на 3 году жизни в произнесении многосложных слов дети продолжают испытывать следующие затруднения
Возрастные особенности связной речи детей 3–4лет
Ребёнок рождается, не умея говорить, в процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые люди, научиться пользоваться устной, а затем письменной речью.
В своём развитии детская речь проходит ряд этапов, качественно отличающихся друг от друга.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
Знание закономерностей речевого развития детей необходимо, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения, правильно диагностировать нарушения речи и строить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают их различные возрастные границы (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, Г.Л. Розенгард-Пупко и др.).
Мы рассмотрим этапы развития речи во второй младшей группе так,как их определил А.И.Максаков [23]:
1. На третьем году жизни ребенок способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, называть действия, совершаемые теми или иными животными, но развернутые фразы, как правило, еще не строит. В грамматическом отношении речь ребенка еще далеко не всегда правильная, но малыш в этом возрасте уже связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, нередко при этом, допуская ошибки в падежных окончаниях. Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчиненными, хотя последние употребляют еще очень редко.
Еще одно достижение ребенка третьего года жизни: он способен воспринимать простые, небольшие по объему сказки, рассказы, близкие его жизненному опыту, может ответить на некоторые вопросы по их содержанию.
Несмотря на все достижения в развитии речи дети, в этом возрасте, еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего речь в целом не всегда понятна окружающим, с большим трудом воспринимается, особенно маленькими собеседниками.
На третьем году жизни улучшается подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти), но произношение детей еще далеко от нормы. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков. В произнесении многосложных слов, дети испытывают затруднения: не всегда могут сохранить слоговую структуру слова (укорачивают слова), переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки.
При стечении двух или трех согласных нередко выпадают даже те звуки, которые легко произносятся в простых одно – двухсложных словах («пигин» вместо пингвин).Голосовой аппарат у детей третьегогода жизни, еще недостаточно окреп. В этом возрасте у ребенка проявляется недостаточно внимания к речи взрослых, он может часто отвлекаться.
Итак, к 3-м годам произносительная сторона речи у детей сформирована не до конца. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, они не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда этого требует ситуация, при подготовке ко сну, во время приема пищи. На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словарного запаса. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов), начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью. Одновременно с развитием речи развивается и мышление, память, воображение ребенка. В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.
2.Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними.
На четвертом году жизни дети могут свободно вступить в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир, вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться к взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, т. е. обозначается словом. Однако внимание у детей четвертого года жизни еще недостаточно устойчиво и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.
К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500–2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два),прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребёнок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папинстул, маминачашка). Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого он был сам. Здесь он часто допускает неточности. Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания. В этом возрасте ребенок еще не способен последовательно, логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка содержат короткие распространенные предложения, часто лишь отдаленно связанные между собой по содержанию; понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Ребенок четвертого года жизни также не может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают (прыгает, умывается). Имея хорошую память, малыш способен запомнить и воспроизвести небольшие по объему стихотворения, потешки, загадки при неоднократном чтении одной и той же сказки может почти дословно передать содержание, часто не понимая смысла слов.
На четвертом году жизни происходит укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). В этом возрасте ребенок не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Совершенствуется речевой слух ребенка. Произношение у детей значительно улучшается, закрепляется правильное произношение свистящих звуков, начинают появляться шипящие. У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Взрослым следует своевременно обращать особое внимание на таких детей, выявлять причины отставания в развитии речи и принимать меры к устранению недостатков.
Итак, на четвертом году жизни у детей происходить заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Инициатива к общению все чаще и чаще исходит от ребенка. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но они легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, со стороны произношения еще недостаточно чиста и правильна.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1100 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Консультация «Развитие речи ребёнка третьего года жизни»
Развитие речи ребенка третьего года жизни.
Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в процессе лепки «Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в процессе лепки». В отечественной педагогической науке и практике накоплен достаточный.
Дидактическая игра в жизни ребенка третьего года жизни Дидактическая игра в жизни ребенка третьего года жизни В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством.
Консультация для родителей «Развитие речи у детей 5-го года жизни» Роль семьи в развитии речи у детей 5-го года жизни. Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической.
Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребёнка пятого года жизни» Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей 3-4 лет; движения их более совершенны, они способны уже к более продолжительному.
Консультация «Игры для развития внимания и памяти с детьми третьего года жизни» Для того, чтобы ребенок рос любознательным и сообразительным, нужно помочь раскрыть его способности. Нужно постараться оценить его собственные,.
Консультация «Психологические особенности третьего года жизни ребёнка» Третий год жизни считается переходным этапом в развитии ребёнка- к концу года ребёнок становится младшим дошкольником. Предметная деятельность.
Психолого-педагогические основы речи детей третьего года жизни Психолого-педагогические основы речи детей третьего года жизни Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память,.
Разработка рекомендаций по развитию речи детей третьего года жизни для родителей и воспитателей Спожакина Наталия Геннадиевна МБДОУ детский сад №46 «Вишенка» Рекомендации для воспитателей: 1. Обеспечить дальнейшее понимание речи окружающих.
Сенсорное развитие детей третьего года жизни в процессе реализации проекта «Разноцветная неделя» Актуальность проблемы Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей (на развитие чувства цвета, обладают большими возможностями:.
Развитие речи ребенка третьего года жизни
Развитие речи ребенка третьего года жизни
Потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми
и сверстниками возрастает. В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил
машину?». Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?», «Куда?», «Когда?» и т. п.
Возрастает понимание ребенком речи.
Малыш понимает, когда говорят не только о том, что совершилось
в его присутствии сиюминутно, но и о том, что должно произойти.
Судят об уровне понимания ребенком речи и по действиям, которые он выполняет по заданию взрослых, и по его высказываниям.
Словарный запас к концу года по сравнению с предыдущим
возрастом увеличивается в 3—4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды и пр., т. е. в основном тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами. Но все же в словарном запасе малыша преобладают существительные (60 %), затем глаголы (25—27 %) и меньше всего (лишь 10—12 %) прилагательные.
Малыш начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами (например, предлог на употребляет чаще, чем в, но реже
пользуется предлогами из, за). При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов, но и все чаще называет их цвет, свойства, качества (красный, зеленый, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др.), форму (круглый шарик). Однако в начале года он еще часто не согласует прилагательные мужского и женского рода с существительными и употребляет их в именительном падеже единственного числа.
Таким образом, в речи ребенка третьего года жизни есть почти
все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий.
В этом возрасте в речи детей преобладают слова-названия, собирательные существительные (например, такие, как посуда, одежда, мебель, животные и др.) пока отсутствуют. Многие названия предметов ребенок хорошо знает (быстро находит среди разных вещей одной группы нужные), они есть в его пассивном словаре, но в активной речи он пользуется ими не всегда. Все реже малыш прибегает к облегченным словам (говорит собака вместо ранее употребляемого «ав-ав»). Нередко ребенок сам придумывает слова; это указывает на то, что он начинает осознавать звуковую сторону слова («мазелин» вместо вазелин, «мокресс» вместо компресс). Иногда дети еще продолжают путать сходные объекты или предметы одного назначения, например ботинками называют и туфли, и сандалеты, и даже тапочки; почти не называют детали
предметов, части.
В качественном отношении словарь детей с возрастом становится все более неравнозначным. Это зависит не только от условий воспитания, но и от местности, где проживает ребенок (в городе или на селе), и других факторов.
На третьем году жизни ребенок способен узнавать и называть
знакомые предметы, изображенные на картинке, называть действия («Собака бегает»), но развернутые фразы, как правило, еще не строит. В грамматическом отношении речь ребенка еще далеко не всегда правильна. Хотя малыш верно связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, но нередко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако в них все чаще появляются дополнения («Мальчик сидит на стуле»).
Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчиненными, хотя последние употребляют еще очень редко. К концу года ребенок овладевает речью в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь носит пока ситуативный характер.
На третьем году ребенок способен воспринимать простые по
содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на
некоторые вопросы по прочитанному. Однако содержание произведения должно быть близко жизненному опыту малыша.
При пересказе сказок ребенок способен лишь договаривать за
взрослым отдельные слова либо группы слов. Но небольшие
тексты, многократно ему прочитанные, он почти полностью запоминает наизусть; самостоятельно же построить связный пересказ дети, как правило, не могут (хотя некоторые к концу года легко справляются с таким заданием).
На данном возрастном этапе ребенку становится доступным
отгадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ, например, есть знакомые ему звукоподражательные слова («На болоте живет и квакает: «Ква-ква-ква». Кто это?»).
Несмотря на все достижения в развитии речи, дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего их
речь в целом не всегда понятна окружающим.
На третьем году жизни ребенка, хотя подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти) значительно повышается, его произношение все еще далеко от нормы. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков. Имея уже достаточно развитое фонематическое восприятие (дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, порой отличающиеся только одним звуком), малыши пытаются «подогнать» свое произношение к общепринятому. Но это не всегда удается,
и ребенок заменяет недостающие звуки другими, более легкими для
произношения, например: р и л — й или ль, шипящие и твердые
свистящие — мягкими свистящими звуками, а иногда и звуками
ть, дъ («сюба, тюба» вместо шуба, «сянки, тянки» вместо санки,
«зюк, дюк» вместо жук, «тяй» вместо чай). Нередко твердые
согласные заменяются простыми по артикуляции мягкими («дяй»
вместо дай). Причем такая замена обнаруживается лишь в определенных группах звуков т, д, с, з (т. е. переднеязычных) и почти не наблюдается при произнесении губно-губных (п, б, м) и губно-зубных (в, ф) согласных, хотя в процессе становления звуков последние появляются раньше, чем соответствующие им пары мягких согласных. Многие дети заменяют звук ы звуком и, звук х звуком к.
В этом возрасте дети правильно и четко произносят гласные звуки а, у, и, о (некоторые дети еще могут заменять или недостаточно четко произносить звуки ы, э), согласные м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х (некоторые дети еще заменяют звук х звуком к: «клеп» вместо хлеб, смягченно произносят звуки т, д: «тянк» вместо танк), йотированные звуки й, я, ю, е, ё, усваивают мягкие согласные сь, зь (твердые согласные большинство детей начинают правильно произносить к концу года). Звук ц отсутствует и заменяется звуком ть или сь (с). Однако к концу года этот звук у некоторых детей появляется и произносится правильно.
Дети третьего года жизни начинают правильно произносить
звук ль, заменяя им недостающие звуки л, рь, р («люк», «лепа»,
«лядио» вместо лук, репа, радио). Многие малыши заменяют всю
эту группу звуков звуком й («йук», «йека» вместо лук, река), иногда звук ль заменяют также звуком й («бойно» вместо больно).
В произнесении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: не всегда могут воспроизводить слоговую структуру слова (укорачивают слова), переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки.
При стечении двух или трех согласных нередко выпадают даже
те звуки, которые легко произносятся в простых одно-, двухсложных словах («пигин» вместо пингвин).
Дети этого возраста имеют укороченный слабый выдох (1,5—
2с), многие говорят недостаточно громко. Большинство детей вслед
за взрослыми неплохо воспроизводят различные интонации, верно
пользуются ими в своей речи. Однако голосовой аппарат ребенка
еще недостаточно окреп. Малыши не всегда умеют правильно им
пользоваться, не умеют говорить шепотом, когда этого требует
обстановка (когда спят дети, во время еды). У ребенка еще недостаточно устойчиво внимание к речи взрослых, он может часто отвлекаться.
Итак, к трем годам произносительная сторона речи у детей еще
недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением
нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается
на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно
чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно
пользоваться своим голосовым аппаратом, например не могут
достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и говорить тихо,
когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время
приема пищи).
Следует отметить, что к трем годам некоторые дети могут
усвоить и правильно произносить большинство звуков родного
языка, кроме р и шипящих, или даже все звуки. У некоторых детей,
наоборот, возможны задержки в формировании произносительной
стороны речи. Например, ребенок заменяет шипящие и твердые
свистящие звуки звуками ть, дь; наблюдается также неправильное
формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение звуков с, з, нечеткая речь с неправильным произношением
большого количества звуков и даже полное отсутствие речи).
На третьем году жизни происходит интенсивное накопление
ребенком словаря. Увеличивается число существительных, обозначающих как предметы ближайшего окружения, так и других, которыми малыш часто (но непостоянно) пользуется. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 л.), начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространенные предложения, бессоюзные сложносочиненные предложения. В общении с взрослыми малыш все реже и реже употребляет звукоподражательные слова, односложные предложения.
Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.
В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат.
Учитель-логопед: СП – детский сад «Светлячок»
(Использован материал книги «Правильно ли говорит ваш ребёнок»)
Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни
Татьяна Тукиш
Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни
Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни
Тукиш Татьяна Федоровна
Воспитание звуковой культуры речи – это важное направление в системе работы по обучению детей родному языку. В процессе воспитания звуковой культуры речи ребенок учится правильно произносить все звуки, достаточно громко отвечать на занятиях и в повседневном общении, говорить выразительно, не торопясь. Чтобы достичь успехов, работу нужно начинать как можно раньше.
У детей третьего года жизни имеются огромные возможности в усвоении звуковой стороны речи. Ориентировочные показатели развития речи детей третьего года жизни следующие: к концу этого возрастного этапа дети в основном правильно произносят все звуки, кроме шипящих и сонорных л, р.
Нередки случаи, когда трехлетние дети овладевают правильным произношением всех звуков. В настоящее время большинство детей усваивают и правильно произносят звуки значительно позже (к пяти и даже к шести годам). Такое неравномерное усвоение звуков обусловлено прежде всего индивидуальными особенностями развития речи ребенка. Немаловажную роль в овладении речью (и звукопроизношением в частности) играет окружающая речевая среда.
Прежде чем определить задачи, рассмотрим состояние звуковой стороны речи у детей третьего года жизни.
Подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти) в этом возрасте у ребенка значительно улучшается, совершенствуется речевой слух, работа голосового аппарата. Дети усваивают многие звуки, учатся говорить достаточно громко и ясно. Но имеется и ярко выражено несовершенство звуковой стороны речи: дети не произносят ряд звуков и часто заменяют их более легкими для произношения звуками,например: шипящие и твердые свистящие — мягкими свистящими звуками, а иногда звуками тъ, дь. Нередко отмечается замена твердых согласных звуков мягкими. Такая замена обнаруживается лишь в определенной группе звуков т, д, с, з и т. д. (т. е. переднеязычных) и почти не наблюдается при произношении губно-губных (п, б, м) и губно-зубных (в, ф) согласных, хотя они, как отмечает В. И. Бельтюков, в процессе становления звуков появляются раньше, чем соответствующие им пары мягких согласных. Некоторые дети заменяют звук ы звуком и, звук х звуком к. Отмечаются и другие индивидуальные особенности в произношении звуков.
На третьем году жизни у детей такие сложности как:затруднения в произнесении многосложных слов:
— не могут сохранить слоговую структуру слова,
— заменяют и опускают отдельные звуки.
При стечении двух или трех согласных нередко выпадают даже те звуки, которые легко произносятся в простых одно-двусложных словах. Многие дети произносят слова недостаточно отчетливо и внятно.
Дети этого возраста часто имеют укороченный, слабый выдох, многие говорят недостаточно громко.
Практика показывает, что работа по воспитанию звуковой культуры речи детей третьего года жизни ведется разрозненно, без всякой системы,и направлена чаще всего на решение отдельных вопросов данного раздела: учить отчетливо и внятно произносить слова, отдельные звуки, развивать голосовой аппарат. Узкий подход к воспитанию звуковой культуры речи у детей третьего года жизни в некоторой степени обусловлен еще и неоправданным ограничением задач, которые ставит Программа.
В рассматриваемом возрасте имеется необходимость работы над звукопроизношением, в частности, для закрепления правильного произношения воспитателю следует планировать игры и упражнения со звукоподражанием.
На третьем году жизни дети не только неправильно произносят звуки, но и нередко имеют общую смягченность речи (за счет мягкого произнесения некоторых твердых согласных звуков, часто недоговаривают окончания, сокращают или искажают многосложные слова (опускают звуки, слоги, не всегда могут правильно повторить вслед за воспитателем трехсложные и более длинные слова.
На занятиях, в играх, в повседневном общении воспитатель приучает детей ясно и отчетливо произносить слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. При общей смягченности речи обращает внимание на правильность произнесения твердых согласных.
Однако, чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно—слова, пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, необходимо прежде всего научить их слышать и внимательно слушать речь окружающих, т. е. развивать слуховое восприятие. Развитие слухового восприятия — важная предпосылка для формирования звуковой стороны речи. Еще И. М. Сеченов в работе «Рефлексы головного мозга» указывал на то, что функция речедвигательного анализатора формируется и развивается на базе слухового. Поэтому другой, не менее важной за-дачей воспитания звуковой культуры речи является развитие у детей слухового восприятия.
Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Дети не всегда умеют правильно им пользоваться, часто говорят тихо или, наоборот, громко, а то и кричат, не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка. Научить детей пользоваться голосом с различной силой (говорить громко, умеренно, тихо, т. е. развить у них голосовой аппарат- это следующая задача, которая стоит перед воспитателем.
На третьем году жизни дети начинают пользоваться фразами, состоящими из 3 – 4 и более слов, учатся, отвечая на вопросы, рассказывать об увиденном и услышанном. Начиная с этого возраста, следует учить детей пользоваться умеренным темпом, т. е. говорить не торопясь. Воспитатель обращает внимание дошкольников на то, что слова можно произносить и быстро и медленно. Ускорение и замедление речи является неотъемлемой частью интонационной выразительности. Монотонная речь обедняет высказывание, в то время как «игра» темпа обогащает устную речь, делает ее ярче, красочнее.
Приучая детей менять силу голоса, темп речи, воспитатель тем самым готовит их к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности.
Речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Для произношения ряда звуков (в, ф, с, з и др.) требуется не только правильное прохождение воздушной струи, но и достаточной силы выдох. У детей третьего года жизни выдох, как правило, ослаблен, укорочен. Продолжительности выдоха у детей данного возраста не превышает 1,5—2 сек. (при свободном выдохе на ватку, при произнесении гласного звука). Поэтому детям трудно произносить некоторые фрикативные звуки (с, з).
Развитие речевого дыхания на данном возрастном этапе сводится к проведению определенной подготовительной работы. Задача ее заключается в том, чтобы научить детей свободно, долго и плавно производить выдох через рот (некоторые дети при дутье на ватку, при произнесении гласных звуков одновременно производят выдох и через нос).
Таким образом, воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни – это усвоение, закрепление правильного произношения звуков, выработка отчетливого и внятного произнесения слов и фраз, развитие слухового восприятия, укрепление артикуляционного и голосового аппарата.
Обобщение семейного опыта по формированию здорового образа жизни у детей третьего года жизни Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы.
Особенности развития речи детей третьего года жизни У ребенка на третьем году жизни происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей ребенка.
Особенности воспитания звуковой культуры речи у дошкольников в свете требований ФГОС дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в речевое развитие владение речью как средством общения.
Приобщение детей третьего года жизни к художественной литературе Развитие речи у детей третьего года жизни естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи часто.
Развитие речи у детей третьего года жизни Развитие речи ребенка третьего года жизни. Речь ребенка на третьем году жизни стремительно приближается к речи взрослого человека. Малыши.
Развитие словаря у детей третьего года жизни Слайд 1 представление Слайд 2 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь.
Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей третьего года жизни» 1 слайд Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады Вам. Прошло уже полгода с того момента, когда Вы привели своих малышей в нашу группу.
Сообщение на родительском собрании «Задачи обучения и воспитания детей 4 года жизни» Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть всех Вас в новом учебном году в нашем детском саду. Хочется поздравить вас, с тем,.
Сущность и понятие процесса воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников О. С. Ушакова отмечала, что культура речи – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Главным ее результатом считается.