н е веракса биография

Веракса Николай Евгеньевич

н е веракса биография. Смотреть фото н е веракса биография. Смотреть картинку н е веракса биография. Картинка про н е веракса биография. Фото н е веракса биография

Родился 19 декабря 1946 года в Брянске. Его отец, Евгений Георгиевич Веракса был военным летчиком и заместителем командира полка. По роду службы часто перемещался из одного военного городка в другой, поэтому Коля имел опыт посещения разных школ. С матерью, Тамарой Александровной, у Коли сложились очень теплые отношения, которые он пронес через всю жизнь. Она очень заботилась о семье, была добрым и отзывчивым человеком, бескорыстно помогая другим людям. Благодаря открытости и общительности Тамары Александровны, в семье всегда было много друзей, которые могли запросто приехать в гости. Тамара Александровна очень любила цветы: они не только украшали дом, но и служили любимым мотивом для вышивки и рукоделия.

Младшая сестра Таня очень трепетно относилась к своему брату Коле, и впоследствии, ведя самостоятельную жизнь, они сохранили близкие, доверительные отношения. Татьяна закончила ветеринарную академию по специальности товаровед, однако работать в торговле она не стала и закончила Институт культуры по классу живописи у художника Мордовина. Затем она стала членом МОСХа, участвовала в различных выставках, писала картины на заказ. (Кстати, Николай Евгеньевич неоднократно позировал ей в роли красноармейцев и других знаковых фигур для этих эпохальных полотен). Татьяна очень тонко чувствовала цвет, и была талантливым живописцем – ее любимой темой были натюрморты. Она находилась в постоянно поиске и открывала секреты работы старых мастеров. Это привело к тому, что она могла достигать высокой степени выразительности сравнительно скупыми средствами. В последние годы жизни она также занималась реставрацией и писанием икон.

Таня еще в школе ощутила, что значит иметь брата, которого постоянно ставили в пример. Коля был чемпионом школы по настольному теннису, занимался баскетболом, футболом, боксом и тяжелой атлетикой, и уже в самых первых классах был почетным читателем местной библиотеки. Он постоянно участвовал в различных олимпиадах, и стал победителем всесоюзной олимпиады по математике. После окончания школы Коля поступил в МИФИ (энергетический факультет), затем перешел в Московский институт химического машиностроения (факультет технической кибернетики), и только потом поступил на вечернее отделение факультета психологии МГУ.

Семья

Со своей женой Николай познакомился еще в школе, в 1961 году. Ольга была младше на 2 года и училась вместе с его сестрой. Николай закончил школу с серебряной медалью, а Ольга – с золотой.

В 1972 году у Николая Евгеньевича и Ольги Михайловны родился сын Алеша.

После отличного окончания обычной и музыкальной школ, Алексей поступил на биофак МГУ. На 4 курсе он уехал учиться в Амхерст (Amherst). Диплом он писал в Институте молекулярной биологии Энгельгардта в лаборатории Белявского Александра Вадимовича. Затем Алексей поступил в аспирантуру в Йеле, и продолжил обучение в Сан-Диего. В 2000 году защитил PhD в области биологии развития и поступил в Центральный Массачусетский госпиталь в Бостоне (Harvard Medical School), где проработал по 2005 год. С 2005 года – профессор, заведующий лабораторией в University of Massachusetts Boston.

С 1980 по 1983 год Николай Евгеньевич провел на Кубе, где преподавал психологию преподавателям педагогического института в г. Сантьяго-де-Куба. Это время он до сих пор вспоминает с большой теплотой. Там в полной мере проявились авантюрные черты в его характере и тяга к приключениям: подводная охота, верховая езда, путешествия по различным районам Кубы оставили яркие и незабываемые впечатления. Условия жизни на Кубе позволили ему в спокойных, комфортных условиях разработать программу своей научной деятельности. Кроме того, там был выучен испанский язык, произошло знакомство с испаноязычной литературой и культурой латинской Америки. Но главным итогом пребывания на Кубе стало рождение второго сына, Саши, 7 октября 1983 года.

Еще одним членом семьи и всеобщим любимцем был Филя. Он появился благодаря Ольге Михайловне, а точнее благодаря ее доброте. Соседи Надежды Бернадской (подруги Ольги Михайловны) оставили ей собаку – на время. И уехали, как это бывает в таких случаях, навсегда. Филя пришел в дом в возрасте 1 года с уже сложившимся характером и прожил в семье 15 лет. Особенно трогательные отношения сложились у него с Николаем Евгеньевичем, поскольку это был единственный человек, которого он слушался.

В 2000 году Николай Евгеньевич становится дедушкой – у сына Алексея и его жены Алевтины рождается дочка, Даша. 16 декабря 2006 года рождается внук – Артем.

Наука

Профессиональное становление Николая Евгеньевича проходило преимущественно в стенах факультета психологии МГУ (где он учился на вечернем отделении), Института дошкольного воспитания АПН СССР (где он работал в должности инженера, лаборанта и младшего научного сотрудника) и Психологического института АПН СССР (где работали его друзья и знакомые). На факультете психологии в то время преподавали такие выдающиеся ученые, как А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец В.В.Давыдов, А.А.Смирнов, Е.Н.Соколов, Н.И.Жинкин, Д.Б.Эльконин, М.М.Мамардашвили, М.Ф.Нестурх, В.Д.Небылицын, В.П.Зинченко и другие. В Институте дошкольного воспитания АПН СССР Николай Евгеньевич близко общался с А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером. Н.Н.Поддъяковым, Ф.А.Сохиным, Я.З.Неверович, Т.А.Репиной, Я.М.Фонаревым и другими исследователями детского развития. Помимо того, что он имел возможность задать любому из них вопрос по психологии, когда находился на работе, он общался с ними и в процессе обучения на факультете психологии МГУ. В то время в Институте психологии и НИИ дошкольного воспитания царила атмосфера, отчасти переданная в книге «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких: обсуждались различные психологические проблемы, эксперименты, планы исследований. Сами обсуждения затягивались по времени до такой степени, что сотрудники порой не разъезжались на ночь по домам. Там же проходила и культурная жизнь: например, нелегально показывались фильмы из Госфильмофонда, обсуждались политические вопросы, читалась самиздатовская литература, выступали различные артисты, устраивались художественные выставки, да и просто шли разговоры «за жизнь».

В университете Николай учился вместе с Сергеем Ениколоповым, Александром Асмоловым, Женей Шехтер, Леной Орловой, Александром Яровинским, Борисом Космолинским и др. Университетская группа была очень сплоченной – вместе готовились к экзаменам и могли после экзамена запросто поехать в Ленинград или загород.

Идея диалектики в психологии в известной мере отражена уже в кандидатской диссертации Николая Евгеньевича, выполненной в лаборатории умственного воспитания под руководством Н.Н.Поддъякова. В диссертации было показано, что помимо пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста существует особый класс временно-пространственных представлений, которые фактически можно рассматривать как форму опосредствования двух типов отношений с помощью системы отсчета. Оппонентами на защите были Я.А.Пономарев (1 оппонент) и М.И.Лисина (2 оппонент). Яков Александрови, выступая на защите, подчеркнул, что работа представляет собой научное открытие и заслуживает публикации, и предложил перейти работать в его лабораторию.

Поскольку большая часть научной жизни Николая Евгеньевича посвящена разработке собственного подхода в психологии, мы опустим сухую фактологию (даты окончаний вуза, защит и т.п.) и приведем несколько фрагментов из его воспоминаний о том, как создавался подход, как писалась и защищалась докторская диссертация, где были изложены его основные идеи.

Я не сомневался в том, что диалектическое мышление есть. Я это сразу понял, в это я как-то сразу и безоговорочно поверил. Другое дело, что удерживать двойственность – смотреть, например, на процесс, как на застывший и текучий одновременно – дело сложное. И единственное, что помогает удержаться – структура.

Реального диалога по поводу моих размышлений с другими учеными у меня не было. Философы считали, что я, неспециалист, посягаю на святая святых – теорию познания. В психологии же были ученые-диалектики, применявшие ее в своей научной деятельности (например, Н.Н.Поддъяков), но они не рефлексировали собственное действие, не описывали механизм, который позволял им делать это. Поэтому мне приходилось очень много читать и выстраивать себе оппозиции самостоятельно. Особые отношения в это время сложились у меня с Андреем Владимировичем Брушлинским – после того, как он стал директором Института психологии РАН, он приглашал меня на заседания и конференции, где я делал доклады по диалектике, диалектическому мышлению и методологии. При встрече он обычно приветствовал меня и дарил свои статьи, при этом приговаривая: «Нас, диалектиков, не так много, как хотелось бы»”.

Тема диалектического мышления постоянно звучала в то время, но что это такое, было не совсем ясно. Все говорили о диалектической логике, марксисткой диалектике, но диалектика в психологии не находила своего ясного выражения. Про диалектическое мышление писали В.В.Давыдов и Э.В.Ильенков (кстати, Давыдов в своей лаборатории, когда он работал в Институте дошкольного воспитания, на заседании лаборатории специально обсуждал мои статьи). Но диалектическое мышление не было операционализировано, сколько-нибудь подробно описано. У меня же в какой-то момент возникла идея о том, что противоположности могут находиться в разных отношениях друг с другом, и в этом был принципиальный ход, потому что традиционно противоположности как бы сцеплялись, и их невозможно было разорвать. Надо сказать, что над соотношением противоположностей я задумывался уже в процессе работы над кандидатской диссертацией, когда анализировал пространственно-временные представления дошкольников. Но подойти к решению мне удалось гораздо позже.

Конечно, чтобы решать проблемы такого рода, нужно выходить за пределы психологии. Мне, например, очень помогла химия, ведь в ней есть традиция описания различных превращений вещества с помощью формул. Она во многом подтолкнула меня к решению.

Сложность заключалась в том, что марксистская диалектика в то время была у всех на устах, и с ней были связаны вполне определенные представления, поэтому писать о диалектическом мышлении взрослых я не мог. Тогда я обратился к дошкольникам”.

В 1991 году Николай Евгеньевич защищает докторскую диссертацию на тему «Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников». Оппонентами были Н.Н.Поддьяков, К.А.Абульханова-Славская и И.И.Ильясов.

Над этой проблемой я думал с 1974 года, поэтому диссертацию написал за полтора-два месяца. Отдал ее Леониду Абрамовичу Венгеру, который дал положительный отзыв, но порекомендовал переписать текст в другой логике, так как докторские диссертации по детской психологии строятся (по традиции) от эксперимента, а не от философско-методологических отсылов, которых в моем тексте было множество. Через месяц-полтора я подготовил второй вариант текста, и он подошел по формату. Жаль, что первый вариант работы был утерян”.

В настоящее время эти идеи разрабатываются в рамках структурно-диалектической психологии развития.

За вклад в изучение детского развития в образовании был удостоен звания почетного доктора Гетеборгского университета (Швеция) в 2017 году.

Источник

Н е веракса биография

Инструментарий

Программы обучения

Авторская модель психологической работы с родителями

Психология детской субкультуры: или зачем дети рассказывают страшные истории, испытывают храбрость, устраивают шалости, дразнят и обзываются

ВЕБИНАР: Программа социально-психологического сопровождения воспитанников детского дома

Скоро

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

VIII Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

н е веракса биография. Смотреть фото н е веракса биография. Смотреть картинку н е веракса биография. Картинка про н е веракса биография. Фото н е веракса биография

Доктор психологических наук, профессор.

Научный руководитель научного направления «Когнитивное развитие» Института изучения детства, семьи и воспитания РАО. Ректор Московской педагогической академии дошкольного образования. Декан психолого-педагогического факультета Российского государственного гуманитарного университета. Профессор кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Научный руководитель российской магистратуры факультета практической психологии Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Инициатор основания и главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика». Главный редактор журнала Early Childhood Education Today. Член редколлегий журналов: European Early Childhood Education Research Journal, «Вестник Московского городского педагогического университета», «Вестник Российского государственного университета. Серия „Психология“», «Северо-Восточный научный журнал».

Член Российского психологического общества, EECERA, ESRAD, ISSBD. Руководитель секции диалектической психологии развития РПО. Член Координационного Совета Московского отделения РПО.

Учился в МИФИ (1965—1967), МИХМ (1967—1968), в 1973 г. закончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Развитие временно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста». В 1991 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников».

Преподавал в МПГУ, МГПУ, МГППУ, РГГУ, а также выступает в университетах Великобритании, Кубы, Мексики, Малайзии, Польши, США, Чехии и других стран.

Создатель структурно-диалектической психологии В конце 1980-х годов сформулировал концепцию структурно-диалектической психологии. Основу концепции составляет структурно-диалектический метод анализа психических явлений. Использование структурно-диалектического метода позволило разработать систему диалектического обучения дошкольников, младших школьников и позиционного обучения студентов. Структурно-диалектический метод успешно применялся для методологического анализа социальной психологии развития и методологии психологии. Применение структурно-диалектического подхода позволило сформулировать концепцию развития детских способностей, а также разработать методы их диагностики и развития. Одним из приложений этого подхода стало создание технологии проектной деятельности, которая в настоящее время широко применяется в дошкольном образовании.

Научный руководитель дошкольной образовательной программы «От рождения до школы», которая в настоящее время является наиболее распространенной на территории России.

Научный руководитель дошкольной образовательной программы «Key to Learning», которая реализуется на территории Великобритании, Польши и других стран.

С 2011 года является председателем организационного комитета ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

В 2011 году разработал проект по созданию серии учебных пособий «Высшее профессиональное образование» (издательство «Мозаика-Синтез»).

Основные публикации: более 150 работ, в том числе

Награды:

Источник

Веракса, Николай Евгеньевич

доктор психологических наук

психолог, создатель структурно-диалектической психологии

Веракса, Николай Евгеньевич – доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования РГГУ, руководитель лаборатории психологии и педагогики способностей Института психолого-педагогических проблем РАО, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика».

Содержание

Биография

Научная деятельность

В конце 1980-х годов Н.Е.Вераксой была сформулирована концепция структурно-диалектической психологии. Основу концепции составляет структурно-диалектический метод анализа психических явлений. Использование структурно-диалектического метода позволило разработать систему диалектического обучения дошкольников, младших школьников и позиционного обучения студентов. Структурно-диалектический метод успешно применялся для методологического анализа социальной психологии развития и методологии психологии. Под руководством Н.Е.Вераксы защищено более 30 кандидатских и 2 докторских диссертации.

Более 30 лет Н.Е.Веракса ведет преподавательскую деятельность в вузах РФ (МПГУ, МГПУ, МГППУ, РГГУ и др.), а также выступает в университетах Великобритании, Кубы, Мексики, Малайзии, Польши, США, Чехии и других стран. В настоящее время ученики Н.Е.Вераксы используют разработанные им методы и подходы в своей профессиональной деятельности.

С 2011 года Н.Е.Веракса является председателем организационного комитета ежегодной международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», проведение которой поддерживается Министерством образования и науки РФ, ЮНЕСКО, Всемирным Банком и др.

Н.Е.Веракса принимает активное участие в исследовательской работе, реализуемой в образовательных учреждениях города Москвы и в других городах РФ. Н.Е.Веракса – научный руководитель ряда научных проектов, выполненных по заказу департамента образования города Москвы, Министерства образования и науки РФ, РГНФ, ЮНЕСКО.

Издательская деятельность

По инициативе проф. Н.Е.Вераксы был основан журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика», главным редактором которого он является с 2007 года.

Н.Е.Веракса является членом редколлегий журналов:

В 2011 году Н.Е.Вераксой был разработан и началась реализация проекта по созданию серии учебных пособий «Высшее профессиональное образование» (издательство «Мозаика-Синтез»), отражающих современное состояние знаний в области детского развития.

Основные публикации

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Социальная психология. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Академия, 2011.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа. М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждения. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 с.

Веракса Н.Е. Диалектическое мышление – Уфа: Вагант, 2006. – 212 с.

Веракса Н.Е. Понимаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей – М.: Дрофа, 2006 – 91 с.

Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: ПЕР СЭ, 2003 – 144 с.

Веракса Н.Е., Кондаков О.В., Кондакова Н.Н. Физика для маленьких. Пособие для воспитателей детских дошкольных учебных заведений, учителей начальной школы и любознательных родителей. – Елец: Издательство Елецкого государственного педагогического института, 1997. – 168 с.

Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно. М., Знание. 1991. – с.128

Веракса Н.Е. К вопросу о способах регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996, №3

Веракса Н.Е. Особенности единых временно-пространственных представлений у дошкольников // Вопросы психологии, №1976, №2

Веракса Н.Е. Особенности единых пространственно-временных представлений у дошкольников // Новые исследования в психологии, 1976, №1

Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 2003, №6 с.17-31.

Веракса Н.Е., Варенцова Н.С. О раннем обучении и развитии детей // Психологическая наука и образование, 2005, № 2

Источник

Веракса Николай Евгеньевич (Verax Nicholas E.).

По датам рождения
Родившиеся в январе
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Родившиеся в феврале
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
29

Родившиеся в марте
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Родившиеся в апреле
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Родившиеся в мае
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Родившиеся в июне
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Веракса Николай Евгеньевич.

19 декабря 1946 (68 лет)

Российский государственный гуманитарный университет, НИИ дошкольного воспитания АПН СССР

доктор психологических наук

Московский государственный университет

создатель структурно-диалектической психологии

Обучался в МИФИ (1965-1967), МИХМ (1967-1968) и на факультете психологии МГУ (1968-1973).

Под руководством Вераксы защищено более 30 кандидатских и 2 докторских диссертации.

Автор более 150 публикаций, в том числе ряда учебных пособий, которые опубликованы на иностранных языках, выступает на федеральных телеканалах в качестве эксперта по психологии развития, психологии мышления] и др.

Преподавал в МПГУ, МГПУ, МГППУ, РГГУ, а также выступает в университетах Великобритании, Кубы, Мексики, Малайзии, Польши, США, Чехии и других стран.

С 2011 года является председателем организационного комитета ежегодной международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

Инициатор основания журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика», главным редактором которого является с 2007 года.

Является членом редколлегий журналов: European Early Childhood Education Research Journal, «Вестник Московского городского педагогического университета», «Вестник Российского государственного университета. Серия „Психология“», «Северо-Восточный научный журнал».

В 2011 году разработал проект по созданию серии учебных пособий «Высшее профессиональное образование» (издательство «Мозаика-Синтез»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *