муж ларионовой актер 8 букв
Шесть лет ухаживаний, чужой ребенок и интрижки Аллы Ларионовой. Правда об «идеальном» браке Николая Рыбникова
Союз двух советских звезд идеализируют, хотя их отношения не были эталонными. Несколько лет Алла Ларионова не обращала внимания на Николая Рыбникова, а замуж за него вышла беременной от экс-избранника. Многие подозревали, что актриса вовсе не любила супруга.
13 декабря исполняется 90 лет со дня рождения Николая Рыбникова, который не дожил и до 60. Зрители и друзья запомнили его не только как талантливого актера, но и как преданного мужа и отца. 33 года Николай Николаевич провел со звездой «Садко» Аллой Ларионовой и за время брака ни разу не позволил супруге усомниться в его верности и любви. Но испытывала ли Алла Дмитриевна те же чувства?
Рыбников фактически спас опозоренную Ларионову, когда сделал ей, носившей под сердцем ребенка от Ивана Переверзева, предложение. Хотя до этого момента целых шесть лет актриса игнорировала Николая Николаевича, на свадьбу она согласилась сразу. Роль хранительницы очага давалась женщине с трудом: близкая подруга рассказывала, что звезда флиртовала с поклонниками и даже пропадала из дома на сутки, чтобы провести время с другим мужчиной.
Брак Николая Рыбникова и Аллы Ларионовой продолжают называть идеальным, но были ли супруги на самом деле счастливы вместе? А главное — почему ревнивый Рыбников мирился с интрижками жены? В день юбилея прославленного артиста вспоминаем о несправедливости, которая преследовала его в профессиональной и семейной жизни.
От славы до забвения
Морозным декабрьским днем 1930-го у актера Борисоглебского театра Воронежской области Николая Николаевича Рыбникова родился сын, полный тезка. Играть на сцене мужчине доводилось нечасто, а с уходом в 40-х на фронт его карьера вовсе закончилась. Мама Клавдия Александровна с началом войны перебралась с маленькими детьми — Колей и Славой — в Сталинград, по иронии судьбы подвергнув их еще большей опасности.
Началась паника, население вплавь переправлялось из разгромленного немцами города через Волгу. Сталинград горел, и река тоже пылала из-за разлитого топлива. Чудом 11-летний Николай Рыбников сумел добраться до другого берега, цепляясь за чужие лодки. Перенесенные ужасы и радость спасения словно вложили в мальчика невероятной силы заряд — любви к жизни и оптимизма.
Рыбников знал, что сдаваться нельзя, и даже известие о смерти папы и мамы не сломило его дух. Вернувшись после войны в Сталинград, подросток окончил школу и начал играть на подмостках местного драмтеатра во вспомогательном составе. В какой-то момент юношу потянуло к медицине, но после двух лет учебы он убедился, что страсть к сцене сильнее, и отправился покорять Москву. Поездка оказалась удачной: абитуриента приняли на курс Тамары Макаровой и Сергея Герасимова во ВГИК.
Нельзя сказать, что дебют актера на большом экране был успешным: эпизодические роли в «Сельском враче» и в «Команде с нашей улицы» прошли мимо зрителей. Положительно критики оценили следующую работу Рыбникова, в «Тревожной молодости», ну а всесоюзная слава накрыла его после выхода «Весны на Заречной улице». Герой Николая сталевар Саша Савченко стал символом 50-х — искренний, обаятельный, честный, трудолюбивый. Марлен Хуциев фактически подарил артисту счастливый билет в мир кино.
Рыбников вступил в Театр-студию киноактера, где играл самых разных персонажей, а параллельно снимался в популярных фильмах своего времени. Он работал самоотверженно: на съемках «Высоты» не остановил операторов, когда обнаружил, что забыл перчатки перед сценой со спуском по железному тросу. Коллеги сразу заметили, что после дубля руки Николая были разодраны в кровь. Он лишь отмахивался — мол, главное, задачу выполнил, лишний раз не потревожив режиссера.
То же самое происходило и на площадке «Девчат», когда температура на Северном Урале упала до 45 градусов. Надежда Румянцева вспоминала, что разлила по мискам суп для одного из эпизодов фильма, а жидкость тут же превратилась в лед. Николай положил ложку в рот, а вынул ее уже с куском кожи…
«Потекла кровь. «Ну, — говорим, — все». Видим же — распухает щека. А Коля: «Нет. Будем снимать». И опять сует ложку в свой больной рот. Сняли! А он потом так тихонечко в сторону отворачивается и… лужица крови. Представляю, какую адскую боль он испытывал», — отмечала Румянцева.
«Им покоряется небо», «Хоккеисты», «Освобождение», «Война и мир» — в 60-е Рыбникова часто приглашали в кино. Неплохо шли дела и в следующем десятилетии, когда Николай засветился в лентах «Седьмое небо», «Мраморный дом» и «Уходя — уходи», постепенно перейдя от драмы к комедии. Затем количество ролей заметно убавилось, персонажи стали второстепенными, фильмы — менее успешными. Так, в «Выйти замуж за капитана» артист сыграл соседа-пенсионера, в «Запретной зоне» ему достался достаточно яркий герой Александр Иванцов, а вот в последнем фильме «Изыди!» — лишь образ трактирщика.
Ради любви
Главной женщиной в жизни Рыбникова стала Алла Ларионова, однако нельзя сказать, что это была любовь с первого взгляда. Студенты познакомились в вузе, Николай часто приходил в гости к Алле, подружился с ее родителями, но поначалу теплых чувств к однокурснице не питал, так как встречался с другой девушкой. «Я плакала по ночам в подушку, — признавалась впоследствии актриса, — а с его стороны не было даже намека. Потом я успокоилась, а Коля, наоборот, загорелся».
Чувства студентов «разминулись», и казалось, надежды на воссоединение нет: Ларионова расцвела, стала звездой «Садко» и «Анны на шее», поклонники ходили за ней табунами, а Рыбников шесть лет безответно страдал от любви. Однажды он даже намеревался покончить с собой, но в комнате вовремя появился товарищ. Сергей Герасимов был в бешенстве и попытался вправить воспитаннику мозги, мол, раз красавица нужна как воздух — завоевывай, а не поддавайся слабостям.
И Николай послушал наставника: отныне, где бы ни находилась Ларионова, всегда получала короткую телеграмму с признаниями и теплыми пожеланиями от однокурсника. Вот только Аллу эти письма не трогали, так как она была влюблена в Ивана Переверзева. Актриса забеременела от Ивана и только потом узнала, что почти одновременно то же самое случилось и с артисткой Театра Сатиры Кирой Канаевой. Печальная развязка истории наступила в Минске, на съемках «Полесской легенды». Переверзев неожиданно сорвался в Москву, как выяснилось, чтобы жениться на пассии, которую ему сосватала мама. Сложно даже представить, что испытывала Алла Ларионова, обнаружив злосчастный штамп в паспорте будущего отца своего ребенка. Она собрала вещи, переехала в другой номер и позвонила жене брата Валентине, а та в свою очередь сообщила о несчастье Рыбникову.
«Колю не нужно было ни просить, ни звать! Он тогда снимался в «Высоте», но все бросил и первым же рейсом вылетел к Алле в Минск — делать предложение», — вспоминала продюсер Светлана Павлова.
К радости Рыбникова, оказавшаяся в безвыходном положении Ларионова ответила согласием. Нужно было срочно расписаться, чтобы ребенок актрисы родился в законном браке. На дворе — 2 января 1957-го, загсы закрыты, однако упорный артист нашел администратора, который организовал скромную церемонию для советских звезд.
Уже в феврале у Аллы родилась дочка Алена, злые языки распустили сплетни, но супругам было все равно. Переверзев перестал для них существовать, а его ребенка Рыбников принял как родного. «У нее действительно был только один папа. И Коля любил Алену как родную, до самозабвения, никаких различий не делал между нею и их общей с Аллой дочерью Аришей», — подчеркивала Павлова.
Они жили в «трешке» у метро «Аэропорт», затем купили две соседние квартиры в Марьиной Роще, и получилось целых пять комнат. Двери в их доме не закрывались: радушная и общительная Ларионова всегда была готова к приходу гостей. Рыбников же, хотя и поощрял приемы и вечеринки, быстро начинал скучать на веселых сборищах. А ведь в кино он часто появлялся с гитарой, и народ обожал знаменитую песню «Тот, кто любит, в пути не заблудится», прозвучавшую в его исполнении в «Доме, в котором я живу». Рубаха-парень на экране и замкнутый человек, ненавидевший публичность — в реальности.
А была ли взаимность?
Даже друзья отмечали, что Ларионова и Рыбников были совсем разными по темпераменту людьми. Из-за стремления Николая к уединению периодически появлялись слухи о разводе пары. Например, когда актриса сломала ключицу, он ни разу не навестил жену в больнице: не хотел, чтоб незнакомцы на него глазели. Но близкие-то знали: дома артист не находит себе места, переживает и скучает по супруге.
Бывали и иные ситуации: так, однажды Ларионовой предложили сыграть эпизодическую роль, и она отправилась на съемки в Тверь. Рыбников не выдержал разлуки и помчался вслед за женой. Актер страшно торопился, а потому не уследил за дорогой и попал в аварию. К счастью, все обошлось сломанным ребром, без критических последствий.
В глубине чувств Рыбникова никто не сомневался, но было это взаимным, или же Ларионова просто позволяла любить себя? Ведь замуж артистка выходила спешно, оказавшись в безвыходной ситуации, часто могла предпочесть общество подруг компании супруга, хозяйством особо не занималась. В актерских кругах знали, что стирку на себя брал Николай, а остальные заботы по уборке ложились на плечи тещи Валентины Алексеевны. Единственное, что увлекало Аллу Дмитриевну, так это готовка: она обожала угощать гостей вкусными блюдами. Правда, среди приглашенных нередко оказывались мужчины, которые были от звезды без ума.
«В Аллу многие влюблялись. И сама она иногда увлекалась, у нее случались романы. Как говорила Мордюкова — для блеска глаз. И конечно, Коля об этом знал. Он и ревновал Аллу, и порой впадал в гнев. Но что мог сделать? Знал же, что ни жить, ни дышать не сможет без своей «лапуси», — откровенничала Светлана Павлова.
Иногда Ларионова пропадала на сутки, и только Павлова, как близкая подруга, знала, с кем она проводит время. Однажды продюсер решила проучить приятельницу, так как искренне жалела верного ей Рыбникова. Светлана посоветовала Николаю поселиться у знакомой на пару дней, чтобы супруга поволновалась. Однако актер не мог обманывать любимую и раскрыл заговор на следующий же день. «Но что бы Алла себе ни позволяла, у нее и мысли не было уйти от Коли. Может быть, она любила даже не меньше, чем он, просто по-своему. Во всяком случае, Алла переживала за мужа больше, чем за себя», — отмечала Павлова.
Несмотря на неприятные инциденты, они оставались вместе и поддерживали друг друга в сложные периоды. Большим несчастьем для супругов обернулась болезнь Валентины Алексеевны: она сломала шейку бедра и нуждалась в постоянном уходе. Ради тещи Рыбников отказывался от съемок, теряя деньги. В 80-е материальная ситуация ухудшилась — и он, и Ларионова перестали быть востребованными, времена и персонажи слишком изменились. Знакомым Николай Николаевич признавался, что не знает, как дальше жить: средств на содержание просторной квартиры не хватало.
Здоровье подводило пенсионера, в последние годы жизни он постоянно уезжал на дачу, где занимался огородом. Казалось, Николай Николаевич все больше сторонился людей, только любимая Алла Ларионова оставалась рядом. 22 октября 1990-го артист умер во сне: не выдержало сердце. Похороны на Троекуровском кладбище и установку памятника организовали поклонники и друзья актера — денег у вдовы имелось немного.
Плохо Алле Дмитриевне пришлось без поддержки мужа, ведь выступала она мало, а сниматься не звали. В дальнейшем проблем прибавилось: если у старшей дочери Алены и в работе, и в сердечных делах все сложилось благополучно, то младшая Арина доставляла одни беспокойства. В квартире гудели вечеринки до утра, девушка привела в дом парня, с которым часто выпивала лишнего. В итоге актриса разменяла жилье и съехала в отдельную «двушку». Одинокая, страдавшая от тоски и тревоги за наследницу женщина стала затворницей. Лишь потеряв супруга, она осознала, сколько недодала ему при жизни.
«Разлюбила я что-то шумные компании. Помнишь, как Коля говорил: «Лапуля, я — спать!» Жалко, что я раньше не понимала, что посидеть с ним дома — это самое лучшее. Вот теперь приходится сидеть без Коли. Всю жизнь с ним прожила, а побыть наедине как следует и не успела», — сетовала Ларионова в разговоре с подругой.
В 2000-м артистка скончалась от обширного инфаркта — во сне, как за десятилетие до этого Николай Рыбников. Аллу Ларионову похоронили рядом с мужем, посвятившим всю свою жизнь заботе о ней. Несмотря на противоречивые слухи, до сих пор супругов называют одной из самых красивых пар советского кино.
Любовный треугольник Аллы Ларионовой
Родители Аллы Ларионовой познакомились во время гражданской войны. В мирное время они поженились, папа стал директором райпищеторга, и всегда оставался идейным коммунистом. Мама же имела всего четыре класса образования и работала завхозом в детском саду. Началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, а молодую жену с девятилетней дочкой эвакуировали в Мензелинск. Мать стала помогать в госпитале, а Аллочка, не желая сидеть без дела, приходила к раненым читать стихи и петь.
Известно, что именно там прозвучал первый звоночек, предвещавший ей кинематографическое будущее: одним из пациентов госпиталя был Зиновий Гердт. С ним она еще встретится на съемочной площадке и сразу вспомнит доброго знакомого.
Второй звоночек прозвучал после войны, когда с маминым детским садом уже подросшая девочка поехала за город. Туда в поисках детей для киносъемки приехал ассистент режиссера. Посмотрели нескольких девочек, выбрали Аллу. Но мама ехать на Мосфильм не разрешила.
Без памяти
Успехом увенчалась лишь третья попытка кинематографа влезть в жизнь Ларионовой. Она училась в восьмом классе, когда прямо на улице к ней подошел сотрудник Мосфильма, и спросил хочет ли она сниматься в кино? Девочка немедленно согласилась, ее тут же поставили на учет, как актрису массовок, и стали приглашать. Работать пришлось неожиданно много, были и ночные съемки. Алла так увлеклась новым занятием, что забросила учебу и скатилась на тройки.
Неудивительно, что после школы будущая звезда решила поступать в ГИТИС. В себе она не сомневалась, но, когда увидела в приемной комиссии знаменитого театрального режиссера и педагога Андрея Гончарова, забыла все на свете, включая собственный текст. Он съехидничал, сказав, что в таком возрасте память могла бы быть и получше, но валить красавицу не стал.
Одним образованием Ларионова не ограничилась, и, окончив ГИТИС, поступила еще и во ВГИК. На вступительных экзаменах у нее снова случился казус. Глава приемной комиссии Сергей Герасимов назвал ее некрасивой и хотел уже дать отворот поворот, когда его собственная жена уговорила присмотреться к девушке. Так Алла поступила и во второй вуз.
Мировая звезда
Ей был 21 год, когда режиссер Александр Птушко пригласил ее на роль Любавы в ленте «Садко». Это была первая советская кинолента, попавшая на Венецианский фестиваль. И режиссер, и актеры получили высшие награды и мировое признание. О Ларионовой лестно отзывались зарубежные критики, тут же посыпались предложения от великих западных режиссеров. С ней хотел работать даже сам Чарли Чаплин! Но советские звезды выезжали на такие мероприятия под строгим надзором спецслужб, и остаться работать в Европе никому просто не разрешили.
Ларионова возвращалась на родину в слезах, а в аэропорту ей сказали, что уже утвердили на главную роль в кинофильм Исидора Анненского «Анна на шее». И снова — мировая известность, снова Итальянский кинофестиваль, признание, обожание.
Но «Садко» дал актрисе не только билет в большое кино, но и стал отправной точкой в любовной драме Ларионовой, ведь именно на той съемочной площадке она познакомилась с Иваном Переверзевым.
Треугольник
В многочисленных воспоминаниях будут рассказывать о том, что Переверзев всю жизнь любил только свою первую жену — Надежду Чередниченко. Но с ней у него случился разлад. Неприкаянный и покинутый, прибивался он то к одной, то к другой актрисе. Очередным его увлечением стала Алла Ларионова, свято верившая в его чувства.
Страдал Рыбников, страдала и Ларионова: Переверзев никак не хотел делать ей предложение! Однако, когда она забеременела, ей стало ясно, что Иван вот-вот созреет для брака. Она и не волновалась, уверенная, что так и случиться, и, попав на совместные гастроли, поселилась с ним в одном номере.
Из всех любовников Аллы Ларионовой ее мужа Николая Рыбникова дико бесил старик Вертинский
Лето 1948 года. В маленькой душной аудитории ВГИКа Сергей Герасимов и Тамара Макарова набирают новый курс будущих звезд советского экрана. «Хозяйка медной горы» пристально всматривается в смешную девчонку с пухлыми щечками и непослушными волосами. От волнения у нее появляется румянец, а локоны рассыпаются по плечам.
— Да ты на глазки, на глазки внимания обрати!
Макарова умела уговаривать мужа. Обычно он прислушивался к ее мнению. Но в этот раз изменил своим правилам.
Девочка с васильковыми глазами плакала в коридоре института.
— У меня к вам мужской разговор. Возьмите, пожалуйста, на мое место Аллочку Ларионову, а я к вам в следующий раз поступлю.
Звали парнишку Коля Рыбников.
Сломанный палец
История о том, как студента ВГИКа Николая Рыбникова буквально вытащили из петли, дошла до ушей Герасимова.
И Рыбников, расставшийся к тому времени с Кларой Румяновой, перешел в атаку. Кстати, эпизод с часами режиссер Юрий Чулюкин вставит в фильм «Девчата», вспомнив реальную историю студента Рыбникова. Тот, увлекшись Румяновой, однажды подарил ей золотые часы. Но вспыхнула ссора, он получил от Клары пощечину и выбросил презент в окно.
Как-то вечером однокурсник, сосед по общежитской комнате, начал рассказывать Николаю о своих прогулках и не только с той самой девочкой с васильковыми глазами.
Переверзев. Фото: © РИА «Новости»
Тайная встреча
Всего этого в последние дни 1956-го Алла, конечно, не знала. Съемки фильма «Полесская легенда», где они оба снимались, подходили к концу. На дворе мело, и люди готовились к встрече Нового года. Аллочка же думала о том, как ей жить дальше. Одна, без мужа, с ребенком. А как же кино.
Грустные размышления прервал стук в дверь гостиничного номера. На пороге стоял Рыбников. Он приехал к ней на съемки, чтобы вместе встретить Новый год.
Она долго отказывалась, он пытался понять причину.
Четыре женщины и сучка
Расписались они в одном из загсов Минска на второй день 1957 года.
Своими характерами они дополняли друг друга.
Он любил хоккей и пропадал на стадионах, она предпочитала смотреть хоккей по телевизору.
Он обожал ходить на рынок за разными вкусностями и колдовать у плиты, она с удовольствием поглощала приготовленные любимым мужем кушанья, даже если сидела на строгой диете. Рыбников варил, как говорила Ларионова не по книгам, а от души. Жарил, парил, солил, мариновал. Любил шутить:
Он моментально бросил курить, когда узнал, что у него что-то с легкими. Она курила всегда и много. Находясь в больнице, звонила и говорила: «Срочно две пачки «Мальборо». Последнюю сигарету выкурила за несколько часов до своей смерти.
Рыбников мог вспылить из-за какого-нибудь пустяка, Ларионова стойко воспринимала самые жестокие удары судьбы и на жизнь смотрела философски-сдержанно.
Вертинский. Фото: © РИА «Новости»
А ведь небылиц-то про нее ходила масса. И ванны с шампанским, которые Аллочка якобы принимала, куча любовников, среди которых министр культуры того времени Александров и старичок Вертинский, с которым она познакомилась на съемках фильма «Анна на шее». Пожалуй, пожилого шансонье Рыбников ненавидел пуще других.
Когда родилась старшая дочка, в квартире у Рыбникова с Ларионовой раздался звонок. Посыльный принес огромную корзину белой сирени. А в корзине записка от Вертинского: «Милая Аллочка! Я так счастлив, что у вас родилась дочка. Обязательно окрестите ее. Я буду счастлив стать ее крестным отцом».
Рыбников, прочитав записку, побелел. Ларионова успокаивала:
— Ну к кому ты ревнуешь? К пожилому человеку ревнуешь?
Ничего объяснять не стал, просто ворчал весь вечер сам себе под нос: «Я ему покрещу, я ему покрещу».
Фартуки и пельмени
Рыбников искренне считал, что его жена лучше и красивее всех тогдашних мировых кинозвезд. Он очень скучал, если они не виделись долго. И при первой же возможности мчался на встречу с ней.
Однажды Алла Ларионова и Михаил Жаров снимались поздней осенью на берегу Москвы-реки в Серебряном Бору. Холод стоял жуткий. Когда наконец-то объявили перерыв в съемках, Жаров показал на противоположный берег реки:
— Что за дурак там стоит?
И Ларионова увидела одинокую фигуру мужчины в легком плаще.
Она, зная, что за глаза «доброжелатели» называют ее «Аллой на шее», пожаловалась однажды мужу, тот только рассмеялся:
— Разве я возражаю против этого?
У них был хлебосольный дом. По праздникам приглашали гостей. А до их прихода Рыбников просил ситца или сатина, садился вместе с женой за машинку, и вдвоем они шили фартуки. Гости придут, Рыбников каждому завяжет фартук и сажает за стол… лепить пельмени.
Летом 1990-го Рыбников с большим удовольствием засаливал помидоры.
Помидоры ели осенью. На его поминках. До 60-летия он не дожил два с половиной месяца.
Эта могила находится на участке 2. Фото: moscow-tombs.ru
Красная нитка
Ларионова переживет мужа на 10 лет. Она разменяет их прекрасную квартиру, потому что «каждый угол напоминает о Рыбникове», будет искать спасения в работе. В 1992 году выйдет на сцену вместе с вахтанговскими артистами в спектакле «Деньги, коварство и любовь». После смерти мужа похоронит маму, перенесет тяжелейшую операцию. Возвращаясь с гастролей, в самолете почувствует себя плохо. Ее положат в проходе (в креслах тесно), начнут откачивать. Актриса Валентина Титова, наклонившись над ней, скажет:
— Алла, давай я сниму парик, легче будет дышать.
— Никогда! Умирать, так в парике!
В конце жизни она покрестится в Иерусалиме.
Она умрет на Страстной неделе 25 апреля 2000 года. Умрет тихо во сне, точно так же, как умер ее Рыбников.
Актрису похоронят на Троекуровском кладбище. Рядом с мужем. А как иначе?