мухаметзянов рауфаль сабирович биография

Директор Казанской оперы Рауфаль Мухаметзянов: «Давайте не будем делить зрителей на чиновников и всех остальных»

мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть фото мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть картинку мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Картинка про мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Фото мухаметзянов рауфаль сабирович биография

С юбилеем поздравляет сегодня труппа Татарского театра оперы и балета своего бессменного директора Рауфаля Мухаметзянова. Возглавив театр 38 лет назад, он превратил чахнущий провинциальный «очаг культуры» в храм искусства международного уровня. Казань обязана Мухаметзянову тем, что именно по его инициативе у нас стали проводиться престижные Шаляпинский и Нуриевский фестивали. Сам директор театра им. Джалиля оценивает свою миссию скромно: «Я как менеджер обеспечиваю комфорт творцам».

Накануне 70-летия с юбиляром побеседовала корреспондент «Вечерней Казани».

— Скажете тоже, фейерверк… Не юбилеем я занят, есть дела поважнее! Мы сейчас гастролируем в Европе, 10 ноября буду вместе с тамошними зрителями смотреть казанскую «Кармен». А вообще груза семи десятков лет совсем не чувствую, будто это не про меня.

— Назовите три самых ярких события вашего юбилейного года.

— Во-первых, в феврале 2019 года состоялась премьера оперы «Сююмбике». Очень непростая была работа и далась нелегко. Тем не менее мы сделали высококачественный продукт, который непременно будет иметь колоссальное значение как в историческом плане, так и в плане развития музыкальной культуры Татарстана. Потому что оперы, тем более национальные, не рождаются каждый день. Поэтому это событие для меня лично чрезвычайно важное.

Есть и третье важное событие, которого я жду. Наш театр начал совместную работу с народным артистом СССР, легендой мирового балета Владимиром Васильевым над созданием его автобиографического полотна на музыку Моцарта. Премьера состоится 14 апреля, в канун 80-летия Мастера.

мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть фото мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть картинку мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Картинка про мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Фото мухаметзянов рауфаль сабирович биография
После спектакля

— Оглянемся в прошлое: в конце 1981 года, когда вы стали директором театра, о нынешних аншлагах никто не помышлял! Говорят, зал пустовал…

— Страшные были времена, страшные. Больше чем на 30 процентов зал не наполнялся даже на популярных постановках. Мне реально стыдно было! Заходишь в зал, а там от силы человек 50, и все будто на тебя с укором глядят. Нужно было что-то менять, двигаться вперед. И тогда в 1982 году мы провели первый оперный фестиваль имени нашего земляка Федора Шаляпина, в Казань приехали исполнители из Москвы, столиц союзных республик, и театр впервые за многие годы увидел аншлаги. С 1987 года мы начали проводить ежегодный фестиваль классического балета, который в 1992-м посетил и позволил дать фестивалю свое имя великий Рудольф Нуриев. В итоге мы вернули зрителя в опустевшие залы, в конце 1980-х годов казанцы стали выстраиваться в очередь за билетами на оперные и балетные спектакли. Мы собрали команду профессионалов (в штате у нас более 700 человек), а моя задача как менеджера в том, чтобы создать им комфортные условия для полноценного творчества.

мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть фото мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть картинку мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Картинка про мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Фото мухаметзянов рауфаль сабирович биографияС Рудольфом Нуриевым

— А как вам удалось прорубить «окно в Европу»?

— Когда началась перестройка, я стал искать контакты в Европе, Америке. В 1991 году Казань стала побратимом с Брауншвейгом, и мы поехали с гастролями в землю Нижняя Саксония. После показа «Баядерки» подошел директор театра De Lievekamp (г. Осс, Нидерланды) Рууд Рааймакерс, который любил все новое в мире искусства, и предложил масштабные гастроли по Европе. Наши первые выступления за границей состоялись в 1993 году, постепенно наладились связи с другими импресарио.

— Вы депутат Госсовета РТ, причем уже второй срок, к тому же возглавляете Общественный совет при МВД по РТ. Чем человеку искусства интересна подобная деятельность?

— Только дилетанты полагают, что людям искусства нечего делать в политике. Свою деятельность в Госсовете воспринимаю так: я осуществляю стык между обществом и государством. Мы не можем жить, будто не видя друг друга. Ну и, конечно, я продвигаю во власти интересы театрального сообщества. Взять тот же финансовый вопрос: мы не лидеры финансирования, нам никто на блюдечко не положит суммы, которые есть в Большом театре или в Мариинском… Что касается Общественного совета при МВД, то в свое время меня пригласил в него, будучи министром, Асгат Ахметович Сафаров, весьма просвещенный в вопросах культуры человек, кстати. Считаю очень полезной эту общественную работу. Члены совета порой шутят, что мне сам бог велел войти в него, поскольку я родился в День милиции (смеется).

мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть фото мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть картинку мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Картинка про мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Фото мухаметзянов рауфаль сабирович биография
С Михаилом Плетневым

— Часто ли ваши коллеги по общественной и парламентской деятельности посещают оперные и балетные спектакли?

— Помните, когда сами впервые в жизни перешагнули порог театра?

— А как же! Шестилетним ребенком меня за ручку привели слушать оперу «Дубровский» в театр имени Джалиля! Кажется, мы сидели в директорской ложе. Конечно, вкус и тяга к искусству появились у меня исключительно благодаря моей маме Разие Тимерхановой. Она была одной из первых профессиональных исполнительниц Татарского ансамбля песни и танца, основанного в 1937 году. Для нее композиторы специально песни сочиняли! Имя мамы вписано в историю татарской культуры.

мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть фото мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть картинку мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Картинка про мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Фото мухаметзянов рауфаль сабирович биография

— Выходит, вы сын легенды и судьба просто обязана была привести вас в музыкальный театр. А каким образом в вашей жизни появилось страстное увлечение джазом? Говорят, рояль в вашем доме никогда не скучает…

— Вашим дочкам передался музыкальный ген?

— Дочерям нет, у них профессии не связаны с искусством, а вот внуки подают надежды. У меня их четверо: трое мальчиков и девочка, все занимаются музыкой, есть некоторые успехи. Но пока рано говорить, что они посвятят себя искусству. Пусть развиваются пока, впитывают в себя прекрасное.

мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть фото мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть картинку мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Картинка про мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Фото мухаметзянов рауфаль сабирович биография
С Даниилом Крамером и родными

— Есть ощущение, что ваша жизнь проходит в ритме цейтнота. Бывает, что хочется остановиться?

Фото автора и из архива Рауфаля Мухаметзянова

Источник

Мухаметзянов рауфаль сабирович биография

SUMOTUWETHFRSA
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Мухаметзянов Рауфаль Сабирович

мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть фото мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть картинку мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Картинка про мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Фото мухаметзянов рауфаль сабирович биография

С 1981 г. является директором ТАГТОиБ им. М. Джалиля. За 40 лет театр под началом Рауфаля Мухаметзянова стал одним из ведущих российских центров музыкального искусства.

В 1988 г. Р.С.Мухаметзянов реформировал художественно-административную структуру театра, впервые в России ввел должности художественных руководителей оперы и балета. В результате использования контрактной системы с ее жесткой конкуренцией и возможностью широко применять практику приглашения исполнителей-гастролеров, театр достиг практически фестивального уровня исполнения спектаклей текущего репертуара.

Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина и Международный фестиваль классического балета им.Р.Нуриева как основоположники фестивального движения в России по праву вписаны в историю развития мирового музыкального театра.

В 2010-е театр выработал собственную репертуарно-постановочную политику, которой осознанно придерживается на протяжении последнего десятилетия. Большая часть постановок театра выполнена в стилистике «большой оперы»/«большого балета» с акцентом на эстетическую красоту оформления, соответствие эпохе и стилю исходного сочинения, обеспечение высочайшего качества исполнения.

С 1993 года театр проводит ежегодные международные турне балетной и оперной труппы по странам Западной Европы (Королевство Нидерланды, Бельгия, Германия, Швейцария, Франция, Великобритания, Люксембург, Дания, Испания, Португалия и др.), давая за рубежом более 120 спектаклей в год. В 2005 году балет «Щелкунчик» завоевал Гран-При ведущего телевизионного канала Нидерландов AVR02 как лучшая сценическая постановка.

Наряду с постановкой классических оперно-балетных названий и работой над национальным репертуаром, театр периодически обращается к поиску новых форм, создавая масштабные полистилистические полотна, кросс-жанровые постановки. В 2015 году на сцене театра состоялась премьера спектакля «Даруй нам мир» на музыку Мессы си минор И.С.Баха, в 2020-м – «И воссияет вечный свет» на музыку Реквиема В.А.Моцарта (в обоих случаях режиссером и хореографом выступил народный артист СССР Владимир Васильев).

Рауфаль Мухаметзянов – заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. За заслуги в области развития театрального искусства награжден Орденом Дружбы, орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан», орденом «Знак почета». Лауреат приза «Душа танца» в номинации «Рыцарь балета», учрежденного журналом «Балет» (1996); победитель российского конкурса «Менеджер года» (2002) в номинации «Культура», учрежденного Международной Академией менеджмента. Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2015).

Источник

Мухаметзянов рауфаль сабирович биография

Заслуженный работник культуры Российской Федерации
Кавалер Ордена «Знак Почета» и Ордена Дружбы
Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан
Кавалер ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан»
Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая

С 1981 г. является директором ТАГТОиБ им. М. Джалиля. За 40 лет театр под началом Рауфаля Мухаметзянова стал одним из ведущих российских центров музыкального искусства.

В 1988 г. Р.С.Мухаметзянов реформировал художественно-административную структуру театра, впервые в России ввел должности художественных руководителей оперы и балета. В результате использования контрактной системы с ее жесткой конкуренцией и возможностью широко применять практику приглашения исполнителей-гастролеров, театр достиг практически фестивального уровня исполнения спектаклей текущего репертуара.

Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина и Международный фестиваль классического балета им.Р.Нуриева как основоположники фестивального движения в России по праву вписаны в историю развития мирового музыкального театра.

В 2010-е театр выработал собственную репертуарно-постановочную политику, которой осознанно придерживается на протяжении последнего десятилетия. Большая часть постановок театра выполнена в стилистике «большой оперы»/«большого балета» с акцентом на эстетическую красоту оформления, соответствие эпохе и стилю исходного сочинения, обеспечение высочайшего качества исполнения.

С 1993 года театр проводит ежегодные международные турне балетной и оперной труппы по странам Западной Европы (Королевство Нидерланды, Бельгия, Германия, Швейцария, Франция, Великобритания, Люксембург, Дания, Испания, Португалия и др.), давая за рубежом более 120 спектаклей в год. В 2005 году балет «Щелкунчик» завоевал Гран-При ведущего телевизионного канала Нидерландов AVR02 как лучшая сценическая постановка.

Наряду с постановкой классических оперно-балетных названий и работой над национальным репертуаром, театр периодически обращается к поиску новых форм, создавая масштабные полистилистические полотна, кросс-жанровые постановки. В 2015 году на сцене театра состоялась премьера спектакля «Даруй нам мир» на музыку Мессы си минор И.С.Баха, в 2020-м – «И воссияет вечный свет» на музыку Реквиема В.А.Моцарта (в обоих случаях режиссером и хореографом выступил народный артист СССР Владимир Васильев).

Рауфаль Мухаметзянов – заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. За заслуги в области развития театрального искусства награжден Орденом Дружбы, орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан», орденом «Знак почета». Лауреат приза «Душа танца» в номинации «Рыцарь балета», учрежденного журналом «Балет» (1996); победитель российского конкурса «Менеджер года» (2002) в номинации «Культура», учрежденного Международной Академией менеджмента. Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2015).

Россия, Республика Татарстан,
420015, Казань, Площадь Свободы.

Источник

Рауфаль Сабирович Мухаметзянов

Директор Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля

Связь с Татарстаном

Биография

Родился 10 ноября 1949 года в г. Казани. Окончил Казанский химико-технологический институт в 1974-м, с 1974 по 1976 годы — секретарь комитета ВЛКСМ Казанского института культуры; 1977-1979 — заместитель заведующего отделом студенческой молодежи Казанского горкома ВЛКСМ; 1979-1981 — директор Казанского ТЮЗа. Награжден орденом «Знак Почета». Заслуженный работник культуры РФ.

Награжден орденом «Знак почета» (1986 г.), удостоен приза «Душа танца» в номинации «Рыцарь балета», учрежденного журналом «Балет» (1996 г.). В 2003 году стал победителем российского конкурса «Менеджер года — 2002» в номинации «Культура», учрежденном Международной Академией менеджмента.

Владеет немецким языком. Женат, имеет двух дочерей, увлекается атлетической гимнастикой.

С 1981 г. Рауфаль Сабирович является бессменным директором Татарского театра оперы и балета. Руководитель нового плана, большого масштаба, обладающий неординарным творческим и конструктивным мышлением, умеющий найти оптимальные решения в каждой сложной ситуации, он внес множество прогрессивных изменений в работу театра.

Впервые в России Р.Мухаметзянов создал уникальную художественно-административную модель театра, приближенную к европейской, он сплотил вокруг себя коллектив единомышленников — высокопрофессиональных специалистов, объединенных общей художественной идеей и единой «волей к стилю», определяющих репертуарную политику театра.

В 1982 г. по инициативе Р.Мухамезянова был основан Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина, который на протяжении 27 лет неизменно собирает на родине великого певца звезд российской оперной сцены, известных зарубежных вокалистов и дирижеров. По его же инициативе в 1987 г. в Казани был проведен I Международный фестиваль классического балета. С 1993 г. с личного согласия величайшего танцовщика современности Рудольфа Нуриева фестиваль носит его имя. Спектакль «Щелкунчик» 21 мая 1992 г. стал сенсацией: за дирижерским пультом стоял легендарный маэстро Нуриев. В своем интервью он сказал: «Мои гастроли здесь — это целиком заслуга господина Мухаметзянова, директора оперного театра. Он сразил меня предложением выступить на вашей сцене в любое удобное для меня время и в любом амплуа. Я почувствовал, что этому человеку можно довериться…»

По предложению Р.Мухаметзянова репертуар создается по принципу антологии, основой его становятся шедевры мирового музыкального театра, русская классика, а также выдающиеся произведения композиторов Татарстана. Балет Л.Любовского «Сказание о Иусуфе» — лауреат Государственной премии России, опера Р.Ахияровой «Любовь поэта» была представлена на Национальную театральную премию «Золотая Маска» в пяти номинациях, заслуженный артист России, народный артист Татарстана Ахмед Агади был удостоен премии в номинации «За лучшую мужскую роль в опере». Техническая оснащенность театра на уровне европейских стандартов, явившаяся результатом капитальной реконструкции, позволила осуществить прорыв в области национального оперного репертуара. Театр, сохраняя шедевры русской театральной живописи, первым в России начал осуществлять переносы постановок и декорационного оформления спектаклей, вошедших в золотой фонд музыкально-театрального искусства («Борис Годунов» и «Царская невеста» в оформлении Ф.Федоровского, «Кармен» — А.Головина, «Пиковая дама» — В.Дмитриева, «Аида» — Е.Чемодурова). С 2000 г. Р.Мухаметзянов налаживает беспрецедентные творческие контакты с зарубежными постановочными группами. В рамках международных проектов создан ряд спектаклей в русле последних современных тенденций мирового музыкального театра. Премьеры их состоялись как на сцене ТАГТОиБ, так и за рубежом.

Роль Р.С.Мухаметзянова в жизни театра трудно переоценить. Он — генератор идей, вдохновитель и движущая сила всех проектов. Он — великолепный организатор, творческий человек, прекрасно разбирающийся во всех аспектах оперного и хореографического искусства. На его плечах как решение вопросов обеспечения финансирования, привлечения спонсоров, так и утверждение состава исполнителей и многое другое. А целью и результатом его деятельности является высочайшая исполнительская культура, пленительная красота оформления и создание общей атмосферы Праздника театра.

Источник

«Египетская сила» Рауфаля Мухаметзянова: европейские гонорары и провинциальное мышление

Почти 350 млн рублей грантовой поддержки от президента РТ получат сразу 8 культурных учреждений республики, соответствующий указ подписал Рустам Минниханов накануне мартовских праздников. При этом очевидно, что львиная доля этой суммы по традиции отправится в Татарский театр оперы и балета им. Джалиля, который не радует публику ни премьерами, ни количеством спектаклей, зато щедро одаривает не столь именитых заезжих певцов и пожилых усталых гениев. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».

мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть фото мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть картинку мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Картинка про мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Фото мухаметзянов рауфаль сабирович биографияВесь культурный мир республики вновь будет с завистью смотреть на Татарский театр оперы и балета им. Джалиля, годом ранее получивший 60% от щедрого грантового пирога — 205,8 млн из 339 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

ЕЩЕ 200 МЛН ТЕАТРУ, КОТОРЫЙ АРЕНДУЮТ «ХОР ТУРЕЦКОГО» И ГАЛКИН

Последний рабочий день перед длинными мартовскими выходными принес весть о том, что президент Татарстана Рустам Минниханов подписал традиционный ежегодный указ «О предоставлении грантов в области культуры, искусства и кинематографии», по которому сразу 8 учреждений культуры получат в общей сложности 339 млн рублей, специальная строка на этот счет есть в республиканском бюджете. В министерстве культуры «БИЗНЕС Online» сообщили, что конкретные цифры по распределению средств между организациями будут известны, когда выйдет соответствующее постановление кабмина РТ. Впрочем, особого секрета здесь нет. Общая сумма гранта идентична прошлогоднему, соответственно, с большой долей вероятности, учреждения-счастливчики получат те же деньги, что и в 2019-м. Таким образом, весь культурный мир республики вновь будет с завистью смотреть на Татарский театр оперы и балета им. Джалиля, годом ранее получивший 60% от щедрого грантового пирога — 205,8 млн из 339 млн рублей.

Можно было предположить, что, вдохновленные новыми финансовыми вложениями, руководители самого богатого театра Татарстана бросятся в праздники радовать публику достижениями в области оперы и балета. Но что же мы видим в афише казанской оперы: 7 марта — «Хор Турецкого», 8 марта — Александр Малинин, 9 марта — Максим Галкин. То есть организация, чей годовой бюджет оценивается примерно в полмиллиарда рублей, без всякого стеснения работает как обычная прокатная площадка, зарабатывающая на сдаче в аренду своего зала с красивой люстрой.

Но не все так плохо: далее до конца марта все-таки 10 балетных спектаклей зрителям покажут — впрочем, в масштабах репертуарного театра цифра эта не очень большая. Тем временем оперный коллектив продолжает очередное покорение голландского захолустья, на этот раз в европейскую провинцию на очередные 30 спектаклей повезли ветхую постановку «Искателей жемчуга» Бизе. К примеру, 8 марта Staatsopera van Tatarstan выступает в городке Схидам (75 тыс. жителей), завтра у артистов единственный выходной за неделю, а 10 марта наши отправятся покорять пригород Амстердама под названием Пюрмеренд (78 тыс.).

Интересно, что в этих условиях единственным, кто встал на защиту казанских операманов в праздничные дни, оказался Александр Сладковский. Сегодня в ГБКЗ дают концертную версию «Летучего голландца», опера Вагнера в столице Татарстана — это эксклюзивное событие. Жаль, что не добрался до встречи с ГСО РТ знаменитый вагнеровский бас-баритон из Мариинки Евгений Никитин, он срочно уехал в Метрополитен-опера, где сейчас как раз дают «Летучего голландца», а исполнитель заглавной партии Брин Терфель выбыл из проекта по состоянию здоровья. В итоге в Казани Никитина заменил опытный немец Альберт Домен. Впрочем, и без этого в ГБКЗ будет кого послушать, например звезду «Стасика» Наталью Мурадымову в партии Сенты.

Но вернемся в театр им. Джалиля, которому перепали очередные две сотни миллионов рублей от президента РТ. Кстати, любопытно, как они потратили прошлогодний грант, ведь, к примеру, в этом театральном сезоне, который стартовал осенью, здесь до сих пор не выпустили ни одной премьеры! Впрочем, может, эти новые деньги помогут решить другие проблемы организации? Удивительно, но театр с полумиллиардным бюджетом по-прежнему не продает билеты на спектакли через свой сайт, официальные же аккаунты в соцсетях («Инстаграм» и «ВКонтакте») не обновлялись больше месяца. А новостей на сайте театра, датированных 2020 годом, можно найти ровно одну — о начале Шаляпинского фестиваля.

мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть фото мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть картинку мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Картинка про мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Фото мухаметзянов рауфаль сабирович биографияЛюбопытно, как ТАГТОиБ потратил прошлогодний грант, ведь, к примеру, в этом театральном сезоне, который стартовал осенью, здесь до сих пор не выпустили ни одной премьеры! Фото: «БИЗНЕС Online»

ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОНОРАРЫ СРЕДНИМ ПЕВЦАМ

Между тем сам Шаляпинский фестиваль – 2020 по своей малособытийности превзошел, кажется, все предыдущие. В прошлом году скуку развеяли скандал с тенором Хачатуром Бадаляном, а также явление на гала-концерте звезды «эпохи бароккобесия» Юлии Лежневой. Сейчас же не было ни премьер, ни гала-концерта, даже традиционного «Бориса Годунова», которого показывают всегда 13 февраля — в день рождения Федора Шаляпина, — умудрились представить публике на день раньше, естественно, не объяснив причин. Не доехали до Казани и оба итальянских певца, заявленных изначально в программе, правда, отсутствие Памелы Борри, которая должна была петь Леонору в «Трубадуре», скорее спасло фестиваль от позора, поскольку об этой артистке нам практически ничего не рассказывает даже интернет. Но, заметим, театр им. Джалиля любит козырять международностью Шаляпин-феста, и пусть США представляет артист Михаил Светлов, а Германию — Борис Стаценко, причем последний, по словам знакомых столичных критиков, живет в московских Кузьминках.

В общем, в этих условиях едва ли не самым ярким событием стал дебют на сцене казанской оперы Айгуль Хисматуллиной, выпускницы местной же консерватории, которой, прежде чем быть оцененной дома, пришлось пробиться в Мариинку.

При этом нужно сказать, что певцы довольно охотно приезжают в Казань. И по одной простой причине — здесь хорошо платят! А по признанию одного из артистов, даже удивительно, что при европейских гонорарах в театре нет никаких признаков жизни в виде ярких постановок, будоражащих культурную общественность. «Повторяю, если все прекрасно, это надоедает. Надо, чтобы было по-всякому, чтобы было о чем говорить. Пусть зрители приходят на спектакль, где получают наслаждение, но должны быть и такие спектакли, на которые бы они бы приходили и задумывались — что же хотел сказать режиссер? Да, бывает не всегда понятно, но начинаешь думать — и каждый открывает для себя что-то интересное, может быть, видит себя со стороны, сочувствует человеку на сцене. И тогда зритель выйдет из театра и будет так же сопереживать кому-то в реальной жизни или начнет открывать в себе какие-то новые грани», — рассказывал в недавнем интервью «БИЗНЕС Online» знаменитый российский бас Ильдар Абдразаков.

Возвращаясь же к гонорарам, отметим, что 2016 году мы уже исследовали, как в театре им. Джалиля тратят свой впечатляющий по меркам российского регионального театра бюджет. Но и по итогам Шаляпинского фестиваля – 2020 есть несколько любопытных цифр. Например, египетский тенор Рагаа Эльдин, в основном поющий в маленьких итальянских театрах, за участие в концертной версии «Богемы», где он пел Рудольфа, получил 498 тыс. рублей (6,4 тыс. евро). А баритон из Азербайджана Эвез Абдулла, чьи лучшие времена уже позади (нынче больше всего ангажементов певец получает в скромном немецком театре в Маннгейме), за графа Ди Луна в «Трубадуре» заработал 484 тыс. (6,3 тыс. евро).

Понятно, что полмиллиона рублей за одной выступление — это очень много по меркам российского обывателя. Но как оценивать эти суммы с позиции того, сколько получают хорошие оперные певцы? Один из таких артистов с хорошей европейской карьерой рассказал «БИЗНЕС Online», что в Старом Свете гонорары в серьезных театрах за ведущие партии начинаются примерно с 7 тыс. евро за один спектакль. Строго говоря, это больше, чем получили Эльдин или Абдулла в Казани. Однако есть важное но! Из европейского гонорара артиста еще нужно вычесть налоги и агентские, а это может быть больше половины суммы. Так что, вспоминая низкий подоходный налог в РФ, мы понимаем, что в Казани действительно платят серьезные деньги отнюдь не самым известным артистам. Того же египтянина Эльдина здесь пытались представить чуть ли не восходящей звездой мировой оперы, но даже у «Инстаграма» певца меньше 800 подписчиков — о какой звездности здесь можно говорить.

мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть фото мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Смотреть картинку мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Картинка про мухаметзянов рауфаль сабирович биография. Фото мухаметзянов рауфаль сабирович биографияЕдва ли не самым ярким событием стал дебют на сцене казанской оперы Айгуль Хисматуллиной, выпускницы местной же консерватории, которой, прежде чем быть оцененной дома, пришлось пробиться в Мариинку Фото: «БИЗНЕС Online»

БЮДЖЕТ ТАТАРСТАНА ЗАПЛАТИТ ЗА ТВОРЕНИЕ УСТАЛОГО ГЕНИЯ

Тишь да гладь в казанском оперном болотце, которым уже 39 лет (!), с 1981 года, командует «заслуженный Водяной», директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, особенно контрастировала с яркими внутрироссийскими новостями, которые также пришлись на февраль.

Во-первых, в Большом театре прошла долгожданная премьера «Садко» в постановке выдающегося режиссера Дмитрия Чернякова, который 9 лет не ставил в России. Это было и культурное, и светское событие в масштабах страны. А музыкальные и театральные критики по-прежнему не перестают спорить об увиденном и об интерпретации Черняковым еще одной оперы Римского-Корсакова. Во-вторых, Пермская опера, недавно лишившаяся Теодора Курентзиса, объявила о планах на два ближайшие года, удивившие многих. Здесь и «Кармен», которую поставит Константин Богомолов, и возвращение в Россию еще одного именитого постановщика Василия Бархатова, и еще много чего… Конечно, Большой театр — совсем другой уровень финансирования и другие амбиции, но Пермь — такой же региональный театр, как и Казань, его содержат местные власти…

Впрочем, одна премьера, и совсем скоро, в театре им. Джалиля все же состоится. И она очень характеризует прежде всего состояние умов руководства казанской оперы. 12 и 13 апреля здесь покажут спектакль «И воссияет вечный свет», который на «Реквием» Моцарта ставит Владимир Васильев, а место в нем найдется как балетным артистам, так и оперным певцам. Но прежде всего место для личного PR директора Мухаметзянова.

Васильев, которому скоро стукнет 80 лет, выдающийся танцовщик, его дуэт с Екатериной Максимовой вошел в историю мирового балета. А вот главное достижение Васильева-хореографа — балет «Анюта» — начал свою жизнь еще в середине 1980-х. При этом заслуги этого артиста в российской культуре таковы, что государство, по сути, пожизненно обязано оплачивать создание новых проектов. Но почему в качестве государства должен выступать бюджет Республики Татарстан?

Пять лет назад Васильев уже реализовал подобный проект в Казани — спектакль «Даруй нам мир» на музыку Мессы си минор Баха. Там были и балет, и опера, и дети-ангелочки, и много высокой духовности. Дорогостоящую постановку не показали в театре им. Джалиля даже 10 (!) раз, зато представили в день 75-летия знаменитого артиста в его родном Большом театре. А во всех новостных выпусках федеральных каналов, посвященных круглой дате Васильева, засветился директор Мухаметзянов. Интересна была реакция одного балетного московского критика, который посмотрел «Даруй нам мир» по трансляции на канале «Культура»: «По пятибалльной шкале это даже не два». Ваш корреспондент в ответ спросил: «А вы могли бы у нас про это написать?» — «Нет, ведь Васильева все обожают в балетном мире».

Судя по всему, на этот раз мы получим ремейк истории пятилетней давности. Опять получится высокодуховный и малоинтересный спектакль усталого гения, на 80-летие Васильева его покажут в Большом театре и на «Культуре», директор Мухаметзянов засветится в телевизоре, а через пару лет эту постановку тихо спишут за ненадобностью. За декорации театр им. Джалиля уже заплатил 10,4 млн рублей, гонорар самого Васильева составит около 4 млн, и только световые декорации стоят 1,4 миллиона. Но думает ли кто-то о зрителях?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *