Что значит размер 3 4 в музыке
Простые трехдольные размеры
Размеры вальсов, баллад и арий
Стоит послушать лишь один вальс, и сразу станет понятно, что такое размер 3/4. Так и хочеться считать его на «Раз, два, три». Встречается он очень часто в музыке, ведь большинство бальных танцев и просто песен написано именно в размере «три четверти». Среди наиболее популярных – вальс, менуэт, болеро, мазурка, куранта и сарабанда. Кроме 3/4, есть и другие похожие размеры – 3/8, 3/2, 3/16. Все они трехдольные, и единственное отличие между ними в том, что точкой отсчета являются разные длительности:
Для 3/4 – четвертная нота;
Для 3/8 – восьмая нота (часто входит в состав сложного размера: 3/8+3/8 =6/8);
Для 3/2 – половинная нота;
Для 3/16 – шестнадцатая нота (встречается редко);
Для 3/1 целая нота (встречается редко)
Главная отличительная черта всех трехдольных размеров – наличие трех долей. Первая – сильная, вторая и третья – слабая (РАЗ, два, три, РАЗ, два, три и т.д). Дирижирование осуществляется очень просто: взмах вниз, взмах вправо, взмах вверх. Получается обычный треугольник. Для сравнения: в двухдольных размерах сильная доля и слабая чередуются (РАЗ, два, РАЗ, два и т.д.)
Группировка в такте
Размер «Три четверти» включает три четвертные ноты, каждую из которых могут заменять две восьмые, или 4 шестнадцатые. Две четвертные может заменить одна половинная.
Размер «Три вторых», включает три половинные ноты. Каждую из них можно заменить 2 четвертями, 4 восьмыми, редко – 8 шестнадцатыми. Произведения в этом размере очень затяжные. Часто это баллады, арии из опер.
Музыкальный размер: его виды и обозначения
Сегодня мы будем беседовать о музыкальном размере – числовом выражении метра, а также о том, как вести счет и дирижировать в различных размерах, но сначала немного повторим, что такое пульс, метр, сильные и слабые доли.
В предыдущем выпуске мы уже говорили о том, что основой музыки является равномерная пульсация. Удары пульса могут быть сильными и слабыми, причем сильные и слабые удары чередуются не как попало, а в какой-нибудь строгой закономерности.
Счет сильных и слабых долей
Какие бывают метры и такты?
Метры или такты бывают простыми и сложными. Простые – это двухдольные и трехдольные. А сложные – это такие, которые состоят из двух или нескольких простых. Причем соединяться могут как однородные метры (например, два трехдольных или два двухдольных), так и разнородные (смешиваются двухдольный и трехдольный).
Что такое музыкальный размер?
Музыкальный размер – это числовое выражение метра. Музыкальный размер измеряет наполняемость тактов (иными словами: сколько нот должно умещаться в один такт, в одну «коробку»). Записывается размер обычно в виде двух чисел, которые по типу математической дроби располагаются одно над другим, только без черточки (без знака деления). Примеры таких записей вы можете посмотреть на рисунке:
Что означают эти числа?
Верхнее число говорит о том, сколько всего долей в такте, то есть до скольких считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.). Верхнее число следует произносить при чтении как имя числительное в женском роде и именительном падеже (то есть две, три, четыре, пять и т.д.)
Нижнее число показывает длительность каждой доли, то есть какими нотами нам считать и какими нотами вообще отбивается пульс (четвертными, половинными, восьмыми и т.д.). Нижнее число при чтении размера должно произноситься не как имя числительное, а как название соответствующей музыкальной длительности в родительном падеже.
Примеры верных названий размеров: две четверти, три четверти, три восьмых, четыре четверти, шесть восьмых, три вторых (половинных – здесь исключение из правила), пять четвертей и т.д.
Простые музыкальные размеры
Простые музыкальные размеры образуются при простом метре, то есть эти размеры тоже будут или двухдольными, или трехдольными. Примеры простых размеров: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых, три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых и т.д.
Размер 2/4 «две четверти» – это такой размер, в котором две доли и каждая доля равняется одной четвертной ноте. Счет ведется «раз-и, два-и». Значит, в каждом такте помещается по две четвертных ноты (ни больше и ни меньше). Но эти четвертные ноты, вернее их сумму, можно «набрать» разными длительностями. Например, какую-то из долей или даже обе сразу можно раздробить на восьмые или шестнадцатые (можно в разных комбинациях), можно дробить на триоли и квинтоли. Также можно, наоборот, не дробить, а соединять две четверти в одну половинную, можно вписывать ноты с точками, используя знаки, увеличивающие длительности нот.
Вариантов ритмического рисунка в такте на две четверти может быть масса. Давайте посмотрим некоторые из них.
Размер 3/4 «три четверти» – в нем три доли, и каждая равна одной четвертной ноте. Счет ведется «раз-и, два-и, три-и». Сумму трех четвертей также можно набрать разными способами. Если, например, объединить все три четверти в одну ноту, то получится половинная с точкой – это самая длинная нота, которую можно записать в такте с данным размером. Посмотрите некоторые варианты ритмического заполнения для этого размера.
Размер 3/8 «три восьмых» – он похож на три четверти своей трехдольностью, только вот длительность каждой доли здесь восьмушка, а не четверть. Счет ведется «раз-два-три». Восьмушка – основная длительность, но ее можно дробить на шестнадцатые при необходимости или соединять в четверти (если соединяются две восьмушки) или четверти с точкой (соединить сразу три восьмушки). Распространенные варианты ритмического заполнения:
Сложные музыкальные размеры
Наиболее часто встречающиеся в музыке сложные размеры – это четыре четверти и шесть восьмых. Каждый из них состоит из двух простых.
Размер 6/8 «шесть восьмых» — это шестидольный размер, он сложен из двух простых трехдольных, пульсация идет восьмыми нотами. Сильная доля в нем первая, а относительно сильная – четвертая (начало второй простого размера 3/8).
Кроме этих самых распространенных сложных размеров, музыканту могут встретиться и другие, похожие на них: 4/8, 6/4, 9/8, 12/8. Все эти сложные размеры образованы по аналогичному принципу. Например, размер 9/8 – это три такта на 3/8 сложенные вместе, 12/8 – четыре таких же соединенных простых такта.
Смешанные размеры
Смешанные сложные размеры образуются, когда вместе соединяются не одинаковые, а разные простые, например, двухдольный с трехдольным. Из многообразия смешанных размеров выделяются четыре, которые попадаются на глаза чаще остальных. Это 5/4 и 5/8, а также 7/4 и 7/8. Время от времени музыкант может столкнуться и с размером 11/4, но это очень редко (например, в заключительном хоре «Свет и сила» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова).
Размеры 5/4 и 5/8 («пять четвертей» и «пять восьмых») – пятидольные, в их основе лежит один и тот же принцип, только в одном случае пульсация идет четвертными длительностями, а в другом – восьмушками. Так как эти размеры сложные, то они состоят из двух простых – двухдольного и трехдольного. Причем, возможны варианты данных размеров в зависимости от порядка следования простых.
Например, если в 5/4 сначала идет 2/4, а затем 3/4, то относительно сильная доля приходится на третью долю. Но если в том же размере вначале поставлен трехдольный, а после двухдольных, то в таком случае относительно сильная доля будет приходиться уже на четвертую долю, таким образом, будет смещен один акцент, и от этого изменится вся внутренняя ритмическая организация в такте.
Для того чтобы исполнитель знал, с каким вариантом смешанного размера ему предстоит иметь дело, в нотах часто рядом с выставленным размером в скобочках указывается, из каких простых метров он сложен. По представленной сумме размеров обычно бывает понятно, что идет сначала – 2/4 или 3/4. Например: 5/4 (2/4 + 3/4) или 5/4 (3/4 + 2/4). То же касается и размера 5/8.
Размеры 7/4 и 7/8 – сложены из трех простых, один из которых трехдольный, а оставшиеся два – двухдольные. Такой размер чаще всего можно увидеть в обработках русских народных песен, иногда также в инструментальной музыке преимущественно русских композиторов.
Варианты сложения семидольного размера различаются местом положения трехдольного метра (чаще он располагается или в начале, или в конце такта, гораздо реже – в середине).
Мы с вами разобрали основные музыкальные размеры. Как и в любом деле, здесь важно было понять принцип, тогда при встрече с каким-нибудь необычным размером, вы уже не потеряетесь. Тем не менее, если еще остались вещи, в которых вы не разобрались, то напишите свои вопросы в комментариях. Возможно, они помогут существенно улучшить данный материал.
Все про музыкальные размеры
Приветствую, читатель! Сегодня поговорим о таких важных музыкальных понятиях как метр, размер, такт и прочих сопутствующих. Я постараюсь изложить материал в максимально доступной форме, понятной для музыкантов без начального образования (всеми нами любимые музыкальные школы) и объяснить взаимосвязь всех важных для понимания терминов. Приступим!
Что такое музыкальный размер?
Самое примитивное объяснение — это цифровое обозначение в виде дроби, которое помещается после ключа и ключевых знаков на нотном стане. Вы все встречали эти цифры не один десяток раз, если имели дело с печатными нотами. Но что эта дробь обозначает, спростите вы? Сейчас объясню.
В музыке, как и, например, в поэзии, есть последовательное чередование ударных и безударных слогов. Сравните эти два стихотворения и попытайтесь расставить ударения над слогами:
Обратите внимание на количество слогов между ударениями.
Последовательность периодически повторяющихся акцентируемых и неакцентируемых равнодлительных отрезков времени в музыке называется метром. Тут важно понять, что акценты не появляются хаотично, наоборот, они строго организованы и чередуются в определенном порядке с неакцентируемыми отрезками. Эти акценты называются метрическими акцентами.
В свою очередь, равнодлительные отрезки называются в музыке метрическими долями (или просто долями). Акцентируемая доля называется сильной, а неакцентируемая слабой.
Какие бывают музыкальные размеры?
Все размеры в музыке можно поделить на простые и сложные.
Простыми называются метры и размеры, имеющие две или три доли при одном акценте. Примеры двудольных размеров: 2/4, 2/8, 2/2.
Размер 2/2 также называется alla breve (аля брэвэ), и часто обозначается следующим образом:
Трехдольный метр применяется в виде следующих размеров: 3/4, 3/8, 3/2 и (возможно) другие.
Обратите внимание, что в этих размерах в знаменателе всегда либо цифра 2 либо цифра 3. Это важно! Только такие размеры могут называться простыми, поскольку делить их на более мелкие невозможно. Размер 4/4 например, уже является сложным т.к. может быть представлен как 2/4 + 2/4.
Следовательно, сложными размерами называются размеры, которые можно получить «складывая» вместе простые размеры. Вот несколько примеров сложных размеров. В скобках указаны простые размеры из которых они составлены: 4/4 (2/4 + 2/4), 6/8 (3/8 + 3/8), 7/4 (2/4 + 2/4 + 3/4), 5/4 (2/4 + 3/4) и другие.
Первая доля в таких размерах всегда сильная, а те доли, которые были в простом размере сильными, становятся теперь относительно сильными. Например, первая доля в 4/4 сильная, а третья уже станет относительно сильной.
Что означает знаменатель в музыкальном размере?
С числителем мы немного разобрались и теперь знаем, что он обозначает количество долей в музыкальном метре. Теперь про знаменатель.
В знаменателе музыкального размера указывается длительность, которой равняется каждая доля числителя. Например размер 2/4 — это двудольных простой размер у которого каждая доля равняется одной четвертной ноте. Размер 6/8 — сложный трехдольный размер у которого каждая доля равняется одной восьмой ноте.
Для новичков здесь важно понять, что размер не обозначает количество нот в такте. Музыкальный размер — это мера объема самого такта в музыкальных длительностях. Проведем аналогию с трехлитровой банкой. Вы не можете налить в нее более трех литров за один раз. Но, можете три раза налить в нее по одному литру или шесть раз по пол-литра. Можете не долить один литр, но налить более 3 литров никогда не получится.
Такой же принцип и здесь. Вы не можете записать в один такт длительность (или несколько длительностей) превосходящие в сумме размер самого такта.
Например, в двухчетвертной такт нельзя записать три четвертные ноты (или половинную с точкой), но можно записать четыре восьмушки или восемь шестнадцатых. Если вы записываете в такой такт только одну четверть, то его оставшийся объем нужно дополнить четвертной паузой. Думаю вы поняли принцип…
Тактовая черта
Да, небольшое уточнение. Поскольку мы говорим про равнодлительные отрезки времени, а именно метрические доли, и про то, что они чередуются в определенной последовательности (ударные и безударные), то неплохо было бы это обозначать в нотах. Для этого есть тактовая черта — вертикальная линия, пересекающая нотный стан (цифра 2 на рисунке). Тактовая черта всегда ставится перед первой (сильной) долей.
Как размер связан с темпом и временем?
Важно понять, что музыкальный размер обозначает только «объем» такта, если можно так выразиться. Часто новички думают, что размер каким-то образом влияет на скорость воспроизведения музыки. Что, скажем, 2/4 играются медленнее чем 4/4 или 6/8 или что-то вроде этого.
Нет, скорость воспроизведения в музыке обозначается темпом. Темп может быть обозначен как словами, например allegro, largo, andante (традиционно для классической музыки), fast, medium, slow (более характерно для джаза и другой современной музыки), так и цифрами, обозначающими количество ударов метронома в минуту. Рассмотрим следующий нотный пример:
Я думаю вы уловили связь.
Поскольку в этой песне использован размер 12/8, то в такте будет 4 удара метронома (3/8 + 3/8 + 3/8 + 3/8 = 12/8).
Как считать музыкальные размеры?
Это зависит от нескольких факторов. Во-первых, это темп произведения. Чем он медленнее, тем больше времени у вас на счет, значит можно поделить крупные длительности на более мелкие, если это целесообразно. Во-вторых это зависит от того, простой или сложный размер.
В очень быстрых темпах музыканты редко считают каждую долю, скорее они ориентируются только на сильную долю в такте, либо отстукивают ногой каждую долю. Все зависит от музыки и опыта музыканта.
Размер 5/4 можно посчитать как: раз-два-три-раз-два | раз-два-три-раз-два
Ну а на сегодня пока что все. Если у вас есть вопросы, задавайте их в комментариях ниже, я постараюсь на них ответить.
Длительности нот
Вы — начинающий музыкант, и с удовольствием осваиваете нотную грамоту, но у вас возникли проблемы с разбором очередного музыкального произведения и правильным счетом? Ничего, у кого есть вопрос — всегда найдет ответ.
Единицей счета при чтении любого нотного музыкального произведения является длительность. Длительность нот не является определенной константой, которая зависит от времени — ее нельзя измерить в секундах. Длительность нот может представляться только в отношении к длительностям других нот, и одно и то же произведение может играться быстрее или медленнее, но и в том и другом случае звучать правильно. Но как же научиться правильно и легко считать ноты?
Таблица длительности нот
Для того, чтобы определить длительность, нужно всего лишь посмотреть на знаменатель нотного размера, указанного в данном конкретном произведении. Размером называется последовательность повторяющихся ударов, разбивающих время на равные промежутки (доли). Так, если размер 4/4, длительность равна четырем, 6/8 — длительность равна восьми. Однако это правило может нарушаться в том случае, если используется один из таких размеров: 2/2, 3/2 и т. д. В этом случае очень часто за единицу счета берется не половина, а четверть.
Но прежде чем мы перейдем к счету, давайте все-таки разберемся, что означают ноты различного начертания. Начертание самих нот сообщает музыканту как долго и с какой частотой нужно играть звук заданной высоты в конкретном размере. Ниже таблица длительности нот и пауз.
И еще один рисунок для большей наглядности.
На этом дробление нот не заканчивается, и за шестнадцатой следует тридцатьвторая, за ней шестьдесятчетвертая, стодвадцатьвосьмая, двестипятьдесятшестая. Но ноты, представленные в таблице выше встречаются наиболее часто.
Нота с точкой
Благодаря добавлению точки или точек длительность конкретной ноты может быть увеличена. Одна точка увеличивает длительность ноты в полтора раза, две точки — в 1.75 раза, три точки — в 1.875 раза.
Помимо точки длительность ноты может увеличить лига. Такая нота представляет собой две одинаковые ноты одной и той же высоты, связанные лигой. В этом случае играется только первая нота, а вторая лигуется с ней.
Как считать ноты?
Если вы не умеете правильно считать ноты, то вы никогда не сможете сыграть незнакомое произведение по нотам правильно. Я не буду долго расписывать теорию, а на наглядном примере покажу, как удобно считать ноты в различных размерах, для этого я выбрала отрывки из нескольких музыкальных произведений, записанных в различных размерах и подписала правильный счет, где вы можете на наглядных примерах увидеть как считать ноты в размерах: 4/4, 3/4, 2/4, 3/8 и 6/8. Данный способ счета максимально удобен для меня, но если у вас есть другой, поделитесь им с читателями в комментариях.
3 вида музыкальных размеров — просто о сложном
Музыкальный размер очень важная составляющая нотной грамоты. Его базовая функция — организовать музыку во времени. Также он существенно влияет на характер, образ и даже жанр музыкального произведения.
Размеры бывают всего трех видов – простыми, сложными и смешанными.
Чтобы разобраться, что же такое музыкальный размер и каким образом он организовывает музыкальную ткань, нам попутно потребуется ввести несколько новых понятий. Но, обо всем по порядку.
Пульсация
Первое понятие, которое необходимо ввести — пульс музыкального произведения.
Вы, наверное, замечали, что музыку часто описывают как нечто живое: весёлая, легкомысленная, задумчивая, решительная. И действительно, музыка имеет ряд качеств, характерных для живого организма, например такие как характер и настроение. Но главное, что в музыке, как и в живом организме бьется пульс. Вам наверняка доводилось бывать на концертах и хлопать в такт одновременно со всем залом. Это происходит именно потому, что люди чувствуют пульс музыки.
Как и человеческое сердце пульс может замедляться или ускоряться, но он бьётся равномерно и непрерывно на протяжении всего произведения.
Запомним: пульсация — это равномерность, которая обеспечивает музыкальное движение.
Доля
Доля – единица измерения пульсации.
Отрезок музыкальной ткани, заключённый между двумя сильными долями, называется тактом. К этому понятию мы еще вернемся.
Сейчас все понятно 329
Размер, метр, такт
Музыкальный размер показывает, сколько и каких долей включает в себя один такт. Выглядит размер как математическая дробь, где числитель — количество долей в такте, а знаменатель — длительность доли.
Число, расположенное сверху, говорит нам сколько долей содержит один такт; указывает до скольких нужно считать в каждом такте (до двух, до четырех, трех, шести и т.д.). при чтении это число принято называть в женском роде: две, четыре, три, шесть.
Число из нижней части дроби, обозначает длительность каждой доли; помогает понять, какими нотами следует считать удары пульса – четвертями, восьмыми и так далее. Это число произносят как соответствующее название длительности в родительном падеже: четверти, восьмых, шестнадцатых. Исключением будет размер, где счет осуществляется половинными нотами. Так размер 3/2 читается как «три вторых». А мы рассмотрим размер 2/4 «две четверти»:
Первая доля всегда сильная, она выделена красным цветом. Синим изображены слабые.
Метр
Очередность сильных и слабых долей называется метром.
Сильные и слабые доли чередуются в определённой последовательности, которую задаёт размер. Эта очередность долей создает метр произведения.
Такт
Отрезок музыки между двумя сильными долями называется тактом. На письме такты разделены вертикальными линиями — тактовыми чёрточками. Последний такт закрывается двумя тактовыми черточками.
Теперь, когда все элементы на месте, вы видите, что каждый такт соответствует размеру 2/4 и содержит по 2 четвертные доли.
Рассмотрим пример трехдольного размера – 3/4:
Первая доля — сильная. Размер указывает, что в одном такте должно быть 3 четвертные доли – значит вторая и третья будут слабыми.
Ритм
Как вы помните пульсация равномерна, а вот музыкальное полотно может быть представлено нотами и паузами различными по долготе звучания. И здесь пора ввести новое понятие – ритм.
Ритм – это последовательность звуков и пауз разной продолжительности. Так в одном такте могут сочетаться четверти, восьмые, шестнадцатые и другие длительности, образуя ритмический рисунок. Давайте рассмотрим пример в размере 4/4. Нижняя строка отображает шаги пульса – четвертные доли, они прозвучат щелчками. На верхней строке изображены варианты ритмического рисунка:
Вариантов ритмического рисунка может быть очень много, и я представил далеко не все. Длительности можно комбинировать между собой, главное хорошо считать – сумма длительностей нот в каждом такте должна быть равна сумме длительностей долей, указанных в размере.
Виды размеров
Музыкальные размеры бывают простыми, сложными и смешанными.
Простыми называют двухдольные и трехдольные размеры.
Двухдольные читаются так: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых.
Трехдольные так: три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых.
Рассмотрим размер 2/4 «две четверти». Он состоит из двух доле́й, каждая из которых равна четвертной ноте. Считать доли в такте следует так: «раз-и, два-и». Каждый такт должен быть наполнен нотами, которые могут быть разной длительности, главное, чтобы в сумме длительности этих нот давали две четверти. Взгляните на пример:
Размер 3/4 имеет три доли, каждая из которых равняется четвертной ноте. Их так же можно разбить на более мелкие длительности или объединить в более крупную. Считаем этот размер до трех «раз-и, два-и, три-и». Вот некоторые варианты ритмического рисунка в размере три четверти:
Также вместо нот могут быть использованы паузы необходимой длительности:
Сложные размеры
Сложные размеры образуются за счет сложения двух или более простых одинаковых размеров. Например, размер 4/4 это сумма простых размеров 2/4 + 2/4. Размер 6/8 является суммой размеров 3/8 + 3/8.
Наиболее ходовыми сложными размерами являются:
Сильная и относительно сильная доля
В сложном размере будет столько сильных долей, сколько простых размеров он включает в свой состав. Например, размер 4/4 состоит из двух простых размеров 2/4 + 2/4. Значит сильных долей в каждом такте будет две. На изображении я поделил пунктирной линией такт на две части, каждая из которых соответствует размеру 2/4. Красным цветом отмечены ноты, которые приходятся на сильную долю.
На следующем изображении цифрами обозначены номера долей. Вы видите, что сильными долями в размере 4/4 являются первая и третья. Однако первую долю принято называть сильной, а третью – относительно сильной. Сильная доля более акцентирована и на изображении выделена знаком акцента красного цвета (>). Относительно сильная доля менее акцентирована и обозначена акцентом синего цвета.
Рассмотрим еще один пример – 6/8. Это шестидольный размер, где пульс шагает восьмыми нотами. Он сложен из двух простых размеров – 3/8 + 3/8. Как и всегда первая доля будет сильной, а относительно сильной будет четвертая, потому что она является начальной во втором простом размере 3/8. Взгляните:
Смешанные размеры
Смешанным называют сложный размер, который состоит из двух простых не одинаковых размеров – двухдольного и трехдольного. Чаще всего можно встретить размеры 5/4; 7/4 и 5/8; 7/8.
Размеры 5/4 и 5/8 – пятидольные. По своей сути они одинаковы, но в первом случае пульс шагает четвертями, во втором – восьмыми. Так как это сложный размер, он состоит из нескольких простых:
Если произведение написано в смешанном размере, то в скобках, как правило, указывают из каких простых размеров оно состоит. На изображении ниже, первый такт является суммой 2/4 + 3/4; второй – 3/4 + 2/4.
От того, как меняется последовательность простых размеров внутри сложного, зависит местоположение относительно сильной доли. В первом такте относительно сильной долей будет третья, во втором — четвертая. От расположения относительно сильной доли зависит акцент внутри такта, а значит и его ритмическая организация.
Размеры 7/4 и 7/8 – семидольные. Состоят из трех простых размеров, два из которых двухдольные и один трехдольный.
Совсем тяжко идет 165
Группировка нот
Группировкой называется объединение нот в группы. Это делается с одной простой целью – облегчить визуальное восприятие нот и ускорить разбор ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче воспринимать? Думаю, вы согласитесь, что второй:
Объединяться в группы могут только длительности с флажками, то есть длительности меньше четверти – восьмые, шестнадцатые и так далее. Когда они соединяются в группу, то флажки нот превращаются в горизонтальные линии — ребра. Сколько было флажков, столько будет и ребер у группы:
В группы могут объединяться ноты разной продолжительности, главное, чтобы все они были меньше четверти. Пусть вас не смущает разное количество флажков, это вовсе не мешает объединять ноты в группы:
Также паузы могут встраиваться в группу:
Группировка длительностей в такте
Рассмотрим пример группировки нот в самых популярных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
В размерах 2/4, 3/4, 4/4 ноты объединяются в группы по счетным долям (они указаны в знаменателе размера) – в нашем случае это четверти. Группировать следует так, чтобы границы долей было отчетливо видно. Например, в размере 4/4 шестнадцатые ноты нужно группировать по четыре:
Не трудно посчитать, что каждая группа равна четвертной доле. В одном такте будет 4 таких группы.
А вот пример того, как группировать не следует:
Визуально воспринимать такую группировку нот чрезвычайно трудно, а читать с листа – невозможно.
Размер 4/4 — сложный и состоит из двух простых – 2/4 + 2/4. Поэтому иногда ноты в этом размере группируются не по долям, а в соответствии с составным простым размером. Получится две группы по две четверти. Как лучше сгруппировать ноты выбирает сам композитор, главное, чтобы это легко воспринималось глазами.
В размере 2/4 ноты объединяют в две группы, каждая из которых равна четверти:
Ниже приведен пример группировки в размере 3/4:
Ритмический рисунок не самый простой, но ноты сгруппированы таким образом, что сразу видно каждую долю и посчитать размер такта не составит труда.
В размерах 6/8, 9/8, 12/8 счёт осуществляется восьмыми нотами. Принцип группировки в таких размерах будет несколько другим. Эти размеры сложные трехдольные и, как вы уже знаете, состоят они из нескольких простых:
Группировать ноты в подобных случаях, следует опираясь на простой размер, из которого состоит сложный — в нашем случае это размер 3/8. Эти цифры служат нам подсказкой, говоря, что ноты нужно собирать в такие группы, где сумма длительностей будет равна трем восьмым. Например, в размере 6/8 (3/8+3/8) ноты нужно объединять в две группы по три восьмые в каждой.
Ритм может быть самым разнообразным, но каждая группа нот, все равно должна быть равны трем восьмым:
Группировка нот напрямую зависит от музыкального размера. Мы рассмотрели не все варианты группировки, но главное усвоить принцип и запомнить, что группировать нужно так, чтобы это было удобно читать.
Статья понравилась 329
Статья не понравилась 165
Заключение
Мы познакомились с тремя видами размеров — простыми, сложными и смешанными. Надеюсь, теперь вам понятно что такое музыкальные размеры и на что они влияют. Если статья была интересна и понятна будем рады отзывам. Если возникли вопросы – тем более пишите их в комментариях, будем вместе разбираться. Также вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на Youtube канал.
А сейчас посмотрите джазовую пьесу «Take Five«, записанную квартетом «The Dave Brubeck Quartet» в 1959 году. это был первый джазовый сингл, разошедшийся в более чем миллионе экземпляров. Автор пьесы — Paul Desmond, саксофонист квартета. Написана эта музыка в достаточно необычном ритме 5/4. Именно отсюда и идет ее название.