месяц в деревне спектакль эфроса актеры
|Месяц в деревне|
НОЯБРЬ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта»
Режиссёр Егор Перегудов: «Пьеса Ивана Тургенева „Месяц в деревне“ — знаковая. На русской сцене ее ставили Станиславский, Эфрос – их режиссёрские разборы, к счастью, сохранились. У нас – другой ракурс взгляда на эту историю, авторский текст существенно перемонтирован и сокращен, но „тургеневское кружево“, „тургеневская вязь“ никуда не исчезли. Это очень мощная драматургия, которую безумно интересно разгадывать. Произносимые здесь слова скорее прячут истинные мечты и желания персонажей, чем раскрывают их.
На мой взгляд, это история про людей, которые не позволили себе совершить поступок, не позволили проверить, что будет, если разрешить себе быть „нехорошим“ и поступать, как хочется, а не как должно. Все сохраняют представление о самих себе как о прекрасных людях, но счастливы ли они в этом? Может быть, нужно шагнуть за рамки и позволить совершить что-то немыслимое, чтобы понять, что такое настоящее счастье…
Наша летняя премьера (первый показ „Месяца в деревне“ должен был состояться 30 июня 2020 года) выходит зимой. Мы сочинили спектакль вместе с художником Владимиром Арефьевым, для которого природа – одно из важнейших действующих лиц, поэтому для нашего спектакля придуманы пространство и атмосфера, дающие зрителю эффект полного погружения в мир деревни. Такой Тургенев в 5D. С запахами и тактильными ощущениями. Настолько все реалистично, что мы предупреждаем зрителей одеваться теплее – лето в деревне выдалось холодное».
Уважаемые зрители! Предупреждаем вас, что в спектакле «Месяц в деревне» используется натуральное сено, которое в некоторых случаях может вызывать аллергию. Если у вас имеются аллергические реакции, в том числе на сено, мы просим вас самостоятельно оценить возможность посещения спектакля и, в случае положительного решения, принять необходимые меры безопасности.
«Месяц в деревне». Как Эфрос поставил «самую скучную» комедию Тургенева
«Несценичная, не смешная, скучная», — так говорили о пьесе «Месяц в деревне» современники Ивана Тургенева. Скучающие дачники, пустые разговоры, сразу два любовных треугольника. Тургенев соглашался: его пьеса не для сцены. Он писал ее как комедию, а немногочисленные бравшиеся за нее режиссеры делали из нее драму. В 1879 году писатель с удивлением дал разрешение Марии Славиной, актрисе Александринского театра, сделать новую редакцию пьесы и сыграть в ней одну из главных ролей. Еще больше он был удивлен успехом, с которым прошла премьера. Однако разбуженный было интерес к пьесе постепенно сошел на нет.
В советское время ее почти не ставили — пока за полузабытый материал из прошлого века не взялся Анатолий Эфрос. Его драматическая постановка перевернула укоренившееся представление об этой «несценичной» пьесе Тургенева, выделив из всех героев только одного персонажа. Режиссер заставил обратить на этого героя более пристальное внимание.
Хит 1977-го
Гораздо охотнее, чем на родине, «Месяц в деревне» ставили за границей. В 1930 году пьесу открыл миру режиссер-эмигрант Рубен Мамулян, поставив ее в Нью-Йорке. В постановке приняла участие легендарная голливудская актриса русского происхождения Алла Назимова. После этого на протяжении ХХ века название «Месяц в деревне» много раз появлялось в репертуарах театров в Великобритании, Франции, Ирландии. Собственно, желание взяться за пьесу появилось у Анатолия Эфроса после того, как он однажды посмотрел ее польскую версию «в хорошем, серьезном театре» в Варшаве.
Жена помещика Ислаева Наталья Петровна влюбляется в Алексея Беляева, учителя своего сына. Кроме нее, к этому 21-летнему студенту неравнодушна еще и Верочка, юная воспитанница хозяйки дома. В другом любовном треугольнике застрял друг семьи Ракитин — пока Наталья Петровна заглядывается на студента, он сходит с ума от страсти к ней.
Не изменив ничего в сюжете, польский режиссер сумел показать историю глазами Тургенева, — а это был взгляд ироничный, холодный. Каким образом? Акцент был смещен помощью сценографии — сцену устроили прямо посреди зрительского зала, наподобие арены цирка. На площадке — веселенькая пастораль: настоящая зеленая трава, цветы, ручеек, из которого пили воду два веселых пса.
Разглядывая этот простенький пейзаж и улыбаясь придумкам польских коллгег, Эфрос вдруг понял: Наталья Петровна на самом деле тянется именно к этому — к природе, настоящей любви, а попадается ей студент Беляев. Для Тургенева важны не только любовные коллизии героини, но и ее личная драма. Удивившись многослойности произведения, Эфросу захотелось разобрать ее пласт за пластом, и узнать, что из этого получится. Впервые в истории постановки пьесы на первый план была выведена именно Наталья Петровна. Все происходящее он выстроил вокруг нее, в то время как в более ранних спектаклях «Месяца в деревне» героям отводилось одинаковое внимание.
Эфрос с интересом размышлял о «неизрасходованных чувствах» героини: мужа не любит, в душе тоска, ребенок — и тот скоро вырастет и покинет ее. При этом Наталья Петровна — личность, не любящая однообразия. В 30 лет к ней приходит тот самый кризис среднего возраста, о котором обычно говорят применительно к мужчинам.
«Это тема возраста женщины, может быть, страха, что время ее прошло, что жизнь со всеми ее страстями, муками, сильной радостью принадлежит не ей уже, а другим, тем, кто моложе. Ее же удел — этот скучный покой. И вот отчаянный бросок в надежде вернуть себе прошлое и познать, что такое иная любовь», — писал Эфрос.
Он считал, что и играть Наталью Петровну нужно иначе — смело, с энергией. Красноречивыми жестами и безмолвием, как например, Ольга Книппер-Чехова в спектакле Константина Станиславского в Московском художественном театре, тут не обойдешься. Станиславский считал, что в этой пьесе нужно неторопливо и без лишних эмоций рассматривать отношения Натальи Петровны и Ракитина. Он без сожалений выбрасывал из нее целые куски, а некоторые фразы предложил артистам проигрывать без слов, заменяя фразы простым кивком или жестом рук.
Своя команда
Впоследствии Анатолий Эфрос называл свой «Месяц в деревне» одним из самых захватывающих приключений, а зрители и критики — главным спектаклем Театра на Малой Бронной в 1977 году.
Несмотря на то, что режиссера вдохновила варшавская постановка, внешне его спектакль разительно отличался. Вместо деревенской природы на сцене сделали металлические узорчатые конструкции. В стильных декорациях бродили, мечтали, ссорились и признавались друг другу в любви люди в светлых платьях, жилетах и шляпах по моде середины XIX века.
В финале металлические конструкции, образовывавшие сначала дом, разъезжались в стороны, показывая, что жильцы дома стали друг другу чужими людьми. Декорации придумал начинающий 23-летний художник Дмитрий Крымов — сын Эфроса, работавший в театре первый год.
В постановке были заняты ведущие актеры — Леонид Броневой, Иван Шабалтас, Олег Вавилов, Михаил Козаков. Роль Натальи Петровны исполнила любимица Эфроса Ольга Яковлева. Он знал ее еще со времен работы в «Ленкоме». Там она сыграла главную женскую роль в его спектакле «104 страницы про любовь».
Репетиций «Месяца в деревне» было много. Эфрос по фрагментам кропотливо изучал текст, прорабатывал сцены с артистами. Ему постоянно казалось, что он упускает что-то важное. Он понимал, что Наталья Петровна — на самом деле дерзкая и своевольная, как было ему понятно по тексту, но искал, чем подкрепить это на сцене, не только с помощью слов.
«Все кажется ясно до репетиции, но вот она кончается, а не сделано ничего. То есть сделано очень много, но как-то неточно по отношению к Тургеневу. Или, во всяком случае, к тому, каким он воспринимается просто при чтении», — писал он в своей книге «Профессия: режиссер».
«Театр Эфроса» в Театре на Малой Бронной
В Театр на Малой Бронной Эфрос перешел из «Ленкома» в 1967 году — с поста художественного руководителя на должность рядового режиссера. Но именно постановки, которые он создал здесь, — «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Три сестры», «Месяц в деревне» и другие, — позволили критикам и зрителям говорить о так называемом «театре Эфроса».
Он действительно смог создать театр в театре, полностью сосредоточившись на одной режиссерской работе, — у него была даже своя труппа из артистов, которых он забрал с собой из «Ленкома». Вместе с ним ушли Ольга Яковлева, Лев Дуров, Валентин Гафт и другие. «Театр Эфроса» стал практически художественным направлением, это были спектакли, которые могли создать только этот режиссер и только эти актеры, которые понимали друг друга с полуслова.
Эфрос был горячим поклонником и сторонником системы Станиславского, от которой многие режиссеры стали отходить, и многое почерпнул у него. Его очень интересовала психология, глубина, на которой строятся характеры героев пьес, он был убежден, что своего персонажа нужно не играть, а проживать — причем так, как роль чувствуется в настоящий момент времени. А режиссер в это время «слагает стихи на площадке сцены, управляя при этом большой группой людей», говорил Анатолий Васильевич. Декораций в его постановках всегда было немного, чтобы не отвлекать от сюжета.
Художественные руководители Театра на Малой Бронной — сначала Андрей Гончаров, а потом Александр Дунаев — поддерживали Эфроса. Его имя на афише уже служило достаточным основанием для того, чтобы купить билет.
В Театре на Малой Бронной он проработал 17 лет. В 1984 году Анатолий Эфрос стал главным режиссером Театра на Таганке.
Месяц в деревне
Театр имени Ермоловой
П ремьера спектакля «Месяц в деревне» состоялась 1 января 1969 года.
Режиссер спектакля — Екатерина Еланская. Она дочь известной мхатовской семьи двадцатых годов, Ильи Яковлевича Судакова и Клавдии Николаевны Еланской. Илья Яковлевич пришел во МХАТ в 1924 году и под художественным руководством К.С. Станиславского совместно с В.И. Немировичем-Данченко, а также самостоятельно осуществил ряд постановок, в том числе и такие знаковые, как «Дни Турбиных» Михаила Булгакова и «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова. Он немало способствовал утверждению на сцене Художественного театра современной драматургии, лично работал с авторами. Как актер Судаков в этот период в основном заменял других актеров в тех спектаклях, в которых был сопостановщиком. Потом он с успехом служил еще в нескольких московских театрах. Дважды лауреат Сталинской премии, орденоносец. Клавдия Николаевна Еланская также пришла во МХАТ в 1924 году и очень быстро стала ведущей актрисой театра. Тогда вся Москва знала, кто звезда Московского Художественного театра. Конкуренцию ей могла составить только Алла Тарасова. Немирович-Данченко говорил, что в театр нужно принимать только таких ярких, неординарных личностей, как Еланская. Конечно, их дочь, Екатерина Ильинична, воспитанная в лучших традициях классической драматургии и театра, окончила Школу-студию МХАТа, работала как актриса в Малом театре, потом в Театре им. Маяковского. Училась в ГИТИСе, окончила аспирантуру у Марии Осиповны Кнебель. Но уже в шестидесятые годы она пробует себя как режиссер, в Литературно-драматическом театре ВТО ставит с артистами из разных московских театров спектакль «Берег» по Ю. Бондареву. А далее «Месяц в деревне» в Театре им. М.Н. Ермоловой. Одно время ее педагог, Мария Осиповна Кнебель, была творчески связана с этим театром, и, видимо, это тоже послужило причиной появления Еланской-режиссера именно там.
В 1981 году Еланская создала московский театр «Сфера», задуманный ею как экспериментальный и поэтический.
Иван Сергеевич Тургенев закончил известный нам вариант пьесы «Месяц в деревне» в 1850 году. Пьеса дважды меняла название (прежние — «Студент», «Две женщины»). Опубликована она была только в 1855 году.
Как драматическое произведение пьеса всеми газетами была названа «скучной», или даже «скучнейшей» и «несценичной», хотя в то же время признавались ее высокие литературные достоинства. «Месяц в деревне» нельзя даже назвать комедией — это просто диалогированная повесть; отсутствие драматической жилки бросается здесь в глаза на каждом шагу, так же как и блестящие достоинства романиста-художника». В то же время отмечалось, что своеобразие комедии Тургенева требует от актеров новых приемов игры. «Здесь все зависит от актера. Не доиграй актер или переиграй — пиши пропало». «Это замечательно тонкий психологический этюд, требующий от актеров большого художественного чутья и известного художественного уровня».
Из письма И.С. Тургенева от 11 января 1879 года: «Вчера вечером пришла ко мне телеграмма от Марии Савиной (актрисы), в которой она меня просит разрешить ей необходимые урезки из моей комедии… Не понимаю я, с какой стати ей пришла в голову мысль взять эту невозможную в театральном смысле пьесу. Я ей, конечно, ответил, что разрешаю какие угодно вырезы и урезы». Видимо, здесь идет речь о постановке пьесы в Александринском театре, которая состоялась в этот же год. Верочку играла Мария Савина.
Несмотря на то что сам Иван Сергеевич с недоверием относился к драматическим достоинствам своего произведения, пьеса имела прекрасную сценическую историю. Она шла во всех ведущих театрах России того времени, в ней блистали такие актрисы, как Мария Ермолова, Ольга Книппер-Чехова, Мария Савина. Неоднократно «Месяц в деревне» ставили в США, Англии, Франции, Германии и других странах мира. На российской послереволюционной и советской сцене пьеса также довольно часто вставала в репертуар театров разных городов. Случались и сценические шедевры, как, например, спектакль Анатолия Васильевича Эфроса в Драматическом театре на Малой Бронной (1977), спектакль Сергея Женовача в Московском театре «Мастерский П. Фоменко» (1996). Спектакль «Две женщины» Владимира Мирзоева в «Ленкоме» (1998) тоже был замечен и критиками, и зрителями. Кстати, второй раз за свою историю театр обратился к пьесе Тургенева. Первый раз — в 1944 году, спектакль был поставлен на Софью Гиацинтову.
Пьеса включена современными исследователями театра в список произведений ХIХ века, составивших золотой фонд русской драматургии наряду с такими шедеврами, как «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Бесприданница» А.Н. Островского, «Чайка» А.П. Чехова и «На дне» М. Горького.
Что же так привлекает в этой пьесе? В научно-исследовательской литературе сложилось мнение, что событийным центром произведения является соперничество двух женщин. Литературовед Лев Гроссман указал на сходство «Месяца в деревне» и пьесы Бальзака «Мачеха», в которой французский автор повествует о борьбе падчерицы и мачехи за любовь молодого человека («Театр Тургенева», 1924 год). Лидия Михайловна Лотман расширила список произведений, предположительно повлиявших опосредованно или прямо на формирование замысла Тургенева показать соперничество женщин в качестве главной движущей силы драматического конфликта. Исследовательница называет пьесу О. Арну и Н. Фурнье «Преступление, или Восемь лет старше» (например, ее показывали в Малом театре 11 сентября в сезон 1840–1841 годов), в которой тоже речь идет о борьбе зрелой женщины и юной девушки за право завоевать мужское сердце. При этом, конечно, обращается внимание на то, что Тургенев в «Месяце в деревне» сумел преодолеть мелодраматические штампы, свойственные пьесам-предшественницам. Но главенство интереса русского писателя к теме женского соперничества в любви не оспаривается.
Как пишет театровед Екатерина Сальникова: «Разомкнутому миру соответствует разомкнутый, без конца и края, конфликт. А бездонность конфликта замешана еще и на иррациональном ощущении, что жизнь вообще не бывает иной, что конфликт из жизни невозможно изъять ни на мгновение. И даже нечего к этому стремиться. Стоицизм тут сливается со скепсисом, мудрость — с безверием».
В центр трагических коллизий бытия в пьесе «Месяц в деревне» поставлена женщина. Впервые в русской драматургии женский образ занял главенствующее место в системе персонажей пьесы, впервые мир женской души в литературе для сцены стал предметом глубокого художественного исследования. «И уже эта одна подробность приобретает особое значение для того, что дал Тургенев русскому театру», — отмечает Борис Васильевич Варнеке (русский филолог-классик, историк театра).
В спектакле Театра им. М.Н. Ермоловой заняты актеры, которые в полной мере позволили воплотить на сцене все сложные контрапункты пьесы. Итак, зрителей ждет встреча с Александром Калягиным, Евгенией Ураловой, Ларисой Гребенщиковой, Екатериной Васильевой, Борисом Быстровым, Львом Круглым и другими.
Месяц в деревне (спектакль)
Содержание
Сюжет
Сыну богатых помещиков, Натальи Петровны и Аркадия Сергеича Ислаевых, нанимают молодого учителя Беляева. Вскоре Наталья Петровна понимает, что влюблена в него. Пользуясь своим положением и умом, она выведывает у Верочки, её воспитанницы 17 лет, что та в свою очередь тоже любит Беляева. Видя в Верочке соперницу, Наталья Петровна пускает в ход разные хитрости и даже задумывает выдать Верочку за пожилого и глупого соседа Большинцова. В течение всего действия Ракитин, друг семьи, стремится образумить Наталью Петровну…
В ролях
Создатели спектакля
В спектакле звучит музыка из произведений Моцарта и Россини
Создатели телеверсии
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Месяц в деревне (спектакль)» в других словарях:
Месяц в деревне (спектакль, 1969) — Месяц в деревне Жанр драма Основан на одноимённой пьесе Автор И. С. Тургенева Режиссёр Екатерина Еланская … Википедия
МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ — «МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ», СССР, ЭКРАН (ОСТАНКИНО), 1983, цв., 195 мин. Телеспектакль. По одноименной драме И.С. Тургенева. В основе спектакль театра на Малой Бронной. В ролях: И. Кастрель, Ольга Яковлева (см. ЯКОВЛЕВА Ольга Михайловна), Анна Каменкова… … Энциклопедия кино
Месяц в деревне (пьеса Тургенева) — У этого термина существуют и другие значения, см. Месяц в деревне (пьеса). Месяц в деревне … Википедия
Эфрос, Анатолий Васильевич — Анатолий Эфрос … Википедия
Яковлева Ольга Михайловна — Ольга Яковлева Имя при рождении: Ольга Михайловна Яковлева Дата рождения: 14 марта 1941 Место рождения: Тамбов, СССР Гражданство: Россия Профессия … Википедия
Яковлева, Ольга Михайловна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Яковлева. У этого термина существуют и другие значения, см. Яковлева, Ольга. Ольга Яковлева Имя при рождении: Ольга Михайловна Яковлева Дата рождения: 14 марта 1941 … Википедия
Каменкова-Павлова, Анна Семёновна — Анна Каменкова … Википедия
Редгрейв, Майкл — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Редгрейв. Майкл Редгрейв Michael Redgrave … Википедия
Госпремия РФ — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия
Госпремия России — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия
Тургенев на сене
В МХТ «Месяц в деревне» — самая мокрая премьера года
В Московском Художественном театре им. Чехова 24 декабря прошла долгожданная премьера — «Месяц в деревне» Егора Перегудова должен был выйти летом, но пандемия коронавируса изрядно скорректировала все наши планы. В итоге в деревенское лето актерам и зрителям пришлось переместиться не только с помощью пространственного портала, сконструированного в МХТ, но и временного, из подмерзшей декабрьской Москвы за стеной в «июльский дождь» на сцене.
Это перемещение становится эффектным началом спектакля. Все начинается не с привычной и описанной Тургеневым сцены чтения «Графа Монте-Кристо» и игры в карты (ее участники, вроде бабушки Анны Семеновны и гувернера Шаафа, как и его воспитанника мальчика Коли вообще убраны из пьесы за ненадобностью), а со сбора героев у закрытого занавеса. Они немного разговаривают с залом своими фразами из пьесы, после чего доктор Шпигельский предлагает всем отбыть в деревню, хотя бы на месяц. Возвращаясь к коронавирусу и режиму самоизоляции, летом это выглядело бы сверхактуально.
Далее занавес понемногу открывается, и за ним сразу и начинается деревня, представляющая собой огромное, можно сказать, бескрайнее пространство, заполненное настоящим сеном, на которое герои пьесы, словно компьютерной игры и бросаются со своими пожитками. Впрочем, возведения объектов не будет, веялка и плотина хозяина поместья, как и положено, за кадром. Доктор (Павел Ворожцов) является заводилой, выстраивает компанию кружком и ведет зарядку, словно тренер по йоге или даже руководитель секты хиппи. Но призывы солнца оборачиваются дождем, который и идет, собственно, всю пьесу в самом прямом смысле слова.
«Мы сочинили спектакль вместе с художником Владимиром Арефьевым, для которого природа — одно из важнейших действующих лиц, поэтому для нашего спектакля придуманы пространство и атмосфера, дающие зрителю эффект полного погружения в мир деревни. Такой Тургенев в 5D. С запахами и тактильными ощущениями. Настолько все реалистично, что мы предупреждаем зрителей одеваться теплее: лето в деревне выдалось холодное», — отмечал режиссер Егор Перегудов. Действительно, зимнее лето 2020 года в деревне холодное, на входе даже выдают пледы, которые особенно актуальны в первых рядах. Дождь, конечно, не повод отменять тургеневские реплики типа «охота держать ребенка дома в такую погоду», комичность вообще важная составляющая пьесы, это ведь называется комедией, и одних только «фоста и крухта» от соседа Большинцова (Александр Семчев) маловато.
Эффект 5D применяется без обмана, это же театр, а не фабрика грез. Сено действительно пахнет, а кроме того активно используется актерами — вместо бумажек Юрия Бутусова. Кстати, Егор Перегудов отмечал, что принципиально не смотрел знаменитые постановки этой пьесы, не только Анатолия Эфроса и Сергея Женовача, который, кстати, и предложил ему эту пьесу в МХТ, но и относительно недавние. А их немало, «Все мы прекрасные люди» Бутусова в Театре Ленсовета, работа Евгения Марчелли в Театре им. Волкова, наконец, пермский и тюменский «Месяцы» Бориса Мильграма и Данила Чащина, которые активно номинировались на «Золотую маску». Как видевший эти пьесы Бутусова, Марчелли и Мильграма вживую, могу сказать, что они могли бы войти в клуб «Все мы прекрасные месяцы в деревне».
Как и работа Егора Перегудова. У него действительно получился свой «Месяц», не похожий на другие и в то же время — нельзя ведь предположить, что автор не видел других спектаклей упомянутых выше режиссеров, прежде всего, своего учителя Сергея Женовача, и они на него не повлияли. «Месяц в деревне» абсолютно в духе «Студии театрального искусства», со спектаклями Женовача эту работу роднит, прежде всего, тонкая работа с текстом, энергетика, юмор, молодой задор.
Всего лишь в 2019 году (кажется, что прошло лет сто), в «СТИ» у Перегудова вышел гигантский спектакль «Один день в Макондо» по легендарному роману Габриэля Гарсиа Маркеса. Там можно было выделить те же самые пункты, в том же порядке. Егор Перегудов — профессиональный переводчик, сделавший для Бутусова и Театра им. Пушкина переводы пьес Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана» и «Барабаны в ночи», вмешивается в текст хирургически точно. В упомянутом 9-часовом «Макондо» он практически исключил из текста политику (как обходится без нее и Россия) — и нельзя сказать, что получился не Маркес.
Молодых актеров Перегудова из «дня в Макондо» нетрудно мысленно или с помощью какого-нибудь заклинания Мелькиадеса перенести в тургеневскую деревню первой половины 19-го века. Молодость кажется главной идеей постановки, реальная у учителя Беляева (Кузьма Котрелев) и Верочки (Надежда Калеганова), а также сексапильной крестьянки Кати (Маруся Пестунова), и уходящая-отсутствующая у центральной фигуры Натальи Петровны (Наталья Рогожкина). В тургеневском тексте она так и говорит, что никогда не была молода. Такое бывает достаточно часто и особенно удручает после окончания молодости уже в чисто физическом смысле.
Молодость молодых подчеркивает 5D — танцы, сеновал, малина на пальцах и в бидоне, который Катя располагает достаточно смело, наконец, обливание молоком. А Наталья Петровна имеет и мужа (в данной версии совсем уж комически-шизофренического пританцовывающего хозяйственника в исполнении Александра Усова), и друга Ракитина (Эдуард Чекмазов), но ей хочется туда, где она никогда не была. На сене она немного напоминает Диану де Бельфлор из другой классической пьесы, особенно перед антрактом, когда пытается изгнать молодого учителя, убирая его за занавес, но ничего не выходит.
Ответ на вопрос, выходит или нет, в данной версии дается достаточно четкий, в отличие от тургеневского текста, впрочем, как отметил в интервью «Театралу» Егор Перегудов, «Тургенев состоит сплошь из нюансов и подтекста».
Остается подвести итог, что большая премьера «Месяца в деревне» в МХТ определенно удалась, отличные работы актеров и режиссера, и конечно, сенный 5D. И пусть июльский дождь пока был предновогодним, у спектакля, судя по всему, прекрасное будущее, как и у всех его создателей, так что, эффект летней молодости под дождем, в деревне или центре Москвы, еще получится испытать когда-нибудь после коронавируса.