на изучение территориальной организации социальной жизни направлены методики
Методика исследований в социальной работе содержание
Главная > Отчет
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Главным методом развития духовного мира личности является убеждение. Метод реализуется в практике социальной работы в различных формах, и, прежде всего, при помощи разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов. С помощью убеждения достигается осмысленное освоение человеком научных знаний, социально- экономической ситуации, правовых норм, этических и эстетических эталонов.
В практике социальной работы механизм педагогической саморегуляции состояния и поведения личности, педагогический инструментарий используется, как правило, в единстве с социально- психологическими методами ориентирования на те черты сознания людей, которые складываются под влиянием повседневных условий их жизни и деятельности, а также собственного жизненного опыта.
Обыденный, эмпирический уровень сознания, эталоны общения, социальных отношений, поведения человека в конкретной группе может не полностью совпадать с соответствующими нормами, утвердившимися в обществе. Группа может оказаться такой социальной микросредой, которая полностью или частично изолирует отдельного человека от господствующих в обществе норм поведения и ценностей, навязывая им свои. Разрыв между внутригрупповыми и общественными ценностями часто служит причиной девиантных форм поведения человека.
Вот почему от социального работника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на социально-психологические явления, господствующие в социальной микросреде жизнедеятельности человека. А это достигается социально-психологическими методами воздействия, глубоким изучением условий жизнедеятельности клиента. Сюда относятся такие методы, как гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев, традиций и др.
Взаимосвязь факторов, влияющих на сознание и поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы.
Контрольная точка 1
Исследовательский процесс, направленный на социальную реальность следует начать:
выяснения причинно-следственных факторов, повлиявших на возникновение проблемной ситуации;
б) формулировки рабочих гипотез исследования;
в) определения предмета познания, его внешних границ;
г) постановки исходных проблем.
Разнообразие социальных методик обусловлено:
а) разнообразием социального мира;
б) разнообразием рабочих гипотез исследования;
в) предметом познания;
г) фантазией исследователя.
Классификация социальных методик базируется на дифференциации:
С точки зрения масштабности выделяют методики:
На осуществление нововведений в обществе направлены методики:
Не стимулируют социальную систему к изменениям методики:
На изучение территориальной организации социальной жизни направлены методики:
На развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей направлены методики:
На осмысление опыта прошлого направлены методики:
На изучение способов и приемов оптимизации информационного процесса направлены методики:
На изучение механизмов воспроизводства населения направлены методики:
в) разрешения конфликтов;
Способы решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни представляют собой методики:
Способы решения политических проблем представляют собой методики:
Способы воздействия на характер, реакцию, волю личности представляют собой методики:
Методики, направленные на изменения параметров процессов происходящих внутри человека при возмущающих факторах, называются:
В качестве основных методик социальной работы выступают:
а) знания социальной работы;
б) виды социальной работы;
в) навыки социальной работы;
г) задачи социальной работы.
Методики, требующие квалификации специалиста, называются:
Методики, доступные неспециалистам, называются:
К какой группе методов относятся анализ, синтез, дедукция и индукция:
б) всеобщие или философские;
в) частные или специальные;
г) комплексного подхода.
О социальном «здоровье» общества позволяет судить:
а) социальная адаптация;
б) социальная диагностика;
в) социальное страхование;
г) социальное проектирование.
Природу, сущность, характер и тенденции социальных процессов и явлений позволяет изучить:
а) социальная адаптация;
б) социальная диагностика;
в) социальное страхование;
г) социальное проектирование.
Основным принципом социальной диагностики является принцип:
Непредвзятое отношение к социальным явлениям, исключение искажения социальной действительности отражает принцип:
г) комплексного подхода.
Осуществление социальной диагностики, как отражение объективной реальности требует соблюдение принципа:
г) комплексного подхода.
Единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах деятельности представляет метод:
б) всеобщий или философский;
в) частный или специальный;
г) комплексного подхода.
Некоторые из аспектов способа познания и преобразования природы, общества и мышления определяют методы:
б) всеобщие или философские;
в) частные или специальные;
г) комплексного подхода.
Специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний составляют методы:
б) всеобщие или философские;
в) частные или специальные;
г) комплексного подхода.
Данная группа методов объединяет все те способы, при помощи которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на социальные интересы и потребности клиентов:
г) комплексного подхода.
г) комплексного подхода.
Данная группа методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента:
г) комплексного подхода.
Модуль 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Тема 4. Специфика социологического подхода в социальной работе
Социальная работа является объектом изучения различных наук. Социология рассматривает социальную работу как явление общественной жизни. Методы социологии широко используются в деятельности социальных работников. Таким образом, социальная работа и социология неразрывно связаны.
Социологическое видение проблем социальной работы учитывает закономерности развития социальной сферы, акцентирует внимание на том, как влияет деление социума на классы, социальные группы, слои на решение проблем социальной работы.
Результаты исследования социологами социальной структуры общества, а также условий труда учреждений социальной работы могут быть использованы для повышения уровня эффективности социальной работы, подготовки и переподготовки социальных работников, для анализа самой социальной работы с точки зрения участия в ней разных групп социальных работников, учреждений, экспертов, практиков, работников образования, социальных педагогов, социальных психологов и др.
Социальный работник опирается на знания, рекомендации, социальные проекты, разрабатываемые в рамках социологии управления как отраслевой теории социологии, основывающейся на социологических парадигмах и эмпирических исследованиях. Социология управления требует четкого определения субъекта социальной работы: социального работника как специалиста, занимающего определенную должность, выполняющего известные функции, учреждения социальной работы как группы социальных работников, а также социология управления изучает и учитывает в исследованиях социальной сферы социальную политику государства, отдельных крупных фирм, политических партий, общественных организаций.
Социальная работа взаимодействует с социологией семьи : деятельность социологии семьи позволяет решить проблемы социальной работы, связанные с проведением экспертизы семейного положения клиента, а также социального положения, материального и социального положения разных семей. Без социологического осмысления социальных ситуаций, социальный работник чаще всего не может понять проблем, которые возникают у клиента, определить пути их решения.
Не менее значимо влияние на социальную работу социологии труда – отрасли социологической теории и практики, организующей целесообразность деятельности человека, социальной группы. Характеризуя специфику положения и образа жизни различных профессиональных и должностных групп населения, характер их трудовой деятельности, социология труда дает возможность социальному работнику понять специфику влияния на решение проблем клиента его профессионально – трудовой среды, характерных черт работников различного профиля, уровня их обеспеченности как следствие труда на конкретном рабочем месте.
Важно, что социология труда акцентирует внимание на профессиональных заболеваниях, стереотипах мышления, традиционных видах поведения представителей различных социально– профессиональных групп. Это позволяет социальному работнику использовать все подходы к решению проблем клиентов, вырабатывать стратегию организации социальной помощи нуждающимся, а также воздействовать на социальную политику фирм, государственных органов управления, общественных организаций.
Социология труда исследует проблемы занятости, безработицы, социальной защиты работника в трудовом коллективе. Те же проблемы решает и социальный работник.
Кроме всего перечисленного, социология воздействует на подготовку специалистов социальной работы: наличие социологических дисциплин в базовом учебном плане государственного образовательного стандарта по специальности «социальная работа». Социологическое содержание программы подготовки социальных работников задается характеристикой сферы и объектов их профессиональной деятельности.
Главное направление влияния социологии на социальную работу связано с анализом самой социальной работы, характера участия в ней разных групп социальных работников, эволюции социальной работы как общественного института. В данном случае социальная работа предстает как объект социологического исследования.
Тема 3. Методы социальной работы
Рассматривая метод как способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели, можно выделить три группы методов:
· всеобщие (философские) методы;
· частные специальные методы.
Всеобщий или философский метод представляет собой единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах деятельности.
Общенаучные методы определяют не всеобщий путь, способ познания и преобразования природы, общества, мышления, а лишь некоторые их аспекты. К таким методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос и др.
Специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний, составляют частные специальные методы.
Междисциплинарный, интегративный характер теории и практики социальной работы расширяет набор ее методов за счет общенаучных и специальных. Анализ практической деятельности органов социальной защиты населения позволяет выделить три основные группы методов социальной работы:
Группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на социальные интересы и потребности клиентов. Материальная мотивация и поддержка жизнедеятельности как отдельной личности, так и социальных групп, испытывающих в этом потребность, играют ведущую роль в системе социальной работы. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; патронажа и бытового обслуживания; морального поощрения и санкций и т.д.
Организационно-распорядительные методыориентированны главным образом на такие мотивы поведения людей, как осознанная необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Эти методы устанавливают отношения субординации и координации в социальной работе и лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб и отдельных специалистов социальной работы. Отличительной чертой организационно- распорядительных методов является их прямой характер воздействия, поскольку опираются, прежде всего, на регламентирующие, нормативно- правовые акты. В данной группе методов можно выделить некоторое различие между организационными и распорядительными методами.
Организационные методы, закрепляя права, полномочия, обязанности и ответственности различных звеньев в органах управления социальными службами, придавая им функциональную определенность, обеспечивают «упреждающее» управленческое воздействие на решение задач социальных служб, определенных положениями и инструкциями.
Распорядительные методы, в отличие от организационных, позволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устранять вскрытые недочеты. Будучи органически связанными с организационными методами, они придают системе органов управления социальной работой, оперативность и динамичность.
Группа организационно-распорядительных методов, базируясь на долговременном закреплении организационных связей в системе социальной работы, играет важную стабилизирующую роль в социальных отношениях. В зависимости от места в структуре управления и характера стабилизирующего воздействия, основными организационно-распорядительными методами являются:
Регламентированиепредставляет собой довольно жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, положения, инструкции и др.). Такие методы используются органами управления социальными службами.
Инструктирование является наиболее мягким способом организационного воздействия. Оно заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережении от возможных ошибок, совете по характеру действий и т.д. В социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленную на защиту его гражданских прав и свобод.
Кроме перечисленных, к организационно-распорядительным методам социальной работы следует отнести подбор и расстановку кадров, метод критики и самокритики, контроль, проверку исполнения и др.
Широкое распространение в практике социальной работы получили психолого-педагогические методы. Эта группа методов социальной работы, в отличие от организационно- распорядительных методов, характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально- психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Как известно, поведение личности в значительной мере обуславливается социально- психологическими явлениями: общественных, групповых мнений, настроений, вкусов, желаний, увлечений, моды и т.д.
Возникая как продукт общения, социально-психологические явления приобретают относительную самостоятельность и оказывают регулирующие влияние на поведение и поступки людей, т.е. появляется своеобразный механизм социальной саморегуляции. Так, социологические исследования подтверждают, что в 55-60% случаев люди поступали не так, как они хотели бы, а так, как принято в группе, коллективе или организации, членом которой человек является.
Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы людей) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах. Сознание человека является высшим регулятором его поведения и действий, так как всякий импульс к действию, возникая под влиянием внутреннего состояния личности или внешних обстоятельств, всегда соотносится со сложившимися у человека взглядами, идеалами, принципами и нормами и соответственно санкционируются или затормаживаются ими.
Главным методом развития духовного мира личности является убеждение. Метод реализуется в практике социальной работы в различных формах, и, прежде всего, при помощи разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов. С помощью убеждения достигается осмысленное освоение человеком научных знаний, социально- экономической ситуации, правовых норм, этических и эстетических эталонов.
В практике социальной работы механизм педагогической саморегуляции состояния и поведения личности, педагогический инструментарий используется, как правило, в единстве с социально- психологическими методами ориентирования на те черты сознания людей, которые складываются под влиянием повседневных условий их жизни и деятельности, а также собственного жизненного опыта.
Обыденный, эмпирический уровень сознания, эталоны общения, социальных отношений, поведения человека в конкретной группе может не полностью совпадать с соответствующими нормами, утвердившимися в обществе. Группа может оказаться такой социальной микросредой, которая полностью или частично изолирует отдельного человека от господствующих в обществе норм поведения и ценностей, навязывая им свои. Разрыв между внутригрупповыми и общественными ценностями часто служит причиной девиантных форм поведения человека.
Вот почему от социального работника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на социально-психологические явления, господствующие в социальной микросреде жизнедеятельности человека. А это достигается социально-психологическими методами воздействия, глубоким изучением условий жизнедеятельности клиента. Сюда относятся такие методы, как гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев, традиций и др.
Взаимосвязь факторов, влияющих на сознание и поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы.
Контрольная точка 1
1.Исследовательский процесс, направленный на социальную реальность следует начать:
a) выяснения причинно-следственных факторов, повлиявших на возникновение проблемной ситуации;
б) формулировки рабочих гипотез исследования;
в) определения предмета познания, его внешних границ;
г) постановки исходных проблем.
2.Разнообразие социальных методик обусловлено:
а) разнообразием социального мира;
б) разнообразием рабочих гипотез исследования;
в) предметом познания;
г) фантазией исследователя.
3.Классификация социальных методик базируется на дифференциации:
4.С точки зрения масштабности выделяют методики:
5.На осуществление нововведений в обществе направлены методики:
6.Не стимулируют социальную систему к изменениям методики:
7.На изучение территориальной организации социальной жизни направлены методики:
8.На развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей направлены методики:
9.На осмысление опыта прошлого направлены методики:
10.На изучение способов и приемов оптимизации информационного процесса направлены методики:
11.На изучение механизмов воспроизводства населения направлены методики:
в) разрешения конфликтов;
12.Способы решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни представляют собой методики:
13.Способы решения политических проблем представляют собой методики:
14.Способы воздействия на характер, реакцию, волю личности представляют собой методики:
15.Методики, направленные на изменения параметров процессов происходящих внутри человека при возмущающих факторах, называются:
16.В качестве основных методик социальной работы выступают:
а) знания социальной работы;
б) виды социальной работы;
в) навыки социальной работы;
г) задачи социальной работы.
17.Методики, требующие квалификации специалиста, называются:
18.Методики, доступные неспециалистам, называются:
19.К какой группе методов относятся анализ, синтез, дедукция и индукция:
б) всеобщие или философские;
в) частные или специальные;
г) комплексного подхода.
20.О социальном «здоровье» общества позволяет судить:
а) социальная адаптация;
б) социальная диагностика;
в) социальное страхование;
г) социальное проектирование.
21.Природу, сущность, характер и тенденции социальных процессов и явлений позволяет изучить:
а) социальная адаптация;
б) социальная диагностика;
в) социальное страхование;
г) социальное проектирование.
22.Основным принципом социальной диагностики является принцип:
23.Непредвзятое отношение к социальным явлениям, исключение искажения социальной действительности отражает принцип:
г) комплексного подхода.
24.Осуществление социальной диагностики, как отражение объективной реальности требует соблюдение принципа:
г) комплексного подхода.
25.Единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах деятельности представляет метод:
б) всеобщий или философский;
в) частный или специальный;
г) комплексного подхода.
26.Некоторые из аспектов способа познания и преобразования природы, общества и мышления определяют методы:
б) всеобщие или философские;
в) частные или специальные;
г) комплексного подхода.
27.Специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний составляют методы:
б) всеобщие или философские;
в) частные или специальные;
г) комплексного подхода.
28.Данная группа методов объединяет все те способы, при помощи которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на социальные интересы и потребности клиентов:
г) комплексного подхода.
г) комплексного подхода.
30.Данная группа методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента:
Тема 3. Методы социальной работы
Рассматривая метод как способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели, можно выделить три группы методов:
· всеобщие (философские) методы;
· частные специальные методы.
Всеобщий или философский метод представляет собой единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах деятельности.
Общенаучные методы определяют не всеобщий путь, способ познания и преобразования природы, общества, мышления, а лишь некоторые их аспекты. К таким методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос и др.
Специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний, составляют частные специальные методы.
Междисциплинарный, интегративный характер теории и практики социальной работы расширяет набор ее методов за счет общенаучных и специальных. Анализ практической деятельности органов социальной защиты населения позволяет выделить три основные группы методов социальной работы:
Группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на социальные интересы и потребности клиентов. Материальная мотивация и поддержка жизнедеятельности как отдельной личности, так и социальных групп, испытывающих в этом потребность, играют ведущую роль в системе социальной работы. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; патронажа и бытового обслуживания; морального поощрения и санкций и т.д.
Организационно-распорядительные методыориентированны главным образом на такие мотивы поведения людей, как осознанная необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Эти методы устанавливают отношения субординации и координации в социальной работе и лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб и отдельных специалистов социальной работы. Отличительной чертой организационно- распорядительных методов является их прямой характер воздействия, поскольку опираются, прежде всего, на регламентирующие, нормативно- правовые акты. В данной группе методов можно выделить некоторое различие между организационными и распорядительными методами.
Организационные методы, закрепляя права, полномочия, обязанности и ответственности различных звеньев в органах управления социальными службами, придавая им функциональную определенность, обеспечивают «упреждающее» управленческое воздействие на решение задач социальных служб, определенных положениями и инструкциями.
Распорядительные методы, в отличие от организационных, позволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устранять вскрытые недочеты. Будучи органически связанными с организационными методами, они придают системе органов управления социальной работой, оперативность и динамичность.
Группа организационно-распорядительных методов, базируясь на долговременном закреплении организационных связей в системе социальной работы, играет важную стабилизирующую роль в социальных отношениях. В зависимости от места в структуре управления и характера стабилизирующего воздействия, основными организационно-распорядительными методами являются:
Регламентированиепредставляет собой довольно жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, положения, инструкции и др.). Такие методы используются органами управления социальными службами.
Инструктирование является наиболее мягким способом организационного воздействия. Оно заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережении от возможных ошибок, совете по характеру действий и т.д. В социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленную на защиту его гражданских прав и свобод.
Кроме перечисленных, к организационно-распорядительным методам социальной работы следует отнести подбор и расстановку кадров, метод критики и самокритики, контроль, проверку исполнения и др.
Широкое распространение в практике социальной работы получили психолого-педагогические методы. Эта группа методов социальной работы, в отличие от организационно- распорядительных методов, характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально- психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Как известно, поведение личности в значительной мере обуславливается социально- психологическими явлениями: общественных, групповых мнений, настроений, вкусов, желаний, увлечений, моды и т.д.
Возникая как продукт общения, социально-психологические явления приобретают относительную самостоятельность и оказывают регулирующие влияние на поведение и поступки людей, т.е. появляется своеобразный механизм социальной саморегуляции. Так, социологические исследования подтверждают, что в 55-60% случаев люди поступали не так, как они хотели бы, а так, как принято в группе, коллективе или организации, членом которой человек является.
Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы людей) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах. Сознание человека является высшим регулятором его поведения и действий, так как всякий импульс к действию, возникая под влиянием внутреннего состояния личности или внешних обстоятельств, всегда соотносится со сложившимися у человека взглядами, идеалами, принципами и нормами и соответственно санкционируются или затормаживаются ими.
Главным методом развития духовного мира личности является убеждение. Метод реализуется в практике социальной работы в различных формах, и, прежде всего, при помощи разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов. С помощью убеждения достигается осмысленное освоение человеком научных знаний, социально- экономической ситуации, правовых норм, этических и эстетических эталонов.
В практике социальной работы механизм педагогической саморегуляции состояния и поведения личности, педагогический инструментарий используется, как правило, в единстве с социально- психологическими методами ориентирования на те черты сознания людей, которые складываются под влиянием повседневных условий их жизни и деятельности, а также собственного жизненного опыта.
Обыденный, эмпирический уровень сознания, эталоны общения, социальных отношений, поведения человека в конкретной группе может не полностью совпадать с соответствующими нормами, утвердившимися в обществе. Группа может оказаться такой социальной микросредой, которая полностью или частично изолирует отдельного человека от господствующих в обществе норм поведения и ценностей, навязывая им свои. Разрыв между внутригрупповыми и общественными ценностями часто служит причиной девиантных форм поведения человека.
Вот почему от социального работника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на социально-психологические явления, господствующие в социальной микросреде жизнедеятельности человека. А это достигается социально-психологическими методами воздействия, глубоким изучением условий жизнедеятельности клиента. Сюда относятся такие методы, как гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев, традиций и др.
Взаимосвязь факторов, влияющих на сознание и поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы.
Контрольная точка 1
1.Исследовательский процесс, направленный на социальную реальность следует начать:
a) выяснения причинно-следственных факторов, повлиявших на возникновение проблемной ситуации;
б) формулировки рабочих гипотез исследования;
в) определения предмета познания, его внешних границ;
г) постановки исходных проблем.
2.Разнообразие социальных методик обусловлено:
а) разнообразием социального мира;
б) разнообразием рабочих гипотез исследования;
в) предметом познания;
г) фантазией исследователя.
3.Классификация социальных методик базируется на дифференциации:
4.С точки зрения масштабности выделяют методики:
5.На осуществление нововведений в обществе направлены методики:
6.Не стимулируют социальную систему к изменениям методики:
7.На изучение территориальной организации социальной жизни направлены методики:
8.На развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей направлены методики:
9.На осмысление опыта прошлого направлены методики:
10.На изучение способов и приемов оптимизации информационного процесса направлены методики:
11.На изучение механизмов воспроизводства населения направлены методики:
в) разрешения конфликтов;
12.Способы решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни представляют собой методики:
13.Способы решения политических проблем представляют собой методики:
14.Способы воздействия на характер, реакцию, волю личности представляют собой методики:
15.Методики, направленные на изменения параметров процессов происходящих внутри человека при возмущающих факторах, называются:
16.В качестве основных методик социальной работы выступают:
а) знания социальной работы;
б) виды социальной работы;
в) навыки социальной работы;
г) задачи социальной работы.
17.Методики, требующие квалификации специалиста, называются:
18.Методики, доступные неспециалистам, называются:
19.К какой группе методов относятся анализ, синтез, дедукция и индукция:
б) всеобщие или философские;
в) частные или специальные;
г) комплексного подхода.
20.О социальном «здоровье» общества позволяет судить:
а) социальная адаптация;
б) социальная диагностика;
в) социальное страхование;
г) социальное проектирование.
21.Природу, сущность, характер и тенденции социальных процессов и явлений позволяет изучить:
а) социальная адаптация;
б) социальная диагностика;
в) социальное страхование;
г) социальное проектирование.
22.Основным принципом социальной диагностики является принцип:
23.Непредвзятое отношение к социальным явлениям, исключение искажения социальной действительности отражает принцип:
г) комплексного подхода.
24.Осуществление социальной диагностики, как отражение объективной реальности требует соблюдение принципа:
г) комплексного подхода.
25.Единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах деятельности представляет метод:
б) всеобщий или философский;
в) частный или специальный;
г) комплексного подхода.
26.Некоторые из аспектов способа познания и преобразования природы, общества и мышления определяют методы:
б) всеобщие или философские;
в) частные или специальные;
г) комплексного подхода.
27.Специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний составляют методы:
б) всеобщие или философские;
в) частные или специальные;
г) комплексного подхода.
28.Данная группа методов объединяет все те способы, при помощи которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на социальные интересы и потребности клиентов:
г) комплексного подхода.
г) комплексного подхода.
30.Данная группа методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента:
г) комплексного подхода.