можно ли преодолеть речевые нарушения или они остаются с человеком на всю жизнь
Расстройства речи исправить можно в любом возрасте
Рассказывает логопед Людмила Микус
Расстройства речи исправить можно в любом возрасте. Но лучше не тянуть
На то, чтобы исправить картавость, у 40-летнего москвича ушел год. В детском возрасте для этого было бы достаточно нескольких занятий.
Среди пациентов логопеда московского психосоматического центра Людмилы Микус — и дошкольники, и подростки, и студенты, и взрослые. Главное, говорит специалист, — преодолеть психологический барьер и обратиться за помощью. А дальше — практически во всех случаях, если нет врожденных патологий – речь исправить можно.
Чем быстрее — тем лучше
Недавно Людмиле Микус пришлось работать с 6-летней девочкой, которая заикалась и запиналась два года и самостоятельно этот дефект родители исправить не могли.
— Очень приятно, что нам, вместе с родителями удалось полностью преодолеть проблему, — говорит логопед. — Мы научились, как начинать произносить предложения, как произносить гласные и согласные, а также как правильно дышать.
За месяц занятий девочка справилась с проблемами произношения, перестала заикаться и вообще начала увереннее себя чувствовать, стала коммуникабельнее, больше общается в садике.
Обычно заикаются те дети, у которых ослаблена нервная система, объясняет специалист. Немаловажную роль играет и фактор наследственности.
— Например, в этом случае ребенок, подражая произношению матери, которая тоже заикалась, начинает заикаться и сам, — продолжает врач. — Кстати, подражает малыш не только родителям, но и другим детям — на улице или в саду.
Заикание и запинание может появиться и тогда, если дети ослаблены, перенесли инфекционные заболевания, или же на фоне хронического или кратковременного сильного стресса.
Заикание, на которое своевременно не обратили внимание, переходит во взрослый возраст.
— Старшему моему пациенту — 40 лет, — говорит врач. — Мужчина не произносил звук «р», и в итоге понял, что комплексует из-за этого и захотел исправить свою речь. Мы работали год. Но картавость преодолели. Для сравнения — в дошкольном возрасте на это уйдет несколько занятий. Максимум — месяц.
До 5 лет это норма
Кроме запинок, у дошкольников нередко встречается и дислалия, то есть нарушение произношения отдельных звуков, рассказывает логопед. Чаще всего это шипящие («ж», «ч», «ш», «щ»), свистящие («з», «с», «ц») и сонорные звуки — «р» и «л».
Впрочем, до 5 лет нарушения речи считаются нормой, добавляет логопед. Однако после 5 лет речь ребенка уже должна быть без дефектов, логическая и связная.
— Да, многие дети могут «перерасти» такие нарушения, — замечает врач. — Но нередко расстройства речи остаются на всю жизнь. А с возрастом исправлять их становится все сложнее.
Кстати, дефекты произношения со временем обязательно отразятся и на письме, добавляет специалист. Если ребенок неправильно говорит — он не будет и правильно писать.
— Часто я привожу родителям примеры наших публичных людей, политиков, депутатов, которые в зрелом возрасте имеют заметные дефекты речи. На них просто вовремя не обратили внимание.
Со всеми случаями нарушений речи логопед работает индивидуально и поэтапно по специальным методикам, в форме игры. Сначала, с помощью специальных упражнений, ребенок учится произносить тот звук, который раньше ему «не давался». Привычку доводят до автоматизма, ребенок учится отличать этот звук от других, сходных по артикуляции. Потом — вводит его в речь — слова и предложения.
— Продолжительность курса занятий зависит от природных возможностей ребенка, от его усидчивости, артикуляционной моторики, — замечает логопед. — У разных детей это может занять от месяца до года — в сложных случаях, когда ребенок не произносит 10-12 звуков.
Самые распространенные ошибки родителей
Самая распространенная ошибка родителей, по словам логопеда, в том, что они пренебрегают нарушениями речи у своих детей и вовремя не обращаются к врачу.
— А ребенок из-за этого теряет время, отведенное Богом на овладение языком, — замечает врач.
Еще одна ошибка взрослых в том, что они недостаточно следят за собственным языком.
— Бывает, что родители говорят слишком быстро, а в результате теряется качество и четкость речи, — говорит логопед. — Поэтому речь ребенка тоже развиваться с нарушениями. Кстати, лучше не употреблять слишком много уменьшительно-ласкательных слов. Это затягивает период формирования речи.
Важно также, говорит специалист, не форсировать события и не слишком подталкивать ребенка в развитии.
— Конечно, все хотят, чтобы их дети быстрее заговорили, скорее начали читать-считать, — говорит врач. — Но такое форсирование развития может спровоцировать заикание.
Когда тянуть не стоит
Чтобы вовремя заметить нарушения в речевом развитии ребенка, родителям стоит знать основные этапы развития речи, напоминает Людмила Микус.
— В 2-3 месяца ребенок начинает гулить, а впоследствии, в 3-4 — лепетать, — говорит логопед. — Эта самая языковая практика имеет большое значение для дальнейшего развития. Так малыш осваивает простейшие движения речевого аппарата. Ребенок подражает родителям, развивается его слуховое внимание.
В год появляются первые лепетные слова. В год и шесть месяцев — первая простая фраза. В языке двухлетнего ребенка уже есть около трехсот слов. А в 3-4 года их уже полторы тысячи. Об уровне развития своего ребенка родители обычно делают вывод, сравнивая его с ровесниками. И если становится заметно, что их ребенок более молчаливый, стоит обратить на это внимание и поискать причину.
— Если, например, у двухлетнего ребенка в словарном запасе всего несколько слов — это уже первый сигнал о нарушении речевого развития, — замечает специалист. — Есть дети, которые в разговоре используют очень много жестов, пытаясь заменить ими слова. Тогда к логопеду следует обращаться и раньше, не дожидаясь 5-летнего возраста. Здесь нужно комплексное тщательное обследование, чтобы исключить недостатки слуха или отставаний в умственном развитии, которые тоже могут быть причиной нарушения речи. Для этого может потребоваться консультация отоларинголога, невропатолога.
Кстати, все движения — и тела и речевого аппарата — имеют единые механизмы, добавляет логопед. Поэтому развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на развитие речи ребенка. Полезным будет и массаж пальчиков, а пальчиковые игры разовьют не только двигательную моторику, но и умение ребенка слушать.
«Заикание — это один из способов защиты от «опасного мира»
Люди, которые заикаются, — «белые вороны» в любом коллективе. Однако часто они все же медлят с обращением к специалистам, чтобы исправить этот недостаток.
Заикание — это один из защитных механизмов, объясняет московский психоаналитик Андрей Ковалевич. Оно мешает социальной адаптации, однако дает хотя бы минимальное чувство комфорта в «опасном» мире. И бывает, что человеку трудно отказаться от такого способа защиты именно потому, что он не уверен, сможет ли заменить его другим.
— Мне приходилось немало работать с людьми, которые заикаются, — рассказывает психоаналитик. — Убедился, что, как правило, они очень неуверенны в себе. Обычно им трудно добиться успеха в жизни. Очень редко можно видеть веселого коммуникабельного заику, который сделал успешную карьеру. Чаще всего — это замкнутые немногословные мрачные люди, которые имеют острое чувство собственной неполноценности.
Впрочем, заикание, как ни странно, может играть и относительно положительную роль в жизни человека, продолжает психоаналитик. Когда человек начинает заикаться — а это, как правило, усиливается в моменты эмоционального напряжения — это ему помогает скрыть свои эмоции. В таких паузах человек имеет время взвесить — что и как он может сказать, а чего ему говорить не стоит.
— Например, в детском возрасте заикание может возникать из-за того, что семья вызывает у ребенка большую неуверенности в себе, — говорит психоаналитик. — Бывает, что малыша воспитывают в семье, где взрослые привыкли скрывать свои эмоции. И ребенок может начать подсознательно притормаживать собственную речь, чтобы посмотреть, какой будет реакция на него, лучше оценить ситуацию.
Но заикание — неэффективная защита, подчеркивает специалист. Ведь оно еще больше отдаляет человека от других, еще глубже загоняет внутрь его эмоции.
— Поэтому, чтобы устранить недостатки речи, довольно часто приходится развивать способность проявлять свои чувства, открываться другим, — объясняет Андрей Ковалевич. — И кабинет психоаналитика — это своего рода лаборатория, где люди учатся касаться своих страхов, фантазий и переживаний. А впоследствии, получив положительный опыт в таких искусственно созданных условиях, в отношениях с психоаналитиком, пробуют перенести приобретенный опыт и во внешний мир.
А медлят люди с визитом к специалисту, как убедился столичный психоаналитик, именно потому, что имеют подсознательный страх потерять тот защитный механизм, к которому они привыкли.
— Менять его они не хотят, поскольку это означает, что на время нужно будет остаться беззащитным, — говорит Андрей Ковалевич. — Например, перестать заикаться, начать плавно и ясно выражать свои мысли и чувства. Часто люди видят в этом опасность для себя, потому что боятся потерять над собой контроль.
И работа психоаналитика заключается именно в том, чтобы помочь человеку изменить такую нерациональную защиту на другую — зрелую и здоровую. Таким, например, может быть рационализация, при которой человек учится справляться со своими эмоциям при помощи интеллекта. Или морализация — обращение к определенным моральным устоям. Это тоже защитные механизмы, но — позитивные, которые в дальнейшем не будут создавать неудобств в социальной жизни.
Можно ли преодолеть расстройства речи?
Прием ведет
Умение правильно, красиво и грамотно говорить – это ценный дар для любого человека. Речь – это не только средство общения людей, но и выражение чувств, мыслей и мироощущения. Формирование и развитие личности, которое происходит в течение всей жизни человека, тесно связано с успешным овладением и культурой речи.
Основные виды расстройства речи
Зачастую могут возникать различные расстройства речи (заикание, афазия и др.), которые известны с глубокой древности. Одним из самых распространенных речевых расстройств, как среди детей, так и взрослых является заикание. Обычно оно возникает в раннем детстве и, при отсутствии необходимой помощи, может сохраняться долгие годы. Проявляется заикание в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Течение заикания может быть постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных «трудных» ситуациях. Например, в случае необходимости выступить перед аудиторией, ответить на уроке, экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос.
Речевые затруднения могут приводить к серьезным психическим травмам, которые вызывают чувство неполноценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции. В результате у большинства заикающихся людей возникает невроз, что усиливает заикание и еще больше затрудняет речевое общение.
Лечение расстройства речи
Важно знать, что заикающимся людям можно помочь! Логопедами разработана специальная методика реабилитации лиц, страдающих таким расстройством. Эта методика хорошо отработана и может быть использована как на занятиях под наблюдением логопеда, так и при самостоятельных занятиях.
Существуют специальные программы восстановления речи и при разных формах афазии, которые носят дифференцированный характер. Логопед в процессе индивидуальной работы с больными афазией модифицирует имеющиеся в арсенале дефектологии приемы и методы коррекционно-педагогической работы, привнося свой индивидуальный опыт.
Если у Вас или Ваших близких существуют расстройства речи, запишитесь на консультацию к логопеду. В клинике «Ваше здоровье» прием ведет высококвалифицированный специалист, имеющий многолетний опыт работы по специальности «Логопедия» Ротберт Элла Борисовна, которая поможет подобрать оптимальную методику коррекции речи.
Статья была размещена в журнале «Практическая медицина для каждого».
Можно ли преодолеть речевые нарушения или они остаются с человеком на всю жизнь
Проблема речевых нарушений у детей и взрослых становится всё более актуальной в настоящее время, и связано это со множеством причин, такими как наследственность, проблемы пренатального (беременность), натального (роды) периодов и первых лет жизни ребенка, когда закладываются основные психические функции человека, к которым относится и речь. Причем наблюдается прямая зависимость между анамнезом и сложностью речевых нарушений – чем больше и тяжелее были проблемы, тем более вероятность, что речь ребенка будет развиваться некорректно, и сложность диагноза возрастает.
Ребенок с 2-х лет, школьник и взрослый.
Многие взрослые думают – «Ну подумаешь, плохо говорит… ничего, сам научится… вот у соседки сын вообще до двух лет молчал, а потом сам заговорил и без проблем…» Это заблуждение. Да, бывают случаи, когда ребенок может начать говорить позже и потом догоняет сверстников в развитии самостоятельно и помощи логопеда не требуется…но чаще бывает так, что задержка в развитии речи не проходит самостоятельно, а наоборот, с течением времени проблема только возрастает… и чем старше ребенок, тем сложнее корректировать процесс. И зачастую логопедический диагноз таков, что родители без специальных знаний и навыков самостоятельно не смогут помочь ребенку, а нужна помощь специалиста – логопеда, а возможно и дефектолога и психолога, поскольку все психические функции взаимосвязаны и помимо собственно речевых нарушений наблюдаются трудности восприятия, памяти, внимания и т.д.
Очень часто проблемы речи наблюдаются не только у детей, но и у взрослых…кого-то это не волнует или они не замечают собственного произношения, а кого-то беспокоит и заставляет обратиться к специалисту за помощью. Причем логопед может не только исправить неправильно произносимые звуки, но и в целом улучшить дикцию и качество речи для ее красоты и благозвучия. Причем зачастую это оказывается действительно нужным, поскольку, живя в обществе и ежедневно сталкиваясь с необходимостью общения, очень важно уметь говорить правильно, понятно, так, чтобы собеседнику было интересно и комфортно слушать.
На приёме у логопеда
В начале любого лечения – диагностика. Логопед при помощи беседы, тестов и специальных заданий определяет проблему и методы ее коррекции, индивидуально для каждого случая. Курс занятий может варьироваться, поскольку каждый случай уникален и процесс работы над речью зависит от множества факторов.
Занятия у логопеда – это практика. «Доктор» учит произношению, отрабатывая с ребёнком технику: как правильно двигать губами и языком, регулировать поток воздуха при выхохе, чтобы получился нужный звук. Верный помощник логопеда при этом – зеркало, потому что пациент должен видеть все тонкости движений и корректировать их.
При сложных речевых нарушениях логопед также проводит специальный артикуляционный массаж.
Речь – это многогранный процесс, поэтому часто помимо фонетической стороны (произношение) оказываются нарушенными и такие ее стороны, как лексика (понимание и правильное употребление значений слов), грамматика (правильное соединение слов между собой и построение предложений), чтение, письмо, интонационная выразительность речи. В таких случаях логопед проводит упражнения для коррекции данных функций.
Проблемы, сигнализирующие о том, что помощь логопеда необходима:
— ребенок в 2 года не говорит.
— речь ребенка начала развиваться но после 2 лет прекратилось накопление словаря.
— речь ребенка в 3 года не разборчива и непонятна для окружающих
— в 5-6 лет наблюдается нарушение звукопроизношения, ребенок переставляет слоги в словах.
— Любые проблемы с речью, которые, возможно, были вызваны:
Проблемы речи и письма у школьников:
— Проблемы чтения и письма мешают хорошей успеваемости. Ребенок медленно читает, делает «глупые» ошибки при письме.
— Школьник допускает большое количество орфографических ошибок, хотя правила все знает.
Проблемы речи у взрослых:
— нарушения произношения отдельных звуков, нарушения дикции в целом, неразборчивая речь.
Чем раньше вы заметите речевую проблему и обратитесь к специалисту – тем легче будет решить ее, потому что с возрастом сложность нарушения только возрастает и помимо чисто речевых могут появиться и трудности психологического характера (страх говорить, изменение речевого поведения из-за стеснения своего произношения и пр.). Красивая и правильная речь – это залог уверенного, комфортного общения с окружающими, коммуникации, это инструмент ежедневного взаимодействия с обществом, а поэтому заслуживает внимания и своевременной коррекции.
Советы родителям «Кто поможет преодолеть речевые нарушения детей»
Дина Ковалева
Советы родителям «Кто поможет преодолеть речевые нарушения детей»
Речевые нарушения у детей. Кто поможет их преодолеть.
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок научился говорить четко, внятно и красиво. И каждый должен понимать: от правильной речи зависит будущее ребенка, его самооценка, успехи в школьной учебе и многое другое. Первые годы жизни имеют огромное значение в становлении речи. И поскольку обучение речи и восприятие языка происходит в ранний период, следует, как можно раньше обратить внимание на отставание ребенка в этой области и обратиться к специалисту. Родителей должны насторожить такие симптомы: ребенок к году не произносит простейшие слова: «дай», «мама», «папа», «иди». К полутора годам не научился простейшим фразам: «Дай пить!», «Пойдем гулять» и т. д. С двух до трех лет не пополнился активный словарь, не появились более сложные предложения. В четыре года нарушено звукопроизношение. В пять лет ребенок не может полно излагать свои мысли, легко строить развернутые предложения, пересказывать рассказы. У малыша в любом возрасте приоткрыт рот, имеется обильное слюноотделение, не связанное с ростом зубов. Данные речевые нарушения не являются возрастными, сами по себе не пройдут, не думайте, что все обойдется. Дальше будет только хуже. Ребенок растет, взрослеет, а дефекты речи остаются, переходя в стабильную форму, с которой справиться уже гораздо труднее.
Во многих городах нашей страны в дошкольных учреждениях функционируют логопедические пункты, помогающие дошкольникам преодолеть речевые трудности. В начале года учитель-логопед проводит обследование. Оно построено таким образом, что позволяет исследовать все стороны речи малыша: лексическую, грамматическую, фонетическую, а также определить уровень развития связной речи. Поскольку наиболее частыми нарушениями речи являются дефекты звукопроизношения, логопеды уделяют этому направлению большое внимание. Ребенок зачисляется на логопункт для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения. Ведь, если ребенок неправильно произносит звуки, это может не только отразиться на отношениях со сверстниками, но и вызовет нарушение чтения и письма, исправить которые уже будет гораздо сложнее.
Если у ребенка диагностируется более сложное нарушение речи, то его по решению комиссии зачисляют в логопедическую группу, где проводятся ежедневные занятия с логопедом и воспитателями. Работа построена в форме фронтальных занятий со всеми детьми, подгрупповых и индивидуальных занятий. Здесь логопед работает, развивая все стороны речи ребенка. Кроме этого воспитатели ежедневно работают над закреплением речевых навыков, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними. Процесс построен так, чтобы за определенное время скорректировать речевые патологии детей и подготовить их к поступлению в массовую школу.
Используя приведенные ниже рекомендации, родители могут избежать некоторых нарушений в развитии речи своих детей.
• Будьте примером правильной речи для своего ребенка. Говорите четко, внятно, проговаривая все звуки в словах.
• Проговаривайте действия, называйте предметы при общении с детьми раннего возраста.
• Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша.
• Сочиняйте свои стихи и рассказы.
• Поощряйте ребенка задавать вопросы, не подгоняйте и не перебивайте его, когда он говорит.
• Каждый день читайте ребенку книжки.
• Ребенок развивается через игру, поэтому играйте с ребенком, поощряйте его игры и общение с другими детьми.
• Делайте акцент на игры для развития речи и мелкой моторики.
Адаптация. Советы родителям Адаптация ребенка в детском саду (советы родителям) Поступление ребенка в детский сад, это очень важный период в жизни ребенка и его родителей.
Речевые нарушения Причины речевых нарушений Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы: 1. Органические приводят к повреждению.
Инновационные методы работы с детьми, имеющими речевые нарушения «Слово – есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». К. С. Аксаков. Актуальность. В.
Речевые нарушения у детей дошкольного возраста Речевые нарушения у детей дошкольного возраста Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в обществе. Родители с нетерпением.
Семинар «Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей» Структура семинара 1. Приветствие участников 2. Теоретическая часть 2.1. Упражнение№1 2.2. Мини-лекция «Эмоции в жизни детей» 3. Практическая.
Советы родителям. Что такое речевое дыхание. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного. Если вне речи мы дышим через нос, то во время речи – через.
Советы родителям будущих первоклассников (советы и рекомендации по воспитанию детей в семье) Главная истина – счастливым делает ребёнка душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. В ваших силах.
Советы родителям дошкольников Советы родителям дошкольников: как надо вести себя с маленьким лгунишкой Попытайтесь выявить основную причину лжи и проанализировать.
Советы родителям «Не пора ли поиграть» Очень много советов, разных хитростей, а иногда и запретов по поводу игры. Но когда ребенок неумолимо просит вас с ним поиграть – это родителей.
Можно ли исправить дефекты речи у взрослых?
В современном мире внешний облик человека напрямую связан с его успешностью в делах, личной и общественной жизни. Большинство из нас тратит немалые деньги и время на подбор качественного стильного гардероба, приобретение средств по уходу за телом, косметики. Мы получаем образование, стараемся следить за новинками кино и литературы, покупаем всё более новые гаджеты. Все эти атрибуты позволяют нам чувствовать себя более уверенно, воплощая образ успешного человека.
Важнейшим и неотъемлемым элементом внешнего облика человека является его речь. И если в речи присутствует заметный дефект – нарушение голоса, картавость, заикание, запинки, трудность произношения определённых звуков, проблемы темпа речи – ни дорогая одежда, ни самый навороченный смартфон не улучшат общей картины. Особенно важно иметь красивую, внятную, чёткую речь для людей, работающих в сферах преподавания, управления, юриспруденции, торговли и других, где требуется постоянное общение, и где успех зависит от впечатления, которое производит человек.
Бытует мнение, что если в детстве человек не занимался с логопедом, не исправил нарушения речи, то во взрослом возрасте скорректировать речь невозможно. Это не так. Современные логопедические методики позволяют устранить нарушения речи в любом возрасте в достаточно короткие сроки.
Как выбрать логопеда для взрослого человека?
Как проходит первое занятие с логопедом?
На первом занятии обязательно проводится речевая диагностика. Логопед собирает необходимую информацию Вашего анамнеза, исследует особенности Вашей артикуляции, дыхания, тонуса прилегающих мышц. С использованием специальных логопедических методик выявляет причину нарушения речи.
После диагностики логопед рассказывает о выявленных дефектах и необходимых мерах по их устранению, а также определяет прогноз и режим последующих занятий. После этого начинается коррекционная работа, которая включает те методики, которые оптимально подходят клиенту с учётом результатов диагностики. Кроме того, специалист может давать домашние задания для закрепления новых речевых навыков, ведь важно не только «поставить» нужный звук, но и ввести его в речь, что требует постоянной практики.
Сколько занятий с логопедом потребуется?
К сожалению, заочно нельзя определить, сколько именно потребуется занятий в каждом конкретном случае. Очень многое зависит от анатомических особенностей артикуляционного аппарата и других индивидуальных причин нарушения речи. Как правило, в среднем курс включает 5-10 занятий с логопедом для коррекции нарушений звукопроизношения. Для более сложных нарушений речи (заикание, афазия, патологии голоса) необходимо больше времени. Достоверный ответ о количестве занятий даст специалист после проведения диагностики речи.
Кто ведет прием по логопедии для взрослых в центре Ember?
Третьякова Елена Александровна — ведущий логопед центра, стаж работы более 10 лет. Использует в работе Дэнас-терапию, а также специализированные наушники Forbrain для ускорения результата. Работает в центре Ember с 2013 года. Ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте.
Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь
Запишитесь на занятие с логопедом для взрослого по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.