монолог актера на пробах
10 лучших монологов для прослушиваний
Для поступления на программы актерского и театрального искусства нужно прочитать какой-либо отрывок художественного произведения на прослушивании. Что стоит выбрать? Советы от Стюарта Говарда — режиссера по подбору персонала для театра, кинематографа и телевидения из Нью-Йорка.
Скажу сразу: списка идеальных монологов для актеров просто не существует. Есть те, что нравятся лично мне, например, «Советы Гамлета актерам» («Произносите монолог, прошу вас…»). В этом отрывке прекрасно сочетаются потрясающий язык, харизма персонажа и доля юмора, однако играть Гамлета не все могут, да и не всем стоит это делать. Я считаю, что монолог должен подходить актеру и наоборот. Я могу сказать вам, что такие-то монологи – хорошие, но если они вам не подходят, и вы не испытываете удовольствия от их исполнения, вряд ли они могут что-то вам дать.
Еще о классике: если на прослушивании от вас требуется представить один из шекспировских монологов, не стоит рассчитывать, что вы можете выгодно отличиться, выучив сонет. В пьесах Шекспира вы найдете десятки великолепных персонажей и монологов, как в стихах, так и в прозе.
Актеры все время спрашивают у меня совета, смешным или серьезным должен быть отрывок. Я отвечаю – выбирайте то, что вам больше подходит и то, что вам больше нравится, но не забывайте, что с коротким комичным отрывком сложнее произвести хорошее впечатление, чем с коротким серьезным.
Актеры часто задают вопрос «Что вообще такое монолог?» Согласно словарю Уэбстера, «монолог – отрывок или произведение, в стихах или прозе, представляет собой слова или мысли отдельного персонажа». Так что диалог, из которого выбросили реплики второго персонажа, считать монологом точно нельзя. Думаю, лучший пример мы снова можем найти в «Гамлете»: это монолог, начинающийся со слов «Быть или не быть». Главный герой стоит один на сцене, и, в зависимости от видения режиссера, рассуждает сам с собой или обращается к залу.
Мне хотелось бы дать несколько советов актерам. Лучшее, что вы можете сделать – читайте, читайте больше, а потом читайте еще. Влюбитесь в слова автора и выберите монолог, который лучше всего позволяет выразить эту любовь. Ищите знакомые пьесы и читайте все те, что вам советуют. Если вы увидите и полюбите постановки «Любовь под вязами» или «Траур – участь Электры» Юджина О’Нила или «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера, «Странная пара» Нила Саймона или мюзикл «Юг Тихого Океана» Роджерса и Хаммерстайна – почему бы вам не начать читать О’Нила, Шиллера, Саймона, или Роджерса с Хаммерстайном?
Монолог для прослушивания из мюзикла? Конечно. Их очень много, и некоторые из них можно смело использовать, чтобы впечатлить режиссера. Мой любимый – монолог Корнелиуса Хэкла в «Хэлло, Долли!». Корнелиуса и других персонажей мюзикла арестовали, и, сидя в тюрьме, он вдруг обращается к зрителям с вопросом, знают ли они, как прекрасна его возлюбленная. Монолог взят из комедии Торнтона Уайлдера «Сваха», которая легла в основу мюзикла. Великолепно подходит для прослушиваний, потому что он чрезвычайно романтичный и трогательно смешной. Каждый влюбленный понимает чувства Корнелиуса.
Монолог для прослушивания «Мера за меру»: Клавдио
автор: Уильям Шекспир
Советую молодым людям обратить внимание на Клавдио в этой пьесе. У него есть потрясающий монолог, обращенный к сестре. Клавдио оказался в тюрьме за свое развратное поведение, и сестра говорит ему, что не пожертвует своей невинностью, чтобы спасти ему жизнь. Монолог начинается со слов «Но умереть. уйти — куда, не знаешь. ». Клавдио внезапно понимает, что на кону – его жизнь и желает, чтобы сестра почувствовала его отчаяние. Кстати, если вы берете произведение, написанное на иностранном языке, выберите тот перевод, который вам больше нравится и лучше звучит на родном языке.
Монолог «Буря»: Тринкуло
автор: Уильям Шекспир
Если вы ищите более взрослого персонажа с тонким чувством юмора – обратите внимание на монолог Тринкуло из «Бури». Он начинается со слов «Ни тебе деревца, ни тебе кусточка…» и произносится персонажем, когда тот ищет убежище от бури и натыкается на труп человека. Отрывок полон смешных описаний, все то, что Тринкуло видит, вызывает у него неподдельное отвращение.
Монолог для прослушивания «Двенадцатая ночь»: Виола
автор: Уильям Шекспир
Мечта каждой девушки – сыграть Виолу в «Двенадцатой ночи». Когда персонаж совсем запутался в своих чувствах, возникает прекрасный монолог. Он начинается «Какое-то кольцо. Что с ней случилось?» Не часто придется играть смущенную девушку, переодевшуюся в юношу, и ставшую объектом любви прекрасной дамы.
«Чайка»: Константин
Чехов – один из моих любимых драматургов. Константин, главный персонаж пьесы, рассказывает своему дорогому дяде о том, что мать его не любит. Монолог начинается со слов «Любит — не любит…». Этот отрывок очень печальный, откровенный и берет за душу.
«Чайка»: Маша
Маша – один из самых великолепных персонажей современной драматургии. Обратите особое внимание на ее монолог о будущем муже, школьном учителе, который любит ее всей душой, и которого она сама терпеть не может. Начинается со слов «Все это я рассказываю вам как писателю».
«Мечтательница»: Джорджи
Джорджи, главная героиня пьесы, просыпается и, собираясь на работу, совершает утренний туалет перед зеркалом. Монолог очаровательный, смешной и искренний.
«Приглашение в март»: Камилла
автор: Артур Лорентс
Пьеса начинается с того, что главная героиня, дама среднего возраста, Камилла Яблонски, обращается к залу и рассказывает кто она, где живет, чего хочет от жизни, и как она этого добьется. Монолог очень забавный и живой.
«На всякого мудреца довольно простоты»: Глумов
автор: Александр Островский
Главный герой, молодой Глумов, обращается к своей возлюбленной, Клеопатре. Этот эмоциональный монолог никого не оставит равнодушным. Начинается со слов «Как мне огорчить вас!»
«Страх и нищета в Третьей империи»: Жена-еврейка
автор: Бертольд Брехт
Это очень длинный монолог (около 20 минут), однако его можно разделить на великолепные отрывки. Еврейская женщина собирает чемоданы и разговаривает сама с собой, затем со своим мужем, и, наконец, уходит от него. Она не хочет, чтобы ее религия испортила ему жизнь. Он не пытается ее остановить.
«Клео, Кемпинг, Эммануэль и Дик»: Имоджен
автор: Терри Джонсон
Очень смешная пьеса о киноиндустрии. Имоджен, красивая и соблазнительная актриса, перебрала спиртного, и рассказывает всем вокруг, что хочет, чтобы ее запомнили за ее талант, а не за ее сексуальную внешность.
Помните, главное в прослушивании не сам монолог, а то, как вы его представите. Выбирайте тот, что вам по душе, а когда он вам надоест – ищите другой.
Автор: Стюарт Говард, режиссер по подбору персонала для театра, кинематографа и телевидения из Нью-Йорка. Среди его последних работ – современная постановка «Вестсайдской истории». Имеет степень бакалавра искусств Университета Карнеги-Меллон и магистра драматургии Университета Пердью, а также диплом по французской классической драматургии Сорбонского Университета.
В момент, когда актер входит в комнату для прослушивания, мнение о том, подойдет он на роль или нет, сразу же складывается на основе его подготовки. Тщательная подготовка порождает уверенность в себе, полную отдачу и блестящую демонстрацию актерских способностей во время прослушивания. Отсутствие подготовки приводит к обратному. И, хотя чаще всего на прослушиваниях актеры читают текст с листа, иногда их все же просят подготовить монолог.
Чтение монологов по-прежнему распространено для прослушиваний в театры и для встречи с агентом. Прежде чем подготовить монолог, необходимо сделать правильный выбор материала. Иногда это может стать весьма сложной задачей.
Как выбрать правильный монолог? Какие параметры стоит учитывать при выборе?
Следуйте приведенным ниже советам, чтобы выбрать монолог, который подходит именно вам…
#1: Определите свой типаж
Монолог – это отличный способ показать ваши актерские способности. Для этого очень важно знать свой типаж. Как правило, для кастинга на ту или иную роль, актера выбирают по типажу. И монолог, который помогает раскрыть подходящий типаж, дает режиссеру возможность увидеть ваш индивидуальный подход к роли.
Более того, актер, читающий монолог, который не соответствует его типажу не сможет удержать внимание. Прослушивание – это однозначно не место для экспериментов. Для определения типажа необходимо учитывать следующие параметры: возраст, индивидуальные особенности, внешние характеристики, акцент и т.д.
#2: Интересно ли на вас смотреть?
Помимо всего прочего, на актера должно быть интересно смотреть. Постарайтесь выбрать монолог, в который вы верите, и который также интересен в вашем исполнении. Это значит, у истории должно быть начало, середина и заключение. Это значит, что в течение монолога с персонажем должны произойти изменения. Монолог должен быть хорошо выстроен: мотивация персонажа четко ясна, и его речь не является простым информационным потоком.
Выбирайте монолог, в котором есть элементы комедии и драмы, присутствует неожиданный поворот, или выбирайте неординарный монолог.
#3: Краткость – сестра таланта
Краткость – это душа хорошего монолога. Эффектный монолог должен быть около минуты длиной, максимум полторы. Вы не хотите, чтобы ваша аудитория заскучала. Тридцать секунд хорошей игры стоят намного больше, чем 3 минуты посредственного представления.
#4: Вы должны быть знакомы с материалом
Играли ранее в пьесе с хорошим монологом? У вас есть любимый драматург, в чьей пьесе вы хотите сыграть? Знакомый материал способствует более быстрой подготовке и лучшему вживанию в роль.
Тем не менее, актерам стоит избегать слишком известных или избитых монологов. Совет: прочитайте пьесу/сценарий полностью, прежде чем выбрать монолог; однозначно не стоит выбирать военную речь из фильма «Храброе сердце».
#5: На какую роль кастинг?
И последнее. Подумайте, на какую роль вас пригласили, и кто будет присутствовать на кастинге. Всегда старайтесь, чтобы монолог соответствовал роли (см. #1). Те, кто проводят кастинг, должны увидеть, что вы действительно подходите на данную роль.
Также при выборе монолога необходимо учитывать стиль режиссера проекта. У одного режиссера может быть весьма современный подход, у другого – более традиционный. Старайтесь соответствовать.
Эти пять простых шагов помогут актеру выбрать для себя хороший монолог. Но помните, как только монолог будет готов, начнется настоящая работа!
Монолог актера на пробах
А.П. Чехов. «Чайка». Монолог Кости Треплева (сцена разговора с дядей перед спектаклем)
А.П. Чехов. «Чайка». Монолог Тригорина (сцена разговора с Заречной перед отъездом).
А.П. Чехов. «Три сестры». Монолог Андрея Прозорова.
О, где оно, куда ушло мое прошлое, когда я был молод, весел, умен, когда я мечтал и мыслил изящно, когда настоящее и будущее мое озарялись надеждой? Отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, бесполезны, несчастны.
Город наш существует уже двести лет, в нем сто тысяч жителей, и ни одного, который не был бы похож на других, ни одного подвижника ни в прошлом, ни в настоящем, ни одного ученого, ни одного художника, ни мало-мальски заметного человека, который возбуждал бы зависть или страстное желание подражать ему. Только едят, пьют, спят, потом умирают. родятся другие, и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством, и жены обманывают мужей, а мужья лгут, делают вид, что ничего не видят, ничего не слышат, и неотразимо пошлое влияние гнетет детей, и искра божия гаснет в них, и они становятся такими же жалкими, похожими друг на друга мертвецами, как их отцы и матери.
Настоящее противно, но зато когда я думаю о будущем, то как хорошо! Становится так легко, так просторно; и вдали забрезжит свет, я вижу свободу, я вижу, как я и дети мои становимся свободны от праздности, от квасу, от гуся с капустой, от сна после обеда, от подлого тунеядства.
Милые мои сестры, чудные мои сестры! Маша, сестра моя.
А.П. Чехов. «Три сестры». Монолог Вершинина (сцена прощания с Машей).
Алла Соколова. «Фантазии Фарятьева». Монолог Фарятьева (сцена объяснения с Александрой).
У. Шекспир. «Гамлет». Монолог Гамлета (перевод Б. Пастернака).
Быть или не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть. и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чём разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снёс бы униженья века,
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств. Но довольно!
Офелия! О радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.
А.П. Чехов. «Иванов». Монолог Боркина (управляющего имением Иванова).
А.П. Чехов. «Иванов». Монолог Иванова.
А.П. Чехов. «Дядя Ваня». Монолог Войницкого.
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Монолог Чацкого.
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Монолог Чацкого (финальный).
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Монолог ФАМУСОВА.
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Монолог ФАМУСОВА (ближе к финалу).
Н. Эрдман. «Самоубийца». Монолог Семена Семеновича Подсекальникова.
С. Есенин. «Пугачев». Монолог Хлопуши.
М. Горький. «На дне». Монолог Сатина (сцена спора с Бароном о Луке).
М. Горький. «Дачники». Монолог Двоеточия (беседа с Сусловым).
Ф.М. Достоевский. «Идиот». Монолог князя Мышкина (в разговоре с Лакеем).
Ф.М. Достоевский. «Идиот». Монолог князя Мышкина (в разговоре со Старичком).
КиноПочти знаменит: Лучшие записи актерских проб кинозвезд
Самые веселые, трагичные, убедительные (и нет) видео с кинокастингов, утекшие в интернет
Для большинства из нас, никогда не пробовавших свои силы на съемочной площадке, прослушивания остаются чем-то из области фантастики. Иногда, правда, удается подглядеть за актерскими пробами, когда та или иная запись чудом попадает в интернет. Так, на этой неделе все обсуждали кастинговое видео Кхала Дрого, то есть, извините, Джейсона Момоа. Мы решили вспомнить, какие еще видео проб можно свободно посмотреть на YouTube, и узнать, как актеры получили знаковые роли.
Джейсон Момоа — Кхал Дрого
«Игра Престолов», 2011–2012
Роуз Бирн — Джеки Кью
«Побег из Вегаса», 2010
Многие до сих пор воспринимают Роуз Бирн исключительно как драматическую актрису, при том что комедия дается ей отлично. Австралийка Бирн легко вжилась в роль скандальной поп-звезды Jackie Q и на кастинговой записи отыгрывает разговор своей героини с персонажем Рассела Брэнда Альдусом Сноу. Этот Сноу тоже ничего не знает: подвыпившая Джеки обвиняет его в том, что он стал совсем скучным, только и делает, что занимается своей йогой да ест тофу. В «Побеге из Вегаса» от красочной ругани актеров осталось всего ничего. Так что посмотреть ролик с проб стоит хотя бы затем, чтобы узнать, как развивалось бы дело, если бы героине дали возможность договорить. Ответ — ужасно смешно, с обилием пьяных ругательств и даже пощечиной.
Рейчел Макадамс — Элли Гамильтон
«Дневник памяти», 2004
Без «Дневника памяти» Рейчел Макадамс навсегда бы осталась в нашей памяти как Реджина Джордж — королева школы и заклятый друг Линдси Лохан в «Дрянных девчонках». В романтической драме по роману Николаса Спаркса она снялась вместе с тогда еще никому неизвестным Райаном Гослингом. Фильм про влюбленных, преодолевших войну и статусные различия, показал, что Макадамс прекрасно может играть драму и перевоплощаться в кого угодно. Актриса прочитала сценарий всего за два дня до кастинга, но тем не менее ее утвердили на роль сразу после прослушивания. Просто посмотрите видео — оно говорит само за себя.
Эмма Стоун — Олив Пендергаст
«Отличница легкого поведения», 2010
Эмма Стоун зачастую играет саму себя: умную и острую на язык, невероятно очаровательную и непосредственную девушку. Любой фильм от ее присутствия только выигрывает, особенно когда дело касается комедий. В «Отличнице легкого поведения» героиня Стоун Олив решает записать видеоблог, чтобы рассказать, что случилось на самом деле (спойлер: нет, она не спала со всеми подряд). Для прослушивания Стоун решила не изобретать велосипед и записала дома на веб-камеру монолог своей героини. Пусть качество видео сильно хуже, чем у красивой киносъемки, на актерской игре Стоун это совсем не сказывается.
Натали Портман — Матильда
«Леон», 1994
Посмотрите, как Натали Портман невозмутимо чувствует себя перед камерой и даже немного флиртует с человеком, помогающим ей читать свои реплики, — после такого не взять актрису на роль было бы преступлением. Для Портман это была первая работа в кино, к которой она шла долго и упорно: ездила в театральный лагерь, участвовала в постановках и брала актерские классы. После «Леона» ее карьера выстрелила, что немудрено: сразу было понятно, что эта девушка останется в кино надолго.
Джерард Батлер — Дракула
«Дракула 2000», 2000
Король Спарты Леонид I, также известный как Джерард Батлер, изображает Дракулу для «Дракулы 2000» — чудовищной экранизации Брэма Стокера. Батлер подготовился к пробам не на шутку: здесь он в парике, с совершенно безумным взглядом, а также переигрывает так, что, кажется, вот-вот упадет занавес. В общем, что тут рассказывать — смотрите в свое удовольствие, только в наушниках: Батлер слишком эротично дышит прямо в микрофон — на работе такое смотреть опасно.
Скарлетт Йоханссон — Джуди Шепард
«Джуманджи», 1995
Габури Сидибе — Кларисса
«Прешес» Джонс
«Сокровище», 2009
Габури Сидибе сначала не хотела идти на пробы. Она никогда не снималась раньше и не верила в себя. В день проведения кастинга Габури отправилась на учебу, но не смогла туда доехать из-за неожиданно перекрытой на ремонтные работы дороги. Актриса сочла эту случайность знаком и, решив, будь что будет, отправилась на пробы. До того, как о Сидибе заговорил весь мир, Джоан Кьюсак как-то на вечеринке посоветовала ей сменить профессию из-за ее нестандартной фигуры, а в итоге роль Прешес принесла актрисе номинацию на «Оскар», множество наград и моментальную славу. Даже по одному ролику понятно, почему, — и поделом тебе, Джоан.
Джим Керри — Энди Кауфман
«Человек на луне», 1999
Джим Керри может сыграть какого угодно персонажа, и в этой своей кастинговой записи он решил показать все, на что способен. Джим Керри поет в караоке. Джим Керри играет на барабанах. Джим Керри теряет речь. Джим Керри — единственный возможный Энди Кауфман, а также его альтер эго Тони Клифтон — обоих он мастерски изображает в самостоятельно записанном ролике. Режиссер Милош Форман разослал нескольким большим актерам записи с выступлениями Кауфмана (в том числе Николасу Кейджу, Эдварду Нортону и Джону Кьюсаку) и предложением записать свой вариант — Керри, без сомнения, оказался лучшим.
Кристен Белл и Джейсон Сигел —
Сара Маршалл и Питер Бреттер
«В пролете», 2008
Джейсон Сигел (Маршалл из «Как я встретил вашу маму») и Кристен Белл (любительница ленивцев) — отличная пара, при условии, что они ссорятся, конечно. Актеров на пробах попросили без сценария отыграть своих персонажей друг с другом, чтобы проверить, как они будут смотреться в кадре. Камера остается на Белл, однако за кадром слышится голос Сигела, который попросту нельзя перепутать. Актеры сами с трудом сдерживаются от того, чтобы не смеяться в голос, — зрителю, слава богу, сдерживаться не нужно. Надеемся, что когда-нибудь они еще раз сыграют комедийным тандемом — и себе, и зрителям в удовольствие.
Генри Томас — Эллиот
«Инопланетянин», 1982
Мы знаем, как получить роль, — нужно просто заставить Спилберга расплакаться. Маленькому Генри Томасу нужно было показать на прослушивании, что он может разрыдаться на съемке, и это ему без труда удалось. Генри попросили вспомнить, как умерла его собака, после чего его реплики про «лучшего друга» и то, как он не хочет с ним расставаться, становятся совершенно душераздирающими. Томас не только расплакался сам, но и довел до слез режиссера, который в конце попросту говорит: «Парень, роль — твоя».
Хью Лори — Грегори Хаус
«Доктор Хаус», 2004–2012
Хью Лори, кажется, как проснулся, так и сел записывать это видео — оно и к лучшему, ведь только с таким отношением можно подходить к роли главного саркастичного доктора современного телевидения. В видео Хаус препирается с Кадди, то есть занят делом, на которое у него уходит добрая половина сериального времени. Тех, кто скучает по шоу, отправляем смотреть, как все только начиналось, — с зачитыванием на камеру одной из первых сцен пилотной серии, когда Хью Лори для окружающих все еще был Хью Лори, а не «доктором Хаусом» — врачом-диагностом и мастером цитировать «философа» Джаггера.