праздная жизнь до добра не доводит
Праздная жизнь до добра не доводит
Созданные по инициативе В. И. Ленина, воспитанные Коммунистической партией и закаленные в многочисленных схватках с врагами, советские пограничные войска успешно выполняют ответственные задачи по охране государственной границы нашей Родины, вместе с Советской Армией и Военно-Морским Флотом стоят на страже мирного труда советского народа, строящего коммунизм. Своим верным, беззаветным служением Родине пограничники завоевали глубокое уважение и всеобщую любовь советских людей.
В начале марта 1918 года Советское правительство переезжало из Петрограда в Москву. И вот ночью в вагоне при тусклом свете маленькой лампочки Владимир Ильич Ленин написал свою гениальную статью «Главная задача наших дней». Обращаясь к коммунистам и всему народу, Ленин призывал их, несмотря на невиданные трудности, проявить непреклонную решимость идти вперед по пути социализма, собирать камень за камушком прочный фундамент нового социалистического общества. С гениальной прозорливостью Ильич предсказал, что из убогой, отсталой и бессильной наша Родина станет могучей и обильной.
Эти слова великого Ленина сбылись. Разумом и самоотверженным трудом всего советского народа создано обильное и могучее социалистическое государство. В создание его экономической и военной мощи внесли свою долю труда и советские пограничники. О подвигах, мужестве и отваге, о суровой и почетной службе часовых рубежей нашей Родины правдиво и увлекательно рассказывает читателю сборник «Пограничными тропами».
В период гражданской войны и иностранной военной интервенции пограничники, как составная часть Красной Армии, сражались против многочисленных врагов молодой Советской республики. В годы Великой Отечественной войны они в рядах Советской Армии и Военно-Морского Флота участвовали в героической обороне Брестской крепости, бились с врагом под Москвой и Ленинградом, Одессой и Севастополем, под Волгоградом и в Заполярье, на Балтике и на Черном море, освобождали Белград, Вену, Прагу, штурмовали Берлин, проявили чудеса героизма в разгроме Квантунской армии.
Родина высоко оценила героические подвиги пограничников. Тысячи воинов отмечены правительственными наградами, около двухсот самых отважных удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Яркой страницей вошла в историю войск округа героическая Кзыл-Агачская оборона в марте 1930 года. Отделком Павел Слесарев и с ним тринадцать молодых пограничников, мобилизовав местный актив, выдержали натиск пятисот басмачей.
Весной 1927 года через границу пыталась прорваться многочисленная банда. Путь ей преградил пограничный пост Кашкасу из семи пограничников во главе со старшиной Андреем Сидоровым. Девять суток продолжались атаки озверелых басмачей. Пограничники бились до последней капли крови, но врага не пропустили. На замке пулемета герои написали:
«Да здравствует коммунизм! IV 1927 г.»
«Андрей Сидоров, Яков Бердников, Владимир Охапкин, Иван Витник, Валерий Свищевский, Николай Жуков, Иосиф Шаган».
Геройски сражались с врагами начальник заставы Антон Онопко и рядовой Василий Кондюрин.
Со словами: «Пограничники живыми не сдаются!» отдал молодую жизнь командир отделения Григорий Мезенцев.
Время не властно над нашей памятью. Прошло уже полвека, но сколько бы ни минуло лет, благодарные потомки будут вечно помнить подвиг павших героев границы.
Обозревая пройденный путь, пограничники с любовью вспоминают ветеранов границы, которые так много потрудились над совершенствованием пограничной охраны, над улучшением жизни и быта воинов границы. А ведь многого не хватало в первые годы Советской власти. Из-за плохого экономического положения страны пограничники не имели подчас самого необходимого.
Вот как характеризовалось материальное обеспечение личного состава 22-й пограничной бригады в приказе ВЧК № 99 от 30 августа 1921 года:
«Размещены по обывательским квартирам, суточные наряды расположены в сараях…
Белья имеется не больше, как по одной смене, обувью снабжены красноармейцы не более 50 %, постельной принадлежности совершенно не имеется…
Пищу красноармейцы готовят сами. Продукты получают на руки. Вместо мяса выдают воблу.
В остальном положение едва удовлетворительное».
Так было в начале пути. Мужала и крепла наша страна, менялся и облик границы. В далекое прошлое, в легенды ушли и грузовые брички, и тачанки, и землянки. Ныне благодаря постоянной заботе Коммунистической партии и Советского правительства, замечательным успехам социалистической экономики солдат границы имеет сполна все необходимое для службы, неограниченные возможности для своего роста.
Пограничные войска теперь, по существу, войска технические. Наши части и подразделения получили современные самолеты, вертолеты, корабли, бронетранспортеры, радиотехнические средства и многое другое. Год от года хорошеют заставы, военные городки частей. Новый быт прочно входит в жизнь границы. Даже на далеких горных заставах Заилийского Алатау и отрогов Тянь-Шаня, на высоте свыше четырех тысяч метров над уровнем моря, где несут свою бессменную службу пограничники, в их быт прочно вошли газ, водопровод и паровое отопление. Вечерами пограничники собираются у голубых экранов телевизоров. На заставах свои стационарные киноустановки, библиотеки с большим книжным фондом.
Какая замечательная молодежь идет сейчас на границу! Молодые воины, как правило, до призыва прошли хорошую трудовую школу, активно участвовали в общественной жизни. Ратный труд закаляет их волю, помогает приобрести такие качества, как мужество, отвага, умение ставить интересы государства и народа превыше всего. После окончания службы они успешно работают на трудовом фронте.
Вот несколько примеров, взятых из сегодняшней службы войск.
Праздная жизнь до добра не доводит
ВАРИАНТ 4
ЧАСТЬ 1
(1) Надо всячески стараться, чтобы тезис был возможно проще и выражен короче, потому что сложный тезис намечает несколько мыслей, а значит, несколько пунктов разногласий. (2) Составные тезисы вносят в спор крайнюю запутанность, сбивчивость и неопределённость. (3) (. ), встретившись с ними, необходимо сейчас же расчленить их на составные элементарные суждения и рассматривать каждый пункт разногласия отдельно.
1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Простой и короткий тезис содержит одну мысль, он лучше составного.
2) Разногласия в споре могут возникнуть из-за сложности тезиса, намечающего несколько мыслей.
3) Составные тезисы могут внести в спор запутанность и неопределённость, так как они намечают несколько мыслей, которые приведут к разногласию.
4) В споре доказательство тезиса, сформулированного в форме простого предложения, выстраивается и воспринимается яснее, поэтому нужно составные тезисы расчленять на элементарные суждения.
2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?
3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ПУНКТ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.
1) Определённое место на земной поверхности. Пункт пересечения дорог. Стратегический пункт. Населённый пункт. (город, посёлок и т.п.).
2) Учреждение или отдел учреждения с узко определённым кругом функций. Медицинский пункт. Переговорный пункт. Приёмный пункт.
3) Раздел официального документа или какого-либо текста, обозначаемый номером или буквой. Пункт договора. Перечислить основные пункты доклада. Пункт обвинения.
4) Вопрос, тема, предмет (внимания, рассуждения). Не сойтись в каком-либо пункте разногласий. Разойтись по трём пунктам.
5) Отдельный момент в развитии чего-либо. Кульминационный пункт. Переломный пункт в истории. Отправной пункт умозаключений. Поворотный пункт войны.
4. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?
1) тезис был (предложение 1)
2) надо стараться (предложение 1)
3) намечает несколько мыслей (предложение 1)
4) расчленить (предложение 3)
5. Укажите верную характеристику слова ИХ (предложение 3).
1) притяжательное местоимение
2) личное местоимение
3) возвратное местоимение
4) указательное местоимение
6. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) ПРАЗДНАЯ жизнь до добра не доводит.
2) Самодовольная, СЫТАЯ физиономия собеседника вызывала раздражение.
3) Шкура овечья, да душа ЧЕЛОВЕЧЬЯ.
4) Он с трудом ОТЛИЧАЛ оттенки бежевого цвета.
8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ехать без промедлений
2) без зимних сапог
4) к шестистам экземплярам
9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Соблюдая правила этикета,
1) моя вежливость не знала границ.
2) количество конфликтов между людьми сокращается.
3) создалась атмосфера взаимного комфорта.
4) можно даже неудовольствие выразить так, что никто не обидится.
10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Поезд прибыл в Москву согласно расписанию.
2) Подготовка к выступлению заняла много времени.
3) Те, кто не смог посмотреть новый фильм, очень сожалели об этом.
4) Все радовались красотой природы.
11. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Куинджи считал себя русским, предками своими называл греков, которые со времён античности населяли Причерноморское побережье.
2) Художник сделал попытку обрести ту форму творческой свободы, которая способствовала бы проявлению его таланта, удовлетворяла бы его творческие наклонности.
3) В 1909 году Куинджи организовал Общество художников, которое сплотило его учеников.
4) По завещанию великого художника Обществу перешёл его основной капитал, который составил около полумиллиона рублей, земли на южном побережье Крыма и все работы, оставшиеся после его смерти.
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Картины Крамского были купле(1)ы П.М. Третьяковым и позже выставле(2)ы на всеобщее обозрение почте(3)ейшей публике, восторже(4)о принявшей это решение.
13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) развл..чение, сохр..нённый, эк..логия
2) бесп..лезный, р..ждает, прот..рает
3) соб..рает, сов..стливый, ум..реть
4) ф..гура, пр..моугольник, попл..вок
14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
2) з..рисовка, от..брать, не..тгаданное
3) по..скать, серх..зящный, пост..нфарктный
4) пр..вилегия, пр..добрый, пр..зидиум
15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
2) отутюж..шь, срубл..нный
4) остав..вший, украш..нный
16. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква И?
17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не)возможно равнодушно смотреть на картины А.И. Куинджи.
2) Многого в жизни ему (не)доставало.
3) Отнюдь (не)просто начиналась жизнь Куинджи, будущего автора картины «Лунная ночь на Днепре».
4) (Не)вероятная красота этого шедевра поразила великого князя Константина Константиновича.
18. В каком предложении выделенные слова пишутся раздельно?
1) Художник мечтал о том, ЧТО(БЫ) картина передавала неповторимое очарование ночи, а (ПО)ТОМУ экспериментировал с её освещением.
2) (ПО)ПРИЧИНЕ невероятного воздействия картины на зрителей, а ТАК(ЖЕ) её необъяснимой магии Куинджи суеверно обвиняли (В)СВЯЗИ с нечистой силой.
3) (В)ОТЛИЧИЕ от Репина Куинджи не писал больших эпических полотен, ЗА(ТО) прославился как мастер пейзажной живописи.
4) (ПО)ТОМУ, как восторженно отзывались о картине в печати (В)ТЕЧЕНИЕ продолжительного времени, можно судить о мастерстве этого скромного художника.
19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Сама личность А.И. Куинджи привлекала молодёжь ( ) и служила ей ярким примером беззаветной преданности искусству.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Рисуя свой идеальный мир (1) А.И. Куинджи воспринимает жизнь (2) как благо (3) дарующее человеку красоту и радость впечатлений (4) позволяющих творить неустанно.
21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В картине «Лунная ночь на Днепре» публику (1) буквально (2) приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди (3) по словам Репина (4) в «молитвенной тишине стоявшие перед полотном Куинджи, выходили из зала со слезами на глазах».
22. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1) Настоящий художник по-своему воспроизводит и толкует действительность.
2) Шести лет Архип остался сиротой и рано познал нужду и голод.
3) На долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение широкая популярность и непонимание.
4) И стар и млад приобщается к красоте пейзажей, воссозданных Куинджи.
23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Куинжди продолжал писать, изредка показывая свои картины ученикам, и преподавать в Академии художеств (1) в пейзажном классе (2) из стен (3) которого (4) вышли многие выдающиеся мастера.
24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
А.И. Куинджи велел задрапировать окна в выставочном зале (1) зная (2) что (3) когда картину увидят (4) в сфокусированном на ней луче электрического света (5) то эффект лунного сияния проявится в полной мере.
(1) Шёл май сорок третьего года. (2) На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих. (3) Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело.
(4) В пару со мной угодил пожилой боец. (5) Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко.
(6) Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая.
(7) Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8) Зачёрпывать-то он зачёрпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплёскивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.
(14) Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь? (15) Ну, завезёшь по лбу ложкой, ну, может, пнёшь и скажешь: «Шакал!»
(18) Раздался тихий звук. (19) Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет. (20) Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась ещё дородней и привлекательней своим царственным телом.
(23) Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше.
(24) Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул её в вещмешок и ушёл куда-то. (25) В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.
(26) И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.
25. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1) Горячую еду на фронте бойцы получали редко.
2) Пожилого бойца отличает бескорыстная уступчивость, снисходительность, способность жертвовать своими интересами.
3) Голод превратил молодого солдата в жадное и озлобленное существо.
4) Пожилой солдат откровенно презирал рассказчика за его малодушие и жадность.
26. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложении 6 представлено рассуждение.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в бланк ответов №1 справа от задания 35, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
3) вопросно-ответная форма изложения
5) ряд однородных членов
6) разговорная и просторечная лексика
8) синтаксический параллелизм
ЧАСТЬ 2
36. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Портфель для словесника
Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников
ЕГЭ-2015 Вариант 24
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
1) Простой и короткий тезис содержит одну мысль, он лучше составного.
2) Разногласия в споре могут возникнуть из-за сложности тезиса, намечающего несколько мыслей.
3) Так как сложные тезисы, содержащие несколько мыслей, вносят в спор крайнюю запутанность, сбивчивость и неопределённость, то их лучше расчленить на составные элементарные суждения и рассматривать каждый пункт разногласия отдельно.
4) В споре доказательство тезиса, сформулированного в форме простого предложения, выстраивается и воспринимается яснее, поэтому нужно составные тезисы расчленять на элементарные суждения.
5) Чтобы мысли не были запутанны, сбивчивы и неопределённы, надо всячески стараться, чтобы тезис был возможно проще.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Выпишите это слово.
Поэтому Вопреки этому Однако Во-первых Дай
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ПУНКТ. Определите значение, в котором это слово использовано в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Определённое место на земной поверхности. П. пересечения дорог. Стратегический п. Населённый п. (город, посёлок и т.п.).
2) Учреждение или отдел учреждения с узко определённым кругом функций. Медицинский п. Переговорный п. Приёмный п.
3) Раздел официального документа или какого-л. текста, обозначаемый номером или буквой. П. договора. Перечислить основные п. доклада. П. обвинения.
4) Вопрос, тема, предмет (внимания, рассуждения). Не сойтись в каком-л. п. П. разногласий. Разойтись по трём п.
5) Отдельный момент в развитии чего-л. Кульминационный п. Переломный п. в истории. Отправной п. умозаключений. Поворотный пункт войны.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
шарфЫ красИвее экспЕрт ненадОлго свЁкла
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПРАЗДНАЯ жизнь до добра не доводит.
Самодовольная, СЫТАЯ физиономия собеседника вызывала раздражение.
Шкура овечья, да душа ЧЕЛОВЕЧЬЯ.
Он с трудом ОТЛИЧАЛ оттенки бежевого цвета.
В связи с освобождением советскими войсками городов Орёл и Белгород 5 августа 1943 года по приказу ВЕРХОВНОГО Главнокомандующего в Москве был впервые произведён артиллерийский салют.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ехать без ПРОМЕДЛЕНИЙ без зимних САПОГ пойти без ЧУЛОК
к ШЕСТИСТАМ экземплярам ПРОПОВЕДУЕТ истины
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
А) Сборник «Донские рассказы» Шолохова потрясли меня до глубины души.
Б) Вопреки предостережения Максима Максимыча Бэла всё-таки вышла за пределы крепости.
В) М.Ю. Лермонтов пишет в своём стихотворении, что «не жду от жизни ничего я».
Г) Читая об убийстве старухи- процентщицы, волосы стояли дыбом.
Д) В соревнованиях принимали участие как ветераны спорта, а также пока ещё никому не известные молодые легкоатлеты
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
3) ошибка в построении предложения с однородными членами
4) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
5) неправильное построение предложения с косвенной речью
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
эк…логия прот. рает ум. реть ф. гура ск…чок
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
в. рыхлить, мировоззрение з…рисовка, от…брать
пр…вилегия, пр. добрый пре..военный, о. бирать пр…чуды, пр…одоление
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
врач. вать син…ватый влюбч. вый никел…вый гор… вать
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
остав. вший украш. нный срубл. нный раска. тся омыва…мый
12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не)возможно равнодушно смотреть на картины А.И. Куинджи. (Не)распаханная степь простиралась до самого горизонта. Многого в жизни ему (не)доставало.
(Не)вероятная красота картины Куинджи поразила великого князя Константина Константиновича.
Отнюдь (не)просто начиналась жизнь Куинджи, будущего автора картины «Лунная ночь на Днепре».
13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Художник мечтал о том, ЧТО(БЫ) картина передавала неповторимое очарование ночи, а (ПО)ТОМУ экспериментировал с её освещением.
(ПО)ПРИЧИНЕ невероятного воздействия картины на зрителей, а ТАК(ЖЕ) её необъяснимой магии Куинджи суеверно обвиняли в связи с нечистой силой.
(В)ОТЛИЧИЕ от Репина Куинджи не писал больших эпических полотен, ЗА(ТО) прославился как мастер пейзажной живописи.
(ПО)ТОМУ, как (В)ТЕЧЕНИЕ продолжительного времени восторженно отзывались в печати о картине «Лунная ночь на Днепре», можно судить о мастерстве этого скромного художника.
Посетители выставки (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгого времени пытались заглянуть за холст с обратной стороны, ЧТО(БЫ) увидеть спрятанную там лампочку или свечу.
14. Укажите цифры, на месте которых пишется Н.
Картины Крамского были купле(1)ы П.М. Третьяковым и позже выставле(2)ы на всеобщее обозрение почте(3)ейшей публике, восторже(4)о принявшей это решение.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую?
1) Настоящий художник по-своему воспроизводит и толкует действительность.
2) Шести лет Архип остался сиротой и рано познал нужду и голод.
3) На долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение широкая популярность и непонимание
4) Архип Иванович лично находил необходимые дли красок вещества изобретал новые составы и добивался нужного эффекта.
5) Его учениками и горячими поклонниками были Николай Константинович Рерих и Аркадий Александрович Рылов.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Рисуя свой идеальный мир (1) А.И. Куинджи воспринимает жизнь (2) как благо (3) дарующее человеку красоту и радость впечатлений (4) позволяющих творить неустанно.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В картине «Лунная ночь на Днепре» публику (1) буквально (2) приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди (3) по словам Репина (4) в «молитвенной тишине стоявшие перед полотном Куинджи, выходили из зала со слезами на глазах».
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Куинджи продолжал писать и преподавать в Академии художеств (1) в пейзажном классе (2) из стен (3) которого (4) вышли многие выдающиеся мастера.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. А.И. Куинджи велел задрапировать окна в выставочном зале (1) зная (2) что (3) (когда) картину увидят (4) в сфокусированном на ней луче электрического света (5) то эффект лунного сияния проявится в полной мере.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)Шёл май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих. (З)Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело.
(4)В пару со мной угодил пожилой боец. (5)Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко. (6) Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая.
(7)Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8)Зачёрпывать-то он зачёрпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплёскивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.
(9)В котелке оказалась одна макаронина. (10)Одна на двоих. (11)Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со «второго фронта». (12)Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод. (13)Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнёт обратно, шлёпнется в котелок, рукою мне хотелось её сцапать — ив рот!
(14)Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь? (15)Ну, завезёшь по лбу ложкой, ну, может, пнёшь и скажешь: «Шакал!*
(16)Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. (17)В моих глазах жило одно лишь трагическое видение — белая макаронина.
(18)Раздался тихий звук. (19)Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет. (20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась ещё дородней и привлекательней своим царственным телом.
(21)Мой напарник первый раз пристально глянул на меня — ив глубине его усталых глаз я заметил какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности. (22)Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребёт себе.
(23) Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиныпе.
(24) Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул её в вещмешок и ушёл куда-то. (25)В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.
(26)И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.
Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — крупный советский и российский писатель, участник Великой Отечественной войны. Важнейшие темы творчества В.П.Астафьева — военно-патриотическая и деревенская.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Пожилой солдат откровенно презирал рассказчика за его малодушие и жадность.
2) Пожилого бойца отличает бескорыстная уступчивость, снисходительность, способность жертвовать своими интересами.
3) Голод превратил молодого солдата в жадное и озлобленное существо.
4) Бойцы на фронте часто получали горячую еду.
5) Рассказчик спокойно отнёсся к тому, что пожилой боец дал ему возможность съесть больше.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 6 представлено рассуждение.
2) Предложения 9-11 содержат описательный фрагмент.
3) Предложения 13-14 содержат эмоционально-оценочное суждение рассказчика по поводу того, что высказывается в предложении 12.
4) Предложения 22-23 содержат повествование с элементами рассуждения.
5) В предложениях 1-2 содержится рассуждение.
22. Из предложений 4-6 выпишите фразеологизм.
23. Среди предложений 16-20 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения
24. «Внутреннее состояние рассказчика, молодого бойца, который был очень голоден и боялся, что его напарник будет «злоупотреблять» своей ложкой, передают лексические средства: (А) _____(предложение 6) и (Б)________________________ («хотелось сцапать» в предложении 13), а такое синтаксическое средство, как (В)______________________ (предложения 14—15), лишь усиливает психологическую глубину переживаний. Синтаксический приём (Г)___ (предложения 9—11) позволяет увидеть причину терзаний молодого солдата».