Что вы ищите живого среди мертвых он воскрес
От Луки святое благовествование, глава 24 Луки, глава 24
Воскресение Иисуса из мертвых
– Что вы ищете живого среди мертвых? Его здесь нет, Он воскрес! Вспомните, что Он говорил вам еще в Галилее: «Сын Человеческий должен быть предан в руки грешников, распят, и на третий день воскреснуть».
Тогда они вспомнили слова Иисуса и, вернувшись от гробницы, рассказали обо всем одиннадцати и всем остальным. Среди тех, кто рассказал это апостолам, были Мария Магдалина, Иоанна, Мария – мать Иакова и другие женщины. Но они не поверили рассказу женщин, им казалось, что это лишь пустые слова. Петр, однако же, побежал к гробнице. Он наклонился, заглянул внутрь и увидел только льняные полотна. Он вернулся к себе, удивляясь всему случившемуся.
Иисус является ученикам на дороге в Эммаус
В тот же день двое из учеников шли в селение Эммаус, что расположено в шестидесяти стадиях То есть 11 км. » value=»c»> от Иерусалима, и говорили обо всем, что произошло. И когда они разговаривали и спорили, вдруг Сам Иисус подошел и присоединился к ним, но они были словно в ослеплении и не узнали Его. Иисус спросил их:
– О чем это вы говорите между собой по дороге?
Они остановились с печальными лицами. Один из них, которого звали Клеопа, ответил:
– Ты, видно, единственный из пришедших в Иерусалим, кто не знает о том, что произошло в эти дни.
– Как же вы глупы, как медленно вы соображаете, чтобы верить всему, что предсказали пророки! Разве не должен был Христос пройти через все эти страдания и затем войти в Свою славу?
И начав от Моисея и всех пророков, Он объяснил им, что было сказано о Нем во всех Писаниях. Когда они подходили к селению, Иисус сделал вид, что хочет идти дальше, но они стали уговаривать Его:
– Останься с нами, ведь уже вечер, день почти окончился.
И Он вошел в дом и остался с ними. За столом Иисус взял хлеб, благословил его, разломил и дал им. Тогда их глаза открылись, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. Они стали говорить друг другу:
– Разве не горело в нас сердце, когда Он говорил с нами по дороге и объяснял нам Писания?!
Они встали и сразу же пошли обратно в Иерусалим. Там они нашли одиннадцать и тех, кто был вместе с ними. Те сказали им, что Господь действительно воскрес и явился Симону. Затем эти двое рассказали все, что произошло с ними по дороге, и то, как они узнали Иисуса, когда Он разламывал хлеб.
Явление Иисуса ученикам
Они еще говорили, когда Иисус Сам появился среди них и сказал:
Они замерли в испуге, думая, что видят призрак. Он же сказал им:
– Что вы так испуганы? Почему вы сомневаетесь? Посмотрите на Мои руки и на Мои ноги. Это же Я! Потрогайте Меня и рассмотрите. У духов ведь не бывает ни тела, ни костей, а у Меня, как видите, есть.
Сказав это, Он показал им Свои руки и ноги. Но они, радуясь и изумляясь, еще не могли поверить. Тогда Иисус спросил их:
– У вас есть что-нибудь поесть?
Они дали Ему печеной рыбы. Он взял и ел перед ними.
– Об этом Я и говорил вам, когда был еще с вами, – сказал Он. – Все записанное обо Мне в Законе Моисея, у Пророков и в Псалмах должно исполниться.
Затем Он раскрыл их умы к пониманию Писаний.
– Написано, что Христос должен пострадать и на третий день воскреснуть из мертвых, – сказал Он им. – Во имя Его всем народам, начиная от Иерусалима, будет проповедано покаяние и прощение грехов. Вы свидетели этому. Я же пошлю вам обещанное Моим Отцом, но пока вы не получите силу свыше, оставайтесь в городе.
Вознесение Иисуса
Потом Он вывел их из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И в то время как Он благословлял их, Он стал отдаляться от них и поднялся на небеса. Ученики поклонились Ему и, безмерно радуясь, возвратились в Иерусалим, где постоянно находились в храме, славя Бога.
a) 24:1 У иудеев неделя начиналась с воскресенья.
b) 24:4 Два человека – т. е. ангелы (см. 24:23 ).
«Что вы ищете живого между мёртвыми?»
Эти слова из Евангелия от Луки нуждаются в нашем осмыслении. Потому что, заглядывая в пещеру, во гроб нашего сердца, мы часто употребляем многие усилия, думая обрести Спасителя там, где Его, по существу, и нет – между мёртвыми.
Песнопением “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…” мы вступаем с вами в приуготовительные по отношению к Великому посту седмицы. А начнётся он уже достаточно скоро.
Завтра предметом нашего внимания будет притча Господа о мытаре и фарисее и то малое, но спасительное моление: “Боже, милостив буди ми, грешному”, которое возносил смиренный человек из глубины сокрушенного сердца.
Однако видим, что святые ученицы ищут Его во плоти, точнее, ищут Его как человека, хотят, по естественному побуждению преданности и любви, оказать почесть растерзанному, бездыханному телу Господа своего. А Его не было там, куда они с таким страхом и молением стремились, будучи готовы пожертвовать собственной жизнью.
Вышеупомянутые слова из Евангелия от Луки тоже нуждаются в нашем осмыслении и приложимы к нам. Потому что, заглядывая в пещеру, во гроб нашего сердца, мы часто употребляем многие усилия, многие годы, думая обрести Спасителя там, где Его, по существу, и нет – между мёртвыми. А таковыми для нас являются, во-первых, воспоминания, а во-вторых, мечтания – всё это произведения нашей души, произведения, смешанные с неприметной деятельностью лукавого духа.
Однако мы настолько привыкли внутри себя иметь дело с мыслями и образами, что кажется невозможным представить себе мыслительную деятельность и жизнь нашего духа вне этих бесконечных верениц мысленных образов и картин, которые мы порождаем без всяких усилий со своей стороны.
Однако небо нас предупреждает, что на земле Христа Спасителя не обрести. И необходимо убедиться в том, что мысли и образы суть нечто мёртвое, то, что не несет в себе жизни. Мысли и образы, фантазии и мечтания представляют собой некое тонкое вещество, порождаемое нашими психическими усилиями. Равно и демоны, как духи, скитающиеся по земле, они ничего не могут нам предложить, кроме вот этих “рожков” (говоря словами притчи о блудном сыне), кроме мечтаний, которые мы привыкли тотчас принимать без исследования, как будто желая напитать ими ум и сердце. Однако всякий знает, что человеческая душа остается алчущей и жаждущей, более того, она получает непомерно для себя великий вред, сама оказавшись погружённой в эту вещественную космическую стихию наших помыслов и образов.
Ученику Христову надлежит возводить, спустившись во гроб сердца своего, очи на небо, надлежит отбрасывать от себя, сопротивляясь всякому вещественному образу, всякий помысел, входящий в пространство души, взывать к Небесному Богу, Который нам соприсутствует, Который нас видит и слышит, как учит Мать Церковь, добиваясь, чтобы ум наш – духовная сила, в нас живущая – был безвиден, прост, бесцветен. Чтобы мы лишь святою верою обнимали вездесущего Господа и в живом убеждении, что предстоим Творцу неба и земли, как мытарь, сокрушенно призывали Воскресшего Иисуса.
И тот, кто не ленится этим заниматься, постоянно и в течение дня борется, соскальзывает вниманием с молитвы, возвращается к ней, не приходит в уныние и отчаяние из-за обилия упомянутых помыслов и мечтаний, мало-помалу, сначала редко, а потом всё чаще и чаще нащупывает самый нерв духовной жизни, когда душа вдруг освобождается от докучающих, пленяющих, теснящих, удушающих её мыслей и образов и начинает молиться чисто, сердечно, сокрушенно, входя в вышеестественное чувство присутствия ей Самого Воскресшего Спасителя.
В этом нам помогают, прежде всего, Божественная Литургия, таинство покаяния, святая Евхаристия, так что раз от раза мы приближаемся к нашей заветной цели. А лучше сказать, Сам Господь приближает нас к Себе, радуясь, если мы подвизаемся законно – то есть радеем об очищении ума и сердца от “мысленных мертвецов” – мечтаний, воспоминаний и всяких ненужных образов и помыслов.
Живой между мертвыми
Казалось бы, все ясно. Но вопрос задан так, словно женщины стояли на кладбище среди могил и искали дорогое сердцу захоронение. «Что ищете живого между мертвыми?» – так можно, действительно, тогда спросить их. Но дело было совершенно иначе. Это было зеленое, цветущее место – виноградник, сад. И в саду находился гроб, высеченный в камне, в котором никто никогда не был положен (ср.: Ин. 19: 41).
Так исполнилось пророчество Исаии, сказавшего о Миссии: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» (Ис. 53: 9).
И поскольку Христос – новый Адам, глава нового, спасенного человечества, то увидеть Его подобало вначале женским глазам. Так и первого Адама среди райского сада увидали глаза жены-супруги. Евангелие во всех значительных событиях зеркально отображает чудесные события древней истории, изложенные в книге Бытия.
Итак, нет никаких мертвых кругом. Есть красота сада и женщины, ищущие тело Нового Адама. В этих условиях вопрос Ангелов приобретает особый смысл. «Что ищете Живого между мертвыми?»
Кроме того, есть мертвость физическая, и есть мертвость нравственная. Последняя означает замирание совести, обращение души всецело к земле и полное бесчувствие к духовной реальности. Такой человек (а их весьма много) является непогребенным трупом. Ходит, как живой, но смердит, как не похороненный мертвец. Искать Христа в среде таких людей – бесполезное занятие. Христа нужно искать среди тех, кто во Христе сам ожил и может, хотя отчасти, повторить за Павлом: «Живу уже не я, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20).
Крайняя скудость таких людей – главная причина оскудения веры! Знание о Боге не заменяет общения с Самим Богом. Точно так же и знание формулы воды не избавляет от жажды человека, хотящего пить.
Христа нужно искать среди тех, кто во Христе сам ожил, кто уже не сам живет, но «живет в нем Христос»
У святого Димитрия Ростовского есть дерзновенная проповедь на эту тему. Святитель говорит: «Пойду я к умным и разумным, богатым и славным. Поищу у них моего Иисуса». Пошел. Поискал. Нет Иисуса у богатых. Чванство есть, гордость есть, роскошь есть, а Иисуса нет. «Пойду, – говорит, – тогда к бедным. Среди их простоты легче найти Господа». Легче-то легче. Но и там нет Его. Злоба есть, зависть есть, суета есть, а Иисуса нет».
Далее святитель решает идти к священникам. И находит их служащими «не для Иисуса, а для хлеба куса». Ничуть не лучше дело с архиереями (сам бы сказать не дерзнул, но это святитель говорит о собратьях). Так, мир обойдя, боголюбивая душа остается с теми слезами, что лила у гроба Магдалина. И вопрос у души тот же, что у нее: «Взяли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20: 13).
Все, что мы в жизни ищем, все, без чего томимся, есть у Иисуса Христа. Славы ищем – Он самый славный. Красоты ищем – Он «краснее всех сынов человеческих». Силы ищем – Он сила Божия. Он и Премудрость, и Свет от Света, и лучший Друг, и Великий Царь. Об этом подробно и умилительно говорит другой наш святитель – Тихон Задонский. И вот ищем мы, что попало, словно забыв, что все блага в руках у Сына Божия. А когда начнем Его Самого искать, то ищем «между мертвыми», и неудивительно, что не можем найти.
Будем мудры, как змеи, христиане. Так, как Слово Божие говорит. И мудрость змеиная означает перемену кожи. Змея долго в одной коже не живет, но часто обновляется. Со слезами потщимся снять с себя грязное и ветхое, поплачем об этом перед лицом Божиим, чтобы Его силою нам обновиться. Необновленные люди мертвы духом, и Христос меж ними не обретается. Вот смысл вопроса ангельского: «Что вы ищете Живого между мертвецами? Его здесь нет. Он воскрес».
Умер за грехи наши, а воскрес для оправдания нашего. Чтобы нам не задохнуться в той грязи и гнили, которые давно стали нашей второй натурой.
Воскресение Христово. Явление Ангела у гроба. Бегство стражи. Путешествие мироносиц ко гробу и первые явления Господа. (Мф. 28:1–10)
Никто из земнородных не удостоился – ибо никто не был способен видеть Его преславное востание (воскресение) из гроба; око смертного не могло бы вынести неприступного света, в котором Воскресший оставил ложе смерти. Небесный вестник отвалил камень от гроба только для того, чтобы все могли видеть, что гроб уже пуст. «Святые отцы и учители единогласно говорят, что временем воскресения Иисуса Христа было первое пение петухов, которое предвещало уже свет воскресного дня. Поэтому после шестого, т.е. по-нашему двенадцатого часа ночи, люди благочестивые, прекратив пост, начинают торжество» (Е. Зигабен). Он воскрес в третий день, как предсказал, воскрес в самом начале третьего дня, как бы поспешая возвестить победу над смертью. «Исполнение скорее назначенного времени свидетельствует о силе, а исполнение после времени свидетельствовало бы о безсилии. И Царь, обещавший кому-либо благодеяние в известный день, и потом облагодетельствовавший его раньше этого времени, не только исполнил обещание, но присоединил и другую милость, вследствие скорости исполнения» (Е. Зигабен). «Мог бы Он, – говорит святитель Афанасий Александрийский, – и в самую минуту смерти воздвигнуть тело и показать Себя снова живым, но прекрасно и предусмотрительно не соделал этого, потому что сказали бы, что тело вовсе не умирало». Можно ли себе представить тот ужас, который объял всех стражей, бодрствовавших в эту минуту у дверей гроба Христова? Уже один вид пресветлого Ангела Божия во мраке глубокой ночи ослепил их: ВИД ЕГО БЫЛ, КАК МОЛНИЯ, И ОДЕЖДА ЕГО БЕЛА, КАК СНЕГ. Он весь блистал неземной чистотой, святостью, славой, отблеском славы Божией. Одним прикосновением он отвалил огромный камень от устья пещеры и, разливая блеск молнии вокруг себя, спокойно воссел на него. УСТРАШИВШИСЬ ЕГО, СТЕРЕГУЩИЕ ПРИШЛИ В ТРЕПЕТ И СТАЛИ,КАК МЕРТВЫЕ, оцепенев от ужаса. «Вся неустрашимость римского воина обратилась в ничто от одного присутствия существа высшего: от одного, говорю, присутствия, так как нисколько не видно, чтобы небесный вестник говорил что-либо воинам, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – он только отвалил от дверей гроба камень и сидел на нем. Но этим сидением сказывалось все». Поэтому воины, когда стали в состоянии владеть собой, немедленно предались бегству. Таким образом, для святых жен-мироносиц была теперь полная безопасность приблизиться ко гробу Господню. А они, между тем, всю ночь, вероятно, провели без сна, готовясь к миропомазанию тела Господня.
Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей» ( Ин. 20:13–18 ). Наконец, уже при восходе солнца, идут на гроб и подруги Магдалины, Мария Иосиева и Саломия, и говорят: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» И, взглянув, видят, что камень отвален и на нем сидит светоносный Ангел. АНГЕЛ ЖЕ, когда они подошли ближе, ОБРАТИВ РЕЧЬ К ЖЕНЩИНАМ, СКАЗАЛ: НЕ БОЙТЕСЬ. «Прежде всего освобождает их от страха, а потом разговаривает о воскресении, – замечает святитель Златоуст. – Не вам, говорит, надлежит страшиться, а распявшим Его». И когда освободил их от страха и словами и взором, ибо показался в светлом виде, как принесший радостную весть, тогда присоединяет: ИБО ЗНАЮ, ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ИИСУСА РАСПЯТОГО. «Не стыдится называть Господа распятым, потому что крестом, доставившим нам все блага, Он хвалится, как некоторым победным оружием» (блаж. Феофилакт). ЕГО НЕТ ЗДЕСЬ – ОН ВОСКРЕС. Откуда же это видно, что Он востал? Из Его же слов: КАК СКАЗАЛ. «Если мне не верите, – говорит святитель Златоуст, – вспомните слова Его, тогда и мне не будете не доверять. Потом, вот другое доказательство: ПОДОЙДИТЕ, войдите в эту гробовую пещеру, ПОСМОТРИТЕ МЕСТО, ГДЕ ЛЕЖАЛ ГОСПОДЬ. Я для того и отвалил камень, чтобы удостоверить вас в воскресении». Здесь, в этой пещере, только и было одно место для погребения, но место это теперь пусто. Он воскрес, И ПОЙДИТЕ СКОРЕЕ, СКАЖИТЕ УЧЕНИКАМ ЕГО, ЧТО ОН ВОСКРЕС ИЗ МЕРТВЫХ И ПРЕДВАРЯЕТ ВАС (Он прежде вас будет) В ГАЛИЛЕЕ: там, в родной стране, все вы можете собраться безбоязненно, вдали от врагов Его; там Он будет раньше, чем вы вернетесь, и явится вам всем: ТАМ ЕГО УВИДИТЕ. ВОТ, Я СКАЗАЛ ВАМ истину. «Уместно сказал – в Галилее, – замечает святитель Златоуст, – этим словом он избавляет их от забот и опасностей», грозивших им в Иудее, «чтобы страх не поколебал их веры». По толкованию евангелиста Марка, святые жены вошли во гроб по приглашению Ангела, и здесь увидели другого светоносного юношу, «сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись». Ангел же сказал им: «не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите» ( Мк. 16:5–7 ). И, ВЫЙДЯ ПОСПЕШНО ИЗ ГРОБА, ОНИ СО СТРАХОМ, так как видели там необычайное, И РАДОСТЬЮ ВЕЛИКОЮ, так как слышали радостное, ПОБЕЖАЛИ ВОЗВЕСТИТЬ УЧЕНИКАМ ЕГО.
Между тем, Петр с Иоанном, и войдя в пещеру, во гроб, не видели сами Воскресшего, не видели даже ни одного из Ангелов. Без сомнения потому, что для них не пришел еще час полной радости, и по состоянию их душ им полезнее было вначале услышать о Воскресении от других, чем тотчас увидеть Воскресшего самим». Достойно внимания и то, «кому суждено принять и распространить первую весть о Воскресении, – не Иоанну, не Петру, не Иакову, верховным апостолам, а слабым, но усердным женам, шедшим с ароматами». Ароматы остались без употребления, но несшие их, за свою любовь сами соделались благоуханием Христовым. «Жена, – замечает святитель Григорий Великий, – из уст змия приняла первую ложь, и жена же из уст Самого Воскресшего Господа услышала первую радостную истину, чтобы чья рука растворила смертное питие, та же самая подала и чашу жизни». И святые жены были апостолами для самих апостолов, благовествуя им Христово Воскресение. А Святая Церковь верует и свою веру торжественно исповедует в Пасхальных своих песнопениях, что первая из всех жен, получившая от Ангела радостную весть о Воскресении Господа, первая, удостоившаяся лицезреть Его, была не Мария Магдалина, а преблагословенная в женах Матерь Божия. Да и могло ли быть иначе? Сердце христианина лучше рассудка ответит на этот вопрос: иначе и быть не могло! Матерь Божия страдала со Своим Сыном возлюбленным, сраспиналась с Ним сердцем более всех, о Ней страждущий Сын заботился столь нежно на кресте: Ее ли Он оставил в безвестности о Своем славном Воскресении долее других. И действительно, в храме Воскресения в старом Иерусалиме, близ гроба Господня, и теперь указывают место, где Господь явился Своей Пречистой Матери. Если евангелисты не говорят об этом, то причина понятна: Ей неугодно было, чтобы разглашали о Ней, и апостолы с благоговением относились к этому необычайному смирению Святейшей из всех матерей, свято, как закон, чтили Ее желание и не хотели говорить о Ней, если сама Она столь любила молчание. Беседуя о явлениях Господа мироносицам, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Может быть, кто из вас захочет, по примеру достохвальных жен, обнять ноги Иисусовы? Можете и ныне, если хотите, не только руки и ноги обнять, но и священную главу: приобщайтесь с чистой совестью страшных Тайн. И не только здесь, но и в оный день вы узрите Его, грядущего в неизреченной славе, с сонмом Ангелов; если только захотите пребыть человеколюбивыми, вы услышите не только эти слова: радуйтесь! но и «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 ). Итак, будем благочестивы, боголюбивы, братолюбивы, покажем любовь ко всем, чтобы услышать эти слова и воспринять Самого Христа».
Воскресение Иисуса из мертвых
Рано утром в первый день неделиa, женщины, взяв приготовленные душистые мази, пришли к гробнице. Здесь они обнаружили, что камень от входа в гробницу отвален. Войдя внутрь, они не нашли тела Господа Иисуса. Стоя в недоумении, они увидели, что рядом с ними вдруг появились два человекаb в сияющих одеждах. В испуге женщины опустили свои лица к земле, но те сказали им:
– Что вы ищете живого среди мертвых? Его здесь нет, Он воскрес! Вспомните, что Он говорил вам еще в Галилее: «Сын Человеческий должен быть предан в руки грешников, распят, и на третий день воскреснуть».
Тогда они вспомнили слова Иисуса и, вернувшись от гробницы, рассказали обо всем одиннадцати и всем остальным. Среди тех, кто рассказал это апостолам, были Мария Магдалина, Иоанна, Мария – мать Иакова и другие женщины. Но они не поверили рассказу женщин, им казалось, что это лишь пустые слова. Петр, однако же, побежал к гробнице. Он наклонился, заглянул внутрь и увидел только льняные полотна. Он вернулся к себе, удивляясь всему случившемуся.
Иисус является ученикам на дороге в Эммаус
В тот же день двое из учеников шли в селение Эммаус, что расположено в шестидесяти стадияхc от Иерусалима, и говорили обо всем, что произошло. И когда они разговаривали и спорили, вдруг Сам Иисус подошел и присоединился к ним, но они были словно в ослеплении и не узнали Его. Иисус спросил их:
– О чем это вы говорите между собой по дороге?
Они остановились с печальными лицами. Один из них, которого звали Клеопа, ответил:
– Ты, видно, единственный из пришедших в Иерусалим, кто не знает о том, что произошло в эти дни.
– Как же вы глупы, как медленно вы соображаете, чтобы верить всему, что предсказали пророки! Разве не должен был Христос пройти через все эти страдания и затем войти в Свою славу?
И начав от Моисея и всех пророков, Он объяснил им, что было сказано о Нем во всех Писаниях. Когда они подходили к селению, Иисус сделал вид, что хочет идти дальше, но они стали уговаривать Его:
– Останься с нами, ведь уже вечер, день почти окончился.
И Он вошел в дом и остался с ними. За столом Иисус взял хлеб, благословил его, разломил и дал им. Тогда их глаза открылись, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. Они стали говорить друг другу:
– Разве не горело в нас сердце, когда Он говорил с нами по дороге и объяснял нам Писания?!
Они встали и сразу же пошли обратно в Иерусалим. Там они нашли одиннадцать и тех, кто был вместе с ними. Те сказали им, что Господь действительно воскрес и явился Симону. Затем эти двое рассказали все, что произошло с ними по дороге, и то, как они узнали Иисуса, когда Он разламывал хлеб.
Явление Иисуса ученикам
Они еще говорили, когда Иисус Сам появился среди них и сказал:
Они замерли в испуге, думая, что видят призрак. Он же сказал им:
– Что вы так испуганы? Почему вы сомневаетесь? Посмотрите на Мои руки и на Мои ноги. Это же Я! Потрогайте Меня и рассмотрите. У духов ведь не бывает ни тела, ни костей, а у Меня, как видите, есть.
Сказав это, Он показал им Свои руки и ноги. Но они, радуясь и изумляясь, еще не могли поверить. Тогда Иисус спросил их:
– У вас есть что-нибудь поесть?
Они дали Ему печеной рыбы. Он взял и ел перед ними.
– Об этом Я и говорил вам, когда был еще с вами, – сказал Он. – Все записанное обо Мне в Законе Моисея, у Пророков и в Псалмах должно исполниться.
Затем Он раскрыл их умы к пониманию Писаний.
– Написано, что Христос должен пострадать и на третий день воскреснуть из мертвых, – сказал Он им. – Во имя Его всем народам, начиная от Иерусалима, будет проповедано покаяние и прощение грехов. Вы свидетели этому. Я же пошлю вам обещанное Моим Отцом, но пока вы не получите силу свыше, оставайтесь в городе.
Вознесение Иисуса
Потом Он вывел их из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И в то время как Он благословлял их, Он стал отдаляться от них и поднялся на небеса. Ученики поклонились Ему и, безмерно радуясь, возвратились в Иерусалим, где постоянно находились в храме, славя Бога.