можно ли увидеть ангела хранителя при жизни православие
Православная Жизнь
Как с христианской точки зрения следует относиться к рассказам о том, что кому-то вдруг явились ангелы, или души уже умерших людей? Реальны ли подобные и другие мистические видения, и что они значат?
Мистика – это тайна
Вообще сегодняшнее употребление слов «мистика» и «мистическое» совершенно неопределенное и нечеткое. Если православные христиане строго отличают мистику Нетварного Света и Божественных Энергий от мистики восточной или магической, то для нецерковного агностика Фаворский Свет будет стоять в одном ряду с исламским суфизмом, буддийской Нирваной, астральными опытами и вызыванием духов, и т.д.. Слово «мистический» часто выступает синонимом чего-то ненаучного, таинственного и смутно возвышенного. Когда я уже много лет назад только поступил на философский факультет МГУ, один наш преподаватель по теории познания, слыша от вчерашних школьников возвышенные речи на отвлеченные темы, имел обыкновение иронически поднимать бровь и хмыкать:
– Ну, это уже мистика!
Тем не менее, все же можно дать более или менее корректное, самое общее определение слова «мистика» и того, что можно считать мистическим опытом: это опыт непосредственного общения и единения с Богом, Богообщения. И тогда можно говорить о христианской мистике, строго отличая ее от иных «мистических опытов».
Само слово «мистика» из древнегреческого языка. По-гречески μυστικός (mysticos) значит мистерийный, относящийся к мистериям или, проще говоря, таинственный. Tό μυστήριον (mystērion) или τὰ μυστήρια – так древние греки в Афинах называли тайные священнодействия или таинства в честь богинь Деметры и Персефоны, на которые не было доступа непосвященным. Так что общее значение древнегреческого слова τό μυστήριον – секрет, тайна.
Главная Тайна Нового Завета
Слово это употребляется и в Новом Завете: «Великая благочестия тайна (τό μυστήριον): Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).
Собственно, в этих словах Апостола указано на самую главную христианскую тайну, на самое основание христианской мистики. К этой тайне невозможно прийти обычным рациональным путём, она могла быть дана только через Божественное Откровение: Невидимый Всемогущий Бог стал человеком, видимым в Лице Единородного Сына Своего – Господа Иисуса Христа.
В Евангелии также сказано, что Иисус Христос есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1:9). И на горе Фавор Христос весь стал Светом. Он явился тогда трем апостолам – Иоанну, Якову и Петру – во всем величии Своей Славы.
Созерцание Нетварного Света позже стало главным содержанием и целью исихастов – знаменитого мистического движения в монашестве, которое учило «умному деланию» – священному покою, безмолвию и Иисусовой молитве. Цель «умного делания» – обожение, стремление действительно соединиться с Христом и стать «Богом по благодати».
Покажи своего человека
Однако вот что очень и очень важно. Надо, просто необходимо понимать, что видение Бога, любые высшие мистические достижения (в том числе и, например, видение ангелов и т.д.) возможны лишь для людей, которые действительно обожились, прошли долгий и тяжелейший аскетический путь борьбы со страстями и достигли бесстрастия. Ведь в Евангелии сказано, что «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). То есть, Бога можно увидеть только в меру способности самого человека Его видеть, только если человек стал внутренне чист и свободен от страстей и грехов. Христианская мистика, христианский мистический опыт невозможен вне духовного подвига борьбы со страстями, вне внутреннего преображения самого человека. Христианский писатель II века Феофил Антиохийский на вопрос одного язычника «Покажи мне своего Бога» ответил: «А ты покажи мне своего человека». И высшее мистическое соединение человека с Богом – это соединение с Ним в бесстрастии и святости.
Опасность созерцания духов
Еще не очистившемуся внутренне человеку ни в коем случае не стоит сознательно стремиться к мистическим видениям. Впрочем, мы знаем из истории христианства, что иногда Бог являлся даже своим врагам, чтобы призвать их на службу Себе, как это было с апостолом Павлом. Но в целом очень многие христианские святые предостерегали от «чувственного видения духов» как от очень опасного явления, которое очень легко может соблазнить и погубить человека. Ведь, как сказано тем же апостолом Павлом, «сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11:14). Человек, еще не освободившийся от своих сильных страстей, не умеет «различать духов», поэтому легко может поддаться смертельному по сути соблазну, обманчиво выступающему под личиной «ангела света». Ведь у бесов, как учили отцы Церкви, уловок и хитростей очень много, и подобное притворство перед еще ветхим человеком – одна из них.
Поэтому, например, святитель Игнатий Брянчанинов всячески предостерегал от подобных мистических созерцаний. Рассказав о том, как даже св. Симеон Столпник однажды чуть было не был обманут бесом, явившимся ему в виде Ангела на огненной колеснице (“Жития святых”, 1 сент.), епископ Игнатий Брянчанинов говорит: “Если святые находились в такой опасности быть обманутыми лукавыми духами, то для нас эта опасность еще страшнее. Если святые не всегда узнавали демонов, являвшихся им в виде святых и Самого Христа, то как возможно нам думать о себе, что мы безошибочно узнаем их? Одно средство спасения от духов заключается в том, чтобы решительно отказываться от видения и от общения с ними, признавая себя в таком видении и общении неспособным”.
(цит. по книге о. Серафима Роуза «Душа после смерти»)
Игнатий Брянчанинов в своих трудах много раз подчеркивал, что единственный правильный вход в мир духовный, в мир духов – это христианское подвижничество, борьба со страстями. Нельзя пытаться туда войти, предварительно не занявшись решительно своим очищением. Поэтому, говорил он, святые отцы Церкви
«…заповедуют благочестивым подвижникам не вверяться никакому образу или видению, если они внезапно представятся, не входить с ними в беседу, не обращать на них внимания. Они заповедуют при таких явлениях ограждать себя знамением креста, закрывать глаза и в решительном сознании своего недостоинства и неспособности к видению святых духов, молить Бога, чтоб Он покрыл нас от всех козней и обольщений, злохитро расставленных человекам духами злобы, зараженными неисцельною ненавистью и завистью к человекам…»
«Святой Антоний учит: “И следующее нужно знать вам для вашей безопасности. Когда представится какое-либо видение, не допусти себе испуга, но каково бы ни было это видение, мужественно спроси его, во-первых: “Кто ты и откуда?” Если это будет явление святых, то они успокоят тебя, и страх твой обратится в радость. Если же явление — диавольское, то оно, встретив в душе твердость, немедленно придет в колебание: потому что вопрос «Кто ты и откуда?» служит признаком неустрашимой души…»
(цит. по книге о. Серафима Роуза «Душа после смерти»)
«Повседневные» тайны Церкви
Между тем, все эти предостережения вовсе не означают, что православным христианам недоступно общение с Богом. Православные христиане верят, что молитва и церковные таинства – Крещение, Причастие, Покаяние и другие – вот те таинственные установления, в которых любому человеку по мере его сил, при условии веры и нравственной жизни доступна встреча с Богом. Можно сказать, что церковные таинства – это и есть христианские τὰ μυστήρια, установленные Богом и Церковью для встречи Бога и человека. В них нет неконтролируемого, непросветленного, и поэтому очень опасного и лукавого так называемого высшего мистического опыта, если за него берется христиански неопытный человек. Но, можно, сказать, это «обычная» христианская мистика, открытая любому человеку и вне которой нет доступа и к высшим мистическим озарениям, которых в истории Церкви, насколько нам известно, удостаивались на самом деле лишь наиболее ревностные подвижники и аскеты.
В каком-то смысле церковные таинства – это «обыденная» или повседневная (потому что доступна любому при условии личной веры) мистика Церкви. И, кстати, как и любую тайну, узнать эти «обычные» тайны можно лишь на собственном опыте. Рассказ о них непосвященному человеку останется только рассказом, за порогом которого останется, пожалуй, главное: поверит человек этой тайне или нет.
Про ангела-хранителя
В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга архимандрита Тихона (Шевкунова). В нее вошли реальные истории, произошедшие в разные годы, которые в дальнейшем были использованы в проповедях и беседах, произнесенных автором.
Лет, наверное, тринадцать назад мы с нашим прихожанином Николаем Сергеевичем Леоновым, профессором-историком, генерал-лейтенантом разведки, с которым мы на протяжении многих лет вместе участвовали в телевизионной передаче «Русский дом», были в Псково-Печерском монастыре. Там Николай Сергеевич впервые познакомился с отцом Иоанном (Крестьянкиным). Как потом сам Николай Сергеевич рассказывал, старец произвел на него не просто огромное впечатление, но своими молитвами очень ему помог.
Николай Сергеевич в те годы только входил в жизнь Церкви, и поэтому у него было много вопросов, в том числе он просил меня объяснить православное учение об ангельском мире, об ангелах-хранителях. Я очень старался, но, как мне было ни досадно, все же чувствовал, что Николай Сергеевич был разочарован моими неумелыми объяснениями.
Ранним летним утром, напутствованные в путь отцом Иоанном, мы выехали из монастыря назад в Москву. Дорога предстояла длинная, и перед отъездом я попросил механиков из монастырского гаража осмотреть машину и долить масло в мотор.
Мы быстро мчались по пустынной дороге. Сидя за рулем, я не отрываясь слушал рассказ Николая Сергеевича об одной из его дальних командировок. Об этой истории он давно мне обещал поведать. Я в жизни не встречал более интересного рассказчика: Николая Сергеевича всегда слушаешь, затаив дыхание. Так было и на этот раз.
Но вдруг неожиданно я поймал себя на странной мысли, что вот сейчас, сию минуту, с нами происходит что-то особенное и угрожающее. Машина шла обычным ходом. Ничего – ни приборы, ни ровное движение автомобиля, ни запах – не говорили о тревоге. Но, тем не менее, мне становилось все более и более не по себе.
– Николай Сергеевич, кажется, что-то происходит с машиной! – сказал я, решившись перебить своего спутника.
Леонов – очень опытный водитель с многолетним стажем. Внимательно оценив обстановку, он в конце концов успокоил меня, заверив, что все в порядке. Но от этого моя необъяснимая тревога ничуть не прошла. Больше того, с каждой минутой она усиливалась. Мне было и стыдно за свое малодушие, но страх просто непреодолимо охватывал меня.
– Наверное, нам надо остановиться! – наконец произнес я, чувствуя, что покрываюсь холодным потом.
Николай Сергеевич снова внимательно посмотрел на приборы. Потом через ветровое стекло на капот автомобиля. Прислушался к движению машины. И, удивленно взглянув на меня, снова повторил, что, с его точки зрения, у нас все в полном порядке.
Но когда я и в третий раз, сам совершенно ничего не понимая, стал повторять, что нам необходимо остановиться, Николай Сергеевич согласился.
Как только мы затормозили, из-под капота машины клубами повалил черный дым.
Мы выскочили на дорогу. Я кинулся открывать капот, и из мотора тут же вырвалось масляное пламя. Николай Сергеевич выхватил с заднего сидения свой пиджак и забил им огонь.
Когда дым развеялся и мы смогли разобраться, в чем дело, то выяснилось, что монастырские механики, заливая машинное масло, забыли закрыть крышку мотора. Она так и лежала рядом с аккумулятором. Из открытого отверстия двигателя масло всю дорогу лилось на раскаленный мотор, но из-за большой скорости дым стелился под колесами машины, и мы в закрытой кабине ничего не чувствовали. Еще километр-два пути – и все могло бы закончиться трагически.
Когда, немного приведя машину в порядок, мы медленно возвращались обратно в монастырь, я спросил Николая Сергеевича, нужно ли ему что-нибудь дополнять по поводу ангелов-хранителей и их участия в нашей судьбе. Николай Сергеевич ответил, что на сегодня вполне достаточно и этот догматический вопрос им вполне усвоен.
Ангелы в нашей жизни
Пастыри о чудесной помощи небесных посланников
21 ноября Церковь отмечает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Мы решили узнать у наших пастырей, какова роль ангелов в нашей жизни, и знают ли они какие-то конкретные примеры ангельской помощи.
Может быть, в тот раз именно ангел уберег меня от падения?
– Ангелы – духи бесплотные, невидимые для наших глаз, и потому помощь их зачастую невидимая. Вот нахлынули на тебя мрачные мысли, злые желания, а потом вдруг как будто свет просиял в душе – Ангел-Хранитель уберег тебя от сползания в бездну. Конечно, бывает трудно понять, сам ли человек изменился в лучшую сторону, или его сподвигли ангелы. Но иногда подается и более явная помощь.
Был в моей жизни один-единственный случай – в ранние детские годы, задолго до Крещения. Семья была неверующая, обычная советская семья. Про Бога и духовный мир никто ничего не говорил. То есть всё религиозное шло как-то мимо нас. Поэтому я и не мог тогда понять, что произошло, и никакой оценки этому не давал.
Собственно, какого-то масштабного чуда и не было.
В нашей двухкомнатной «хрущевской» квартире в Оренбурге стоял письменный стол. Он стоял у стены, ближе к окну. Над столом родители прикрепили к стене отрывной календарь. Мне было лет пять. Читать я не умел, но уже знал, что каждый день с календаря отрывают листочек, и спешил это делать.
Маленькому ребенку, чтобы добраться до календаря, нужно было пройти определенный путь. То есть вначале забраться на стул. Со стула – на письменный стол. Там подняться в полный рост, сделать несколько шагов, и тогда пред моим лицом представал календарь, который я внимательно разглядывал, а потом выполнял столь значимое, как мне казалось, действо – отрывал листок. Но в один прекрасный день, забравшись на стол и сделав по краю пару шагов, я повернулся к стене и вдруг решил взглянуть назад. Стоял я на краю, а когда посмотрел назад и вниз, то у меня закружилась голова. Я был маленький, а стол – большой. Я пошатнулся, даже дернулся и закрыл глаза. Вот тогда-то и произошло необъяснимое.
Меня как будто кто-то принял в объятия и мягко посадил на пол
Собственно, никаких образов, видений или ощущений телесных не было. Но меня как будто кто-то очень тепло, с ласковой заботой принял в объятия и мягко посадил на пол. Повторю, что собственно ощущения чьих-то рук, вообще чего-то телесного не было. При этом внутри возникло мирное, тихое, радостное чувство, не было ни малейшего страха, как будто кто-то явил свою добрую, исполненную любви защиту.
В детстве все мы и спотыкаемся и падаем. То, что произошло в тот момент, оказалось ярким контрастом. Лишь спустя много лет, когда меня крестили, в сердце повторилось то же самое чувство – как бы мы сказали сейчас, ощущение благодати Божией. Более всего мне запомнилось именно это ощущение в сердце. И так хотелось, чтобы это повторилось вновь.
Как же я отреагировал на происшедшее в тот момент? Во-первых, я был в недоумении, что же это такое. Во-вторых, мне захотелось, чтобы это повторилось еще. И я, будучи ребенком, не придумал ничего другого, как попробовал сымитировать: вновь забрался на стул, с него на стол, сделал два шага по краю, обернулся и посмотрел назад и вниз – на этот раз страха не испытал, но и никто меня чудесным образом уже не подхватывал. Тогда я быстро спускался сам и садился на то же самое место, чтобы воспроизвести бывшее. Но даже мои аккуратные попытки не могли повторить той мягкости и того сердечного чувства, которые были испытаны до этого.
Уже приняв Крещение и посещая храм, я стал задумываться: может быть, в тот раз именно ангел и уберег меня от падения? Зачем, почему? Не знаю. Тем более что высота стола не повлекла бы особых физических травм, а только сильный испуг. Но на протяжении всей последующей жизни, уже крещеный, я то и дело падаю. То физически, то духовно. И никаких схожих чудес что-то не наблюдаю.
А может быть, весь смысл произошедшего в том, что даже когда мы растем в неверующей семье, когда сами мы ничего о Боге не знаем и еще не сподобились таинств, то и тогда рядом с нами присутствует Бог, духовный мир и ангелы. Нам дается свидетельство, что есть нечто высшее, что о нас заботятся, и это помогает впоследствии понять, что поводов унывать у нас нет.
В какой-то момент она увидела над собой ангела
Один мой друг рассказывал, как его соседка Нина, с которой они вместе посещали храм, сильно заболела. Врачи выписали ее из больницы как безнадежную. Но она была очень молитвенной и продолжала обращаться ко Господу. В какой-то момент, очень кратковременно, она увидела над собой ангела. Это вселило в сердце отраду, и с этого момента она пошла на поправку. Прожила еще десять лет.
Еще. Знакомая женщина, обучавшаяся на Высших богословских курсах, Надежда, рассказала, как накануне своего 33-летия (это было в 1986-м году) попала в больницу, на операционный стол. Во время операции она увидела свое тело сверху и врачей, которые обеспокоенно переговаривались. Потом она увидела ангелов – светлых, бестелесных, легких, – они поднимали ее вверх, так что она сама испытывала легкость. Ангелы произносили: «К нам, к нам». Как рассказывает Надежда, она слышала небесную музыку, видела удивительную красоту, ее охватила такая радость, что она уже всецело хотела остаться там. А у нее детям было – старшему сыну шесть лет, а младшему четыре. Но она готова была и с ними расстаться, полагая, что всё у них будет хорошо. И только явившийся к ней отец остановил ее: «Надежда, тебе еще рано, у тебя маленькие дети». После этого ангелы стали удаляться, небесное пение стихало, она очнулась в палате и решила для себя, что будет ходить в храм каждое воскресенье. Кстати, врач дважды спрашивала Надежду, видела ли она что-нибудь во время операции, но она ответила, что нет, так как боялась, что ее увезут в психдиспансер. А в храм действительно стала ходить каждое воскресенье. Так ангельское участие открылось во время клинической смерти.
Но в целом, конечно, хочется завершить предостережением: не искать специально чудес. Ангельская помощь подается крайне редко. Нам же велика опасность впасть в прелесть. Так что пусть и дальше помощь ангелов будет по преимуществу невидимой, а мы постараемся молиться им от самого сердца, чтобы уберегали нас от греха.
Вот какие истины должны быть предметом наших постоянных размышлений
– Слово «ангел» означает вестник. Ангелы несут нам весть от Бога. Самая главная весть – это Благая Весть, по-гречески Евангелие. Благая весть о том, что к нам на землю грядет с Небес Христос Спаситель, Который тоже называется Ангелом. Великого Совета Ангел. Все, что с нами произошло и произойдет, все наши грехопадения Бог знал и знает наперед, и на Предвечном Совете было решено, что Сам Господь придет спасти человека – Свое любимое творение. А чтобы приготовить людей к пришествию Спасителя, перед Ним посылается другой Ангел – святой Иоанн Предтеча, Ангел пустыни, проповедник покаяния. Вот самые главные истины нашего спасения (а как не упомянуть «главизну», то есть начало нашего спасения – Благовещение Архангела Гавриила Пресвятой Богородице?).
Вот эти истины должны быть предметом наших постоянных размышлений, содержанием нашей духовной жизни. Почему же нам всё время хочется услышать, как кому-то явился ангел с крылышками? От маловерия и праздного любопытства. К тому же мы в силу грехопадения стали ближе к падшим ангелам – бесам, духам своеволия и гордыни.
Тот, кто видит свои грехи, выше того, кто видит ангелов
Мы хотим видеть ангелов, чтобы думать о себе, что мы если не святые, то по крайней мере на правильном пути; а какой путь правильный? Говорят, что тот, кто видит свои грехи, выше того, кто видит ангелов. Ведь даже Валаамовой ослице являлся ангел, но это не было ее заслугой. Св. отцы советуют «держать ум во аде», но не отчаиваться, надеясь на милосердие Божие. Вот правильный путь. Чем больше нам прощено, тем больше мы любим, а любовь к Богу и есть наша главная цель.
Как узнать волю Божию в частных вопросах? Говорят, что мудрый человек может поучиться и у глупца, а глупец и у ста мудрецов ничему не научится. Господь обещал нам Своё пребывание с нами до скончания века. Посреди двух или трех, в Церкви и ее таинствах, в каждом нашем ближнем, который есть образ Божий и может нам возвестить Его волю, лишь бы мы были готовы ее воспринять. Но ведь ближний может ошибаться, как же нам узнать, принимать ли его совет? А если мы увидим ангела во сне или наяву, как нам узнать – не дух ли это злобы, принявший «вид Ангела светла» (2 Кор. 11, 14–15)? Как не впасть в прелесть?
Весть или совет должны приниматься нами не по упаковке, а по содержанию. То, что ведёт нас к покаянию и самоосуждению, – от Бога. То, что склоняет к самолюбованию и гордости, – от лукавого.
Ангелы управляют мирозданием, подают благие советы, укрепляют на делание добрых дел, защищают от злых духов, и все это по большей части неощутимо для нас. Мы увидим эту составляющую нашей жизни на том свете, когда все это откроется. Есть, конечно, такие случаи и в современной жизни, но по большей части их свидетели, истинные рабы Божии, по своему смирению скрывают их.
А вот что случилось в наше время в одном из монастырей.
Он повернулся, чтобы уйти, и увидел, что Спаситель грузит цемент
Молодому послушнику поручили привезти в монастырь пожертвованный цемент, который надо было загрузить в мешки. Работа была очень пыльная и грязная, к тому же ему не дали подручных средств. Возроптав в душе, он повернулся, чтобы уйти, и в это время увидел, что на его месте Спаситель грузит цемент. Он тут же вернулся и с великой сладостью в сердце выполнил всю работу, потеряв представление о времени.
Мне самому никогда ангелы не являлись, но один случай был интересный. Как-то у меня случились на приходе такие неприятности, что я был как оглушенный. Зашел в лифт в своём подъезде, следом зашла девочка лет 7–8. Лифт поехал, и вдруг она запела: «Как ярко светит после бури солнце…». Я вышел на своём этаже, а она поехала выше. Это ангел был, или она просто шла домой из музыкальной школы?
Св. Архистратиже Божий Михаиле со всеми Небесными Силами, молите Бога о нас!
Ангелы направляют нас к покаянию
Каждый из нас может быть ангелом – Божиим посланником – своему ближнему
– Лично в моей жизни и в жизни моих близких и знакомых не было случаев видимой помощи ангелов. Однако я уверен, что они постоянно не только присутствуют рядом, но и берегут нас, направляют нас к покаянию.
Хотелось бы обратить внимание читателя на то, что каждый из нас может быть ангелом – Божиим посланником – своему ближнему. В поисках сверхъестественных чудес и явлений мы забываем о том, что более важно – о любви к Богу и к ближнему.
Весьма назидателен случай из жизни святого подвижника, который видел ангела своей церкви во время служения литургии. К нему однажды пришел знакомый священник и сказал ему, что он совершает ошибку в служении. Он смутился и на следующей службе спросил у ангела, прав ли его друг. Ангел сказал, что замечание друга справедливо и верно. Тогда подвижник спросил у ангела, почему же он все это время не сделал ему надлежащего замечания? На что ангел ответил, что не послан учить и исправлять его, это должны делать такие же, как он, люди.
Опять же, когда богач в аду просил Авраама послать Лазаря к его братьям и предупредить их о грядущих мучениях, Авраам ответил, что они не послушают и воскресшего из мертвых, если не слушают Моисея и пророков (ср. Лк. 16, 19–31). Иными словами, если мы не живем по тому, что написано в Евангелии, то и ангелов, являющихся нам чудесно, тоже не послушаем.
Без своего Ангела-хранителя мы не сможем победить бесов
‒ Мир невидимый, который мы не видим обычным зрением, существует. И все самые важные события происходят именно в нем. И часто мы думаем, что мы зрячие и такие умные, но разбиваем себе лбы, вроде все видя и все понимая. Как нередко получается, что все наши логические рассуждения и действия приводят к тому, что емко выражено известной фразой ‒ «хотели как лучше, а получилось как всегда»… Потому что мы не понимаем особенностей невидимого мира, в котором живут ангелы. Очень важно знать, что этот мир есть, поэтому важно быть с ним в контакте через своего Ангела-Хранителя.
Это, конечно, лучше чувствуешь и понимаешь, когда общаешься со слепоглухими людьми, особенно с тотально слепоглухими. Для них такое общение становится даже в некотором роде естественным. Они рассказывают такие вещи порой, что поражаешься. А иногда и не рассказывают, потому что думают, что так и должно быть.
Светлана говорит, что разбилась бы насмерть, но ангел помог
Например, Светлана Дубровска из Белгорода, тотально слепоглухая женщина, рассказывает, что идет однажды в магазин. Она изучила маршрут, но вдруг чувствует, что куда-то проваливается и падает. Но, говорит, словно какая-то рука меня подхватила, как будто кто-то поймал и снова поставил на дорогу. И она пошла дальше. Ну, пошла и пошла. А после рассказала своей сестре об этом случае, а та говорит, что на дороге выкопали большую яму. Видимо, труба лопнула. И Светлана говорит, что разбилась бы насмерть, но ангел помог. Говорит это совершенно естественно и просто.
Так что мир ангельский очень серьезно влияет на наш, земной мир. Надо это понимать, дружить со своим Ангелом-Хранителем, молиться ему. Без него мы не сможем пройти все те препятствия и ловушки, которые выстраиваются в мире невидимом ангелами зла – бесами.