мемориал дорога жизни как проехать
Дорога жизни
«Дорогой жизни» во времена ВОВ называли единственную магистраль, проходившую через Ладогу. В период навигации путь шел по воде, зимой — по замерзшему льду. В сентябре 1941, в результате неудачного старта войны и провала обороны Ленинграда, Германия и союзная ей Финляндия взяли город в кольцо, помимо одного участка — Ладожского побережья. Таким образом войска и все жители огромного мегаполиса попали в блокаду. Для доставки еды и других грузов необходимо было воспользоваться авиацией, или наладить поставку по водному пути. Авиамост создали быстро, однако он не мог полностью «прокормить» Ленинград. Основная ставка была сделана на водный маршрут. Доставить груз по «Дороге жизни» — это титанический труд и невероятные усилия, которые приходилось прикладывать людям под артобстрелом и в состоянии постоянных военных действий.
История
Дело осложнялось тем, что суда северо-западного речного пароходства, которые обслуживали водный путь до войны, работали, как правило, в обход Ладоги, по судоходным каналам. В итоге далеко не каждое судно пароходства могло работать в озере. Нужно было оборудовать пристани для приема грузов, перегружать их на баржи, на узкоколейку, тащить по земле.
Зимой трасса должна была проходить по льду Ладоги. Для этого велась специальная подготовка, исходя из особенностей ледового режима Ладожского озера. Трасса протянулась от Вагановского спуска по восточному берегу Ладоги до Осиновца.
«Дорога жизни» в наши дни
В течение двух зим — 1941-1943 гг. «Дорога жизни» была единственной артерией, соединявшей Ленинград с Большой землей. Теперь она увековечена в памятниках, расположенных вдоль шоссе А128 Санкт-Петербург — Морье, получивших название Зеленого пояса Славы. Инициатива создания этого комплекса памятников принадлежала Михаилу Дудину, поэту-блокаднику. Части мемориала, от станции «Ржевка» до маяка Осиновец, 43 километровых столба «Дороги жизни» официально относятся к важным памятниками истории области и города.
Маршрут «Дорога жизни»
Маршрут «Дорога жизни»
Маршрут включает объекты показа Ленинградской области, cвязанные с героической обороной Ленинграда во времена Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
География маршрута: г. Санкт-Петербург – г. Всеволожск – Кировский район, д. Кобона – г. Новая Ладога – г. Тихвин – г. Санкт-Петербург
Описание двухдневного тура по маршруту
1-й день
На 3м километре «Дороги Жизни» расположен памятник, входящий в «Зеленый пояс Славы», создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. В состав памятника входят: памятник «Цветок Жизни», аллея Дружбы и траурный курган «Дневник Тани Савичевой».
На Румболовской горе находится большое братское захоронение героических защитников «Дороги Жизни». Памятник «Дуб и лавр», расположенный у подножья Румболовской горы, выполнен в виде металлических листьев дуба и лавра, которые символизируют Жизнь и Славу, а жёлудь перед ними — новую Жизнь.
17й километр «Дороги Жизни» – близ деревни Корневоустановлен памятник «Катюша» в память о дислоцировавшейся здесь зенитной батарее. Памятник входит в состав «Зеленого пояса Славы».
Памятник посвящается ленинградцам, погибшим на «Дороге Жизни» при эвакуации. Здесь, в годы блокады Ленинграда вдоль дороги были созданы пункты захоронения погибших.
Памятник расположен на Вагановском спуске, с которого в ноябре 1941 первая машина съехала на лед Ладожского озера, связав осажденный Ленинград с «Большой землей». Мемориал входит в состав «Зеленого пояса Славы».
После прорыва блокады Ленинграда в короткие сроки — всего за 12 дней — была построена железная дорога длиной 36 км от станции Поляна до посёлка Морозова («Дорога Победы») и возведен свайный мост длиной 1300 м. В честь подвига строителей-железнодорожников на станции Петрокрепость возвели мемориал «Стальной путь».
Паровоз Э ш 4375 установлен на ж/д ст. Ладожское озеро, в 1974 году. На паровозе установлена мемориальная доска с текстом:
«На этом паровозе в период 1941-1942 гг. комсомольско-молодежная бригада локомотивного депо ТЧ-12 в составе старшего машиниста Василия Елисеева (впоследствии ставшим Героем Социалистического труда), помощника машиниста Ивана Беляева, кочегара Бориса Александрова в составе паровозной колонны доставила 2312 тяжеловозных состава с 2 млн. тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта. Честь и слава героям-железнодорожникам за мужественный труд на Дороге жизни».
Каменный храм Святителя Николая Чудотворца с колокольней был возведен в 1861 году, а во время Великой Отечественной войны использовался как временное пристанище для эвакуированных жителей блокадного Ленинграда. Уникальность храма заключается в том, что это храм-маяк. В XIX веке в крест на колокольне были вмонтированы хрустальные шарики. В них отражалось солнце, и это служило ориентиром для рыбаков.
2-й день
Памятник морякам и судам Ладожской военной флотилии. Во время Великой Отечественной войны город Новая Ладога сыграл огромную роль в поддержке сообщения с осаждённым Ленинградом, а также это одно из мест дислокации Краснознамённой Ладожской флотилии. В блокаду основной задачей Ладожской флотилии была эвакуация гражданского населения из Ленинграда и поставка в него припасов, которая продолжалась до конца ноября, пока лед не установился окончательно. За это время в Ленинград были поставлены десятки тысяч тонн груза и продовольствия. Было эвакуировано около 33500 жителей. Осенью 1982 года в память о моряках Ладожской военной флотилии, на берегу Волхова был установлен корабль-памятник – тральщик Т-100и пароходный буксир«Харьков».
Здесь находится братская могила эвакуированных детей из Ленинграда, которые погибли во время бомбардировки железнодорожной станции Тихвин 14 октября 1941 года. Надпись на памятнике: «Живые, помните! Здесь дети ленинградцев, безжалостно убитые войной 14 октября 1941 года».
Схема расположения памятников Дороги жизни
В этой теме я решила систематизировать разбросанные памятники на Дороге жизни в понятную и наглядную схему. Карту я делала очень долго и кропотливо, но, надеюсь, что моя работа будет интересной и показательной. Местоположение мемориалов на карте приблизительное.
Начинается путь со Ржевского коридора, он же свое начало берет от угла Большеохтинского проспекта и пересекает шоссе Революции, далее проходит по известному Рябовскому шоссе прямо до станции Ржевка. Это примерно 7 километров городской, ленинградской Дороги жизни.
У железнодорожной станции Ржевка начинается отсчет белых километровых столбов, которые ведут нас по всему пути до столбика с указанием 45 километр. 1-й километр. У станции стоит памятник «Регулировщица».
На 6-м километре пути памятный знак «Балтийские крылья», этот мемориал не входит в Зеленый пояс славы.
Далее, на 12-м километре Дороги жизни уцелевший участок мощеной дороги, по которой в годы войны шли машины.
На 17-м километре возвышается мемориал «Катюша».
45-й километр замыкает наш путь. Здесь находится поселок Осиновец, высится маяк «Осиновец», здесь же находится музей «Дорога жизни», чуть дальше по трассе Ладожский курган, и памятник-паровоз на железнодорожной станции «Ладожское озеро», и https://forum-spb.name/leningradskay. gi-zhizni.html
Ниже памятный знак «Войбокало»у железнодорожной станции Войбокало.
Не все памятники на пути Дороги жизни входят в знаменитый Зеленый пояс славы, но ведь это не так важно, важно то, что это увековеченная память о событиях, благодаря которым мы сейчас живем.
Дорога жизни
Дорога жизни (официальное название: военно-автомобильная дорога № 101) — единственная транспортная магистраль, которая соединяла Ленинград со страной во время блокады в 1941–1943 годах. По ней в город доставляли продовольствие, медикаменты, горючее, вещи. Из города — эвакуировали людей.
Одна часть дороги (46 км) проходила в город по суше от посёлка Ладожское озеро, вторая — по самому озеру с противоположного берега из деревни Кобона (30 км). Летом груз переправляли на буксирах с баржами и кораблях, зимой машины шли по ледовой дороге. Дорога жизни — музей памяти погибшим и героям. Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Вы увидите 7 монументов, 46 памятных столбов и три мемориальных комплекса. Все они располагаются рядом с дорогой.
Санкт-Петербург — отсюда начинается ваш маршрут.
Переезд составит 53 км. На дорогу уйдет 1 ч.
Дорога жизни начинается в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, в историческом районе Ржевка-Пороховые. Ехать лучше отсюда — с запада на восток, хотя можно и в обратном направлении. Помните только, что поток машин на Дороге жизни в час пик и выходные дни довольно большой.
«Разорванное кольцо» — один из основных мемориальных комплексов, который посвящён прорыву блокады. Находится на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу Ладожского озера — бухте Петрокрепость, и куда потом возвращались, преодолев расстояние в 30 километров по озеру. Две 7-метровые железобетонные арки символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни, а два белых шара — прожекторные установки, которыми освещали путь транспорту в тёмное время суток. Здесь была брешь в блокадном кольце — так поставляли провизию в город.
Блокада началась 8 сентября 1941 года. В ноябре на Ладоге появился тонкий лёд. Провизию пробовали отправлять санями, запряжёнными лошадьми. Но лошади не могли много увезти. Оставалось ждать, когда лёд окрепнет, чтобы пустить в ход ГАЗ-АА («полуторки»). Водолазы и группа геологов исследовали Ладогу (дно, течение, ключи, много информации было получено от бывалых рыбаков), чтобы проложить Дорогу жизни по льду в тех местах, где лёд был крепче.
Профиль резины от «Полуторки»
В конце ноября по льду проехала первая колонна из 60 «полуторок». Автомобили максимально облегчали: иногда снимали кабину даже в самые лютые морозы. Но машины всё равно тонули, их регулярно поднимают со дна озера.
В музее хранятся архивные вырезки из газет, памятные реквизиты и другие экспонаты. На территории есть военные корабли и самолёты. Напротив музея через дорогу все деревья помечены красными флажками — это «Аллея дружбы», напоминающая о погибших детях.
Аллея дружбы
Это филиал Военно-морского музея в Санкт-Петербурге. Ещё один с таким же названием находится в здании вокзала на станции Ладожское озеро — филиал Музея РЖД.
Режим работы: с 11 до 18 — среда-воскресенье. Выходные дни: понедельник, вторник. Касса закрывается в 17:15. Входной билет для взрослых: 200 рублей.
В посёлке Ладожское озеро трасса заканчивается — это тупик. Нужно вернуться несколько километров в сторону Санкт-Петербурга и взять направление на юг по дороге к посёлку имени Морозова и Шлиссельбургу, где тоже есть что посмотреть.
Шлиссельбург (переводится с немецкого «город-ключ») — небольшой город на Ладожском озере, основанный в 1323 году, ближайший к Дороге жизни помимо Санкт-Петербурга. Находится в стратегически важном месте — в истоке Невы — и даёт выход в Ладогу. Крепость — мощное военное сооружение, которое позволяет контролировать эту часть Ладоги и её берега. Во времена Рюрика здесь проходили торговые пути.
Вход в крепость
К началу 18 века крепость потеряла военное значение и стала тюрьмой для политических преступников. Первой узницей была сестра Петра I Мария Алексеевна. Ее посадила туда вторая жена Петра Екатерина Первая. Причина проста — Мария симпатизировала первой жене Петра Евдокии Лопухиной, которая претендовала на престол (позже и ее заточили в крепость). С крепости на острове и со строгими условиями содержания было трудно сбежать. После революции узники были освобождены, а крепость и её сооружения сгорели.
Зенитчики ведут огонь из Шлиссельбургской крепости
Крепость сейчас на реконструкции, но остров можно посетить и даже нанять экскурсовода. Цена экскурсии для группы до 10 человек, если вы купили билеты в музей — 1500 рублей. Для отдельных посетителей — 250 рублей (взрослый билет). Актуальный телефон для заказа экскурсии лучше всего проверить на официальном сайте. Переправа на остров оплачивается отдельно (300 рублей). Или можно нанять частный катер (в 5 метрах от парома музея). Это быстрее и на 50 рублей дешевле. Крепость работает ежедневно с 1 мая по 31 октября с 10 до 18 в будние и с 10 до 19 в выходные и праздничные дни.
В городе Шлиссельбург всего две дороги, идущие в одну сторону — к музею «Прорыв Блокады Ленинграда» — финальной точке маршрута.
На съезде с Мурманского шоссе, под Ладожским мостом, находится музей «Прорыв блокада Лениграда». В 2018 году построили второй корпус с экспозицией, созданной по технологии 3D-проекции.
Новый корпус музея с 3D-панорамой © https://gtn-pravda.ru.
Будьте внимательны: посетить музей можно только с экскурсией со вторника по пятницу и в воскресенье с 10 до 18, в субботу с 10 до 20. Понедельник выходной. Стоимость — 300 рублей (взрослый билет). Билеты на 3D-экспозицию нужно заказывать заранее, актуальный телефон есть на официальном сайте. За один сеанс пускают максимум 15 человек. До 14 часов — групповые экскурсии, организованные заранее. С 14 часов — индивидуальные туристы, которых собирают в группы каждые полчаса.
Рукопашный бой в окопе. Фрагмент 3D-панорамы
Если останется время до начала сеанса, загляните в музей истории Шлиссельбурга — одного из старейших городов Ленобласти. 6000 экспонатов и археологических находок музея рассказывают о прошлом города, а также о судостроительной и судоремонтной промышленности на Неве и Ладоге. Музей работает с понедельника по субботу. В воскресенье прогуляйтесь по набережной дальше за причалом — там много кораблей, в том числе, деревянный кораблик-флюгер. В конце стоянки работает понтонный мост для перехода через канал к открытой Ладоге.
Дорога жизни
Содержание
Дорога жизни — историческая мемориальная трасса, по которой шло снабжение блокадного Ленинграда. Своё название получила в годы Великой Отечественной войны. Расположена на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Понять [ править ]
Дорога длиной 46 км идёт от окраин Санкт-Петербурга до западного берега Ладожского озера. Во время Великой Отечественной войны, с 12 сентября 1941-го по март 1943 года, это была единственная транспортная магистраль, связывавшая блокадный Ленинград со страной. По ней в Ленинград доставляли продовольствие и топливо, а из осаждённого города эвакуировали жителей. Доставка людей и грузов осуществлялась в основном на грузовиках «ГАЗ-АА» («полуторках»), иногда использовался гужевой транспорт. Зимой машины шли по льду Ладожского озера на восточный берег (к деревне Кобона и далее на «Большую землю» — территорию, не занятую вражескими войсками), летом водный отрезок пути преодолевался на баржах и других плавучих средствах. Люди и техника работали круглосуточно, в тяжелейших условиях, под постоянными артобстрелами и бомбёжками.
Значение Дороги жизни для осаждённого Ленинграда огромно. Эта недлинная второстепенная трасса, до войны использовавшаяся в основном для выезда на дачу, спасла тысячи жизней, став символом мужества и отваги ленинградцев и всех тех, кто помогал городу выжить и победить. Если вы не очень представляете, как и что это было, прочтите небольшую «Ленинградскую поэму» Ольги Берггольц, где описывается первая и самая страшная блокадная зима. Многие строки поэмы посвящены Дороге жизни.
В 1960-х годах вдоль Дороги жизни были установлены первые памятники, которые вошли в состав «Зелёного пояса славы Ленинграда» — большого мемориального комплекса, окружающего город со всех сторон и отмечающего памятные места, связанные с обороной Ленинграда. Впоследствии количество памятников увеличилось; новые монументы воздвигаются до сих пор.
Сейчас по Дороге жизни проходит трасса А128 Санкт-Петербург — Морье. С недавних пор она получила официальное название «шоссе Дорога Жизни». От железнодорожной станции Ржевка до Ладожского озера вдоль трассы стоят памятные километровые столбы, которые не только входят в состав мемориального комплекса, но и позволяют сделать более точную привязку к местности объектов на трассе.
Подготовиться [ править ]
Весь комплекс памятников на Дороге жизни можно осмотреть только на своём транспорте, поскольку прямого автобусного сообщения между многими точками маршрута не существует, а передвигаться «на перекладных» от деревни к деревне довольно неудобно. Ехать лучше всего на машине, хотя можно и на велосипеде — если, конечно, вас не смущает езда в потоке машин, который на Дороге жизни в час пик довольно густой.
В отсутствие машины можно воспользоваться следующим вариантом: от метро Ладожская раз в полчаса отправляется автобус № 462 (расписание), маршрут которого проходит мимо всех памятников вплоть до «Катюши» (17-й км) и содержит остановки у всех интересных мест кроме «Цветка жизни» (его придётся смотреть из окна). В районе Всеволожска на Дороге жизни куча местных автобусов, так что перемещение между объектами не составит труда.
За «Катюшей» дело обстоит хуже, поскольку там ходит единственный автобус № 602 Всеволожск–Коккорево, курсирующий с интервалом 1-2 часа. Он достигает «Разорванного кольца», а дальше к станции Ладожское Озеро, где находятся Осиновецкий маяк и музеи, не идёт. До станции можно, в свою очередь, доехать электричкой прямо из Санкт-Петербурга (каждые 1-2 ч от Финляндского вокзала), но в ближних окрестностях «Разорванного кольца» она не останавливается.
Если вас не пугают пешие переходы, можно совместить посещение «Разорванного кольца», Осиновецкого маяка и музеев, приехав на станцию Ладожское Озеро электричкой, осмотрев всё в окрестностях, затем пройдя 6 км вдоль берега озера до «Разорванного кольца» и уехав оттуда автобусом во Всеволожск или вновь электричкой в Петербург, пройдя ещё 4 км до станции Ваганово. Можно также ограничиться посёлком Ладожское Озеро, тогда много ходить вообще не придётся.
Как добраться [ править ]
Маршрут начинается в Санкт-Петербурге, а заканчивается на западном берегу Ладожского озера. Ехать логичнее именно так — с запада на восток, хотя можно, при желании, и наоборот. Дорога жизни начинается в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, в историческом районе Ржевка-Пороховые.
Окончание трассы (посёлок Ладожское Oзеро) — это, по сути, тупик, откуда нет никаких дорог кроме той, по которой вы приехали. Если вернуться несколько километров в сторону Санкт-Петербурга, то оттуда на юг отходит дорога к посёлку им. Морозова (откуда летом ходит теплоход к крепости Орешек). Общественного транспорта нет, а если вы на своём, то это совершенно логичное продолжение маршрута. В конечном итоге, двигаясь на юг, вы окажетесь на Мурманской трассе, по которой можно вернуться в Петербург или продолжить путь вокруг Ладожского озера.