rla на компрессоре что означает
Rla на компрессоре что означает
— установившееся состояние тока, получаемого от линии заблокированного ротора с постоянным напряжением (и фиксированной частоте в случае использования генераторов переменного тока) применительно к тому или иному двигателю.
Смотреть что такое «LRA» в других словарях:
LRA — land retained agreement (LRA). A form of project agreement used on LIFT projects that are large, complex or will have limited value for the private sector at the end of the project term (in place of the LPA), based on a PFI project agreement.… … Law dictionary
LRA — Armée de résistance du Seigneur Zone de l Ouganda touchée par la guerrilla de la LRA L Armée de résistance du Seigneur (LRA pour Lord s Resistance Army) est un mouvement en rébellion contre le gouvernement de l Ouganda, créé en 1988, deux ans… … Wikipédia en Français
LRA — Die Abkürzung LRA steht für: Laderaumabdeckung für Kraftfahrzeuge Landesrundfunkanstalt, ein öffentlich rechtliches Mitglied der ARD Landratsamt, die Kreisverwaltung in einigen deutschen Bundesländern Lehrrettungsassistent, ein Rettungsassistent… … Deutsch Wikipedia
LRA — Lord s Resistance Army (Miscellaneous » Science Fiction) Lord s Resistance Army (Governmental » Military) * Local Registration Authority (Computing » Networking) * Local Reproduction Authorized (Governmental » US Government) * Larisa, Greece… … Abbreviations dictionary
LRA — local relevance aggregation [algorithm for insulin therapy]; low right atrium … Medical dictionary
LRA — Larissa, Greece internationale Flughafen Kennung … Acronyms
LRA — Landratsamt EN (Rural) District Office … Abkürzungen und Akronyme in der deutschsprachigen Presse Gebrauchtwagen
lra — ISO 639 3 Code of Language ISO 639 2/B Code : ISO 639 2/T Code : ISO 639 1 Code : Scope : Individual Language Type : Living Language Name : Rara Bakati … Names of Languages ISO 639-3
LRA — Larissa, Greece internationale Fughafen Kennung … Acronyms von A bis Z
LRA — abbr. tech. Locked Rotor Amperes … Dictionary of English abbreviation
LRA — abbr. Local Reproduction Authorized … Dictionary of abbreviations
Rla на компрессоре что означает
Сначала вспомним про 2 системы подсчетов холодопроизводительности: ASHRAE и CECOMAF
Так для одного и того же компрессора в паспорте могут быть указаны сразу 2 таблицы мощности
Расшифровка буквенно-цифрового кода компрессоров Атлант приведена ниже.
Для серии CT таблица холодопроизводительности выглядит аналогично
Принятая маркировка компрессоров Атлант хоть и близка к зарубежным аналогам, но она в корне отличается от других производителей холодильных компрессоров, особенно для серии СК, СКО и СКН.
Так для бытовых холодильных компрессоров Embraco принята почти такая же маркировка, но в ней заложена холодопроизводительность в британских тепловых единицах в час (BTU/h), которую можно перевести в стандартную мощность в Ваттах (W) по ASHRAE с помощью коэффициента 2,5.
Коэффициент перевода у разных производителей холодильных компрессоров разный и зависит от энергоэффективности компрессора
Хоть и китайские производители выбрали буквенно-цифровой код принятый в Европе, европейские производители используют немножко измененную шифровку.
Так Danfoss (Secop) указывает в маркировке только рабочий объем цилиндров в кубических см. и тип хладагента
Aspera также указывает холодопроизводительность в килокалориях в час, которую можно перевести в системе CECOMAF или ASHRAE в стандартную холодильную мощность в Ваттах (W) с помощью примерных коэффициентов 0,85 и 1,1645 соответственно.
Конвертер перевода буквенно-цифрового кода прекрасно работает и для коммерческого холодильного оборудования.
Компрессорный блог
Блог о компрессорном оборудовании для промышленного применения (винтовые, поршневые и мембранные компрессоры. Системы воздухоподготовки и очистки газов)
Обозначение производительности компрессора
Многие из вас могли видеть «загадочные» индексы в обозначении производительности компрессора. Это могут быть нл/мин (нм³/мин или нм³/ч), Нл/мин (Нм³/мин или Нм³/ч), Nl/min (Nm³/min или Nm³/h) а также маркировка FAD после единиц измерения.
В этой статье мы расскажем о применяемом обозначении производительности.
Под «производительностью» мы понимаем производство «чего-либо» за единицу времени.
Применительно к компрессорному оборудованию этим «чем-то» является сжатый воздух или газ. Здесь мы будем говорить именно о сжатом воздухе, как о наиболее распространенном продукте в области компрессорной техники (хотя все сказанное, в равной мере, относится и к другим газам).
Производительность компрессора — это параметр, который определяет, какой объем воздуха/газа он может сжать в единицу времени.
Производительность компрессора принято измерять в «единицах объема за единицу времени», т.е. в л/мин, м 3 /мин, м 3 /ч и т.д.
Нужно помнить, что воздух меняет свой объем при изменении температуры и давления.
Это означает, например, что компрессор, установленный на берегу моря (где атмосферное давление и, соответственно, плотность воздуха выше) будет иметь бо́льшую производительность, чем тот же компрессор, установленный высоко в горах.
Или другой пример: один и тот же компрессор в жаркий день доставит потребителю меньший объем сжатого воздуха, чем в холодный.
Кроме того, влажность воздуха также оказывает влияние на производительность компрессора.
Вот почему при указании производительности компрессора необходимо также указывать условия (температуру, давление, влажность), при которых эта производительность определяется.
Обозначение производительности компрессора
Давайте теперь разберемся, как изготовители компрессоров обычно указывают производительность своих изделий.
Производительность указывается в так называемых «нормальных» кубических метрах в час (минуту) – Нм 3 /ч, Нм 3 /мин.
Под буквой «Н» (английская «N») подразумеваются «нормальные условия», установленные Международным Союзом Теоретической и Прикладной Химии (IUPAC) — температура 0°С, абсолютное давление 101325 Па (760 мм рт. ст.), относительная влажность 0%.
Тут следует сделать оговорку – в России продолжает действовать ГОСТ 2939-63 «Газы. Условия для определения объема», согласно которому объем газов должен приводиться к следующим условиям: температура 20°С, абсолютное давление 101325 Па, относительная влажность 0%.
Это означает следующее:
Почему важно учитывать, при каких условиях указана производительность, мы увидим чуть дальше…
Что означает аббревиатура FAD при указании производительности?
Очень многие зарубежные изготовители компрессорного оборудования указывают производительность компрессора в m 3 /h (m 3 /min) FAD при определенном выходном давлении.
Что же означает аббревиатура FAD?
Это не что иное, как сокращение от «Free Air Delivery» или «Подача Атмосферного Воздуха». Очень часто встречается пояснение, что это производительность компрессора, приведенная к условиям всасывания, которые обязательно при этом указываются.
Иными словами, производительность по FAD – это количество сжатого компрессором атмосферного воздуха за единицу времени при заданных условиях на входе.
Обычно производительность FAD указывают при 1 бар абс. и 20°С. В этом случае значение производительности FAD приближено к значению производительности по ГОСТ.
Различия производительности Нм 3 /ч и в m 3 /h FAD.
Нужно помнить, что Производительность компрессора, приведенная к нормальным условиям (760 мм рт. ст., 0°С), на 8% меньше производительности этого же компрессора, приведенной к условиям всасывания (1 бар, 20°С).
Что же это означает на практике?
Предположим, у Вас есть потребитель сжатого воздуха. В его паспорте указано потребление сжатого воздуха в размере 150 Нм 3 /ч (или 150 Nm 3 /h).
Это значит, что вам требуется подобрать компрессор с производительностью 150 Нм 3 /ч в модельном ряду какого-то определенного зарубежного или российского производителя. Вы находите компрессор с производительностью 155 м 3 /ч FAD (1 бар, 20°С) или нм 3 /ч (условия по ГОСТ: температура 20°С, абсолютное давление 101325 Па, относительная влажность 0%).
Вас все устраивает, совершается покупка.
И только после ввода компрессора в эксплуатацию оказывается, что его производительность указана для условий 1 бар, 20 °С. А производительность при нормальных условиях (а вам требовались именно эти условия): 155 × 0,92 = 142,6 Нм 3 /ч.
Производительности компрессора может не хватить для нормальной работы установленного оборудования!
Есть еще один момент, который следует учитывать при подборе компрессора.
Производительность зарубежных компрессоров, как правило, определяется и указывается в соответствии с приложением С стандарта ISO1217.
В этом приложении есть интересная таблица:
Объемная производительность при заданных условиях
Максимально допустимые отклонения объемной производительности
Максимально допустимые отклонения потребляемой мощности
ВНИМАНИЕ: приведенные в данной таблице допуски включают в себя производственные допуски при изготовлении компрессоров и допуски на точность измерений при тестировании.
Пример
В соответствии с таблицей, реальная производительность может отличаться от заявленной на ± 5%, т.е. находиться в пределах от 13,05 до 14,43 м 3 /мин.
То же касается и потребляемой мощности. Отклонение ± 6% дает нам интервал от 91,57 до 101,21 кВт.
Согласитесь, «разброс» почти в 1,5 м 3 /мин и 10 кВт является довольно ощутимым.
Какие же можно сделать выводы из всего вышесказанного?
При подборе компрессорного оборудования обязательно уточняйте, для каких условий указана его производительность.
Не забывайте, что если ваш потребитель (станок, пневмоинструмент) требует сжатый воздух в Нм 3 /ч, то и производительность компрессора нужно выбирать, используя Нм 3 /ч, либо ориентироваться на производительность FAD, и при этом выбирать компрессор с запасом.
Так как при измерении производительности и потребляемой мощности компрессора допускается погрешность, всегда ориентируйтесь на худший вариант (минимальная производительность и максимальная потребляемая мощность).
Соответственно, выбирайте производительность компрессора с запасом.
В данной статье мы не затрагивали тему содержания влаги во всасываемом компрессором воздухе, чтобы не загружать вас дополнительной лишней информацией.
Rla на компрессоре что означает
Компрессия попадает под разряд динамических процессов. Термин динамический в музыкальной среде (и не только) означает изменение уровня громкости. Таким образом, динамический диапазон сигнала – это разница между его самым тихим и самым громким уровнями. Целью динамического процессора, попросту говоря, является уменьшение или увеличение динамического диапазона сигнала, что, собственно, ведёт к ограничению уровня громкости в пределах этого диапазона. К типам динамических процессоров относятся такие устройства, как экспандер, лимитер, гейт, ну и, наконец, компрессор.
Компрессор – это тип динамического процессора, который как бы «стягивает» динамический диапазон сигнала и, благодаря этому, уменьшает разницу в уровне громкости между еле различимыми и «пиковыми» его частями. Процесс снижения уровня громкости называется ослаблением усиления (gain reduction). Обладая достаточным опытом, с помощью этого процесса можно добиться на порядок более плотного звучания. По этой причине, компрессия является наилучшим средством для характеристик, уровень которых изменяется достаточно широко.
Сужая динамический диапазон, компрессор повышает общий уровень сигнала, не допуская искажений в самых громких его частях. В то же время, с помощью компрессии можно подтянуть самые тихие, почти неслышимые звуки, такие, как скрип струн и звон пружины малого барабана – компрессор сделает их громче, чище и гораздо заметнее.
Конечно же, иногда совершенно нежелательно, чтобы подобные, непреднамеренные нюансы, как дыхание и прочие скрипы засоряли вашу запись, поэтому, прежде чем компрессировать сигнал, стоит лишний раз убедиться в необходимости этого процесса. В конце концов, результат компрессии должен звучать лучше, нежели оригинал.
У вас всегда есть возможность добавить компрессию в процессе микширования, уже после того, как сделана запись. Но иногда гораздо уместнее использовать компрессор непосредственно во время записи, и у этого есть свои плюсы. Во-первых, скомпрессированный сигнал нагляднее может продемонстрировать ваши ошибки, что особенно важно при игре на инструменте с широким динамическим диапазоном. Во-вторых, если вы обуздаете «скачущий» уровень уже во время записи, это избавит вас от подобных проблем при сведении, сэкономит время, силы, не говоря уже об аппарате, и позволит полностью сконцентрироваться на получении качественного «микса».
Для тех, кто занимается цифровой записью, компрессия позволяет повысить качество кодирования сигнала – так как для «сжатого» сигнала необходимо большее число битов, в результате достигается более высокое цифровое разрешение. Вдобавок, избавляясь с помощью компрессора от нежелательных пиков, вам удастся избежать цифрового «клиппирования» чрезмерно громких партий.
Тем же, кто предпочитает аналоговую запись, компрессор помогает достичь на порядок большего отношения сигнал / шум, повышая общий уровень сигнала.
Кроме сглаживания «неровностей» записи, повышения цифрового разрешения и отношения сигнал/шум у компрессора есть несколько сугубо «творческих» областей применения. Например, компрессор может разительно изменить огибающую (envelope) вашего звука, наподобие того, как это делают генераторы огибающей в синтезаторах. С помощью подобных трюков вы можете добавить злобную, острую атаку тускло-звучащему малому барабану, заставить среднего уровня гитару звучать более напористо, придать голосу нехарактерную ему жёсткость, или же и вовсе, «раскачать» финальный микс, так, чтобы он зазвучал наподобие извержения вулкана.
Проще говоря, компрессор – это автоматический регулятор громкости. До того, как появились первые компрессоры, звукорежиссёрам приходилось вручную управлять уровнем сигнала, то есть, грубо говоря, вовсю манипулировать ручкой «gain» (кстати, многие профессионалы и до сих пор так поступают, даже если используют компрессор). Как бы там ни было, компрессор управляет уровнем громкости сигнала с такой скоростью и точностью, какие не под силу ни одному, даже самому, что ни на есть профессиональному звукооператору. Что ни говори, а компрессор поистине молниеносен. И к тому же, с помощью всего нескольких движений его можно быстро «научить», когда надо повысить, а когда понизить уровень громкости.
Число регулировок компрессора варьируется в зависимости от конструкции, цены и прочих факторов. Например, приборы на базе VCA имеют, по меньшей мере, пять изменяемых параметров: порог срабатывания компрессора, глубина компрессии, время атаки и время восстановления сигнала, а также регулятор выходного уровня. У более усовершенствованных моделей встречается вдвое большее количество контроллеров, в то время как у большинства компрессоров на оптико-электрических элементах есть всего лишь две ручки.
Заметьте, что отсутствие у компрессора большого количества регуляторов ещё не говорит о его несовершенстве: обычно это значит, что некоторые параметры (такие, как время атаки и восстановления) управляются автоматически, или же в одной ручке объединены сразу два параметра, например порог срабатывания и глубина компрессии. Мы поговорим о подобного типа устройствах чуть позже, а теперь я хотел бы перейти к пяти основным изменяемым параметрам, которые чаще всего встречаются в VCA компрессорах.
Порог срабатывания (Threshold) подразумевает под собой уровень, на котором компрессор включается и начинает ослаблять сигнал, лежащий выше этого значения. С помощью регулятора вы можете установить требуемое значение. Если, к примеру, уровень порога срабатывания компрессора установлен на 0 дБ, то все сигналы выше этого уровня будут скомпрессированы, а те, что остались ниже, не изменятся. Исходя из этого, чтобы управлять пиковыми значениями, нужно установить порог срабатывания между максимальным и средним уровнями сигнала. Тогда, пиковые значения, которые переходят границу установленного порогового уровня, будут ослаблены, а сигналы среднего уровня громкости останутся прежними. К выбору порогового значения компрессора нужно подходить весьма осторожно: если уровень порога срабатывания слишком высок, сигнал не подвергнется никакой обработке. Если же наоборот, пороговое значение слишком мало, то скомпрессируется весь сигнал и, скорее всего, вы просто-напросто его заглушите.
Глубина компрессии (Ratio) отвечает за разницу между входным и выходным уровнями сигнала. Проще говоря, с помощью регулятора глубины компрессии можно установить, насколько будет скомпрессирован сигнал, который перешёл границу порога срабатывания компрессора. Например, если вы задаёте значение глубины компрессии равное 2:1, от первоначального сигнала величиной 2 дБ, лежащего выше порогового значения, останется только 1 дБ. Допустим, сигнал, превышающий пороговое значение, имеет мощность 6 дБ. Тогда, при глубине компрессии равной 2:1, компрессор задавит этот сигнал на 3 дБ, и в результате, на выход поступят остаточные 3 дБ. Ровно столько же (3 дБ) вам покажет индикатор ослабления усиления (gain reduction meter), если он имеется.
Обычно разным инструментам (и, соответственно, характеристикам) требуется своя индивидуальная глубина компрессии. Например, чтобы скомпрессировать мелодичную вокальную партию, вполне будет достаточно глубины компрессии 2:1; с таким значением и с соответствующим пороговым уровнем компрессор отлично справится со своей задачей – он уплотнит звучание, сделает тихие фразы более отчётливыми и не допустит искажений при повышении динамики голоса. Если же вы записываете бас-гитару, где техника игры может варьироваться между игрой пальцами, и агрессивным «слэпом», то, из-за весьма широкого динамического диапазона, вам, скорее всего, придётся установить глубину компрессии приблизительно 10:1.
Как и порог срабатывания, так и глубина компрессии в равной степени отвечают за выходной уровень сигнала. Чем меньше глубина компрессии, тем меньше компрессор воздействует на сигнал; чем выше над сигналом лежит пороговое значение, тем меньшая часть сигнала попадает под компрессию. Изменяя эти параметры, можно достичь весьма интересных результатов. Например, существуют два совершенно разных метода, которые при абсолютно непохожем звучании заставляют компрессор ослаблять сигнал на одинаковую величину: низкий порог и, одновременно, низкая глубина компрессии, или же высокая глубина и высокий порог.
Время атаки (Attack Time) измеряется в мили- или микро- секундах и отвечает за то, насколько быстро срабатывает компрессор при преодолении сигналом порогового значения. Большое время атаки позволяет компрессировать сигнал, не затрагивая быстрых, переходных сигналов, в то время как малое время атаки позволяет «поймать» мгновенные ноты и пропустить звуки средней длительности, однако ослабляет при этом высокие частоты записи.
Здесь, как это часто встречается, есть одна небольшая путаница. Дело в том, что разные производители компрессоров измеряют время атаки по-разному. Одни разработчики берут за время атаки тот промежуток времени, за который срабатывает компрессор после того, как сигнал преодолеет границу порогового значения, другие же считают, что время атаки означает, сколько уйдёт у компрессора времени на то, чтобы ослабить сигнал на 60-90% от максимально возможного значения. К счастью, все эти казусы практически не вносят никаких неурядиц в работу с компрессором: в основном, время атаки определяется музыкантом на слух. В зависимости от желаемого эффекта, достаточно просто уменьшать время атаки до тех пор, пока вы не «погасите» нежелательные пики, или же увеличивать его, пока вы не добьётесь компрессии средних по скорости сигналов, не затрагивая при этом мгновенные значения. Если вы сомневаетесь в правильности настройки «на слух», вы можете корректировать свои действия, глядя на индикатор выходного уровня компрессора, что позволит вам определить, какие части сигнала ослабляются.
Время восстановления (Release Time) сигнала измеряется в секундах или в сотых долях секунды и определяет, сколько времени потребуется компрессору на то, чтобы вернуть сигнал в исходное, необработанное состояние. Таким образом, после того как истечёт время восстановления, компрессор перестанет воздействовать на сигнал. Чаще всего, чем больше время восстановления, тем натуральнее звучит инструмент.
Допустим, если вам нужно заглушить щелчки, возникающие при ударе по струнам и оставить основное звучание гитары нетронутым, достаточно установить малые значения времени атаки и восстановления, чтобы компрессор «побыстрее» справлялся со своей работой. Если же вы вообразили себя Давидом Гилмором (David Gilmour) и хотите, чтобы звук вашей гитары длился «вечно», нечто похожего вам удастся достичь, установив умеренную атаку и достаточно большое время восстановления. При двухсекундном восстановлении компрессор достаточно медленно возвращает сигнал «на круги своя», к начальному уровню усиления, что на порядок снижает затухание и делает громче хвосты звука.
Последним в нашей пятерке идёт регулятор выходного уровня компрессора или, как часто его называют, восстановитель сигнала (make-up gain). Такое название обуславливается тем, что, благодаря этому контроллеру, вы можете компенсировать погашенное компрессором усиление вашего сигнала. Чаще всего, с помощью регулятора выходного уровня вы поднимаете уровень сигнала до первоначального значения. Собственно говоря, вы добавляете новый усилительный каскад между сигналами, что значительно упрощает сравнение двух сигналов с помощью переключения компрессора в режим bypass, и обеспечивает требуемый уровень сигнала при записи и сведении.
Компрессор может улучшить и уплотнить сигнал в той же степени, что и ухудшить или же вовсе, уничтожить его, поэтому одной из самых полезных функций компрессора является режим bypass, который позволяет вам сравнить обработанный и «чистый» сигналы. После того, как вы сбалансировали входной и выходной уровни вашего сигнала – а это действительно необходимо, так как чем громче звук, тем более плотным и объёмным он кажется – переключаясь в режим bypass и обратно, вы можете судить о соответствии ваших настроек задуманному вами эффекту.
К счастью, большинство компрессоров оснащено подобным режимом (за исключением Universal Audio Teletronix LA-2A). Проще говоря, с помощью переключателя bypass вы можете выключать или включать компрессор в цепь и из цепи соответственно. В идеале, bypass должен блокировать как входную, так и выходную цепь компрессора, так как в этом случае сигнал поступает со входа непосредственно сразу на выход, минуя при этом все усилительные элементы.
Однако многие hi-end приборы пропускают сигнал «сквозь себя» даже в режиме bypass. Это приемлемо до той поры, пока первоначальный сигнал остаётся незатронутым. Преимущества такой конструкции заключаются в отсутствии реле и переключателей аудиотракта – эти элементы подвержены износу со временем и в дальнейшем довольно сильно влияют на качество звука. Примером вышеописанного прибора может служить компрессор TCL-2 Twincom Opto Compressor/Limiter ($2,995), режим bypass которого отключает только управляющую цепь прибора, предотвращая, таким образом, компрессию сигнала. Об управляющих цепях речь пойдёт у нас чуть позже.
Многие компрессоры также включают в себя регулятор входного уровня сигнала, однако, этот параметр является чрезмерным дополнением – если не сказать нежелательным. Дело в том, что компрессор с широким диапазоном порогового значения может «поймать» сигнал практически любого уровня. Поэтому, регулятор входного уровня сигнала необходим только в том случае, если пороговый «потолок» компрессора либо слишком велик, либо наоборот, слишком мал для того, чтобы «захватить» сигнал.
Например, если максимальное пороговое значение, которое можно установить, равно +2 дБ, а вы посылаете на компрессор сигнал с уровнем +12 дБ, вы будете компрессировать почти весь сигнал до тех пор, пока каким-то образом не понизите входной уровень сигнала. Это одна из причин, по которой вам может понадобиться регулятор входного уровня. Если же напротив, вы не можете опустить порог компрессии настолько, чтобы довольно тихий сигнал смог его пересечь, с помощью регулятора входного уровня вы сможете усилить сигнал до необходимого значения.
Причина, по которой использование регулятора входного уровня может оказаться нежелательным кроется в том, что благодаря нему, вы добавляете в схему ещё один усилительный каскад, что может пагубно сказаться на качестве сигнала. Именно по этой причине в состав минималистских hi-end компрессоров, таких как Millenia TCL-2 Twincom не входит подобного рода регулятор, дабы избежать «загрязнения» звукового тракта.
При характеристике с «крутым» изломом, сигнал подвергается максимальной компрессии непосредственно после того, как он минует границу порога. Такой режим пригоден для «лимитирования» пиков и для «очищения» голоса (de-essing), поэтому при «крутом» изломе звучание может быть резким и обрывистым, особенно при высоком уровне компрессии.
Компрессор с «мягким» изломом начинает компрессировать сигнал по мере того, как его уровень приближается к пороговому значению, и постепенно увеличивает глубину компрессии до тех пор, пока сигнал не достигнет порога – в этой точке глубина компрессии будет соответствовать установленному значению. «Мягкая» компрессия в силу своей «плавности», я бы даже сказал «непринуждённости», делает звук более прозрачным (менее заметным), нежели при «крутом» изломе, и является предпочтительной для большинства инструментов, а также для вокалистов.
Кроме ручных регуляторов времени атаки и восстановления, некоторые компрессоры включают в себя автоматический режим (auto mode), который в состоянии решить за вас некоторые проблемы. В авто режиме входной детектор компрессора анализирует поступающий на вход сигнал, и, в соответствии с полученными данными, корректирует время атаки и восстановления. Например, если гитарист начинает играть «жёстче», прибор автоматически снижает время атаки, позволяя тем самым «поймать» увеличившиеся пиковые значения. С другой стороны, если компрессор «чувствует» увеличение средних уровней, он повышает время восстановления сигнала, дабы избежать всплесков при возвращении уровня сигнала к исходному значению.
Преимущество автоматического режима заключается в том, что он освобождает вас от утомительных настроек времени атаки и восстановления при компрессировании треков с широким динамическим диапазоном. Кроме того, с помощью этого режима вы сможете на порядок быстрее осуществить все необходимые настройки компрессора, если, допустим, вас поджимает время. Недостатком же автоматического режима является то, что при его использовании вы теряете контроль над звучанием. Ведь может оказаться так, что для вас самый «цымис» жёсткой игры заключается именно в этих пиках, которые так «бесщадно» душит компрессор в авто режиме. Поэтому, как видите, этот режим бывает не всегда к месту.
Некоторые компрессоры – такие как MindPrint T-Comp Stereo Tube Compressor ($1,099) – предлагают полуавтоматический режим. В оптико-электрических компрессорах автоматический режим может отсутствовать. Тем не менее, даже без подобного «наворота» эти приборы обеспечивают сходный с автоматическим режимом эффект – в оптико-электрических компрессорах время атаки и восстановления также «плавают» под влиянием входного сигнала. Такое возможно благодаря особым свойствам оптико-электрических компрессоров, которые по своей природе значительно медленней и менее восприимчивы, нежели компрессоры на базе VCA. Поскольку время атаки и восстановления на оптико-электрических компрессорах можно установить только приблизительно, многие разработчики, вместо того, чтобы высекать метки на регуляторах атаки и восстановления, просто-напросто пишут «быстро» и «медленно» по разным концам ручек. Об оптико-электрических компрессорах мы поговорим далее.
Принцип этого режима заключается в следующем: сигнал, который подвергается наибольшему ослаблению, определяет коэффициент ослабления для второго сигнала. Существует и другая форма – master/slave – когда один канал (обычно левый) определяется как master, а другой (slave) канал ослабляется точно таким же образом, как и master.
Существует мнение, что при глубине компрессии 10:1 компрессор может выполнять функции лимитера, но надо заметить, это не совсем так. На самом деле, схемы детекторов компрессора и лимитера довольно сильно отличаются друг от друга по конструкции. Детектор компрессора специально рассчитан на то, чтобы определять средние по длительности (RMS) сигналы, а не мгновенные, переходные пиковые значения. Поэтому, мгновенные пики почти всегда «пробивают» порог компрессора, в независимости от глубины компрессии и времени атаки. Настоящий же лимитер, напротив, оснащён детектором с хорошим откликом на пиковые значения, и поэтому «реагирует» значительно быстрее.
Несмотря на то, что все компрессоры оснащены RMS-детекторами, чувствительные элементы разных моделей могут значительно отличаться по времени отклика. Это значит, что разные компрессоры с одними и теми же настройками могут абсолютно по-разному реагировать на один и тот же сигнал. Это одна из причин, по которой трудно дать какой-либо конкретный совет относительно настроек компрессора под различные инструменты.
В каждом компрессоре есть управляющая цепь, которая как бы «видит», когда сигнал переходит через пороговое значение, и указывает управляющему элементу компрессора, когда и насколько нужно ослабить уровень этого сигнала. Управляющая цепь не входит в звуковой тракт компрессора; попросту говоря, это своего рода регулировщик, «командующий» компрессором. Схемы для порогового значения, глубины компрессии, времени атаки и восстановления также входят в управляющую цепь.
Чаще всего, на задней панели полноценного компрессора есть отдельный вход для управляющей цепи. Управляющая цепь находится в компрессоре непосредственно перед детектором, который, являясь продолжением управляющей цепи, также лежит вне звукового тракта и не оказывает никакого влияния на звук. Таким образом, с помощью входа управляющей цепи можно контролировать сигнал до того, как он попадёт на детектор компрессора. Благодаря этому, довольно просто произвести «очистку» голоса (de-essing) и прочие частотно-зависимые корректировки. Давайте рассмотрим пример.
Чтобы очистить вокал от шипящих и свистящих, для начала нужно послать сигнал на эквалайзер и с эквалайзера, соответственно. Затем, поднимите на эквалайзере высокие частоты, приберите низы и середину – теперь детектор компрессора определит вокал как чрезмерно высокий. Как только появится свист, чувствительный элемент детектора «воспримет» его громче, чем он есть на самом деле, и компрессор стремительно снизит усиление сигнала. При времени атаки порядка 50 мкс и времени восстановления между 50 и 60 мс, компрессор должен мгновенно погасить шипящие звуки, при этом оставив незатронутым основной голос. Несомненно, что порог срабатывания в этом случае должен быть установлен надлежащим образом – чуть выше среднего уровня громкости вокальной партии.
Вы также можете использовать вход управляющей цепи для того, чтобы управлять сигналом с помощью, допустим, голоса или какого-либо другого инструмента. Классический пример – «ныряние». В этом случае ведущий с помощью своего голоса управляет уровнем громкости музыкальной или любой другой подложки. Для этого достаточно пустить на оба канала двухканального компрессора музыку, а на вход управляющей цепи того же компрессора послать голос. Затем, необходимо достаточно «низко» опустить порог компрессора, чтобы любой громкости голос мог превысить его уровень. Когда ведущий заговорит, детектор «услышит» его голос и даст указание компрессору немного «прибрать» уровень музыки. Вы также можете использовать подобного рода приём, если вы хотите, чтобы при вступлении вокала, немного утихала гитарная партия, точно таким же образом пустив вокал на вход управляющей цепи гитарного компрессора.
Частоты и компрессия
Многие часто путают друг с другом частотно-зависимую и многополосную компрессию. Но это два совершенно разных типа приборов. Многополосный компрессор делит сигнал на две или более полосы частот, таким образом, каждый частотный диапазон сигнала компрессируется индивидуальным компрессором (у каждого – свои регуляторы). Это позволяет вам компрессировать, например, низы гитары отдельно от верхов.
Прибор же с частотно-зависимой компрессией является широкополосным устройством, воздействующим на весь спектр сигнала. Он отличается от обычного компрессора тем, что его детектор приводится в действие сигналом с особыми, установленными пользователем частотами.
Теперь мы поговорим о различных видах компрессоров, существующих на рынке, и выясним, для каких целей какие модели приборов подходят лучше всего. Я начну с аналоговых компрессоров, которые, в зависимости от типа управляющего элемента, подразделяются на четыре категории: оптико-электрические, ламповые, на базе VCA и на полевых транзисторах. У каждого вида есть свои достоинства и недостатки, поэтому для большей пользы, я протестировал несколько различных компрессоров, чтобы наглядно воспроизвести особенности их конструкций и возможных настроек.
В управляющей цепи оптико-электрического компрессора (для краткости будем называть его просто – оптический) находится специальный оптико-электрический элемент; он состоит либо из люминесцентной панели, либо из светоизлучающего диода, который облучает светочувствительный резистор. Проще говоря, чем выше уровень сигнала, тем больше света излучает диод на резистор, который, в свою очередь, оказывает влияние на усиление компрессии сигнала. Так как светочувствительный резистор обладает инерционностью, он достаточно медленно реагирует на изменение интенсивности света, если, допустим, он подвергся мощному излучению, и, соответственно, сравнительно долго восстанавливает своё исходное сопротивление. По этой причине, оптические компрессоры обладают высоким временем восстановления сигнала.
Старые модели оптических компрессоров снащены только двумя ручками – gain reduction (ослабление сигнала) и gain (усиление). Повышая величину ослабления сигнала, вы посылаете большую часть сигнала на оптический элемент, понижая тем самым пороговое значение и повышая компрессию. Ручка gain управляет выходным уровнем сигнала и восстанавливает усиление (make-up gain).
Двухканальный Bellari RP583 ($650) ещё один пример оптического компрессора, который неплохо звучит на бочке. Этот гибрид использует ламповый каскад для компрессии и транзисторные усилители для входной и выходной цепей.
На мой взгляд, оптический компрессор не самый лучший выбор для акустической гитары, играющей арпеджио или что-нибудь в этом духе. При подобном подходе появляется компрессия вызывает эффект накачки: вы буквально слышите, как падает, а потом вновь возрастает уровень громкости сигнала. Этот эффект возникает, когда низкие частоты затронутой струны вызывают высокого уровня компрессию, что в свою очередь заметно ослабляет верха и середину и приводит к искажениям. Однако, SC2.2 на удивление прозрачно звучит с акустической гитарой.
Также неплохо работает с голосом оптико-ламповый компрессор Anthony DeMaria Labs ADL 1500. Это типичный оптический компрессор старой конструкции (с двумя ручками), который придаёт вокалу «жирное», насыщенное и объёмное звучание.
У ламповых компрессоров (Variable-Mu compressor) отсутствует регулятор глубины компрессии. Однако многим нравится характерная черта этих приборов, благодаря которой, чем мощнее «рубит» инструмент (чем выше лежит сигнал над пороговым значением), тем глубже становится компрессия.
Хотя у ламповых компрессоров атака и восстановление быстрее, чем у оптических, тем не менее, они не настолько «быстры», как компрессоры на базе VCA. Именно поэтому приборы на лампах менее эффективны при подавлении переходных пиковых значений, нежели VCA-компрессоры. Также, ламповые компрессоры как класс обладают меньшим коэффициентом ослабления усиления, так как у используемой в них лампы наименьший динамический диапазон из всех управляющих элементов, применяемых в различных компрессорах. Обычно лампа выдаёт от 12 до 16 дБ, а иногда и значительно больше.
Из тех немногих существующих на рынке производителей ламповых компрессоров наиболее известны два небольших предприятия, которые выпускают компрессоры в основном на заказ – Manley Labs и Pendulum Audio. Ламповый компрессор от компании Pendulum Audio благодаря особенностям своей конструкции имеет более быструю атаку, чем прибор от Manley. Ламповый стерео компрессор/лимитер от Manley отлично подходит для обычной гитары и прекрасно звучит на басу. Он придаёт звуку характерный «тёплый», сочный окрас, делает его более прозрачным и кристальным. В граничном режиме этот прибор также великолепно звучит на малом барабане. Тем не менее, этот компрессор специально был разработан для обработки финального микса. В этом случае, я бы посоветовал придерживаться наименьшего времени атаки, дабы избежать накачки во время компрессии. Однако при правильной настройке, этот компрессор может реально «раскачать» сведённую запись.
Сравнительно недавно на рынке появились компрессоры на базе полевых транзисторов. Как это ясно из названия, в качестве управляющего элемента они используют полевой транзистор, у которого есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, атака у полевого транзистора куда более быстрая, чем у оптических компрессоров, и даже быстрее многих VCA приборов. С другой стороны, у полевого транзистора достаточно ограниченный динамический диапазон, поэтому при высоких уровнях сигнала компрессоры на полевых транзисторах зачастую искажают звук.
Одноканальный Trakker и двухканальный STC-8 от компании Crane Song используют уникальную технологию PWM (Pulse Width Modulator – импульсный модулятор) для своих транзисторов, которая решает проблему искажений и накачки (pumping) сигнала. В отличие от обычных полевых транзисторов, PWM-транзистор не модулирует ослабление сигнала, благодаря чему удаётся избежать перегрузок при высокой мощности звучания. Практически, импульсный модулятор является переключателем, который «включает» и «выключает» сигнал на частоте 1.1 МГц, пропуская тем самым только часть энергии поступающего звука. Специальный фильтр гасит переходные шумы, возникающие при переключении. Поскольку сигнал либо существует, либо нет, он, таким образом, не модулирует сопротивление элемента управляющего усилением и, в конечном счёте, ослабление сигнала. В результате мы имеем линейное искажение по мере увеличения ослабления сигнала. Вдобавок, время атаки при этом может равняться всего нескольким микросекундам. К сожалению, мне до сих пор не довелось попользоваться компрессорами Crane Song.
Транзисторный 1176LN Limiting Amplifier от Universal Audio один из лучших компрессоров для бочки, гитары и, особенно, малого барабана. Значительное число «взрывных» малых, которые можно услышать как на старых, так и на современных «хитовых» записях, было записано с использованием именно 1176LN. Этот одноканальный прибор также придаёт кристальную чистоту вокалу и неистовое «рычание» бас гитаре. В то время как LA-2A превосходно «полирует» пронзительный голос, 1176LN специализируется на мягком, «бархатном» вокале, подчёркивая чистоту и разборчивость звучания.
Компрессоры на базе VCA значительно быстрее оптических и ламповых приборов, и благодаря этому, гораздо лучше справляются с ослаблением пиковых значений. Кроме того, у них невероятно высокий уровень ослабления, что весьма полезно, когда вам нужно действительно «задавить» сигнал. Минусом VCA-компрессоров является склонность дешёвых, и поэтому менее качественных приборов заглушать высокие частоты при высоком уровне компрессии. Вдобавок, надо заметить, что некоторым не по душе оттенок, который они придают звучанию. Тем не менее, VCA компрессоры имеют довольно широкий диапазон качества, поэтому одни приборы звучат намного лучше других. Я часто использую в паре два Aphex Expressor’а (Model 651 на транзисторах, которая была снята с производства) для компрессии финального микса, потому что, на мой взгляд, Expressor самый «прозрачный» из всех широкополосных компрессоров, которые я когда-либо слышал. Под «прозрачностью» я имею в виду отсутствие (при рациональных настройках) всевозможных модуляционных артефактов, таких как эффект накачки и «придыхание».
«Тестом на вшивость» для любого компрессора считается то, насколько он сможет справиться с широкополосной, насыщенной и динамической записью, где воедино смешаны низы, верха и середина, а также присутствует огромное количество отрывистых звуков. Хорошим примером такой записи являются две дорожки с полным набором инструментов, включая ритмичную акустическую гитару, все барабаны, бас и, желательно, перкуссию. Большинство компрессоров справятся с подобного рода миксом весьма посредственным образом, если не сказать «не справятся вовсе». При переходных пиковых значениях рядовой широкополосный компрессор, скорее всего, «засосёт» верха и середину, что будет сильно заметно на слух. Зато Expressor’ы, работая в паре, способны добавить записи «мяса» почти без мозолящего уши эффекта подкачки. Expressor, кроме всего прочего, великолепно ведёт себя с акустической гитарой, а также, на мой взгляд, это самый лучший компрессор для бочки. Прилежно работая с вокалом, басом и электрогитарой, у Expressor’а есть всего один недостаток – он не всегда ведёт себя послушно.
Один из самых дешёвых VCA компрессоров на рынке – это PreSonus Bluemax Smart Compressor/Limiter – стерео прибор, который предоставляет пользователю различные варианты «зашитых» настроек, а так же позволяет произвести настройку вручную, изменяя время атаки и восстановления на ваш вкус. Несмотря на свою невысокую цену (199$), Bluemax один из самых хороших компрессоров для бочки, которые мне когда-либо доводилось слышать. При этом ему удаётся отлично звучать на акустической гитаре.
Конечно же, всем известна та поразительная теплота, которую придаёт звучанию ламповый усилитель. Лампы – особенно когда работают на всю мощность – в силу своей нелинейности выдают куда больше дополнительных гармоник, чем транзисторы, и при этом, насыщение происходит у ламп постепенно и достаточно медленно. С другой стороны, большинство транзисторов старой конструкции способны придавать звуку чёткость и детализировать сигнал. У каждой топологии есть своё
место применения.
Всего несколько приборов «смешанного» типа доступны сейчас на рынке. Они включают в себя как лампы, так и транзисторные каскады для обработки звука. У «гибридного» компрессора Millennia TCL-2 Twincom есть одна интересная функция, благодаря которой можно переключаться в полностью ламповый режим, или же, в полностью полупроводниковый.
Весьма полезно будет знать, что компрессор может классифицироваться как ламповый прибор, имея в управляющей цепи транзистор или оптико-электрический элемент. Некоторые пуристы заявляют, что компрессор нельзя считать ламповым, пока на месте управляющего элемента «сидит» транзистор или оптический элемент, но это не совсем так. Бесспорно, что управляющий усилением элемент оказывает влияние на звучание инструмента, однако хороший ламповый каскад на выходе прибора, может придать звуку ту сочность и теплоту, которую многие ждут только от сугубо ламповых приборов.
Однако, то что компрессор ламповый ещё не значит, что он уплотнит звук. Если бы я не знал, по звуку я бы ни за что не догадался, что Bellari RP583 – ламповый прибор. Плюс ко всему, я слышал такие ламповые приборы, которые на слух походили больше на дисторшн для гитары, нежели на студийное оборудование. Одно могу сказать – покупая компрессор, вы платите за качество, а цена на ламповые компрессоры ой как высока.
Любопытно, что некоторые транзисторные модели компрессоров обладают ничуть не худшим «ламповым» звучанием (на ум сразу приходят Empirical Labs Distressor и прибор от Joemeek). Как бы там ни было, в моих целях обсудить звуковые характеристики, как ламповых, так и твёрдотельных (транзисторных и оптических) компрессоров, а не пускать пыль в глаза и не рекламировать те или иные технологии.
Одним из преимуществ цифровых компрессоров является то, что они способны «предвидеть» сигнал (интересно, что dbx производит аналоговый компрессор с подобной функцией). Так как алгоритм компрессии «зашит» в программе, цифровой компрессор анализирует сигнал, и затем сам устанавливает атаку прямо поверх нужной части сигнала (или даже раньше), что приводит к практически нулевому времени атаки. Однако, хотя и «сверхбыстрая» атака хороша для подавления пиковых или мгновенных значений, она не всегда влечёт за собой хороший звук. Поэтому, здесь нужно быть крайне осторожным: нулевое время атаки при компрессии малого барабана будет звучать отвратительно.
Кроме того, цифровые компрессоры позволяют управлять параметрами «графически», что очень удобно, а также запоминать всевозможные настройки. Возможно, наиболее существенным поводом для работы с цифровым компрессором служит «оцифрованность» вашей записи. Если вы используете цифровую рабочую станцию или, допустим, цифровой микшерный пульт – это достаточно веские аргументы для отказа от аналоговых приборов. Таким образом, вам удастся избежать искажений сигнала при его многочисленных преобразованиях из аналога в цифру, и наоборот. Если у вас в планах покупка аппаратного (hardware) компрессора, обратите внимание на то, чтобы у него были достойно-звучащие ЦАП и АЦП (Цифро-аналоговый и аналого-цифровой преобразователи). Также неплохо, если есть возможность обновления программного обеспечения через CD-ROM или EPROM. Кроме этого, вы должны убедится в наличии синхронизированных входов на приборе, без которых у вас не будет возможности подключения нескольких приборов одновременно.
Программы, выполняющие роль компрессора славятся своей способностью к лёгкому обновлению а также меньшими проблемами при синхронизации – эта тема заслуживает отдельного разговора, поэтому одна из следующих статей будет, возможна посвящена именно этой ей. Здесь достаточно сказать одну вещь – работать с одной единственной программой, в отличие от массы исчезнувших под проводами приборов, гораздо удобнее и проще.
Наибольшее беспокойство, которое внушают цифровые компрессоры – как аппаратные, так и программные – это качество звука. По правде говоря, всего несколько лет назад почти все цифровые компрессоры, имеющиеся на рынке, звучали просто возмутительно. Они высасывали практически всю жизнь из звука и выдавали «тупую», тусклую запись без глубины и объема. Однако положение довольно быстро улучшается, и в наши дни существует несколько цифровых компрессоров, которые довольно неплохо справляются со своей задачей.
Поскольку я использую цифровые компрессоры только во время мастеринга, я буду говорить исключительно в этом контексте. Превосходно звучат компрессоры в Alesis Masterlink ML-9600 Master Disk Recorder. Исключительную прозрачность звучанию придают компрессор Waves Renaissance и Arboretum Systems Ionizer. Последний обеспечивает отличную многополосную компрессию, а также он содержит неплохой эквалайзер и шумоподавитель.
К выбору подходящего компрессора следует отнестись крайне внимательно. Самое важное правило, которое я впитал за годы работы с различными типами компрессоров, гласит, что «хороший» и «плохой» приборы отличаются друг от друга не столько конструкцией, сколько качеством исполнения и сборки. Например, мы все знаем, что оптико-электрические компрессоры придают звучанию прозрачность и натуральность, в том случае, конечно, если звучание изначально обладало этими качествами. Другое дело, что одни оптические компрессоры обладают этим свойством, а другие – нет.
- сколько в день можно делать отписок в инстаграмме
- Участники передачи что было дальше