н е веракса биография
Веракса Николай Евгеньевич
Родился 19 декабря 1946 года в Брянске. Его отец, Евгений Георгиевич Веракса был военным летчиком и заместителем командира полка. По роду службы часто перемещался из одного военного городка в другой, поэтому Коля имел опыт посещения разных школ. С матерью, Тамарой Александровной, у Коли сложились очень теплые отношения, которые он пронес через всю жизнь. Она очень заботилась о семье, была добрым и отзывчивым человеком, бескорыстно помогая другим людям. Благодаря открытости и общительности Тамары Александровны, в семье всегда было много друзей, которые могли запросто приехать в гости. Тамара Александровна очень любила цветы: они не только украшали дом, но и служили любимым мотивом для вышивки и рукоделия.
Младшая сестра Таня очень трепетно относилась к своему брату Коле, и впоследствии, ведя самостоятельную жизнь, они сохранили близкие, доверительные отношения. Татьяна закончила ветеринарную академию по специальности товаровед, однако работать в торговле она не стала и закончила Институт культуры по классу живописи у художника Мордовина. Затем она стала членом МОСХа, участвовала в различных выставках, писала картины на заказ. (Кстати, Николай Евгеньевич неоднократно позировал ей в роли красноармейцев и других знаковых фигур для этих эпохальных полотен). Татьяна очень тонко чувствовала цвет, и была талантливым живописцем – ее любимой темой были натюрморты. Она находилась в постоянно поиске и открывала секреты работы старых мастеров. Это привело к тому, что она могла достигать высокой степени выразительности сравнительно скупыми средствами. В последние годы жизни она также занималась реставрацией и писанием икон.
Таня еще в школе ощутила, что значит иметь брата, которого постоянно ставили в пример. Коля был чемпионом школы по настольному теннису, занимался баскетболом, футболом, боксом и тяжелой атлетикой, и уже в самых первых классах был почетным читателем местной библиотеки. Он постоянно участвовал в различных олимпиадах, и стал победителем всесоюзной олимпиады по математике. После окончания школы Коля поступил в МИФИ (энергетический факультет), затем перешел в Московский институт химического машиностроения (факультет технической кибернетики), и только потом поступил на вечернее отделение факультета психологии МГУ.
Семья
Со своей женой Николай познакомился еще в школе, в 1961 году. Ольга была младше на 2 года и училась вместе с его сестрой. Николай закончил школу с серебряной медалью, а Ольга – с золотой.
В 1972 году у Николая Евгеньевича и Ольги Михайловны родился сын Алеша.
После отличного окончания обычной и музыкальной школ, Алексей поступил на биофак МГУ. На 4 курсе он уехал учиться в Амхерст (Amherst). Диплом он писал в Институте молекулярной биологии Энгельгардта в лаборатории Белявского Александра Вадимовича. Затем Алексей поступил в аспирантуру в Йеле, и продолжил обучение в Сан-Диего. В 2000 году защитил PhD в области биологии развития и поступил в Центральный Массачусетский госпиталь в Бостоне (Harvard Medical School), где проработал по 2005 год. С 2005 года – профессор, заведующий лабораторией в University of Massachusetts Boston.
С 1980 по 1983 год Николай Евгеньевич провел на Кубе, где преподавал психологию преподавателям педагогического института в г. Сантьяго-де-Куба. Это время он до сих пор вспоминает с большой теплотой. Там в полной мере проявились авантюрные черты в его характере и тяга к приключениям: подводная охота, верховая езда, путешествия по различным районам Кубы оставили яркие и незабываемые впечатления. Условия жизни на Кубе позволили ему в спокойных, комфортных условиях разработать программу своей научной деятельности. Кроме того, там был выучен испанский язык, произошло знакомство с испаноязычной литературой и культурой латинской Америки. Но главным итогом пребывания на Кубе стало рождение второго сына, Саши, 7 октября 1983 года.
Еще одним членом семьи и всеобщим любимцем был Филя. Он появился благодаря Ольге Михайловне, а точнее благодаря ее доброте. Соседи Надежды Бернадской (подруги Ольги Михайловны) оставили ей собаку – на время. И уехали, как это бывает в таких случаях, навсегда. Филя пришел в дом в возрасте 1 года с уже сложившимся характером и прожил в семье 15 лет. Особенно трогательные отношения сложились у него с Николаем Евгеньевичем, поскольку это был единственный человек, которого он слушался.
В 2000 году Николай Евгеньевич становится дедушкой – у сына Алексея и его жены Алевтины рождается дочка, Даша. 16 декабря 2006 года рождается внук – Артем.
Наука
Профессиональное становление Николая Евгеньевича проходило преимущественно в стенах факультета психологии МГУ (где он учился на вечернем отделении), Института дошкольного воспитания АПН СССР (где он работал в должности инженера, лаборанта и младшего научного сотрудника) и Психологического института АПН СССР (где работали его друзья и знакомые). На факультете психологии в то время преподавали такие выдающиеся ученые, как А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец В.В.Давыдов, А.А.Смирнов, Е.Н.Соколов, Н.И.Жинкин, Д.Б.Эльконин, М.М.Мамардашвили, М.Ф.Нестурх, В.Д.Небылицын, В.П.Зинченко и другие. В Институте дошкольного воспитания АПН СССР Николай Евгеньевич близко общался с А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером. Н.Н.Поддъяковым, Ф.А.Сохиным, Я.З.Неверович, Т.А.Репиной, Я.М.Фонаревым и другими исследователями детского развития. Помимо того, что он имел возможность задать любому из них вопрос по психологии, когда находился на работе, он общался с ними и в процессе обучения на факультете психологии МГУ. В то время в Институте психологии и НИИ дошкольного воспитания царила атмосфера, отчасти переданная в книге «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких: обсуждались различные психологические проблемы, эксперименты, планы исследований. Сами обсуждения затягивались по времени до такой степени, что сотрудники порой не разъезжались на ночь по домам. Там же проходила и культурная жизнь: например, нелегально показывались фильмы из Госфильмофонда, обсуждались политические вопросы, читалась самиздатовская литература, выступали различные артисты, устраивались художественные выставки, да и просто шли разговоры «за жизнь».
В университете Николай учился вместе с Сергеем Ениколоповым, Александром Асмоловым, Женей Шехтер, Леной Орловой, Александром Яровинским, Борисом Космолинским и др. Университетская группа была очень сплоченной – вместе готовились к экзаменам и могли после экзамена запросто поехать в Ленинград или загород.
Идея диалектики в психологии в известной мере отражена уже в кандидатской диссертации Николая Евгеньевича, выполненной в лаборатории умственного воспитания под руководством Н.Н.Поддъякова. В диссертации было показано, что помимо пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста существует особый класс временно-пространственных представлений, которые фактически можно рассматривать как форму опосредствования двух типов отношений с помощью системы отсчета. Оппонентами на защите были Я.А.Пономарев (1 оппонент) и М.И.Лисина (2 оппонент). Яков Александрови, выступая на защите, подчеркнул, что работа представляет собой научное открытие и заслуживает публикации, и предложил перейти работать в его лабораторию.
Поскольку большая часть научной жизни Николая Евгеньевича посвящена разработке собственного подхода в психологии, мы опустим сухую фактологию (даты окончаний вуза, защит и т.п.) и приведем несколько фрагментов из его воспоминаний о том, как создавался подход, как писалась и защищалась докторская диссертация, где были изложены его основные идеи.
“Я не сомневался в том, что диалектическое мышление есть. Я это сразу понял, в это я как-то сразу и безоговорочно поверил. Другое дело, что удерживать двойственность – смотреть, например, на процесс, как на застывший и текучий одновременно – дело сложное. И единственное, что помогает удержаться – структура.
Реального диалога по поводу моих размышлений с другими учеными у меня не было. Философы считали, что я, неспециалист, посягаю на святая святых – теорию познания. В психологии же были ученые-диалектики, применявшие ее в своей научной деятельности (например, Н.Н.Поддъяков), но они не рефлексировали собственное действие, не описывали механизм, который позволял им делать это. Поэтому мне приходилось очень много читать и выстраивать себе оппозиции самостоятельно. Особые отношения в это время сложились у меня с Андреем Владимировичем Брушлинским – после того, как он стал директором Института психологии РАН, он приглашал меня на заседания и конференции, где я делал доклады по диалектике, диалектическому мышлению и методологии. При встрече он обычно приветствовал меня и дарил свои статьи, при этом приговаривая: «Нас, диалектиков, не так много, как хотелось бы»”.
“Тема диалектического мышления постоянно звучала в то время, но что это такое, было не совсем ясно. Все говорили о диалектической логике, марксисткой диалектике, но диалектика в психологии не находила своего ясного выражения. Про диалектическое мышление писали В.В.Давыдов и Э.В.Ильенков (кстати, Давыдов в своей лаборатории, когда он работал в Институте дошкольного воспитания, на заседании лаборатории специально обсуждал мои статьи). Но диалектическое мышление не было операционализировано, сколько-нибудь подробно описано. У меня же в какой-то момент возникла идея о том, что противоположности могут находиться в разных отношениях друг с другом, и в этом был принципиальный ход, потому что традиционно противоположности как бы сцеплялись, и их невозможно было разорвать. Надо сказать, что над соотношением противоположностей я задумывался уже в процессе работы над кандидатской диссертацией, когда анализировал пространственно-временные представления дошкольников. Но подойти к решению мне удалось гораздо позже.
Конечно, чтобы решать проблемы такого рода, нужно выходить за пределы психологии. Мне, например, очень помогла химия, ведь в ней есть традиция описания различных превращений вещества с помощью формул. Она во многом подтолкнула меня к решению.
Сложность заключалась в том, что марксистская диалектика в то время была у всех на устах, и с ней были связаны вполне определенные представления, поэтому писать о диалектическом мышлении взрослых я не мог. Тогда я обратился к дошкольникам”.
В 1991 году Николай Евгеньевич защищает докторскую диссертацию на тему «Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников». Оппонентами были Н.Н.Поддьяков, К.А.Абульханова-Славская и И.И.Ильясов.
“Над этой проблемой я думал с 1974 года, поэтому диссертацию написал за полтора-два месяца. Отдал ее Леониду Абрамовичу Венгеру, который дал положительный отзыв, но порекомендовал переписать текст в другой логике, так как докторские диссертации по детской психологии строятся (по традиции) от эксперимента, а не от философско-методологических отсылов, которых в моем тексте было множество. Через месяц-полтора я подготовил второй вариант текста, и он подошел по формату. Жаль, что первый вариант работы был утерян”.
В настоящее время эти идеи разрабатываются в рамках структурно-диалектической психологии развития.
За вклад в изучение детского развития в образовании был удостоен звания почетного доктора Гетеборгского университета (Швеция) в 2017 году.
Н е веракса биография
Инструментарий
Программы обучения
Авторская модель психологической работы с родителями
Психология детской субкультуры: или зачем дети рассказывают страшные истории, испытывают храбрость, устраивают шалости, дразнят и обзываются
ВЕБИНАР: Программа социально-психологического сопровождения воспитанников детского дома
Скоро
III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»
VIII Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»
Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»
Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»
Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»
VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Доктор психологических наук, профессор.
Научный руководитель научного направления «Когнитивное развитие» Института изучения детства, семьи и воспитания РАО. Ректор Московской педагогической академии дошкольного образования. Декан психолого-педагогического факультета Российского государственного гуманитарного университета. Профессор кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Научный руководитель российской магистратуры факультета практической психологии Московской высшей школы социальных и экономических наук.
Инициатор основания и главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика». Главный редактор журнала Early Childhood Education Today. Член редколлегий журналов: European Early Childhood Education Research Journal, «Вестник Московского городского педагогического университета», «Вестник Российского государственного университета. Серия „Психология“», «Северо-Восточный научный журнал».
Член Российского психологического общества, EECERA, ESRAD, ISSBD. Руководитель секции диалектической психологии развития РПО. Член Координационного Совета Московского отделения РПО.
Учился в МИФИ (1965—1967), МИХМ (1967—1968), в 1973 г. закончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Развитие временно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста». В 1991 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников».
Преподавал в МПГУ, МГПУ, МГППУ, РГГУ, а также выступает в университетах Великобритании, Кубы, Мексики, Малайзии, Польши, США, Чехии и других стран.
Создатель структурно-диалектической психологии В конце 1980-х годов сформулировал концепцию структурно-диалектической психологии. Основу концепции составляет структурно-диалектический метод анализа психических явлений. Использование структурно-диалектического метода позволило разработать систему диалектического обучения дошкольников, младших школьников и позиционного обучения студентов. Структурно-диалектический метод успешно применялся для методологического анализа социальной психологии развития и методологии психологии. Применение структурно-диалектического подхода позволило сформулировать концепцию развития детских способностей, а также разработать методы их диагностики и развития. Одним из приложений этого подхода стало создание технологии проектной деятельности, которая в настоящее время широко применяется в дошкольном образовании.
Научный руководитель дошкольной образовательной программы «От рождения до школы», которая в настоящее время является наиболее распространенной на территории России.
Научный руководитель дошкольной образовательной программы «Key to Learning», которая реализуется на территории Великобритании, Польши и других стран.
С 2011 года является председателем организационного комитета ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».
В 2011 году разработал проект по созданию серии учебных пособий «Высшее профессиональное образование» (издательство «Мозаика-Синтез»).
Основные публикации: более 150 работ, в том числе
Награды:
Веракса, Николай Евгеньевич
доктор психологических наук
психолог, создатель структурно-диалектической психологии
Веракса, Николай Евгеньевич – доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования РГГУ, руководитель лаборатории психологии и педагогики способностей Института психолого-педагогических проблем РАО, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика».
Содержание
Биография
Научная деятельность
В конце 1980-х годов Н.Е.Вераксой была сформулирована концепция структурно-диалектической психологии. Основу концепции составляет структурно-диалектический метод анализа психических явлений. Использование структурно-диалектического метода позволило разработать систему диалектического обучения дошкольников, младших школьников и позиционного обучения студентов. Структурно-диалектический метод успешно применялся для методологического анализа социальной психологии развития и методологии психологии. Под руководством Н.Е.Вераксы защищено более 30 кандидатских и 2 докторских диссертации.
Более 30 лет Н.Е.Веракса ведет преподавательскую деятельность в вузах РФ (МПГУ, МГПУ, МГППУ, РГГУ и др.), а также выступает в университетах Великобритании, Кубы, Мексики, Малайзии, Польши, США, Чехии и других стран. В настоящее время ученики Н.Е.Вераксы используют разработанные им методы и подходы в своей профессиональной деятельности.
С 2011 года Н.Е.Веракса является председателем организационного комитета ежегодной международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», проведение которой поддерживается Министерством образования и науки РФ, ЮНЕСКО, Всемирным Банком и др.
Н.Е.Веракса принимает активное участие в исследовательской работе, реализуемой в образовательных учреждениях города Москвы и в других городах РФ. Н.Е.Веракса – научный руководитель ряда научных проектов, выполненных по заказу департамента образования города Москвы, Министерства образования и науки РФ, РГНФ, ЮНЕСКО.
Издательская деятельность
По инициативе проф. Н.Е.Вераксы был основан журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика», главным редактором которого он является с 2007 года.
Н.Е.Веракса является членом редколлегий журналов:
В 2011 году Н.Е.Вераксой был разработан и началась реализация проекта по созданию серии учебных пособий «Высшее профессиональное образование» (издательство «Мозаика-Синтез»), отражающих современное состояние знаний в области детского развития.
Основные публикации
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Социальная психология. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Академия, 2011.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждения. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 с.
Веракса Н.Е. Диалектическое мышление – Уфа: Вагант, 2006. – 212 с.
Веракса Н.Е. Понимаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей – М.: Дрофа, 2006 – 91 с.
Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: ПЕР СЭ, 2003 – 144 с.
Веракса Н.Е., Кондаков О.В., Кондакова Н.Н. Физика для маленьких. Пособие для воспитателей детских дошкольных учебных заведений, учителей начальной школы и любознательных родителей. – Елец: Издательство Елецкого государственного педагогического института, 1997. – 168 с.
Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно. М., Знание. 1991. – с.128
Веракса Н.Е. К вопросу о способах регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996, №3
Веракса Н.Е. Особенности единых временно-пространственных представлений у дошкольников // Вопросы психологии, №1976, №2
Веракса Н.Е. Особенности единых пространственно-временных представлений у дошкольников // Новые исследования в психологии, 1976, №1
Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 2003, №6 с.17-31.
Веракса Н.Е., Варенцова Н.С. О раннем обучении и развитии детей // Психологическая наука и образование, 2005, № 2
Веракса Николай Евгеньевич (Verax Nicholas E.).
|
|