мирская жизнь всего лишь игра и потеха аят
Аяты Корана о мирской жизни
Каждый, кто приходит в этот мир сам выбирает, как проживать свою жизнь — кто-то проводит ее в роскоши и беззаботности, а кто-то в поклонении. Как бы вы не жили, важно всегда помнить о том, что эта жизнь не вечна, и, в конце концов, мы вернемся к своему Создателю.
Аллах в Коране дал ясное объяснение тому, что такое мирская жизнь и какое внимание ей следует уделять. Сегодня мы хотим напомнить вам эти аяты. И пусть они станут поводом для анализа принимаемых вами решений и совершаемых поступков.
«Земная жизнь – это лишь игра и забава, а вечная обитель [Рай – место нескончаемых наслаждений] лучше [чем земная жизнь] для богобоязненных. Неужели вы не понимаете [этого]?!» (сура «Аль-Анам», аят 32).
«Аллах увеличивает удел, кому пожелает, и ограничивает [кому пожелает]. Они [неблагодарные люди] радуются [бренной] земной жизни, но земная жизнь по сравнению с вечной жизнью – это только временное благо» (сура «Ар-Ра’д», аят 26).
«О мой народ! Земная жизнь дана [нам] на время [у нее есть конец]. А вечная жизнь и есть постоянная обитель» (сура «Гафир», аят 39).
«Знайте, что земная жизнь – это только игра и забава, [внешняя] красота и предмет гордости друг перед другом, и стремление к увеличению богатства и [количества] детей. Она подобна дождю, растения после которого изумляют земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, а затем они превращаются в труху. А в вечной жизни – суровое наказание, или прощение от Аллаха и [Его] довольство. Земная жизнь – всего лишь предмет обольщения» (сура «Аль-Хадид», аят 20).
«Поистине, земная жизнь подобна воде, которую Мы низводим с неба [дождю] и благодаря которой смешиваются растения земли [сплетаясь друг с другом], которыми питаются люди и животные. А когда земля покрывается узорами [цветами и растениями] и становится красивой, и ее обитатели думают, что у них есть власть над ней [то есть, могут получить ее плоды], тут Наше решение воплощается на ней ночью или днем [урожай внезапно гибнет]. Мы превращаем его в урожай [как будто кто-то собрал его], словно еще вчера того изобилия и не было. Таким образом Мы объясняем знамения [Нашего Могущества] для людей размышляющих» (сура «Юнус», аят 24).
Мирская жизнь как большая игра
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
То, как мы определяем жизнь, влияет на то, как мы к ней относимся. Если для нас это самая важная обитель, то и все, что здесь происходит, мы воспринимаем довольно серьезно, принимаем, как говорится, близко к сердцу. Такое отношение, конечно, сужает наш кругозор, ограничивает нас в возможности маневрирования и трезвого взгляда, который необходим для принятия разумных, выигрышных решений.
Но если мы принимаем жизнь как игру, то наше самоощущение меняется кардинальным образом. Возрастает уверенность, расширяется сознание, смотришь на трудности испытания с позиции победителя. Второй вариант – наиболее близок к реальности. Об этом нам сказано в Коране и Сунне. И возможно, напоминание о признаках игры поможет нам перейти от первого способа восприятия жизни ко второму.
Этот мир – временная обитель, каким бы долгим не казалось время, проведенное в нем. Часто мы «включаем» в сознание только то время, которое мы живем от рождения до предполагаемого времени смерти. Не заглядывая дальше, в вечность. А ведь вечность – это истина. Последующая жизнь – это истина. Не верит в нее только глупец и, простите за тавтологию, неверующий. Все Писания, пророки, посланники были посланы с целью предупреждения о будущей жизни, чтобы мы готовились и относились к происходящему как к чему-то временному, недолгосрочному. Как и всякая игра, мирская жизнь когда-нибудь закончится…
А пока… Как и в любой игре, нам приходится проходить через испытания. Но испытаниями служат не только трудности, но и блага, данные нам на пользование. Богатство, признание, имущество, потомство, знания, ибада, здоровье, силы и т.д. могут стать таким же испытанием, как и несчастья, голод, потери, душевные и физические страдания. Все это – условия игры. Всевышний Аллах говорит в Коране:
В другой суре также сказано:
«Воистину, все, что есть на земле, Мы сделали украшением для нее, чтобы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше.
Воистину, все, что есть на земле, Мы превратим в безжизненный песок» (сура «аль Кахф», «Пещера», аяты 7-8).
Правила мирской жизни «прописаны» в Коране и Сунне. То, что нам запрещено и то, что дозволено, что нужно соблюдать и чего остерегаться. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мир этот – тюрьма для верующего и рай для неверного» (Ахмад, Муслим, Тирмизи).
Имам ан-Навави сказал: «Каждый верующий является заключенным в мире этом, на которого возложены различные запреты и не простые обязанности. А когда он умирает, то избавляется и отдыхает от всего этого и возвращается к тому, что уготовил ему Всевышний Аллах из числа вечного блаженства, лишенного недостатка. Ну а что касается неверного, то для него лишь то, что уготовано ему в мире этом, несмотря на то, что его может постичь убийство или горесть мира этого. А когда он умрёт, то будет возвращен к вечному наказанию».
Любая игра предполагает вознаграждение. Мирская жизнь – та же игра, после которой каждый человек получит согласно своим заслугам. В Коране Всевышний Аллах говорит: «Тот, кто совершил зло, получит только соответствующее воздаяние. А те мужчины и женщины, которые поступали праведно, будучи верующими, войдут в Рай, в котором они будут получать удел без счета» (сура «Гафир», «Прощающий», аят 40) То, как мы жили, определяет нашу будущую жизнь. Если мы «играли по правилам», были праведными, честными, благодарными Создателю, то (ин шаа Аллах1) Всевышний щедро вознаградит нас. Если же мы нарушали «правила», пренебрегали приказами Всевышнего и заветами Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то наверняка наш конец будет не самым счастливым (если только Аллах не помилует нас).
Устремленность к вечной жизни / Примеры стремления к вечной жизни
Устремленность к вечной жизни
Всевышний Аллах сказал: «Знайте, что мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения. Стремитесь же к прощению от вашего Господа и Раю, ширина которого подобна ширине неба и земли. Он уготован для тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников. Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью» (Сура 57-«Железо», 20-21 аяты).
Всевышний Аллах также сказал: «О люди! Воистину, обещание Аллаха истинно. Пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель (дьявол) не обольщает вас относительно Аллаха» (Сура 35-«Творец», 5 аят).
Аллах Всевышний также сказал: «Мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, а последняя обитель лучше для тех, кто богобоязнен. Неужели вы не разумеете?» (Сура 6-«Скот», 32 аят).
Также Всевышний Аллах сказал: «Мирская жизнь — всего лишь потеха и игра, а Последняя обитель — это настоящая жизнь. Если бы они только знали это!» (Сура 29-«Паук», 64 аят).
Всевышний также сказал: «Когда же они увидели торговлю или забаву, они разошлись, бросившись к ней, и оставили тебя стоять (во время пятничной проповеди). Скажи: «То, что у Аллаха, лучше забавы и торговли, и Аллах — Наилучший из дарующих удел»» (Сура 62-«Собрание», 11 аят).
Всевышний также сказал: «То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда. А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали» (Сура 16-«Пчелы», 96 аят).
Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заснул на циновке, а когда он встал(, оказалось, что) на боку его остались следы (от неё). Мы сказали: “О посланник Аллаха, нам надо было подстелить тебе что-нибудь!”, — (на что) он сказал: “Что мне до мира этого? В мире этом я всего лишь подобен всаднику, который укрывается в тени дерева, а потом отправляется (дальше) и покидает его!”» (Ат-Тирмизи 2377. Ибн Маджах 4109. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’» 5668).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, (место) в Раю (размером) с лук лучше того, над чем восходит и заходит солнце!» (Аль-Бухари 2793. Муслим 1882).
Сообщается, что Сахл ибн Са’д, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) мы находились с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Зуль-Хулейфе и увидели там дохлую овцу, нога которой задралась, — (на что) он сказал: «Как вы считаете она ничтожна для своего хозяина? Клянусь Тем, в Чьей длани мою душа, мир этот еще ничтожнее для Аллаха, чем эта для ее хозяина. Если бы мир этот для Аллаха был равен (по ценности) хотя бы комариному крылу, Он не дал бы неверному выпить и глотка воды!»» (Ибн Маджах 4110. Ат-Тирмизи 2320. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ибн Маджах» 3334, «Сахих аль-Джами’» 5292).
Передают со слов аль-Мустаурида ибн Шаддада, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом! Земной мир по сравнению с последней жизнью подобен капле воды, которая остается на пальце, окунутом в море. Пусть посмотрит, что осталось на нем!» (Муслим 2858).
Всевышний также сказал: «Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных» (Сура 3-«Семейство Имрана», 133 аят).
Передают со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал: «… О рабы Мои, поистине, это — только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!» (Муслим 2577).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Спешите совершать праведные дела, ибо обязательно настанет (время) испытаний, подобных частям тёмной ночи, когда утром человек будет верующим, а вечером станет неверным, и когда вечером будет он верующим, а утром — неверным, продающим свою религию за мирские блага» (Муслим 118).
Всевышний Аллах сказал: «»…Неужели мы никогда не умрем после нашей первой смерти? Неужели мы никогда не будем подвергнуты мучениям?» Это и есть великое преуспеяние! Ради такого пусть трудятся труженики!» (Сура 37-«Стоящие в ряды», 58-61 аяты).
Примеры стремления к вечной жизни
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился по ночам (так долго), что его ступни даже покрывались трещинами. (Однажды) я спросила его: “Зачем ты делаешь это, о посланник Аллаха, ведь Аллах уже простил тебе и прошлые, и будущие грехи?” (В ответ мне) он сказал: “Разве не хочу я быть благодарным рабом?”» (Аль-Бухари 4837. Муслим 2820).
Передают, что Джарир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды в начале дня, когда мы находились у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), к нему пришли босые и [почти] нагие люди, одетые [только] в полосатые куски шерстяной ткани, в которых они проделали дыры для голов, и опоясанные мечами, и большинство их, если не все, были из племени Мудар. При виде их нужды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) изменился в лице и зашёл [в дом], а потом вышел оттуда, и по его велению Билял сначала призвал [людей] к молитве, а потом объявил о её начале. Совершив эту молитву, [пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к людям с проповедью и [прочитал аят, в котором сказано]: «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который создал вас из одного человека, и создал из него же пару ему, и рассеял [по земле] множество [родившихся] от них мужчин и женщин; бойтесь Аллаха, [именем] Которого вы требуете друг у друга [соблюдения ваших прав], и [бойтесь разрыва] родственных связей, [ведь], поистине, Аллах наблюдает за вами!» (4:1). [Затем он прочитал тот] аят из суры «Собрание» [где говорится]: «О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха, и пусть посмотрит человек, что приготовил он для завтрашнего дня» (59:18), [после чего призвал]: «[Пусть же] пожертвуют человек свой динар, или свой дирхем, или [что-то] из своей одежды, или один са’ пшеницы, или один са’ фиников…» [и он продолжал перечислять], пока не сказал: «…или хотя бы половинку финика». После этого один человек из числа ансаров принёс такой тяжёлый кошель с серебром, что едва мог держать его в руке, а вслед за ним один за другим потянулись другие люди, и [через некоторое время] я увидел, что на земле образовались две кучи, [в одной из которых была] еда, [а в другой] — одежда. Тут я увидел, что лицо посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) засияло, будто позолоченное, и он сказал: «[Человек], который положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в исламе, [получит] награду [не только] за это, но и награду тех, кто станет придерживаться такого обычая после него, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в исламе, [понесёт на себе] как бремя самого этого греха, так и бремя грехов [всех], кто станет придерживаться такого обычая после него, что не облегчит бремени их собственных грехов ни на йоту!»» (Муслим 538).
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Кто из вас сегодня постится?” Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А кто из вас сегодня принимал участие в похоронной процессии?” Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А кто из вас сегодня накормил неимущего?” Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А кто из вас сегодня навестил больного?” Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Любой человек, (который будет делать всё это), непременно войдёт в Рай”» (Муслим 1028).
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришли бедные (из числа его сподвижников) и сказали: «Богачи достигнут самого высокого положения и обретут вечное блаженство». (Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует) спросил: «Почему (вы говорите) так?» Они ответили: «Они молятся подобно нам и постятся подобно нам, но (помимо этого) у них есть преимущество обладания богатством, благодаря которому они дают милостыню и освобождают рабов». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Так не указать ли вам на то, благодаря чему сможете вы догнать опередивших вас, и никто из тех, кто придёт после вас, не сможет догнать вас, и станете вы лучшими из тех, среди кого находитесь, если они не будут делать того же?» Они сказали: «Конечно, о, Посланник Аллаха» «Говорите по тридцать три раза после каждой молитвы “Преславен Аллах /Cубхана-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” и “Аллах велик /Аллаху акбар/”». (Спустя некоторое время) бедные мухаджиры снова пришли к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали: «Наши богатые братья услышали о том, что мы делаем, и теперь они тоже поступают так». В ответ Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это — милость Аллаха, которую Он дарует тому, кому пожелает»». (Аль-Бухари 843. Муслим 595).
Всевышний Аллах сказал: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (Сура 33-«Сонмы», 21 аят).
Сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в рамадане, когда с ним встречался Джибрил. Во время рамадана Джибрил встречался с ним каждую ночь, обучая его Курану, и, поистине, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встречался с Джибрилем, он был более щедрым на всё благое, чем вольный ветер». (Аль-Бухари 6. Муслим 2308).
Сообщается, что Зайд ибн Халид аль-Джухани (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Накормивший постящегося (при разговении) получит такую же награду, как и сам он, но при этом награда (постящегося) не уменьшится ни на йоту”» (Ат-Тирмизи 807. Ибн Маджах 1746. Ан-Насаи 3331. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’» 6415).
Всевышний Аллах сказал: «Вот вас призывают делать пожертвования на пути Аллаха, и среди вас находятся такие, которые скупятся. Кто скупится, тот скупится только во вред себе. Аллах — богат, а вы — бедны. И если вы отвернетесь, Он заменит вас другими людьми, и они не будут подобны вам» (Сура 47-«Мухаммад», 38 аят).
Всевышний Аллах также сказал: «Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему Геенну, где он будет гореть презренным и отверженным. А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены» (Сура 17-«Перенос ночью», 18-19 аяты).
Тафсир
Толкование Корана
(20) Знайте, что мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения.
Всевышний поведал о подлинной сути земного мира и мирской жизни и разъяснил, чего же хотят от этой жизни потомки Адама. Земные блага — это забава и развлечение для человеческих душ и тел. В этом легко убедиться, если понаблюдать за людьми, которые посвящают себя охоте за мирскими удовольствиями и усладами. Они проводят свою жизнь в словоблудии и пустых развлечениях, не думая об Аллахе и ожидающей их расплате. Некоторые из них даже религию считают забавой и развлечением.
Как же не похожи они на верующих, которые трудятся во благо Последней жизни, чьи сердца живут поминанием Аллаха, горят желанием еще лучше познать Его и переполняются любовью к Нему. Они посвящают себя делам, которые приближают их к Аллаху и сулят благо им и окружающим.
Всевышний назвал мирскую жизнь украшением, потому что люди жаждут богатых нарядов, великолепных яств, восхитительных напитков, роскошных средств передвижения, огромных домов и дворцов, высокого положения в обществе и многого другого.
Господь также назвал ее похвальбой между людьми, потому каждый человек склонен гордиться своими успехами перед окружающими и каждый человек желает, чтобы удача сопутствовала ему во всех в мирских делах, а ореол славы всегда окружал его.
Он также назвал ее состязанием в том, чтобы обрести больше имущества и детей, потому что люди испытывают удовлетворение от того, что у них больше богатства и детей, чем у других. Это — критерий преуспеяния для тех, кто влюблен в мирскую жизнь и связывает с ней самые большие надежды.
Такие люди совершенно не похожи на тех, кто осознал подлинную суть мирской жизни и понял, что земной мир — это всего лишь временная обитель, а не постоянное пристанище. Такие люди всеми силами стремятся приблизиться к Аллаху и делают все для того, чтобы попасть в Рай. Видя, как другие пытаются превзойти их богатством и числом детей, они в свою очередь пытаются превзойти их добрыми деяниями.
Затем Всевышний привел мудрую притчу, сравнив мирскую жизнь с ливнем, после которого на земле расцвело множество растений, служащих едой для людей и кормом для скота. Богатый урожай обрадовал неверующих, которых не заботило ничего, кроме мирских благ, но Всевышний Аллах ниспослал им несчастье, которое иссушило и погубило урожай, и тогда земля приобрела свой прежний вид, словно она никогда не блистала своим изумительным по красоте видом и на ней никогда не расцветала трава.
То же самое можно сказать о мирской жизни. Человек наслаждается ею, пока она окружает его своими распрекрасными благами. Стоит ему захотеть чего-либо, как он получает это. Стоит ему приступить к чему-либо, как перед ним раскрываются все двери. Но однажды сбывается предопределение Аллаха, и человек теряет все, что он имел, лишается былого могущества, а то и вовсе расстается с этим миром. Вот тогда он осознает, что он отправился в далекое путешествие с пустыми руками, что он не взял с собой в путь ничего, кроме савана. Горе всякому, кто связывал все свои надежды только с этим миром и трудился только ради этих тленных благ!
Настоящую выгоду человек может извлечь только из тех дел, которые он совершает во благо Последней жизни. Прекрасные плоды таких деяний будут сохранены и навсегда останутся с рабом Аллаха. Вот почему Всевышний Аллах сказал, что в Последней жизни неверующим уготовано тяжкое наказание, а верующим — прощение и милость. Воистину, после смерти людей ожидает либо наказание, либо прощение — третьего не дано.
Кто тратил силы только на приобретение земной роскоши, ослушался Аллаха, отвергал Его знамения и отвечал неблагодарностью на Его бесчисленные блага, тот будет подвергнут мучительному наказанию и познает, что такое адские оковы и цепи и что такое ужас Преисподней.
А кто осознал подлинную суть мирской жизни и стремился благоустроить свою Последнюю жизнь, тому будут дарованы прощение и избавление от лютой муки в Аду. Аллах будет доволен им и осенит его Своей милостью в Обители благоволения.
Все это означает, что человек должен быть умеренным в стремлении приобрести земные блага и должен гореть желанием обрести счастье в Последней жизни, ведь жизнь в этом мире — всего лишь пользование обольстительными дарами. Человек использует эти блага, извлекает из них выгоду для себя и окружающих, удовлетворяет ими свои потребности, но он не должен обольщаться ими и надеяться на них, как это делают безрассудные невежды, которых сатана обольстил и сбил с пути.
Мирская жизнь всего лишь игра и потеха аят
Аяты Корана о мирской жизни. (Источник фото: freepik.com)
Аллах в Коране дал ясное объяснение тому, что такое мирская жизнь и какое внимание ей следует уделять. Сегодня мы хотим напомнить вам эти аяты. И пусть они станут поводом для анализа принимаемых вами решений и совершаемых поступков.
2. «Земная жизнь – это лишь игра и забава, а вечная обитель [Рай – место нескончаемых наслаждений] лучше [чем земная жизнь] для богобоязненных. Неужели вы не понимаете [этого]?!» (сура «Аль-Анам», аят 32).
3. «Аллах увеличивает удел, кому пожелает, и ограничивает [кому пожелает]. Они [неблагодарные люди] радуются [бренной] земной жизни, но земная жизнь по сравнению с вечной жизнью – это только временное благо» (сура «Ар-Ра’д», аят 26).
4. «О мой народ! Земная жизнь дана [нам] на время [у нее есть конец]. А вечная жизнь и есть постоянная обитель» (сура «Гафир», аят 39).
5. «Знайте, что земная жизнь – это только игра и забава, [внешняя] красота и предмет гордости друг перед другом, и стремление к увеличению богатства и [количества] детей. Она подобна дождю, растения после которого изумляют земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, а затем они превращаются в труху. А в вечной жизни – суровое наказание, или прощение от Аллаха и [Его] довольство. Земная жизнь – всего лишь предмет обольщения» (сура «Аль-Хадид», аят 20).
6. «Поистине, земная жизнь подобна воде, которую Мы низводим с неба [дождю] и благодаря которой смешиваются растения земли [сплетаясь друг с другом], которыми питаются люди и животные. А когда земля покрывается узорами [цветами и растениями] и становится красивой, и ее обитатели думают, что у них есть власть над ней [то есть, могут получить ее плоды], тут Наше решение воплощается на ней ночью или днем [урожай внезапно гибнет]. Мы превращаем его в урожай [как будто кто-то собрал его], словно еще вчера того изобилия и не было. Таким образом Мы объясняем знамения [Нашего Могущества] для людей размышляющих» (сура «Юнус», аят 24).