на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме

Психологические основы развития представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста

на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Смотреть фото на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Смотреть картинку на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Картинка про на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Фото на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме Юлия Александровна Абросимова
Психологические основы развития представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста

В каждом возрасте ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. И поэтому каждая возрастная ступень становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем ребенок младше, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Известный зарубежный педагог М. Монтессори «сензитивным периодом» для сенсорного развития называет возраст от 0 до 5,5 лет. В отечественном словаре по психологии возрастная сензитивность определяется как присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.

В дошкольном возрасте детям знание цветов и других признаков предметов помогает ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочить и связывать друг с другом. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно нужно увидеть. Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, то есть видеть, что цвета одинаковые или разные. Когда ребенок научится определять сходство и различие цветов при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу-к настоящему восприятию цвета, а затем и к называнию цвета. Безусловно ознакомление с цветом у детей должно происходить в игровой форме. Например в процессе лепки, рисования карандашами, красками, во время прогулок, во время различных игр. Ребенок, ознакомленный с цветом и формой, при восприятии нескольких цветных предметов может различать их по признаку цвета,он может сгруппировать их по этому признаку и подобрать наименования для полученных группировок: «красные мячи», «зеленые кубики». Ребенок, осуществляя целенаправленное сравнение предметов, учится устанавливать взаимосвязи между знаниями о признаках цвета, формы, координировать их и выражать с помощью языковых средств. При определении взаимосвязи дети опираются в основном на собственный опыт, который организуется взрослыми. При обращении со знакомыми предметамив знакомых ситуациях ребенок приобретает опыт на различных уровнях: на уровне действий, на уровне представлений и на языковом уровне. Эти три уровня играют большую роль в развитии восприятия, то есть в выявлении признаков различия и сходства предметов, по которым они могут быть классифицированы или объединены в группы. Знакомить детей с цветом мы начинаем последовательно, поочередно. Начинаем с красного, затем синий, желтый, зеленый, белый, черный, коричневый, оранжевый, потом мы уже можем перейти и к оставшимся цветам. В работе с детьми используют игрушки – автомобили, кубики, различные мелкие предметы и специально подобранный дидактический материал, книги с яркими иллюстрациями. После того как мы представили цвет детям- нужно закреплять материал в течение дня, фиксируя внимание на цвете:

— в дидактических, сюжетно-ролевых, развивающих, подвижных играх;

— при рассматривании с детьми книжных иллюстраций нужно подбирать книги с цветными рисунками, в которых чаще всего встречается изучаемые цвета;

— в беседах с детьми заводить разговор о цвете, предлагая каждому ребенку назвать свой любимый цвет;

— во время рисования воспитатель предлагает детям использовать заданные краски, например синего, красного и желтого цветов.

— во время изготовления поделок дети выбирают из предложенной бумаги листы определенного цвета;

-при знакомстве со светофором обращаем внимание на его цвета;

— во время прогулки осенью вместе с детьми рассматривать опавшие листья и называть их цвет;

— во время одевания просим детей называть цвет их одежды;

Итак, в дошкольном возрасте сенсорное воспитание приобретает особое значение, т. к. в этот период развиваются сенсорные процессы.

Уже в три года заканчивается подготовительный этап сенсорного воспитания и начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры. Венгер Л. А. для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета.

Знакомить и формировать представления о цвете у детей мы начинаем уже в первой младшей группе. Мы предлагаем деткам игры, упражнения, способствующие накоплению цветовых представлений. К примеру предлагаем выбрать предметы определенного цвета из предложенного нами набора; просим сравнивать предметы разных цветов или одного и того же цвета; просим детей назвать, какие предметы определенного цвета его окружают (цвет определяет и спрашивает педагог). Почвой для введения опредмечевания свойств, установления детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с двух лет. При решении различных сенсорных задач важным оказывается обучение внешним приемам сопоставления объектов, т. е. прикладывания вплотную для распознавания цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.

Вслед за этим – подготовительным – этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.

В младшей группе детского сада дети (3 – 4 лет) учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу.

Вначале у детей формируют представления об ахроматических цветах, белом и черном цвете, создаются условия, способствующие усвоению названий цветов. Венгер Л. А. считает, что на первых порах целесообразно вводить не семь, а шесть цветовых тонов, т. к. голубой цвет дети трудно усваивают. И его лучше отложить на момент, когда дети готовы будут понимать холодные и теплые оттенки.

Критериями оценки сформированности восприятия цвета являются знание сенсорных эталонов цвета,которые характеризуются следующими показателями:

— умение соотносить цвета с образцом;

— умение располагать цвета в соответствии с образцом;

— умение находить цвета и оттенки по названию;

— называние основных цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого, дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого).

В рамках дошкольного образовательного учреждения у ребенка конечно формируются стандарты о цвете объектов окружающего мира, но ребенок может и не замечать богатства и разнообразия цветовой гаммы. Необходимо обращать внимание детей на многообразие оттенков цвета в произведениях искусства и окружающем мире, учить наблюдать, анализировать, эмоционально реагировать на цвет, сравнивать. Когда дошкольник выполняет работу в цвете, он использует яркие, активные цвета, не задумываясь могут ли они сочетаться друг с другом.

Л. Б. Ермолаева-Томина считает именно чувственный аспект, особо важен в развитии художественного восприятия цвета, так как требует изучения различных его качеств, свойств и возможностей.

По мысли Н. Н. Волкова, отличительной особенностью художественного восприятия цвета в изобразительной практике ребенка является обогащенное восприятие цвета, когда, кроме своих основных или собственных качеств, цвет приобретает несобственные.

Г. В.Степанов отмечает три уровня художественного восприятия:

• уровень, связанный с эмоциональными реакциями человека на ритмические, колористические и пространственные характеристики произведения;

• уровень, связанный с эмоциональными реакциями человека, сложившимися в ходе социального и исторического развития общества;

• уровень, связанный с формированием эстетического отношения к действительности.

Цвет необходимо рассматривать с точки зрения его восприятия и воздействия, где различные цветовые отношения являются специфическим знаком, способом художественной передачи действительности, своеобразной речью ученика, раскрывающего его чувства. Развивая художественное восприятие, педагог должен учитывать, что результатом творчества ребенка является образ как продукт деятельности его мышления. Цвет как средство выразительности способно согласовать те изменения, которые происходят в мире сознания и чувств ребенка в соответствии с замыслом и системой изобразительной грамоты. Специфическая особенность художественного восприятия заключается в особом отношении механизмов, его осуществляющих. Таким образом, основной шаг в развитии художественного восприятии цвета лежит именно в практическом опыте учащихся, в способах визуального восприятия и методах, направленных на художественное познание мира, в получении знаний в области изобразительной грамоты, в установлении смысловых и цветообразных связей, которые соответствуют эмоциям школьника. В итоге через чувственно-мыслительный процесс раскрывается идейно-содержательный компонент постановки, его художественная сущность.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Тема: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Актуальность. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного.

Конспект занятия по сенсорному воспитанию для второй младшей группы «Складывание двухместной матрёшки» Введение: Сенсорное восприятие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания.

Источник

Психолого — педагогическая характеристика особенностей развития восприятия формы и цвета предметов у детей 3–4 лет

на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Смотреть фото на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Смотреть картинку на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Картинка про на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Фото на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме Мария Крысина
Психолого — педагогическая характеристика особенностей развития восприятия формы и цвета предметов у детей 3–4 лет

«Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития восприятия формы и цвета предметов у детей 3-4 лет»

Познание ребёнком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная картина мира.

В младшем дошкольном возрасте начинается формирование перцептивных действий. Благодаря таким достижениям в различной предметной деятельности младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир и в процессе этого освоения и как следствие формируется восприятие ребенка. Таким образом, развитие восприятия детей 3-4 летнего возрастного периода непосредственно связано с сенсорным воспитанием.

Сенсорное воспитание создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестического и других видов ощущений и восприятий. Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно – исследовательской) деятельности.

Первое положение. В психологии ощущение и восприятие рассматриваются не как рецепторные процессы, а как рефлекторные. Это значит, что ощущение и восприятие носят не пассивный характер зеркального отражения качеств предмета или предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей.

Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями. При первичном различении объектов ребенок первого полугодия жизни еще не выделяет особенностей объектов. И только с развитием и совершенствованием различных обследовательских действий осуществляется формирование сложных адекватных образов, т. е. осуществляется предметное восприятие.

Второе положение. Развитие восприятия у ребенка рассматривается в педагогической науке как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей. Прежде всего, ребенок осваивает систему перцептивных действий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего. Восприятие ребенка расширяется, совершенствуется по мере овладения новыми перцептивными действиями. Каждое новое перцептивное действие, осваиваемое ребенком, дает возможность открывать в предметах новые свойства и качества.

Поначалу для выделения того или иного предметного качества перцептивное действие имеет развернутый характер, ярко выраженный и наблюдаемый. А затем, по мере накопления сенсорного опыта, перцептивные действия свертываются, некоторые из них постепенно переходят в зрительный план, хотя при затруднениях в восприятии они могут снова приобрести развернутый характер.

Каждый человек в процессе своего индивидуального развития осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для анализа воспринимаемой окружающей действительности и для систематизации своего сенсорного опыта. Под эталонами понимаются нормативные значения свойств, выделенные в процессе общественно-исторической практики человека. В результате многовековой производственной, научной, художественной деятельности человечество выделило в многообразии свойств воспринимаемой действительности системы сенсорных качеств,наиболее значимых в той или иной деятельности: систему геометрических форм, цветов, величин, материалов, систему звуков по высоте, нормы звукопроизношения в речи, систему направлений и т. д. Все эти важнейшие качества получили и словесные обозначения,названия: цвета спектра, объемные и плоскостные геометрические фигуры, меры длины, веса, материалы и т. п.

Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного детства, выходя за его пределы. Освоение эталонных значений качеств проходит три периода, которые отражают возможности ребенка систематизировать получаемые им представления о свойствах предметов.

Первый период длится до начала третьего года жизни. Это период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, — некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т. д.

Второй период длится в среднем до пяти лет. Ребёнок пользуется предметными предэталонами, т. е. образы свойств предметов соотносятся к определенным предметам. Так, овал определяется через форму огурца (как огурчик). Усвоение же систем общепринятых эталонов происходит в возрасте пяти лет и старше — третий период, когда на основе накопления многообразного опыта, его обобщения под руководством взрослого эталонное значение для ребенка начинают приобретать сами свойства предметов в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качества предметов, предметыс освоенными общепринятыми эталонами: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш деревянные и т. д.

Овладение системами перцептивных (обследовательских) действий и системами эталонов проходит в тесном единстве и взаимосвязи.

Это освоение общественно выработанных эталонов и овладение перцептивными действиями меняет характер восприятия: ребенок получает возможность видеть известное в незнакомом, получает возможность самостоятельного обобщенного познания окружающего, формирования расчлененных и полных представлений.

Третье положение касается условий формирования сенсорных процессов. Отечественная психология утверждает, что развитие восприятияпроисходит в процессе содержательных деятельностей: на первом году жизни оно связано с предметной деятельностью ребенка, а в дальнейшем —с более сложными деятельностями: изобразительной, конструктивной, трудовой, игровой, учебной.

Развитие разных видов деятельности, их совершенствование обеспечивает и сенсорное развитие: формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразия эталонов. Но каждая деятельность обладает своими сенсорными основами, поэтому совершенствование любой деятельности будет зависеть от уровня развития сенсорных процессов.

Таким образом, можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности сенсорного развития ребенка и развития разных видов его деятельности. Таковы психологические основы сенсорного воспитания, которые и определяют задачи, содержание, условия, методы, приемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становиться возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними.

Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребёнка третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых ими звуков, соотнесения частей.

После 3-х лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления.

Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т. д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:

Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей в период от 2 до 2 лет 3 месяцев и старше.

Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.).

Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка (с 2 лет – 2 лет 3 месяцев).

Обозначают различные предметы в соответствии с их характернымисенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т. п. (с 2,5 лет).

Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец, цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.) (с 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев).

Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).

Начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет) (с 2 лет 9 месяцев – 3 лет).

на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Смотреть фото на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Смотреть картинку на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Картинка про на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Фото на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете формеДидактическая игра для развития восприятия цвета «Разноцветное угощение для мышки» Цель: Научить ребенка различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. Для этого ребенка.

на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Смотреть фото на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Смотреть картинку на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Картинка про на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Фото на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете формеДидактическое пособие по развитию восприятия цвета для детей младшей группы Хочу предложить Вам пособие на развитие восприятия цвета. Данное пособия изготовила из картонной коробки и стаканчиков из под йогурта.

на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Смотреть фото на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Смотреть картинку на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Картинка про на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Фото на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете формеДидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возраста «СПРЯЧЬ ЗАЙЧИКОВ ОТ ЛИСЫ И ВОЛКА» Цель: закрепить знания детей о шести основных цветах и их названия, обучение индикации цвета. Материал:.

на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Смотреть фото на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Смотреть картинку на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Картинка про на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете форме. Фото на годах жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете формеХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *