мемориал на дороге жизни рядом со всеволожском
Трасса Дорога жизни 3-й км: мемориал Цветок жизни
Черные дни истории оставили глубокий шрам на теле города. 900 блокадных дней стали роковыми для тысяч людей, в том числе и для маленьких ленинградцев. Дети росли в холодном Ленинграде под разрывающимися бомбами, и, не раздумывая, отдавали свои жизни во имя победы. Дети и подростки работали вместо взрослых, готовились стать связистами, разведчиками, санитарами и в любой момент были готовы оказать посильную помощь за оборону города. Дети из последних сил защищали родной город, совершали подвиги, становились героями. посмертно. Более 15 тысяч детей, и девочек, и мальчиков, получили медаль «За оборону Ленинграда».
По дороге из Санкт-Петербурга к Ладожскому озеру, недалеко от железнодорожной станции Ржевка, стоит высокий каменный цветок, который издалека привлекает внимание всех проезжающих мимо. Это мемориальный комплекс «Цветок жизни«. Он входит в число мемориалов Зеленого пояса славы. Адрес: Ленинградская область, Всеволожский район, 3-й км Дороги Жизни, трасса А-128. В мемориальный комплекс входит цветок высотой около 15 метров, роща из 900 берез, Аллея Дружбы и курган с текстом из блокадного дневника Тани Савичевой. Установлен «Цветок жизни» 28 октября 1968 года в память о погибших детях осажденного города.
Цветок имеет 5 лепестков, на 4 из них детской рукой написаны строки из известной песни «Пусть всегда будет солнце», на пятом лицо улыбающегося мальчика. Снизу цветок обрамляют два ряда наклонных плит, как листочки, довершающие композицию. Рядом с цветком стоит плита с надписью:
Во имя жизни и против войны.
Детям — юным героям Ленинграда 1941—1944 годов
С правой стороны от цветка высажены 900 берез, по одному дереву за каждый день осады. Здесь алеют яркие пионерские галстуки, повязанные на белые стволы берез в память о детях, защищавших город.
От центрального мемориала отходит красивая ровная аллея лип, в 1984 года Аллея дружбы, соединила цветок с дневником Тани Савичевой. На липах тоже можно увидеть повязанные красные галстуки. Вдоль аллеи дорожка и стоит ряд плит, на каждой из которых высечены имена пионеров-блокадников, имена детей-героев и их подвиги.
Аллея Дружбы ведет нас к траурному кургану, который состоит из 8 бетонных плит. Это странички из дневника маленькой девочки, которая вела дневник и записывала даты смертей всех своих близких. Странички дневника Тани Савичевой стали символом блокады, также именно эта маленькая записная книжка была представлена на Нюрнбергском процессе, в качестве подтверждения и обвинения действий фашизма.
Невозможно без содрогания сердца вспомнить те дни. Это подтверждают душераздирающие стихотворные строки о детях войны. Все это в их честь, светлая им память, низкий поклон и огромное спасибо.
Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал,
а Митька под ступенькою порога
нашёл конфету, кто-то потерял.
Стоит и смотрит он на счастье,
забыл уже и вкус, и даже цвет,
Её бы съесть, но как же Настя?
Сестрице ведь поменьше лет.
Зажав конфету в кулаке, домой
летел пацан к малой сестрёнке-
вдвоём остались лютою зимой-
пусть будет радость у девчонки.
Вот поворот, ещё, а дальше прямо,
туда, где был когда-то магазин…
но вместо дома, груды камня, яма.
В руке конфета. И один…Один…
Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал…
Память о Дороге жизни
Создание мемориала «Дороги жизни», а потом — его функционирование (с непременными школьными экскурсиями, пробегами и автопробегами), затем — упадок, а теперь снова возрождение — это отражение нашего восприятия истории города.
Дорога жизни — магистраль, связывавшая блокированный Ленинград с Большой землей. Первоначально с сентября 1941 года все грузы шли через бухты Осиновец и Морье, далее — на узкоколейку и Ириновскую железную дорогу. В ноябре, в период ледостава снабжение велось по воздуху. В начале ноября был потерян город Тихвин, что сильно затруднило снабжение.
Первые караваны прошли по ледяной дороге в 20-х числах ноября 1941 года. Но надежное функционирование установилось лишь в конце декабря 1941-го после завершения Тихвинской наступательной операции.
Сформировалось два основных маршрута следования: железнодорожный (через Ириновскую ветку от Финляндского вокзала) и автомобильный (через современный Всеволожск, тогда — станцию Всеволожскую). Дорога весь период активного существования, до прорыва блокады, имела особый статус и представляла систему обеспечения снабжения города продуктами и эвакуации жителей.
Обеспечением безопасности занимался отдельный полк охраны, позднее — 284-й стрелковый полк. Была разработана система противовоздушной обороны, для которой установили соответствующие орудия и прожекторно-акустические устройства. На суше (на льду) организовывались временные оборонительные точки из срубов, укрепленных последующим намораживанием льда. Для защиты трассы с воздуха было выделено шесть истребительных полков.
Поздней осенью 1942 года было запланировано начало строительства по линии ледовой автодороги и ледово-свайной железнодорожной линии, но с прорывом блокады и сооружением ветки по берегу необходимость в ней отпала. Однако навигация 1943 года не была остановлена, и суда продолжали возить в город продукты и эвакуировать жителей. Следует отметить, что особое значение Дороги жизни прекрасно осознавалось горожанами и руководством Ленинграда в годы блокады, что можно проследить и по документам, и по дневниковым записям, и по другим источникам.
После окончания блокады и Великой Отечественной войны на долгие годы было отложено создание мемориала на ее трассе. Одним из обвинений, выдвинутых руководству города во время печально знаменитого «Ленинградского дела», было «выпячивание роли Ленинграда» в годы войны. Поэтому строительство любых мемориалов было заморожено. Не было ни популярных, ни научных работ по истории этого объекта. И только в середине 60-х годов было принято решение об увековечивании памяти.
Специально отметим, что это была с самого начала общественная, а после — партийно-общественная инициатива. 23 февраля 1965 года газета «Смена» опубликовала призыв поэта-фронтовика М. Дудина создать общий мемориал обороне Ленинграда: «Пусть каждый ленинградец, молодой и старый, долгом и честью сочтет… посадить на смертельном рубеже дерево вечной жизни и памяти — это наш долг». Основная идея мемориала — отметить знаками и памятниками линию обороны Ленинграда, основные места боев: Невский пятачок, районы прорыва и снятия Блокады. В ходе проектирования был выделен особый мемориал, который и получил название «Дорога жизни».
Его основное отличие — он не был связан с непосредственными боевыми действиями и, соответственно, находился вдали от линий фронта, маркируя указанные выше два основных маршрута — железнодорожный и автомобильный. Мемориал создавала группа архитекторов — руководил ими Г.Н. Булдаков, в состав группы входили М.А. Сементовская, В.Л. Гайковская. Заметим, что и архитекторами, и инициатором — М. Дудиным мемориал воспринимался как комплекс памятников, памятных знаков и зеленых насаждений. Именно поэтому он получил общее название «Зеленый пояс Славы».
Комплекс памятников «Дорога жизни» включает в себя 46 памятных столбов вдоль дороги А-128 Санкт-Петербург — Морье (она повторяет линию блокадной трассы и в части носит название «Дорога жизни»). Кроме этого установлены 56 памятных столбов на железной дороге и 9 отдельных монументов. Это «Цветок жизни» (3-й км дороги), мемориальный комплекс «Румболовская гора» на 10 км в границах Всеволожска, монумент «Катюша» на 17 км, мемориальная трасса «Ржевский коридор» (в пределах Санкт-Петербурга), мемориальный комплекс «Разорванное кольцо», монумент «Переправа» близ поселка им. Морозова, стела «Стальной путь» на железнодорожной станции «Петрокрепость», стела «Кобона» в одноименном поселке, памятник «Легендарная полуторка» на 103-м км Петрозаводского шоссе.
В 80-е — 90-е годы мемориалы переживали упадок, однако сейчас начался регулярный ремонт и возрождение. Появились как частные, так и общественные инициативы, связанные с Дорогой жизни: со дна Ладожского озера подняли и отреставрировали несколько полуторок, фрагменты электрического кабеля, снабжавшего энергией город. Это одновременно показывает и возрождение интереса к прошлому, и новый подход к истории.
Мемориалы в большинстве своем — стелы и конструкции из бетона, а появление интереса к «живой истории», исторической реконструкции, достоверным экспонатам показывает приближение событий к обычному, не символическому взгляду жителя города на прошлое, повышает достоверность.
На Дороге жизни — новый мемориал
Памятник военным ветеринарам, служившим на Дороге жизни в годы блокады, открыт сегодня во Всеволожском районе
«Ветеринарная служба сыграла большую роль в организации поставок продовольствия по Дороге жизни: первые обозы были конные, они перевозили грузы там, где тонкий лед не выдерживал вес грузовиков. Лошади и собаки доставляли в лазареты раненых. Ветеринары в осажденном Ленинграде обеспечивали санитарную безопасность города, и сами уходили на фронт, более 1200 студентов и преподавателей ушли воевать за Родину из ветеринарного института, и каждый из них внес свой вклад в Великую Победу», — отметил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко на церемонии открытия памятника.
Глава региона отметил, что ветеринары и сегодня находятся на передовой. «Работники ветеринарной медицины всегда готовы прийти на помощь здравоохранению. Вот и в период пандемии ветеринарная служба Ленинградской области, продолжая свою основную работу по охране здоровья животных, подключилась к тотальной дезинфекции общественных пространств. За это время было обработано почти 46 тысяч объектов общей площадью 6,7 млн квадратных метров. Абсолютно точно характеризует ваше дело крылатая фраза о том, что в сфере ветеринарии нет случайных людей, ветеринария — это призвание», — заключил Александр Дрозденко.
Памятник военным ветеринарам воздвигнут на 14 км Дороги жизни в поселке Романовка на месте, где в годы войны располагался один из передвижных ветеринарных лазаретов. Памятник выполнен в виде верстового столба и вписывается в стилистику мемориалов Дороги Жизни. Стела и благоустройство участка выполнены по эскизам и на средства ветеринаров региона.
В честь открытия памятника участникам мероприятия, родным военных ветеринаров были подарены экземпляры выпущенной в честь 75-летия Победы книги об истории военной ветеринарии Ленинградской области.
Год науки и технологий
План преодоления последствий эпидемии коронавируса в РФ
Минус коронавирус – о ситуации и мерах по противодействию Covid-19
Всероссийское статистическое исследование населения пройдет в 2021 году
Центр «Мой бизнес» – в поддержку предпринимателям
Государственная итоговая аттестация
Школьный конкурс видеооткрыток
Условия оформления «Семейной ипотеки»
Международный фотоконкурс для всех желающих
Государственная поддержка жилищного (ипотечного) кредитования
Единая площадка органов территориального общественного самоуправления
Международная специализированная выставка «Безопасность и охрана труда»
Витрина для поставщиков услуг «Профессионалы экспорта»
Исполнение указов Президента Российской Федерации
Закупки Ленинградской области
Социальный контракт для малоимущих семей и одиноко проживающих граждан
Догазификация – бесплатное подведение газа до границы участка
Опросы об оценке эффективности деятельности органов власти
Правила безопасного поведения детей на ж/д объектах
Интерактивная карта Ленинградской области воинских захоронений
Маршрут «Дорога жизни»
Маршрут «Дорога жизни»
Маршрут включает объекты показа Ленинградской области, cвязанные с героической обороной Ленинграда во времена Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
География маршрута: г. Санкт-Петербург – г. Всеволожск – Кировский район, д. Кобона – г. Новая Ладога – г. Тихвин – г. Санкт-Петербург
Описание двухдневного тура по маршруту
1-й день
На 3м километре «Дороги Жизни» расположен памятник, входящий в «Зеленый пояс Славы», создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. В состав памятника входят: памятник «Цветок Жизни», аллея Дружбы и траурный курган «Дневник Тани Савичевой».
На Румболовской горе находится большое братское захоронение героических защитников «Дороги Жизни». Памятник «Дуб и лавр», расположенный у подножья Румболовской горы, выполнен в виде металлических листьев дуба и лавра, которые символизируют Жизнь и Славу, а жёлудь перед ними — новую Жизнь.
17й километр «Дороги Жизни» – близ деревни Корневоустановлен памятник «Катюша» в память о дислоцировавшейся здесь зенитной батарее. Памятник входит в состав «Зеленого пояса Славы».
Памятник посвящается ленинградцам, погибшим на «Дороге Жизни» при эвакуации. Здесь, в годы блокады Ленинграда вдоль дороги были созданы пункты захоронения погибших.
Памятник расположен на Вагановском спуске, с которого в ноябре 1941 первая машина съехала на лед Ладожского озера, связав осажденный Ленинград с «Большой землей». Мемориал входит в состав «Зеленого пояса Славы».
После прорыва блокады Ленинграда в короткие сроки — всего за 12 дней — была построена железная дорога длиной 36 км от станции Поляна до посёлка Морозова («Дорога Победы») и возведен свайный мост длиной 1300 м. В честь подвига строителей-железнодорожников на станции Петрокрепость возвели мемориал «Стальной путь».
Паровоз Э ш 4375 установлен на ж/д ст. Ладожское озеро, в 1974 году. На паровозе установлена мемориальная доска с текстом:
«На этом паровозе в период 1941-1942 гг. комсомольско-молодежная бригада локомотивного депо ТЧ-12 в составе старшего машиниста Василия Елисеева (впоследствии ставшим Героем Социалистического труда), помощника машиниста Ивана Беляева, кочегара Бориса Александрова в составе паровозной колонны доставила 2312 тяжеловозных состава с 2 млн. тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта. Честь и слава героям-железнодорожникам за мужественный труд на Дороге жизни».
Каменный храм Святителя Николая Чудотворца с колокольней был возведен в 1861 году, а во время Великой Отечественной войны использовался как временное пристанище для эвакуированных жителей блокадного Ленинграда. Уникальность храма заключается в том, что это храм-маяк. В XIX веке в крест на колокольне были вмонтированы хрустальные шарики. В них отражалось солнце, и это служило ориентиром для рыбаков.
2-й день
Памятник морякам и судам Ладожской военной флотилии. Во время Великой Отечественной войны город Новая Ладога сыграл огромную роль в поддержке сообщения с осаждённым Ленинградом, а также это одно из мест дислокации Краснознамённой Ладожской флотилии. В блокаду основной задачей Ладожской флотилии была эвакуация гражданского населения из Ленинграда и поставка в него припасов, которая продолжалась до конца ноября, пока лед не установился окончательно. За это время в Ленинград были поставлены десятки тысяч тонн груза и продовольствия. Было эвакуировано около 33500 жителей. Осенью 1982 года в память о моряках Ладожской военной флотилии, на берегу Волхова был установлен корабль-памятник – тральщик Т-100и пароходный буксир«Харьков».
Здесь находится братская могила эвакуированных детей из Ленинграда, которые погибли во время бомбардировки железнодорожной станции Тихвин 14 октября 1941 года. Надпись на памятнике: «Живые, помните! Здесь дети ленинградцев, безжалостно убитые войной 14 октября 1941 года».