наблюдение детей первого года жизни с 3 группой здоровья
Диспансеризация и медицинские осмотры детей
Диспансеризация и медицинские осмотры детей
Основными методами профилактики заболеваний в педиатрии являются диспансеризация и профилактические медицинские осмотры детей, представляющие собой комплексное медицинское обследование ребенка. Эти мероприятия позволяют выявить заболевания на ранних стадиях развития и принять необходимые меры.
Осмотры детей осуществляются в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2013 г. N 27961) и Приказом Министерства здравоохранения Тульской области №890 «Об организации проведения медицинских осмотров несовершеннолетних, и диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью».
Диспансеризация и профилактические медицинские осмотры детей проводятся в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Диспансеризация проводится для:
• детей-сирот, пребывающих в стационарных учреждениях;
• детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
• детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронажную семью.
Профилактические медицинские осмотры предусмотрены для несовершеннолетних детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно).
Медицинские работники до начала проведения медицинского осмотра должны получить письменное согласие на участие в осмотре от родителей или от законных представителей ребенка, а начиная с 15-летнего возраста, и от самого подростка. Для прохождения осмотра необходимо предъявить полис обязательного медицинского страхования ребенка.
Диспансеризация и медицинский осмотр проходят в два этапа. Первый этап включает в себя проведение различных обследований и осмотр врачами-специалистами. По результатам осмотра врачи оценивают состояние здоровья ребенка, его физическое, нервно-психическое и половое развитие, дают рекомендации по формированию здорового образа жизни: режиму дня, питанию, физическому развитию и т.д. В случае выявления подозрения на наличие заболевания ребенок направляется на второй этап медицинского осмотра, для дальнейшего более широкого обследования и уточнения диагноза.
Что такое медицинский осмотр? Это комплекс медицинских мероприятий, вмешательств, который включает в себя осмотр врачей-специалистов, а также лабораторные и инструментальные исследования. Они направлены на выявление патологических состояний, заболеваний, факторов риска у несовершеннолетних, чтобы в дальнейшем проводить более эффективную профилактическую работу или, в случае необходимости, лечение.
Медицинские осмотры делятся на три группы – предварительные, профилактические и периодические.
— Предварительные осмотры проводятся при поступлении ребенка в любой организованный коллектив, будь то детское дошкольное учреждение, школа, училище, техникум, институт.
— Периодические медицинские осмотры проводятся ежегодно в различных объемах во время обучения ребенка в школе, посещении детского сада. Для каждого возраста предусмотрен свой объем исследований. Он может, например, включать в себя только осмотр педиатра и лабораторные исследования, либо осмотр двумя-тремя специалистами и лабораторные исследования. Этот перечень указан в приложении к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. №1346н.
—Профилактические медицинские осмотры проводятся среди несовершеннолетних декретированных возрастов (1, 3, 7, 10, 14, 15, 16 и 17 лет). В этом случае ребенка осматривают 8-10 специалистов, кроме того, проводятся лабораторные исследования (сдается общий анализ крови, анализ крови на сахар, моча) и инструментальные исследования (флюорография, ЭКГ, ультразвуковая диагностика, а именно УЗИ сердца, брюшной полости, щитовидной железы и репродуктивной сферы).
Периодические медицинские осмотры будут проводиться в период обучения детей. По графику. Родителей школьников о дате начал осмотра известят заранее через классного руководителя, предупреждены будут мамы и папы детей, посещающих сады.
Важный момент: результаты осмотра занесут в медицинскую карту ребенка. Кстати, при профилактическом (расширенном осмотре) будет также заполняться медицинская карта профилактического осмотра несовершеннолетнего, куда занесут все результаты проведенного осмотра. Один экземпляр такой карты будет передаваться родителю, чтобы он мог в более детальной форме ознакомиться с состоянием здоровья ребенка.
I группа
К I-ой категории относятся лица, не имеющие каких-либо хронических заболеваний, а также факторов риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем абсолютном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).
Результаты лабораторных обследований данной группы лиц находятся в пределах нормальных показателей. Как нетрудно догадаться, данная категория включает в себя граждан с наиболее благоприятным уровнем самочувствия.
По итогам диспансеризации для лиц этой категории проводят профилактические консультации и другие лечебно-оздоровительные мероприятия, имеющие своей основной целью пропаганду здорового образа жизни и соблюдение санитарно-гигиенических норм.
II группа
В данную категорию входят лица, не обладающие какими-либо хроническими заболеваниями, но находящиеся в зоне повышенного риска их приобретения. Кроме этого, сюда относят людей, имеющих предрасположенность к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Данная группа – самая обширная по своей численности, что связано с большим количеством факторов, негативно влияющих на организм человека (вредные привычки, неправильное питание, сидячий образ жизни, загрязнение климата и т.д.).
Эта категория граждан диагностируется путем проведения общепринятого стандартного обследования здоровья, а также дополнительных исследований отдельных рисков в случае наличия таковых.
К II группе здоровья относятся граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний
Граждане со II группой здоровья с высоким или очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья, а также фельдшером фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта, за исключением пациентов с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, которые подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом.
Гражданам со II группой здоровья при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической коррекции выявленных факторов риска.
III группа (а и б)
К группе III а относятся лица, страдающие хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), которые требуют диспансерного наблюдения и высококвалифицированной медицинской помощи. Основная масса граждан в этой категории – люди старше 40 лет, недуги которых напрямую связаны с возрастом и старением организма. Диспансеризация таких лиц проводится с целью вторичной профилактики, а именно предупреждения осложнений и обострений уже имеющейся болезни.
К категории III б относятся лица, у которых не выявлены ХНИЗы, но требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний, нуждающиеся в дополнительном обследовании.
Граждане с III а и III б группами здоровья подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.
Группы здоровья для детей
Группы здоровья, выделяемые по итогам диспансеризации детского населения, значительно отличаются от аналогичных у взрослых. В первую очередь стоит сказать о том, что для классификации детей существует целых 5 категорий (в отличие от 3 у взрослых).
Такое количество связано с повышенной уязвимостью детского организма перед различными заболеваниями, из-за чего их диспансеризация требует большего внимания и тщательности, что в результате приводит к получению значительного количества информации для классификации на категории.
1 группа
К данной категории относят физически и психически здоровых малышей, обладающих высокой сопротивляемостью организма болезням. Они тоже могут иногда болеть, но в момент осмотра какие-либо патологии у них отсутствуют. Фактически, в 1-ую группу входят дети, которые совсем не болеют, но на практике таких детей встречается очень мало.
2 группа
Данная категория включает в себя детей, не страдающих хроническими заболеваниями, но обладающих при этом пониженным иммунитетом. Такие малыши могут несколько раз в год перенести острые инфекции, но не более того. Обычно их разделяют на несколько подгрупп по типу риска. Например, в категорию «А» входят дети с проблемной наследственностью, а в «Б» включены малыши, подверженные риску развития хронических заболеваний.
3 группа
К 3-ей категории относят детей, имеющих какое-либо хроническое заболевание. Однако пациентов данной категории отличает тот факт, что такая болезнь протекает в состоянии компенсации. Это значит, что, несмотря на наличие патологии, ребенок не сталкивается с тяжелыми последствиями либо обострениями болезни и может вести нормальный образ жизни.
4 группа
Данная категория здоровья обозначает детей с хроническими недугами в стадии субкомпенсации. В этом состоянии уже наблюдаются значительные ухудшения самочувствия, нарушение работы некоторых органов и сниженная сопротивляемость организма. Таким детям зачастую нужно постоянное лечение и реабилитация, при этом их заболевания чаще всего выражены в какой-то физической неполноценности, а нервно-психическое развитие находится в состоянии нормы.
5 группа
К данной категории относятся дети с серьезными хроническими болезнями в состоянии декомпенсации. Это дети-инвалиды с тяжелыми проблемами в развитии либо сниженными функциональными возможностями. Стоит отметить, что заболевания этой группы не всегда являются врожденными. Абсолютно здоровый ребенок после перенесенной болезни, операции или травмы может получить 5 группу. Такие дети практически всегда требуют постоянного надзора и помощи.
Заключение
Таким образом, группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, как взрослого, так и ребенка.
Учитывая осмотры узких специалистов, группу здоровья определяет педиатр или терапевт, который в свою очередь осуществляет комплексную оценку состояния организма человека.
Наблюдение ребенка первого года жизни в семейной клинике «Репромед» – постнатальная профилактическая программа «Вырастим малыша здоровым»
Рождение ребенка – великое счастье и большая ответственность для всей семьи. Главная задача родителей – сохранить здоровье малыша и способствовать его гармоничному развитию. Очень важно, чтобы с первых часов жизни кроха был окружен заботой близких, однако, кроме внимания родных, ему требуется постоянное медицинское наблюдение. Не секрет, что физическое и интеллектуальное здоровье человека закладывается в самом раннем детстве, а первый год жизни ребенка – самый важный период детства.
Некоторые патологические изменения, замеченные у детей до года и вовремя исправленные, будут напоминать о себе лишь записью в медицинской карте. Именно плановая диспансеризация ребенка раннего возраста позволяет врачу детально наблюдать за его ростом и развитием, отслеживать изменения в маленьком организме и предотвращать негативные последствия заболеваний. Современные родители это понимают и очень тщательно выбирают, кто и как будет следить за здоровьем их ребенка.
В настоящее время медицинскими учреждениями предлагаются различные программы наблюдения здоровых детей. В отличие от медицинского страхования, где страховым событием является факт заболевания ребенка, программы медицинского наблюдения разработаны для ведения (диспансеризации) здоровых детей.
При обращении в медицинское учреждение за разовой услугой, когда ребенок заболел, родители получают однократную консультацию врача. Когда ребенок заболевает снова, к нему приезжает другой врач, с новыми назначениями и рекомендациями. Значительно реже такие ситуации возникают, если с самого рождения у ребенка есть свой личный доктор. Этот доктор знаком с семьей, с ее традициями, образом жизни, состоянием здоровья старших детей и родителей. Ему известны особенности течения беременности и родов. Доктор осматривает ребенка после выписки из роддома, делает заключение о состоянии его здоровья, дает рекомендации по вскармливанию и уходу, а в последующем осуществляет динамическое наблюдение за здоровьем малыша.
Очень важно, чтобы доктор, осуществляющий наблюдение за новорожденным ребенком, был хорошо знаком с физиологией и патологией детей данного возраста, так как организм ребенка первого месяца жизни претерпевает множество изменений, связанных с появлением на свет. Оптимальным доктором для наблюдения за новорожденным ребенком является не просто педиатр, а врач-неонатолог, обладающий знаниями и опытом по ведению детей периода новорожденности (первые 28 дней жизни). Поэтому при выборе медицинского центра или клиники для наблюдения за ребенком первого года жизни родителям следует отдать предпочтение педиатру, имеющему специализацию по неонатологии.
После выписки из родильного дома врач посещает ребенка на дому, в удобное для мамы и малыша время, в привычной для них обстановке. При необходимости педиатр (неонатолог) назначает консультацию врача-специалиста, дополнительное инструментальное или лабораторное исследование и, самое главное, сможет это все оценить в соответствии с состоянием ребенка.
Сразу после рождения ребенка у молодой мамы возникает масса вопросов, которые она может обсудить с педиатром во время посещения врача. Кроме того, программа наблюдения за ребенком первого года жизни предусматривает постоянную связь с врачом по телефону, что очень ценно для молодых родителей, так как позволяет им чувствовать себя более уверенно. Каждая мама намного спокойнее себя ощущает, когда у нее есть возможность быстро получить ответ на свой вопрос от специалиста.
Для детей первого года жизни в программе наблюдения предусмотрены консультации невролога, ортопеда, окулиста, основные анализы (клинический и биохимические анализы крови, общий анализ мочи, анализ кала), электрокардиография, ультразвуковое исследование внутренних органов, головного мозга, тазобедренных суставов, шейного отдела позвоночника и сердца. Каждый ребенок нуждается в индивидуальном плане наблюдения, который составляет врач-педиатр.
Посещение педиатра происходит ежемесячно, частота посещения других специалистов и сдача необходимых анализов зависит от состояния здоровья малыша. Врач из месяца в месяц наблюдает за физическим и нервно-психическим развитием ребенка, дает советы по питанию, введению прикормов, массажу и гимнастике, а при необходимости назначает обследование и своевременное лечение. Важной составляющей роста здорового ребенка является вакцинация. Врач-педиатр будет отслеживать сроки проведения профилактических прививок, а также проводить подготовку к ним и наблюдение за ребенком после вакцинации.
Если малыш заболел, доктор назначит лечение, оптимальное для конкретного ребенка, с учетом особенностей его организма. Кроме того, с момента подписания договора на абонементное обслуживание родителям не надо постоянно решать вопрос о том, есть ли у них возможность пригласить педиатра именно сейчас, когда ребенок болен и ему требуется помощь.
Такую профилактическую программу «Вырастим малыша здоровым» предлагает заботливым родителям семейная клиника Репромед. Помните, наша главная задача – здоровье наших детей!
Наблюдение детей первого года жизни с 3 группой здоровья
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2007 г. N 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни»
О стандартах медицинской помощи больным см. справку
В соответствии со статьей 38 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Суда Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21) и в целях дальнейшего совершенствования организации медико-санитарной помощи детям в течение первого года жизни приказываю:
1. Утвердить стандарт диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни согласно приложению.
2. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации руководствоваться настоящим приказом при организации диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.И. Стародубова.
Министр | М.Ю. Зурабов |
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 28 апреля 2007 г. N 307
Стандарт диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни
N п/п | Вид деятельности | Дородовый патронаж беременной | Возрастные периоды | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
новорожденный | 1 месяц | 3 месяца | 6 месяцев | 9 месяцев | 12 месяцев | |||||||||
врач-педиатр | врач-педиатр | врачи-специалисты «*» | врач-педиатр | врачи-специалисты «*» | врач-педиатр | врачи-специалисты «*» | врач-педиатр | врачи-специалисты «*» | врач-педиатр | врачи-специалисты «*» | врач-педиатр | врачи-специалисты «*» | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1. | Диагностика отклонений в раннем онтогенезе и прогноз состояния здоровья, в том числе: | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
1.1. | сбор и оценка данных генеалогического анамнеза | + | + | |||||||||||
1.2. | сбор и оценка данных биологического анамнеза | + | + | |||||||||||
1.3. | сбор и оценка данных социального анамнеза | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
1.4. | выявление групп риска | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
1.5. | прогноз состояния здоровья и развития ребенка | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
1.6. | направленность риска | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
2. | Оценка сведений за период, предшествующий осмотру | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
3. | Оценка физического развития | + | + | + | + | + | + | |||||||
4. | Диагностика и оценка нервно-психического развития (НПР), в том числе: | + | + | невролог + | + | невролог + | + | невролог +/- | + | + | невролог + | |||
4.1. | диагностика НПР | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
4.2. | оценка НПР с определением вариантов группы развития | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
4.3. | выделение групп риска | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
5. | Оценка резистентности, в том числе: | + | + | + | + | + | + | |||||||
5.1. | анализ частоты, длительности и тяжести острых заболеваний | + | + | + | + | + | + | |||||||
6. | Диагностика и оценка функционального состояния организма, в том числе: | + | + | невролог +, детский хирург+, травматолог-ортопед +, офтальмолог +/- | + | невролог +, | + | невролог +/- | + | детский стоматолог +, детский хирург + | + | невролог +, детский хирург +, травматолог-ортопед +, офтальмолог +, детский стоматолог +, оториноларинголог + | ||
6.1. | выявление жалоб | + | + | + | + | + | + | |||||||
6.2. | осмотр по органам и системам | + | + | + | + | + | + | |||||||
6.3. | оценка ЧСС, ЧД и АД | + | + | + | + | + | + | |||||||
6.4. | сбор сведений и оценка поведения ребенка | + | + | невролог + | + | невролог + | + | невролог +/- | + | + | невролог + | |||
6.5. | выделение групп риска по отклонениям в поведении | + | + | невролог + | + | невролог + | + | невролог +/- | + | + | невролог + | |||
6.6. | оценка результатов лабораторных исследований и др. методов исследования, в том числе: | + | + | + | + | |||||||||
— анализ крови; | + | + | ||||||||||||
— анализ мочи; | + | + | ||||||||||||
— аудиологический скрининг; | ||||||||||||||
— УЗИ, | + | |||||||||||||
в том числе: тазобедренных суставов; | + | + | ||||||||||||
— ЭКГ | + | + | + | |||||||||||
7. | Заключение о состоянии здоровья, в том числе: | + | + | невролог +, детский хирург +, травматолог-ортопед +, офтальмолог +/- | + | невролог +, | + | невролог +/- | + | детский стоматолог +, детский хирург + | + | невролог +, детский хирург +, травматолог-ортопед +, офтальмолог +, детский стоматолог +, оториноларинголог + | ||
7.1. | направленность риска, группа риска | + | + | + | + | + | + | |||||||
7.2. | оценка физического развития | + | + | + | + | + | + | |||||||
7.3. | оценка нервно-психического развития | + | + | + | + | + | + | |||||||
7.4. | оценка резистентности | + | + | + | + | + | + | |||||||
7.5. | оценка функционального состояния и поведения | + | + | + | + | + | + | |||||||
7.6. | прогноз адаптации | + | + | + | + | + | + | |||||||
7.7. | диагноз, группа здоровья | + | + | + | + | + | + | |||||||
8. | Рекомендации, в том числе по следующим разделам: | + | + | + | невролог +, детский хирург +, травматолог-ортопед +, офтальмолог +/- | + | невролог +, | + | невролог +/- | + | детский стоматолог +, детский хирург + | + | невролог +, детский хирург +, травматолог-ортопед +, офтальмолог +, детский стоматолог +, оториноларинголог + | |
8.1. | санитарно-гигиенические условия | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
8.2. | режим | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
8.3. | вскармливание и питание | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
8.4. | физическое воспитание и закаливание | + | + | + | + | + | + | |||||||
8.5. | воспитательное воздействие | + | + | + | + | + | + | |||||||
8.6. | рекомендации по иммунопрофилактике инфекционных заболеваний | + | + | + | + | + | + | |||||||
8.7. | рекомендации по профилактики пограничных состояний и их прогрессирования | + | + | + | + | + | + | |||||||
8.8. | лабораторные и др. методы исследования, в том числе: | + | + | + | ||||||||||
— анализ крови; | + | + | ||||||||||||
— анализ мочи; | + | + | ||||||||||||
— аудиологический скрининг; | + | |||||||||||||
— УЗИ, | + | |||||||||||||
в том числе: тазобедренных суставов; | + | |||||||||||||
— ЭКГ | + | |||||||||||||
8.9. | немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции отклонений в здоровье и развитии (при их наличии) | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | ||
8.10. | по постановке на диспансерный учет и наблюдение по учетной форме N 030/у | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- |
Примечания: 1. Знак «+» обозначает необходимость проведения соответствующего вида деятельности в определенный возрастной период.
2. Знак «+/-» обозначает возможность проведения соответствующего вида деятельности только при наличии медицинских показаний в определенный возрастной период.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2007 г. N 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни»