Федеральная налоговая программа что это такое
Что такое ФНС и чем занимается служба?
ФНС России (Федеральная налоговая служба) — это орган исполнительной власти, контролирующий бюджеты, денежные обязательства, сборы, страховые взносы, а также деятельность, связанную с экономикой. Инспекция осуществляет надзор непосредственно и с помощью территориальных подразделений.
Территориальные органы ФНС России ведут деятельность как отдельно зарегистрированные юридические лица, в соответствии с законодательством РФ.
Налоговая взаимодействует с другими государственными аппаратами, общественными объединениями и другими компаниями.
На РБК Компании сведения о юридических лицах взяты из специальных реестров федерального органа. Поиск информации об организациях доступен по названию, ОГРН или ИНН.
Функции и задачи ФНС в России
Все функции и деятельность Федеральной налоговой службы регламентируются налоговым кодексом и Министерством финансов.
ФНС выполняет следующие функции:
Задача инспекций — отслеживать правильность исчисления, полноту, своевременность уплаты обязательных платежей. Служба обеспечивает взаимодействие между государством и налогоплательщиками.
Открытые реестры — источники данных на нашем портале. Сведения о юридических лицах публикуются в неискаженном виде, повышают прозрачность и открытость деятельности организаций.
Нашли свою организацию в каталоге?
Получите возможность размещать дополнительную информацию в карточке своей компании
АСК НДС
АСК НДС – автоматизированная система контроля за возмещением НДС из бюджета.
Как образуется сумма НДС, подлежащая возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета
Особенность НДС в том, что налогоплательщик по итогам квартала определяет разницу между налогом, полученным от покупателей (т.е. исчисленным по налогооблагаемым операциям), и налогом, перечисленным своим поставщикам (налоговый вычет по НДС).
Если сумма налоговых вычетов НДС превысит общую сумму налога, исчисленную по налогооблагаемым операциям, то полученная разница подлежит возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета после проведения камеральной налоговой проверки поданной им налоговой декларации по НДС.
Как работает система контроля за возмещением НДС из бюджета
Система автоматизирует налоговые процедуры и позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний.
Это помогает налоговым органам отделять добросовестных налогоплательщиков от недобросовестных, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС из бюджета.
Система на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Все налоговые декларации проходят камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев.
При этом налоговые органы вправе истребовать документы не только по декларациям, в которых заявлено возмещение налога. По всем декларациям по НДС налоговые органы вправе истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы в случаях выявления расхождений между сведениями налогоплательщика и его контрагентов, свидетельствующие о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении возмещения из бюджета НДС при образовании налогового разрыва по НДС.
В случае расхождения моментально отправляется письмо с просьбой разъяснить причину несоответствия.
Риск-ориентированный подход при контроле за возмещением НДС
Всем декларациям по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, автоматически присваивается свой уровень риска: высокий, средний или низкий:
высокий уровень риска – налогоплательщики, в работе которых имели место зафиксированные правонарушения, уровень выполнения ими налоговых обязательств низок, а потому особенно высока вероятность назначения выездных проверок.
cредний уровень риска – в эту группу входят налогоплательщики, частично не выполняющие налоговые обязательства;
низкий уровень риска налоговых правонарушений – налогоплательщики, выполняющие свои обязательства по начислению и уплате налогов.
Декларации, которым присвоен высокий и средний налоговый риск, получают «особое внимание» со стороны налоговой инспекции, в которой проводится камеральная налоговая проверка.
Внедрение нового автоматизированного риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС с использованием системы АСК НДС стало одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС.
Налоговый разрыв по НДС
Налоговый разрыв – это разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.
Выявление расхождений производится в автоматизированном режиме после получения от налогоплательщиков деклараций за очередной отчетный период.
Цель поиска таких разрывов заключается в обнаружении фирм-однодневок и отнесении налогоплательщиков к соответствующим «группам риска».
АСК НДС выявляет следующие расхождения:
1. Расхождение вида «разрыв»:
непредставление налоговой декларации организациями;
представление организациями декларации с «нулевым показателем»;
отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;
значительное искажение данных.
2. Расхождение вида «НДС»:
Итак, если у покупателя отраженная в книге покупок счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца, то возникает «разрыв», т.е. система установила, что возмещаемый покупателем НДС (принятый к вычету) продавцом в бюджет не уплачен (не исчислен и не отражен к уплате).
Таким образом, если данные об одной и той же операции (счет-фактуре) не совпадают – системой автоматически формируется автотребования в адрес продавца и покупателя по разрыву, который свидетельствует либо о завышении налоговых вычетов покупателем или же о занижении суммы налога к уплате продавцом. Автотребования выставляются системой автоматически, и инспектор не принимает в этом никакого участия.
Сложные налоговые разрывы по НДС и углубленная камеральная проверка
При проведении углубленной камеральной проверки налоговыми органами устанавливается, кто при возникновении разрыва в цепочке поставок является транзитером, а кто выгодоприобретателем с учетом сведений:
о руководителе и учредителях, в том числе определение признака «массовый руководитель/учредитель»;
о среднесписочной численности;
о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица;
о наличии в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности информации о руководителе, учредителе, адресе регистрации;
о наличии и содержании протоколов допросов руководителей и учредителей;
о дисквалифицированных лицах;
о наличии расчетных счетов и их количества, сведений о приостановке операций по банковским счетам;
об адресах постановки на учет (регистрации), постановке на учет по месту «массовой регистрации»;
об активах организации и предоставляется ли декларация по налогу на имущество организаций;
о налоговой нагрузке и доле налоговых вычетов;
о дате постановки на учет (возрасте организаций);
о сопоставлении налоговой базы в декларациях и оборотом денежных средств по расчетным счетам;
о наличии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей;
об оборотах по расчетному счету организаций и назначением, наличие характерных для реальных организаций операций;
о способах предоставления деклараций, сведениями об ЭЦП;
и т.п. в зависимости от глубины контроля.
Заключение
Система контроля за возмещением НДС из бюджета в автоматизированном режиме проверяет полноту отражения операций с контрагентами в налоговых декларациях, соответствие данных налоговых деклараций данным книг покупок и книг продаж. При этом влияние человеческого фактора сводится к минимуму.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Всё, о чем вы спрашивали, но не поняли до конца: бесплатная ЭП от ФНС по новым правилам
Мы подготовили обзор о новых ЭП на базе вопросов наших клиентов. Читайте в материале: кто будет выдавать подписи, что будет с действующими ЭП, зачем нужна машиночитаемая доверенность, сколько стоит «бесплатная» подпись. Пошаговая инструкция получения подписи в ФНС тоже есть.
Кто будет выдавать ЭП после 1 июля 2021
Выдавать электронные подписи будут:
1.Точки выдачи УЦ ФНС
Точки выдачи УЦ ФНС — это территориальные отделения налоговых инспекций. Но не во всех регионах функции УЦ будет выполнять каждое отделение ФНС без исключений. Поэтому выдача электронных подписей будет осуществляться по экстерриториальному принципу.
То есть, если ваша инспекция, где вы состоите на учете, выдавать подписи не будет — вы можете обратиться в любой удобный вам УЦ ФНС. Перечень УЦ ФНС ищите на региональном сайте налоговой службы.
Кому будут выдавать электронные подписи УЦ ФНС?
Выдачей электронных подписей физическим лицам, включая сотрудников организаций УЦ ФНС заниматься не будут.
2. Аккредитованные удостоверяющие центры (АУЦ)
АУЦ — это коммерческие УЦ, которые смогли пройти аккредитацию по новым правилам в полном объеме.
На текущий момент в России насчитывается несколько сотен коммерческих УЦ. Пройти аккредитацию смогут далеко не все. Отсев будет серьезный, так как требования к УЦ значительно ужесточены. В частности, согласно п. 3 ст. 16 закона от 06.04.20211 № 63-ФЗ (новая редакция) размер собственного капитала центра должен составлять не меньше 1 млрд. рублей.
Кому будут выдавать электронные подписи АУЦ?
С 01.07.2021 и до конца года установлен переходный период.
АУЦ будут выдавать ЭП: организациям, ИП и физическим лицам.
Далее с 01.01.2022 АУЦ смогут выдавать электронные подписи только физическим лицам: обычным гражданам и сотрудникам организаций (тем, кто уполномочен выполнять какие-либо действия по доверенности).
УЦ «Такском» первым в России получил аккредитацию по новым правилам.
После 1 июля 2021 года УЦ «Такском» продолжит выпускать электронные подписи для ИП, юридических и физических лиц, в отличие от УЦ, не получивших такую аккредитацию.
3. Доверенные лица УЦ ФНС
Доверенные лица УЦ ФНС — это АУЦ, которые пройдут еще более жесткое горнило проверки и будут определены ФНС РФ в установленном Правительством РФ порядке. Такие АУЦ получат право быть дополнительной точкой выдачи ЭП от имени налоговой службы.
Кому будут выдавать электронные подписи Доверенные лица УЦ ФНС?
Организациям, ИП и физическим лицам как АУЦ.
На сегодняшний день единственным УЦ, который в рамках пилотного проекта выступает доверенным лицом ФНС, является УЦ РОСЭЛТОРГ. Услуга по получению СКПЭП доступна до 31.12.2021.
О сроках действия ЭП
Все электронные подписи, которыми на текущий момент подписывают документы организации (ИП), можно будет использовать до истечения срока их действия или до 31.12.2021 включительно (в зависимости от того, какая дата наступит раньше).
На какой срок будут выдавать новые подписи организациям (ИП) УЦ ФНС?
Бесплатная ЭП вовсе не бесплатная
Чтобы получить электронную подпись в ФНС, нужно прийти со своим носителем. Приобретать носитель нужно самостоятельно. Обычная флешка для этой цели не подойдет! ФНС РФ исключила возможность записи квалифицированного сертификата на обычный флеш-накопитель.
Купить защищённые USB-носители можно на сайте Такском. Компания предлагает несколько вариантов на выбор:
Также вам может понадобиться лицензия «КриптоПро», которая необходима для создания и проверки электронной подписи, для обеспечения юридической значимости электронных документов. Средняя стоимость на рынке — от 1 до 2 тыс. рублей.
Так что совсем бесплатно получить электронную подпись не выйдет.
Почему новые ЭП сотрудников будут другими
Те подписи сотрудников, которые в ходу сейчас, содержат информацию не только о самом физлице, но и о его принадлежности к конкретной организации.
Новые подписи такой информации содержать не будут. Это будет просто подпись физического лица. А полномочия сотрудника будет подтверждать электронная доверенность в машиночитаемом виде (МЧД).
То есть, если гражданин будет заверять электронный документ для личных целей — он подпишет его новой ЭП физического лица. Если гражданин будет действовать, как сотрудник организации (ИП), то к документу, подписанному этой же ЭП физического лица, должна быть приложена электронная доверенность в машиночитаемом виде.
На текущий момент требований к формату МЧД, содержанию в ней обязательных реквизитов, порядка ее направления, отзыва и хранения, еще нет. Но они должны быть утверждены в ближайшее время. У ФНС РФ свои требования к МЧД, но они не связаны с нормативными актами, устанавливаемыми Правительством РФ по МЧД.
Как получить ЭП в ФНС: пошаговая инструкция
2. Подготовьте документы:
Утвержденной формы заявления нет, но в п. 17 приказа ФНС от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@ подробно перечислено, какие сведения должны в нем содержаться.
3. Запишитесь на прием в УЦ ФНС. Это важно! Налоговая служба не будет принимать заявителей без предварительной записи.
4. В назначенное время подойдите на прием и представьте документы. Сотрудники УЦ ФНС проведут идентификацию личности и запишут на предъявленный носитель ключи электронной подписи и сертификат к ним.
Важно: руководители организаций, которые решили подать заявление электронным способом, должны это сделать через Личный кабинет налогоплательщика — физического лица.
5. Загрузите необходимое программное обеспечение ( КриптоПро CSP и другое нужное ПО) и установите сертификат ЭП на свое рабочее место.
Вот и все, новая подпись готова к работе.
Камеральная налоговая проверка. Как проверяют ваши декларации
эксперт Контур.Школы, профессор, государственный советник налоговой службы III ранга
Как назначают и проводят проверку. Как направляют требования о предоставлении пояснений и документов, в какие сроки. Как оформляют результаты проверки
Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок:
Скачайте бесплатно в конце статьи в разделе «Шпаргалка»: руководство о том, как проходят выездные и камеральные проверки.
В конце статьи есть шпаргалка
Камеральная проверка проводится в большей мере без человеческого участия с помощью автоматизированных систем ФНС России. Налоговая получает в автоматизированные системы значительное количество сведений:
Это далеко не полный перечень тех сведений, которыми обладает налоговая. В 2021 году к ним добавились сведения о движении ряда импортных товаров, так называемая система прослеживаемости товаров (постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).
ФНС России проводит в год более 60 млн. камеральных проверок. Количество результативных камеральных проверок незначительное. Выявляются нарушения только по 4-м из 100 проверок. Размер доначислений налоговых платежей – около 20 000 рублей на 1 проверку, по которой выявлены нарушения.
Согласно докладу руководителя ФНС России Д.В. Егорова, более половины налогов по результатам контрольно-аналитической работы налогоплательщики уплачивают добровольно (без составления акта). Налоговые органы проводят «тотальный» камеральный контроль. По его результатам налогоплательщикам предлагают дать пояснения о причинах тех или иных несоответствий или уточнить свои налоговые обязательства.
Порядок назначения камеральной проверки
Проводят камеральную проверку на территории инспекции. Чтобы ее провести, не требуется никаких решений.
Правила проведения камеральной проверки одинаковы для отчетности налогоплательщика, плательщика страховых взносов и налогового агента (п.10 ст. 88 НК РФ).
Узнайте, как вести себя во время проверки и как обжаловать полученный акт, чтобы работать без стрессов и штрафов. Онлайн-курс « Подготовка и взаимодействие с ревизорами в ходе выездных и камеральных проверок ФНС». Образцы ответов на требования и уведомления налоговой, возражения, жалобы. Удостоверение о повышении квалификации по кодам А, В. 40 ак. часов.
Порядок проведения камеральной проверки
Наличие в базе ФНС России всех счетов-фактур и специального программного комплекса АСК-НДС позволяет сравнивать данные об их отражении между декларациями контрагентов. Система АСК НДС может автоматически отнести плательщика к группе риска по НДС (высокая, средняя или низкая) (письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@).
Направление требование о представлении пояснений (п.3 ст.88 НК РФ)
Во всех случаях, когда налоговая инспекция установила в декларации какие-то несоответствия или ошибки, она может направить проверяемому плательщику требование о представлении пояснений:
Получив требование по такой форме, налогоплательщик обязан направить пояснения либо исправить ошибку, представив уточненную декларацию. Документы на основании такого требования он представлять не обязан, но вправе это сделать.
Направление требование о представлении документов (ст.93 НК РФ)
В отдельных случаях, регламентированных ст. 88 НК РФ, налоговая инспекция вправе потребовать не только пояснения, а документы. Основания:
Есть и другие случаи, при которых по ст. 88 НК РФ налоговая вправе потребовать документы, но они не касаются большинства налогоплательщиков.
Когда запрашивают документы, а не пояснения, в адрес налогоплательщика направляют «Требование о представлении документов (информации)»:
Получили такое требование? — прежде всего проверьте, есть ли указанные выше основания.
Если ст. 88 НК РФ не предусмотрены основания для его направления, то такие действия налогового органа неправомерны. В этом случае рекомендуется направить в его адрес запрос с просьбой уточнить, на каких основаниях (положениях НК РФ) направлено это требование.
Подробно о правах налогового органа по направлению требований и порядке ответа на них можно ознакомиться в статье «Что делать, если налоговая требует документы и пояснения».
Осмотр при камеральной проверке (ст. 92 НК РФ)
Проводить осмотр помещений можно только при камеральной проверке декларации по НДС и только в следующих случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ):
Прочие мероприятия налогового контроля при проведении камеральной проверки
При камеральной проверке, также как и при выездной проверке, налоговики вправе:
Срок проведения камеральной проверки
Запущен пилотный проект по сокращению камеральных проверок по НДС до одного месяца (информация ФНС России от 6.10.2020). Согласно этому проекту плательщики НДС могли получить заявленный к возмещению НДС в ускоренном порядке при условиях (письмо ФНС России от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129):
Оформление результатов камеральной налоговой проверки
Акт камеральной проверки составляют, только если обнаружили нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ).
Акт должны составить в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Нарушение этого срока не приводит к отмене результатов камеральной проверки (п. 3 письма Минфина России от 23.03.2018 № 03-02-07/1/18400, письмо ФНС России от 25.01.2021 № СД-4-2/778@).
Требования к форме акта камеральной проверки такие же, как и к выездной проверке:
Акт может быть на бумаге или в электронном виде.
У налогоплательщика есть 1 месяц, чтобы направить возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Тенденция камерального контроля
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Руководство для компаний_Налоговые проверки 876.6 КБ
Как работать с ФНС через ЭДО: новая схема работы
Бумажный документооборот с контрагентами и проверяющими органами скоро канет в лету. С 2021 года бухгалтерская отчетность (в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства) должна предоставляться в ФНС строго через операторов ЭДО в электронном виде.
Какие еще изменения входят в ближайшие планы налоговой службы, как работать через ЭДО и почему это действительно удобно: обсудим в этой статье.
По данным на начало 2021 г., электронный документооборот используют около 30 % российских компаний. Прямо скажем, негусто. При этом чем меньше бизнес, тем реже он работает в цифровом формате.
По словам ФНС
В декабре 2020 г. Федерального налоговой службой была принята Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности. Ознакомиться полностью с документом можно на официальном сайте ведомства. Он содержит планы по изменению законодательства и бизнес-процессов, направленные полный переход к ЭДО.
Как пояснил Руководитель ФНС Даниил Егоров, главная цель — это создать систему, которая будет выгодна для обеих сторон. Для налоговиков более прозрачными станут операции, проводимые хозяйствующими субъектами. А сами компании получат определенную экономию, удобство, повышенную скорость обработки информации и отсутствие ошибок в работе.
«Прозрачность бизнеса для налоговых органов позволит не отвлекать компании от работы с запросами документов и проверками».
Более того, планируется, что в будущем при такой открытости вообще отпадет необходимость в сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности.
Какие сроки
Согласно Концепции ФНС, к 2024 году около 95 % счетов-фактур и 70 % накладных будут передаваться в цифровом формате.
Новое в документообороте с госорганами с 2021 года
Определенные шаги в указанном направлении уже совершаются.
1.Предоставление годовой отчетности.
Годовая бухгалтерская отчетность, начиная с отчетности за 2020 год должна предоставляться в ИФНС исключительно в электронном формате, независимо от того, относится ли компания к субъектам малого или среднего предпринимательства.
На момент опубликования статьи зарегистрированными числятся 52 оператора ЭДО. АО «Калуга Астрал» входит в этот перечень.
2.Отчетность о прослеживаемых товарах.
Еще одно нововведение 2021 г., которое следует отнести к цифровизации документооборота — обязанность налогоплательщиков сдавать в ИФНС отчетность о прослеживаемых товарах.
С 01 июля 2021 г. юридические лица и ИП должны отчитываться по операциям с товарами, которые включены в перечень прослеживаемых (см. закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ). Счета-фактуры по ним могут быть выставлены только в электронном виде. Таким образом, система прослеживаемости обязывает перейти на ЭДО.
3.Передача данных в Росстат.
С 30 декабря 2020 г. ИП и юрлица предоставляют первичные статистические данные исключительно в форме электронного документа, подписанного ЭЦП. Для субъектов малого предпринимательства это требование действует с начала 2022 года.
4.Новые правила получения и использования ЭЦП.
С начала 2021 г. владельцы ЭЦП получили возможность подписывать электронные документы с любого устройства без установки спецпрограмм (удостоверяющие центры теперь могут хранить и использовать ключ по поручению клиента дистанционно).
Кроме того, с 01 января 2022 г. упростится порядок получения ЭЦП. Руководители компаний и ИП будут получать ее ИФНС, в том числе удаленно по действующему сертификату.
В ближайших планах налоговой службы: расширить сферу применения простой ЭЦП, а также увеличить перечень документов, которые можно подписывать «обезличенной» электронной подписью.
Плюсы перевода документооборота в электронный формат
Можно не дожидаться, когда государство полностью обяжет всех субъектов бизнеса к ЭДО, а заключить договор с оператором уже сейчас. На это есть ряд причин:
Как выбрать оператора ЭДО
Новая Концепция, разработанная ФНС, отводит оператору ответственную роль.
Реестр достоверных операторов ЭДО размещен на сайте ФНС. Каждый субъект бизнеса волен выбрать ту организацию, с которой ему будет удобно сотрудничать. Во внимание следует принять такие критерии, как опыт, интеграционные возможности оператора, количество контрагентов и роуминг, развитости системы и количество продуктов, стоимость и качество обслуживания.
«Калуга Астрал» успешно вписывается в реализацию планов ФНС по развитию ЭДО и закрывает все потребности бизнеса в документообороте с проверяющими органами.
Компания поддерживает роуминг более чем с 20 иными операторами ЭДО, имеет сервисы различной направленности:
При этом продукты постоянно обновляются. Как только на законодательном уровне появляются новые требования, они сразу находят отражение в программе.