молитва святому антонию великому на все случаи жизни
Молитвы Антонио Великому
Основателю отшельничества и борцу против ереси во имя святой христианской веры, Святому Антонио, поклоняются многие верующие по всему миру. Молитвы преподобному Антонию Великому не раз помогали страждущим укрепиться в вере и защитить свой дом от дурных помыслов.
История Антонио Великого
День памяти святого: 30 января
Родился будущий святой в зажиточной семье Египта, а в возрасте 20 лет остался сиротой с маленькой сестрой на руках. С детства юноша отличался искренней набожностью, а после смерти родителей в одной из церкви он услышал пророческие слова о призвании его к службе Господу. После этого Антоний отказался от наследства в пользу бедных и отлучился от мира, уединившись в келье одного из верующих старцев.
После многих лет раздумий и бесед с Господом, Антоний настолько укрепился в вере своей, что стал примером для подражания у верующих. Долгое время будущий святой проживал в удаленных пещерах, борясь с искушениями, плотскими и душевными. Именно он основал отшельническое монашество, боролся с появившейся в то время ересью – арианством.
Умер святой Антоний в возрасте 106 лет, почитаемый и любимый многими своими учениками и последователями.
В чем помогают молитвы святому Антонию?
День святого Антония в христиане отмечают 30 января. Вознося молитву Антонию Великому, люди просят о решении множества проблем. В основном, конечно, это укрепление в вере, борьба с искушениями. Если в принятии серьёзного решения вас одолевают сомнения, и вы не знаете, как поступить, прочтите молитву святому Антонию, он обязательно поможет.
Защитит святой ваш дом от врагов и стихийных бедствий, сглазов и порчи, поможет при болезнях. Всем мужчинам, названным Антонами, можно обращаться к Покровителю с просьбой выполнить трудную работу, избежать неверного решения. Молятся святому в момент печали и скорби.
Тропарь, глас 4
Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 2
Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, с ним убо тя почитаем, отцев начальниче, Антоние.
Молитва преподобному Антонию Великому
О преподобне и богоносне отче наш Антоние! Веруем, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего. Сего ради со умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий: не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да, милостивно призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да простит нам вся, елика согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты, подвижниче добродетели, веси немощь и скорбь времен настоящих, моли убо выну Христа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Него тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, и неослабное терпение до конца. Испроси нам в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно прейти от земли на небо, мытарств же, и бесов воздушных, и вечныя муки избавитися, и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О великий угодниче Божий, преподобие отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных (имена), молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже веси судьбами. Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная подавати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати, и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Преподобный Анто ́ ний Великий, Египетский
Дни памяти
Житие
Антоний Великий родился в Египте около 250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Входит в храм и слышит евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф.19:21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он в другой раз входит в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.
Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим». Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с собой, и когда тот отказался, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.
Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, – в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал Ангела для его ободрения. «Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел прекратить мои страдания?» – воззвал Антоний, когда Господь после одного тяжкого искушения явился ему. «Я был здесь, – сказал ему Господь, – и ждал, пока не увижу твоего подвига».
Однажды среди ужасной борьбы с помыслами Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и спасешься», – сказал ему Ангел Господень.
Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они стучали к нему и просили его выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже выломать двери, как Антоний отворил их и вышел. Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих. Пустыня оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни. Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд.
Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. «Куда ты хочешь бежать?» – был голос с неба, когда он на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей. «В Верхнюю Фиваиду», – отвечал Антоний. Но тот же голос возразил ему: «Поплывешь ли ты вверх – в Фиваиду, или вниз – в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни здесь. Иди во внутреннюю пустыню». Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов Красного моря. Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами.
Через три дня пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию. Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений. Приводили к нему болящих; он молился о них и исцелял их.
Святой Антоний уже около семидесяти лет жил в пустыне. Против воли начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его служит Господу. Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного миру подвижника. Проходил целый день и не встретил никого, кроме пустынных зверей. Перед ним расстилалось необозримое пространство, но он не терял своей надежды. Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица, бежавшая к ручью. Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него пещеру. При звуке его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась. Святой Антоний до полудня взывал через дверь к неизвестному подвижнику и просил показать ему свое лицо. Наконец, дверь отворилась и навстречу ему вышел глубокий старец, совершенно убеленный сединами. Это был святой Павел Фивейский. Он уже около девяноста лет жил в пустыне.
После братского лобзания Павел спросил Антония: «В каком положении род человеческий? Какое правление в мире? Остаются ли еще идолопоклонники?» Прекращение гонений и торжество христианства в Римской империи было для него радостной новостью, а появление арианства – горькой. Пока старцы беседовали, спустился к ним ворон и положил хлеб. «Щедр и милостив Господь, – воскликнул Павел. – Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб».
На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил исполнить желание святого старца. Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: «Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю». На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящегося на небо среди сонма Ангелов, пророков и апостолов.
«Зачем, Павел, не дождался ты меня? – воскликнул Антоний. – Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!» Однако, когда вошел в пещеру Павла, он нашел его безмолвно и недвижимо стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться. Уже после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника.
Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого.
Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника – аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались Лаврой. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями, или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.
Преподобный Антоний Великий: житие, икона, молитва
Преподобный Антоний Великий: житие, икона, молитва
Святой Антоний Великий: житие
Святой Ант о ний Великий родился в Египте около 250-го года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. 18-ти лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах о том, как они оставили все в этом мире, чтобы следовать за Господом и служить Ему. Входит в храм и слышит евангельские слова: “Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной (Мт. 19:21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он опять идёт в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: “Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе: довольно для каждого дня своей заботы (Мт. 6:34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.
Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали “другом Божиим.” Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с собой, и когда тот отказывется, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.
Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, — в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал ангела для его ободрения. “Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел Ты прекратить мои страдания?” — воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему. “Я был здесь, — сказал ему Господь, — и ждал, пока не увижу твоего подвига.”
Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: “Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне.” Вдруг он видит: кто то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. “Делай так и спасешься,” — сказал ему ангел Господень.
Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они стучали к нему и просили его выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже выломать двери, как Антоний отворил их и вышел. Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих. Пустыня оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни. Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд.
Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. “Куда ты хочешь бежать?” — был голос с неба, когда он на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей. “В верхнюю Фива и ду,” отвечал Антоний. Но тот же голос возразил ему: “Поплывешь ли ты вверх — в Фиваиду, или вниз — в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни здесь. Иди во внутреннюю пустыню.” Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов Красного моря. Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами.
Через три для пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию. Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений. Приводили к нему больных; он молился о них и исцелял их.
Святой Антоний уже около семидесяти лет жил в пустыне. Против воли, начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его служит Господу. Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного миру подвижника. Проходил целый день и не встретил никого, кроме пустынных зверей. Перед ним расстилалось необозримое пространство, но он не терял своей надежды. Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица, бежавшая к ручью. Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него пещеру. При звуке его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась. Святой Антоний до полудня взывал через дверь к неизвестному подвижнику и просил показать ему свое лицо. Наконец, дверь отворилась и навстречу ему вышел глубокий старец, совершенно убеленный сединами. Это был святой Павел Фив е йский. Он уже около девяноста лет жил в пустыне. После братского лобзания, Павел спросил Антония: в каком положении род человеческий? какое правление в мире? остаются ли еще идолопоклонники? Прекращение гонений и торжество христианства в римской империи было для него радостной новостью, а появление ари а нства — горькой. Пока старцы беседовали спустился к ним ворон и положил хлеб. “Щедр и милостив Господь,” воскликнул Павел: “Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб.”
“Зачем, Павел, не дождался ты меня? — воскликнул Антоний. — Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!” Однако когда он вошел в пещеру Павла, то нашел его безмолвно и недвижимо стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться. Уже после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника.
Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого.
Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы (авва, евр. слово — значит отец) жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.
Преподобный Антоний Великий: икона
Икона Святого преподобного Антония Великого
Икона Святого преподобного Антония Великого
Текст молитв и акафиста святому Антонию Великому и как правильно читать
Когда опускаются руки в сложных обстоятельствах, и слабеет вера, православные христиане обращаются за помощью к Господу и святым. Такие молитвы позволяют наполнить сердце и душу покоем и заручиться поддержкой Высших сил. Антонию Великому молитвы произносят, когда человек страдает от телесных недугов, а еще просят святого о даровании смирения и защиты от Дьявола. Чтобы величайший подвижник Православной церкви услышал просьбу, нужно правильно проводить обряд.
Житие святого Антония Великого
Святой Антоний Великий родился в богатой и благородной семье. В житии указано, что произошло это в Египте в 250-х годах. Родители с младенчества воспитывали Антония и младшую дочь в духе христианских ценностей и учили детей исполнять заповеди Господа. Когда будущему подвижнику исполнилось 18 лет, его родители умерли, а на его попечении осталась младшая сестра.
Антоний регулярно посещал церковь, чтобы поклониться Создателю и испросить у него мудрости на воспитание сестры. В один из таких походов по дороге в храм Антоний как раз размышлял о деяниях апостолов и восхищался их решимостью оставить все земные блага ради служения Богу. Когда же он зашел в церковь, то услышал слова из Священного Писания о том, что если человек хочет служить Богу, он должен раздать свое имение нищим и следовать за ним.
Молодой человек был взволнован этими текстами из Священного Писания, ему показалось, что таким образом Создатель обращается лично к нему.
После этого Антоний принял решение, которое полностью изменило всю его дальнейшую жизнь. Все наследство, оставленное ему богатыми родителями, он хотел раздать нищим людям той местности, в которой он родился и вырос.
Единственный вопрос, который мучил будущего подвижника, — это судьба младшей сестры, святой не знал, кому поручить заботу о девочке. И снова ответ от Господа пришел во время очередного посещения храма. Там прозвучали слова из Библии о том, что не стоит заботиться о завтрашнем дне, лучше поручить все свои заботы Господу. Услышав этот ответ от Бога, Антоний поручил сестру знакомым христианкам и покинул родной город.
Святой Антоний постепенно стал удаляться от мирской жизни, в самом начале своего отшельнического служения он находился у одного благочестивого старца, который жил вблизи города. У этого человека он перенимал опыт уединенной жизни и старался во всем подражать старцу. Также Антоний посещает и других отшельников, которые жили неподалеку. Со временем он принимает решение уйти еще дальше и зовет с собой старца, однако тот отказывается, и подвижник отправляется в путь в одиночестве.
Проведя много времени в одиночестве, Антоний почувствовал, что его одолевают страх и сомнения. Он не только страдал от голода и холода, также его мучила тоска по людям, подступали мысли бросить подвижнический труд и вернуться в город. В моменты сильных искушений Господь посылал к нему своего ангела со словами ободрения, и святой снова продолжал свою миссию.
Таким образом, Антоний провел около 20 лет в полном одиночестве, общаясь только с Создателем. Друзья решили навестить его и проверить, все ли с ним в порядке. Придя на место, они попытались выломать двери пещеры, где обитал Антоний, однако святой сам открыл им двери. Каково же было их изумление, когда они не обнаружили в нем следов изнурения, несмотря на то, что подвижник принимал минимум пищи и жил в очень сложных условиях. Однако Господь сделал так, что эти лишения не сказались на здоровье Антония.
В общей сложности Антоний провел в пустыне около 70 лет и умер в глубокой старости, когда ему было 106 лет. За великий подвиг подвижничества отцы церкви нарекли его Великим и причислили к лику святых.
О чем молятся святому
Молитвы, обращенные к святому Антонию Великому, помогают справиться с унынием, безысходностью, которые периодически посещают каждого христианина. Читают тексты в следующих случаях:
Подвижник Антоний считается покровителем монашества и всех, кто посвятил себя молитвенному труду во славу Господа.
Тексты православных молитвы святому Антонию
Существует несколько вариантов молитв, которые рекомендуется использовать, обращаясь к преподобному Антонию за помощью.
Тропарь
Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель, и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак
Жите́йския молвы́ отри́нув,/ безмо́лвно житие́ сконча́л еси́,/ Крести́теля подража́яй вся́ким о́бразом преподо́бнейший,/ с ним у́бо тя почита́ем,// отце́в нача́льниче Анто́ние.
Молитва первая
О, великий угодниче Божий, преподобне отче Антоние!
Яко имея дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери,
буди о нас, недостойных, молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей,
да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем.
Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших имиже веси судьбами.
Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная даровати,
жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати и спасти души наша,
да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына
и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Молитва вторая
О преподобне и богоносне отче наш Антоние! Веруем, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего. Сего ради со умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий: не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да, милостивно призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да простит нам вся, елика согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты, подвижниче добродетели, веси немощь и скорбь времен настоящих, моли убо выну Христа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Него тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, и неослабное терпение до конца. Испроси нам в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно прейти от земли на небо, мытарств же, и бесов воздушных, и вечныя муки избавитися, и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Акафист
Кондак 1
Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, преподобне отче Антоние, любовию восхваляюще богоугодное житие твое, благодарения песнь о тебе Богу приносим. Ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да с радостию зовем ти: Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.
Икос 1
Ангельское житие от юности возлюбивши, в заповедех Божиих ходити вожделел еси, преподобне отче, и сердцем пламенея ко Господу сил, ум на Божественная возвел еси, временная и земная во уметы вменяя. Темже, промышлению Божию о тебе дивящеся, с верою зовем ти:
Радуйся, благочестивых родителей сыне достойный.
Радуйся, во благочестии ими воспитанный.
Радуйся, от юности за Христом последовавый.
Радуйся, суету земную ни во чтоже вменивый.
Радуйся, вертограда Христова делателю усердный.
Радуйся, пустыножителей наставниче великий.
Радуйся, спасения всем желавый.
Радуйся, путь истиннаго монашества показавый.
Радуйся, светильниче, огнем Божественным возжженный.
Радуйся, каменю веры во Христа несокрушенный.
Радуйся, благодатию Духа Святаго осиянный.
Радуйся, даром чудотворений облагодатствованный.
Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.
Кондак 2
Видя враг рода человеческаго тебе, богоносне отче, на высоту духовную вознесшагося, восхоте погубити тя, но устыдися усердия и смирения твоего, ты бо непрестанно в посте и молитве подвизался еси, главу невидимаго змия сокрушая, Богу же со умилением поя: Аллилуиа.
Икос 2
Разумевше сердцем и умом, яко вся благая мира сего скоротечни и скоропреходящия суть, в пещере темней затворил еси себе, страсти умерщвляя и единому Господеви работая. Сего ради, похваляя равноангельное житие твое, вопием ти:
Радуйся, упование свое на Бога возложивый.
Радуйся, врага безумие посрамивый.
Радуйся, неустрашимый разрушителю козней диавольских.
Радуйся, чистотою и святынею Ангелом уподобивыйся.
Радуйся, пустыню подвиги твоими освятивый.
Радуйся, многия в Царствие Небесное управивый.
Радуйся, презренную гордость низлагаяй.
Радуйся, смиренномудрию научаяй.
Радуйся, свете, всех богомудрием просвещаяй.
Радуйся, лучезарная звездо, сиянием подвигов твоих всех озаряяй.
Радуйся, во славу Божию поживый.
Радуйся, пастырю добрый и долготерпеливый.
Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.
Кондак 3
Сила Вышняго укрепляше тя, Антоние преблаженне, ты бо в посте, молитве, неустанных трудех и бдениих пребывая и всякия вражия искушения побеждая, воспевал еси благодатию покрывавшему тя Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея помысл чист и душу непорочну, блаженне отче, уразумел еси мира сего суету и непостоянство, и вечных благ вожделев, благ временных отреклся еси. Темже, ублажающе тя, вопием:
Радуйся, смирения благаго ревнителю.
Радуйся, мудрости духовныя искателю.
Радуйся, на высоту безстрастия возшедый.
Радуйся, всего себе Богу предавый.
Радуйся, Господу твоему незлобием уподобивыйся.
Радуйся, нищетою твоею богат бывый.
Радуйся, пустыни благодатное украшение.
Радуйся, мирови светильниче пресветлый.
Радуйся, бесов страшный прогонителю.
Радуйся, прелести их потребителю.
Радуйся, паче мудрецов мира сего мудрейший.
Радуйся, подвижниче всеусерднейший.
Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.
Кондак 4
Бурю злых напастей утишая, в пустыню вселился еси, Антоние преблаженне, в нейже многоскорбный путь иноческаго жития прошел еси, вся козни вражеския попирая и прельщения его отсекая, укрепляющему тя Христу поя: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше о богоугодном житии твоем, преподобне, прихождаху к тебе от всех концев ищущии правды Божия, ихже ты с любовию приемля, ко спасению руководствовал еси. Мы же, умиленною душею восхваляя тя, вопием сице:
Радуйся, пустынножителей правило и основание.
Радуйся, добрый стада Христова наставниче.
Радуйся, Церкви Христовы украшение.
Радуйся, монашествующих славо.
Радуйся, всего себе в жертву Господеви принесый.
Радуйся, страсти греховныя в себе умертвивый.
Радуйся, Ангелов веселие.
Радуйся, демонов всегубительное попрание.
Радуйся, пустынный жителю.
Радуйся, безмолвия рачителю.
Радуйся, на путь правый наставляяй.
Радуйся, Царствие Небесное возвещаяй.
Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.
Кондак 5
Боготечная звезда чину иноческому явился еси, преподобне отче Антоние, образ быв словом, житием, любовию, верою, чистотою, воспевая Господу: Аллилуиа.
Икос 5
Видя враг рода человеческаго чистое и святое житие твое, отче Антоние, многажды ополчашеся на тя: ты же смирением своим его побеждая, от пути спасительнаго не уклонился еси. Мы же, ведуще сие, поем ти:
Радуйся, вечныя жизни причастниче.
Радуйся, спасения великий наставниче.
Радуйся, житием твоим единому Богу послуживый.
Радуйся, иго Христово восприявый.
Радуйся, коварство лукавых демонов обличаяй.
Радуйся, на путь спасения наставляяй.
Радуйся, чистоты хранителю.
Радуйся, Троическаго света зрителю.
Радуйся, падших востание.
Радуйся, бесовския силы прогнание.
Радуйся, столпе веры утвержденный.
Радуйся, учителю совершенный.
Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.
Кондак 6
Проповеди Евангельския послушав: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси; и гряди в след Мене», отрешил еси себе, отче Антоние, от богатств земных и, вселився в пустыню, житие постническое пожил еси, подвиги твоими сокровище себе на небеси стяжавая. Вразуми и нас, отче благосердый, к скорогибнущим вещем земным сердцем не прилеплятися, а паче о горних помышляти, вопия Господу сил: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси, яко богосветлое светило, в пустыни Египетстей, отче Антоние, озаряя всех лучами добродетелей и чудес твоих. Мы же, поминая подвиги твоя, ублажаем тя, глаголюще:
Радуйся, имже венчаются преподобнии.
Радуйся, имже спасаются человецы.
Радуйся, благодатное болящих посещение.
Радуйся, люте страждущих помощниче.
Радуйся, вражды разрушителю.
Радуйся, врагов истребителю.
Радуйся, верным мир и утверждение.
Радуйся, скорое от бед избавление.
Радуйся, злобы и коварства губителю.
Радуйся, отчаянных посетителю.
Радуйся, православным поборниче.
Радуйся, христианом помощниче.
Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.
Кондак 7
Хотяй достойне подвигом добрым подвизатися, вся временная во уметы вменил еси, и нищ и убог пребывая, в пустыню вселился еси, да с единым Богом беседуеши, непрестанно поя Ему: Аллилуиа.
Икос 7
Новаго воистину наставника монахов яви тя Господь, отче Антоние: мнози бо познавше богоугодное и праведное житие твое, и высокую мудрость духовную уразумевше, послушаху словес твоих, яко словес великаго угодника Божия, емуже достоит пети таковая:
Радуйся, вере Авраама подражавый.
Радуйся, кротостию Давиду уподобивыйся.
Радуйся, ревность Илиину стяжавый.
Радуйся, стезями Крестителя последовавый.
Радуйся, воду в пустыни молитвою источивый.
Радуйся, разслабленныя от одра болезни воздвигнувый.
Радуйся, слепым прозрение даровавый.
Радуйся, многия болящия исцеливый.
Радуйся, наставниче монахов предивный и богомудрый.
Радуйся, Христа Бога служителю усердный.
Радуйся, претихое скорбных утешение.
Радуйся, прелюбимое иноков похваление.
Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.
Кондак 8
Странное и пачеестественное житие преподобнаго Павла видев, блаженне Антоние, дивился еси высоте подвигов и доброделей его. Душу же его, Ангелы окружаему, на небеса восходящую узревши, Богу, дивному во святых Своих, возгласил еси: Аллилуиа.
Икос 8
Радостию велиею возрадовался еси, отче Антоние, видяще восхождение на небо души преподобнаго Аммония, егоже прозорливыма очима зрел еси. Сего ради со многим удивлением взываем ти сице:
Радуйся, очеса своя выну на небо возводивый.
Радуйся, славу небесную паче всего возлюбивый.
Радуйся, непрестанными молитвами сердце свое освятивый.
Радуйся, мысль твою в Бозе утвердивый.
Радуйся, грядущая яко настоящая провидевый.
Радуйся, смирением твоим высокая дарования стяжавый.
Радуйся, стужаемыя от злых духов свободителю.
Радуйся, душевнаго и телеснаго здравия подателю.
Радуйся, в нуждах и бедах преславный заступниче.
Радуйся, в напастех и скорбех скорый защитниче.
Радуйся, яко нас, на земли сущих, не оставляеши.
Радуйся, яко о нас, грешных, мольбы Богу приносиши.
Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.
Кондак 9
Всякое естество ангельское удивися высоте подвигов твоих, преподобне, яко в немощней человечестей плоти сый, по всему уподобился еси Ангелом и, силою Вышняго укрепляемь, во всяких добродетелех довольне изобиловал еси. Сего ради ангельским чинам причтен, поеши Всесильному Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витийство человеческое не довлеет к достойному прославлению жития твоего, отче Антоние: кто бо исповесть вся пощения и бдения, болезни и труды твоя? Кто изочтет слезы и воздыхания твоя яже к Богу? Обаче мы, любовию к тебе подвизаеми, дерзаем воспевати сице:
Радуйся, великий пустынножителю.
Радуйся, совершенства учителю.
Радуйся, истиннаго Бога служителю.
Радуйся, бесов из пустыни прогонителю.
Радуйся, громе, диавола поражаяй.
Радуйся, коварство его изобличаяй.
Радуйся, благодати Божия вместилище.
Радуйся, Духа Святаго обиталище.
Радуйся, постников украшение.
Радуйся преподобных похвало.
Радуйся, монахов основание.
Радуйся, отцев славо.
Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.
Кондак 10
Спастися хотящим верный наставник был еси, преподобне, и ныне нам, грешным, спасения желающим, помози святыми твоими молитвами, да тобою вспомоществуеми, достигнем Царствия Небеснаго, идеже Ангели немолчно поют: Аллилуиа.
Икос 10
Стена крепкая и необоримая был еси своим учеником, сохраняя их от стреляний бесовских, и ныне нам буди стена и покров от всех козней диавольских вопиющих ти таковая:
Радуйся, ангеле земный.
Радуйся, человече небесный.
Радуйся, святыни чистое и честное жилище.
Радуйся, великих добродетелей вместилище.
Радуйся, благочестия ревнителю.
Радуйся, ересей обличителю.
Радуйся, любве Христовы исполнение.
Радуйся, иноков научение.
Радуйся, твердое верных прибежище.
Радуйся, крепкое падающих возведение.
Радуйся, укрепление немощных и разслабленных.
Радуйся, утешение унывающих и безнадежных.
Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.
Кондак 11
Пение умиленное, от любви и усердия в похвалу тебе от нас возносимое, приими, благоутробне отче Антоние, приклонися к нам милостиво и в покаянии преуспети сподоби, да молитвами твоими выну поем Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светоприемный светильник истиннаго Света сущим на земли явился еси, преподобне Антоние, просвещаеши бо сердца верных подвиги твоими и чудесы, наставляя на путь добродетельного и богоугоднаго жития. Темже слышиши от всех таковая:
Радуйся, наставниче премудрый.
Радуйся, вождю благонадежный.
Радуйся, всего себе воле Божией предавый.
Радуйся, Господа Иисуса паче всего возлюбивый.
Радуйся, терпением скорбей многоразличных просиявый.
Радуйся, вольною нищетою вечное богатство стяжавый.
Радуйся, в терпении и злострадании житие твое проводивый.
Радуйся, пустынное озлобление мужески терпевый.
Радуйся, ленивых к подвигом возбудителю.
Радуйся, исправления грешников поручителю.
Радуйся, Ангелов и всех святых собеседниче.
Радуйся, о всем мире усердный молитвенниче.
Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.
Кондак 12
Благодать данную Ти от Бога ведуще, благоговейно лобызаем святолепное изображение лика твоего, угодниче Божий, и молимся: не остави нас твоим молитвенным предстательством ко Христу Богу, Емуже благодарно поем: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще твое житие, восхваляем мирную кончину твою, преподобне отче Антоние, и молим ти ся: буди нам во всем ко благу скорый помощник, зовущим ти таковая:
Радуйся, небесный жителю.
Радуйся, Троицы Единосущныя предстоятелю.
Радуйся, Ангелов веселие.
Радуйся, святых собеседниче.
Радуйся, истинный угодниче Божий.
Радуйся, избранный слуго Господень.
Радуйся, теплый ходатаю о всех призывающих имя твое.
Радуйся, наставниче и упование почитающих тя.
Радуйся, благодатию Божиею насыщенный.
Радуйся, от источника Божественнаго напоенный.
Радуйся, потоком слез спасительных орошенный.
Радуйся, одеждою нетления одеянный.
Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.
Кондак 13
О преподобне отче наш Великий Антоние, вечно живый в невечернем дни Царствия Христова, умоли всех Владыку избавитися нам от бед, скорбей и вечнаго мучения, да во веки поем Ему во Царствии Его: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Антоние, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Правила моления
Обращаться к святому с молитвой стоит, предварительно подготовившись. Если в доме нет иконы Антония Великого, то стоит приобрести образ и освятить его в православном храме.
Молиться рекомендуется ежедневно, не пропуская ни одного ритуала. Делают это, как правило, ранним утром или вечером, перед тем, как лечь спать. Также необходимо помнить, что подвижник слышит и отвечает только на те молитвы, которые произносятся с чистым сердцем.