбительны у недикого народа, уже носящего одежду, но, в сущности, они вовсе не являются результатом развращенности и не свидетельствуют о распутстве. Скажу больше, вовсе не эти бани доводят народ до распутства, наоборот, они, несомненно, очень полезны для него. Сердце русского юноши не трепещет и кровь не кипит при мысли о формирующейся груди. Ему нечего вздыхать о тайных, неведомых прелестях — он уже с детства все видел и все знает. Никогда молодая русская девушка не краснеет от любопытства или от нескромной мысли, от мужа она не узнает ничего для себя нового…»
#3 kosty1958
Добрейшая душа нашего Форума.. Настоящий утришник.
#4 Ascorpio75
#5 tanyaul
#6 ivolga
Добрая Фея с порошковым огнетушителем
#7 Gero
Общество «Долой стыд!»
Одной из форм послереволюционной борьбы за «освобождение женщины», за «новый быт», против отжившего «старого мира» являлось движение нудизма. Зародилось оно еще на рубеже XIX — ХХ веков в Европе, потом просочилось и в Россию, но воспринималось как благородный порыв к полному сближению с природой и попытка отбросить ханжеские нормы морали. Теперь же нудизму придали ярко выраженный политический характер.
Летом 1925 года в Москве появилось общество «Долой стыд!». Его участники решили бороться со стыдом как с буржуазным предрассудком. Группы людей по шесть-десять человек совершенно голыми маршировали по улицам, а на лентах, надетых поперек обнаженного тела, было написано: «Долой стыд — это буржуазный предрассудок». На дамах не было ничего, кроме обуви и сумочек для документов. Причем они ходили в таком виде в кино, в столовую для рабочих и даже ездили в трамвае. Правда, затея не вызвала понимания в обществе: говорят, бабушки, видя их, крестились, дети бросали в них камнями и гнилыми овощами.
Бельгийский консул в России Жозеф Дуйе впоследствии вспоминал: «В 1925 году при покровительстве советского правительства образовалось общество «Долой стыд!». Члены этого общества обязались отказаться от одежды и ходить голыми. Для пропаганды некоторые члены этого эксцентричного общества были посланы в поездки: в Харьков, Ростов, Минеральные Воды и т. д. Я видел их в костюме Адама и Евы в Ростове».
По воспоминаниям писателя Варлама Шаламова, «мальчишки, зеваки шли толпами за адептами этого голого ордена. Потом московская милиция получила указания — и нагие фигуры женщин и мужчин исчезли с московских улиц».
Народный комиссар здравоохранения Семашко от имени правительства осудил попытки ходить голыми «по московским изогнутым улицам». При этом он выдвигал главным аргументом следующий: «неподходящий климат, слишком низкая температура Москвы, грозящая здоровью населения, если оно увлечется идеями общества «Долой стыд!». Далее говорилось, что наркомат здравоохранения выяснил, что воздух городских улиц перенасыщен пылью и бактериями, вредными для человеческой кожи. Поэтому Наркомздрав рекомендовал не появляться на городских улицах без одежды, а полезный свежий воздух и солнечный свет искать на окраинах города и берегах водоемов…
Приложение Из статьи А.Бунге «Брак и положение женщины» в сборнике «Мир перед пропастью» под ред. И.Ильина (Берлин, 1931, на немецком языке). Русский перевод издан в Москве в 2001 г. Хотя в русском издании это прямо и не оговорено, все цитаты из советской прессы в русском издании даны, по-видимому, в обратном переводе с немецкого.)
«…Известная коммунистка Смидович кратко изложила суть сексуальной морали, царившей в то время среди коммунистической молодежи: «Кажется, наша молодежь уверена в том, что она призвана решать все вопросы, связанные с любовью, самым грубым и грязным способом; иначе она нанесет ущерб достоинству коммуниста. Нынешняя мораль нашей молодежи в кратком изложении состоит в следующем:
1.Каждый, даже несовершеннолетний, комсомолец и каждый студент «рабфака» (рабочий факультет) имеет право и обязан удовлетворять свои сексуальные потребности. Это понятие сделалось аксиомой, и воздержание рассматривают как ограниченность, свойственную буржуазному мышлению.
2.Если мужчина вожделеет к юной девушке, будь она студенткой, работницей или даже девушкой школьного возраста, то девушка обязана подчиниться этому вожделению, иначе ее сочтут буржуазной дочкой, недостойной называться истинной коммунисткой…» («Правда», 21 марта 1925 г.)
Правильность этих формулировок подтверждалась письмами, пришедшими в ответ на ее статью. Так, например, одна студентка пишет: «Студенты косо смотрят на тех комсомолок, которые отказываются вступить с ними в половые сношения. Они считают их мелкобуржуазными ретроградками, которые не могут освободиться от устаревших предрассудков. У студентов господствует представление, что не только к воздержанию, но и к материнству надо относиться как к буржуазной идеологии» («Правда», 7 мая 1925 г.). Другая студентка, по фамилии Рубцова, рассказывает, что коммунисты рассматривают любовь как нечто очень скоро преходящее, долгую любовь они считают скучной; а понятие «супруга» для них — буржуазный предрассудок. В ответ на вопрос: «Где работает ваша жена?» — они рассмеялись и спросили: «Какая?» «Один известный коммунист сказал мне: «В каждом городе, куда я езжу по работе, у меня есть временная жена». «Муж моей подруги, — продолжает Рубцова, — предложил мне провести с ним ночь, так как его жена больна и этой ночью не может его удовлетворить. Когда я отказалась, он назвал меня глупой гражданкой, которая не способна постичь все величие коммунистического учения» («Правда», 7 мая 1925 г.).
Следует заметить, что все эти женщины — настоящие коммунистки, которые никоим образом не сомневаются в правоте коммунистических взглядов, а жалуются лишь на ужасный цинизм в поведении коммунистов и ущемление их женского достоинства (См. также вышеупомянутый стенографический отчет пленарный заседаний ВЦИК, стр. 155, 169). (…) У коммунистической молодежи преобладает мнение, что между полами могут существовать лишь сексуальные отношения. Так, «Правда» пишет (9 января 1928 г.): «Между мужчиной и женщиной у нас существуют только сексуальные отношения». И героиня популярного рассказа известного писателя Пантелеймона Романова «Без фигового листка» говорит: «Мы не признаем любви. Мы знаем только сексуальные отношения, потому что любовь презираема как нечто психологическое, а у нас имеет право на существование только физиология. Всех, кто видит в любви что-то кроме физиологии, высмеивают и считают импотентами и ненормальными».
«Освобождение женщины»
… Положение освобожденной и уравненной во всем с мужчиной женщины в советском государстве и вправду тяжко и унизительно. Общее обнищание, безработица и тяжелейшие условия труда привели к возникновению в стране нового явления — полной зависимости женщины от начальства и вследствие этой зависимости — «взятке натурой», или как это там называют, «женским чаевым». Мы часто встречаем в советской печати описания таких требований и печальные последствия отказа в удовлетворении подобных амбиций (см. раздел «Коммунизм как господство чиновников» в ч. I данной книги). Коммунистические начальники стараются полностью использовать экономическую зависимость женщины и теорию свободного удовлетворения сексуального инстинкта. Верховный суд принимает в апреле 1929 года решение возбудить уголовные дела против тех мужчин, которые требуют от женщин «из благодарности» вступать с ними в половые отношения. По этому решению против председателя исполкома в Дербенте было возбуждено уголовное дело по 14 искам за принуждение к сожительству женщин, которые обратились к нему за работой («Известия», 6 июля 1929 г.). Один директор больницы, коммунист Гульбатов, под угрозой увольнения требовал от женщин, своих подчиненных, вступать с ним в половые отношения (там же).
Особенно тяжелым здесь представляется положение учительниц. «Следует положить конец “чубаровщине” на ниве народного образования. Работники комиссариата просвещения нередко забывают о своей ответственности, своей должности и своем авторитете и без всякого стыда накидываются на молодых учительниц. Вначале они пытаются уговаривать, затем требуют под угрозой увольнения; а если все это не помогает, прибегают к насилию. Так поступают все, от молодых комсомольцев до поседевших членов партии. Всякая юная учительница считается блудницей: это входит в ее обязанности. Коммунистическая партия по этому поводу отмалчивается, а отдельные ее члены участвуют в этих делах и требуют от молодых учительниц беспрекословного исполнения этой естественной повинности» («Труд», 23 декабря 1928 г.). Еще одна, «Рабочая газета», сообщает, что в Сибири внезапно уволено много учительниц. Восемнадцати из них удалось доказать, что их увольнение последовало лишь по причине непокорности домогательствам начальства; вслед за этим их вновь приняли на работу («Рабочая газета», 12 сентября 1929 г.). «Мы отмалчивались, так как жили в нужде и не хотели лишиться своего куска хлеба. Так как мне известно, что приходится выносить моим товаркам по несчастью, я, чтобы предотвратить новые жертвы, решилась открыто написать обо всем», — пишет учительница Тарасова, руководитель начальной школы в Рязанской губернии («Известия», 6 июня 1929 г.).
Немногим лучше и положение работниц, женщин, принадлежащих к классу людей, которым в советском государстве оказывается особое предпочтение. На фабрике «Катушка» Смоленской губернии целому ряду мастеров и рабочих, а также председателю профсоюза, сплошь коммунистам, предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением. Они требовали от женщин, чтобы те вступали с ними в половые отношения, а непокорных увольняли («Труд», 22 мая 1928 г.). Женщины, посещающие биржу труда, чтобы получить работу, должны соглашаться на сексуальные домогательства председателя («Труд», 15 июня 1928 г.). Коммунисты пытаются даже ввести кое-где феодальное право «первой ночи». Главная коммунистическая газета повествует о том, как директор одной из фабрик в Туркестане, коммунист Петровский, потребовал от вахтера фабрики, узбека, который собирался жениться, предоставить ему невесту на первую ночь после свадьбы. Так как он предупредил, что не простит и не забудет отказа, то жених после недолгого сопротивления согласился. Труднее было, пишет «Правда», получить согласие невесты, но в конце концов и это удалось («Правда», 25 апреля 1928 г.).
Проституция
Коммунисты любят указывать на то, что результатом свободных сексуальных отношений в советском государстве стало полное исчезновение совершенно позорного социального явления проституции. Это утверждение наивно повторяется и иностранцами. Однако официальные данные Советов полностью опровергают это утверждение. Да, исследованиями, проведенными Институтом венерических болезней, установлено, к сожалению, без приведения точных цифр, что проституция неизменно растет; это легко объяснить при чрезвычайно тяжелом положении в СССР вообще и женщин в частности. На вопрос, что, собственно, побудило их пойти на улицу, 95% этих женщин дали один и тот же ответ: безысходная нужда в результате долгой безработицы, сокращение, развод, бедственное положение родственников и т.п. Среди проституток — до 40% дочерей прежней аристократии, купечества и чиновников. В то же время до 27% здесь составляют дочери рабочих (данные Исследовательского института венерических болезней, см. также у Залкинда: Новая половая мораль, Москва, 1927 г.).
Резюме
Так выглядят итоги освобождения женщин и коммунистической борьбы с семьей. Эти итоги вынуждены признавать сами коммунисты. Так, например, центральная газета среди прочего пишет: «Есть люди, которые утверждают, что подобные итоги вызваны именно нами через нашу пропаганду свободных сексуальных отношений. Эти люди заявляют: “Вы пожинаете именно то, что сами посеяли! Вот вам ваша молодежь! Посмотрите на ваших молодых коммунистов”». Вслед за этим газета смущенно заключает: «Надо признать, что в здоровой пролетарской атмосфере подобные явления недопустимы» («Известия», 6 июня 1928 г.)».
======
В этом свете становится понятна ностальгия уцелевших и постаревших «первых комсомольцев», когда они в семидесятые годы вспоминали свою молодость: «Эх, весёлое было время, романтическое… Не то, что сейчас…»
Нагота полезна для здоровья! 6 причин, почему это важно делать мужчинам и женщинам, когда никто не…
Психологи требуют: «Вместо того чтобы лишний раз облачаться в кучу тряпок, попробуй ходить дома голышом!» Нагота — это не просто отсутствие одежды, она является залогом крепкого физического и душевного здоровья. Речь пойдет не о социальной наготе и натуризме как таковом, а о принятии себя настоящего в тихой домашней обстановке.
Нагота с давних времен носила сакральный характер, возвращала человека к истокам и помогала оздоровить тело и дух. Редакция «Так Просто!» убедит тебя хоть изредка, но всё же ходить дома нагишом. На то есть 6 неоспоримых причин!
Ходить дома голышом
Барышни избегают больших зеркал, судорожно заматываются в полотенце после душа, а на пляже облачаются в парео, чтобы никто ненароком не увидел лишнюю складочку или «не такую» родинку. Но если ты будешь чаще обнажаться дома, наедине с собой, вскоре ты избавишься от навязчивого дискомфорта и не уместных комплексов, с легкостью принимая свое тело таким, каким оно есть.
Кроме того, ты будешь реже просыпаться по ночам, а потому проснешься бодрым и полным энергии. Так что, практикуя сон без одежды, ты не только отменно выспишься, но и станешь на пару сантиметров стройнее.
Чтобы получить заряд положительных эмоций, достаточно просто понежиться под одеялом, ощущая тела друг друга. Тактильный контакт способствует выработке гормонов радости и любви, а такая незаурядная физическая близость наилучшим образом укрепляет близость эмоциональную.
Напротив же, сон нагишом поможет восстановить кислотно-щелочной баланс и подавить рост вредоносных микроорганизмов, делая тебя здоровее. Облачаясь в любимую фланелевую пижаму, не забывай, как полезно иногда провести ночь без одежды.
Конечно, мы не требуем тебя сбросить всю одежду здесь и сейчас, дискомфорт и стресс не помогут добиться положительного результата. Современному человеку стоит осознать, что обнаженное тело — это естественно и не стоит стыдиться самого себя. Полюби себя и все вокруг полюбят тебя еще сильнее!
Если тебе понравилась эта полезная статья, делись ею с друзьями в соцсетях.
Нагота и язычество
Вид обнаженного тела у язычников, не считался чем-то постыдным, наоборот, масса обрядов и ритуалов были связаны с обнажением. И лишь с приходом христианства, на вид голого тела, было наложено строгое табу.
Эротические обряды древних славян
К сожалению, не сохранилось точных сведений о личной жизни славян в дохристианскую эпоху. Этому поспособствовали в 17 веке власти России, изымая и уничтожая все документы древней истории. Но кое-что сохранилось. И эти факты указывают, что древние Русичи были очень далеки от пуританских взглядов и вели довольно раскрепощенный образ жизни. А обряды сопровождались большой долей эротики.
Например, игры на Ивана Купала, сопровождались прыжками через костер, молодые девушки поднимали подол рубахи повыше, чтобы одежда не загорелась. Представьте какое удовольствие получала толпа зевак, видя подобное зрелище, а если учесть, что нижнего белья тогда ещё не изобрели, то удовольствие от увиденного удваивалось.
Затем, разгоряченные девушки, в чем мать родила бросались в лес, искать цветок папоротника. Ведь найти его можно было только обнаженным.
У славян было много традиций, предусматривающих оголенный вид.
Так, например, замужние женщины, голыми обходили поселок чтобы защитить его от эпидемий.
Незамужние девушки перед посевной, в обнаженном виде, бродили по полю, тем самым заряжая его на плодородие. Иногда во время неурожаев, парни и девушки раздевались и предавались любви прямо на поле. Это должно было возродить мертвую землю. С помощью обнаженного женского тела вызывали дожди, считалось что, видя голую женщину, бог плодородия ниспошлет свое семя вместе с дождем. В дохристианскую эпоху, женщины старались спать голыми. Это стимулировало любовь мужа и способствовало родовитости. Вообще славянская женщина часто подставляла свое голое тело солнцу или луне. Так она вбирала в себя детородную энергию.
Любимой СПА-процедурой молодой славянки, было выйти на заре на зелёный луг и искупаться в росе.
После прихода христианства, на все подобные ритуалы, был наложен запрет. Более того, даже семейным парам предписывалось заниматься сексом в одежде и только для деторождения. Женщина вообще не имела права получать удовольствие. Так церковники старались подавить греховные порывы и заставить население больше молится.
Ведовство, грехопадение и революция: история наготы от средневекового монашества до акций Femen
Адам, Ева и юродивые
Для западной культуры тема наготы неотделима от христианской символики. Адам и Ева были созданы нагими, однако не стыдились этого. В третьей главе Книги Бытия, где речь идет о грехопадении, наблюдается интересная аналогия:
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».
До грехопадения первые люди не знали наготы. Хоть на них не было никакой человеческой одежды, их покрывала благодать. В иудейском толковании этого мифа говорится об «одежде из света». Грех лишает их именно этой сверхъестественной одежды, и они, обнажившись, вынуждены сначала прикрыться самодельными набедренными повязками из листьев смоковницы, а затем, в момент изгнания из Рая, надеть шкуры животных, приготовленные для них Господом. В их жизни появляется понятие стыда — важнейший элемент контроля.
Якоб Йорданс, «Искушение Адамы и Евы (Грехопадение)», 1640
Грехопадение — это нравственная метаморфоза такой силы, что она обязательно должна была иметь внешнее выражение, причем максимально заметное.
Петерсон пишет, что истинное достоинство тела подменяется чистой функциональностью. Тело стало «заметным» — и обрело сексуальность, которую нужно было прикрыть.
В дальнейшей истории христианства нагота не обязательно представлялась как грех, она могла быть и признаком святости. Но ассоциировалась нагота не с простыми, а с «особенными» святыми. Среди них были юродивые — они изображали безумие и таким образом переступали через социальные нормы для достижения душевного смирения. Кроме того, существовали отшельники-пустынники — они уподоблялись Христу и уходили от мира в уединенные места, где молились и претерпевали всяческие страдания, в том числе отказываясь от еды и одежды. Однако вместе с тем они нарушали и правила монастырского общежития, из-за чего считались маргиналами. Их изображения на иконах подчеркивали не только их святость, но и отдаленность от «мира», то есть от общества.
Читайте также
Юродивые изображались по определенным канонам: изможденное, худое, обнаженное или полуобнаженное тело, отсутствие головного убора, растрепанные волосы. Перед зрителем святой должен предстать не в какой-то определенный момент своей жизни, а в состоянии вечности, возвышенности над миром.
Икона преподобной Марии Египетской, скончавшейся в 522 году
Позднее Средневековье и тело ведьмы
В Средние века основной идеей католической церкви была схоластика. Скрестив богословие и логику Аристотеля, философы получили абстрактное учение, которое не касалось ничего земного, только доказательства бытия Бога, соотношение веры и знания.
Церковные догмы исключали из жизни все занятия и атрибуты, связанные с существованием тела. В Средние века исчезли сначала термы (античные бани) и спорт, затем театр. Женщина демонизировалась, сексуальная жизнь ставилась под контроль, гомосексуальность оказалась под запретом.
Однако статус-кво нарушала сила, которую историк Жюль Мишле в труде «Ведьма» назвал «горячей и плодовитой». В глазах Инквизиции ведьмы были виноваты не только в связях с Сатаной. Схоластика никак не контактировала с жизнью обычных людей, где тело позволяло себе излишества и страдало от эпидемий. Выбирая ведьм для преследования, церковь клеймила все телесные вопросы как что-то неприличное, исходившее не от сознания или общества. Поэтому ведьмам приписывали способности излечивать болезни и заставлять любить.
Ари Шеффер, «Ведьмы»
Контакт с Сатаной имел в первую очередь телесное проявление — в отличие от Господа, который являлся как чистый дух. Мишле описывает ощущения женщины, которая общалась с нечистой силой. Ведьма выставляет вперед вздувшийся живот, свидетельствующий о присутствии в теле кого-то иного. Сатана кладет на грудь, на живот, во внутренности горящий уголь, заставляя жертву биться в конвульсиях. Другой пример:
«Не успела она лечь, как чувствует какую-то тяжесть на груди, тяжело дышит, задыхается. Тяжесть спускается ниже, давит на живот, и в то же мгновение она чувствует вокруг своих рук чьи-то стальные руки».
Философ Жорж Батай рассматривал сам концепт наготы в одном ряду с другими элементами контроля над обществом: языком, культурой, социумом. Люди растрачивают присущую им от рождения чрезмерность, нарушая общественный порядок. Удовольствие от трансгрессии (выхода за пределы дозволенного) выражается в мошенничестве, воровстве, азартных играх — или в публичном оголении, разрушающем негласный договор о том, что все должны быть одеты. Этот принцип использовали и «прислужники дьявола», чтобы разорвать символический контракт с христианской нормой.
Мишле приводит пример монастыря на севере Франции, в городе Лувье, который стал широко известен после судебного процесса в 1634 году. Монах Давид внушал опьяненным белладонной ученицам, будто водил их на шабаш и венчал с дьяволом Драконом. Покорные Давиду монахини, чтобы усмирить послушниц, заставляли их ходить обнаженными. Такому наказанию девушек подвергали как в особых садах, так и в самой часовне.
Инквизиции эта история стала известна после допроса Мадлены Баван, которая попала в монастырь в 16 лет и была то ли слишком горда, то ли слишком чиста для таких обрядов. Ей был вынесен выговор за то, что во время одной из таких прогулок Мадлена пыталась прикрыть грудь. Так же неохотно Мадлена открывала и свою душу — в отличие от других послушниц, она отказывалась исповедоваться игуменье.
Может быть интересно
Под суд она попала из-за отношений с пришедшим на место духовника Пикаром. Он был одержим Мадленой: на исповеди говорил с ней только о любви, приставал, когда она была больна, и даже пугал дьявольскими формулами, которые ему якобы передал Давид. Девушка не выдержала и попала под власть Пикара. Мадлена чувствовала себя одержимой, вообразила, что ее бьют дьяволы, а Пикар представлялся ей в облике кота с горящими глазами. Она даже забеременела.
Сойдя с христианского пути и помутившись рассудком, одержимая должна была измениться и физически — так считали следователи. На допросе монахини раздели ее, чтобы отыскать следы дьявольской печати.
Они везде ощупывали Мадлену и вонзали в тело острые иголки: якобы знаком дьявола были нечувствительные места. Однако Мадлене везде было больно.
Стыд и Другой
Когда в Европе христианская картина мира сменилась светской, вопрос наготы также оказался в поле зрения науки, в том числе психологии и философии. Один из аспектов — связь наготы и понятия стыда. Важную роль в переживании стыда ученые отводят идее Другого — философской категории, к которой относят всех остальных людей, которые не являются «Я».
Современные исследователи связывают появление стыда с появлением самосознания в возрасте 15–18 месяцев. В этом возрасте ребенок начинает использовать речь, которая со временем играет всё большую роль в познании мира. Вместе с ростом рациональности ребенок теряет в невербальном понимании мира. Многие уровни переживания, принадлежащие довербальной реальности слияния с матерью, становятся ему недоступны. Ребенок обнаруживает своего внутреннего Другого — часть психики, которая остается непознанной, невыражаемой. Даже когда в будущем он начинает контактировать с Другим как с конкретными людьми, то внутренняя расщепленность всё равно оказывается решающим фактором стыда.
Становясь в самосознании объектом для самого себя, ребенок впервые переживает стыд как результат видения себя глазами Другого. Ему стыдно за себя, то есть в голове как бы параллельно существуют две конфликтующие личности. Та часть меня, за которую стыдно, переживается как внутренний Другой, как нечто неприемлемое. А триггером для спуска этого механизма становится присутствие Другого внешнего — собственного постороннего человека, наблюдающего за тобой. Рациональная часть человеческого мозга остается в роли наблюдателя перед подсознательными процессами.
Поскольку свой стыд человек пытается скрыть многочисленными покровами социальности (статусом, деньгами, профессией), то лишение их оставляет человека метафорически голым. Поэтому оказаться голым буквально значит одномоментно потерять социальное лицо.
Показать свое истинное нутро страшно, ведь можно наткнуться на осуждение со стороны не только посторонних людей, но и своего внутреннего Другого, «темного нутра», которое свидетельствует о личной несамодостаточности.
Эту хрупкость личности как единого целого в Новое время активно использовали для наказаний. В институтах благородных девиц, например, воспитанниц наказывали, ставя без передника на табурет посреди зала, полного соучениц. Хотя девушки были одеты в платья с глухим воротом и длинными рукавами, отсутствие передника символически делало их голыми. Это иллюстрирует еще одну особенность обнажения: нагота отличает человека от других, что приносит ему дискомфорт.
Зачем появилась одежда?
С того момента, как человек начинает выделять себя из окружающей действительности, происходит формирование представлений о собственной индивидуальности. Важными становятся четыре вопроса:
Философы и психологи XX века приходили к мнению, что физиологические границы тела не соответствуют границам «Я». Слепой человек пользуется тростью как продолжением руки, в то время как некоторые люди, страдающие психическими расстройствами, могут отчуждать от себя какую-либо часть тела, не отождествляя ее с собой.
Михаил Бахтин писал о том, что тело познаваемо только в отношении Другого: человек не может увидеть своего тела целиком, потому что оно доступно взгляду полностью только в том случае, если принадлежит Другому.
Эту идею развивает культуролог Ольга Вайнштейн. По ее мнению, из-за неполноты представлений человека о собственном теле контуры тела воспринимаются «размытыми, несформированными», из-за чего возникает потребность в их дополнительном обозначении — например, с помощью одежды. Она охраняет границы тела, подтверждая его реальность и контуры.
Но в то же время одежда является важным аспектом в социализации человека, в выражении его идентичности и наполняет тело человека социальным смыслом. Одежда может отделять личность от социума, а может способствовать ее интеграции в общество.
Как пишут Жак Ле Гофф и Николя Трюон в культурологическом исследовании «История тела в Средние века», естественное человеческое тело без одежды (нагота) воспринималось как зло, опасность, дикость и связывалось с животным началом, в отличие от прикрытого и одновременно украшенного одеждой тела, не имеющего ярко выраженной антирелигиозной и эротической подоплеки. В качестве примера авторы приводят эпизод из романа Кретьена де Труа, в котором рыцарь Ивэйн сходит с ума и удаляется в лес, где живет голым, без одежды.
Читайте также
Именно с таким пониманием роли и функции одежды связан и средневековый диспут о том, будут ли люди, попавшие в Рай, одетыми или нагими. Одни теологи считали, что одежда будет по-прежнему оберегать стыдливость человека, другие — что «после Страшного суда останется физическая нагота, так как первородный грех для избранных окажется искупленным. Коль скоро одежда является следствием падения, то не будет необходимости ее демонстрировать».
Футуризм жизни: нагота как бунт против общества
Наука сделала наготу вопросом не только этическим. Рационализация табуированной темы позволила использовать обнажение как средство достижения общественно-политических целей. Уже упомянутый принцип выхода за рамки социальных норм через оголение, описанный Батаем, нашел новое применение в эпоху борцов за права. Им часто пользуются политические активисты, чтобы сделать свой протест ярче, а требования — заметнее.
В период ломки общественных идеалов кулак революции может добраться не только до политических или экономических институтов. Характер Октябрьской революции был намного глубже — она хотела создать нового человека, полностью противоположного человеку старому. Вместо частной собственности — общественная. Вместо старого искусства — авангард. Вместо одежды — голое тело.
В 1920-е появился термин «футуризм жизни» — преобразование общества не через радикальное искусство, а через стиль существования. Революционная молодежь пыталась разрушить традиционную семью и сделать нормой свободные отношения, в том числе при помощи публичного обнажения. В Москве, Петрограде и Казани действовали общества «Долой стыд». Его члены, нагие, иногда только с лентой «Долой стыд» через плечо, устраивали манифестации по центральным улицам городов.
Вот как о начале общества «Долой стыд» вспоминал имажинист Матвей Ройзман:
«Днем из одного подъезда на Петровке вышел в костюме Адама футурист жизни, первый русский йог Владимир Гольцшмидт, а вместе с ним две девушки в костюмах Евы. Девушки понесли, держа за древки, над головой шагающего футуриста жизни белое полотенце, на котором крупными черными буквами было намалевано: „Долой стыд“… Разумеется, толпа окружила голых проповедников и с каждой минутой росла. Вдруг, откуда ни возьмись, бойкая старушка закричала: „Ах вы, бесстыжие глаза!“ и стала довольно усердно обрабатывать одну из обнаженных девиц зонтиком… Толпа стала угрожающе надвигаться на Гольцшмидта и его спутниц. В это время подоспели милиционеры и доставили всех троих в 50 отделение милиции».
Наиболее известный пример такого активизма — безусловно, движение Femen. Обнажая грудь в общественных местах, активистки Femen протестовали против католической церкви, проституции и др. В манифесте они писали:
«Идеология Femen — это абсолют, стремление к идеальному обществу, в котором бинарные и половые концепции человеческих отношений будут упразднены и все люди будут признаны равными друг другу. Мы хотим освободить женщин и мужчин от навязанного им обществом сексистского ошейника. Отношения должны выстраиваться на основе главного и единственного принципа: принципа равенства. Мы провозглашаем неделимость человека».
Главный вопрос, который непременно возникает к Femen: если вы боретесь против угнетения женщин, то зачем показываете себя голыми? Ведь это сексуализирует женщин, и усилия активисток приводят к противоположному результату.
Может быть интересно
Акция Femen в Страсбургском соборе, 2014. Источник
Можно провести аналогию с розовыми лентами — символом борьбы против рака молочной железы. Сами по себе ленты, конечно, рак не лечат, а человек с лентой спасителем не становится. Но ленты напоминают всем о существовании болезни, что может привлечь меценатов, волонтеров и других людей, желающих помочь. Только чем острее проблема и радикальнее борцы, тем ярче им приходится напоминать о себе.
Нагота участников заезда символизировала незащищенность велосипедистов перед опасностью.
Нагота Адама и Евы в Раю и сейчас является движителем для многих борцов за экологию. Возвращение к гармоничному отношению с природой означает и обнажение человека — как знак взаимного доверия и символ того, что человек понимает свою слабость и беззащитность, а значит, не должен провоцировать природу. Однако стоит разделять нудизм и натуризм. Первый касается лишь комфорта тела без одежды. Второй же можно назвать философией, которая объединяет нудизм и идеи гармоничного сосуществования с природой.
Культура натуризма в Германии сейчас является одной из самых развитых, а появилась она еще в конце XIX века, когда в Гамбурге открыли первую базу отдыха для нудистов.
В ГДР натуризм был распространен даже больше, чем в ФРГ, ведь власти использовали его как средство отвлечения от проблем.
Со временем натуристы стали пропагандировать не только единение с природой, но и здоровый образ жизни — отказ от курения, алкоголя, а также занятия спортом. В 1963 году основанное в Ганновере Немецкое объединение сторонников культуры обнаженного тела даже вошло в состав Немецкого олимпийского союза.
Натуризм можно назвать не только философией, но и практикой по улучшению природы. Хорватский остров Коверсада знаменит как натуристический курорт — там можно голым посетить не только пляжи, но и рестораны или спортивные площадки. Местные пляжи награждены Голубым флагом — знаком чистоты и безопасности берега и водного пространства.