музей кобона дорога жизни официальный сайт
Музей «Кобона: Дорога жизни»
М аленькая деревня Кобона, расположенная на восточном берегу Ладожского озера, вошла в большую историю Великой Отечественной войны. Здесь проходила знаменитая Дорога жизни, связавшая блокадный Ленинград с Большой землей.
Музей «Кобона: Дорога Жизни» был открыт в 1980 году в здании бывшей Кобонской средней школы, служившей в годы Великой Отечественной войны эвакопунктом. В 2010 году в музее вспыхнул пожар, уничтоживший здание дотла. В 2015 году к 70-летию Победы здание было восстановлено.
В новой, современной экспозиции деревня Кобона представлена не только как важная точка Дороги жизни, но и как древнее русское поселение, известное с XVI века. Тематически экспозиция разделена на несколько блоков: Дорога жизни, история деревни Кобона, быт Приладожских деревень, жизнь и творчество поэта А.А. Прокофьева, история Кобонской школы. Выставочные площади располагаются на двух этажах, в восьми залах.
В основу экспозиции первого этажа положены уникальные художественные и картографические материалы из архива инженера Дороги жизни Симона Гельберга: карты, схемы, чертежи, фотографии, дневники. Необычные дизайнерские решения экспозиции помогают погрузиться в атмосферу событий.
Краеведческая экспозиция двух залов второго этажа посвящена истории Южного Приладожья и деревни Кобона от основания до наших дней. В одном из залов установлена рыбацкая лодка, предметы народного быта.
Отдельный зал посвящен уроженцу Кобоны — поэту Александру Андреевичу Прокофьеву. А.А. Прокофьев воспел Ладогу в своем творчестве. В экспозиции транслируется серия интервью с жителями деревни и деятелями культуры, которые делятся воспоминаниями о поэте. Также посетителю предлагается прослушать аудиоинсталляцию с песнями на стихи поэта.
В память о средней Кобонской школе, располагавшейся ранее в здании музея, один из залов второго этажа оформлен как школьный класс 1960-х годов. В интерактивном пространстве, укомплектованном стилизованными партами, мебелью, учебными материалами, проводятся музейные уроки со школьными группами.
Если кто хоть раз сталкивался с историей Дороги Жизни — тот наверняка запомнит слово «Кобона», оно и для меня стало таким манящим знаком, который хотелось увидеть своими глазами. Но не летят туда сегодня самолеты и не ходят поезда.
В настоящее время Кобона — это небольшое поселение с сельским укладом жизни, где приятно побывать в тишине природы, окунуться в Ладожское озеро и наслаждаться видами природы и отсутствием цивилизации.
Но для Блокадного Ленинграда — Кобона была тем местом, куда прибывали спасенные по Дороги Жизни ленинградцы.
Что такое Кобона для Ленинграда? — на этот вопрос ответил очень хорошо заведующий музея Дорога Жизни в Кобоне — Марков Сергей Владимирович:
Сам музей «Дорога Жизни» был открыт в 1980 году и стал филиалом музея «Прорыв блокады Ленинграда». Расположен музей в здании школы, в его истории был и пожар, и восстановление.
Перед музеем бюст уроженца Кобоны — Александра Андреевича Прокофьева:
Свой напев вековой.
Возле старой дороги,
На душистом покосе,
На траве молодой. © фрагмент стиха Александра Андреевича Прокофьева
Экспозицию музея можно условно разделить на несколько частей. Первая и самая важная — Блокада и Дорога Жизни, край богат своей историей — и часть экспонатов рассказывают о природных богатствах земли и Ладожского озера, а так как здание музея находится в старой школе — то и школе выделено в ней место.
Пересказывать рассказ сотрудников музея не буду, хотя он очень интересный. Будете там — возьмите экскурсию. Мне же музей понравился тем, что показался уютным и доступным в восприятии, и хорошо, что очень не большой, зато как душевно и тепло там было.
Из оформления понравилось, что пол кинозала был оформлен как лед Ладожского озера, а для стендов использованы ящики из под оружия:
Погрузится в атмосферу прибытия людей в Кобону позволяет кузов полуторки, в которую можно сесть, почувствовать себя жителем блокадного города, который наконец попал на Большую землю, и слушать звуки того времени, воспоминания людей и смотреть на фотографии прошлого:
Зацепила взгляд информация про проект о водителях, работавших на Дороге Жизни, в планах — на двух экранах будет идти кинохроника с фамилиями и/или фотографиями героев. Координатор проекта «Водители „Дорога Жизни“ — Миронов Николай, 195256, Санкт-Петербург, К-256, а/я 1. Если Вы располагаете информацией — то пишите ему.
Самый нереальный экспонат для меня был кожаный мяч — именно таким играли во время знаменитого футбольного матча, проведенного в осажденном городе. Какой же он тяжелый скажу я вам. Если кто лет так этак 20 назад играл в баскетбол — то он даже тяжелее чем те старые мячи. Такое ощущение, что под завязку набит мокрым песком.
Режим работы музея: ср-вс 10:00–18:00
Адрес: Кировский р-н, д. Кобона, ул. Староладожский канал, 1-я линия,
Телефон: +7 921 993‑01-23
Но кроме самого музея, мы прошли Дорогой жителей, правда в обратном порядке, сначала вышли на берег самого Ладожского озера.
На котором энтузиасты во главе с заведующим музея установили ряд поднятых со дна Ладоги и восстановленных по своему текущему состоянию экспонатов.
Причем экспонаты на ходу, например, данная полуторка принимала участие в параде в Москве несколько лет назад, собрана из останков, поднятых со дна озера.
Чуть в стороне находятся реставрационные мастерские в которых обретают свою вторую жизнь соединенные воедино осколки прошлого.
В апреле 1943 г. Ленинградская городская эвакуационная комиссия подвела итоги своей деятельности: с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г. из Ленинграда было эвакуировано 1 743 129 человек, в том числе 1 448 338 ленинградцев, 147 291 жителей области, 147 500 жителей прибалтийских республик. С 1 апреля по 17 декабря 1943 г. из города выехало около 20 тыс. человек. (историческая справка)
Я не случайно привела статистику, сложно сказать сколько техники и всего прочего находится на дне и ожидает своего часа.
«Глаза горят» — именно так говорят об увлеченных людях, собственно, а я увидела на конкретном примере, Сергей Владимирович со своими соратниками, несмотря на свой высокий статус, постоянно занят поиском и исследованием исторических документов, погружением на дно Ладоги в поисках сохранившихся фрагментов прошлого.
Все затем исследуется в мастерских, например, на фото выше остов самолета, который через какое — то время обретет свои формы. А уж что говорить, о тех экспонатах, которые уже отреставрированы. Пока шел небольшой рассказ, он любовно поглаживал корпуса машины.
Для меня небольшим открытием стало и то, что цвет фар у полуторок был синим, сама я об этом не задумывалась, но ведь важно было и то, чтобы немцы их не заметили. Именно такой цвет рассеивался в ночи.
Собственно сам рассказ лучше услышать, чем сто раз прочитать, а для этого есть небольшое видео. Заходим же скорее внутрь и осматриваем экспонаты в разной степени восстановления.
Отдельная история о железной дороги на Ладоге. Машины, конечно, хорошо, но ведь поездом по Ладоге можно грузов перевезти гораздо больше. И появилась идея построить длинный железнодорожный мост, который бы соединил Кобону со станцией Ладожское озеро. Строили одновременно два пути — узкоколейной и стандартной ширины.
Строители работали на обоих берегах Ладоги, двигаясь навстречу друг другу. По рельсам уже ходили рабочие поезда, участвовавшие в строительстве и 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали Блокаду Ленинграда. Сразу отпала необходимость в данной железной дороге.
Но не только Великая Отечественная война оставила свой след в Кобоне. Первые упоминания о поселении появились в 15 веке, но на слуху она стала благодаря Екатерине II, которая неоднократно в ней была. Связаны ее посещения были с постройках Староладожского канала.
По преданиям, говорят, что отдыхала императрица именно в этом здании караульного дома, построенного генерал — фельдмаршалом графом Б. Х. Минихом. Нижний этаж предназначался для караульной команды — солдат и офицеров, а в верхнем были комнаты для начальника дистанции и комнаты для знатных особ. На вид здание простое, но толщина стен в нем полтора метра.
Кобона — удивительное место, по которому хочется неспешно побродить. Помимо музея и реставрационных мастерских, берега Ладожского озера, караульного помещения есть еще Церковь Николая Чудотворца:
Построена она на месте деревянной, которая сгорела в 1815 году, но ее уникальность заключается в том, что крест церкви выполнял функции маяка, за счет кристаллов, которые отражали свет. Можно ее свет увидеть и сейчас, эх, интересно было бы узнать, когда мы с мужем ходили по Ладоге, какой свет был от этой церкви видели ли мы его?
Не про все достопримечательности я рассказала, лучше увидеть все собственными глазами. Но большего всего поразило то, что самое главное в памяти — это не музейные экспонаты, а люди, весь путь прибывших Дорогой жизни теперь оснащен стендами с именами, фотографиями.
Немного начинаешь завидовать увлечениям людей, когда видишь реальный труд, восстановленные страницы истории, причем на одном голом энтузиазме, точно таком же как у организаторов проекта, создавшим путеводитель по небольшой точке на Большой Дороге Жизни:
Центральный военно-морской музей
Стоимость билета
СТОИМОСТЬ БИЛЕТОВ С 1 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА:
Внимание! Дошкольники обслуживаются только в сопровождении (5 дошкольников + 1 взрослый).
1. Специальное предложение для граждан Российской Федерации и СНГ
(приравненных к ним резидентов согласно международным конвенциям)
Категории посетителей
Стоимость
Взрослые
200 рублей
100 рублей
Дети до 7 лет, инвалиды I, II группы (справка МСЭ), при предъявлении соответствующего удостоверения
Бесплатно
Единый билет на индивидуальное разовое посещение: музея и его филиалов в течение 1 (одного) текущего года
1000 рублей
1.2. Экскурсионное обслуживание посетителей
Категории посетителей
Стоимость
Обзорная экскурсия (группа свыше 5 человек)
Взрослые
150 рублей
для каждого посетителя + входной билет
Пенсионеры, инвалиды (справка МСЭ), студенты и аспиранты ВУЗов РФ и СНГ (очной формы обучения)
100 рублей
для каждого посетителя + входной билет
Дети до 7 лет, учащиеся (школьники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений, при предъявлении соответствующего удостоверения)
50 рублей
для каждого посетителя + входной билет
Индивидуальная, авторская лекции-экскурсии
(1 чел. до группы 5 человек включительно)
Для всех категорий
1000 рублей
с группы + входные билеты
Музей «Кобона: Дорога Жизни»
Экспозиция музея посвящена подвигу героев, которые ценой своей жизни защищали единственный путь, связывающий голодающий блокадный Ленинград с остальным миром.
Для владельцев заведений
Ещё одна героическая и трагическая страница Великой Отечественной войны нашла свое отражение на стендах выставочных залов музея. Он посвящён подвигам героев северной военной флотилии, воинов и гражданских лиц, которые спасли город от немецкой оккупации и остановили фашистов на северных рубежах России.
По Дороге Жизни в город доставляли продукты питания, горючее, лекарства — всё, в чём так нуждались осаждённые ленинградцы. По суше и по воде, по хрупкому льду, под постоянным обстрелом вражеской артиллерии воины Ленинградского флота и водители ежедневно провозили тысячи тонн различных грузов. Дорога начиналась у Финляндского вокзала, шла вдоль берега Ладоги, а затем — по воде или льду, буквально в нескольких километрах от противника. Благодаря этой ледовой коммуникации были спасены от голодной смерти сотни тысяч людей и укреплена оборона города.
Музей «Кобона: Дорога Жизни» является филиалом Центрального военно-морского музея — старейшего музея страны, который ведёт свое существование с Модель-камеры, созданной по приказу Петра I в 1709 году. Он является составной частью архитектурно-художественного комплекса Зелёного пояса славы.
Недалеко от «Дороги Жизни» находится мемориал «Ладожский курган». Он был сооружён в честь ленинградских курсантов и сотрудников северного пароходства, погибших во время блокады. Возле музея находится Осиновецкий маяк. Несмотря на свой возраст (ему более ста лет), он до сих пор исправно работает и практически не изменился с момента постройки.
Стоимость билета для взрослых — 150 рублей. Школьники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений, пенсионеры — 50 рублей. Семейный билет по выходным (двое взрослых + двое детей школьного возраста) — 300 рублей.
Россия. Дорога больше чем жизнь
Когда плывешь на теплоходе по спокойной серебристой глади Ладожского озера, невозможно представить, что на дне стоят целые вереницы грузовиков и военной техники. Здесь же покоятся останки множества людей, которым не удалось по льду добраться до спасительного берега. Это – наследие легендарной «Дороги жизни», которая связывала во время войны блокадный Ленинград и Большую землю. Одна из ледовых трасс брала начало в селе Кобона в Ленинградской области.
Кобона — старт и финиш «Дороги жизни»
По «Дороге жизни» в осажденный город везли продукты и боеприпасы, а обратно эвакуировали жителей – больных, предельно истощенных, находящихся на грани жизни и смерти. На берегу можно было увидеть фантастическую картину, когда паровоз по рельсам, уходящим под воду, сталкивал в озеро цистерны с топливом; их сцепляли в караван, и катером тащили на противоположный берег. Некоторые караваны не доходили до цели, и гигантские емкости до сих пор покоятся на дне Ладоги.
Сейчас на месте, откуда стартовали зимние караваны, красуется легендарная «полуторка» — грузовичок ГАЗ-АА, один из тех, что были выпущены в конце 30-х годов и честно прошли до Берлина. Создается впечатление, что машина только сошла с конвейера. Кабина сияет свежей краской, упругие рессоры готовы принять любую нагрузку, покрышки начищены будто для парада на Красной площади. Черные изящные крылья придают грузовику плавный стремительный силуэт.
Трудно поверить, что «полуторку» подняли со дна Ладоги в марте 2014 года. Это сделали дайверы подводно-поисковой экспедиции «Дорога жизни», которые занимаются восстановлением истории ледовой переправы, действовавшей с 1941 по 1943 годы. Машина пролежала под водой 70 лет! Когда ее подняли на свет Божий, с удивлением обнаружили, что гайки легко откручиваются руками (хорошая была графитовая смазка!), вращается руль и колеса, переключаются скорости, в двигателе сохранилось масло. На реставрацию ушел месяц (невероятно короткий срок для подобных работ!), после чего машина заняла место на пьедестале, став материальным напоминанием о страшных временах.
Первая продовольственная колонна отправилась из Кобоны 22 ноября 1941 года. Подобные переправы действовали также в деревнях Коккорево и Осиновец. За все время было эвакуировано из города 1 млн. 376 тыс. человек. На переправе действовали законы военного времени – путь по льду должен был занимать строго регламентированное время. Если машина опаздывала, водитель мог поплатиться за это свободой или жизнью. По этой причине не было возможности останавливаться, чтобы помочь тем, кто провалился в полынью. Остановка грозила смертью остальным, поскольку переправу постоянно бомбила немецкая авиация.
Сейчас о тех временах рассказывает военно-историческая экспозиция, которая размещается на втором этаже базы отдыха «Веселый Роджер». Все экспонаты настоящие – их подняли со дна озера дайверы. Здесь можно увидеть советские и английские винтовки, немецкий авиационный пулемет, фрагменты грузовиков, личные вещи водителей и пассажиров.
Внимание привлекает заднее стекло из кабины «полуторки». На его поверхности процарапаны полосы, какие оставляют после себя автомобильные «щетки». Но почему на заднем стекле? Разгадка проста. Водитель вешал сзади котелок, который болтался и скреб о стекло, не позволяя заснуть во время движения. Вход в музей бесплатный.
Сама Кобона – древнее поселение. В писцовой книге Водской пятины она упоминается еще в 1500 году. В 1726 году через деревню прошел Староладожский канал. Позже здесь прокопали выход в Ладогу, устроили шлюз и гавань. С тех пор устье реки Кобонки называется Кобонским каналом. Судоходство открылось в 1730 году, и деревня стала промежуточным пунктом на Вышневолоцком водном пути.
В 1732 году у Кобоны появился хозяин – им стал создатель Ладожского канала, генерал-фельдмаршал граф Миних. Именно в его период «правления» на берегу реки возвели деревянный путевой дворец для императрицы Анны Иоанновны. В Кобонском дворце она отдыхала в мае 1732 года, когда приезжала на открытие канала.
В августе 1765 года Кобону посетила еще одна царственная особа. Правда, императрица Екатерина II останавливалась уже не во дворце, а в каменном караульном доме. Теперь любой желающий может почувствовать себя на месте императрицы, поскольку каменное здание сохранилось до наших дней и в нем устроили базу отдыха «Кобона». Тогда императрица держала путь в Новую Ладогу.
При современных дорогах и скоростях сейчас кажутся смешными подобные вояжи, во время которых приходилось останавливаться на ночлег. А летом 1785 года Екатерина путешествовала по Ладожскому каналу, направляясь из Вышнего Волочка в Петербург, и в Кобоне государыня со свитой сделали остановку на обед.
В 1788 году у Кобоны сменился хозяин. Им стал А.И.Мусин-Пушкин — государственный деятель, историк, собиратель российских древностей, издавший «Слово о полку Игореве». Тогда в Кобоне проживало 399 крестьян. Позже деревню унаследовал его сын Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, в петербургском доме которого на Караванной улице бывал Александр Сергеевич Пушкин.
В 1834 году в селе было 82 крестьянских двора – немало по тем временам. После революции местные жители организовали рыболовецкую артель, а в 1930 году — рыболовецкий колхоз «Тринадцатая годовщина Октября». В настоящее время в Кобоне проживает менее тысячи человек.
На живописном месте, между Староладожским каналом и каналом, в который впадает речка Кобона, стоит церковь Святителя и Чудотворца Николая. Деревянный храм сгорел в 1815 году, а новую каменную однопрестольную церковь построили в период с 1817 по 1823 годы. Эту работу выполнил архитектор Михаил Арефьевич Щурупов, по проектам которого были возведены церкви в Помялове, Немятово, Новой Ладоге.
Церковь в Кобоне особенная. Если приглядеться, можно заметить необычный блеск креста на шпиле колокольни. Дело в том, что храм выполнял роль маяка – в крест были вмонтированы хрустальные пластины, которые отражали солнечный и лунный свет. Рыбаки издалека видели этот ориентир. Подобный храм-маяк есть на Соловецких островах. Это Свято-Вознесенский скит на Секирной горе. На его куполе укреплен фонарь, который иноки зажигали каждую ночь.
Церковь Николая Чудотворца закрыли в 1938 году. Этот год оказался роковым для многих храмов в стране. В то время настоятелем был протоирей Чулков Яков Дмитриевич. Его арестовали 28 октября 1937 года как «руководителя контрреволюционной организации» и приговорили к высшей мере наказания. Место захоронения осталось неизвестным, но во дворе церкви стоит памятный крест. В лихие 30-е было утрачено все внутреннее убранство, настенная живопись и иконостас. Большая часть икон сгорела, колокола были затоплены, а особо ценные храмовые реликвии исчезли бесследно.
Во время Великой Отечественной войны храм использовался как эвакуационный пункт – здесь размещали жителей Ленинграда, доставляемых по «Дороге жизни». Жителям Кобоны строго-настрого запрещалась давать им еду, поскольку для предельно истощенных людей она была смертельно опасной. Вспоминают случаи, когда блокадникам все-таки давали хлеба, и, съев горбушку, они умирали прямо на крыльце церкви.
В 2008 году церковь была восстановлена. Деньги на ремонт собирали всем миром, люди приносили домашние иконы. Расписывали стены мастера Академии художеств. Вскоре на колокольню вернули и крест. В него также вмонтировали стеклянные пластинки, и храм снова выполняет роль маяка.
В Кобоне есть места, где можно отдохнуть. База отдыха «Кобона» расположилась в старинном отреставрированном здании «Караулки», построенном генералом-фельдмаршалом Фон Минихом в 1762 году на берегу канала имени «Петра Великого» (Старо-ладожский канал). Гостям предлагают рыбалку, охоту, пляжный отдых, дайвинг. Любители грибов и ягод по достоинству оценят щедрость и чистоту этих мест. Есть возможность пожарить шашлык на свежем воздухе, покататься на лодках по каналу и Ладожскому озеру. На базе отдыха имеются 6 двухместных номеров и семейный номер на 5 мест.
Банкетный зал рассчитан на компанию до 30 человек. Есть русская баня. В распоряжении отдыхающих — трактир с горячими русскими кушаньями. Рядом продовольственный магазин и рыболовецкая база. Есть возможность приготовить свежевыловленную рыбу горячего копчения и побаловаться ухой. В суточное проживание входит завтрак. Обед и ужин по предварительному заказу.
На берегу Ладожского канала находится база отдыха «Веселый Роджер». В распоряжении гостей номера «эконом», «комфорт» и «люкс». Имеется ресторан, Wi-Fi, прокат лодок, гидроциклов, квадроциклов, снегоходов, велосипедов, ватрушек. Организуют водные экскурсии на о-ва Зеленцы, по Новоладожскому каналу и на маяки.
Как добраться: по Мурманскому шоссе до деревни Дусьево (86 км), далее поворот налево по указателю на Сухое. Ориентир для поворота — справа от шоссе будет памятник блокадной полуторке. Не сворачивая, по главной асфальтированной дороге доехать до деревни Кобона — 20 км.