н ф тарловская биография
Разнообразие теорий о развитии игровой деятельности малышей
Тарловская Н.Ф. предлагает следующую методику (образ животных) работы с детьми:
Показать детям, как входить в чей-то образ.
Раскрытие образа (внешний облик, характерные черты, где живет, название дома, чем питается, как добывает еду, хранит).
Разыграть интересные действия.
Логическое завершение игры.
Приемы руководства игрой Е.В. Зворыгиной
Для детей 3-го года жизни методист Е.В. Зворыгина предлагает следующие приемы руководства:
обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности, развитие сюжета;
организация игр по сюжету, разработанному воспитателем;
внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
сюрпризное появление, внесение новой игрушки;
эмоциональное общение с детьми;
обновление игровых уголков, изменение и усложнение игрового материала;
варьирование игровой задачи: перенос знакомых действий с одного предмета на другой;
10. введение в игру игрушек-заменителей.
Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду Н.Я. Михайленко
Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми (в роли “учителя”, “играющего партнера”).
Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
Сформулированные выше принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную или совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры. Значит ли это, что самостоятельная детская игра остается без внимания педагога? Разумеется, нет. Но здесь роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей.
Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Особенно большое значение игровой материал и его организация воспитателем имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда еще не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры детей.
В целом в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.
Новое о педагогике:
Игровые технологии как основа развития детей младшего дошкольного возраста
Надежда Сняткова
Игровые технологии как основа развития детей младшего дошкольного возраста
«Игровые технологии как основа развития детей младшего
дошкольного возраста«
Ведущей деятельностью детей – дошкольников, и тем более младших,
является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальным
определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных
учреждений современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-
ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее
сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми,
У ребенка 3-го года жизни имеются два источника игровых целей.
Первый источник – действия взрослого, которые вызывают у малыша
вспышку интереса, привлекают его внимание и побуждают к похожим
Второй источник – это цели, которые специально ставятся перед ним
Н. Ф. Тарловская предлагает такой путь организации игры, при
котором основным побудителем ребенка к действию является не подражание
взрослому, а общение с ним.
В качестве первого шага на этом пути она предлагает совершать
игровое действие относительно самого ребенка,а не игрушки: «понарошку»
покормить малыша, вымыть ему руки, измерить температуру, покатать на
Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь
воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые
действия относительно взрослого. Основная задача воспитателя состоит в
том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно
педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить
чувство успеха, радости, удовлетворения.
Итак, чтобы ребенок овладел сюжетно-ролевой игрой, он должен
быть готов к принятию той или иной роли. Отсюда очевидна и основная
задача педагога – подготовка детей к принятию роли.
Используются такие термины «руководство», «формирование», «управлениеигрой»
«Управление игрой» – тип педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности.
«Руководство» – включение взрослого в процесс игры, участие в
детском игровом творчестве.
«Формирование» ролевого поведения детей в игре. Основным
педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события).
Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития
игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей
Для детей 3 – 4-го года жизни методист предлагает следующие
— обучение игровым действиям через развертывание игровой
— исполнение воспитателем главной роли;
— организация игр по сюжету, разработанному воспитателем;
внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его
сюрпризное появление игрушки;
создание воображаемой ситуации;
обновление игровых уголков;
введение игрового тренинга, правил поведения;
разыгрывание воображаемой ситуации;
внесение образных игрушек.
Таким образом, проанализировав теоретические основы современной
педагогики развития игры дошкольников, особенности формирования и
развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников, можно сделать
Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью
дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них
формируются основные понятия человеческих взаимоотношений;
Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, совместно с играми с
правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все
предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению
сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной
В-третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или
иную роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на
сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной
игровой деятельностью.
И, наконец, в-четвертых, освоение детьми младшего дошкольного
возраста различных социальных ролей в сюжетно-ролевых играх во многом облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене
Методические рекомендации по применению игровых технологий в
образовательном процессе ДОО
Рекомендации педагогам по организации игровой деятельности
Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для
игры детей, другими видами деятельности.
Моделировать игровую среду в соответствии с возрастными
особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, половые
различия. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-
ролевой игры располагаем в легкодоступном для детей месте. Иногда
атрибуты формируются в специально установленном порядке, детям
предоставляется возможность создавать игровую среду самостоятельно.
Эффективным приемом руководства играми детей младшего
дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на
главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать
индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни
рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы
руководства, чтобы не мешать ребенку, играть самостоятельно, т. к. только
самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует
развитию ребенка.
Руководство игрой должно строиться на основе результатов
наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию
«взрослого». Это способствует развитию самостоятельности детей. В составлении перечня методов и приемов, способствующих
развитию сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста,
Методы и приемы способствующие
обогащению содержания игры.
-Исполнение воспитателем главной роли;
-Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет ведущую роль (Н. Я.
-Внесение образных игрушек (Т. М. Бабунова);
-Прием параллельной игры (Н. Ф. Тарловская);
-Прием ролевой игры с продолжением (Н.
Активизирующее общение взрослого с детьми в
процессе их игры, направленное на пробуждение и
самостоятельное применение детьми новых способов
решения игровой задачи, на отражение в игре новых
сторон жизни (Новоселова С. Л.);
-Игра в телефон (Н. Палагина);
-Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни
детей в детском саду;
-Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений:
-Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») (Н. Ф. Тарловская);
-Участие воспитателя в игре (главная роль) (Михайленко Н. Я.);
—Использование многоперсонажного сюжета (2
врача, 2 шофера) (Михайленко Н. Я.);Внесение кукольного персонажа, постановка
-правил поведения от его лица;
-Создание разновозрастных игровых триад (В. И. Турченко).
Косвенные приемы руководства:
-Обновление игровых уголков
(внесение предметов-заместителей, съемных панелей) (Т. М. Бабунова);
-Изменение игровой среды (С. Новоселова);
-Создание воображаемой ситуации
-Объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых
Игра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста У малышей третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных.
Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.
Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.
Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.
Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.
Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.
Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.
К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.
Значение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной.
Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Современные технологии
Тазаян Арменуи Анна
Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Современные технологии
Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
современные технологии
Игра фактически сводится к игровым приемам и «обыгрыванию» учебного материала. Подчинение игры только задачам обучения приводит к тому, что самодеятельная игра исчезает из жизни ребенка и, как следствие, снижает познавательную мотивацию, которая является основой формирования учебной деятельности.
В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникает игра.Выделяют три класса игр: игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, как своеобразная форма размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности – самодеятельная игра; игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые) приходят к детям от взрослых, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно; игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, которые могут возникать по инициативе, как взрослых, так и детей. Ведущими в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребенка. Игры других классов, в основном, «обслуживают» процессы обучения и воспитания.
Сегодня наиболее актуальными являются педагогические технологии. Известно, что сюжетно–ролевая игра является наиболее сложной в классификации игровой деятельности. В последние десятилетия в некоторых программах из всего многообразия игр были выбраны лишь сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные, иногда еще и музыкальные, что свидетельствует о недооценке игры как традиционного средства воспитания детей и как формы организации их жизни.
У многих практических работников нет четкого представления о многообразии детских игр и, как следствие, понимания их сущности. В результате игры недостаточно используются в педагогическом процессе.Итог весьма печален: в образовательном пространстве игра все больше вытесняется занятиями. В настоящее время существует несколько технологий проведения сюжетно-ролевых игр: Н. Я. Михайленко, Н. Ф. Тарловской, Н. Н. Палашной, В. И. Турченко. Остановимся поподробнее на некоторых из них. Технология Н. Ф. Тарловской. У ребенка 3-го года жизни имеются два источника игорных целей. Первый источник – действия взрослого, которые вызывают у малыша вспышку интереса, привлекают его внимание и побуждают к похожим действиям. Второй источник – это цели, которые специально ставятся перед ним взрослым.
Как же побудить ребенка к тому, чтобы он понял и принял поставленную вами новую цель и начал самостоятельно реализовывать ее?
Современная дошкольная педагогика исходит из того, что таким побудителем является готовность малыша подражать взрослым. Наблюдая за тем, как вы кормите куклу, малыш может захотеть сделать то же. Однако результат будет зависеть от того, насколько ребенку понравятся именно эти ваши игровые действия и насколько он захочет повторить их в своей игре.
Н. Ф. Тарловская предлагает такой путь организации игры, при котором основным побудителем не подражание взрослому, а общение с ним. В качестве первого шага на этом пути нужно совершать игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки, «понарошку» кормить малыша, мыть ему руки, покатать его на машинке и т. д.
Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно вас. Основная задача воспитателя в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха.
При формировании целенаправленной деятельности в игре предстоит решить четыре основные задачи:
1. Знакомить детей с разнообразием игровых целей;
2. Побуждать самостоятельно, ставить игровые цели, таким образом проявлять игровую инициативу;
3. Постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;
4. Практиковать игры с двумя–тремя связанными между собой целями.
Н. Ф.Тарловская предлагает несколько советов:
1. Не старайтесь часто вносить в группу новые игрушки лучше показывать, как можно по–разному использовать одни и те же игрушки.
2. Играя с детьми нужно учитывать их интересы и предпочтения. В игре всегда решающее слово должно оказаться за ребенком.
3. Ребенок вас примет как партнера, если вы будете искренне, уважительно относится к его игровым возможностям.
4. Чем богаче диапазон игровых целей, тем свободнее действует в соответствии с ними ребенок, тем интереснее будет для него игра.
Подготовка ребенка к принятию роли совпадает с развитием его самосознания. Принять на себя роль – это значит суметь вообразить и отобразить себя кем-то другим. Для ребенка данная ситуация является довольно сложной. Чтобы ребенок овладел сюжетно–ролевой игрой, он должен быть готов к принятию той или иной роли. Отсюда ясна и основная задача работы – подготовка детей к принятию роли.
Н.Ф Тарловская предлагает такую последовательность превращений:
1. Известные детям и привлекательные для них животные и птицы;
2. Интересные малышам предметы, в первую очередь движущиеся – паровоз, машина;
3. Взрослые, чья профессиональная деятельность имеет характерные внешние атрибуты.
Вхождение в образ взрослого не то же самое, что принятие роли взрослого. На первом этапе работы речь идет только о вхождении в образ взрослого. Создавая образ взрослого, представителя какой-либо профессии, нужно в первую очередь знакомить детей с ее традиционными атрибутами и учить определять профессию по атрибуту.
В образе взрослого следует выполнять только те действия, которые присущи его социальной роли. Если ребенок надевает халат и шапочку и говорит о том, что он – врач, а затем играет с кубиками, значит, он еще не умеет играть «во врача». Итак, образ взрослого характеризуется не только атрибутами, но и ограничениями, набором специфических действий. Но на первом этапе подготовки мы еще не требуем от малыша выполнения специфических ролевых действий. Вместе с тем, игры «во взрослых» нужны малышу. Это отвечает его внутренним потребностям, потребностям его развития – растущему интересу к взрослым и их занятиям. Выход из этого противоречия в следующем методическом приеме, суть которого такова.
Играя с детьми в хорошо знакомые, усвоенные ими играми,воспитатель в удобный для этого момент дает образец вхождения в образ взрослого: обозначает себя представителем какой–либо профессии, используя для этого выразительный атрибут, показывает два-три игровых действия. А вот детей к этому игровому действию не побуждает, т. к. это было бы преждевременным.
Или еще один прием, который рекомендуется использовать после того, как вы познакомили детей с несколькими образами взрослых. Это игра в отгадывание профессии по атрибуту.
Заметьте, какие роли привлекают, пытается ли ребенок в образе взрослого выполнить характерные для данной роли игровые действия. Если да, то поддержите эту попытку в индивидуальной игре с малышом. Если такие действия совершаются, ребенок готов к сюжетно–ролевой игре. И с ним надо играть по–новому.
Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно–ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой. Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно–ролевыми играми со стороны взрослого.Они раскрыли три направления руководства:
1. Приемы, направленные на формирование игры;
2. Приемы, связанные с формированием инициативы и творчества;
3. Приемы, направленные на формирование взаимоотношений.
Вышеназванные авторы выделяют следующие этапы руководства игрой:
1. Подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно–игровой среды);
2. Основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы);
3. Участие в игре (совет, напоминание и т. д.).
Среди авторов современных педагогических технологийвыделяются несколько: Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова, Н. Ф. Тарловская, В. Я. Воронцова, С. И. Щербакова и т. д.Для многих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. Многие педагоги с этой целью используют обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Преобладающим методом считается участие взрослого в игре.
Н. Я. Михайленко разработала стратегию формирования игры от раннего до старшего дошкольного возраста. Основным педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события). Сюжет можно использовать по–разному: в зависимости от этапов развития игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной с взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей (воспитатель – врач, ребенок – больной). Группа педагогов–исследователей под руководством С. Л. Новоселовой разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3 –4 года).Комплексный метод включает следующие компоненты:
1. Планомерное обогащение жизненного опыта;
2. Совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
3. Своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;
4. Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей.
Например, на 3–ем году жизни больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. На четвертом году жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода.
Н. Н. Палагина является автором педагогических технологий творческих игр младших дошкольников. Она предлагает моделировать на игрушках то, что происходит в окружающей ребенка жизни, придавать игрушкам, предметам несвойственные им качества.
Основная линия руководства играми в этом возрасте определяется Н. Ф Тарловской, как побуждение детей к постановке игровых целей. Для этого предлагается вначале использовать игры, где игровые действия воспитателя направлены на детей, затем игровые действия детей направлены на воспитателя, потом на игрушки. Далее автор предлагает готовить детей к принятию роли на примере последовательности.
На четвертом году жизни Н. Ф. Тарловская предлагает продолжать педагогическую работу по подготовке детей к принятию ролей, ролевому взаимодействию.
Два способа подготовки детей к принятию ролей:
1. организованные наблюдения за профессиональными действиями взрослыми;
2. эпизодические целевые воздействия на самостоятельную игру детей.
И так, в настоящее время наблюдается постепенное реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальными являются педагогические технологии. В настоящее время существует несколько технологий проведения сюжетно-ролевых игр: Н. Я. Михайленко, Н. Ф. Тарловской, Н. Н. Палашной, И. В. Турченко.
Фотоотчёт «Сюжетно-ролевые игры» Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям.
Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет» Консультация для педагогов «Играйте в сюжетно- ролевые игры с 3- 4 лет» Вот пришли к нам в группу новые малыши. Настроение у всех разные,.
Консультация для родителей «Чему учат сюжетно — ролевые игры?» Как говорил А. С. Макаренко: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок.
Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.
Родительское собрание «Играем в сюжетно-ролевые игры» для старшего дошкольного возраста Тема:»Играем в сюжетно-ролевые игры» Цель:Дать родителям знания о значении сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка Задачи: Способствовать.
Сюжетно-ролевые игры с детьми дошкольного возраста с ОНР Что же такое сюжетно-ролевая игра? Каково ее значение в жизни ребенка? Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве.
Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе Совместно с родителями своей группы мы изготовили и обновили атрибутами центр сюжетно ролевых игр. Начали с «Дома». «Напекли» пирожных:.
Сюжетно-ролевые игры в средней группе Сюжетно-ролевые игры в средней группе. Сюжетно-ролевая игра «Ателье» Тип деятельности: Социализация. Задачи: познакомить с профессиями.