н яхонтов актер биография
ПОЧЕМУ ВЕДУЩИЙ ПАРАДА ПОБЕДЫ 1945 ГОДА ВЫБРОСИЛСЯ ИЗ ОКНА?
27 ноября отмечал день рождения Владимир Яхонтов (1899-1945), которого считают прямо таки создателем жанра «Театр одного актера».
В реальности же и жанр этот известен с давних времен, и обратился к нему Яхонтов вынужденно.
Будучи гениальным актером, он не мог ужиться с партнерами по сцене.
У Яхонтова была тяжелая наследственность.
Сестра отца утопилась в Волге.
Отец, мелкий чиновник акцизного управления, взял в жены гордую полячку. Женушка перебаламутила провинциальный город, куда молодые приехали после свадьбы. Забитый и трусоватый чиновник дошел в ревности до того, что вызвал на дуэль одного из ухажеров жены. Стрелялись, по счастью, без жертв.
В итоге полячка бросила и сына, и мужа, уехав обратно в Варшаву. Позже, в 1914, она переберется в Москву и только тогда общение Владимира с матерью возобновится.
Допускаю, что учился Яхонтов, действительно, неважно. Его душой владел театр.
И сразу он получил грозное предупреждение.
Как актер Яхонтов не искал легких путей, да их и не предлагал ему никто.
Три школы открыли двери перед молодым человеком. Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд брали Владимира в свои студии, и… не знали, что с ним делать.
От Станиславского Яхонтов ушел сам. Он разочаровался во МХАТовской системе, когда Серафима Бирман (тот еще педагог — ПОЧЕМУ ВСЕ ЛЮБИЛИ ФАИНУ РАНЕВСКУЮ, А НЕ ЕЕ СОПЕРНИЦУ) пыталась заставить юношу выполнить какой-то этюд, вступающий в противоречие с декларируемой правдой чувств.
В карточке, которую завели на Яхонтова в школе-студии МХАТ в графе амплуа проставили: «Любовник-неврастеник».
«Неврастеником» охарактеризовал Владимира и Вахтангов. Именно из-за бросающейся в глаза неврастении Вахтангов не хотел связываться с молодым человеком, но дал слабину.
В студию Вахтангова Яхонтов не вписался, возводя между собой и окружающими стену. Позже, один из учеников Вахтангова Юрий Завадский (ФАИНА РАНЕВСКАЯ VS ЮРИЙ ЗАВАДСКИЙ), вспоминая молодого Яхонтова, скажет:
«Странно, но я не помню его мимики. Ее как будто не было вовсе. Да, да, у него не было актерского лица! Может быть, это и помешало ему тогда? Главным средством выражения был голос — особый, певучий рисунок завораживал и заставлял слушать. В его учебных отрывках не было того, что считалось нужным — он не сливался с образом. Какое-то двойственное впечатление: с одной стороны, интересная индивидуальность, с другой — непонятно, как эту индивидуальность приспособить к делу…»
Приспособить Яхонтова к делу взялся режиссер Сергей Владимирский. Он решил поставить «Снегурочку» Островского. Снегурочку играла Вера Бендина, а Яхонтов… играл все остальные роли (шесть штук).
Молодые энтузиасты не учли лишь одного обстоятельства: Вахтангов еще не выпустил свой программный спектакль «Принцесса Турандот» (шли репетиции), а Владимирский и Яхонтов, уже использовали в «Снегурочке» революционные наработки учителя. Естественно, Вахтангов не пустил «Снегурочку» на сцену.
После смерти учителя Яхонтов вновь оказался не при делах. Совет студии Вахтангова принял решение выгнать его из-за отсутствия способностей.
Тогда Яхонтов пришел еще к одному революционеру сцены Мейерхольду. У него сыграл в спектакле «Учитель Бубус» и рассчитывал на Хлестакова в «Ревизоре». Но Мейерхольд отдал Хлестакова Эрасту Гарину, приревновав Яхонтова к успеху литературной композиции «Ленин».
Да, в 1925 Яхонтов под руководством своей супруги Лили Поповой создал моноспектакль о Ленине и сорвал аплодисменты. Это дало силы расстаться с Мейерхольдом, едва начались репетиции «Ревизора» с Гариным.
В 1927 Яхонтов с женой, Владимирским и парой музыкантов создал театр «Современник», где безраздельно царил. Композиции «Пушкин», «Петербург», «Евгений Онегин», «Настасья Филипповна» произвели фурор.
И обнажили главную проблему Яхонтова.
Он четко эту проблему видел, признаваясь: «Мои неудачи тесным образом связаны, прежде всего, с попыткой создать коллектив».
Эгоцентричность Яхонтова зашкаливала, но даже «театру одного актера» требовались партнеры. Владимир пытался их найти, устраивая бесконечные кастинги.
Едва находил, начинались проблемы.
Скажем, Яхонтов решил сыграть с Людмилой Арбат композицию «Пиковая дама». Композиция выдержала три представления. Яхонтов приревновал Арбат к успеху. Возмущенный поведением премьера, вслед за Арбат Яхонтова покинул верный соратник Владимирский.
Для «Горе от ума» потребовалась актриса на роль Софьи. Взяли Дину Бутман. Опять пара представлений и Бутман уходит.
«Горе от ума» вообще стала идеей фикс Яхонтова. В 1927 он, узнав, что Мейерхольд планирует постановку Грибоедова, вернулся в театр надеясь сыграть Чацкого. Дорогу опять перешел Гарин.
А «Современник» закрылся в 1935. Яхонтов просто потопил свой проект, ввязавшись в отсутствии жены в постановку «Цусимы» по Новикову-Прибою. Опрометчиво набрав в труппу 15 человек на роль эскадры, он запутался в финансах и довел себя общением с актерами до клинической депрессии.
После закрытия «Современника» Яхонтов решил сосредоточиться просто на чтении. В 1937 стал лауреатом Первого Всесоюзного конкурса мастеров художественного слова.
Его работа вызывала одобрение у Маяковского и Мандельштама. Мандельштам вообще стал другом дома Яхонтова и однажды прочел ему «Мне на плечи кидается волк-волкодав…», вызвав у актера умиротворенную реакцию: «Нет, для меня этот век не таков!»
В начале войны Яхонтов пережил еще один приступ депрессии. А потом встрепенулся. Поставил композиции «За Родину», «Россия грозная», дав сотни концертов. Много работал на радио. Отдал 165 000 рублей в фонд обороны. На эти деньги построили танк «Владимир Маяковский».
24 июня 1945 года Яхонтов вел репортаж с Парада Победы наравне с Исааком Левитаном. Оказалось, это высший взлет его признания.
Через три недели актер шагнул в распахнутое окно.
Есть две версии происшедшего.
Первая: неврастения на фоне проблем с памятью.
В интервью Яхонтов признавался:
«Мне стало трудно учить текст. Я боюсь тратить силы. Я помню, как учил 20–30 лет тому назад, не так, как теперь, в 45 лет. Учу я в последнее время с большим трудом. Тяжело приступать…»
16 июля Яхонтов принял страшное решение покончить с собой.
Версия вторая базируется на домыслах Надежды Мандельштам, которая во «Второй книге» утверждает, будто Яхонтов бросился в окно, боясь ареста.
Сюда плюсуются страшные россказни, как актера пыталось завербовать МГБ, а он не хотел.
Думаю, что все же гибель Яхонтова лежит не в политической плоскости.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Фотоальбом
—Метки
—Цитатник
Коты и собаки в работах фотомастеров от классиков до современников https://i.yapx.ru/N2Y.
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. ЯХОНТОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
БИОГРАФИЯ
Родился в Польше в семье контролера акцизного управления. Детские годы провел в Городце, где учился в начальном училище. После семейной трагедии уехал с отцом в Нижний Новгород, к дедушке, который был протоиереем ярмарочного собора. Окончил Дворянский институт имени Императора Александра II в Нижнем Новгороде, где играл в любительских спектаклях. В 1918 году поступил во 2-ю Студию МХТ, спустя год перешёл к Е. Б. Вахтангову в 3-ю Студию. Учителями были Станиславский, Качалов, Москвин, Книппер-Чехова. В 1920-е годы жил на Кузнецком Мосту в доходном доме Гагарина.
В 1924 — 1926 годах — актёр Театра имени Мейерхольда. Сыграв роль барона Файервари в спектакле «Учитель Бубус» А. Файко, навсегда ушёл из театра. Встреча с Еликонидой Ефимовной Поповой в 1921 году определила его дальнейшую судьбу: Попова стала спутником его жизни, режиссёром и художником моноспектаклей, соавтором литературно-сценических программ. В 1927 году с режиссёрами Поповой-Яхонтовой, С. И. Владимирским, музыкантами М. Цветаевым и Е. Лойтером создал эстрадный театр одного актёра «Современник», который просуществовал до 1935 года.
Покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна. По воспоминаниям Надежды Мандельштам, «Яхонтов выбросился из окна в припадке страха, что идут его арестовывать».
ТВОРЧЕСТВО
С 1922 года Яхонтов начинает выступать на эстраде с чтением стихов А. С. Пушкина, А. А. Блока,В. В. Маяковского.
«Речь должна звучать, как стихи» — творческое кредо Яхонтова.
Яхонтов был первым исполнителем поэм Маяковского «Человек», «Война и мир», «Облако в штанах», «Люблю», «Про это на эстраде». В 1931 году он выступил с композицией «Вечера Маяковского».
В годы Великой Отечественной войны Яхонтовым были созданы лирико-эпические композиции
Фрагменты из произведений Б. Горбатова, В. Гроссмана, О. Берггольц, проза Толстого, стихи Пушкина в сочетании с музыкой Баха, Бетховена, Листа, Рахманинова, Шостаковича составили композицию «Тост за жизнь» (1944).
ОЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА
Яхонтов был ярчайшим представителем искусства художественного слова, одиним из создателей литературно-эстрадного жанра называемого «литмонтаж», широко популярного в самодеятельном клубном искусстве. Основным приемом артиста является компоновка литературного материала на определенную тему по принципу усиления яркости звуковых сочетаний и театральной подачи. Яхонтов пользуется приемами сценического искусства, декорации, аксессуары, в одиночку разыгрывая театральное представление
«Интеллектуальность и творческая культура, мастерство сценического жеста, музыкальный голос, чувство ритма, умелое использование деталей костюма, бутафории определили своеобразие исполнительского стиля Яхонтова» (Е.Дубнова).
На Первом Всесоюзном конкурсе мастеров художественного слова в 1937 Яхонтову была присуждена первая премия.
Маяковскому больше всего нравилось, как его стихи читал Яхонтов.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Рубрики: | чтобы помнили/актеры ЛЮДИ И СУДЬБЫ история СССР интересные факты звезды сцены забытые имена |
Метки: актер эстрады яхонтов
Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям
Одиночество гения
«Детство мое всегда со мной…»
Володя Яхонтов родился в Польше, но детство провел на Верхней Волге, в Городце. Мама, красивая полячка, «недолго гуляла по этому городку». «Варшавянка заблудилась в наших русских васильках», — так объяснял сам Яхонтов пережитую семейную драму. Родители разошлись, и горький вкус утраты будет преследовать его всю жизнь.
Владимир Яхонтов (15 ноября 1899-го — 16 июля1945 года) — один из последних снимков / Фото: Из архива
Мир маленького Володи состоял из звуков — объемных, ярких, ощутимых. Звуки жили в словах-оболочках, точно в тюрьмах. Ему нравилось открывать замки и выпускать «арестантов» наружу. Он учился читать стихи у органа и скрипки, а мама из далекой Москвы все беспокоилась о математике — отец увез Володю в Нижний Новгород, он учился в Дворянском институте имени Александра II, не водя дружбы с точными науками.
Ученик мэтров
Владимир Яхонтов (15 ноября 1899-го — 16 июля1945 года) — один из последних снимков / Фото: Из архива
Здоровье Яхонтова не было блестящим. В 1921 году родственники отправили его лечиться в Кисловодск. На вокзале купил винограда и астру. С этими покупками в руках остановил девушку и начал читать ей стихи. Ее звали Оля; она удивилась, но выслушала, а затем дала адрес сестры в Кисловодске, рассудив, что и Лиля может позабавиться, ведь она сама почти актриса — выступает в цирке, у нее обнаружили способности медиума.
Яхонтов пришел по адресу.
И влюбился в Еликониду, Лилю Попову, до беспамятства. С ней вдвоем и вернулся в Москву.
Позже Лиля и сама не могла объяснить, отчего он так нуждался в ней. Может быть, она была его камертоном, первой слушая его исполнение стихов.
В том же 1921 году МХАТ стал ему тесен. Он пошел к Вахтангову; «прочел отрывок из «Идиота» да и вел себя на экзамене аналогично».
«Вы меня не взяли?» — изумился он. «Нет, вы неврастеник!» — уронил печальноглазый Вахтангов. «Этого не может быть!» — выдохнул убитый Яхонтов.
Вахтангов вздрогнул. В одной фразе он услышал все — и тоску по творчеству, и внутренний огонь, сжигавший душу актера. «Вы меня убедили», — ответил мэтр. И не пожалел об этом.
Яхонтов впитывал Вахтангова. Дышал им.
Играл. Но мэтр умер раньше, чем указал ему истинный путь. Он завещал лишь одно — верить в себя.
Теперь Яхонтов стучится к Мейерхольду. Ему интересны эксперименты, но работа у еще одного мэтра убеждает — ему нужен репертуар, которому он сам будет хозяином. Мейерхольд поручает ему роль Чацкого, доволен им, но потом отказывает: актер может конкурировать со звездой — Завадским! Точка поставлена. Он не приживается и тут. А грудь рвет желание творить и шестое чувство: не там ищешь себя! Воздух сгущается и душит слова. Им нужен выход. И в 1927 году он создает крошечный театр «Современник». Это новый вид театра — «Театр одного актера». В труппе — только он и помощники. Главная из них — Лиля. Еще Сергей Владимирский, музыканты Михаил Цветаев и Елизавета Лойтер. Театр будет жить восемь лет.
. Что он творил на сцене! Труппа актеров, и та не могла бы так управлять вниманием зрителей так, как Яхонтов — один! В поставленном им «Петербурге», спектакле, сотканном из обрывков гоголевской «Шинели», «Белых ночей» Достоевского и пушкинского «Медного всадника», безумный портной кромсал пространство-материю ножницами так, что зрители видели обрывки «ткани».
В доме номер 7 на Суворовском бульваре, известном как Дом Гоголя, находилась последняя квартира Яхонтова / Фото: Из архива
Это была магия, волшебство, для сотворения которого ему нужен был только он — одиночка. Так рождался его, и только его, метод художественного слова.
Публика принимает Яхонтова с восторгом. Критики видят в нем блистательного чтеца, но не актера. Это Яхонтова злит. Актера в нем видят другие — например, великий Таиров и Симонов, но он к ним идти не хочет.
Первые признаки депрессии он ощущает на пике известности, в 1936 году. Холодные щупальца отчаяния оплетают шею по ночам все чаще.
Мандельштам, друг… Как нравилась ему эта пара, Осип и Надежда! В один из вечеров дома у Яхонтова Осип читает: «Мне на плечи бросается век-волкодав…» Яхонтов качает головой: «Нет, для меня этот век не таков!» Он прячется от реальности за псевдосоветскостью. Но темные люди бродят вокруг него. Его уже вызывали на Лубянку. Разговор был будто ни о чем, но он понял — если где-то кто-то что-то скажет, лучше бы ему внимательно запомнить это и рассказать товарищам… Он в смятении и ужасе ушел домой, понимая главное: несмотря на удушающий страх, еще страшнее увидеть в зеркале подлеца. Он не сможет «стучать»… В 1937 году он получает первую премию на Всесоюзном конкурсе мастеров художественного слова. Награда останется для него главной.
Черное время войны
… У войны лицо страшное, морщинистое, черное. Все, что связано с ней, имеет вкус дыма и горечи — даже слова. Он работает как сумасшедший.
Только в Магнитогорске за один месяц дает 80 концертов! Его ненависть к тем, кто пришел убивать, безмерна.
Да, он в глубине души не советский, но сейчас для него нет ничего дороже этой страны, этих людей. Депрессия уступает место идее — собрать деньги на строительство танка, назвать его в честь любимого поэта, Владимира Маяковского, и передать фронту. Разрешение получено. И 12 сентября 1944 года танк «Владимир Маяковский» передан экипажу старлея Сычева. «Поэтическая машина» встретит Победу в Берлине.
1932 год, Владимир Яхонтов играет Чацкого в «Горе от ума» / Фото: Из архива
…Смотрю запись сюжета о передаче танка. Яхонтов — и зрелый мужчина, и совсем мальчишка. Безмерно счастливый в этот момент. С легкой грустинкой в глазах… В конце войны изношенный, выпотрошенный болью за происходящее и усталостью Яхонтов уехал на гастроли в Киев. К 24 июня 1945 года он вернется по вызову — надо вести вместе с Юрием Левитаном Парад Победы с Красной площади.
«Нужен я, не забыт!» — повторял он. А в руках — корзинка клубники для Лили.
Все проходит блестяще.
И после финала репортажа накатывает горечь — а что теперь? Он приезжает на Белорусский вокзал, стоит в толпе встречающих эшелоны с фронта. Рядом с людским счастьем видит горе. «Как они будут теперь жить — после увиденного, во что верить? Чем их утешить?!» Ответа нет. Щупальца на шее.
«Наш» и «не наш»
. В советские времена Яхонтов воспринимался как образец верности советскому строю. Фантастический чтец Маяковского, автор постановки о Ленине, красавец, любимец — как он мог не быть «плотью от плоти?» Но — мог! Личные обстоятельства жизни Яхонтова проливают некий свет на то душевное состояние, в котором находился артист. Так, например, в 1941 году его семье удалось пережить почти классический любовный треугольник: в Ташкенте, где оказалась Еликонида Ефимовна, в нее влюбился музыкант Михаил Цветаев. Ташкент был местом эвакуации интеллигенции, роман разворачивался на глазах у всех, включая Ахматову и Надежду Мандельштам, но бурно не расцвел — Лиля, как пишет в мемуарах писательница Галина Козловская, больше любила Яхонтова. А он был странно отстранен от всего. Что любопытно, и Надежда Мандельштам, и Эмма Герштейн приходят примерно к одному выводу: не Яхонтов, а именно Лиля Попова была человеком по-советски убежденным.
1943 год, Владимир Яхонтов выступает перед моряками Черноморского флота на борту эсминца / Фото: Из архива
Уже после смерти Яхонтова, выйдя все же замуж за Михаила Цветаева и пережив его арест, Лиля не изменила убеждений. «Лиля свято верила именно в исправительное значение места пребывания ее мужа, — пишет Э. Герштейн, — ездила к нему на свидания и очень хвалила начальника лагеря, характеризуя его как замечательного психолога и педагога». Мужа своего Лиля считала виновным — он вел дневник, где высказывался «в духе Ницше, Шпенглера и все такое».
В Яхонтове же не было законченной советской непоколебимости. Да, он блестяще читал стихи о советском паспорте и русскую классику. Да, коллекционировал всякие пошлости — дурацкие открытки и иные образцы падения культуры. Но его сознание сопротивлялось тому, что он понимал. Вот и Любовь Бершадская, актриса и политзаключенная, в мемуарах пишет: «Яхонтов был настоящий русский человек, он весь растворился в искусстве, и ничего советского к этому человеку не привилось. И именно из-за этого его и затравили».
Без света и надежды
От депрессии его спасала только работа. Но тут начались проблемы с памятью. К врачам обращаться не хотел — частично из опасения, что о его проблемах узнают.
14 июля 1945 года Яхонтов отыграл последний спектакль. Это было в Доме ученых, играл он «Настасью Филипповну». Накануне, 13-го, он подал заявление на вступление в партию. Дома он сказал, что идет прощаться со зрителями. Отыграл блестяще.
В. Яхонтов, 1912 год / Фото: Из архива
Утром следующего дня он вышел из дома — жил он в то время на Никитском (Суворовском) бульваре в доме номер 7, Доме Гоголя. Около полудня появился в комнате дома в Климентовском переулке с томиком Петрарки. На следующий день лежал на диване, затем написал резкое письмо правительству, опять лег, открыл газ. Квартирная хозяйка газ выключила. Проснувшись 16 июля, он ни о чем не просил, был один. Около пяти вечера он открыл окно и ушел в вечность.
О Яхонтове писали Ираклий Андронников и Наталья Крымова, но в целом о нем забыли. Правда, не так давно вскрылись новые обстоятельства. Коллекционер и друг нашей газеты Юрий Метелкин сделал записи бесед с сыном Пастернака Евгением Борисовичем.
И тот рассказывал о том, что когда-то в квартире известного чтеца Сергея Балашова в Доме писателей в Лаврушинском был установлен заграничный магнитофон, привезенный органами госбезопасности. Микрофон был вмонтирован в стол в гостиной. Гости ничего не подозревали, а хозяин включал режим записи. Среди гостей бывал и Яхонтов. По словам С. Пастернака, «Балашов делал многократные попытки, включая угрозы, заставить актера работать на МГБ, но тот отказывался и находился в подавленном состоянии. » И однажды просто не выдержал.
Афиша постановки «Настасья Филипповна» в зале Дома ученых. Это последний спектакль Владимира Яхонтова / Фото: Из архива
Почему же о нем забыли? Думается, Яхонтов «разочаровал систему». Он мог стать ее рупором, а выбился из строя. Ему этого не простили.
Рассказать о Владимире Яхонтове редакцию попросил наш читатель — публицист, ветеран Великой Отечественной войны Стефан Ляхович. Его воспоминания об актере можно прочесть здесь.
Яхонтов Николай Георгиевич
Во многом благодаря деятельности Николая Георгиевича Липецк превратился из провинциального города, с крытыми соломой домами и пыльными улочками, в современный областной центр. Со своим драматическим театром, памятниками, зоопарком, многоэтажными домами, хорошими дорогами и транспортным сообщением в каждом из городских районов. Заслуги Николая Яхонтова перед страной, Липецком и липчанами отмечены двумя орденами Красного Знамени, орденом Знак Почета, многими медалями и званием «Почетный гражданин Липецка», которого Николай Георгиевич был удостоен в июне 2004 года.
Николай Яхонтов родился 12 мая 1927 года с селе Грязцы Ливенского района Орловской области. Он стал пятым сыном в семье. Жили Яхонтовы бедно, и главе семейства постоянно приходилось искать возможность для того, чтобы вырастить детей и вывести их в люди. В поисках лучшей доли, Яхонтовы отправились на Украину. Оттуда, отец приехал в Липецк, устроился работать кладовщиком, и вскоре привез сюда супругу с сыновьями. В 1937-м году отца Николая Георгиевича по ложному доносу репрессировали и расстреляли. О его судьбе сын узнал только много лет спустя и добился его реабилитации в 1956-м.
Выросли и разъехались в разные стороны старшие братья. В голодном и военном 1944 году умерла мать. Николай после окончания восьмого класса третьей липецкой школы, по совету одного из братьев: «там и стипендия хорошая и паек дают», поступает в горно-металлургический техникум на доменное отделение. Трудовая деятельность началась в 1947-м, когда молодой специалист пришел на металлургический завод «Свободный Сокол». Здесь Яхонтов прошел путь от бригадира разливочной машины до секретаря партийного комитета предприятия. Работая на заводе, Николай Георгиевич заочно окончил Высшую школу профдвижения, получив специальность экономиста по труду. Грамотного и активного рабочего-общественника, отличавшегося деловым подходом к решению различных проблем заметили, и в 1962 году он стал вторым секретарем Липецкого горкома КПСС. На этом посту Яхонтов находился пять лет, курируя работу промышленности, и уделяя большое внимание строительству предприятий города: НЛМК, тракторного, цементного и завода «Центролит».
В 1967 году Яхонтов занял пост председателя исполкома Липецкого городского Совета. Умение правильно определить главные, социально значимые задачи и пути их решения, позволили ему внести значительный вклад в развитие город.
При непосредственном участии Яхонтова в Липецке был возведен драматический театр, липецкий санаторий и детская здравница, зоопарк, пляж, кинотеатр «Винница», главные городские подземные переходы и фонтаны. Получили второе рождение Комсомольский пруд, Верхний и Нижний парки города. Была проведена застройка центра Липецка и улицы Ленина многоэтажными домами. Председатель горисполкома вообще уделял большое внимание именно строительству жилья. При нем в городе было построено 2,5 миллиона кв. м жилой площади. Бывая в различных городах страны, Николай Георгиевич старался позаимствовать для Липецка все самое лучшее и передовое, что в них было. Так решена была проблема организации работы городского транспорта. Через реку Воронеж перекинули новый мост-путепровод, связавший жилые массивы 20 и 24-го микрорайонов с поселком тракторостроителей. Реконструировано подобное сооружение на Соколе. Были введены в эксплуатацию новые троллейбусные и трамвайные депо. А на остановках городского транспорта установлены крытые павильоны для пассажиров. В городе появилось множество газонов, цветников и клумб.
По инициативе Яхонтова в Липецке появилось и немало памятников, ставших впоследствии настоящими символами города. Таких, как монумент в память о проходившем в Липецке съезда народовольцев, и памятник петровским железоделательным заводам в Нижнем парке. Связано деятельностью Николая Георгиевича и появление в городе музея известного земляка, Георгия Плеханова. По заданию Яхонтова обветшалый дом в центре Липецка полностью отреставрировали, завезли в него экспонаты и открыли постоянную экспозицию.
На посту председателя горисполкома Николай Яхонтов проработал почти до самой пенсии – ровно 12 лет. И во многом той работе, которая была проделана за эти годы под руководством Николая Георгиевича, Липецк обязан своим современным и неповторимым обликом.