мейерхольд биография интересные факты

Мемория. Всеволод Мейерхольд

мейерхольд биография интересные факты. Смотреть фото мейерхольд биография интересные факты. Смотреть картинку мейерхольд биография интересные факты. Картинка про мейерхольд биография интересные факты. Фото мейерхольд биография интересные факты

9 февраля (28 января) 1874 года родился театральный режиссер Всеволод Мейерхольд.

Личное дело

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 – 1940) родился в Пензе в семье владельца винно-водочного завода, обрусевшего немца Эмилия Федоровича Мейергольда и Альвины Даниловны Мейергольд (урожденной Неезе). В 1895 году он окончил гимназию в Пензе и поступил на юридический факультет Московского университета. Но увлечение театром, начавшееся еще в Пензе, отвращало его от юридической карьеры. Как только юноше исполнился 21 год, он принял православие, сменил имя на Всеволод, заменил одну букву в фамилии, отказался от своей доли в отцовском наследстве и покинул университет.

Всеволода Мейерхольда взяли сразу на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Немировича-Данченко. В 1898 году он окончил училище и вместе с другими выпускниками вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. Играл роли Василия Шуйского («Царь Фёдор Иоаннович») и Иоанна Грозного («Смерть Иоанна Грозного»), принца Арагонского («Венецианский купец»), Мальволио («Двенадцатая ночь») Тирезия («Антигона»), Иоганнеса («Одинокие люди»), Треплева («Чайка»), Тузенбаха («Три сестры»).

Как актер он имел большой успех, но весной 1902 года покинул МХТ, так как решил попробовать себя в качестве театрального режиссера. Вместе с А. С. Кошеверовым создал труппу русских драматических артистов в Херсоне, ставшую позднее известной как «Товарищество новой драмы». Несколько спектаклей было поставлено в Николаеве и Севастополе. В следующих сезонах Мейерхольд руководил труппой уже самостоятельно. Спектакли создавались удивительно быстро – за два с половиной года было поставлено около 250 спектаклей. Сначала Всеволод Мейерхольд ставит спектакли «по мизансценам Художественного театра», потом начинает искать свой стиль. Меняя города (Херсон, Тифлис, Полтава), репертуар и состав актеров, труппа сохранила это название до лета 1906 года и даже позже (уже без Мейерхольда).

В 1905 году по приглашению Станиславского Мейерхольд возвращается в Москву. Он начинает работать в специально организованной Студии на Поварской, куда приглашает молодого композитора Илью Саца, талантливых художников «Голубой Розы» Николая Сапунова и Сергея Судейкина. В студии Мейерхольд репетирует спектакли «Смерть Тентажиля» Метерлинка и «Шлюк и Яу» Гауптмана. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счел возможным выпускать их на публику. В итоге Станиславский закрыл Студию.

мейерхольд биография интересные факты. Смотреть фото мейерхольд биография интересные факты. Смотреть картинку мейерхольд биография интересные факты. Картинка про мейерхольд биография интересные факты. Фото мейерхольд биография интересные факты

В декабре 1905 началась первая русская революция. Мейерхольд, заново собрав свою херсонскую труппу, едет на гастроли в Полтаву, где знакомится с Верой Федоровной Комиссаржевской, пригласившей его в свой театр в Петербурге.

В театре Комиссаржевской Мейерхольд работал недолго – 1906 – 1907 годы. Но это важный период его режиссерского пути, во время которого формируются его взгляды на роль режиссера. Именно в это время признание публики, наконец, пришло к Мейерхольду-режиссеру. Он разрабатывает принципы так называемого «статуарного театра», особую пластику сценического движения и речи, новые способы декорационного и светового оформления. По мнению Мейерхольда, режиссер – это хозяин на сцене, творец и изобретатель. Первая же постановка – «Сестра Беатриса» Метерлинка 22 ноября 1906 года – стала триумфом Мейерхольда. Шедевром считается и поставленный в том же году блоковский «Балаганчик», где Мейерхольд вместе с Н. Сапуновым впервые применил принцип «сцены на сцене». Сам Мейерхольд в этом спектакле исполнил роль Пьеро.

В эти же годы Мейерхольд занимался литературной работой, главным образом переводами, а с лета 1906 года работал над статьями о театре, публикуя их в журналах. Позднее, в 1913 году, эти статьи вышли отдельной книгой «О театре».

Одновременно с этим Мейерхольд под псевдонимом Доктор Дапертутто экспериментирует в других театрах: клубе «Лукоморье», Доме Интермедий, частных домах, летних театрах. В 1913 году по приглашению Николая Рубинштейна он ставит в Парижском театре Шатле «Пизанеллу» Г.Д. Аннунцио.

В 1908 году была открыта первая студия в квартире Мейерхольда на улице Жуковского. Она просуществовала один год. Мейерхольд преподавал также в театральной школе К. И. Даннемана, на Музыкально-драматических курсах Б. В. Полока. В 1913 году Мейерхольд вновь открыл в Петербурге свою студию. Сначала она размещалась на Троицкой улице, а с 1914 и до начала 1918 года – на Бородинской улице.

С 1914 по 1916 год Мейерхольд также издавал журнал «Любовь к трем апельсинам», всего вышло восемь номеров.

После прихода к власти большевиков Всеволод Мейерхольд стал одним из начинателей нового советского театра. В 1918 году он сотрудничал в Театральном совете, а после переезда правительства в Москву стал заместителем заведующего Петроградским отделением ТЕО Наркомпроса. В августе 1918 года Мейерхольд вступил в члены РКП(б). К годовщине революции Мейерхольд ставит «Мистерию-буфф» Маяковского в декорациях Малевича.

В течение 1918 – 1919 годов в Петрограде Всеволод Мейерхольд руководил организованными им Инструкторскими курсами по обучению мастерству сценических постановок (позднее — курсами мастерства сценических постановок) и «Школой актерского мастерства». Лето 1919 года Мейерхольд провел на юге: сначала в Ялте, затем в Новороссийске, где осенью был арестован деникинской контрразведкой и до начала ноября 1919 года находился в тюрьме. После освобождения Новороссийска Красной Армией был назначен заведующим подотделом искусств Новороссийского ревкома. По инициативе Луначарского в конце лета 1920 года он был отозван в Москву, с сентября 1920 года по февраль 1921 руководил ТЕО Наркомпроса.

В это время Мейерхольд провозглашает программу «Театральный Октябрь»: по сути это были принципы конструктивизма в театре. Программным спектаклем стали «Зори» Э. Верхарна. Мейерхольд собирает молодежь, обучая актерскому мастерству по особой системе «биомеханики», разработанной им еще в дореволюционных студиях. Спектаклем, построенном целиком на принципах конструктивизма, где актерами впервые была реализована «биомеханика», а вместо декораций появилась единая сценическая установка, стал «Великодушный рогоносец» Кроммелинка, поставленный в 1922 году.

Театр Мейерхольда был создан в Москве в 1920 году и первоначально назывался «Театр РСФСР-I», затем носил названия «Театр Актера» и Театр ГИТИСа, с 1923 года – Театр имени Мейерхольда (ТиМ). Самые важные постановки Мейерхольда первой половины 1920-х годов – пьесы Островского «Доходное место» и «Лес».

В 1926 году Театр имени Мейерхольда становится государственным (ГосТИМ). В нем были поставлены «Лес», «Мандат», «Ревизор», «Горе уму», «Клоп», «Баня», «Последний решительный», «Дама с камелиями». Со своим театром Мейерхольд побывал на гастролях в Германии, Франции, Англии, Италии, Чехословакии. Параллельно с работой в этом театре Всеволод Мейерхольд руководил Театром Революции (1922-1924), ставил спектакли в Ленинграде (Ленинградский академический театр драмы – МАЛЕГОТ), осуществил постановки драм Пушкина на радио. В апреле 1923 года Мейерхольду было присвоено звание Народного артиста Республики.

С начала 1930-х годов спектакли Мейерхольда всё чаще вызывали критические отзывы официальной прессы. Неоднократно театральное руководство пыталось закрыть его театр. В итоге ГосТИМ был закрыт в 1938 году. После этого Мейерхольд стал режиссером, а после смерти Станиславского — главным режиссером Государственного оперного театра имени Станиславского. Там он завершил начатую Станиславским работу над оперой «Риголетто». 15 июня 1939 года Мейерхольд выступал в Москве на режиссерской конференции ВТО, затем уехал в Ленинград, где в ночь с 19 на 20 июня был арестован.

1 февраля 1940 года был приговорен Военной коллегией Верховного суда к смертной казни. В приговоре говорилось, что Мейерхольд был «агентом английской и японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР… кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства».

Всеволод Мейерхольд был расстрелян 2 февраля 1940 года. В 1955 году реабилитирован.

Чем знаменит

Мейерхольд был крупнейшим реформатором сценического искусства в России, его идеи значительно повлияли на современный театр. На современников производили сильное впечатление его эксперименты, у которых всегда находились и восторженные поклонники, и суровые критики. В отличие от сценической школы МХАТА, где считалось, что театр должен показать «жизнь как она есть», в постановках Мейерхольда у зрителя намеренно подчеркивалось ощущение «театральности» происходящего, при этом Мейерхольд стремился вовлечь зрителя в представление, сломав «четвертую стену».

О чем надо знать

«Мистерию-буфф» Маяковского Мейерхольд поставил дважды. Премьера состоялась 7 ноября 1918 года в Театре музыкальной драмы в Петрограде и была частью программы торжеств в честь первой годовщины революции.

Сначала Луначарский планировал устроить эту постановку в Александринском театре. По его предложению Маяковский прочел пьесу актерам Александрийского театра, и недоброжелательное отношение к пьесе со стороны «старых» актеров труппы заставило отказаться от мысли о постановке на этой сцене. Для Мейерхольда спектакль был манифестом нового левого искусства.

Декорации к постановке создал Казимир Малевич. Пьесу ставили силами актеров, приглашенных по объявлению. 12 октября 1918 года в газете «Северная коммуна» и в ряде других петроградских газет было напечатано «Обращение к актерам»: «Товарищи актеры! Вы обязаны великий праздник революции ознаменовать революционным спектаклем. Вами должна быть разыграна «Мистерия-буфф», героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи, сделанное Вл. Маяковским. Приходите все в воскресенье 13 октября в зал Тенишевского училища (Моховая, 33). Автор прочтет «Мистерию», режиссер изложит план постановки, художник покажет эскизы, а те из вас, кто загорится этой работой, будут исполнителями. Центральное бюро по устройству октябрьских торжеств предоставляет все необходимые средства для осуществления «Мистерии». Все к работе! Время дорого. Просят являться только товарищей, желающих принять участие в постановке. Число мест ограниченно».

Роль «Человека просто» исполнял сам Маяковский. На премьере ему же пришлось играть и роль Мафусаила и одного из чертей, так как исполнители этих ролей не явились. Дано было всего три спектакля 7, 8 и 9 ноября. Через два года Маяковский подготовил переработанный вариант пьесы, и Мейерхольд поставил ее уже в Москве в «Театре РСФСР 1-м». Группа литераторов обратилась с письмом в ЦК РКП(б), утверждая, что пьеса непонятна народу и возражая против ее постановки. 30 января в театре прошел открытый диспут на тему: «Надо ли ставить „Мистерию-Буфф“?». Премьера состоялась 1 мая 1921 года, спектакль игрался более сотни раз. Одновременно «Мистерия-буфф» была поставлена на немецком языке в цирке на Цветном бульваре для делегатов III съезда Коминтерна.

Прямая речь

«Физическое состояние натренированного материала – опорный пункт нашей системы игры. Каждое задание при выполнении отчетливо планируется на частях сценической площадки – когда все движения актера, даже рефлексы, будут всегда строго организованы. Во всяком коллективном упражнении каждый участник должен раз навсегда расстаться с постоянным желанием актера – стать солистом. Ничего случайного биомеханика не терпит, все должно делаться сознательно с предварительным расчетом. Каждый момент работающий должен точно установить и знать, в каком положении его тело, и свободно пользоваться каждым членом для выполнения намерения. Закон общетеатральный – кто позволит дать волю своему темпераменту в начале работы, тот неминуемо истратит его раньше ее завершения и смажет все исполнение. У актера всегда на первом месте проверка тела. В человеке мы держим не образ, а запас технического материала. Актер всегда в положении человека, организующего свой материал. Он должен точно знать свой диапазон и все приемы, которыми он технически располагает для выполнения данного намерения. Квалификация актера всегда пропорциональна числу комбинаций, имеющихся у него в запасе приемов. Свободное состояние развинченного человека (дунканизм) недопустимо. Первый принцип биомеханики: тело – машина, работающий – машинист».

Всеволод Мейерхольд «Принципы биомеханики»

«Чтобы уяснить разницу между прежним театром, представителем которого является Станиславский, и новым театром, представителем которого являюсь я (я беру эти две системы потому, что эти две системы особенно четко друг с другом борются), нужно вспомнить, какую борьбу в области экспериментальной психологии ведут две группы психологов – виталисты, которые предполагают, что существует необследованная область души, которая руководит нашим всем физическим состоянием, и, так сказать, эти «душевные» качества в человеке являются руководящими, вследствие этого они (виталисты) и в бога верят. И есть другое течение, которое в период борьбы было доведено до большой крайности – это биомеханисты. Биомеханисты (я говорю не о себе, а о двух борющихся системах) рассматривают человека так: тут невыясненного ничего нет, нет никаких сфер, которые еще не выяснены. Механисты считают, что на первом плане — мозг, который управляет всей нервной системой, и затем есть такое состояние физиологическое, которое рассматривается как физико-химическая лаборатория, которая требует для определенного состояния человека столько-то и столько-то калорий, от приема такого-то количества калорий зависят такие-то функции. И поведение человека рассматривается как нечто физико-материалистического порядка. Новая теория рефлексологии – взаимоотношение условных и безусловных рефлексов – заставляет нас тоже изучать поведение актера на сцене с этой точки зрения. Система Станиславского берегла психику актера и работала над его душевными качествами, отсюда – сентиментальность, религиозность, вера в психологизм в дурном смысле слова. Мы же рассматриваем человека как здоровое явление, как здоровую модель, и поведение человека рассматриваем с точки зрения физического состояния. И виталисты, и биомеханисты перегибают палку, мы же делаем поправку, мы тренируем не только физиологию, но тренируем мозг, и это не просто тренировка, а тренировка в определенной концепции, с точки зрения диалектики. Это не есть тренировка какого угодно физического состояния какого угодно объекта. Актер у нас является не просто физическим телом, актер у нас является актером-мыслителем, актером-трибуном, хорошо знающим всю политическую обстановку. Мы не смотрим так грубо, как виталисты и механисты, – это материя душевная, а это – только физическая. Мы говорим: не только физиология определяет поведение человека, важен мозг, нам важно, чтобы этот мозг был начинен здоровым содержанием, а не идеалистическим, которое имеет дело с неопределенными данными. Актер, когда учит роль, должен рассматривать, что он в этом образе должен защищать, быть адвокатом этого образа или быть его прокурором. Так что актер нашего театра в каждом изображаемом образе показывает свое отношение к образу, им представляемому».

Из интервью Мейерхольда американскому корреспонденту Баренсу

Из последнего письма Мейерхольда, отправленного В. Молотову из Бутырской тюрьмы.

10 фактов о Всеволоде Мейерхольде

Материалы о Всеволоде Мейерхольде

Источник

Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец

Его называли театральным гением и новатором, его биография была богата творческими событиями. Помимо этого Мейерхольд обладал полезным свойством: мог очень быстро изменить свою позицию в угоду тому или иному политическому режиму.

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/ Г. Щербаков, © EAST NEWS

С 1907 года Мейерхольд занимал пост главного режиссёра двух императорских театров в Петербурге — Александринского и Мариинского. На этих сценах он воплощал свои новаторские идеи и никогда не сталкивался с противодействием со стороны дирекции театров.

Почти в любом спектакле проступала обворожающая сила его — автора, как без лишней скромности величал себя на афишах и в программах Мейерхольд

Переводчик Николай Любимов

За десять лет он поставил 21 драматический и десять музыкальных спектаклей. Мейерхольд чувствовал себя хозяином положения. Он мог смело заявить в докладной записке директору императорских театров, что «театр топчется на одном месте» и «какой-то туман заволакивает светлую его деятельность».

Несмотря на своё благополучие в царской России, Мейерхольд очень быстро перешёл из белых в красные. Своеобразной точкой этого перехода стал последний предреволюционный спектакль режиссёра. 25 февраля 1917 года, через два дня после начала Февральской революции, в Александринском театре состоялась премьера «Маскарада».

Когда революция шла уже полным ходом. На улицах ещё отдалённо постреливали, трамваи не ходили, фонари горели тускло… Было пустынно и жутко. Театр, однако, был полон, и по каким ценам!

Критик Александр Кугель

Работа над постановкой заняла шесть лет. Художник Александр Головин за это время создал более четырёх тысяч эскизов костюмов и поразительную систему из пяти занавесов. Также согласно плану зрительный зал служил продолжением сцены, по бокам которой были расставлены старинные зеркала. Таким образом зрители становились соучастниками этого мистического маскарада. Спектакль заканчивался сценой долгой панихиды по Нине — этот эпизод воспринимался как панихида по царской России.

Пока в Петербурге происходили уличные беспорядки и люди требовали хлеба, почтенная публика смотрела роскошный спектакль, а напряжённая обстановка в городе только усиливала её восторг.

мейерхольд биография интересные факты. Смотреть фото мейерхольд биография интересные факты. Смотреть картинку мейерхольд биография интересные факты. Картинка про мейерхольд биография интересные факты. Фото мейерхольд биография интересные факты

Костюмы к спектаклю «Маскарад» в постановке Мейерхольда. Фото: © РИА Новости/Виталий Белоусов

Литературный критик и писатель Разумник Иванов-Разумник описал несоответствие происходящего в жизни и на сцене в тот февральский вечер: «Я шёл на «Маскарад» с далёкой петербургской окраины. Недалеко от Троицкого моста посередине улицы лежал с разбитыми стёклами и погнутыми колесами трамвайный вагон. Днём по этой же улице двигались массы народа, требуя «хлеба» — и только ли хлеба? Ещё вечером раздавались одиночные выстрелы. В публике с почтением передают, что одна только часть декорации обошлась в восемнадцать тысяч рублей, что вся постановка стоит сотни тысяч… Жутко сидеть на этом мёртвом «Маскараде», среди неслыханной роскоши постановки, среди этих живых мертвецов, трагических масок современности».

«Маскарад» стоил государству немалых денег, но у критиков постановка Мейерхольда вызвала только отрицательные отклики. В газете «Речь» рецензент под псевдонимом Amadeo назвал спектакль красивым мыльным пузырём и связал его с концом самодержавия. Тем не менее следующие 30 лет спектакль шёл с неизменным успехом, как дань памяти ушедшей эпохе.

Это пустое и громоздкое зрелище было последним бесцельным фейерверком на фоне только что умершего прошлого

Amadeo, статья «Напрасная красота»

С приходом к власти Временного правительства положение Мейерхольда несколько изменилось. После «Маскарада» он целый год не ставил спектаклей, но проявил интерес к кинематографу. Лето 1917 года Мейерхольд провёл в Москве, где снимал фильм «Навьи чары», который так и не был завершён. Несмотря на деятельность, режиссёр злился, он писал подруге и актрисе Ольге Сафоновой: «. Я ненавижу Москву и вот сижу здесь. Как в ссылке».

До революции Мейерхольд ко всем обращался в письмах — «дорогой», «милостивый государь», после февральского переворота «государи» стали «товарищами». Изменился и тон писем: из нарочито любезного он стал официальным и более чопорным. Пример письма Мейерхольду русскому поэту и прозаику Михаилу Кузмину: «Дорогой Михаил Алексеевич, отчего Вы забыли о моем существовании? Отчего никогда не хотите позвонить по телефону? Отчего не хотите побывать у меня?» Или композитору Михаилу Гнесину: «Дорогой Михаил Фабианович, отчего Вы не подаёте о себе никаких вестей? Ведь Вы взяли мой адрес. А вот я не знаю: в Ростове Вы или уже укатили в Крым. В каком настроении дух Ваш? Ваш Вс. Мейерхольд». Это письма 1916 года.

А уже в сентябре 1917 года литературоведу Константину Державину режиссёр писал: «Уважаемый товарищ, Ваше письмо я получил. Приношу извинение, что только теперь откликаюсь на Ваш зов. Я согласен. Будьте любезны переговорить со мною сначала по телефону, потом мне хотелось бы говорить с Вами лично. Привет Вашим товарищам по редакции. Вс. Мейерхольд».

Зато всё изменилось после Октября: Мейерхольду удалось подружиться с новой властью и получать от неё деньги на воплощение своих новых идей. Он безоговорочно принял Октябрьскую революцию 1917 года и в компании Блока и Маяковского явился в Смольный дворец, чтобы сообщить о своей готовности сотрудничать.

Теперь режиссёр поставил перед собой задачу с помощью агитационного театра помогать новой власти. Мейерхольд чувствовал себя как рыба в воде, а артисты Александринского театра с негодованием выступали против новой власти: 45 человек из 83 решили оставить труппу.

Связь, существующая между театром Мейерхольда и революцией, очень проста и, я сказал бы, примитивна. Она заключается частью в сознательной, частью в подсознательной чуткости Мейерхольда

Через год Мейерхольд вступил в партию, возглавил ТЕО — Театральный отдел Наркомпроса — и фактически стал театральным диктатором-большевиком. Вскоре он сформулировал свои претензии к старым театрам: «У каждого театра есть своя идеология… Художественный театр считает нормальным для себя, что он молчит и продолжает давать публике, современному новому зрителю, то, что давал десять лет назад».

Возглавив ТЕО, Мейерхольд провозгласил программу «Театрального Октября», главная задача которой — удовлетворять запросы пролетарского зрителя. Воплощались идеи «Театрального Октября» на сцене Театра РСФСР — первого, созданного осенью 1920 года.

Много света, радости, грандиозности и заражаемости, лёгкое творчество, вовлечение публики в действие и коллективный процесс создания спектакля — вот наша театральная программа

Такая попытка была сделана в спектакле «Зори», задуманном как митинг. С лож были содраны перила, стулья и скамейки для зрителя нарушали правильность рядов, стены были оклеены плакатами и карикатурами. В театре разрешалось грызть орехи и курить махорку: каждый мог почувствовать себя хозяином. Таким способом Мейерхольд стремился найти общий язык с рабочими и красноармейцами — так же, как некогда он украшал зал Александринки роскошными декорациями в угоду аристократии.

Несмотря на все усилия угодить новой власти и простым рабочим, во второй половине 1930-х годов искусство Мейерхольда было признано враждебным. В 1938 году его театр закрыли, а ещё через год был арестован и сам режиссёр. Под пытками он признался в измене родине. На этом основании Всеволод Мейерхольд был приговорён к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение в подвале на Лубянке.

Источник

мейерхольд биография интересные факты. Смотреть фото мейерхольд биография интересные факты. Смотреть картинку мейерхольд биография интересные факты. Картинка про мейерхольд биография интересные факты. Фото мейерхольд биография интересные фактыnetrmed

Об этом нужно знать

Вся правда о жизни и смерти Мейерхольда

Портрет В.Мейерхольда, 1916 г. Б.Григорьев

В начале 1930-х Мейерхольд на гастролях в Берлине встретился с великим актером Михаилом Чеховым (племянником А.П. Чехова), живущим в эмиграции. Тот советовал не возвращаться в Москву, прямо сказав: «Вас там погубят».

Второй брак с актрисой Зинаидой Райх продлился с 1922 по 1939 гг. Режиссер усыновил ее детей от первого брака с поэтом Сергеем Есениным Татьяну и Константина.

Три справки о смерти

Бывшая семья режиссера получила извещение, что ему дали «10 лет без права переписки». Несколько лет жена и дочери носили в Бутырку передачи с продуктами, пока не узнали от знакомых, что Всеволода Эмильевича расстреляли в подвале Бутырской тюрьмы в феврале 40-го года.

Даже после смерти Мейерхольда по стране носились легенды, согласно которым он якобы в годы Великой Отечественной войны руководил лагерным театром в ГУЛАГе.

«Бешеный гений»

Так появился Всеволод Мейерхольд – будущий юрист, который бросил Московский университет в тот же день, когда увидел спектакль «Отелло» в постановке Константина Станиславского. Он поступил в театрально-музыкальное училище при Московской филармонии, где его наставником стал театральный режиссер, драматург и критик Владимир Немирович-Данченко. В 1898 году Мейерхольд вошел в число 14 избранных и стал актером труппы Московского Художественного театра, созданного его педагогами.

Мейерхольд стал звездой МХТ, но в результате творческих разногласий разорвал отношения с наставниками, набрал свою труппу «Товарищество новой драмы» и гастролировал с ней по провинции.

Факт: На свой главный «александринский» спектакль он потратил 300 тысяч рублей золотом и шесть лет репетиций. «Маскарад» шел в действующем репертуаре даже после опалы и смерти создателя вплоть до 1947 года. Спектакль «Маскарад. Воспоминания из будущего» был восстановлен в 2014 году по партитуре Мейерхольда худруком Александринки В. Фокиным.

«Театральный хамелеон»

Справка: В противовес знаменитой системе Станиславского, в основе которой находится искусство переживания, Мейерхольд разработал свою систему актерского тренажа – биомеханику. Это метод, позволяющий актеру идти от внешнего к внутреннему, от движения, рефлекторной игры и разрядки «избыточной актерской энергии» к образу.

Окрыленный коммунистическими идеями, он придумал новые театральные жанры: спектакль-митинг, где зрителям разрешалось ходить, курить и разговаривать во время действия и спектакль-политобозрение. С его легкой руки и при поддержке поэта В. Маяковского по Советской России пошла волна агитационного театра.

Словесная канонада руководителей двух театров всегда была резкой, поэтому неизменно привлекала публику. Таиров называл оппонента театральным хамелеоном, а Мейерхольд презрительно именовал его творчество идейного противника «театральной грамотой для малограмотных».

Ищите женщину.

После ареста Мейерхольда в июне 1939 года по столице пошли слухи о том, чекисты стащили режиссера с трапа самолета английского посла. Сомнения московской богемы поэт Анна Ахматова развеяла одной фразой: «Кто поверит, что он решил бежать из страны без Райх?».

Всеволод Мейерхольд на фоне портрета Зинаиды Райх. 1930 год.

Современники считали Райх посредственной актрисой. После решения Мейерхольда дать своей супруге роль самого Гамлета известный актер Николай Охлопков в бешенстве написал заявку на роль Офелии и был уволен. После ссоры с Райх из театра ушел великий Эраст Гарин. Боготворивший жену режиссер уволил приму Марию Бабанову за то, что ей больше аплодировала публика.

Факт: Пресса восторгалась нечеловеческими страстями и криками героинь Райх. В жизни она вела себя так же, как и в театре. Однажды на рынке закатила такую истерику после пропажи кошелька, что вор вернулся и вернул деньги.

Радужный период семейной жизни продолжался 16 лет. Райх стала желанной гостьей на правительственных приемах. Но Мейерхольда беспокоило состояние здоровья молодой супруги, страдающей нервными срывами. Она могла закатить публичную сцену, не считаясь с местом и статусом присутствующих. Однажды на крупном правительственном мероприятии в Кремле набросилась на всесоюзного старосту М.И. Калинина, известного своими похождениями с юными балеринами, со словами: «Все знают, что ты бабник!».

В 1937 году Иосиф Сталин посмотрел спектакль с Райх и сказал, что это слишком буржуазная постановка, после чего театр был закрыт, а в прессе началась организованная травля.

Актриса Зинаида Райх.

Реабилитирован посмертно

После трех недель пыток Мейерхольд подписал все обвинения против себя и известных деятелей культуры, а перед смертью от них отказался.

Но есть и вторая версия, основанная на свидетельствах очевидцев. Через много лет они рассказали, что перед смертью 66-летнего Мейерхольда зверски избили, переломали все пальцы и утопили в бочке с нечистотами.

Фотография НКВД после ареста.

Тело режиссера было сожжено в Донском крематории, а пепел выброшен в общую яму на окраине Донского кладбища вместе с прахом писателя Бабеля, маршалов Егорова, Тухачевского и других жертв. Более 70 лет на этом месте находилась кладбищенская свалка и лишь сравнительно недавно была установлена мемориальная плита.

В ноябре 1955 года Мейерхольд был реабилитирован посмертно. В 1991 году в Москве создан театральный Центр его имени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *