момент настоящего в психотерапии и повседневной жизни
Момент настоящего в психотерапии и повседневной жизни
Книги по психологии и психотерапии запись закреплена
Книга Дэниэла Стерна, американского психиатра, исследователя в области гештальттерапии и современного психоанализа, специализировав-шегося на теориях детского развития, представляет собой детальный анализ уникальных моментов терапевтической встречи, благодаря которым в диалоге терапевта и клиента возникает возможность достичь неповторимой соразделенности опыта. Автор исследует одно из трех оснований классической гештальттерапии: принцип «здесь и сейчас» и описывает момент изменения в психотерапии, который возможен через момент контакта, момент настоящего. Размышления автора и анализ момента настоящего основаны на клинических наблюдениях и скрупулезной исследовательской деятельности в течение нескольких десятилетий.
Книга адресована практикующим психотерапевтам различных направлений, студентам психотерапевтических школ, а также всем тем, кто интересуется глубинными аспектами межличностной коммуникации..
ОГЛАВЛЕНИЕ
Несколько слов о книге 5
Предисловие редакторов 8
Предисловие 11
Выражения благодарности 20
Часть 2. КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИЯ МОМЕНТА НАСТОЯЩЕГО
Глава 5. Интсрсубъективная матрица 92
Глава 6. Интерсубъективность как основная первичная мотивационная система 115
Глава 7. Имплицитно узнаваемое 130
Глава 8. Роль сознания и понятие интерсубъективного сознания 140
Краткосрочная терапия, ориентированная на решение
Ориетация на настоящее и будущее
Краткосрочная терапия, ориентирвоанная на решение (SFBT) фокусируется на настоящем и будущем, возможных ситуациях, обстоятельствах и целях человека, а не на прошлом опыте. В этой целенаправленной терапии симптомам или проблемам, которые приводят человека к психотерапии, обычно уделяется мало внимания. Потребность в альтернативном подходе к психотерапии «прошлого», например, психоанализа была признана, поскольку и пациенты и психотерапевты начали сожалеть о количестве энергии, времени, денег и других ресурсов, потраченных на обсуждение и анализ проблем, выявленных в прошлом, в то время как проблемы, изначально приводившие человека к психотерапии продолжали оказывать негативное влияние в настоящем. SFBT стремится как можно быстрее разработать решения настоящей ситуации, вместо того, чтобы удерживать людей на терапии в течение длительных периодов времени, якобы для того, чтобы обеспечить хорошее самочувствие на оставшуюся жизнь.
Навыки, ресурсы и способности
Те, кто проходит психотерапию, практикуются в представлении будущих сценариев, а психотерапевт предлагает поддержку в определении навыков, ресурсов и способностей, необходимых для успешного достижения поставленных целей.
Уточнение целей
SFBT признает, что люди уже знают, на каком-то уровне, какие изменения необходимы в их жизни, и надо лишь помочь людям прояснить свои цели. Практики SFBT мотивируют пациента представить себе будущее, которое он хотел бы видеть, а затем совместно разработать ряд шагов, которые помогут им достичь этих целей. Здесь необходимо определить время в жизни, когда текущая проблема была либо менее острой, либо более управляемой, и оценить, какие факторы здесь сработали (были другими) или какие решения мог бы принять пацент, которые помогли разрешению ситуации.
Как улучшить свои способности?
В процессе психотерапии важно определить какими способами можно улучшить свои способности, чтобы достичь желаемого результата. Психотерапевты, практикующие SFBT, пытаются направлять людей в процессе терапии через процесс распознавания того, что для них работает, помогают им понять, как лучше всего продолжать практиковать эти стратегии, и побуждают их признать и отметить успех.
Эксперименты с новыми подходами
Психотерапевты практикующие SFBT поддерживают людей в терапии, когда они экспериментируют с новыми подходами к решению проблем.
Вопросы
В SFBT психотерапевты задают вопросы определенного типа, чтобы направлять сеанс терапии в необходимую сторону. Например, «справочные вопросы» могут помочь продемонстрировать тем, кто проходит терапию, их стойкость и количество способов, которыми они могут справляться с проблемами в своей жизни. Примером может быть, такой вопрос: «Как вам удается выполнять свои повседневные обязанности перед лицом таких трудностей?», а ответ — помочь осознать свои способности справляться с проблемами. По сути, эта «линия вопросов» позволяет объяснить, как бы жизнь выглядела иначе, если бы проблемы не существовало, что может помочь им определить то, какие небольшие практические шаги надо сделать, чтобы немедленно начать изменения.
Повседневная жизнь
Один из таких вопросов — это «вопрос преодоления трудностей». Этот вопрос призван помочь пациентам осознать свою устойчивость и определить некоторые способы, которыми они уже эффективно справляются со своими текущими проблемами («Как вы справляетесь с такими трудностями, чтобы выполнять свои повседневные обязанности?»).
В вопросах со шкалой используется шкала от 0 до 10, чтобы оценить текущие обстоятельства, достигнутый прогресс или то, как кто-то рассматривается другими. Кроме того, этот подход может оказаться менее сложным для людей, которым трудно выразить словами свой опыт (алекситимия).
Чудо
Другой тип вопросов, распространенных в SFBT, — это «вопрос о чуде». Чудо-вопрос побуждает клиентов представить себе будущее, в котором их проблемы больше не влияют на их жизнь. Представление этого желаемого будущего поможет пациентам увидеть путь вперед, позволяя им поверить в возможность этого будущего и помогая им определить конкретные шаги, которые они могут предпринять, чтобы это произошло. Этот вопрос обычно задают следующим образом: «Представьте, что произошло чудо. Эта проблема, с которой вы боретесь, внезапно исчезла из вашей жизни. Как бы выглядела ваша жизнь без этой проблемы?».
Наши лучшие ожидания
Если вопрос о чуде не сработает, или если пациент не может представить себе это чудо будущего, психотерапевт SFBT может вместо этого использовать вопрос: «наилучшие надежды». Ответы на эти вопросы помогут установить, чего пациент надеется достичь, и помогут ему или поставить реалистичные и достижимые цели. Вопросы о «наилучших надеждах» могут включать следующее: Какие у вас самые большие надежды на сегодняшнюю сессию? Что должно произойти на этом сеансе, чтобы вы перестали думать о своей проблеме? Как вы узнаете, что все «достаточно хорошо» для завершения наших занятий? Что должно произойти на этих сеансах, чтобы ваши родственники/друзья/коллеги могли сказать: «Я очень рад, что вы пошли к психотерапевту»?
Вопросы исключения
Чтобы выявить исключения из проблем, беспокоящих пациентов, психотерапевты задают «исключительные вопросы». Это вопросы, касаются опыта пациентов как с проблемами, так и без них. Это помогает различать обстоятельства, при которых проблемы наиболее активны, и обстоятельства, при которых проблемы либо не имеют силы, либо уменьшают влияние на настроение или мышление. Вопросы-исключения могут включать в себя следующие: «Расскажите мне о моментах, когда вы чувствовали себя наиболее счастливыми», «Что в этом дне сделало его лучше?» Можете ли вы вспомнить времена, когда в вашей жизни не было проблемы?
Масштабирование
Другой вопрос, который часто используется SFBT, — это «вопрос масштабирования». Пациентов просят оценить свой опыт (например, как их проблемы в настоящее время влияют на них, насколько они уверены в своем лечении и как, по их мнению, прогрессирует лечение) по шкале от 0 (самый низкий) до 10 (самый высокий). Это помогает психотерапевту оценить прогресс и узнать больше о мотивации и уверенности пациентов в поиске решения.
Старые шаблоны и новые стратегии
Подумайте о том, что вы делаете в проблемной ситуации. Измените любую деталь, какую сможете. Выберите что изменить, например, время, положение вашего тела (что вы делаете со своим телом), что вы говорите, место или порядок, в котором вы делаете что-то;
Вспомните время, когда у вас не все складывалось хорошо. Когда это произойдет? Какую часть этой проблемной ситуации вы теперь будете делать по-другому?
Подумайте о чем-то, сделанном кем-то другим, что может улучшить проблему. Попробуйте сделать то, что они делают, в следующий раз, когда возникнет проблема. Или подумайте о том, что вы сделали в прошлом, что улучшило ситуацию. Попробуйте сделать это в следующий раз, когда возникнет проблема; Подумайте о том, что делает кто-то другой, что помогает улучшить положение вещей. Как зовут человека и что он делает из того, что вам может пригодиться? Подумайте о том, что вы сделали в прошлом, что помогло улучшить ситуацию. Что вы сделали, и что будете делать в следующий раз?
Поймите, что вы чувствуете, но не позволяйте чувствам определять ваши действия. Позвольте вашему мозгу определять действия; Чувства — отличные советчики, но плохие мастера (мастера дают информацию и помогают понять, что вы можете сделать; советники не дают вам выбора); Подумайте о чувстве, которое раньше доставляло вам неприятности. Какое чувство вы хотите, чтобы оно перестало доставлять вам неприятности? Подумайте, какую информацию вам сообщает это чувство, а какую мастера. Что, по вашему мнению, вам следует сделать, чтобы дела пошли лучше?
Измените то, на чем вы сосредоточены. То, на что вы обращаете внимание, будет становиться больше в вашей жизни, и вы будете замечать это все больше и больше. Чтобы решить проблему, попробуйте сместить свой фокус или точку зрения.
Подумайте о том, на что вы слишком много тратите времения и уделяете внимания. Что вызывает у вас проблемы, когда вы сосредотачиваетесь на этом? Подумайте о чем-то, на чем вы вместо этого сосредоточитесь. На чем вы сосредоточитесь, чтобы это не доставляло вам неприятностей?
Представьте себе время в будущем, когда у вас не будет проблемы, с которой вы столкнулись прямо сейчас. Поработайте в обратном направлении, чтобы выяснить, что вы можете сделать сейчас, чтобы это будущее сбылось. Подумайте, что изменится для вас в будущем, когда дела пойдут лучше. Подумайте о чем-то, что вы бы сделали по-другому, прежде чем в будущем дела пойдут лучше. Что вы сделаете иначе?
Иногда пациенты с проблемами говорят о том, как другие люди или обстоятельства вызывают эти проблемы и почему невозможно добиться большего. Измени свою историю. Расскажите о случаях, когда проблема не возникала, и о том, что вы делали в это время. Контролируйте то, что вы можете контролировать. Вы не можете контролировать других людей, но вы можете изменить свои действия, и это может изменить то, что делают другие люди.
Вспомните время, когда у вас не было проблемы, которая вас беспокоит. Поговорим о том времени.
Если вы верите в Бога или высшую силу, сосредоточьтесь на Боге, чтобы дела шли лучше. Когда вы сосредоточены на Боге или просите Бога помочь вам, ваши дела могут пойти лучше. Вы верите в Бога или в высшую силу? Поговорите о том, как вы будете искать помощи у своего Бога, чтобы дела шли лучше.
Используйте разговоры о действиях, чтобы дела шли лучше. Обсуждение действий основаное на фактах, касается только того, что вы видите, и не касается того, что, по вашему мнению, думал или чувствовал другой человек — у нас нет возможности узнать это наверняка. Когда вы подаете жалобу, расскажите о действии, которое вам не нравится. Когда вы делаете запрос, говорите о том, какое действие вы хотите, чтобы этот человек сделал. Когда вы кого-то хвалите, расскажите, какое действие вам понравилось. Поблагодарите кого-нибудь за то, что вы сделали то, о чем вы просили, используя слова о действиях.
Журнал Практической Психологии и Психоанализа
Что я имею в виду, когда говорю о клиент-центрированном или человекоцентрированном подходе? Для меня этот подход выражает основной предмет всей моей жизни как профессионала, поскольку он прояснялся для меня по мере получения опыта, взаимодействия с другими людьми и проведения исследований. Он проявил себя и свою эффективность в различных областях еще до того, как название “человекоцентрированный подход” оказалось для него наиболее подходящим.
Центральная гипотеза этого подхода кратко может быть сформулирована так: человек обладает в самом себе огромными ресурсами для самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только в том случае, если благодаря фасилитирующим психологическим установкам создается определенный климат.
Существует неуклонно увеличивающийся массив полученных в исследованиях доказательств того, что, вообще говоря, когда существуют эти три фасилитирующие условия, изменения в поведении и личности обязательно происходят. Эти исследования проводились в США и других странах, начиная с 1949 года и по настоящее время. В них изучались изменения установок и поведения в процессе психотерапии, изменения уровня школьного обучения и изменения поведения шизофреников. В целом они подтверждают мою гипотезу (резюме исследований см.: Rogers, 1980).
Еще одна особенность человекоцентрированного подхода
Я описал выше особенности отношения, способствующие росту и развитию, которые были изучены и подтверждены научными исследованиями. Но недавно мое видение расширилось за счет еще одной области, которую пока нельзя исследовать эмпирически.
Когда я нахожусь в наилучшей форме как фасилитатор или терапевт, я выявляю еще одну особенность. Я обнаружил, что когда я ближе всего к моему внутреннему, интуитивному я, когда я каким-то образом соприкасаюсь с неизвестным во мне, когда, находясь в контакте с клиентом я вхожу в некотором смысле в измененное состояние сознания, тогда все, что бы я ни делал, оказывается целительным. Тогда просто мое присутствие освобождает и помогает. Я не могу ничего сделать, чтобы приблизить это состояние, но, когда я могу расслабиться и быть ближе к своей трансцендентальной сущности, тогда я порой могу вести себя странным и импульсивным образом, которому не могу найти рациональных оправданий и который никак не связан с моими мыслительными процессами. Однако каким-то странным образом такое поведение оказывается верным. В такие моменты кажется, что мой внутренний дух вышел вовне и прикоснулся к внутреннему духу другого человека. Наше отношение трансцендирует себя и становится частью чего-то большего. В такие моменты происходит рост, исцеление, пробуждается энергия.
Я понимаю, что это описание отдает мистицизмом. Ясно, что опыт каждого из нас включает трансцендентное, неописуемое, духовное. Я вынужден признать, что я сам как и многие другие недооценивал важность этого мистического, духовного измерения.
Этим я не отличаюсь от некоторых выдающихся физиков и химиков (см., например, Capra, 1982). Развивая свои теории, описывая “реальность”, которая лишена надежности и является не более чем колебаниями энергии, они тоже начинают говорить в терминах трансцендентного, неописуемого, непредсказуемого — явление, которое мы наблюдали и испытывали в человеко-центрированном подходе.
Таким образом, изначально человекоцентрированный подход — это способ существования, который выражается в установках и поведении, создающих климат, способствующий росту и развитию. Это исходная философия, нежели просто техника или метод. Когда эта философия существует, она помогает человеку развивать его возможности и способности. Когда она существует, она стимулирует также конструктивные изменения в других людях. Она усиливает индивида, и, как показывает опыт, когда эта личная сила ощущается, она используется в целях личной или социальной трансформации.
Когда этот человекоцентрированный способ бытия существует в психотерапии, он ведет к процессу самоисследования и самораскрытия клиента и в конечном итоге к конструктивным изменениям в его личности и поведении. Так как терапевт проживает эти условия в отношениях с клиентом, он становится спутником клиента в путешествии к сущности его Я. Этот процесс нашел свое освещение в приводящемся ниже материале одного конкретного случая.
Джен и процесс изменения
Иногда одно интервью может стать иллюстрацией ряда аспектов терапевтического процесса. Именно таким было интервью, которое я провел с Джен. Это была получасовая демонстрационная терапевтическая сессия, проводившаяся на сцене перед шестьюстами участниками семинара в Йоганнесбурге (Южная Африка).
В качестве волонтеров вызвалось несколько человек, и на следующее утро, незадолго до интервью, моя коллега Рут Сэнфорд сказала Джен, что она выбрала ее в качестве клиента.
Джен и я разместились на стульях напротив друг друга, так что аудитория могла наблюдать за нашим взаимодействием с одной стороны. Мы уселись и опробовали наши микрофоны. Затем я сказал, что мне нужно некоторое время побыть в тишине для того, чтобы сосредоточиться и сконцентрироваться. Я добавил, что, возможно ей также нужно это время, чтобы успокоиться, и она утвердительно кивнула мне в ответ. Я использовал это время для того, чтобы забыть технические тонкости и сфокусировться на том, чтобы быть обращенным к Джен и открытым ко всему, что она может выразить.
Карл: Сейчас я более готов к нашему разговору. Я не знаю, о чем мы будем с Вами говорить, мы ведь пока успели только поздороваться друг с другом. Но что бы Вы не сказали, я готов Вас выслушать. (Пауза.)
Карл: Получается, что у Вас две главные проблемы. Я не знаю, какую же из них Вы выберете первой.
Джен: Думаю, что сейчас я хотела бы обсудить проблему старения. С нее я скорее и начну. Если Вы сможете помочь мне в этом, я буду Вам очень благодарна.
Карл: Не могли бы Вы рассказать мне немного больше о Вашем страхе перед старением? Когда Вы становитесь старше, что происходит?
Джен: Я чувствую, что близка к панике. Мне 35 лет, и мне осталось всего пять лет до сорока. Это трудно объяснить. Я хожу вокруг да около, а мне хочется убежать от всего этого.
Карл: Достаточно страха, чтобы Вы действительно. он действительно вызывает в вас панику.
Джен: Да, и он подрывает мою уверенность в себе как человеке. (Карл: Мм-гм.) Это началось только в последние 18 месяцев, может, два года, когда я вдруг осознала: черт, все наваливается на меня. Почему я чувствую себя так?
Карл: И раньше Вы всего этого особенно не чувствовали, до этих, возможно, полутора лет тому назад. (Пауза.) Произошло ли в то время что-то особенное, что могло вызвать это?
Мои первичные реакции имеют две цели. Я хочу сделать так, чтобы для нее было безопасно выражать себя, и поэтому я отмечаю ее чувства и не задаю каких-либо специальных, могущих напугать вопросов. Отчасти моя цель состоит в том, чтобы воздерживаться от любых оценок, от всего, что указывало в каком-либо направлении. Направление, в котором пойдет интервью, полностью определяется ею.
Джен переходит от констатации своих проблем к тому, чтобы начать ощущать ту панику, которую она чувствует. Ее установка явно состоит в том, что помощь, если таковая и возможна, будет исходить от меня.
Джен: На самом деле я не могу ничего такого вспомнить. Ну, моя мама умерла в пятьдесят три (Карл: Мм-гм.), и она была очень молодой и яркой во всех отношениях женщиной. Может быть, мои проблемы все-таки как-то связаны с этим. Я не знаю.
Карл: Возможно Вы чувствуете, что, если Ваша мать умерла так рано, то это может случиться и с Вами. (Пауза). И время начинает казаться летящим слишком быстро.
Джен уже использует безопасность отношений, чтобы исследовать свой опыт. Не осознавая всей значимости этого, ее бессознательный интеллект ведет ее к обсуждению смерти ее матери.
Моя реакция показывает, что я начинаю чувствовать себя как дома в ее внутреннем мире, и я иду чуть дальше за ее описание. Мое ощущение ее мира подтверждается ее “Да!”. Если бы она сказала: ”Нет, это не так”, я сразу же оставил бы свою картинку и постарался бы обнаружить смысл, который имело для нее ее высказывание. Поскольку я пытался понять, я ничего не инвестировал в точность своих реакций.
Карл: То есть остается что-то в роде дурного предчувствия. Часть Вашего страха можно сформулировать так: “Вот что случилось с моей матерью, и не следую ли я теперь по этому же пути (Джен: Да, верно.) и не буду ли я, возможно, чувствовать такую же ненужность и бесполезность?”
Карл: Все в Вас просто так быстро ходит кругами, что Вы на самом деле не знаете, где (Джен: Где начать.) остановиться. Я не знаю, хотите ли Вы еще поговорить о Вашем отношении к жизни матери, о Вашем страхе в связи с этим, или о чем?
Продолжительная пауза со стороны клиента зачастую является плодотворной. Я с интересом жду, чтобы посмотреть, что же будет дальше.
Что касается меня, то на словах я не отказываюсь следовать медицинской модели, не отказываюсь быть всезнающим доктором. Я просто не веду себя как авторитетная фигура. Вместо этого я показываю, что понимаю ее смущение и оставляю ее с неопределенным указанием.
Карл: Это страх обязательств и страх иметь детей? И все это кажется нарастающим страхом, все эти страхи кажутся усиливающимися.
Джен: Да. Я не боюсь обязательства. К примеру, когда оно оказывается частью моей работы, дружеских отношений, каких-то определенных дел. Но брак для меня очень.
Продолжительная пауза дает возможность Джен приоткрыть и исследовать свой страх замужества.
Джен: (После длинной паузы.) Вы хотите, чтобы я говорила?
Карл: Я бы хотел помочь Вам найти точку опоры во всех этих вещах, которые крутятся в Вашей голове.
Карл: То есть Вы говорите мне, что у Вас на самом деле есть цель в жизни, у Вас на самом деле есть нечто, что Вы действительно хотите делать. (Джен: О, да). Посвятить себя музыке, искусству, но Вы чувствуете, что общество мешает Вам в этом. То, что Вы хотели бы сделать, так это бросить все прочее и просто сконцентрироваться на Вашей любви к музыке.
Когда Джен борется за то, чтобы узнать, в каком направлении двигаться в своем поиске, она предпринимает попытки передать ответственность мне. Я в свою очередь просто выражаю свое самое подлинное чувство.
Ее следующее высказывание является замечательным свидетельством того огромного преимущества, которое дает ситуация, когда терапевт позволяет клиенту взять на себя ведение интервью. Первое продолжительное молчание привело ее к исследованию темы замужества. Это молчание приводит к обнаружению неожиданного и позитивного аспекта ее образа Я. Для человека, кажущегося неуверенным, ее любовь к искусству представляется весьма явной и определенной.
Моя реакция реализует преимущество более полного осознания ее позитивных намерений и целей. Есть смысл в том, чтобы подержать зеркало перед клиентом.
С точки зрения терапевтического процесса, Джен “в полноте, в актуальном осознании переживает чувства, которые в прошлом или не допускались в сознание, или же искажались в нем” (Rogers, 1959, p.216).
Джен переживает настоятельность ряда вопросов в своей жизни и свою беспомощность в их решении. Следуя знакомому паттерну, она обращается за ответом к авторитету.
Она уже связала в беседе эти два вопроса, и я просто вернул ей суть ее собственных переживаний и их значение. Это вовсе не мое упрямство отказывается давать ей какие-либо ответы. Это твердое убеждение в том, что наилучший ответ может придти только изнутри самого клиента, и что Джен в действительности отвечает на свой вопрос тем, что она говорит.
Теперь я чувствую себя довольно спокойно, передвигаясь в ее внутреннем мире, ощущая способ ее чувствования даже тогда, когда она не выражает его словами.
Джен: Люди говорят мне:” Джен, у тебя все замечательно. У тебя все есть.” Они плохо представляют, что я на самом деле испытываю.
Карл: Верно. Итак, для постороннего наблюдателя у тебя все замечательно. Но Джен внутри не такая. Внутренняя Джен сильно другая.
Джен: (Длинная пауза — шепчет.) Вы хотите сказать мне еще что-нибудь? (Смех Карла и зрителей) Я просто ужасно нервничаю здесь!
Карл: Можете занять все время, если хотите, потому что я чувствую, что знакомлюсь с испуганной маленькой Джен внутри.
Джен: Чем больше я говорю, тем больше Вы меня понимаете?
Карл: Тем больше Вы прорываетесь ко мне.
Джен: Это возможно как-то взаимосвязано и может помочь Вам: возможно все это связано с небольшим актерством, которое я раньше частенько использовала, я не знаю, но мне нравится изображать маленькую непослушную девочку.
Карл: Эту часть себя Вы хорошо знаете. ( Джен смеется.) Вы ее столько раз изображали. (Джен: И это хорошо действует!) Да, это действует, непослушная маленькая девочка умеет выходить из разных ситуаций. И еще Вы сказали, что пытаетесь помочь мне. Я надеюсь то, что мы сейчас делаем поможет Вам. ( Джен: Спасибо.) (Пауза.) Потому что я чувствую, когда Вы рассказываете, то это не для меня. Я надеюсь, Вы сможете лучше узнать себя в ходе нашей беседы.
Вот наиболее ясное высказывание Джен относительно ее видения нашего взаимоотношения: она, если ее попросят, предоставит мне информацию, так чтобы затем я, как эксперт, мог помочь ей извне. Успешность моей попытки сместить локус ответственности в направлении Джен сомнительна. Я не убежден, что она понимает меня, и ее “Спасибо” ясно свидетельствует, что для нее я все еще являюсь активный фактором помощи.
В каком отношении к ее проблемам находится разыгрывание ею озорной маленькой девочки? Этого я не знаю, но я глубоко доверяю тому обстоятельству, что ее бессознательный разум встал на путь, который приведет нас к областям, более связанным с ее страхами.
Джен: Я обсуждала эту проблему с другим человеком, который пережил подобное. Она знает как сильно травмируют подобные чувства. Она испытала те же самые чувства. И она сказала: ”Ты знаешь, это странно, но я смогла пережить это с помощью нескольких людей.” Я думаю, важно (Пауза.) иметь человека, которому ты доверяешь и сообщаешь свои тайны, человека, который может пережить это время с тобой. Но такого человека очень трудно найти.
Карл: Вам хотелось бы найти человека, которому бы Вы доверяли, и чтобы он помог Вам пережить этот трудный период.
Джен: Ммм, пойманности. (Смеется.) Я просто не знаю как справиться с этим. Я действительно не знаю.
Карл: Чувствую, что это очень тяжело Вам.
Джен: Ну, это часть моей повседневной жизни с утра до вечера. Ясно, что я не обсуждаю это со всеми. Я думаю из-за боязни их реакции. Важно приложить усилие и найти человека, который был бы в той же лодке, который понимает то, что ты переживаешь.
Карл: Вы действительно ищете человека, в котором бы Вы нуждались и которому могли бы доверять.
Она очень хорошо описывает разновидность безоценочного, преисполненного понимания и заботы, доверительных отношений, в которых нуждается каждый человек. Это прекрасное описание истинно терапевтических отношений является еще одним свидетельством того факта, что, по сути дела, “клиент знает все”.
Джен: Да, я пытаюсь справиться сама, но это нелегко. ( Карл: Верно) Знаете, хочется найти человека, который бы подстегивал меня и говорил: “Я знаю, ты можешь это сделать, ты можешь это сделать, ты сделаешь это”, и это бы.
Карл: Это бы действительно помогло.
Джен: Просто человек, который бы поверил в меня.
Карл: Человеку, который верит в тебя достаточно сказать: “Ты сможешь сделать это. Ты все преодолеешь!” Но ты не можешь сама себе говорить эти слова.
Джен: Да, хотя я стараюсь быть позитивной и смеяться над собой. Но я просто очень напугана. Я собираюсь отступить. Я не собираюсь идти вперед (Долгая пауза.) Я пыталась подходить с разных сторон, забыть об этом. Я пыталась остановить себя, когда думаю об этом. Но даже это больше не помогает. (Пауза.) Говоря метафорически, я как бы блуждаю в темноте. Я выхожу из света и попадаю в темноту. ( Карл: Ааа.) Понимаете, что я имею в виду. ( Карл: Да, конечно, понимаю.) Потому, что я опять боюсь.
Карл: Это так рискованно выходить из освещенного места в темноту, в неизвестное. ( Джейн: Верно.) Дается шанс и это пугает.
Джен: (Пауза.) Я не могу придумать, что еще сказать, кроме вопроса как выйти из этой ситуации. (Пауза.) Я чувствую сейчас, что это очень личная проблема — я уверена, что многие прошли через это. А некоторые нет. И они возможно думают, “Черт, в чем же проблема?” Временами я даже посмеиваюсь над этим и говорю:” Я думаю, я помещу рекламу в газете — никогда (смеется) не знаешь какой ответ получишь!” (Пауза.) Вы понимаете, я стремлюсь все свети к шутке.
Карл: Но Вы так хотите, чтобы с Вами был человек, которому Вы могли бы доверять и который помог бы Вам пережить это тяжелое время.
Джен: Да, потому что, хотя я молюсь — у меня собственное видение религии — я верю в духовное развитие. Может быть это моя карма, не знаю. Еще одна мысль постоянно в голове: это этап моего развития, каким бы он ни был. Но я чувствую, что чего-то недостает. У меня должен быть физический контакт. (Пауза.) Человек, с которым я была бы связана.
На протяжении данного фрагмента беседы она испытывает всю глубину своей безнадежности, неспособность справиться со своими страхами, желание помощи извне, убежденность в том, что помощь должна приходить извне, и при этом она видит свое смеющееся лицо, за которым спрятана боль.
В психологическом смысле я иду с ней по этому пути разочарования. Я действительно зажигаю свет, если иметь в виду ее метафору света в темноте. Субъективное основание этого становится очевидным в моем следующем отклике.
Карл: Человек, с которым Вы могли бы иметь отношения. Я догадываюсь, хотя эта мысль может показаться глупой, но я хочу, чтобы одним из друзей могла бы стать та непослушная маленькая девочка. Я не знаю имеет ли это смысл для Вас или нет, но если та живая непослушная маленькая девочка, которая живет внутри, смогла бы проводить Вас из света в темноту. Как я сказал, это может не иметь для Вас смысла.
Джен: (Озадаченным голосом.) Вы можете немного развить эту мысль для меня?
Карл: Просто это может быть один из Ваших лучших друзей, который прячется внутри, пугливая маленькая девочка, непослушная маленькая девочка, настоящая Вы, которая редко проявляется.
Джен: (Пауза.) И я должна признать то, что Вы сказали, если оглянуться в прошлое можно сказать, что я потеряла большую часть непослушной маленькой девочки. В действительности, за последние восемнадцать месяцев, та непослушная маленькая девочка исчезла.
Это была разновидность интуитивного отклика, которому я научился доверять. Его внешнее выражение просто формируется во мне и хочет быть высказанным. Я предлагаю его в качестве пробы и по пустому и озадаченному взгляду Джен понимаю, что, возможно, он был совершенно неудачным и бесполезным, но последующая реакция Джен показывает, что он притронулся к чему-то, лежащему глубоко в ней.
Я пришел к пониманию высокой ценности этих интуитивных откликов. Они возникают нечасто (этот был первым в этой беседе), но они почти всегда имеют важное значение для успеха терапии. В эти моменты я, возможно, нахожусь в слегка измененном состоянии сознания, постоянно живу в мире клиента, в полной гармонии с этим миром. Включается мой бессознательный разум. Я знаю гораздо больше, нежели осознает мой сознательный разум. Я не формирую мои реакции сознательно, они просто возникают во мне, из моего неосознанного ощущения мира другого человека.
Карл: Исчезла. Угу-угу. (Смеется.) Тогда я был не так уж далек от истины. Возможно Вам следует ее поискать! (Смех.)
Джен: Вы хотели бы номер ее телефона. (Смех.)
Карл: Я хотел бы! (Смех.) Я думаю она была бы забавной и, я думаю, она не была бы такой напуганной.
Джен: (Сомневаясь.) Так я все еще могу быть непослушной маленькой девочкой, даже несмотря на то, что становлюсь старше?
Карл: Ну, не знаю — мне только восемьдесят, но я все еще могу быть непослушным маленьким мальчиком. (Много смеха и аплодисменты.)
Джен: (Смеется.) Мне нечего сказать! (Пауза.) Изменит ли это мои чувства относительно брака?
Карл: Думаю, что этот вопрос, который Вы себе задаете очень важен. Если бы Вы были лучшим другом для маленькой девочки внутри себя, стала бы Вы меньше бояться рисковать в браке? Я действительно чувствую как сильно Вам ее не хватало последние восемнадцать месяцев.
Джен: (Пауза.) Да, Вы правы. Вы попали в самую точку.
Ясно, что наше общение становится спокойным и преисполненным совместным поиском. Мы можем шутить по поводу серьезных вещей. Это открытые, доверительные отношения.
К Джен приходит понимание того, что она отвергает значимую часть своего опыта, то есть себя самой, и что это является для нее глубоко важным фактом.
Мне нравятся мои реакции. Они спонтанны и забавны, но совершенно серьезны по своему смыслу.
Карл: Извините, но через несколько минут мы заканчиваем.
Джен: Хорошо. Часы спешат на пятнадцать минут, так как я всегда опаздываю (Смеется.)
Карл: На пятнадцать минут старше? (Много смеха.)
Джен: (Смеется.) Давайте посмотрим, без 10 минут.
Карл: Да, тогда мы закончим. Хорошо?
Джен: Да. Вы мне очень помогли, и мне в самом деле хотелось бы Вас очень поблагодарить.
Завершение интервью может показаться резким, но наше время истекло, а ее желание шутить по поводу ситуации показывало, по видимому, что она может закончить наше общение без ощущения какого-либо дискомфорта. Кроме того, на мой взгляд, это была точка подлинного завершения интервью как такового.
Значимые моменты интервью
В этом интервью присутствуют многие моменты, характерные и для человекоцентрированного подхода к психотерапии, и для любых помогающих отношений. Я упомяну некоторые из них.
1. Безоценочное принятие каждого чувства, каждой мысли, каждого изменения направления, каждого смысла, которые она обнаруживает в своем опыте. Я убежден, что такое принятие является полным с лишь одним исключением, которое полезно отметить. Я проявляю подлинное принятие ее желания быть зависимой, полагаться на меня как на авторитет, который ответит на все вопросы. Обратите внимание на то, что я принимаю ее желание быть зависимой. Это не означает, что я буду вести себя так, чтобы соответствовать ее ожиданиям. Я могу с большей легкостью принять ее чувства зависимости, потому что знаю свою позицию, знаю что не стану вести себя как авторитетная фигура, даже если и воспринимаюсь в качестве таковой.
Лишь в одном пункте мое принятие не является полным, когда Она сказала, что хочет помочь мне понять. Вместо того, чтобы полностью принять ее восприятие наших отношений, я делаю две тщетные попытки изменить ее восприятие. Я реагирую на ее слова: “Я надеюсь то, что мы сейчас делаем поможет вам.” Она игнорирует это без какого-либо ущерба для процесса.
2. Глубокое понимание ее чувств и личностных смыслов, обнаруживаемых ею в своем опыте, требует от меня всей сензитивности, на которую я способен. Я достаточно успешен в проникновении в ее приватный мир, так что она чувствует себя во все большей безопасности в беседе со мной и все более способной выражать все, что приходит ей в голову.
Эта сензитивная эмпатия настолько глубока, что в один из моментов моя интуиция, способом, представляющимся непостижимым, принимает на себя ведение дел и оказывается в контакте с очень важной частью ее самой, с частью, контакт с которой Она утратила. В этой точке мы, возможно, находимся в совместном и взаимозависимом измененном состоянии сознания.
Таким образом, как психотерапевт, я хочу сделать возможным для моего клиента движение к сердцевине ее конфликтов по ее собственному пути и с ее собственной скоростью.
Указание на все эти моменты возможно прояснит то обстоятельство, что человекоцентрированный подход в психотерапии приводит к весьма неуловимому, зачастую запутанному процессу, процессу, обладающему своим собственным органичным течением. Для того, чтобы сделать этот процесс возможным, психотерапевту крайне важно быть полностью присутствующим в качестве понимающего и проявляющего заботу человека, однако наиболее решающие события происходят в чувствах и ощущениях клиента.
Результат для Джен
Непосредственно после интервью, описывая свой опыт участникам семинара, Джен сказала: “Для себя, как это ни странно, несмотря на свое волнение, я нахожу его очень интересным. Я нуждалась в помощи, и я думаю, что нашла ответ, благодаря д-ру Карлу.” Это можно рассматривать как просто вежливость, если бы не наш последующий разговор.
На следующее утро Джен сказала мне, что обмен относительно “озорной маленькой девочки” послужил толчком для самоисследования. Она поняла, что утраченной оказалась не только озорная маленькая девочка, но и некоторые другие части ее Я также исчезли на протяжении последних восемнадцати месяцев. “Я понимаю, что для того, чтобы встретить жизнь в качестве целостного человека, мне нужно найти эти утраченные части самой себя.” Она сказала, что для нее интервью стало “потрясшим душу опытом”. Интервью стало началом очень важного внутреннего процесса.