портреты петра 1 написанные при жизни
Отец Отечества: десять знаменитых портретов Петра I
Последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский Пётр I известен кардинальными преобразованиями во внешней и внутренней политике. Петровские преобразования коснулись всех сфер жизни общества и государства. Искусство не стало исключением.
В эпоху Петра Великого в Российской империи начала развиваться светская живопись. До этого времени пользовались популярностью портреты-парсуны, которые очень напоминали иконописные лики. Русские художники, столкнувшись с европейской модой, с достоинством прошли испытания новой школы и добились мастерства в сложном деле: непростительно оказаться «позади планеты всей».
Сегодня, благодаря трудоёмкой работе деятелей искусства прошлых веков, потомки Петра Алексеевича знакомы с внешностью великого русского правителя. Просвещённому современному человеку Пётр Великий представляется в образе романтического героя, новатора, настоящего русского воина с широкими плечами.
VATNIKSTAN представляет знаменитые портреты не менее знаменитого отца Отечества, написанные в разные периоды жизни Петра Великого.
Портрет из «Царского титулярника». Неизвестный автор (конец 1670‑х — начало 1680‑х гг.)
«Царский титулярник» или «Большая государева книга» — справочник, богато иллюстрированный портретами русских монархов и гербами земель. Именно в «Царском титулярнике» будущий император изображён впервые. К сожалению, история создания этого портрета, его достоверность и автор неизвестны.
Гравюра с изображением царей Ивана и Петра Алексеевичей. Николас Лармессен (1685)
Выше представлена гравюра, автором которой является Николас Лармессен — французский художник-гравёр, работавший в строгом классическом стиле линейной резцовой гравюры.
Гравюра написана с неизвестного оригинала и представляет собой портреты Ивана и Петра Алексеевичей — сыновей царя Алексея Михайловича. Интересно, что именно это произведение считается единственным известным изображением будущего императора до переворота 1689 года.
Портрет Петра I. Питер ван дер Верф (около 1697)
История написания этого полотна достоверно неизвестна, но большинство искусствоведов уверены, что это произошло во время первого пребывания Петра Алексеевича в Голландии. С XIX века картина находилась в Царскосельском дворце, сейчас — в Государственном Эрмитаже.
Портрет Петра I. Готфрид Кнеллер (1698)
Работа немецкого живописца, наиболее популярного портретиста Великобритании рубежа XVII и XVIII веков Готфрида Кнеллера, действительно написана с натуры и отличается большим сходством. Однако она скрывает в себе тайну: дело в том, что над полотном работали два художника — Готфрид Кнеллером и морской живописец Вильгельм ван де Вельде (последний писал фон). Сейчас знаменитый портрет находится в английском королевском собрании картин, во дворце Гемптон-Корт.
Портрет Петра I. Бенедикт Кофр (1716)
Представленная картина — творение Бенедикта Кофра, придворного живописца датского короля. Скорее всего, написана летом или осенью 1716 года, когда царь находился с длительным визитом в Копенгагене. Государь изображён в Андреевской ленте и с датским орденом Слона на шее — высшая национальная награда Дании. Посмотреть оригинал сегодня можно в Петергофском дворце.
Портрет Петра I. Арнольд де Гельдер (1717)
Знаменитая работа голландского художника, ученика Рембрандта, Арнольда де Гельдера создана во время пребывания Петра Алексеевича в Голландии. Однако до сих пор неизвестно, написан ли портрет с натуры, так работа художника отличается некой самобытностью.
«Царь Пётр I». Жан-Марк Натье (1717)
Известный французский живописец Жан-Марк Натье отобразил и сохранил для потомков подлинные черты лица Петра Великого. Этот портрет написан во время визита царя в Париж с натуры. Сейчас работа находится в Эрмитаже. Удивительно, но существуют сомнения в том, что это оригинальная картина, а не копия подражателя Натье.
Портрет Петра I. Карел де Моор (1717)
В 1717 году русский царь прибыл на лечение в Гаагу. Именно там нидерландский художник, один из известнейших портретистов лейденской школы, запечатлел образ своего великого современника. Из переписки Петра и его супруги Екатерины известно, что работа Моора очень понравилась царю. После картину приобрёл русский дипломат, князь Борис Куракин и отправил из Франции в Петербург.
По неофициальным сведениям, сейчас оригинал Моора находится в частном собрании.
«Пётр I в Полтавской битве». Иоганн Готфрид Таннауэр (1724)
Автор уникальной картины долгое время был неизвестен современникам. Лишь в 1860‑х годах русский дипломат и генеалог князь Алексей Борисович Лобанов-Ростовский купил этот портрет Петра Великого у семейства умершего камер-фурьера в запущенном виде. После очистки картины обнаружилась подпись — «Таннауэр». Сегодня произведение можно увидеть в Государственном Русском музее.
«Пётр I на смертном одре». Иван Никитич Никитин (1725)
В середине января 1725 года великий самодержец слёг от тяжёлой мучительной болезни, а утром 28 января он скончался. Именно в тот момент к скорбному ложу был призван Никитин, чтобы запечатлеть посмертный образ великого государя. Художнику пришлось работать в экстремальных условиях: времени для написания последнего портрета императора было мало. Автору картины удалось создать в кратчайшие сроки смелый, трагичный и величественный образ.
Конечно, истинного облика легендарного героя русской истории не познать, так как взгляд каждого художника, написавшего портрет Петра Великого, своеобразен и субъективен.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Первоначально кажется, что это крыса царапае.
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Прижизненные портреты Петра I
Петр I Великий (1672-1725), основатель Российской империи, занимает уникальное место в истории страны. Деяния его и великие, и ужасные хорошо известны и перечислять их нет смысла. Мне хотелось написать о прижизненных изображениях первого императора, и о том какие из них могут считаться достоверными.
Портреты Петра I работы западноевропейских мастеров:
Тогда же (в 1717 году в Париже) Петра писал знаменитый портретист Гиацинт Риго, но этот портрет пропал бесследно.
Портреты Петра, написанные его придворными художниками:
Очень похожий портрет был сравнительно недавно обнаружен в немецком городе Бад-Пирмонте.
Л. Маркина пишет: «Автор этих строк ввел в научный оборот изображение Петра из собрания дворца в Бад Пирмонте (Германия), которое напоминает о посещении этого курортного местечка русским императором. Парадный портрет, который нес в себе черты натурного изображения, считался работой неизвестного художника XVIII века. В тоже время экспрессия образа, трактовка деталей, барочный пафос выдавали руку умелого мастера.
Петр I провел июнь 1716 года на водолечении в Бад Пирмонте, которое благотворно отразилось на его здоровье. В знак признательности русский царь подарил князю Антону Ульриху Вальдек-Пирмонт свой портрет, который долгое время находился в частном владении. Поэтому произведение не было известно российским специалистам. Документальные свидетельства, подробно фиксирующие все важные встречи во время лечения Петра I в Бад Пирмонте, не упоминали о факте его позировании для какого-либо местного или приезжего живописца. Свита русского царя насчитывала 23 человека и была достаточно представительной. Однако в списке сопровождавших Петра лиц, где были указаны духовник и кухмейстер, гофмалер не значился. Логично предположить, что Петр привез с собой готовое изображение, которое ему нравилось и отражало его представление об идеале монарха. Сравнение гравюры Х.А. Вортмана, в основу которой был положен оригинал кисти И.Г. Таннауэра 1714года, позволил нам приписать портрет из Бад Пирмонта этому немецкому художнику. Наша атрибуция была принята немецкими коллегами, и портрет Петра Великого как работа И. Г. Таннауэра вошла в каталог выставки.»
1710-е гг. Профильный портрет, ранее ошибочно считавшийся работой Купецкого. Портрет попорчен неудачной попыткой подновления глаз. Находится в Государственном Эрмитаже.
1724 г.(?), Конный портрет, называемый «Петр I в Полтавской битве», купленный в 1860-х годах кн. А.Б. Лобановым-Ростовским у семейства умершего камер-фурьера в запущенном виде. После очистки обнаружилась подпись Таннауэра. Сейчас находится в Государственном Русском музее.
С. Моисеева пишет: «Существовало специальное распоряжение Петра, предписывавшее лицам из царского окружения иметь в доме его портрет работы Ивана Никитина, а художнику брать за исполнение портрета по сто рублей. Тем не менее, царских портретов, которые можно было бы сопоставить с творческим почерком И. Никитина, почти не сохранилось. 30 апреля 1715 года в «Юрнале Петра» записано следующее: «Его Величества половинную персону писал Иван Никитин». Исходя из этого, искусствоведы искали поясной портрет Петра I. В конце концов было высказано предположение, что этим портретом следует считать «Портрет Петра на фоне морского сражения» (Музей-заповедник «Царское Село»). Долгое время это произведение приписывалось либо Караваку, либо Таннауеру. При исследовании портрета А. М. Кучумовым выяснилось, что полотно имеет три более поздние подшивки – две сверху и одну снизу, благодаря чему портрет и стал поколенным. А. М. Кучумов привел сохранившийся счет живописца И. Я. Вишнякова о прибавке к портрету Его Императорского Величества «против портрета Ея Императорского Величества». По-видимому, в середине XVIII века возникла необходимость перевески портретов, и И.Я. Вишнякову было дано задание увеличить размеры портрета Петра I в соответствии с размерами портрета Екатерины. «Портрет Петра I на фоне морского сражения» стилистически очень близок – здесь уже можно говорить об иконографическом типе И. Н. Никитина – обнаруженному сравнительно недавно портрету Петра из флорентийского частного собрания, написанному в 1717 году. Петр изображен в одинаковой позе, обращает на себя внимание схожесть написания складок и пейзажного фона.».
К сожалению, я не смог найти хорошей репродукции «Петра на фоне морского сражения» из Царского Села (до 1917 в Романовской галерее Зимнего дворца). Воспроизвожу то, что удалось добыть. Васильчиков считал этот портрет работой Таннауэра.
Портреты авторство и время создания которых неизвестно:
В. Стасов «Галерея Петра Великого» Спб 1903 г.
Д. Ровинский «Подробный словарь русских гравированных портретов» т.3 СПб 1888 г.
Д. Ровинский «Материалы для русской иконографии» т.1.
А. Васильчиков «О портретах Петра Великого» М 1872 г.
С. Моисеева «К истории иконографии Петра I» (статья).
Л. Маркина «РОССИКА Петровского времени» (статья)
Рубрики: | РОМАНОВЫ ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК |
Метки: романовы петр первый портрет 18 век
Процитировано 14 раз
Понравилось: 16 пользователям
Пётр I Великий в живописи — картины, изображения, рисунки и портреты императора
Пётр I Великий — основатель Санкт-Петербурга и Российской империи занимает важное место в истории нашей страны. Воздаяние должного почитания царю как величайшему деятелю и реформатору, в то же время человеку в частной жизни весьма неприхотливому и довольствующемуся малым, началось сразу после его ухода в мир иной.
В дальнейшем к заслугам Петра Великого относились с большим пиететом и старались преумножать их почти все последующие правители России. Деяния царя, многочисленные и великие, отлично известны и перечислять их не будем. А рассмотрим полотна с Петром I и его портреты, созданные разными художниками в разное время.
1. Рождение Петра Великого
В XIX веке петербургский издатель Андрей Прево выступил с инициативой выпуска в живописных картинах «Истории государства Российского», которую написал Николай Михайлович Карамзин — историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Карамзин явил миру один из первых обобщающих трудов по истории России.
По предложению А. Прево создателем живописных работ стал художник Б. А. Чориков, составителем текста — В. М. Строев. «Живописный Карамзин», изданный в 1830-1840-х годах, быстро получил широкую популярность. Труд был переиздан в XXI веке.
Основанный не только на исторических событиях, но и на народных преданиях, «Живописный Карамзин», безусловно, интересен современному читателю, а нам в разрезе нашей темы — благодаря гравюре «Рождение Петра Великого», выполненной художником Борисом Артемьевичем Чориковым.
2. Первый прижизненный портрет Петра
Первый из известных прижизненных портретов Петра I находится в так называемом «Царском Титулярнике» или «Корне российских государей». Это богато иллюстрированная рукопись, служившая в качестве справочника по истории, дипломатии и геральдике. Здесь содержится множество акварельных портретов. Пётр изображён ребёнком, приблизительно в конце 1670-х — начале 1680-х годов.
«Царский титулярник» был создан Посольским приказом, предшественником Министерства иностранных дел, в подарок царю Алексею Михайловичу. Совместно с авторами — дипломатом Николаем Милеску-Спафарией и подъячим Петром Долгим — над созданием титулярника работали ведущие художники своего времени, писавшие портреты русских и иностранных правителей — Иван Максимов, Дмитрий Львов, Макарий Митин-Потапов. Однако, кто из них стал автором портрета Петра, доподлинно неизвестно.
3. Цари Иван и Пётр Алексеевичи
Гравюра с неизвестного оригинала, созданная 1685 году в Париже Лармессеном, изображает царей Ивана и Петра Алексеевичей. Оригинал был привезён из Москвы послами: князьями Я. Ф. Долгоруким и Мышецким. Это самое известное достоверное изображение Петра I в детском возрасте.
Уникальный для российской истории случай стал возможен после Стрелецкого бунта. Тогда Софья, старшая сестра мальчиков, при поддержке стрелецкого войска выступила против решения о передаче трона после смерти царя Федора Алексеевича Петру, в обход болезненного царевича Ивана.
В результате оба мальчика, 16-летний Иван и 10-летний Пётр, венчались на царство. Для них даже был сделан специальный трон с двумя сиденьями и окошечком в спинке, через которое их регент царевна Софья давала различные указания.
4. Портрет цесаревича Петра Алексеевича
Погрудный потрет цесаревича Петра Алексеевича в детском возрасте выполнен в конце XVII — начало XVIII века неизвестным художником. Торс изображён почти в фас, голова — в трёхчетвертном повороте влево. На Петре тёмная нижняя одежда с украшенной драгоценными запонами и жемчужной обнизью горловиной. Сверху надет подбитый мехом вишнёвый плащ, скрепленный на груди усыпанной драгоценными камнями застежкой овальной формы. Коротко остриженные волосы маленького Петра русого цвета.
5. Портрет Петра I Великого в Лондоне
На картине изображён 26-летний Пётр I. Портрет кисти Годфри Кнеллера был подарен Петром в 1698 году английскому королю Уильяму III. Он был написан в том же году, когда в период с 11 января по 21 апреля Пётр Великий находился в Лондоне.
Пребывание в столице Туманного Альбиона было частью его знаменитого «Великого посольства» в 1697-1698 годах. Дипломатическая миссия Петра стала ознакомительным туром по более развитым странам Западной Европы. Царь был особенно заинтересован в кораблестроении голландцев и англичан.
Пётр I здесь изображён в доспехах, на которые накинут вышитый золотом плащ с подкладкой из горностая; его корона покоится на подушке в нише; в окне можно увидеть корабли.
6. Пётр I в одежде голландского матроса
Комбинированные гравюры Маркуса «Великое посольство» Петра I в Европе в 1697 и 1698 годах. Справа — портрет Петра в одежде моряка во время его пребывания в голландском городе Зандам (Саардам).
7. Пётр I впервые в Голландии
Портрет Петра Великого работы Питера ван дер Верфа, написанный примерно в 1697 году. Он был куплен бароном Будбергом в Берлине, и поднесён в дар императору Александру II. Находился в Царскосельском дворце, сейчас можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Поездка по Голландии, Англии и другим странам принесла неожиданные плоды — Пётр вдохновился европейским образом жизни и техническими достижениями, впоследствии он сменил внешнеполитический курс России на укрепление отношений с западным миром. Когда Пётр был в Голландии, его портрет написал местный художник Питер ван дер Верф.
8. «Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта. «
9. «Пётр I в иноземном наряде перед матерью. «
Картина Николая Неврева называется «Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым». На картине молодой Пётр I в европейском костюме. Наталья Кирилловна в ужасе всплеснула руками — неужели её сын покажется на людях в столь нелепом виде?
Священник пытается объяснить Петру, что русский царь должен и одеваться по-русски. Но Пётр только смеялся над советами старших: он всю жизнь будет поступать по-своему, как считает нужным. На стене — портрет царя Алексея Михайловича Романова, отца Петра. Он одет в традиционный русский костюм. Кажется, что и отец смотрит на сына с укором.
Потом Пётр переоденет в европейскую одежду всю страну. В 17-ти указах царь точно опишет, что должны носить военные чины, гражданские лица, даже женщины и дети. По его велению на улицах выставят что-то вроде манекенов, чтобы все видели, как надо носить новую одежду.
Картина, посвящённая Петру I, была написана 73-летним мастером незадолго до его трагической кончины, но она полна внутренней энергии. Верный принципам критического реализма, автор создал драматическую коллизию, построенную на психологическом взаимодействии лиц.
Пётр демонстрирует домашним иноземный наряд. Его поступок вызывает различную реакцию. Вся сцена тщательно продумана автором. Он стремится к социально-бытовой характерности, напоминая о настороженном отношении допетровской Руси к новым веяниям, ко всему западному.
Красноречива каждая подробность: выражения лиц, взгляды, позы, жесты, костюмы, интерьер. Даже такая деталь, как портрет Алексея Михайловича с атрибутами царской власти, характеризует вековые устои. Им противостоит фигура Петра, дерзновенно бросающего вызов патриархальной старине.
У Неврева юному царю 18-20 лет. Он частый гость Немецкой слободы, не был за границей, и ещё далеко до царских указов, сменивших боярские платья на одежду западного образца. Но, демонстрируя европейский костюм, Пётр уже заявляет свою реформаторскую деятельность.
10. Картина «На берегу пустынных волн…»
Лев Феликсович Лагорио написал картину в 1897 году, которую назвал строчкой из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». На ней изображён молодой царь Пётр I. По замыслу художника, он стоит на том самом месте, где вскоре возникнет новый город, названный в честь апостола Петра, — Санкт-Петербургом.
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам
11. Пётр I на картине Валентина Серова
Валентин Александрович Серов написал картину в 1907 году. Подставив грудь холодным ветрам Балтийского моря, Пётр I осматривает строящийся город — будущую столицу России. Особое внимание царь уделял строительству военного флота. Вслед за Петром спешат его учителя, советники, соратники. Они с трудом противостоят ураганному ветру.
По зыбкой насыпи широко, уверенно и твёрдо шагает великий реформатор. Его целеустремлённость, напор, энергия привели в оживленной движение вековые традиции, укоренившиеся порядки, устоявшуюся жизнь многомиллионной страны.
Действие картины разворачивается на фоне строящейся новой столицы Великой империи. На противоположном берегу золотом сверкает игла Петропавловского собора. Видны первые каменные строения, признаки города налицо. Здесь же всё только начинается. Вместо будущей набережной — земляная насыпь, вместо дворцов — основы построек в строительных лесах.
К государю приковано внимание зрителя. Всё в нем символизирует силу и решимость. Сами вельможи зябко кутаются в плащи, сгибаются перед встречным ветром. Интересна фигура царёва денщика, бережно несущего государеву треуголку. Кто этот человек с неславянской внешностью? Доподлинно неизвестно. Понятно лишь то, что в новой России не происхождение влияет на карьеру, а способности и преданность державе.
Совсем рядом стоят первые корабли русского флота. Ещё не готово Адмиралтейство, нет пристаней, портов, но есть главное — боевые и торговые корабли. Корова, пьющая воду из Невы — важнейшая деталь. Таким образом, автор даёт нам понять, что, одновременно с новыми постройками, постепенно налаживается и жизнь людей, которые пришли на эти берега всерьёз и надолго.
В облачном небе парят три чайки, символизирующие близость моря, к которому так стремительно продвигается новая Россия. Цветовая гамма картины лаконична. Схематично и просто Серов передаёт атмосферу великой стройки. Но благодаря этой сдержанности, возникает возможность сконцентрироваться на главной мысли художника: перемены, начатые великим государем необратимы.
Существует предание о том, как царь взял у солдата ружьё со штыком, вырезал из дёрна две полоски и уложил их крестом. Указав рукой на зелёный крест, он сказал: «Здесь городу быть». Через 9 лет после закладки Санкт-Петербурга царь приказал чиновникам переезжать туда из Москвы. В следующем, 1713 году, в городе начал работу Правительствующий Сенат — главное государственное учреждение России.
12. Пётр I Великий в живописи и сюжетах
Пётр I вошёл в русскую историю как первый российский император, одержавший ряд военных побед и прорубивший «окно в Европу». Царь лично руководил созданием русского флота и регулярной армии, возглавлял русское войско в походах и сражениях. Пётр провёл реформы государственного управления. Государь создавал заводы и мануфактуры, строил верфи и пристани, открывал учебные заведения и воспитывал молодых дворян. Им была создана Академия наук.
Одним из главных достижений Петра I стало решение поставленной в XVII веке задачи: возвращение родных территорий и победа в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора, а России стать империей. Безусловно, самой важной заслугой Петра I Великого является строительство великого города на Неве — Санкт-Петербурга.