может ли человек в своей жизни ничего не делать

Что такое апатия и как с ней бороться. Советы психолога

может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть фото может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть картинку может ли человек в своей жизни ничего не делать. Картинка про может ли человек в своей жизни ничего не делать. Фото может ли человек в своей жизни ничего не делать

На фоне продолжающейся пандемии коронавируса все больше людей испытывают различные психологические проблемы. Одним из таких состояний может быть апатия. Рассказываем, как она проявляется и как с ней справиться.

может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть фото может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть картинку может ли человек в своей жизни ничего не делать. Картинка про может ли человек в своей жизни ничего не делать. Фото может ли человек в своей жизни ничего не делать

Анастасия Афанасьева, врач-психиатр, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter

Что такое апатия

Апатия — это безразличие и отсутствие эмоций. Само слово «апатия» происходит от греческого слова «pathos» — «эмоция, чувство, страдание», к которому добавляется префикс «а», вносящий значение отрицания. Изначально апатия определялась как свобода от страдания, но где-то в XVIII веке это слово стало означать ощущение отсутствия каких бы то ни было эмоций или чувств, особенно по отношению к вопросам, которые важны или интересны.

Апатия в той или иной степени часто наблюдается у здоровых людей, но также служит симптомом различных нарушений психического и физического здоровья. Надо понимать, что апатия — это не отдельное состояние, а синдром, который может входить в структуру абсолютно разных заболеваний, от депрессии и болезни Альцгеймера до начальных стадий инфекционных заболеваний.

Апатия может быть разной по степени тяжести. Более легкие формы могут проявляться в трудности выбора действий или каких-то самых обычных бытовых шагов, нежелании что-либо делать. Часто апатия идет рука об руку с ангедонией — отсутствием радости и удовольствия от занятий, которые раньше радовали. В тяжелых случаях апатия достигает такой стадии, что людям сложно вставать с кровати, принимать душ, даже идти в туалет при необходимости, они не могут выбрать одежду, составить список покупок, позаботиться о себе. Переживающие это состояние равнодушны к происходящим событиям, подолгу сидят или лежат не двигаясь, не разговаривая. Для этого состояния характерна рассеянность, невнимательность.

В запущенных и тяжелых случаях апатия может приводить к тому, что человек полностью перестает о себе заботиться, следить за своевременным употреблением пищи и личной гигиеной. В результате возможны истощение, обострение хронических заболеваний, возникновение инфекций.

может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть фото может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть картинку может ли человек в своей жизни ничего не делать. Картинка про может ли человек в своей жизни ничего не делать. Фото может ли человек в своей жизни ничего не делать

Симптомы апатии

Апатию можно заподозрить по следующим симптомам:

может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть фото может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть картинку может ли человек в своей жизни ничего не делать. Картинка про может ли человек в своей жизни ничего не делать. Фото может ли человек в своей жизни ничего не делать

Тест на апатию

Ответьте на следующие вопросы:

Если на многие из этих вопросов вы дали положительный ответ, то, скорее всего, вы находитесь в состоянии апатии и вам стоит проконсультироваться с врачом.

Причины апатии

Психологические причины

может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть фото может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть картинку может ли человек в своей жизни ничего не делать. Картинка про может ли человек в своей жизни ничего не делать. Фото может ли человек в своей жизни ничего не делать

Психические заболевания

Апатия — достаточно распространенная часть расстройств психики. В основном это:

Прием определенных лекарств, злоупотребление психоактивными веществами и алкоголем

Среди подобных проблем:

Неврологические заболевания

Исследование 2011 года обнаружило у людей с симптомами апатии поражения лобных долей головного мозга. Считается, что «центр апатии» расположен в передней части мозга, которая контролирует наши эмоции, цели и поведение. Так что к развитию апатии может привести все, что поражает лобные области коры:

Как избавиться от апатии

При ощущении сильной апатии важно не поддаваться ей, а составить список активностей, которые вам, пусть не сейчас, но когда-то нравились, и делать каждый день что-то из этого списка хотя бы 5-10 минут. Это называется поведенческая активация. Полезно отмечать свои успехи (например, сегодня вы на 10 минут вышли на прогулку).

может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть фото может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть картинку может ли человек в своей жизни ничего не делать. Картинка про может ли человек в своей жизни ничего не делать. Фото может ли человек в своей жизни ничего не делать

Как помочь человеку с апатией

Лучше всего уговорить человека с апатией обратиться к врачу. Так как человек в таком состоянии мало что чувствует и ему сложно что-либо делать самостоятельно, то задача это непростая. Однако только врач, при помощи диагностики и анализов, сможет определить причину апатии и рекомендовать эффективное лечение, поскольку апатия может быть вызвана абсолютно разными причинами, от психологических до тяжелых неврологических.

Если же речь про психологические и психиатрические причины апатии, то, помимо обращения к врачу, важно активизировать человека. Выходить с ним на небольшую прогулку, которая не будет его чрезмерно утомлять, заниматься вместе с ним тем, что раньше приносило ему удовольствие (например, смотреть небольшие фильмы или ролики), и понемногу вовлекать в деятельность семьи или коллектива. Главное — делать это по чуть-чуть и радоваться любым успехам. Потому что, например, пожарить яичницу для человека с депрессией и апатией уже может быть достижением.

Чего не следует делать при апатии

Главное, чего не стоит делать при апатии, — поддаваться ей и лежать целыми днями в кровати. Однако во всем должен быть баланс: отрицание своего состояния и загрузка себя делами сверх меры не помогут. Начинайте с дел понемногу, насколько будет хватать сил — 5, 10, 15 минут в день.

Не следует также затягивать с визитом к врачу, пуская состояние на самотек, так как причины его возникновения, как говорилось выше, могут быть серьезными.

Источник

Жить без цели: как наслаждаться жизнью, ничего не делая

может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть фото может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть картинку может ли человек в своей жизни ничего не делать. Картинка про может ли человек в своей жизни ничего не делать. Фото может ли человек в своей жизни ничего не делать

На ЕГЭ несчастному и обысканному до трусов школьнику предлагается написать сочинение на тему «Можно ли жить без цели?». Естественно, выпускник, как учили в школе, пишет всякую белиберду в стиле «Я считаю, что нельзя, потому что…». Ну вот почему? Потому что говорят, что нельзя? Ну если у человека нет цели в глобальном понимании этого слова? Ведь если у человека нет глобальной цели сделать мир лучше, а он хочет просто жить в свое удовольствие, то что ж он теперь, не человек?

Допустим, с рождения мы не стремимся поскорее стать человеком — все постигается постепенно, со временем и без четкого осознания. Если человек счастлив, если его жизненная модель устраивает, то искать цель абсолютно бессмысленно. Такая модель основана на жизненных ожиданиях, и это никак не связано с планами покорить мир. Просто хочется жить. Счастливо жить и другим не мешать. Спросишь тебя: «Каким ты себя видишь через 5 — 10 лет?», так ты и ответишь: «Здоровым, богатым и счастливым». И это вполне себе адекватно. Но большинство все равно сооружает себе цели, чаще всего навязанные: мол, надо отучиться, жениться, креститься, поститься и завести любовницу, чтобы плохо не думали. Что бы ни было источником конвейера целей — семья, друзья, коллеги, социальные сети, СМИ, — мы в добровольном плену: в мечтах об ожидаемом завтра или с сожалением о не достигнутом вчера.

Плюй на нормы мышления

Чужие цели — это чтобы все было красиво и дорого. Как же это мелочно! Твоя задача положить свой огромный прибор на принятые нормы мышления и красиво, с изяществом артиста балета, плюясь на всех, как Евгений Панасенков, делать то, что считаешь нужным.

Живи так, чтоб это было в радость

Чтобы жить без целей, нужно наделять смыслом каждый прожитый день. А для этого нужно наполнять свои дни теми вещами, которые тебе ну очень нравятся. Разумеется, в рамках закона и чтобы не граничило со здравым смыслом. Желательно, чтобы эти самые действия давали тебе ощущение полноты. Для этого необязательно перебегать дорогу на красный — достаточно заниматься приятными вещами. То, что будет завтра, будет завтра. А пока расслабься и получай удовольствие.

Не все идет по плану

Пусть направление твоей жизни задают только твои интересы, а не то, что модно, прибыльно и одобряют родители. И, пожалуйста, не думай, что все должно быть четко, конкретно и понятно. Потому что это рамки, в которые ты сам себя загоняешь. А мы за свою жизнь по сотне раз меняем предпочтения и ожидания, а потом впадаем в истерику от того, что все получилось немного не так, как ожидалось. И если спустя 12 лет ты не стал самым богатым врачом, то это исключительно проблемы твоей самооценки и ожиданий. За столько лет ты успел понять, что с медициной тебя роднит только содержание спирта, и тебя вполне устраивает то, что есть у тебя сейчас. Зачем расстраиваться?

Не бойся ошибиться

На самом деле нет правильных или неправильных решений, удач или неудач. Меры эти субъективные, а люди будут тебя ненавидеть, будь ты успешным или ничтожным. Потратил время на что-то не особенно нужное — восприми это как опыт, а не свод правил.

Не сиди на одном месте

Почему-то принято считать, что если человек лет до 28 переезжает с места на места, то у него взбалмошная натура, сам он несерьезный и относиться к нему как к равному — глупая затея. А с другой стороны, почему наполнение жизни впечатлениями стало преступным? Ну не устроился ты на работу в крупную компанию, но деньги ведь у тебя есть! И ты видел побольше некоторых: впечатлений хватит на весь Прикубанский округ города Краснодара. Наоборот, не сиди на месте, занимайся новыми вещами, а пожить, состариться и скиснуть, как говно, всегда успеешь.

Смотри, сколько вокруг возможностей

Фильтруй людей

У тебя проблемы в общении с людьми? Лень наводить мосты любви и дружбы, выходить из дома, чтобы где-то/ зачем-то/ с кем-то встретиться? Ну тогда расслабься и общайся только с теми, с кем тебе комфортно, в той манере, которая тебя больше всего устраивает. Разумеется, никто не отменял той сермяжной правды, что кардинально меняют жизнь те люди, от которых этого не ждешь. Но их еще найти нужно. Увы, мы тратим слишком много времени на ненужных людей. И если социализироваться так трудно, выбери максимально удобный способ отбора. Просто общаясь в удобной манере, ты получишь в своем окружении то, за что так боролся.

Осознай несовершенство

Не пытайся выглядеть идеальным. Выяви свои недостатки и смотри на них как на источник жизненных уроков. Они часть тебя, даже большая, чем то красивое создание, которое почему-то прозвали «второй половинкой». Не нужно выставлять свои изъяны напоказ, но и отрицать их наличие тоже глупо. Лучше всего с ними борешься, только когда их осознаешь и признаешь.

Не настраивайся на конкретный результат

Не стремись к какой-то конкретике, и будешь здоровее. Не стремись к деньгам, к какой-то определенной сумме, а лучше стремись к комфорту и достатку. Это вещи одного порядка, но в первом случае у тебя есть конкретный повод поплакать, а во втором — ты подходишь к любой проблеме философски.

Искусство ничегонеделания

Но есть одна большая сложность: для того чтобы познать эту мудрость, нужно ничего не делать. Максимально научиться бездельничать! Мы искренне надеемся, что не перевелись еще бездельники. Но не думай, что можно прожить жизнь, лежа на диване. Это мера, чтобы научиться расслабляться и не искать долбаную «цель жизни».

Для ничегонеделания важно найти комфортное место. Как только нашел, располагайся и выбери максимально удобную позу. Возьми за правило хотя бы на 5 минут приседать и отдыхать. И желательно, чтобы в твоей руке был бокал или тарелка с чем-то вкусным. Вкус доставляет нам едва ли не больше удовольствия, чем то, о чем ты сразу подумал. В конце концов, еда есть у всех, а то, о чем ты подумал, увы, нет.

Но высший уровень овладения мастерством ничегонеделания — научиться совмещать его с повседневной жизнью. Старайся просто ничего не делать посреди рабочего дня: смотри на людей, смотри вокруг и расслабься. А потом можно и на рабочем месте. Это кажется глупым, но это доставляет максимальное удовлетворение и удовольствие. Ты сразу видишь всю бессмыслицу суеты и представляешь себя старцем, наблюдающим за планетой еще с тех пор, когда она была газопылевым облаком, и за это бесчисленное время ты успел побывать и Богом, и тем, кто хуже всякого червя.

Источник

«Не могу ничего изменить» – что такое выученная беспомощность

может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть фото может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть картинку может ли человек в своей жизни ничего не делать. Картинка про может ли человек в своей жизни ничего не делать. Фото может ли человек в своей жизни ничего не делать

Ей 37 лет, и она ничего не может изменить в своей жизни. «Я какая-то безвольная» – виновато говорит она. Подруги меняют работу, а она работает там, куда пришла после вуза, хотя там никаких карьерных перспектив и сплошные придирки и сверхурочные, работа не нравится ей настолько, что она даже стала плохо спать и подумывает о том, чтобы обратиться к врачу, может быть, он выпишет какие-то таблетки. С личной жизнью у нее тоже беда, она не раз регистрировалась на сайте знакомств, но общение с потенциальными женихами дальше бесед о погоде в чате не заходило.

Однажды она решилась на встречу с симпатичным врачом, но в последний момент испугалась и никуда не пошла. «Я боюсь, что меня обидят и бросят» – говорит она. Она уже всерьез думает, что у нее какой-то дефект воли, что она не может, просто не может то, что с легкостью дается другим. Не может ничего изменить в своей жизни.

Собаки научились тому, что удара избежать невозможно

Ожидалось, что после открытия клетки собаки, услышав звук, будут выскакивать из нее. Однако они скулили, ложились и не пытались спастись бегством. Это навело Селигмана на мысль, что собаки «научились» не тому, что от удара током, следующего за звуком, надо спасаться, а тому, что удара избежать невозможно.

Исследователь уточнил эксперимент, он взял три группы собак: у первой группы не было возможности избежать удара током, собаки второй группы могли нажать носом на специальную панель, чтобы спастись от удара, третья группа была контрольная, ее током не били.

Когда потом собак поместили в вольер с низкими стенками, которые легко перескочить – предположения подтвердились. При подаче тока через стенки перепрыгивали собаки из 2-й и 3-й группы. Собаки из первой группы оставались в клетке, не пытались спастись.

Исследователь сделал важный вывод: в формировании выученной беспомощности основную роль играет возможность или невозможность повлиять на неприятные события, другими словами, то, контролирует субъект ситуацию или нет.

Когда человек чувствует, что ничего сделать нельзя

– Как ситуации выученной беспомощности можно определить в жизни?

может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть фото может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть картинку может ли человек в своей жизни ничего не делать. Картинка про может ли человек в своей жизни ничего не делать. Фото может ли человек в своей жизни ничего не делать

– Люди ничего не делают в ситуации, когда могли бы что-то сделать. Просто не предпринимают никаких попыток. Причем сторонний наблюдатель видит, что выход есть и даже не один, а человек, который, казалось бы, должен быть заинтересован в том, чтобы найти выход, ничего не делает.

Но если смотреть на ситуацию изнутри, то вариантов – не видно, или они не кажутся вариантами. Не видно и ресурсов, с помощью которых можно что-то сделать, не видно точек влияния, которые есть. Ты чувствуешь, что ничего не сработает, и сделать с этим ничего нельзя.

– Это состояние похоже на страх неудачи?

– Думаю, в большей степени это похоже на чувство безнадежности. Ощущение пассивности на телесном и эмоциональном уровне: такое всеобъемлющее чувство: «все плохо» и отсутствие импульса что-то сделать на уровне тела.

Важно еще и то, что у человека в этом состоянии отсутствует реакция на изменение ситуации. Почему? Это – важный и интересный вопрос. Чисто теоретически, если человека привязали за ногу и он делал попытки освободиться, то в момент, когда его отвязали, он просто возьмет и уйдет.

А при выученной беспомощности нет ощущения, что нога уже не привязана. Почему с непривязанной ногой человек продолжает жить так же, как с привязанной? Что с человеком происходит такого, что он перестает замечать изменение контекста? Мне кажется, что в этом и есть самое интересное.

– Насколько такие ситуации встречаются в вашей практике?

– Достаточно часто. Мне кажется, что почти любой человек в каких-то областях своей жизни чувствует, что ничего сделать нельзя. Это может касаться чего угодно, отношений с родителями, поисков работы, каких-то личных отношений, возможности выйти замуж, похудеть, выучить английский, сделать карьерный рывок. Я бы не стала излишне обобщать, но думаю, что достаточное количество людей в отдельных ситуациях думают, что ничего не могут сделать.

Как перерасти «слезы тщетности»

– Собак в эксперименте Селигмана били током. А отчего подобная модель поведения может возникнуть у людей? В чем причины?

– Из экспериментов видно, что основная причина выученной беспомощности – долгое пребывание в ситуации, когда человек (ребенок или взрослый) не может ни на что повлиять. Выбрать еду, одежду, занятие, получить поддержку в своем выборе, вернуть хорошее отношение и т.д. С другой стороны, очевидно, что никто в этой жизни не получает абсолютно все, что он хочет, и контролируем мы далеко не все, если называть вещи своими именами.

В течении «Альфа-родительства» (к нему по-разному относятся, но некоторые вещи нам сейчас пригодятся) есть понятие «слезы тщетности». Речь идет о том моменте в жизни ребенка, когда он что-то хочет, а ему этого не дают. Например, потому, что работающий миксер или горячая кастрюля – неподходящая игрушка для ребенка. Это состояние мы переживаем примерно в 2-3-летнем возрасте. И это – настоящая трагедия.

Ребенку нужно пережить отчаянье, фрустрацию и всю мировую боль из-за того, что ему никто не даст желаемое прямо сейчас. Пережив этот аффект при поддержке родителя, он успокаивается и переключается. Он принимает отказ как свершившийся факт. Ключевой момент – что он «закрывает» внутри себя ситуацию и переключается, делает что-то другое, т.е. не «остается в клетке».

У взрослого человека, пережившего «момент тщетности» и понявшего, что он желаемого не получит, по идее, должен включаться какой-то креативный механизм, переключающий его желания и стремления на что-то другое. На мой взгляд, этот механизм – противоположность выученной беспомощности. Здесь взрослый человек выгодно отличается от ребенка.

Он может утереть слезы тщетности и подумать, что можно сделать, чтобы получить желаемый результат, например, сменить тактику, провести ревизию инструментов и ресурсов, попросить помощи, а может быть – отказаться от этого проекта и начать другой. Но проделать все это можно, только «выйдя из клетки».

может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть фото может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть картинку может ли человек в своей жизни ничего не делать. Картинка про может ли человек в своей жизни ничего не делать. Фото может ли человек в своей жизни ничего не делать

Фото: Michał Biegański / cargocollective.com/kamera (фрагмент)

Когда условия изменились, а я – нет

В экспериментах с собаками травмирующая ситуация повторялась много раз, прежде чем выработалось пассивно-депрессивное поведение. Неужели в нашей жизни бывают такие стрессы?

– Конечно. Многим людям, особенно тем, кто постарше, будет близок пример с изучением иностранного языка. Выучить его в очень средней советской школе было практически невозможно, несмотря на то, что человек ходил на уроки, выполнял домашние задания и писал контрольные, а с учителями-самородками и энтузиастами везло не всем.

Многие люди, уже став взрослыми, даже не пытаются выучить язык, зная, что это – «бесполезно». Они считают себя «неспособными к языкам», «тупыми», «с плохой памятью» и т.д.

Но если внимательно посмотреть на себя и вокруг, выяснится, что условия задачи давно изменились: вы уже не пятиклассник, который боится идти на «инглиш», потому что учительница кричит, а взрослый человек со своими достижениями, в которых проявили и ум, и способности, и хорошую память, который может позволить себе нанять квалифицированного и доброго преподавателя. Но из позиции: «Со мной все плохо, я не способен к языкам» эти возможности увидеть нереально.

– А в отношениях между людьми выученная беспомощность может проявляться?

– Бывает, что человек «застревает» в отношениях с другими людьми и каждый раз в определенной ситуации испытывает беспомощность. Например, у женщины проблема со свекровью: как только наступает погожий летний день и вся семья собирается погулять в парке, звонит свекровь и требует, чтобы сын немедленно поехал с ней на дачу (отвез ее в магазин, кино и т.д.). Ситуация повторяется, женщина относится к ней как к обстоятельствам непреодолимой силы: «Свекровь снова сорвала нам выходной. Что я могу сделать? Такой уж она человек».

Для того чтобы увидеть варианты, нужно изменить представление о себе.

В состоянии выученной беспомощности мы находимся в позиции бессильного ребенка, а варианты видны из позиции взрослого, который знает, как устроена эта реальность, кто и что в ней может.

Если наша героиня перестанет воспринимать свекровь как тайфун, а себя – как пострадавшую от стихии, то вполне сможет придумать какую-то тактику. Но для начала героине нужно понять: она – субъект этих отношений, и услышав, что ее муж обязан прибыть к маме, может ответить: «Мы не договаривались на сегодня», «Давайте на следующей неделе», вообще то, что посчитает нужным, а не только: «Да». Может даже сработать на опережение, позвонив свекрови заранее. Но это уже – высший пилотаж.

Конечно, не с любой свекровью (мамой, братом) можно построить теплые дружеские отношения. Тут важно понять, что будет для вас хорошим вариантом в этих отношениях, может быть, это – правильная дистанция, а может быть, ясность, что ничего сделать нельзя и нужно просто не вкладывать в это энергию, обеспечить себе психологическую безопасность. Ситуация и расстановка сил в отношениях может измениться со временем, и умение заметить, что теперь что-то по-другому – тоже противоположность выученной беспомощности.

«Мы сделаем все для вашего счастья»

В 1976 году в США психологи Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден, продолжая исследования выученной беспомощности, поставили эксперимент, участниками которого стали жители двух этажей дома престарелых «Арден-Хауз». Жителям четвертого этажа дали возможность делать выбор и нести за себя ответственность, а жители второго этажа вели обычный для дома престарелых образ жизни.

Жителям четвертого этажа вручили такое письмо от дирекции: «Вы сами должны решить, как будет выглядеть ваша комната: если хотите, можете оставить все как есть, а если решите переставить мебель, вам помогут наши служащие. Вы сами должны сообщить нам свои пожелания, рассказать, что именно вы бы хотели изменить в своей жизни. Кроме того, я хочу вручить каждому из вас подарок от “Арден-Хауза”. Если вы решите, что хотите завести растение, можете выбрать из ящика то, которое вам понравится. Эти растения ваши, вы должны содержать их и заботиться о них так, как считаете нужным».

А так выглядела инструкция для жителей второго этажа: «Мы хотим, чтобы ваши комнаты выглядели как можно уютнее, и постараемся все для этого сделать. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя здесь счастливыми, и считаем себя ответственными за то, чтобы вы могли гордиться нашим домом престарелых и быть здесь счастливы. Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь вам. Я хочу вручить каждому из вас подарок от “Арден-Хауза” (служащая обошла всех и вручила каждому пациенту по растению), теперь это ваши растения, они будут стоять у вас в комнате, медсестры будут поливать их и заботиться о них».

Таким образом, жители четвертого этажа могли сами выбирать и контролировать различные обстоятельства своей жизни, а жители второго этажа были поставлены перед фактом, что решения, касающиеся их жизни, будет принимать руководство.

Через три недели исследователи провели в доме престарелых подробное анкетирование. Оказалось, что большинство жителей четвертого этажа оценивают свою жизнь как более счастливую, у них улучшилось состояние, они были более общительны и активны, показывали лучшие результаты при оценке памяти, умственных способностей и физического тонуса.

В то время как жители второго этажа хуже чувствовали себя физически, у них снижались когнитивные функции, настроение. Некоторые из них отказывались от еды и лекарств – предположительно потому, что это был единственный выбор, который им был доступен.

У нас есть маленькая пенсия и идея, что государство обо всем позаботится

Могут ли традиции семьи влиять на стратегии поведения, которые мы выбираем?

– Поколения наших родителей и бабушек жили в условиях ограниченного выбора, это касалось многих вещей – от одежды до жизненного сценария. Личная инициатива не поддерживалась. Я слышала о человеке, который 19 лет патентовал свое изобретение, все время получал отказы. Он, правда, беспомощным не стал в итоге, а своего добился, но это скорее исключение, чем правило.

Государственные пенсии, минимальные зарплаты и идея, что государство о нас позаботится, создали очень специфический паттерн поведения, когда предпочтительнее сидеть и ждать, когда кто-то придет и решит проблемы, а импульс что-то сделать самому отсутствует, он попросту блокирован. Мне кажется, что история о бедных пенсионерах – отсюда.

Огромное количество вполне дееспособных людей, которые многое могут, отказываются от какой-либо деятельности и живут на маленькую пенсию. Продажа цветов у метро – это уже высокая проактивность. Эта модель поведения – результат системных обстоятельств.

Главный вопрос, который здесь стоит задать – чувствует ли человек, что от него что-то зависит? Не преуменьшает ли он значимость своих действий? Где есть маленькие возможности, которыми можно воспользоваться, маленькие ситуации, на которые он может повлиять?

Еще одна «засада» подстерегает на пути реализации необычных или нетипичных для вашего окружения проектов. Человек этого не осознает, но пассивное сопротивление, проявляющееся в виде выученной беспомощности, может быть связано именно с этим. Он боится что-то начать, потому что может встретиться с осуждением близких, мнение которых ему дорого. То есть в каких-то ситуациях беспомощность может поддерживаться системно.

Проактивные люди, которые что-то делают, большей частью происходят из проактивной среды. Если вы – не из такой, вам будет сложнее, вам придется многое преодолевать, а образцов, на которые можно ориентироваться – не будет. В таких случаях даже саму мысль о том, что в этой ситуации можно как-то пошевелиться, можно назвать революционной.

Образцов того, как люди ничего не преодолевают и остаются пассивными, у нас у всех перед глазами гораздо больше, и надо ценить каждый маленький шаг, который вы делаете в свою сторону.

Не беспомощность, а взрослое решение

– А всегда ли нам нужно то, из-за чего мы так страдаем в ситуации выученной беспомощности?

– Тут хочется поставить вопрос так: всегда ли, когда мы что-то не делаем – это выученная беспомощность? И добавить, что мы можем не делать именно потому, что нам это не надо, но мы не отдаем себе в этом отчета. Бывает, что цель, к которой человек стремится – это вовсе не его цель. Женщина не любит мыть полы и варить варенье и страдает оттого, что она плохая хозяйка. Но если разобраться, окажется, что, с одной стороны, лично для нее это совсем не важно, а с другой – она отлично справляется с работой, творчеством и другими более ценными для себя областями.

Мы можем чего-то не делать потому, что трезво оценили свои силы и отказались от намерения; потому что передумали; потому что подвернулось что-то более интересное; потому что прошел удобный момент – масса вполне разумных причин. Это можно назвать взрослым решением. Разница во внутреннем состоянии: «Я подумал и решил, что не буду браться», или «Все так безнадежно, что я даже не начну».

– Так что же делать тому, кто с детства «бился головой о стеклянную стену»?

– Вспоминается мультфильм «Король Лев», где герой, будучи львом, был вскормлен на окраине червяками, в компании пары маргиналов. Если бы я работала с такой темой, как психолог, то я старалась бы вернуть льву ощущение того, что он лев. Что он силен, гибок, у него крепкие зубы, он смел и великодушен. Вообще, если людям не нравится их беспомощность, вероятно, что-то внутри у них против этого протестует, они боятся не реализовать какую-то часть своей личности.

Выученная беспомощность возникает, когда среда не подтверждает наши ресурсы, наши сильные стороны. Мы чувствуем себя беспомощными, когда самое сильное в нас не активизировано, а задвинуто в дальний угол. Вспомнить и почувствовать свою силу, заметить, как мы влияем на жизнь – а мы влияем, даже если не видим этого – не всегда просто, но возможно.

может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть фото может ли человек в своей жизни ничего не делать. Смотреть картинку может ли человек в своей жизни ничего не делать. Картинка про может ли человек в своей жизни ничего не делать. Фото может ли человек в своей жизни ничего не делать

От малых выборов – к проактивности

– Что делать человеку, который увидел у себя признаки этой самой выученной беспомощности?

– Мне кажется, если человек у себя их видит – это уже очень много. Знаете, что меня больше всего поразило в эксперименте в доме престарелых? То, что право выбора пожилым людям было дано извне. Пришли экспериментаторы и совершенно произвольно решили – вот у вас выбор будет, а у вас нет. И люди жили с этим как с данностью. Никто из них (или мы не знаем) не жил с установкой, что он и сам, без эксперимента, может поменять мебель в своей комнате. Или возразить против навязанных растений.

Мне кажется, просто мысль о том, что я сейчас переживаю беспомощность и это неправильно, подразумевает идею, что вообще-то выбор есть и я могу на что-то повлиять. Даже если сию минуту этого не вижу и не очень-то в это верю.

Практика самых малых выборов – могу же я выбрать между кексом и слойкой? Пройти пешком две остановки или проехать на автобусе? Взять синюю ручку или черную? Тренировка на безопасном материале может привести к тому, что я смогу выбрать: брать телефонную трубку или я сейчас не хочу разговаривать с этим человеком? Выполнять просьбу или отказаться? Выбираю я сейчас сделать то, что я хочу, или, пожалуй, побоюсь? И масштаб выборов постепенно будет нарастать: уволиться с работы или остаться? Пойти учиться другой профессии или придумать что-то в имеющейся? Рискнуть заговорить с человеком, который нравится, или придумать способ, чтобы он сам это сделал?

Это не будет просто, и хорошо бы иметь в этом процессе поддержку – или профессиональную, или просто понимающего человека, который за вас. Потому что будут откаты, и не все выборы будут удачными, и не всегда будут силы и решимость их делать – тут важно не позволить беспомощности загнать себя обратно в угол.

Но выученная беспомощность, по своей сути – привычка. И если совсем обобщать и упрощать – надо просто заменить эту вредную привычку на полезную – привычку к проактивности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *