мирдза зивере биография личная жизнь
Мирдза Зивере: Меня напугали фанаты Пугачёвой
Солист группы «Опус», знаменитой хитом «Надо подумать», потихоньку спивается.
Зигмар ЛИЕПИНЬШ счастлив с женой почти 30 лет
Зигмар: Надоело скитаться по гостиницам! Мы за год дома бывали всего пару месяцев, остальное время катались по «челябинскам» с гастролями. За копейки. Мы вовсе не получали миллионы, приписываемые народной молвой. А «левые» концерты давать не могли, потому что связей в нужных кругах не имели.
— Не жалеете о Советском Союзе, когда все жили в едином государстве?
Дуэту «Опус» подпевала вся страна
Паулс сильно «закладывал»
— Слышала, вы не очень хорошо расстались с Раймондом Паулсом, с которым работали долгие годы.
— Не можем до него дозвониться. С ним все в порядке?
— Вы хоть иногда встречаетесь? Отмечаете вместе праздники?
З.: Видимся редко. И семьями не дружим. А приглашать Иманта на застолья чревато плохими последствиями. Пить ему категорически нельзя! Как развяжет, так неделями завязать не может.
— У вас двое детей. Чем они занимаются?
М.: Забавно, но, когда коллеги и поклонники узнавали о моей очередной беременности, все бежали поздравлять Иманта, считая, что он отец моих детей. Поначалу он пытался открещиваться, а потом только улыбался. Зигмар всегда к этому относился спокойно. Наверное, именно благодаря его мудрости мы в следующем году отметим 30 лет совместной жизни!
Мирдза Зивере: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Биография
Родилась латышская певица со звонким голосом на янтарной Балтике в столице Латышской Советской республики городе Рига. Мирдза появилась на свет в 1953 году, 20-го сентября.
С маленького возраста девочка любила петь и родители поощряли музыкальные увлечения дочери. Она занималась в школьном хоре. Когда малышка подросла, ее записали в музыкальную школу, где она изучала нотную грамоту и овладела сложной игрой на аккордеоне. После средней школы, Мирдза Зивере поступила в техникум легкой промышленности. Профессиональное образование будущая певица получила в качестве модельера одежды. Годы учебы в техникуме девушка сочетала с участием в студенческой художественной самодеятельности. Она так хорошо пела, что успех на концертах привел ее в Рижскую филармонию, где она работала с 1974 года в качестве солистки.
Мирдза решила продолжить свое образование и получить профессию режиссера. Она поступила в столичный ГИТИС на режиссерский факульте Ее специализация была – массовые мероприятия. Одновременно с Мирдзой в ГИТИСе обучался ее будущий партнер по знаменитому эстрадному дуэту Имант Ванзович.
Работа и творчество
Эстрадные исполнители из Прибалтики в восьмидесятые годы воспринимались неискушенным советским телезрителем как эталон европейского пения и музыки. Они имели огромную популярность благодаря участию в «Голубых огоньках» и передачи «Песня года». Латышский эстрадный ансамбль «Модо», в котором выступала Мирдза, не был исключением из этого правила. Шутливая песенка «Надо подумать», которую спели Мирдза Зивере и Имант Ванзович, в один миг сделала знаменитыми очаровательную парочку. Музыка, которую исполняла группа «Модо», была высокого качества, так как репертуаром занимался Раймонд Паулс. Зрители сразу приписали Мирдзе роман с Имантом. Однако, певица к этому времени уже была в законном браке. Ее муж – Зигмар Лиепиньш снисходительно относился к витающим слухам, которые даже отцовство их совместных детей приписали Иманту. Личная жизнь Мирдзы и Зигмара очень крепкая. Они вырастили двух детей – сына Яниса и дочку Зане.
Зигмар в 1978 году стал руководителем ансамбля и стал проводить всевозможные представления с участием «Модо». А в 1983 году группа переименовалась в известный «Опус». Музыканты ставили мюзиклы и рок-оперы, с которыми много гастролировали по городам Советского Союза.
Мирдза очень улыбчивый человек, она любила петь задорные и веселые песни. Ей прекрасно удавались джазовые импровизации, так как у певицы есть природное чувство ритма.
Ее песни были так популярны в Латвии, что приносили своей исполнительнице немало призов на национальных фестивалях и конкурсах.
Повзрослев певица забросила эстрадное искусство и занимается рекламой на национальном радиовещании. Работает Мирдза вместе со своим любимым мужем, который руководит радиостудией. Мирдза Зивере прекрасный организатор, ее супруг – композитор и либретист, он полностью доверяет жене вопросы организации постановок своих опер.
Мирдза Зивере: «Думай, думай…»
23 и 24 августа в концертном зале «Дзинтари» пройдут юбилейные вечера известного латвийского композитора и музыканта Зигмара Лиепиньша. В честь 60-летия мэтра на сцене выступят музыканты и певцы разных времен: Мирдза Зивере, Имант Ванзович, Айвар Бризе, Иго,Фредис и др. Накануне этого события «Суббота» встретилась с певицей Мирдзой Зивере — звездой 80-х. В те годы хит «Думай, думай…», исполненный Мирдзой вместе с Имантом Ванзовичем, распевали от Калининграда до Владивостока.
Страна Советов вмиг полюбила, а заодно и поженила эту забавную парочку. И только рижане знали, что Мирдза всегда была замужем совсем не за Ванзовичем, а за худруком группы Зигмаром Лиепиньшем.
Надо ли говорить, что песню «Думай, думай…» тоже написал он?
Любовь, едрит твою коцинь…
Мы встретились с певицей в маленьком непафосном кафе. Удивительно, но за эти годы Мирдза почти не изменилась. Те же короткая стрижка, смеющиеся глаза. И та же улыбка, в ответ на которую невозможно не улыбнуться. Ни тени снобизма, ни грамма звездности.
Такое впечатление, что, пережив аншлаги и всенародную любовь зрителей одной шестой части суши, Мирдза просто перевернула эту страницу. И начала жизнь заново.
— Мирдза, от кого вам достался в наследство голос — от папы или мамы?
— Наверное, от обоих. Мои родители — к сожалению, их уже нет в живых — обладали хорошим слухом, очень чисто пели. И я, сколько себя помню, всегда пела. Мой детсадовский репертуар состоял сплошь из песен про любовь. Что-то очень задорное и озорное, типа: «Едрит твою коцинь, эс теви милу!»
— Как случилось, что старт певицы Мирдзы Зивере начался в Адажи? Вы оттуда родом?
— На самом деле я коренная рижанка. Просто Адажи стали моим первым местом работы. Меня пригласили в ансамбль и стали платить зарплату за то, что я пою. Но оформили колхозницей — согласно штатному расписанию я должна была то ли полоть, то ли боронить. Иначе в советское время нельзя было!
— Там-то, в Адажи, вас и приметил будущий супруг Зигмар Лиепиньш? Как вы познакомились?
— С Зигмаром мы были знакомы давно. Латвия страна небольшая, музыкантов мало, все друг друга знают. Достаточно высунуть голову, как ты уже на виду. Просто у нас были разные жизни: у него своя, у меня своя, и какое-то время мы шли параллельными дорожками. Лет пять проработали вместе в филармонии в ансамбле…
— Какой самый без- умный поступок Зигмар совершил ради вас?
— Как это какой?! (Смеется.) Он на мне женился!
Мода на Modo: до и после Паулса
К тому, что Мирдза не взяла фамилию мужа и не стала Лиепиней, Зигмар отнесся с пониманием. Именно под этой фамилией певицу уже хорошо знали в Латвии. Да и что им было делить?
Оба работали в знаменитом ансамбле Modo при Латвийской филармонии под руководством Раймонда Паулса. Оба были популярны: Мирдза как певица, Зигмар — как клавишник и композитор.
Но… в один прекрасный день из Modo ушел Раймонд Паулс. Именно с этого дня в судьбе супругов-музыкантов произошел крутой поворот. К лучшему.
— Ходили слухи, что вы плохо расстались с Паулсом. Это правда?
— Плохо? Я так не сказала бы. Просто после его ухода у нас было чувство пустоты, брошенности.
Зигмар принял от Паулса эстафету и стал руководителем Modo, ансамбль продолжал жить. Но мы оказались заложниками ситуации.
Дело в том, что под брендом Modo в СССР ждали Раймонда Паулса, который, как сейчас говорят, раскрутил группу. Во время гастролей Modo зрители настойчиво интересовались: а где Паулс? Мы не могли это объяснить.
— И тогда вы решили изменить название?
— Да, так родился ансамбль «Опус». Зигмар решил создать дуэт. И нашел мне партнера — Иманта Ванзовича. Они вместе служили в армии, в стройбате. А для мужчин армейская дружба — дело святое.
Секрет веселой пары
Поставить задорную корпулентную Мирдзу в пару с хрупким и задумчивым Ванзовичем — это был, без сомнения, очень смелый продюсерский ход. И очень удачный. Тут переплелось все: стеб, юмор и абсолютно несоветский репертуар. Какая-то легкомысленная песенка про комаров, муравьев и аморального типа, который не желает жениться на соблазненной девушке, — и вот ее уже распевает весь Союз!
Через несколько лет в СССР появится эксцентричный кабаре-дуэт «Академия» с Александром Цекало и Лолитой Милявской, созданный точно по такому же принципу — на контрасте. Но наши-то были первыми!
— Как так? Никаких песен про БАМ, ни слова про комсомол?! А вы с Ванзовичем на вершине хит-парадов!
— Мы были первым дуэтом, в СССР который исполнял юмористические песни без глубоких текстов. Наверное, это было смешно: я — крупная, он — маленький. Мы постоянно обыгрывали это. А может, народу просто надоело слушать про светлое коммунистическое будущее?
— Ваша с Имантом популярность в те годы была бешеной…
— Не то слово. Она зашкаливала! Мы собирали стадионы, получали цветы охапками, гастролировали по всему Союзу. Российский зритель всегда был открытым: уж если любил, то любил, а если ненавидел — так ненавидел. Нас с Имантом любили.
— Наверное, поклонники проходу не давали…
— По Москве было не проехать не пройти. Каждый норовил подойти и сказать что-то хорошее, пожелать удачи, здоровья, новых песен. Иногда диалог звучал совсем просто: «Ой, Мирдза! Это вы?» — «Да, это я».
А письма мне присылали мешками! Причем почему-то очень много посланий приходило из мест заключения. Даже замуж звали. Со словами: «Бросай своего Ванзовича и выходи за меня!»
— Ну да, Интернета-то не было. Не удивительно, что вас с Ванзовичем поженили!
— Когда я, беременная, спускалась в московское метро вместе с Имантом, народ бросался к нему с поздравлениями. Вскоре он перестал объяснять людям, что не муж и к предстоящему событию не имеет никакого отношения, и, спокойно улыбаясь, принимал добрые пожелания.
— А как на это реагировал Зигмар?
Студентка ГИТИСа
Именно в эту пору всеобщего поклонения и обожания в жизни Мирдзы Зивере произошло одно очень важное событие, которое во многом потом определило ее судьбу.
После концерта в зале «Россия» за кулисы к Мирдзе пришла преподавательница ГИТИСа Смелянская и спросила: «Мирдза, вот вы такая артистичная, заводная, обаятельная… Неужели будете всю жизнь про комариков петь? Идите к нам! Вот и Аллочка Пугачева у нас учится».
— Как вы восприняли такое неожиданное предложение?
— Поначалу я подумала: «Кошмар! Это не для меня!» Но уже второй мыслью было: «А почему бы не попробовать?» Это был тот толчок, после которого я стала мыслить шире. И до сих пор благодарна этой преподавательнице ГИТИСа, сумевшей убедить меня в том, что учиться необходимо.
Я поступила заочно на факультет, готовящий продюсеров и режиссеров. Кстати, моими однокурсниками были Лайма Вайкуле и ее муж Андрей. Приезжала в Москву дважды в год, сдавала сессии…
— Неужели в общежитии жили?
— Бог миловал. Директор гостиницы Академии наук Узбекистана был моим страстным поклонником. И у него всегда находился для меня приличный номер: с душем, горячей водой и прочими несоветскими удобствами.
— Пригодились ли вам знания, полученные в ГИТИСе?
— Еще как! После того как я оставила сцену, я стала продюсером и режиссером многих престижных в Латвии мероприятий. Создала свое агентство «Муза», ставила певческие праздники. И, конечно, продюсировала музыкальные спектакли моего мужа: «Собор Парижской богоматери» в Национальной опере, музыкальную пьесу «Игла» и др.
Семья или карьера?
Людям, однажды оказавшимся на вершине славы, трудно смириться с тем, что они стали обычными. Как все. С тем, что выпали из обоймы и потеряли толпы поклонников. Отсюда и многочисленные трагедии звезд, которыми пестрят желтые СМИ: один спился, другой утопился, третий повесился…
Но! Все это не случай Мирдзы. Ей удалось счастливо избежать участи погасшей звезды и найти себя после ухода со сцены.
— Мирдза, откройте главный секрет: почему вы ушли со сцены на самом пике успеха?
— Я просто сделала выбор между семьей и карьерой — в пользу семьи. И считаю, что очень вовремя. Моим старшим ребенком — дочкой Зане — занимались бабушки. Я много гастролировала, купалась в аплодисментах… И даже не видела, как моя Зане пошла, какими были ее первые шаги… Я пропустила самое важное! Променяла на мишуру! А когда родился сын Янис, поняла, что должна остаться с ним и смотреть, как он растет. Это было мое личное решение.
Я совершенно убеждена в том, что в жизни надо выбирать не сцену, не огни рампы, не букеты от поклонников, а только семью.
— Чем сейчас занимаются ваши дети?
— Дочка замужем, у нее уже своя семья. Работает в туристическом бизнесе, получила прекрасное образование, отлично знает языки… Я ею очень горжусь. Впрочем, и сыном горжусь не меньше. Янис — дирижер хора Kamзr. В этом году окончил Музакадемию, а до этого — Домскую хоровую школу.
— В общем, жизнь удалась?
— Да, я живу в доме на берегу моря. Зигмар там пишет музыку… Вокруг сосны, белки, тишина. Мы вместе репетируем. Очень любим путешествовать и ходить на хорошие концерты. Я читаю запоем — книги просто проглатываю.
Недавно снова вернулась к вязанию — в молодости я обожала сидеть со спицами, особенно по дороге на концерты, в поездах и автобусах… Уже два джемпера связала!
Алла, ты не права…
На сцену Мирдзу Зивере ни капельки не тянет. А жаль… Стоило только внести ее имя в концертные афиши юбилея Зигмара Лиепиньша, как на 23 августа билеты в «Дзинтари» были тут же проданы. Аншлаг! Пришлось объявлять дополнительный концерт — 24 августа.
А еще выступления состоятся в Лиепае — 19 августа, в Валмиере — 25 августа, в Екабпилсе — 26 августа…
— Мирдза, а как же ваши принципы? Вы дали согласие на участие в этих концертах?
— Зигмар уговорил. Четыре года назад, на мое 55-летие, он сделал мне потрясающий подарок — написал много-много мелодий. А 55 — это такой возраст, когда уже очень важно, о чем ты будешь петь. Все должно идти от души, от сердца… Слова песен должны быть моими, а не чужими!
— Где же вы нашли такого поэта, который почувствует, о чем вы хотите спеть?
— Нигде! Пришлось самой писать тексты. Мне очень важно то, что я хочу донести со сцены до зрителя, о чем хочу ему рассказать. Ну не петь же мне про бабочки-цветочки?! Я уже не девочка. И вообще, мое мнение таково: поп-музыка — это жанр молодых исполнителей. В нем абсолютно нечего делать зрелым людям, не говоря уже о пожилых.
— А как же Алла Борисовна? Она до сих пор царит на сцене и весьма уверенно себя там чувствует…
— Я не считаю, что она права… Уходить со сцены надо вовремя! Ее и так ценили за то, что она есть — такая великая и талантливая. Надо уйти чуть раньше, чем ты надоешь публике…
— Однако в афишах юбилея Зигмара Лиепиньша заявлено, что вы возвращаетесь…
— Это не возвращение, а всего лишь несколько концертов. По-латышски это звучит не atgrieрanas, а iegrieрanas — то есть когда зашел на минутку и ушел снова.
Поймите, нельзя войти в одну реку дважды! Мне в прошлом году звонили из Москвы, с Первого канала: «А приезжайте-ка тряхнуть стариной!» Я отказалась: зачем я буду петь снова про комариков?
— Неужели и с Имантом Ванзовичем вы не споете дуэтом на юбилее любимого мужа?
— Не спою. Буду исполнять народные песни — это в любом возрасте можно. Всех секретов раскрывать не буду, но песни будут разные. С разными исполнителями. Приходите, сами все увидите!
Как поклонник Пугачевой пришил себе на язык пуговицу
Мирдза и Алла были популярны в одно и то же время. И их дорожки на сцене пересекались не раз.
— Я была в Сопоте, представляла фирму звукозаписи «Мелодия» и получила денежную премию за блюз Зигмара, — рассказывает Мирдза. — Ко мне в гримерку зашла Алла, похвалила. Было приятно…
А вообще в Сопоте проходили два конкурса: конкурс песни и конкурс на лучшую запись. В первом конкурсе победил Николай Гнатюк, и вручить еще одно почетное место представителю СССР на втором конкурсе уже не могли. Но у меня было очень много предложений от разных европейских звукозаписывающих компаний… Увы, я не могла их принять! Я же жила в Советском Союзе!
— Жалеете сейчас об этом? Нынче модно ругать все, что было в СССР…
— Ругать не буду. Для меня в то время было много хорошего. Молодость, целые стадионы людей, овации, цветы… А знаете, что самое главное? В Советском Союзе исполнителям не надо было раздеваться или делать еще что-то унизительное для того, чтобы стать популярным.
Я никогда не была моделью. А сейчас надо иметь параметры 90-60-90. Потому что в шоу-бизнесе сегодня ценится объем талии и бюста, а не диапазон голоса.
— Вы были первой исполнительницей песни Паулса «Маэстро», которую потом у вас отобрала Пугачева. Не было обидно?
— Нисколько. Алла замечательно исполнила эту песню. У нас были прекрасные отношения. Я даже гостила у Пугачевой в Москве. И перепугалась, когда увидела сумасшедшее количество фанатов, ночующих у ее двери.
Помню, садимся в машину, а один парень подбегает и кричит: «Алла, я тебя люблю и сделаю все, что захочешь!» Пугачева говорит: «Пришей себе на шею пуговицу!»
Парень почти так и сделал: на следующий день подошел и показал язык с пришитой пуговицей!
История одной песни: «На Тихорецкую состав отправится…»
Содержание статьи
Для киноленты Михаил Таривердиев писал произведения на уже существующие стихи. Однако песня, ставшая одной из любимых, старше фильма. Кроме того, это благодаря ей композитор был приглашен Рязановым. А в комедии «Вагончики» оказались благодаря «иронии судьбы».
Песня, которую запомнили
Валентина Талызина вспоминала, что для нее и Лии Ахеджаковой стало неожиданностью известие о необходимости спеть в кадре, заранее не зная ни мелодии, ни слов. Потому обе фальшивили.
Подходящие фрагменты звукорежиссер собирал по крохам, но получилось удачно: сразу понятно, что это обычное исполнение «кухонное», живое. Потому такое соседство профессионального вокала и народных подпевок недоумения не вызывает. Именно киноверсия и стала любимой.
Интересно, что и в фильме отсутствует второй куплет. Вне картины он обычно исполняется. В том числе поет его вне фильма и сама Пугачева. Полная запись сделана в 1996.
Рождение народного шлягера
Впервые песня прозвучала в спектакле «Друг детства» в 1962. Однако для постановок на сцене «Современника» и «Ленкома» писали музыку разные композиторы. Одним был Таривердиев, другим – Геннадий Гладков. Мелодия первого завоевала большую популярность.
«Историю о пьяном докторе» Эмиль Брагинский написал поначалу как пьесу. В виде спектакля она и завоевала популярность. Лишь затем постановка превратилась в фильм. Из театра же пришла и одна из самых известных кинопесен. Даже Высоцкий исполнил свою версию в 1966. Как говорят, его-то и услышал Рязанов. Есть даже своеобразная легенда о начале сотрудничества его с Таривердиевым.
Так получилось, что в Пицунду на отдых приехали и композитор, и режиссер. Рязанов рассказывал супруге по новый фильм и напевал «Вагончики» как образец киномузыки. Эльдар Александрович бросил, что пригласил бы такого композитора работать непременно, но музыка народная. Оказавшийся в тот момент рядом Таривердиев удивился такому повороту и признался в авторстве.
Новые прочтения киноклассики
Так композиция и вошла в новогоднюю комедию. Легкий налет меланхолии сохранился, словно связывая лиричность грусти с комизмом ситуации в целом. За эту особенность и полюбили киношедевр зрители.
А в 1981 Татьяна Доронина исполнила ее уже в картине «Капель». Текст отличался от оригинала, да и музыка совершенно иная. Это уже третий вариант, Игоря Гранова.
За время существования пели «кинонетленку» и солисты, и ансамбли. Исполнения запомнились и женские, и мужские. Есть множество аранжировок, даже в рок-стиле. В итоге все же прозвучавшая в качестве исполнения учительским трио песня и в самом деле превратилась в народную. А это и есть всеобщее признание.
История одного хита: «Mambo Italiano»
Содержание статьи
Началась история хита с того, что маленький житель Нью-Йорка по имени Генри Роберт Меррилл Леван захотел стать певцом. Мальчик рос, мечта оставалась с ним. Однако воплотить ее в жизнь никак не удавалось: помешала Вторая мировая, а именно, уход на фронт. После возвращения Леван писал в Голливуде малозначимые диалоги для актеров для подработки.
Куда ведет мечта
Однажды помощника сценариста попросили о создании музыкального номера для популярной тогда Дороти Шэй. Результатом работы стал альбом, быстро получивший суперпопулярность в стране.
Имя Леван сократил до Боб Меррил и занялся написание песен под заказ. Нехватки в заказчицах не было, одной из них была Барбра Стрейзанд. В 1954 началась мода на танцы в стиле «мамбо», пришедшая с Кубы. Сразу же Бобу пришел заказ на создание веселой композиции в латиноамериканском стиле.
Времени оставалось все меньше. Идея осенила автора во время пребывания в итальянском ресторане. Быстро записав пришедшие на ум мелодию и слова на салфетке, Боб понял, что песня готова. Итогом же стало произведение, которое вошло в мировую историю поп-музыки как «Мамбо Италиано». Оригинально отразились на хите итальянская еда вкупе с кубинскими мотивами.
Звездный хит
Исполнение доверили популярной тогда певице Розмари Клуни. Она-то и прославила сингл. Творчеству Розмари симпатизировал Бинг Кросби, помогавший вокалистке на старте и в трудные времена. А забот на ее долю выпало немало.
Родственница современной голливудской звезды, Джорджа Клуни, после нервного срыва приняла решение уйти из шоу-бизнеса, став свидетелем гибели сенатора Кеннеди.
Замуж Розмари выходила дважды, но за одного и того же человека, пуэрториканского актера Хосе Феррере, первого латиноамериканца, получившего «Оскар».
«Мамбо Италиано» певица исполнила с блеском. Песню столько раз перепевали, что сложно утверждать, какая версия была первой. Да и нередко звучала композиция в кинофильмах без слов, в инструментальной обработке.
Слова, слова.
Текст – оригинальный набор слов из различных наречий. Есть в этом потоке и английский, и испанский, и даже вымышленный язык, никогда не существовавший.
Может, звучание и покажется сумбурным и нарочитым, но ведь при желании все складывалось в подобие вполне оформленной мысли. Ее лейтмотив – в пиццерии ты ощущаешь себя счастливым, когда мамбуешь по-итальянски.
Однако есть иная трактовка. Она уверяет, что текст более чем осмысленный. В песне повествуется про сицилийца, вернувшегося на родину, где вместо тарантеллы теперь танцуют мамбо.
Какой вариант выбрал в свое время Леван утверждать теперь невозможно. Но в любом случае, переносясь в 1954, пусть и не на машине времени, а посредством заводного хита, остается прекрасно проводить время, наслаждаясь приятной мелодией и прекрасной композицией, даже если она и в стиле «Уно моменто». Тем паче, что отечественному шедевру из «Формулы любви» отсутствие внятного текста совершенно не повредило.