море моя жизнь айвазовский

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Ссылки

Метки

Цитатник

Как жаль, что наперёд не знал Шекспир – Что увлечёт сонетами он целый мир! &n.

ДОРОГАЯ ЛУИЗА, НАШЕ ЗВУКОВОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ ДЛЯ ТЕБЯ! ВАЛЬС, НАШ ТОБОЙ ВАЛЬС-АВТОР ТРЕТИЯ.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК Куда ушёл, Серебряный ты век? Таким лихим твой оказался бег. Расс.

Видео

Поиск по дневнику

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

И. К. Айвазовский «Море — моя жизнь.»

Многие поэты и художники отдали дань морю, но только один Айвазовский отдал магической стихии всего себя. Любовь к морю и блестящий талант помогли художнику так точно передать движение и дыхание моря на более шести тысячах картин.

Девятый вал, 1850 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Вид Константинополя и Босфорского залива, 1856 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами, 1892 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Неаполитанский залив, 1841 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Бурное море ночью, 1853 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Штиль. Морской пейзаж с рыбаками, 1887 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Закат на море, 1886 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Море. Коктебельская бухта, 1853 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Буря на море ночью, 1849 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Десант Н.Н.Раевского у Субаши, 1839 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Корабли в бурю, 1860 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Вход в Севастопольскую бухту, 1852 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Рыбаки на берегу моря, 1852 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Ночь. Голубая волна, 1876 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой, 1848 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Синопский бой 18 ноября 1853г. Ночь после боя, 1853 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Аю-Даг в туманный день, 1853 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Ледяные горы в Антарктиде, 1870 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Приезд Петра I на Неву, 1853 г.

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (арм. Հովհաննես Այվազյան, Ованнес Айвазян; 17 [29] июля 1817 года, Феодосия — 19 апреля [2 мая] 1900 года, там же) — русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века[5][6]. Брат армянского историка и архиепископа Армянской Апостольской Церкви Габриэла Айвазовского. Источник : Википедия

Рубрики:художники
живопись и музыка

Метки: Айвазовский

Процитировано 1 раз
Понравилось: 6 пользователям

Источник

Огромный успех Айвазовского в Европе начала 40-х годов объясняется тем, что, пройдя академическую школу, он все-таки сохранил искренность и непосредственность душевных порывов и не боялся руководствоваться ими, стоя за мольбертом. Он не смог, да и не пытался, освободиться от некоторых академических доктрин, усвоенных им в годы ученичества, но уже в начальный период самостоятельного творчества воспринимал мир удивительно жизненно и эмоционально. Это резко выделяло его из академической среды.

Что касается традиций академической школы, то из них он прежде всего черпал пристрастие к необычайности. В сочетании с непосредственностью чувств оно роднило его с романтизмом. Айвазовский создал своеобразный метод цвето-линейного построения картин и свой живописный язык, никого не повторявший и не противоречивший предмету изображения. Эти выразительные средства постепенно претерпели изменения, палитра художника стала светлее, он вплотную подошел к пленэрной живописи. Однако его мировосприятие никогда не менялось, он остался верен своему романтическому характеру или, вернее, живописным урокам моря, с которым подружился еще в детстве.

Но воспроизвести море таким, как оно есть, Айвазовский считал невозможным и потому никогда не писал с натуры, полагаясь лишь на воображение. Художник, видевший в водной стихии свою жизнь, он в сущности не изображал реальное море, а создавал на полотне свое, рассказывал некую сказку о море, отдавая ему собственные чувства, настроения, грезы. Сказочность его искусства точно подметил великий психолог Достоевский в своей статье «Выставки 1860-1961 гг. в Академии искусств». Таким образом, Айвазовский вошел в современное ему искусство, руководствуясь собственными законами художественного мироощущения.

Чарующая световая атмосфера полотен Айвазовского помогает воспринять мечтательность и эмоциональность его искусства. Художник видит в человеке неотъемлемую частицу природы. Человек на его картинах изображен то на фоне спокойного, прозрачного моря, то одиноко шагающим по берегу или сидящим в лодке, устремив вдаль, к свету, мечтательный взгляд. В этих вымышленных романтических героях нетрудно распознать автопортретные черты.

Как-то в беседе с Мартиросом Сарьяном Илья Эренбург поинтересовался, отразилась ли в творчестве Айвазовского его национальная принадлежность. Сарьян сказал: «Какую бы ужасную бурю ни увидели мы на его картине, в верхней части полотна сквозь скопление грозных туч всегда будет пробиваться луч света, пусть тоненький и слабый, но возвещающий спасение. Именно веру в этот Свет пронес через века породивший Айвазовского народ. Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь».

Айвазовскому присуща совершенно самобытная система живописного мышления, выводящая его искусство за рамки принятых в то время канонов. Эта особенность сказалась в отмеченных иногда чрезвычайной условностью, даже абстрактностью цветовых решениях его картин. Страстное, проникновенное и поэтическое творчество Айвазовского, чутко отзывавшееся на запросы времени, привнесло в русскую живопись свежее дыхание. Художник стал одним из наиболее признанных во всем мире представителей русской школы. В этом качестве он был удостоен чести, вторым после О. Кипренского, представить во флорентийский музей Питти автопортрет.

Однако в самой России, начиная с 1870-х годов, искусство Айвазовского все чаще подвергалось острой критике. В. Стасов принимал только ранний период его творчества, А. Бенуа в своей «Истории русского искусства XIX века» писал, что Айвазовский, хотя и значился учеником М. Воробьева, стоял в стороне от общего развития русской пейзажной школы. Подобные выводы делались не только потому, что Айвазовский работал особняком, вдали от центров искусства и показывал свои картины в основном на персональных выставках.

Дело в том, что поэтика и мировосприятие Айвазовского уже не совпадали с тенденциями развития русской культуры. Во второй половине XIX столетия русское изобразительное искусство приобрело ярко выраженный национальный характер. В лице передвижников в русской живописи возник демократический реализм. Вышли на арену корифеи великой реалистической литературы. Что касается Айвазовского, то он по-прежнему повторял себя, свои «сказки» моря, которые были для него естественны и привычны.

Так или иначе, эта критика имела весьма существенное значение: после нее в русском искусствознании долгое время не появлялось ни одного обстоятельного исследования об Айвазовском. Итог спорам вокруг его творчества подвел своим широко известным высказыванием И. Крамской, ближе других знавший художника и написавший его портреты: «Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае, и не только у нас, а в истории искусства вообще»

Шаэн Хачатрян, директор Национальной галереи Армении и Музея Мартироса Сарьяна

Источник

Иван Айвазовский: «Море – это моя жизнь»

Рыбаки на берегу моря, 1852 г.

Художник-маринист* Иван Айвазовский прожил яркую и насыщенную жизнь. Уже в юном возрасте необыкновенный талант Айвазовского был оценен по достоинству самим императором Николаем I. Молодой художник учился у лучших мастеров живописи того времени и очень скоро превзошел даже своих учителей. Жизнь его была полна удивительных знакомств (в юношестве познакомился с А. Пушкиным) и незабываемых путешествий в самые красивые уголки земного шара. Однако, где бы он ни был и с кем бы ни встречался, его главной любовью всегда оставалась живопись, ничто и никто не мог заглушить его творческую натуру и страсть к рисованию, в особенности рисованию морских пейзажей. Богатейшее художественное наследие Айвазовского прямое тому свидетельство.

Иван Айвазовский родился 17 июля 1817 г., в Феодосии, в семье армянского купца Геворка (Константина) Айвазяна (Гайвазовского), и был крещен под именем Ованес (армянская форма имени «Иоанн»). Семья была не особенно богата, поэтому отец его усердно трудился, а сам Айвазовский, повзрослев, также долгое время финансово поддерживал свою семью. Надо отметить, что художник был щедр не только по отношению к своим близким. Сделав себе имя уже в довольно молодом возрасте, Айвазовский выступал в качестве мецената для молодых начинающих художников, принимал активное участие в благоустройстве своей родной Феодосии. Более того, выстроив здесь особняк в итальянском стиле, он со временем превратил его в частный музей, открытый для посетителей. Сегодня это здание Феодосийской национальной картинной галереи им. Айвазовского.

Феодосийская национальная картинная галерея им. Айвазовского

Один из немногих выдающихся художников, которые при жизни получили высокое признание и почет за свой вклад в отечественное и мировое искусство. И это, действительно, отрадно. И все же более отрадно то, что этот человек до самого конца оставался верным самому себе, своему творчеству и с неизменным упоением и мастерством продолжал писать свои любимые морские пейзажи. Согласно официальным данным, Айвазовскому приписывают создание более шести тысяч работ и организацию более 125 персональных выставок дома и за рубежом.

Национальная картинная галерея Армении

Признаюсь, тема моей сегодняшней публикации неслучайна. Этим летом мне довелось увидеть довольно обширную коллекцию этого гениального живописца в Национальной картинной галерее Армении (г. Ереван). И это было незабываемо. Как и многие люди, я была знакома с некоторыми работами Айвазовского на основе репродукций, однако, к счастью или к сожалению, никакая даже самая качественная копия не сравнится с оригиналом художественного произведения, в чем я и убедилась на собственном опыте. В настоящий момент в данной галерее представлено 28 картин Ивана Айвазовского. Выложу здесь те его произведения, что произвели на меня наибольшее впечатление.

Ной спускается с горы Арарат, 1889 г.

Описывать картины Айвазовского, на мой взгляд, бессмысленно. Каждый человек увидит их по-своему. Кто-то будет заворожен, кто-то, вероятно, в смятении поежится, но, самое главное, никто не останется равнодушным.

Венчание поэта в Древней Греции,1886 г.

Кому-то придутся по душе образы спокойного, умиротворенного моря:

Кого-то заденет за живое образ разбушевавшегося моря:

Кто-то не сможет оторвать взгляд от волшебного морского рассвета в тумане:

Неаполитанский залив в туманное утро, 1874 г.

Спасающиеся от кораблекрушения, 1844 г.

Далее мне бы хотелось поделиться некоторыми интересными фактами из жизни Ивана Айвазовского. На мой взгляд, подобная информация всегда намного лучше раскрывает личность человека, чем самая детальная его биография.

1. Существует глубокое заблуждение, что Айвазовский никогда не видел моря. Возможно, этому причиной служит доподлинно известный факт о том, что художник часто создавал свои картины по памяти. На самом деле он вырос в Крыму рядом с морем, это была его родная стихия. Всю свою жизнь он стремился сюда, возвращался сюда и, в конце концов, обосновался здесь.

2. Айвазовский был также одаренным музыкантом. В детстве он самостоятельно научился играть на скрипке и впоследствии часто радовал своих близких и друзей своей игрой.

Рассказывают, что как-то в гостях у художника оказался русский композитор Михаил Глинка. Ему настолько понравились татарские мотивы, которые наигрывал на скрипке Айвазовский, что он даже включил сыгранный им небольшой отрывок в свою оперу «Руслан и Людмила».

3. Есть такое шутливое изречение: «Айвазовский принёс хаос в Европу». А началось все с того, что однажды Папа Римский увидел картину художника «Хаос. Сотворение мира» (рисунок). Она ему настолько понравилась, что он пожелал ее купить, однако художник преподнёс понтифику свою работу в подарок, после чего об Айвазовском впервые заговорили в Европе. Сейчас данное полотно находится в музее на острове Святого Лазаря в Венеции.

Хаос (Сотворение мира), 1841 г.

5. Во времена, когда не было фото и видео устройств, только живописцы могли запечатлеть происходящие вокруг них события. Поэтому, будучи на службе Главного морского штаба, Айвазовскому часто приходилось рисовать батальные сцены непосредственно с мест сражений с целью визуального документирования происходящих событий.

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, 1892 г.

6. Первый брак Айвазовского оказался неудачным. Долгие годы художник был одинок и лишь в возрасте 65 лет обрел истинное семейное счастье, женившись на молодой вдове армянского происхождения Анне Саркисовой-Бурназян, которая, по его признанию, еще больше приблизила его к своим национальным корням.

Анна Никитична Бурназян, 1882 г.

7. «Взрыв корабля» (1900 г., Картинная галерея им Айвазовского, г. Феодосия) – последний (неоконченный) морской пейзаж художника.

За день до своего ухода мастер был полон решимости осуществить свое давнее желание – изобразить героический подвиг знаменитого грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий корабль у острова Хиос во время освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Но окончить работу он, к сожалению, не успел. Глубокой ночью жизнь его внезапно оборвалась. А картина так и осталась незавершенной на мольберте в мастерской художника.

*Маринист – художник-пейзажист, рисующий морские виды, сцены морских баталий и т.д.

Источник

Море моя жизнь айвазовский

море моя жизнь айвазовский. Смотреть фото море моя жизнь айвазовский. Смотреть картинку море моя жизнь айвазовский. Картинка про море моя жизнь айвазовский. Фото море моя жизнь айвазовский

Впервые я увидела настоящее море в 12 лет, но мне казалось, что я знала его всегда разным и фантастически прекрасным. Вот едва трепещут бегущие по волнам первые лучи рассвета, море тихо поёт, качаясь в берегах, точно в огромной колыбели, а вот волны встают во весь гигантский рост и надвигаются рычащей ратью. А вот пламенеет закат, перекатывая по волнам червонное золото своего шлейфа, чарующе растворяется или впитывается в фиолетовый бархат наступающей ночи.

И в этом была заслуга репродукций Айвазовского, которые мама мне показывала с раннего детства, умело связывая их сначала со сказками Пушкина, а позднее с более серьёзными произведениями и учебниками истории.

Много позднее я узнала, что Айвазовский, обожавший и обожествлявший море, не рисовал его с натуры…

Мне кажется, что не любить полотна Айвазовского просто невозможно. Можно ли сопротивляться силе неуёмной любви, помноженной на волшебство таланта?!

В далёком XVIII веке предки Айвазовского переселились из Западной, тогда Турецкой Армении на юг Польши. А в начале XIX века Константин Гайвазовский, будущий отец живописца, занимавшийся торговлей, переселился в Феодосию. 17 июля 1817 года в семье родился сын Иван, или как записано в книге рождений и крещений местной армянской церкви, – «Ованес, сын Геворга Айвазяна».

Домик Айвазовских находился на окраине города, но с возвышения, на котором он располагался, было видно плавную дугу феодосийского залива, крымские степи с древними курганами, старинные крепостные стены и башни.

Способности к рисованию и музыке у мальчика проявились в самом раннем детстве. Он много копировал с гравюр из книги о борьбе греков против османского владычества, и это наложило отпечаток как на его творчество, так и на неприятие поработителей.

Первая картина Айвазовского «Этюд воздуха над морем», появившаяся на академической выставке в 1835 году, сразу же была положительно оценена критиками. С одобрением отозвался о работах молодого художника и А.С. Пушкин. В 1837 году Иван Айвазовский за три работы с морскими видами был награждён большой золотой медалью.

Вскоре Айвазовского направили в Крым писать виды приморских городов, где, плавая на боевых кораблях, Айвазовский близко познакомился с адмиралами М. Лазаревым, Ф. Литке, В. Корниловым, П. Нахимовым, П. Панфиловым. Айвазовский участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши». Позднее написанную картину приобрёл Николай I.

Эта поездка и эти люди укрепили патриотизм художника, и он запечатлел на своих полотнах героические победы русского флота.

За время двухлетнего пребывания в Крыму Айвазовский написал несколько картин, которые были представлены на выставке в Академии художеств. Наиболее впечатляли «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839), «Морской берег» (1840).

В конце лета 1839 года художник вернулся в Петербург, а 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. В 1840 году Академия отправила его в Италию. В Италии Айвазовский познакомился с Гоголем, Панаевым, Боткиным, Ивановым. Выставки художника с большим успехом прошли в Риме и в ряде других европейских городов.

Из Венеции молодой художник отправился во Флоренцию, затем в Амальфи и Сорренто, и некоторое время жил в доме, принадлежавшем когда-то Торквато Тассо. Два следующих года Айвазовский жил то в Неаполе, то в Риме. Итальянское искусство, музеи, природа оказали на художника огромное благотворное воздействие.

«Хаос» Айвазовского вошёл в постоянную экспозицию Ватиканского музея.

Папа Григорий XVI наградил его золотой медалью. А английский маринист Уильям Тернер настолько восхитился живописью Айвазовского, что посвятил ему стихи, в которых назвал его гением.

Айвазовский был единственным представителем русского искусства, участвующим в международной выставке, организованной в Лувре. Парижский Совет Академий вручил ему золотую медаль. А 10 лет спустя он станет первым из иностранных художников кавалером ордена Почётного легиона.

Вернувшемуся в Россию Айвазовскому дали звание академика и направили в Главный морской штаб, с поручением написать балтийские виды.

В 1841 году художник изменил фамилию Гайвазовский на Айвазовский.

В 1845 году художник обзавёлся землёй в Феодосии, сам спроектировал дом и поселился в нём.

В 1869 году Айвазовский ездил в Египет и участвовал в церемонии открытия Суэцкого канала. Впечатлённый путешествием, Айвазовский создал ряд картин с изображением природы, пирамид, сфинксов, жизни и быта египтян.

В 1880 году художник открыл в Феодосии собственный выставочный зал, в котором выставлял свои картины, которые должны были покинуть Феодосию.

В 1882 году Айвазовский женился на молодой вдове купца Анне Никитичне Саркисовой-Бурназян. Говорят, что этот брак для обоих супругов был счастливым.

Критики считают, что одно из своих наиболее значительных полотен Айвазовский создал в 1881 году, это картина «Чёрное море». А к вершине творчества художника относят написанную 1898 году картину «Среди волн».

Айвазовский до глубокой старости был полон новых замыслов и постоянно трудился. Когда его спросили, какую из своих картин он считает лучшей, художник, не задумываясь, ответил: «Ту, что стоит на мольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать».

19 апреля 1900 года Ивана Константиновича Айвазовского не стало. Согласно его воле, художника похоронили в Феодосии, во дворе церкви Сурб Саргис, где он был крещён и где венчался.

«Какую бы ужасную бурю ни увидели мы на его картине, в верхней части полотна сквозь скопление грозных туч всегда будет пробиваться луч света, пусть тоненький и слабый, но возвещающий спасение. Именно веру в этот Свет пронёс через века породивший Айвазовского народ. Именно в нём, этом Свете, и заключён смысл всех изображённых Айвазовским бурь» (Мартирос Сарьян).

На его надгробье высечены по-древнеармянски слова историка V века Мовсесе Хоренаци – «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».

Источник

Виртуозному живописцу моря Айвазовскому

Так море не писал никто,
Воздушно, ярко, вдохновенно.
Оно сияло красотой
В ажуре изумрудно-пенном

Он кистью ловко создавал
Непревзойденные пейзажи.
В них яростный девятый вал
Крушил на щепки бриг отважный.

И Пушкин, у прибрежных скал,
Глядел в пучины вод морские.
И строки звучные слагал-
«Прощай свободная стихия»

Везувий, в дымке голубой,
Венецианские закаты.
И доблестный Синопский бой,
И неприступный форт Кронштадта

И золотящийся песок,
Феодосийского залива,
Где вдаль уносится челнок,
По водам сонно-молчаливым.

Как завораживают взгляд,
Его искусные марины.
В них оживает волн каскад,
При шторме бирюзово-синем.

В них слышен ветра дикий свист,
И всплесков моря отголоски.
Таков он, крымский маринист,
Романтик кисти Айвазовский.

На иллюстрации Национальная картинная галерея имени И. К. Айвазовского в Феодосии. Фото автора
________________
В стихотворении упомянуты следующие картины:

Черное Море 1881. Третьяковская Галерея, Москва
http://www.tanais.info/art/pic/aivazovsky25.html

Девятый вал 1850.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
http://www.tanais.info/art/pic/aivazovsky14.html

Прощание Пушкина с Черным морем (в соавторстве с Репиным) 1877. Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
http://www.tanais.info/art/pic/aivazovsky26.html

Неаполитанский залив утром. 1842.. Картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия
http://www.tanais.info/art/pic/aivazovsky7.html

Венеция 1842. Дворцово-парковый музей-заповедник Петергоф
http://www.tanais.info/art/pic/aivazovsky53.html

Синопский бой 1853. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
http://www.tanais.info/art/pic/aivazovsky117.html

Кронштадт 1844. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *