микроклимат семьи и его значение в жизни ребенка
Консультация «Микроклимат семьи. Его влияние»
Ковригина Юлия Игоревна
Консультация «Микроклимат семьи. Его влияние»
Психологический микроклимат семьи — важная составляющая, поскольку в семье человек проводит большую половину жизни. Главные функции семьи — поддержка, устранение стресса, любовь к ближним, желание прийти на помощь. Эмоции передаются вербально, невербально. Через эмоциональное состояние членов семьи мир воспринимается, как враждебная или доброжелательная сущность. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.
Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.
Есть 2 вида психологического климата — благоприятный, неблагоприятный. Чтобы определить тип семьи по этому фактору,необходимо честно ответить на несколько вопросов:
как часто члены семьи проводят время вместе;
доставляет ли им удовольствие находиться нахождение дома;
учитывается ли мнение детей при решении текущих вопросов;
как родители и другие родственники — бабушки и дедушки — взаимодействуют со всеми остальными.
Если ответы положительные, атмосфера внутри семьи благоприятная. Если люди не знают ответа на вопрос или отвечают негативно, значит отношениям, собственному поведению нужно уделить внимание.
Особенно опасен негативный опыт семейных отношений для растущего поколения. Дети, выросшие в неблагополучной среде, имеют психические отклонения, склонны к насилию, или наоборот — принимают позицию жертвы. Малыши чаще болеют, испытывают состояние тревожности. Это потенциальные клиенты психологов, психотерапевтов. Они строят отношения, напоминающие их собственные в детстве.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Главные черты этого стиля определяются основными
положениями гуманисической психологии.
Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается
в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На стиль же воспитания оказывают влияние личностные качества родителей.
Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящейся главным образом к сфере «Я».
Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания способствуют значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.
Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой» У каждого самостоятельного человека рано или поздно появляется работа. Она может быть любимой или не очень. И отношения с коллегами.
Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.
Консультация для родителей «Влияние компьютерных игр на психику ребенка» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией «Влияние компьютерных игр на.
Консультация для родителей «Влияние солнца на детский организм» С наступлением жарких летних деньков все спешат больше времени проводит на свежем воздухе. Солнце благотворно влияют на детский организм.
Консультация для родителей «Микроклимат семьи»
Екатерина Глазова
Консультация для родителей «Микроклимат семьи»
Консультация для родителей на тему «Микроклимат семьи«Уважаемые родители!
Эмоциональное начало пронизывает все стороны нашей натуры,, его нельзя отделить ни от характера человека, ни от его поступков.
Прошу Вас, уважаемые родители, обращайте внимание на своих детей, играйте с ними, общайтесь на все их интересующие темы, раскрывайте детские сердца, вызывайте у своих детей чувство доверия к Вам. Ведь всё начинается с семьи.
Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой» У каждого самостоятельного человека рано или поздно появляется работа. Она может быть любимой или не очень. И отношения с коллегами.
Консультация для родителей «Быт и устои казачьей семьи» До конца IXX – начала XX веков характерно существование большой неразделенной семьи. Длительному сохранению ее способствовало особое социальное.
Консультация для родителей «Классическая музыка — «лекарство» для всей семьи» Учёными доказано, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека. Еще в древности медики полагали, что музыка способна.
Консультация для родителей «Телевидение в жизни семьи и ребенка» Телевидение в жизни семьи и ребенка. Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… современные дети превратились в телеманов.
Консультация для родителей «Природа в жизни вашей семьи» Описание: Данный материал будет интересен воспитателям и всем родителям дошкольников. В материале даны рекомендации для родителей, которые.
Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.
Консультация для родителей «Сотрудничество детского сада и семьи» Новый тип взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания. По всем законодательным.
Консультация для родителей, воспитанников старшей группы «Масленица, в кругу семьи!» Масленицаэто интересный, древний языческий праздник, который праздновался ещё, до крещения Руси и посвящался праздник поклонению Солнцу.
Консультация для родителей «Все начинается с семьи» «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей» В. А. Сухомлинский Задумайтесь, часто ли в вашей семье звучат ласковые слова.
Консультация «Статус и микроклимат семьи»
Наталья Игнатьева
Консультация «Статус и микроклимат семьи»
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании, в становлении личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. Родители часто и не подозревают о том, насколько важен микроклимат в семье для нормального развития ребенка. Если в доме происходят постоянные ссоры, скандалы в первую очередь это отражается на ребенке – на его душевном равновесии, здоровье, характере. Позитивное же внимание со стороны родителей, правильное воспитание, хорошие отношения между самими родителями способствуют тому, что ребенок станет сильным, адекватным человеком, подготовленным к жизни в современном мире.
Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.
Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для педагога в данный момент важнейшей является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус семьи, т. е. ее состояние в процессе адаптации в обществе.
Для плодотворного просвещения родителей дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи.
1. Социальный статус, представляющий собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами, характеризует процесс адаптации семьи в обществе.
В настоящее время выделяется четыре статуса семьи:
Социальная адаптация семьивключает в себя следующие компоненты:.
первый — материальное положение. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности,используется несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи;
второй — психологический климат семьи — представляет собой более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности; степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее, открытость семьи во взаимоотношениях с
социокультурная адаптация. Определяя общий уровень культуры семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи;
четвертый — ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением в семье к ребенку. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении его проблем ситуационно-ролевой статус семьи высокий: если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то — средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, что, как правило, сочетается с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус — низкий.
2. Комплексная типология предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации (от высокого к среднему, низкому и крайне низкому):
благополучные семьи — успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития;
семьи «группы риска»— характеризуются наличием некоторого отклонения от норм (например неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому педагогу необходимо наблюдать за их состоянием;
неблагополучные семьи — имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности (или в нескольких одновременно). Они не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены; процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога;
асоциальные семьи — нуждаются в коренных изменениях. В этих семьях родители ведут аморальный, противоправный образ жизни; жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными; отстают в развитии; становятся жертвами насилия. Работа педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.
В связи с вышеизложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семьясегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.Вот почему главные усилия социальных педагогов и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на:
— улучшение семейного микроклимата;
— формирование положительных взаимоотношений в семье;
— повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
— формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.
Консультация «Все начинается с семьи» Тема: «Все начинается с семьи» Цель: формирование мотивации к нравственному осознанному поведению и уважительному отношению к семье и семейным.
Конспект беседы ко Дню семьи для средней группы «День семьи, любви и верности» КОНСПЕКТ Беседа с детьми на тему: «День семьи, любви и верности» Цель: воспитывать любовь и уважение к членам семьи; углублять знания о.
Главные качества, роль и статус педагога, как залог повышения качества начального общего образования в современной школе Главные качества, роль и статус педагога как залог повышения качества начального общего образования в современной школе. Образование –.
Консультация «Роль семьи в формировании ЗОЖ» Кононова Любовь Михайловна МБОУ «СОШ № 40» (дошкольное отделение) Воспитатель «Роль семьи в формировании ЗОЖ» Семья – основа формирования.
Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой» У каждого самостоятельного человека рано или поздно появляется работа. Она может быть любимой или не очень. И отношения с коллегами.
Консультация по проведению «Недели семьи в ДОУ» В ФГОС ДО говорится о том, что родители должны быть вовлечены в образовательный процесс, который ведётся в ДОУ. Также наша образовательная.
Отчет о проведении недели семьи, посвященной «Дню семьи, любви и верности» в подготовительной группе Отчет о проведении недели семьи, посвященной «Дню семьи, любви и верности» в подготовительной группе с 08.07.2019 по 14.07.2019г. Провела.
Консультация ко Дню Семьи «Семья — это…» В 2008 году российский календарь пополнился еще одним праздником. 8 июля отмечают Всероссийский праздник – День Семьи, Любви и Верности.
Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи» Взаимодействие ДОУ и семьи невозможно без информационного сотрудничества. Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением.
Влияние семейного микроклимата на ребенка
Людмила Чебанова
Влияние семейного микроклимата на ребенка
Какая семья не мечтает, чтобы их ребенок рос здоровым и счастливым, жизнерадостным, общительным. Семья – первые, очень значимые жизненные университеты малыша. Здесь он учится мыслить, чувствовать, жить среди людей. Атмосфера каждой семьи с ее жизненным укладом, традициями, интересами и потребностями воздействует на ребенка. Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений. Интересным и полезным для воспитания, сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг, прогулки в парк и лес, организация спортивных игр и т. д. Полезны детские игры, которые придумывают сами дети, а также настольные игры совместно со взрослыми. Посильный труд ребенка, осуществляемый вместе со взрослыми или индивидуально, закладывает основы трудолюбия, желание думать не только о себе, но и о других. Интересным может быть в семье чтение детям книг, просмотр телевизионных передач. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.
Одно из важных условий семейного воспитания – авторитет родителей. Но как завоевать его у ребенка, знают далеко не все. Свои отношения супруги должны координировать так, чтобы, проявляя терпение и такт, воспитывать уважение к каждому из родителей. К сожалению,родители не всегда владеют культурой общения и отношений: нередко они критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей, детей. По данным социологов, чаще так поступают жены. Они уверены, что ведут себя правильно, стремясь «улучшить» своих мужей. В семейнойэтике это часто приводит к противоположному: критика одного супруга другим задевает человеческое достоинство, вызывает обиду, напряженность в отношениях. Это порой ведет к конфликтам и даже к распаду семей. Очень сильно влияют на детей скандалы в семье, неуважительное отношение, покрикивание, резкость в обращении старших друг к другу. Свои конфликтные ситуации следует решать, когда ребёнка нет рядом, постараться при ребёнке находить общий язык. Если родители умеют видеть в ребёнке человека и обходятся с ним справедливо, то он обретает чувство уверенности. Если ребёнок привык видеть, что с ним строги, но справедливы, это дисциплинирует его, он становится более уравновешенным. Нельзя забывать о том, что требования к ребёнку должны быть едины и посильны для выполнения, тон обращения спокойным и приветливым.
Формирование личности ребенка определяется всем образом жизни семьи. Там, где отец и мать не делят домашние заботы на «женские» и «мужские», одинаково уважительно и заботливо относятся друг к другу, детям, ребенок видит примеры доброго отношения к людям. Ребенок вырастает таким, каким делает его окружающая среда. Если дома нормальные доброжелательные отношения, то никакая улица не сделает ребенка черствым.
Давайте вспомним, дорогие родители, когда вы говорили со своими детьми «по душам», умеете ли вы это делать? Говорите ли вы ребенку, что по улице надо ходить так, чтобы не толкать людей, уступать дорогу старшим? А принято ли в вашей семье говорить «спасибо», «извини», «доброе утро», «спокойной ночи»? Говорите ли вы своему ребенку, если несправедливо его обидели,накричали: «Извини, я была (был) неправа (неправ)»? Ребенок – личность, человек, как и вы – с самолюбием, своими понятиями о добре и честности. Даже такие простые слова, как «спасибо», «пожалуйста», «доброе утро» и т. д. сближают семью, делают крепче родственные отношения. От того, как мы разговариваем с детьми, зависит, в частности, и то, как будет разговаривать ребенок с окружающими в будущем. Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.
Эмоциональное благополучие ребенка основывается на уверенности в том, что его любят близкие, родные люди. Это главное условие гармоничного развития личности ребенка. Чем меньше ребенок, тем значимее для него уверенность в том, что его любят.
Семейные традиции… Их роль в воспитании ребенка огромная. Это и любовь к книгам, и совместные походы в лес, и празднование дня рождения…
Каким образом воспитывается в детях любовь к книге? Конечно, прежде всего начало этой любви закладывается в раннем детстве, когда мама или бабушка рассказывает сказку, рассматривает вместе с ребенком иллюстрации. Дети любят, когда им читают перед сном.
День рождения только раз в году…Ребенку наиболее запоминаются его праздники. Посоветуйтесь с ребенком, кого он хочет пригласить. Очень хорошо, если на празднике будут не только дети, но и взрослые, которые охотно участвуют во всех ребячьих забавах, а дети видят в них не только родителей, но и близких друзей.
Становление человека происходит в повседневной будничной жизни, а лучшие воспитатели – родители, и созданный ими семейный климат, тематика разговоров, тон, интонация, улыбки, уступки, понимание друг друга – составляющие благоприятной атмосферы.
Влияние компьютера на ребенка Компьютеры, планшеты, смартфоны, интерактивные доски и тд. настолько широко вошли в нашу жизнь, что нам уже трудно представить мир без них.
Особенности семейного воспитания ребенка-дошкольника с ринолалией Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия.
Влияние природы на здоровье ребенка В наш век современного технического прогресса человека всё сильнее тянет к природе. Что может быть приятнее после городского шума и смога.
Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.
Влияние цвета на организм ребенка » Дети очень любят цвет. Он оказывает на них своё благоприятное влияние, а поэтому цвет может и должен быть использован в создании условий.
Влияние семейных ссор на психику ребенка В обществе нет пар с идеальными семейными отношениями. В любой семье существуют расхождения, конфликтные ситуации, которые и приводят к.
Влияние сказки на эмоции ребенка Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии.
Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра.
Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка Влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка. «Великие дела рождаются в семье» «Любовь воспитывается любовью!» Шалва Амонашвили.
Значение семейного воспитания в развитии ребенка Значение семейного воспитания в развитии ребенка. Семейная педагогика – это наука, изучающая специфику условий семейного воспитания, которая.