наблюдение за общественной жизнью в старшей группе
Картотека наблюдений (старший дошкольный возраст)
ирина светлова
Картотека наблюдений (старший дошкольный возраст)
Наблюдения осенью:
(Старший дошкольный возраст)
1. Наблюдение за красотой природы в
Цель: обратить внимание на красоту природы
Воздух свежий, небо голубое. Нежаркое солнце освещает разноцветную листву деревьев и кустарников.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
2. Наблюдение за деревьями.
Цель: обратить внимание детей на пестроту осеннего ковра, на наряд деревьев и кустарников. Определить окраску листьев различных деревьев. Желтые и оранжевые листья у клена. Прочитать стихотворение «Кленовый лист»:
Закружился листик клена Больше летом не согреты,
Плавно с дерева скользит. Вянут с мокрою травой.
Рос на веточке зеленой, Соберу из них букеты
На земле теперь лежит. И возьму в тепло домой.
Осень ярко расписала
Каждый лапчатый листок:
Вот зеленый, ярко-красный,
Вот горит как огонек.
3. Наблюдение за деревьями.
Цель: обратить внимание на красоту деревьев.
Светло-коричневые листья у липы, вяза, дуба; зеленые – у сирени, красные – у осины, рябины.
Пройтись по опавшим листьям – они еще не шуршат. Пусть дети подержат их в руках и понюхают – листья свежие, пахучие. Прочитать отрывок из стихотворения А. С.Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье…
В багрец и золото одетые леса…
4. Наблюдение за солнцем.
Цель: показать детям, в каком месте появляется солнце, и где оно в эти часы было летом. Вечером посмотреть, где заходит солнце.
Встало утром солнышко
И гулять отправилось
Все ему понравилось.
5. Наблюдение утром за инеем на листьях.
Цель: показать детям утренний иней на листьях. Интересно посмотреть на пролетающих журавлей.
Дни осенние настали
Золотой пожар зажгли
И в неведомые дали
Журавли летят, курлычут,
Шлют последнее «прощай»,
За собою лето кличут
Забирают в теплый край.
6. Наблюдение за птицами.
Цель: предложить детям посмотреть на участке, есть ли теперь ласточки, скворцы, трясогузки, которых они видели летом, рассказать о перелетных птицах. Показать, как собираются птицы в стаи, готовясь к отлету. Легче всего заметить большие стаи скворцов. Обратить внимание детей на чириканье воробьев и писк синицы и вспомнить, какая птица так поет; постараться увидеть синицу на дереве, понаблюдать за ее быстрыми движениями.
7. Наблюдение за насекомыми.
Цель: поймать летящую паутинку и показать детям паука – «летчика». В сентябре еще можно понаблюдать за бабочками (крапивницами, летающими над цветами, вспомнить как много бабочек было летом, подчеркнуть, что теперь их стало гораздо меньше.
8. Наблюдение за листопадом.
Цель: во время листопада можно поиграть с детьми листьями,например: «Найди пять листьев с разных деревьев и назови их»; «Найди самый большой лист».Прочитать стихотворение:
Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой осеннего леса красу.
9. Наблюдение за кустарниками.
Цель: обойти все кустарники на участке. Подойти к акации, предложить поднять лист с земли. Это не удастся. Дети увидят, что лист рассыпается на дольки. Показать черные, закрученные, пустые стручки акации. Пусть дети вспомнят, какие они были раньше.
10. Наблюдение за увяданием природы.
Цель: обратить внимание на увядание природы в
Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле… (Ф. Тютчев)
11. Наблюдение за состоянием погоды.
Цель: показать детям как изменились облака. Нет больше легких, перистых и кучевых. Над головой висят тяжелые, слоистые облака, и небо кажется низким.
Скучная картина. Тучи без конца.
Дождик так и льется, лужи у крыльца…
Все чаще бывает пасмурная погода – хмурое небо, моросящий дождь.
12. Наблюдение за заморозками на почве.
Цель: в редкие солнечные дни проследить, откуда появляется солнце. Когда земля замерзает, показать детям, какая она твердая. Лужи затягиваются иголочками льда.
Падают первые снежинки.
13. Наблюдение за деревьями.
Цель: посмотреть на березу. На ней есть еще коричневые листочки, они тихо шелестят.Прочитать стихотворение Фета о березе:
Печальная береза у моего окна,
И прихотью мороза разубрана она.
14. Наблюдение за деревьями.
Цель: обратить внимание на рябину. Она хотя и без единого листочка, очень нарядная, вся в красных ягодах, а старая золотая лиственница возвышается над всеми деревьями. Земля под ней усыпана шелковистой светлой хвоей.
15. Наблюдение за деревьями.
Цель: под дубом поискать желуди. Рассмотреть глянцевую с колпачками кожуру желудей. Падают и «носики» у клена, будто маленькие пропеллеры, вертятся они на ветру.
Вспомнить какими красивыми деревья были летом.
16. Наблюдение за состоянием погоды.
Цель: во время прогулки отметить, что погода изменилась, стало мрачно, серо. Небо низко нависло.
Поздняя осень. Грачи улетели
Лес обнажился, поля опустели…
Нигде нет голубого просвета. Замерзла земля. На крышах сидят хмурые вороны. Зверям стало холодно в лесу. Прочитать стихотворение А. Блока «Зайчик»
11. Наблюдение за состоянием погоды
Цель: в конце ноября начинаются зимние явления природы. Отметить появление холодного зимнего ветра, первого снега, льда на лужах и др.
*Теплая осень – к долгой зиме.
*Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима
*Облака идут низко – к дождю и холоду.
*В лесу много рябины – осень будет дождливая,
*Появление комаров поздней осенью, в октябре или
*Птица хохлится – к непогоде.
*Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки –
весна будет ранняя, если снизу – поздняя.
Наблюдения зимой
(старший дошкольный возраст)
1. Наблюдение за состоянием погоды.
Цель: в солнечный день полюбоваться с детьми красотой пейзажа. Обратить внимание на то, как вокруг светло, бело, чисто. Ясное голубое небо. Прочитать стихотворение А. С. Пушкина «Мороз и солнце. День чудесный».
2. Наблюдение за снежинками.
Цель: понаблюдать за снежинками. Обратить внимание на то, какие они красивые, вырезные, у всех разный узор. Снежинки медленно кружатся в воздухе.Прочитать загадки:
Что за звездочки сквозные
На платке и рукаве
Все сквозные, вырезные
А возьмешь – вода в руке?
В воздухе немножко
Села и растаяла на моей ладошке.
3. Наблюдение за снежинками.
Цель: понаблюдать за снежинками при свете фонаря вечером. Прочитать стихотворение И.Токмаковой:
Стоит фонарь на улице,
Под ним снежинки кружатся.
Снежинки пляшут – триста пар
Боятся сесть на тротуар:
На тротуаре дворник злой
Вовсю орудует метлой.
4. Наблюдение за первым снегом.
Цель: обратить внимание детей на первый снег. Он белый, чистый, пушистый. Сказать детям, что в тепле он тает.Прочитать стихотворение:
В ладошках у Инки,
Убрала ладошку
Немного погрела она,
Но вместо снежинки
В ладошках у Инки
Осталась одна лишь вода.
5. Наблюдение за снегом.
Цель:рассказать детям о снеге и его свойствах: когда снег под ногами хрустит, когда искрится, когда из него можно лепить. Наблюдать в солнечный день, за тем как снег хрустит и искрится.Загадать загадку о снеге:
Он на солнышке румяный
И на шапку и в карманы
К нам посыпался с тобой.
Он и белый и пушистый
И лохматый как медведь.
6. Наблюдение за снегом.
Цель: в теплую погоду обратить внимание детей на пластичность снега. Спросить, можно ли сегодня лепить из снега. Почему можно?Загадать загадку:
Человек, а не живой
Хоть не дворник, а с метлой.
Если солнце припечет,
Слепить с детьми снеговика
7. Наблюдение за снегопадом.
Цель: провести наблюдение за снегопадом. Описать, как снег хлопьями кружится в воздухе и падает на землю. Предложить рассмотреть падающие хлопья.Прочитать стихотворение Сурикова:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
8. Наблюдение за инеем.
Цель: наблюдать, как в морозный день покроются инеем волосы, брови, воротник. Сказать, что дедушка Мороз шутит над нами,и прочитать стихотворение:
Без дел мне не сидится
Вам брови и ресницы
9. Наблюдение за следами птиц и
Цель: рассмотреть на свежевыпавшем снегу следы птиц и животных. Определить чьи следы и их направление.Напомнить стихотворение Кузнецовой:
Кто рисует на снегу Это птицы на бегу
длинные цепочки? Оставляют на снегу
Крестики и точки? Крестики и точки.
10. Наблюдение за птицами.
Цель: провести наблюдение за птицами.
Рассказать детям, какие птицы остались зимовать. Закрепить слова «зимующие» и «перелетные».Рассмотреть ворону: она крупная, серая с черными пятнами, питается хлебом и отбросами пищи.
11. Наблюдение за воробьем.
Цель: провести наблюдение за воробьем: он маленький, прыгает, чирикает.Прочитать стихотворение:
В январский день на столбиках
На тоненьких сучках
В коротких пиджачках.
Сидеть бы им под стрехами
И ждать бы им тепла,
Всю землю вьюга белая
Не сыщешь под сугробами
Мы хлеба накрошили им,
12. Наблюдение за птицами.
Цель: наблюдать за воробьем и вороной. Спросить в чем их сходство, и чем они отличаются. Наблюдать за другими птицами, прилетевшими на участок. Сказать детям, что птицы приносят пользу, их надо беречь. Посыпать им пшена, хлеба. Рассказать, что зимой птицам трудно достать корм, что много птиц гибнет от мороза. Посмотреть, как нахохлены воробьи, перестали чирикать.
13. Наблюдение за ветром.
Цель: отметить,что бывает в ветреную погоду: быстро и низко несутся серые сплошные облака, раскачиваются ветки деревьев, ветер поднимает снег с земли, заметает следы, хлопает дверьми, форточками.
14. Наблюдение за ветром.
Цель: сравнить ветреную погоду с тихой. Провести наблюдение за ветром. Рассказать какой бывает ветер, где используется ветер (на ветряных мельницах, парусных лодках) прочитать стихотворение А. С.Пушкина:
Ветер, ветер, ты могуч
Ты гоняешь стаи туч
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе.
15. Наблюдение за ветром.
Цель: отметить силу ветра, его направление. Сказать, что направление ветра можно узнать, подбросив бумажки, по движению флажка, наклону деревьев, по дыму из трубы.Загадать загадку:
Без рук, без ног, а ворота отворяет.
16. Наблюдение за погодой.
Цель: наблюдать с детьми за погодой. Отметить, что крыши домов, подоконники, заборы – все покрыто снегом.Прочитать стихотворение:
На дворах и на домах
Снег лежит полотном
И на солнце блестит
17. Наблюдение за деревьями.
Цель: рассмотреть строение деревьев,
почек незаметно. Рассказать детям, что в
маленьких почках спят листочки, весной
они будут распускаться.
12. Наблюдение за деревьями и кустами.
Цель: найти сходство и различие у деревьев и кустов, сказать, что деревья и кусты украшают участок, их надо беречь. Когда деревья покроются инеем, прочитать стихотворение С.Я Маршака:
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки.
Елку из лесу принес.
13. Наблюдение за узорами на окнах.
Цель: наблюдать, как мороз разрисовал окна домов разными узорами. Найти окна своей группы.Прочитать стихотворение:
Наши окна кистью белой
Дед Мороз разрисовал
Снегом полюшко одел он
Крыши снегом забросал.
14. Наблюдение за замерзшими окнами.
Цель: при повторном наблюдении за замерзшими окнами рассмотреть узоры. Показать, что с теплой стороны стекла оттаивают, и от узора остается только вода.При рассмотрении узора прочитать стихотворение:
Нам окно разрисовал.
Пальмы, папоротники, клены –
На окошках лес густой.
Только белый, не зеленый
Лес чудесный, не простой.
15. Наблюдение за большим снегопадом.
Цель: наблюдать за большим снегопадом, как снег хлопьями спускается вниз, такой большой кружится, что неба не видно. Отметить,что на улице сразу стало темно:
День настал и вдруг стемнело.
Свет зажгли, глядим в окно,
Снег кружится белый, белый.
Отчего же так темно?
16. Наблюдение за работой дворника.
Цель: воспитывать уважение к труду взрослых и желание помочь.Прочитать стихотворение:
Вышел дворник бородатый
Со своей большой лопатой
И помочь ему спешат
Много маленьких лопат.
Дать детям лопатки и предложить помочь расчистить дорожки.
17. Наблюдение за кустами и деревьями.
Цель: закопать кусты в снег и рассказать, что снег согревает корни и не дает морозу заморозить их. Обратить внимание, что ветки деревьев побелели от снега.Загадать загадку про мороз:
Побелели дома и кусты,
За ночь выстроили мосты.
Вот какой работник-
Гуляя в морозный день, напомнить детям, что ветки в это время особенно хрупкие.
18. Наблюдение за деревьями.
Цель: понаблюдать за елью,загадать загадку:
Сказать, что елка круглый год зеленая. Красивая елочка бывает у нас на празднике Нового года. Рассмотреть строение елки и ее хвои.
19. Наблюдение за состоянием
Цель: спросить детей, не заметили ли они, что солнечных дней стало больше, а морозы сильнее. Сравнить раннее декабрьское и январское утро. Светло или темно было на улице, когда в декабре они уходили домой? Проследить, как восходит и заходит солнце.Сделать вывод: длиннее или короче стал день?
20. Наблюдение за снегом.
Цель: после оттепели обратить внимание детей на пластичность снега. Спросить из какого снега лучше лепить. Во время работы со снегом отмечать его свойства в разное время дня (утром – сухой, днем – пластичный, к вечеру снег снова замерзает)
Показать, как делать цветной лед для украшения построек.
21. Наблюдение за птицами.
Цель: в солнечный денек прислушаться, не слышно ли голосов птиц, не чирикает ли воробей, не каркает ли ворона.Прочитать стихотворение:
«Кар-р. Взлечу на старый пень,
Буду каркать целый день.
Нет еды и нет гнезда».
22. Наблюдение за снегопадом.
Цель:когда идет снег прочитать стихотворение:
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во время работы со снегом, добиваться, чтобы дети аккуратно и тщательно отделывали постройки. Важно, чтобы глаз ребенка привыкал к красивым формам, четким линиям.
23. Наблюдение за синицей.
Цель: прислушаться к звонкому посвистыванию, спросить детей, кто это?Пусть дети посмотрят внимательно: птичка в черной шапочке, с белыми щечками. Это синица.Прочесть стихотворение:
Вьюга воет – ну и пусть!
Я в лесу живу зимой.
24. Наблюдение за птицами.
25. Наблюдение за снегирем.
Цель: понаблюдать за снегирем. Рассказать, что снегирь прилетает к нам с севера. Там еще холоднее.Нашу зиму он хорошо переносит рассмотреть внешний вид и прочитать стихотворение:
Где летом пели зяблики
Как розовые яблоки
Я – красногрудый снегирек
На ветку с ветки скок-поскок.
26. Наблюдение за состоянием погоды
Цель: поговорить с детьми о феврале. Февраль – последний месяц зимы, а там уже наступает ранняя весна. В феврале дуют ветры, метели.Прочитать стихотворение Трутневой:
Если мороз подышал на стекло
Если от снега кустам тяжело
Если на маме пуховая шаль
Значит на улице месяц Февраль.
27. Наблюдение за метелью.
Цель: обратить внимание детей на то, как неравномерно бывает покрыт снегом участок. В одном месте лежат горы снега, а в другом – видна мерзлая земля, а вокруг деревьев – глубокие воронки. Посмотреть, как ветер сметает с крыш домов снег, гонит по дорожке с одного места на другое.Прочитать:
Пусть метет метелица
Белым снегом стелется
А мы валенки надели
Не боимся мы метели.
28. Наблюдение за признаками
Цель:предложить детям ответить на вопросы: почему капает с одной стороны крыши? Как образуется и растет сосулька? В какое время капает с крыши? В котором часу темнеет? Длинней ли стал день? Выше ли поднимается солнце?
29. Наблюдение за сосулькой.
Цель: отметить, какая она блестящая, холодная, прозрачная, может быстро расколоться на мелкие части – хрупкая. Прочитать стихотворение (показывая сосульку в руке):
Сосулька хвасталась три дня:
«сияет солнце на меня,
С меня народ не сводит глаз
Блещу, сверкаю как алмаз»
Но вдруг растаяла и …трах!
Рассыпалась и в пух и прах…
А солнышку смешно,смешно:
«Не хвастай, сделаешь умно!»
• Если ночью был иней, днем снег не выпадет.
• Дым из трубы столбом – к морозу.
• Если зимой морозно – летом будет сухо и жарко.
• Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
• Ветер подул с северной стороны – к большим холодам.
• Облака идут против ветра – к снегопаду.
• Пушистые инеи – к хорошей погоде.
• К морозу комнатные птицы замолкают.
Наблюдения весной
(старший дошкольный возраст)
1. Наблюдение за состоянием погоды
Цель: утром и вечером холодно, днем светит
солнце – тепло.Сравнение погоды: утренней и
дневной. Днем начинают таять сугробы.
К нам весна шагает
видно очень теплые
ноги у весны. И. Токмакова «Весна»
2. Наблюдение за птицами
Цель:определение погоды по поведению птиц: дружно расчирикались воробьи – к оттепели; с утра пищит синица – ночью будут заморозки.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку
Почесала клювом грудку.
И с дорожки на плетень
3. Наблюдение за птицами
Цель: отметить время прилета грачей.
Определить внешний вид, повадки, сравнить
с вороной (найти сходства и различия).
Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей
Целый день по пашне вскачь,
4. Наблюдение за изменениями в природе
Цель: в ясный день провести экскурсию
по участку, обратить внимание на то,
что изменилось в природе: снег стал
Рыхлый снег темнеет в марте
Тают льдинки на окне,
Зайчик бегает по парте,
И по карте на стене.
5. Наблюдение за сосульками
Цель: наблюдать за характерным явлением
весны – появлением сосулек, когда припечет
солнце. Наблюдать за их ростом. Подвести к
пониманию причины роста сосулек. Отметить их
прозрачность. Определить верх и низ сосульки.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
На солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
6. Наблюдение за капелью.
Цель: обратить внимание на то, что в морозную погоду капели – нет. Спросить, есть ли капель утром, вечером. Выяснить причину. Установить зависимость между таянием сосулек и температурой воздуха.
7. Наблюдение за первыми проталинами.
Фотоотчет «Огород на окне» (старший дошкольный возраст) Фотоотчет «Огород на окне» (старший дошкольный возраст)Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию.
Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (старший дошкольный возраст) Д/И «На полянке»Цель: Развивать умение делить множества на подмножества, опираясь на определённый признак предмета; развивать наблюдательность,.
Картотека игр по экологии (старший дошкольный возраст) Картотека игр по экологии (старший дошкольный возраст) 1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы;.
Лэпбук «Волшебная музыка» (старший дошкольный возраст) Цель: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития.
Математика в игре «да-нет». Старший дошкольный возраст Ленинградская область Кировский район МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №35»Линейная игра «да-нет», как средство развития мышления.
НОД «Путешествие на морское дно» (старший дошкольный возраст) Цель: Познакомить детей с тем какое значение имеет каждый цвет и какое оказывает влияние на физическое и эмоциональное состояние человека.
Организационное родительское собрание (старший дошкольный возраст) Организационное родительское собрание. Старший дошкольный возраст Время проведения: сентябрь Форма проведения: беседа-диалог воспитателей.
Осень (явления общественной жизни)
Сентябрь
Интеграция областей:
социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за транспортом
Цель: учить различать грузовой и легковой транспорт; называть его назначение. Развивать внимание, память.
Ход наблюдения: рассмотреть стоящий поблизости транспорт. Определить цвет, посчитать колеса. Рассказать транспорт бывает грузовой и легковой, его назначение.
Художественное слово:
Шуршат по дорогам веселые шины,
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове – важные, срочные грузы:
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шоферов трудна и сложна.
Но как она людям повсюду нужна!
Подвижная игра «Самолеты» » (карточка № 1)
Цель: учить произносить согласные звуки. Отработка силы, громкости голоса.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: пройти по дорожке (ходьба по ограниченной поверхности)
Цель: развивать внимание, сохранять равновесие.
Труд: собрать игрушки
Цель:учить очищать игрушки от песка, аккуратно складывать их.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №9
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за березой
Художественное слово:
Береза моя, березонька, На тебе, березонька,
Береза моя белая, Посередь долинушки,
Береза раскудрявая! На тебе, березонька,
Стоишь ты, березонька, Листья зеленые,
Посередь долинушки, Под тобой, березонька,
(Русская народная песня.)
Подвижная игра: «Самолеты» (карточка № 1)
Дидактическая игра: «Найди такой листок»
Цель:учить ориентироваться в пространстве, находить нужный лист на участке. Развивать внимание.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: метание шишек в дерево.
Цель: развивать меткость, ловкость.
Труд:собрать сухие семена клена для поделок
Цель: воспитывать желание трудиться, помогать взрослым
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №10
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за осенними листьями
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад».
Ход наблюдения: Какое время года наступило? Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными. Поэтому осень называется золотой. Понаблюдать, как листья медленно кружатся в воздухе, падают на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому летят медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю – это листопад.
Художественное слово:
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят… М.Ивенсен
Подвижная игра: «Поймай листок».
Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Дидактическое упражнение: «Сдуй листок со стола»
Цель: развивать речевое дыхание.
составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.
Цель: закрепить знание цветов.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.
Цель:развивать ловкость, учить ловить мяч двумя руками.
Труд: собрать букет из листьев
Цель: развивать эстетические чувства.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №11
Осень (неживая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за ветром
Цель:Учить детей понимать понятие «ветер». Научить определять силу ветра.
Ход наблюдения:Послушать с детьми, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему они шуршат? Можно подбросить опавшие листья и посмотреть, как они кружатся и летят.
Художественное слово:
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Или мельницы крути!
Подвижная игра: «Наседка и цыплята» (карточка № 4П)
Дидактическая игра: «Найди такой листок»
Цель: учить детей находить по образцу листок. Закрепить название цвета, дерева.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: запрыгивание в круг и выпрыгивание из круга, выложенного из осенних листьев.
Цель:развивать ловкость, внимание.
Труд: собрать веточки и палочки на участке.
Цель: прививать детям желание трудиться, уважать труд дворника.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка № 12
Осень (неживая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за песком
Цель: познакомитьдетей с особенностями песка. Развивать любознательность, память.
Ход наблюдения:рассматривание небольшой горстки сухого песка. Предложить потрогать его, рассмотреть через лупу, потрогать на ощупь. Какой песок? Из чего состоит? (Из мелких песчинок) Легко ли сыплется? Что можно построить из него?
Художественное слово:
Песочница, песочница, Склонился повар беленький
В песке вся детвора. Над формочкой своей.
Забавная игра. Ребята хоть куда.
Речной песочек, меленький – Везут в машинах красненьких
Хорош для куличей. Песок туда – сюда.
Подвижная игра: «Пузырь».
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Дидактическая игра: «Что я построю из песка»
Цель: учить детей составлять простые предложения на заданную тему.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:прыжки на двух ногах вокруг песочницы.
Цель: развивать ловкость, внимание.
Труд:очистить песок от мусора.
Цель: прививать трудолюбие, учить работать вместе.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка № 13
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за отлетом птиц
Цель: Учить замечать изменения в природе: отлет птиц. Установить причину. Развивать память, мышление.
Ход наблюдения: Обратить внимание на насекомых. Почему их нет? Где они? (Они спрятались, потому что стало холодно). Насекомыми питаются птицы, им сейчас нахватает корма, поэтому они улетают в теплые края. Как они себя ведут? Понаблюдать, как птицы собираются в стаи, кружат над городом. Через несколько дней мы их не увидим.
Художественное слово:
Оторвались от земли,
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Подвижная игра: «Птички летают».
Цель: научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать по сигналу.
Дидактическая игра: «Где сидит птица?»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, различать направление справа, слева. Упражнять в употреблении предлогов: на, под.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.
Цель:развивать ловкость, учить ловить мяч двумя руками.
Труд: собрать веточки и палочки на участке.
Цель: прививать детям желание трудиться, уважать труд дворника.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №14
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за кошкой
Цель:учить различать характерные признаки внешнего вида животного. Понаблюдать за поведением кошки, называть ее детенышей.
Ход наблюдения: предложить детям рассмотреть кошку. Описать ее внешний вид, части тела. Выяснить, что делает кошка, как называются ее детеныши. Можно ли трогать кошку на улице? Почему нельзя?
Художественное слово:
Целый день у нас работа:
Ищем мы кота Федота.
Не пришел к обеду кот.
Где ты прячешься, Федот?
Загадать загадку:
Глазище, усище, хвостище,
Когтищи, а моется всех чище. (Кошка)
Подвижная игра: «Мыши и кот» (карточка № 8П)
Дидактическая игра: «Как кричат?» (животные)
Цель: научить регулировать силу голоса, громкость голоса, проговаривать отдельные слова.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Цель: упражнять в умение прыгать на двух ногах.
Труд: полив растений в цветнике.
Цель: прививать детям желание помогать взрослым, ухаживать за растениями.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №15
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: