мы были шокированы прекрасной игрой актеров какая ошибка

Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические

Самые распространенные ошибки в ЕГЭ по русскому языку:

Классификация ошибок по ФИПИ

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Виды грамматических ошибок:

Речевые ошибки

Виды речевых ошибок:

Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влия­нием просторечия и диалектов.

К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки:

Типичные речевые ошибки (К10)

Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штам­пы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использо­вание экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смеше­ние) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.

К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:

Логические ошибки

Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

Композиционно-текстовые ошибки

Фактические ошибки

Орфографические, пунктуационные, графические ошибки

При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Графические ошибки – различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.

Распространенные графические ошибки:

Источник

Задача №6 по русскому языку

Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.

1) Исключение. Из демоверсии ЕГЭ 2019 г.:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.

Для успешного выполнения задания необходимо:

• понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
• учитывать особенности сочетаемости слов;
• правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
• избегать речевой избыточности;
• не допускать речевой недостаточности;
• учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)
2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности)
3) Если это ошибка, исправь ее.

Источник

КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ

Шерстобитова И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Благодаря пожару, лес сгорел.

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю;
У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Нарушение лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

Источник

В помощь экспертам по проверке ЕГЭ. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Вид ошибки

Примеры

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово

приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей

немного в другую колею.

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных

слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо

средства).

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью

Молодой юноша, очень прекрасный

Употребление рядом или близко однокоренных слов

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой

даже не понимает всей глубины содеянного.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный

редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к

У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Источник

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемschool-internat.ucoz.ru

Похожие презентации

1 Типы речевых ошибок

3 Употребление слова в несвойственном ему значении 1.Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2.Мысль развивается на продолжении всего текста.

4 1.Мы были очарованы прекрасной игрой актеров. 2.Мысль развивается на протяжении всего текста.

5 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом 1.Мое отношение к этой проблеме не поменялось. 2. Были приняты эффектные меры.

6 1.Мое отношение к этой проблеме не изменилось. 2. Были приняты эффективные меры.

7 Неразличение синонимичных слов 1.В конечном предложении автор применяет градацию. 2.Старик трудился поставить телегу на колеса.

8 1.В последнем предложении автор применяет градацию. 2.Старик старался поставить телегу на колеса.

9 Употребление слов иной стилевой окраски 1.Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. 2.Лермонтов обливает горькой правдой век нынешний. 3.Читатель захлебывается во множестве примеров.

10 1.Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло. 2.Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний. 3.Читатель утопает во множестве примеров.

11 Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов 1.Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 2.Потрясающие ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».

12 1.Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 2.Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».

13 Неоправданное употребление просторечных слов 1.Таким людям всегда удается объегорить других. 2.Петя шел взади. 3.На вратаре майка, напяленная на рубашку.

14 1.Таким людям всегда удается обмануть других. 2.Петя шел сзади. 3.На вратаре майка, одетая на рубашку.

15 Нарушение лексической сочетаемости 1.Автор увеличивает впечатление. 2.Автор использует художественные особенности. 3.У девочки были коричневые глаза. 4.Дешевые цены.

16 1.Автор усиливает впечатление. 2.Автор использует художественные средства. 3.У девочки были карие глаза. 4.Низкие цены.

17 Употребление лишних слов, в том числе плеоназм 1.Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. 2.Молодой юноша, очень прекрасный.

18 1.Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов. 2.Это был прекрасный юноша.

19 Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) 1.В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. 2.В рамках исторического развития русского общества развивается и «личность человека.»

20 1.В этом рассказе повествуется о реальных событиях. 2.В рамках исторической эволюции русского общества развивается «личность человека».

21 Неоправданное повторение слов 1.Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. 2.Недавно я прочитала одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце».

22 1.Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного. 2.Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется «Собачье сердце».

23 Бедность и однообразие синтаксических конструкций 1.Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. 2.Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.

24 1.Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу. 2.Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы.

25 Неудачное употребление местоимений 1.Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю. 2.Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.

26 1.Данный текст написал В.Белов. Это произведение относится к художественному стилю. 2.Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *