мемориал дорога жизни на карте
Схема расположения памятников Дороги жизни
В этой теме я решила систематизировать разбросанные памятники на Дороге жизни в понятную и наглядную схему. Карту я делала очень долго и кропотливо, но, надеюсь, что моя работа будет интересной и показательной. Местоположение мемориалов на карте приблизительное.
Начинается путь со Ржевского коридора, он же свое начало берет от угла Большеохтинского проспекта и пересекает шоссе Революции, далее проходит по известному Рябовскому шоссе прямо до станции Ржевка. Это примерно 7 километров городской, ленинградской Дороги жизни.
У железнодорожной станции Ржевка начинается отсчет белых километровых столбов, которые ведут нас по всему пути до столбика с указанием 45 километр. 1-й километр. У станции стоит памятник «Регулировщица».
На 6-м километре пути памятный знак «Балтийские крылья», этот мемориал не входит в Зеленый пояс славы.
Далее, на 12-м километре Дороги жизни уцелевший участок мощеной дороги, по которой в годы войны шли машины.
На 17-м километре возвышается мемориал «Катюша».
45-й километр замыкает наш путь. Здесь находится поселок Осиновец, высится маяк «Осиновец», здесь же находится музей «Дорога жизни», чуть дальше по трассе Ладожский курган, и памятник-паровоз на железнодорожной станции «Ладожское озеро», и https://forum-spb.name/leningradskay. gi-zhizni.html
Ниже памятный знак «Войбокало»у железнодорожной станции Войбокало.
Не все памятники на пути Дороги жизни входят в знаменитый Зеленый пояс славы, но ведь это не так важно, важно то, что это увековеченная память о событиях, благодаря которым мы сейчас живем.
Дорога жизни блокадного Ленинграда
В Петербурге и Ленинградской области есть много памятников, посвященных Великой Отечественной войне, неразрывно связанных с блокадой Ленинграда. Особое значение занимает Дорога Жизни.
С 12 сентября 1941 по март 1943 года Дорога Жизни была аортой, главным сосудом, поддерживающим жизнь Ленинграда. Она давала возможность эвакуировать ленинградцев из осажденного города и доставлять еду и топливо тем, кто в нем остался. Свое название дорога получила в военные годы. В настоящее время это историческая мемориальная трасса, признанная объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Первые памятники вдоль Дороги Жизни появились в 1960-х годах. Они стали составляющей «Зелёного пояса славы Ленинграда». Постепенно их количество увеличивалось.
Сухопутная часть Дороги Жизни — автомобильная региональная трасса 41К-064, бывшая А-128. Ее протяженность составляет около 44 км. Это автодорожный выход из Санкт — Петербурга во Всеволожский район и город Всеволожск. Она начинается с Рябовского шоссе, а заканчивается у Осиновецкого маяка. Километры Дороги Жизни отсчитывают 46 памятных столбов вдоль шоссе. По ним легко ориентироваться.
По какой дороге проходила Дорога жизни
Современная трасса не повторяет дорогу военных дней в точности. Предполагают, что по мере приближения к Ладожскому озеру, основная дорога начинала ответвляться на многочисленные лесные дорожки.
Ниже на карте схематично отображены указанные участки Дороги жизни.
Шоссе Дорога Жизни начинается на пересечении Рябовского шоссе и КАД. Выехать на Дорогу жизни можно с Рябовского шоссе.
По Дороге Жизни на машине. Маршрут самостоятельной экскурсии
В этой статье внимание будет уделено участку Дороги Жизни от границ сегодняшнего Санкт-Петербурга до Осиновецкого маяка.
Для экскурсии по Дороге Жизни лучше всего воспользоваться собственным автомобилем.
После Всеволожска дорога переходит в двухполосное шоссе
0 километр Дороги Жизни находится рядом с КАД.
Памятный знак «Регулировщица»
Первый километр. Памятный знак «Регулировщица» был установлен в 1986 году рядом с железнодорожным переездом Рябовский у первого столба, отмечающего нулевой километр Дороги жизни. При строительстве КАД в 2005 году знак снесли, но позже восстановили на первом километре. На памятном знаке изображена девушка в военной форме с флажком в руке. В военное время водителей ориентировали регулировщики с флажками. В основном это были молодые женщины. Они стойко несли свою службу в любую погоду и не покидали посты даже во время бомбежек.
В памятный комплекс первого километра входит также советская зенитная пушка 52-К калибра 85 мм, разработанная в конструкторском бюро завода имени М.И.Калинина в 1939 году. Мощная и надежная артиллерийская система была взята на вооружение Красной Армии в том же году. Всего за годы войны с помощью 52-к было сбито 4047 вражеских самолетов.
Мемориальный комплекс «Цветок жизни»
Третий километр. Расположенный на нем мемориальный комплекс увековечивает память детей, живших в блокадном Ленинграде. Им выпали тяжелейшие испытания. Они умирали от голода, гибли во время бомбежек. Памятник посвящен и тем ленинградским детям и подросткам, которые работали во время войны на заводах, тушили зажигательные снаряды, совершали маленькие подвиги во имя победы.
Мемориальный комплекс «Цветок жизни»
Открытие 15-метрового памятника «Цветок жизни» состоялось в 1968 году. Каменная ромашка имеет 5 лепестков. Плиты внизу цветка похожи на листья. На четырех — надпись из детской песни «Пусть всегда будет солнце», а на пятом — улыбающийся мальчик-пионер. На плите рядом с памятником надпись — посвящение детям блокадного города: «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда. 1941 – 1944».
Аллея дружбы
От «Цветка жизни» начинается Аллея дружбы, которая ведет к месту скорби — кургану с 8 стелами — трагичными страничками дневника Тани Савичевой с датами смерти всех ее родных. Дневник Тани вошел в историю города и Великой Отечественной войны. Девочку вывезли из блокадного Ленинграда, но она умерла в 1944 году от недугов, развившихся от перенесенного голода.
страницы дневника Тани Савичевой
Комплекс окружает березовая роща. 900 деревьев символизируют 900 дней блокады. В 70-е годы прошлого века возникла традиция повязывать на стволы берез красные галстуки в память о детях блокадного Ленинграда. Она сохранилась и в наши дни.
900 деревьев символизируют 900 дней блокады
В роще установлена памятная плита Александру Даниловичу Левенкову, автору «Цветка жизни» и других мемориалов на Дороге Жизни.
Мемориал «Балтийские крылья»
Памятник «Балтийские крылья» расположен недалеко от столба, отмечающего шестой километр Дороги. В 1941-1943 годах на этом месте был размещен аэродром морских летчиков, служивших на Балтийском флоте. Их самолеты оберегали Дорогу и город. Героический подвиг летчиков олицетворяет памятник в виде самолета, врезавшегося в землю. Поблизости от шестого километрового столба расположен музей — усадьба Приютино, в котором когда-то жило семейство Олениных, а в годы войны размещалось общежитие военных летчиков.
Памятник полуторке
На десятом километре в 2012 году был установлен бронзовый памятник «машине — солдату» — легендарной «полуторке» и военным автомобилистам Дороги Жизни. Почетное звание солдата грузовик «ГАЗ-АА» получил за свою фронтовую блокадную службу — на эти машины легла основная нагрузка по перевозкам людей и грузов по суше и по льду Ладоги. Интересно, что первые автомобили ГАЗ — АА были собраны на Горьковском автозаводе в 1932 году по американским чертежам компании «Ford».
Мемориал «Румболовская гора»
Около города Всеволожска, в месте пересечения десятого километра Дороги с Колтушским шоссе, размещен мемориал «Румболовская гора». Он прославляет стойкость и мужество защитников города. Четыре величественных листа дуба символизируют силу, четыре лавровых — славу. Между ними лежит маленький желудь — олицетворение надежды на возрождение жизни. Строки стихов Ольги Берггольц выгравированы на стеле рядом с памятником.
Исторический участок Дороги жизни
Мемориал «Катюша»
На семнадцатом километре размещен величественный памятник «Катюша». Он посвящен зенитной части, прикрывавшей Дорогу жизни и аэродром. 14-метровые стальные балки символизируют стволы зениток реактивной установки. На каменной стеле выбиты слова: «Мужеством храбрых спасен Ленинград, павшим Героям бессмертная Слава».
Братское кладбище
Памятное место между тридцатым и тридцать первым километрами — Братское кладбище рядом с деревней Ириновка. В нем захоронено около 500 человек, военных и штатских. На кирпичной стене, расположенной у шоссе, размещены таблички с именами захороненных здесь людей. Тела погибших на Дороге жизни людей хоронили в выкопанные здесь ямы. Иногда их обертывали в холст, когда его не было — просто в одежде. Но всегда старались найти у покойных документы, чтобы братская могила не была безымянной.
Братское кладбище
На мемориальной плите рядом со стеной выгравированы стихотворные строки Михаила Исаковского: «Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись».
Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»
Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»
Авторы идеи памятника «Разорванное кольцо» — архитектор В.Г. Филиппов и скульптор К.М. Симун.
Константин Михайлович Симун умер 4 сентября 2019 года. По этой ссылке можно ознакомиться с интервью с выдающимся скульптором
По обе стороны от памятника находится зенитка и мемориальная стела со стихотворными строками Бронислава Кежуна: «Потомок, знай! В суровые года, верны народу, долгу и Отчизне, через торосы ладожского льда, отсюда мы вели Дорогу Жизни, чтоб жизнь не умирала никогда!»
Зенитное орудие
Вечный огонь у «Разорванного кольца» был зажжен 9 мая 2015 года. Его привезли с Пискаревского мемориального кладбища.
Вечный огонь
Музей «Дорога жизни»
Музей находится в поселке Ладожское Озеро, на сорок пятом километре. На прилегающей к нему территории размещены техника и орудия, участвовавшие в перевозке и защите Дороги Жизни: автомобили, катера, корабельные пушки, самолет и многие другие экспонаты.
Музей «Дорога жизни»
Музей «Дорога жизни»
Адрес музея: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, п.ст. Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, №58
Рядом с музеем расположен Осиновецкий маяк высотой 70 метров. Он был построен в начале 20 века, действует до сих пор. Его свет виден на 40 км. Маяк входит в десятку самых высоких маяков мира — занимает девятую строчку.
Осиновецкий маяк
Памятники на станции Ладожское Озеро
На станции Ладожское Озеро, на сорок шестом километре Дороги, есть еще несколько знаковых достопримечательностей:
По какому озеру проходила Дорога жизни
Станция — конечная точка сухопутного исторического маршрута. Здесь сходятся автотранспортное шоссе с железнодорожной ветвью и начинается водная часть Дороги Жизни.
Маршруты Дороги Жизни через Ладожское озеро
Ладога была единственным возможным путем эвакуации ленинградцев и доставки грузов с Большой земли, поскольку его юго-западное и юго-восточное побережья удерживали наши войска. Летом во время навигации на водном отрезке пути использовали баржи Северо-западного речного пароходства, зимой в ледостав их сменяли автомашины.
От Осиновецкого маяка Дорога жизни продолжалась по Ладожскому озеру
Ладогу издавна считали непригодной для судоходства из-за высоких волн, которые достигают двух метров, и частых штормов. Еще при Петре I был вырыт Староладожский канал в обход опасного озера, а еще через сто лет — Новоладожский канал из-за обмеления Староладожского. На берегах самого озера к началу войны не было пристаней и пирсов. Осенью 1941 года были срочно сооружены пирсы, построены склады и вырыты землянки, проведены дноуглубительные работы на 2,5 метра.
Но наступившая зима и установившийся ледостав потребовали других решений. На зимней трассе через озеро начали происходить непонятные аварии: под лед проваливались легкие автомобили, а тяжелые благополучно передвигались даже по тонкому льду. К изучению проблемы были привлечены ученые Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе. Они провели расчеты по износу льда и условиям пролома. Для фиксации колебаний льда ученые создали специальный прибор «прогибограф» для изучения колебаний льда.
50 пробиографов разместили на ледяной трассе и зафиксировали их показания. Оказалось, что проблема была связана с прочностью льда и резонансом скорости легкой машины со скоростью движения волны, которая составляла 35 км. Тяжелые машины ездили с меньшей скоростью, поэтому резонанс не возникал. Было принято решение уменьшить скорость движения легких машин, чтобы исключить подобные ситуации в будущем. В военных условиях на льду Ладоги было проведено сложное научное исследование, которое помогло сохранить жизни людей и технику, а позже развилось в обособленную обширную область знаний.
Длина дороги через Ладогу составляла примерно 30 км. Трассу прокладывали на мелководье, где лед был надежней. Ее часто меняли — по одному следу проезжало не больше 60 автомобилей. На каждом километре стоял регулировщик. Их фонари помогали водителям не сбиться с трассы. За трещинами следили ледовые наблюдатели. Поломанные машины ремонтировали прямо на льду, а людей пересаживали в машины, которые находились недалеко. На Дороге работали тысячи людей, направлявшие колонны самыми безопасными маршрутами. Ежечасно и ежедневно они рисковали своей жизнью.
Для защиты Дороги на льду расположили стрелковую и артиллерийскую линии. Орудия передвигали с места на место, что дезориентировало противника.
Ледяная Дорога Жизни подвергалась постоянному артобстрелу и бомбежкам немецкой авиации. Усложняли транспортировку суровая погода и крутой нрав Ладоги. В этих чудовищно тяжелых условиях водители старались совершать две поездки — они работали круглосуточно, ведь от них зависела жизнь сотен тысяч людей. При движении машин двери у многих из них были открыты, чтобы водитель успел выпрыгнуть, когда машина начнет тонуть.
Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни, составило больше 1 млн. 615 тыс. тонн. За это же время было эвакуировано около 1 млн. 376 тыс. человек.
Доподлинно неизвестно, сколько людей погибло на Дороге Жизни. Грузовики доставали со дна Ладоги еще несколько десятилетий после окончания войны.
Дорога жизни
Дорога жизни (официальное название: военно-автомобильная дорога № 101) — единственная транспортная магистраль, которая соединяла Ленинград со страной во время блокады в 1941–1943 годах. По ней в город доставляли продовольствие, медикаменты, горючее, вещи. Из города — эвакуировали людей.
Одна часть дороги (46 км) проходила в город по суше от посёлка Ладожское озеро, вторая — по самому озеру с противоположного берега из деревни Кобона (30 км). Летом груз переправляли на буксирах с баржами и кораблях, зимой машины шли по ледовой дороге. Дорога жизни — музей памяти погибшим и героям. Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Вы увидите 7 монументов, 46 памятных столбов и три мемориальных комплекса. Все они располагаются рядом с дорогой.
Санкт-Петербург — отсюда начинается ваш маршрут.
Переезд составит 53 км. На дорогу уйдет 1 ч.
Дорога жизни начинается в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, в историческом районе Ржевка-Пороховые. Ехать лучше отсюда — с запада на восток, хотя можно и в обратном направлении. Помните только, что поток машин на Дороге жизни в час пик и выходные дни довольно большой.
«Разорванное кольцо» — один из основных мемориальных комплексов, который посвящён прорыву блокады. Находится на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу Ладожского озера — бухте Петрокрепость, и куда потом возвращались, преодолев расстояние в 30 километров по озеру. Две 7-метровые железобетонные арки символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни, а два белых шара — прожекторные установки, которыми освещали путь транспорту в тёмное время суток. Здесь была брешь в блокадном кольце — так поставляли провизию в город.
Блокада началась 8 сентября 1941 года. В ноябре на Ладоге появился тонкий лёд. Провизию пробовали отправлять санями, запряжёнными лошадьми. Но лошади не могли много увезти. Оставалось ждать, когда лёд окрепнет, чтобы пустить в ход ГАЗ-АА («полуторки»). Водолазы и группа геологов исследовали Ладогу (дно, течение, ключи, много информации было получено от бывалых рыбаков), чтобы проложить Дорогу жизни по льду в тех местах, где лёд был крепче.
Профиль резины от «Полуторки»
В конце ноября по льду проехала первая колонна из 60 «полуторок». Автомобили максимально облегчали: иногда снимали кабину даже в самые лютые морозы. Но машины всё равно тонули, их регулярно поднимают со дна озера.
В музее хранятся архивные вырезки из газет, памятные реквизиты и другие экспонаты. На территории есть военные корабли и самолёты. Напротив музея через дорогу все деревья помечены красными флажками — это «Аллея дружбы», напоминающая о погибших детях.
Аллея дружбы
Это филиал Военно-морского музея в Санкт-Петербурге. Ещё один с таким же названием находится в здании вокзала на станции Ладожское озеро — филиал Музея РЖД.
Режим работы: с 11 до 18 — среда-воскресенье. Выходные дни: понедельник, вторник. Касса закрывается в 17:15. Входной билет для взрослых: 200 рублей.
В посёлке Ладожское озеро трасса заканчивается — это тупик. Нужно вернуться несколько километров в сторону Санкт-Петербурга и взять направление на юг по дороге к посёлку имени Морозова и Шлиссельбургу, где тоже есть что посмотреть.
Шлиссельбург (переводится с немецкого «город-ключ») — небольшой город на Ладожском озере, основанный в 1323 году, ближайший к Дороге жизни помимо Санкт-Петербурга. Находится в стратегически важном месте — в истоке Невы — и даёт выход в Ладогу. Крепость — мощное военное сооружение, которое позволяет контролировать эту часть Ладоги и её берега. Во времена Рюрика здесь проходили торговые пути.
Вход в крепость
К началу 18 века крепость потеряла военное значение и стала тюрьмой для политических преступников. Первой узницей была сестра Петра I Мария Алексеевна. Ее посадила туда вторая жена Петра Екатерина Первая. Причина проста — Мария симпатизировала первой жене Петра Евдокии Лопухиной, которая претендовала на престол (позже и ее заточили в крепость). С крепости на острове и со строгими условиями содержания было трудно сбежать. После революции узники были освобождены, а крепость и её сооружения сгорели.
Зенитчики ведут огонь из Шлиссельбургской крепости
Крепость сейчас на реконструкции, но остров можно посетить и даже нанять экскурсовода. Цена экскурсии для группы до 10 человек, если вы купили билеты в музей — 1500 рублей. Для отдельных посетителей — 250 рублей (взрослый билет). Актуальный телефон для заказа экскурсии лучше всего проверить на официальном сайте. Переправа на остров оплачивается отдельно (300 рублей). Или можно нанять частный катер (в 5 метрах от парома музея). Это быстрее и на 50 рублей дешевле. Крепость работает ежедневно с 1 мая по 31 октября с 10 до 18 в будние и с 10 до 19 в выходные и праздничные дни.
В городе Шлиссельбург всего две дороги, идущие в одну сторону — к музею «Прорыв Блокады Ленинграда» — финальной точке маршрута.
На съезде с Мурманского шоссе, под Ладожским мостом, находится музей «Прорыв блокада Лениграда». В 2018 году построили второй корпус с экспозицией, созданной по технологии 3D-проекции.
Новый корпус музея с 3D-панорамой © https://gtn-pravda.ru.
Будьте внимательны: посетить музей можно только с экскурсией со вторника по пятницу и в воскресенье с 10 до 18, в субботу с 10 до 20. Понедельник выходной. Стоимость — 300 рублей (взрослый билет). Билеты на 3D-экспозицию нужно заказывать заранее, актуальный телефон есть на официальном сайте. За один сеанс пускают максимум 15 человек. До 14 часов — групповые экскурсии, организованные заранее. С 14 часов — индивидуальные туристы, которых собирают в группы каждые полчаса.
Рукопашный бой в окопе. Фрагмент 3D-панорамы
Если останется время до начала сеанса, загляните в музей истории Шлиссельбурга — одного из старейших городов Ленобласти. 6000 экспонатов и археологических находок музея рассказывают о прошлом города, а также о судостроительной и судоремонтной промышленности на Неве и Ладоге. Музей работает с понедельника по субботу. В воскресенье прогуляйтесь по набережной дальше за причалом — там много кораблей, в том числе, деревянный кораблик-флюгер. В конце стоянки работает понтонный мост для перехода через канал к открытой Ладоге.