мой бедный марат актеры и роли спектакль
Спектакль Мой бедный Марат
Постановка Мел
Участники
Лучшие отзывы о спектакле «Мой бедный Марат»
«Мой бедный Марат» в театр «МЕЛ» получился простой. Без хитроумных режиссерских приемов, заигрываний с публикой и потакания новомодным причудам. Получилась невероятно трогательная и нежная история о Любви. Любви, которая родилась вопреки голоду, холоду и ужасам войны. Наивная и смешная девочка Лика в шерстяном платке и валенках с присущим юности лукавством и кокетством волей судьбы встречает ершистого и гордого Марата Евстигнеева, Марика. И случается чудо. Юная и чистая Любовь. Любовь, которой отмерено блокадным Ленинградом то ли час, то ли день, то ли вечность.
Болтун и хохотун Марик, который мог найти цветы в осажденном фашистами Ленинграде и подарить кусочек сахара в платке. Врун Марик, который то «ловил» немецких парашютистов, то «спасал» маленьких девочек. Марик, который ушел на фронт, едва исполнилось 18. Марик, который любил так, как умел, ибо сказать «я люблю» можно самыми разными словами и поступками. Сильный, статный Марик уедет строить мосты, соединяя берега, города и людей, так и не соединив две половинки любви в одно целое.
Через 13 лет, долгие тринадцать немыслимых лет, Лика, Марат и Леонидик встретятся вновь, чтобы найти ответ на этот вопрос. В холодный декабрьский вечер 1959 года, накануне Нового года, нужно успеть сказать все слова, которые рвут душу на части. Чтобы не опоздать. Совсем. Навсегда.
И большое спасибо Елене Махониной за такой чудесный театр, в котором происходят настоящие чудеса. Браво!
Мой бедный Марат
Постановка и сценография – засл. арт. России Геннадий Гущин
Художник по костюмам – Галина Пантелеева
Музыкальное оформление – засл. работник культуры России Валентины Цветницкая
Ассистент режиссера – Евгений Попов
В блокадном Ленинграде в полуразрушенном доме случайно встречаются трое. Среди войны и беды, потеряв все, шестнадцатилетние мальчик и девочка, искалеченные голодом и страхом, полюбили, обретя друг друга. Но та же беда привела к ним третьего и навсегда связала их судьбы блокадным узлом. Им кажется, что они стали дороги друг другу на всю жизнь. Но война заканчивается. Лика, Марат и Леонидик взрослеют и становятся другими, «отяжеленными» памятью и бытовой рутиной мирной жизни. Герои умеют любить, но боятся своих чувств, они мечтали о счастье, а вынуждены страдать. Человеческие судьбы причудливы и непредсказуемы: оказалось, что ни профессиональные успехи, ни обустроенный быт не заменят единственной на всю жизнь любви.
В этой пьесе нет плохих или хороших героев. Мучительно, но честно они делают свой выбор и сами виноваты в своих ошибках.
Пронзительная история любви, замкнутой в вечном треугольнике. Война, блокада, встречи и разлуки часто ставили героев перед выбором: продолжать трудные поиски счастья или отказаться от него. И однажды в новогоднюю ночь они пришли к единственно верному итогу. В эпилоге три героя застывают, заключив друг друга в объятия, не в силах разорвать незримые нити судьбы. Спектакль в постановке Геннадия Гущина трогателен, честен и очень искренен.
Спектакль «Мой Марат» в Театре «Содружество актеров Таганки»
Пьесу «Мой бедный Марат» драматург Алексей Арбузов завершил в 1964 году, и ее текстом сразу же начали пользоваться театральные режиссеры по всей стране: за первые полгода произведение поставили в более чем 40 театрах Советского союза.
Для организаторов мероприятий
Речь в произведении идет о судьбах трех человек — ленинградцев, которым предстоит пережить войну. Впрочем, свое внимание автор акцентировал вовсе не на войне, любовь — главный двигатель действа. Конфликт — любовный треугольник, в который оказываются ввязаны совсем еще молодые люди — Марат, Лика и Леонидик.
Впервые советский зритель увидел постановку по пьесе Арбузова на сцене Московского театра имени Ленинского Комсомола, тогда исполнителями главных ролей стали Александр Збруев, Ольга Яковлева и Лев Круглый, в качестве режиссера-постановщика выступил Анатолий Эфрос.
Традиции, заложенные мастером тогда, продолжают в современном театре: художественным руководителем постановки в «Содружестве актеров Таганки» стал молодой режиссер Владимир Базынков. В главных героях, образы которых так тщательно выписал в свое время Арбузов, он усмотрел, ни больше ни меньше, христианский идеал мужчины и женщины. Все происходящее в их жизни измеряется по гамбургскому счету: персонажи не меняют принципы в соответствии с ситуацией, а наоборот — идут на жертвы ради их сохранения.
Роли в спектакле Базынкова «Мой Марат» исполняют Виктория Райкова, Павел Афонькин, Александр Алёшкин и Марина Митрофанова.
Не пропусти!
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵
«Мой бедный Марат»
Театр: Государственный Академический театр имени МОССОВЕТА
Режиссёр-постановщик: Андрей Житинкин
По пьесе Алексей Арбузова
В ролях: Лариса Кузнецова, Александр Домогаров, Андрей Ильин
«Мне очень приятно представить моим любимым зрителям спектакль, который невероятно дорог мне и моим друзьям, актерам театра Моссовета, — спектакль «Мой бедный Марат». Вы сегодня увидите уникальный спектакль еще и потому, что это спектакль-долгожитель. Это уже культовый спектакль театра Моссовета. И многие, что поразительно, родители, которые когда-то были на премьере, приводят на спектакль сегодня уже своих детей, тинейджеров, подростков и т.д. Мне приятно, что этот спектакль – только вдумайтесь! – выпускался к 50-летию Победы. То есть он идет уже 16 лет. 16 лет – на полных аншлагах, и попасть нельзя.
Тогда все были молодые: и Александр Домогаров, и Андрюша Ильин, и Лариса Кузнецова. Сейчас это все уже знаменитые народные артисты. И все прилетают на этот спектакль, потому что он для нас абсолютно неповторимый, еще, может быть, потому что тогда это была наша молодость. Он очень чистый, несмотря на то, что в нем очень сложная, я бы сказал, такая экзистенциальная проблематика.
Я вообще считаю, что Алексей Арбузов – это первый такой советский – я подчеркиваю, поскольку он был советский драматург, обласканный госпремиями, он был секретарь Союза писателей. Но это первый советский экзистенциалист драматургии. Просто тогда, может быт, это не очень было понятно, поскольку в пьесе «Мой бедный Марат» был и социальный момент, и пятилетки, и строительство мостов и т.д. И, может быть, ушла эта поразительная, любовная, может быть, история… Вернее, она даже не ушла, а была зашифрована, потому что вроде бы начинается все в войну. Молодые люди встречаются в блокаду в Ленинграде в страшное время и выживают только потому, что согрели друг друга своим теплом. А потом происходит движение в истории, и мы видим самые разные проявления уже в нашем социуме того, что началось и к чему все пришло.
Момент выбора – почему я говорю, что экзистенциальный драматург, — там очень серьезен. Я не буду раскрывать сюжета, хотя это действительно лав-стори. Но просто могу сказать, что хитрый очень Алексей Николаевич Арбузов – он зашифровал в этой пьесе очень многое. И философия любви, и, может быть, философия выбора и счастья своего личного и общего – это то, что его волновало.
Я думаю, что в нашем спектакле вы почувствуете, что нет акцентов. Для меня было важно, как для постановщика, что они не могут выжить парами. То есть это тот симбиоз, тот союз троих, который потом и в жизни друг друга спасает, помогает выжить, уже после войны. Но и не позволяет им как бы распутаться.
Вот это в спектакле осталось. Он очень атмосферный, очень красивый. Не могу не назвать сценографа Андрея Шарова. Это автор, мой постоянный соавтор – он автор и костюмов, и сценографии, — он все поместил в белую декорацию. И этот негатив каждый зритель склонен раскрашивать своими эмоциями и ощущениями.
И так и случилось, потому что, не скрою, в театре Моссовета считали, что этот спектакль мы сыграем для ветеранов в победные дни, и неизвестно, сколько он пройдет. Я даже думаю, что, может быть, в дирекции относились к нему, знаете, как к датскому спектаклю, как к спектаклю, который к дате. И вдруг, представляете, он уже идет в четыре раза дольше, чем шла война. Идет спектакль в четыре раза дольше, по времени! И этот спектакль оказался очень востребованным, потому что мы его делали с чистым сердцем.
Мы убрали кое-что, сделали некоторые купюры. Убрали все, что связано с социальными какими-то вещами. И вот эта история любви, она завораживает. Почему я говорю, что я счастлив, что к нам приходит много молодых зрителей, — она завораживает зрителей других уже, нового поколения. Потому что самое грустное – я как постановщик вам могу сказать – я испытываю, когда смотришь… Вот, условно если сказать, целый шкаф советской драматургии. Советской – подчеркиваю. После Горького, после Чехова. И смотришь: огромное количество авторов на одной полке: один, второй, третий, четвертый, пятый… Пожалуй, кроме Вампилова и Рощина мало что осталось. Еще Володин. А вот когда Арбузова стали забывать, я расстроился, потому что Арбузов – замечательные писал пьесы. Я бы его взял с собой в XXI век и дальше.
Можно кое-что завуалировать, убрать на второй план социальные вещи, советские вещи. Но то, что это подлинная драматургия, с хорошими характерами, с замечательными репликами, с прописанным диалогом и очень дифференцированной речью, что уже редко в наше время, — это я вам гарантирую. Вы получите огромное удовольствие.
А в завершение я бы просто хотел такую личную веселую историю рассказать. Я дружил с вдовой Арбузова Алексея Николаевича. Естественно, она давала нам разрешение, и она потом видела спектакль, и была рада, что какое-то новое прочтение старых текстов. Но она мне рассказала – почему я говорю, что хорошо написанная пьеса, сейчас это редкость – она мне рассказала, как работал Алексей Николаевич.
Люди, которые приходили в дом, а у него кабинет закрывался раздвижными такими стеклянными створками. Такие очень большие двери, как в купе. Так вот, когда они приходили: гости или кто-либо, — эти створки всегда были закрыты, потому что когда Арбузов работал – это святое. Но они не могли понять, потому что оттуда, из кабинета, шли какие-то разные голоса: женские, детские, мужские, старческие, — и все с недоумением посматривали на вдову Алексея Николаевича. Она: «Ничего, ничего, это он работает». Все думали: какое-то радио, что ли, там включено, какой-то радиотеатр. Оказывается, почему так хорошо написаны эти пьесы. Алексей Николаевич, конечно, был еще и артист замечательный. Он сам на разные голоса… Вот напишет кусок и проверяет и слушает интонационно, ритмически. Он сам играл в эти пьесы, то есть он как бы сам каждую реплику разными голосами, в разной характерности произносил. Что-то вымарывал, тут же поправлял.
Это уникальный способ работы, когда не просто текст, машинка или компьютер, а это именно абсолютно актерский или, я бы даже сказал, режиссерский подход к тексту. Вот такой странный, для нормального человека, для обывателя – это, наверное, дурдом. Сидит человек в кабинете, разговаривает разными голосами – это что-то нереальное. А для драматурга, да еще такого класса – я теперь действительно понимаю, какого он класса драматург – для драматурга, для Арбузова это было очень и очень важно.
И вы увидите, что герои в нашем спектакле в разные временные фразы даже разговаривают по-разному. Потому что когда уже идет давление социума, у них и речь меняется. Я не хочу раскрывать финал. У нас открытый финал, что, конечно, абсолютно не противоречит Арбузову. Мы просто не ставим точку. И каждый зритель склонен дофантазировать. А я люблю оставлять открытый финал, чтобы зритель сам душевно работал. Он может дофантазировавть: что же потом все-таки будет с Ликой и Маратом. И куда уехал Леонидик, и вернется ли он, и встретятся ли они снова, и смогут ли они снова не соединиться? Или все-таки они опять соединятся и не смогут разъединиться уже никогда?
Счастливого вам просмотра. И вот на эти вопросы попытайтесь ответить после нашего спектакля сами».
Все отзывы о спектакле Мой бедный Марат
Постановка Театр им. Моссовета
Лучшие отзывы о спектакле «Мой бедный Марат»
«Мой бедный Марат» в театра Моссовета, сходу говоря, не превзошёл в моих глазах давным-давно виденную мною постановку той же пьесы в театре на Покровке. И дело даже не в том, что Арцибашев брал камерностью сценического пространства и песнями Высоцкого, а в том, что Житинкин подошёл к материалу как к кондовой классике, которая сыграется сама, если прочитать весь текст. В почти чеховском окружении аккуратных белоснежных шкафчиков с чашечками, словно склеенных из бумаги, не верится в блокадную разруху, заставляющую незнакомых людей ютиться на одной постели и сжигать книги в печи. Действие неторопливо течёт без антракта без малого три часа, в промежутках между актами наступает темнота, но видно, как за подсвеченными полупрозрачными дверьми переодеваются актёры – новая одежда символизирует прошедший временной отрезок, равно как и появление цветных деталей интерьера. Да, одни и те же актёры играют и подростков, что получается у них не совсем убедительно, кроме Кузнецовой, чья Лика остаётся ребёнком всегда, и взрослых людей, и перешагнувших средний возраст, что получается только у Ильина-Леонидика. Марата же играет Домогаров – и играет великолепно, спектакль, собственно, и стоит смотреть только ради его таланта, искренности и самоотдачи, иначе довольно быстро стало бы скучно. Позиция его персонажа с начала и до конца чётко определена, а вот с Леонидиком в Моссовете такая же размытая картина, как и на Покровке: какая роль определена ему в истории троицы, малопонятно. Ни симпатии, ни отторжения герой Ильина не вызывает, в финале в нём нет трагизма: он уходит не из благородных побуждений, а просто потому, что устал и захотел побыть один, в его слова о любви верится меньше, чем в бессловесные взгляды Марата о ней же. Чувства Марата и Лики здесь не стесняются подолгу живописать самыми пасторальными красками: обнимаются, целуются, она гладит его лицо, он – её волосы, и возникает какое-то тёплое чувство узнавания – так же и «в жизни». Но после ухода Леонидика они молча закуривают спиной к спине – словно больше нет любви, словно что-то важное было безвозвратно упущено по нелепым причинам. Впрочем, как известно, Марат потому и бедный, что верил в невозможное.
26.07.2010
Комментировать рецензию
Спектакль никакой. По сути он не заслуживает и негативного упоминания, но уж раз на него пришлось потратить целый вечер – то не поругать не могу! Поклонницы Домогарова – извиняйте)
Постановка: нудная, затянутая настолько, что за ней я не смогла разглядеть ни капли очарования и шарма пьесы Арбузова (чем обычно славятся его произведения). Первая часть пьесы о военном времени, о тяжести существования молодых (да, кстати, именно МОЛОДЫХ – но об этом позже) людей, об их первых чувствах. Неужели? Война в спектакле не ощущается совершенно, страданий тоже не отыскать. Время не передано абсолютно, чувства тем более. Ни одной интересной режиссерской находки, что опять странно – уж Житинкин-то всегда меня удивлял, плохо или хорошо, но однозначно цеплял.
Сложилось впечатление, что спектакль делался тяп-ляп, рассчитывая на халяву проскочить на известных именах актеров. Наверное это удалось – проскочить… Те, кто идет в первый раз (типа меня), надеются, что хорошие актеры в случае чего спасут постановку. Не тут-то было)
Игра актеров (если это можно так назвать): ну невозможно раздражала главная героиня (Л. Кузнецова)! Что это – разве это игра?! Обезьянство и дурачество. Вначале я думала, что это она так ужасно старается передать молодость и наивность героини, но не тут-то было – она оставалась абсолютно одинаково нелепой до финальных сцен. А как хорошо можно было бы обыграть нежную трепетность главной героини, этой доброй, чистой, запутавшейся в чувствах девушки. Я раньше не видела эту актрису, допускаю, что в других спектаклях она работает хорошо, но в этой роли просто невыносима.
Домогаров «дарил» себя зрителям на протяжении всего спектакля: «Вот он я! Любите же меня!» Ну нельзя так! Героя своего надо выставлять на показ, его чувства, а не себя демонстрировать… Кроме того, половина текста Домогарова осталась за гранью понимания. Видимо настолько «велик» актер, что может позволить себе проглатывать окончания слов и совершенно неразборчиво шептать со сцены. Я видела несколько спектаклей с ним, похожие проблемы тоже присутствовали, но здесь это было особенно явно.
Ильин хороший актер, с ролью справился, но подобную постановку оказалось сложным вытянуть даже для него.
Плюс ну никак не состыковывались у меня в голове молодые 20-летние персонажи пьесы и 50-летние актеры, вымучивающие из себя наивных мальчиков и девочек.
Итог: Домогаров – в кино! Ильин – не соглашайтесь на все постановки, куда приглашают, выбирайте! Кузнецова – домой, извините за грубость…
Во время спектакля некоторые зрители покидали зал, но проблема в том, что постановка идет без антракта! Наверное специально для того, чтобы многим было неудобно мешать окружающим и приходилось мучиться до конца). По окончании сего действа на сцену посыпались цветы и подарки… Это вызвало у меня недоумение: то ли я чего-то не понимаю, то ли цветы были от поклонниц Ильина и Домогарова. А может просто наши люди боятся выразить свое мнение и следуют просто за толпой, аплодируя по инерции или по доброте душевной – «старались ведь актеры…» Люди, это халтура!