Что значит разбираться в живописи

Что значит разбираться в живописи

Зачем человеку искусство? Чтобы узнавать новое, расширять кругозор… Да, безусловно. Но также искусство пробуждает в нас что-то такое, от чего хочется радоваться, плакать удивляться или кричать. Оно заставляет размышлять. И смотреть на мир другими глазами.

Правда, иногда разгадать его секреты не так-то просто. Какой глубокий смысл этого полотна? И, простите, но что изображено на вот этом холсте? Выход есть — погружение в историю искусства. Дана Арнольд написала об этом целую книгу. Она рассказала, как «читать» художественные произведения и что вообще всё это значит.

6 ингредиентов искусства

Дана Арнольд — настоящий гуру в искусстве. Она преподаёт в Мидлсекском университете, написала множество книг по истории и архитектуре. Свою новую книгу «Говорит и показывает искусство» она разделила на 6 больших глав: взгляд, материал, сознание, верность, власть и гендер. Каждая открывает новый ракурс, с которого можно рассмотреть шедевры искусства.

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи
Иллюстраций в книге «Говорит и показывает искусство» немного: только самые значимые

При этом «Говорит и показывает искусство» вовсе не справочник. Тут больше слов, чем картинок: только самые важные иллюстрации и полезные мысли, примеры и рассуждения. Настоящий путеводитель по миру художников и скульпторов.

Книга дарит музейное вдохновение: вам тут же захочется посетить галерею или прогуляться по виртуальным залам выставки, чтобы увидеть великие произведения воочию.

Шок новизны

Иногда непросто вынести эстетическое суждение. Красива эта картина или нет? Какой смысл она скрывает? И для чего она нужна, если зритель не может её понять? История знает массу примеров того, как искусство вызывало общественный гнев или отторжение. Такой была первая реакция на «Голову быка» Пикассо. Сегодня уже никто не сомневается в том, что эта работа ценна. Но тогда она вызвала неоднозначную реакцию.

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи
Как-то Пикассо заметил в углу сиденье и руль велосипеда. Он соединил эти предметы, и появилась «Голова быка»

На этот вопрос когда-то ответил Иммануил Кант. Он утверждал, что такие произведения заставляют нас мыслить и рассуждать. И понятие прекрасного постепенно расширяется! А это, в свою очередь, медленно, но верно меняет общественное мнение. Ух, вот это взаимосвязь.

Живопись или скульптура?

Еще одна тема для дискуссий — выбор направления. Леонардо да Винчи писал, что живопись — высочайшее из искусств. При этом он скептически относился к скульптуре и считал неподобающим пот, неизбежный при напряженной работе молотом. Тяжёлый физический труд, по мнению художника, умаляет интеллектуальную составляющую в искусстве.

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи
«Хит» Леонардо да Винчи — «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Мона Лиза»

В отличие от него Микеланджело любил работать физически. Он сам выбирал куски мрамора и двигался всё время в одном направлении — вперёд, а не отсекая куски со всех сторон.

Дали и психоанализ

В XX веке искусство ещё больше стали связывать с человеческой психикой. Работы художника воспринимали как зеркало, которое отражает внутренний мир мастера. Заглянуть в них — приоткрыть завесу бессознательного, увидеть его переживания, чувства и игру воображения.

Один из самых неординарных художников, который «вытаскивал» сюжеты из своего подсознания, — Сальвадор Дали. Он был увлечен темой галлюцинаций и иллюзий, поэтому многие его картины часто обескураживают зрителя. Вот, например, «Метаморфозы Нарцисса». Что вы здесь видите? 🙂

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи
Как-то Дали показал Фрейду «Нарцисса» и свою статью о паранойе. Тот загорелся выяснить с помощью психоанализа, «где берут истоки картинки вроде этой».

Дали написал её в соответствии с параноидально-критическим методом. «Если какое-то время с небольшого расстояния пристально смотреть на гипнотически неподвижную фигуру Нарцисса на картине, то она начнет исчезать, пока не станет совсем невидимой», — писал художник. Попробуйте.

Что ещё в книге

«Говорит и показывает искусство» — объёмное, глубокое и невероятно увлекательное путешествие в мир художников, скульпторов и архитекторов. Автор проводит тонкие ниточки между разными эпохами и показывает, как созвучны голоса художников в разное время. А ещё исследует, как люди смотрят на произведения искусств и что в них видят.

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

Ещё вы найдёте в книге много занятного и любопытного:

Искусство — целая Вселенная. Завораживающая. Непознанная. Бескрайняя. Его изучение похоже на космический полёт: от планеты импрессионистов до созвездия сюрреалистов, от кометы Вермеера до астероида Хёрста. Так что пристегнитесь, улыбнитесь и в путь! Навстречу прекрасному: сквозь время, оттенки и сюжеты.

Источник

Как читать и понимать живопись

Как научиться понимать живопись? В этой статье даю советы и рекомендации, как правильно научиться читать картины знаменитых художников. Также разберем и современное искусство.

Возможно ли научиться понимать живопись – как современную, так и признанную классику, если у вас нет специального образования, например, историка искусств? И нужно ли нам вникать во все нюансы, если это никак не связано с нашей работой? Разве нужно перед походом в музей или картинную галерею, изучать биографии художников, стили и виды живописи, историю создания картин? Ведь есть же, в конце концов, Интернет, где в один клик можно посмотреть всю информацию, не вдаваясь в детали и подробности.

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

Как видите, существуем множество нюансов, к пониманию и расшифровки изобразительного искусства. Эта статья рассчитана на тех, кто хочет начать разбираться в живописи уже сейчас, чтобы к следующему походу в музей быть во всеоружии.

Можно ли научиться понимать живопись

Да, научиться понимать живопись можно, и даже нужно, если вам интересна эта тема. Только нужно сразу настроить себя на то, что это, как и во всем будет учеба – не бывает такого, что мы рождаем с даром понимания живописи. Придется много читать и смотреть, прежде чем вы научитесь разбираться в искусстве живописи.

Так почему же некоторым так важно и нужно учиться понимать живопись? Прежде всего, хочу сразу отметить, что если вы пойдете учиться на искусствоведа, то вам в любом случае придется этому учиться. Я же хочу поговорить об обычных людях, которые в своей жизни не так часто сталкиваются с миром искусства, но все равно хотят в нем разбираться.

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

Также хочу уточнить, что для изучения и понимания живописи, иметь яркое воображение – не самое главное качество. Конечно, оно безусловно нужно, чтобы, по крайней мере, представить себе реалии, в которых создавались картины, творческие пути художников. Но больше чем воображение, вам понадобится хорошая память, умение строить причинно-следственные связи, насмотренность, начитанность, знание истории, в конце концов.

Только в совокупности все эти качества помогут вам понимать искусство, как современных художников, так и творцов прошлых веков.

С чего начать изучать искусство

Как и любой другой предмет, искусство требует определенного подхода к изучению. Начать стоит с основ – а именно, с теоретической составляющей.

Изучаем теорию

Начните с истории искусств. Для этого, советую вам начать читать о разных эпохах и направлениях в искусстве: от античных времен и эпохи Возрождения, до классицизма, импрессионизма, кубизма и других измов.

Благо сейчас существует огромный выбор книг, помимо доступных статей в сети Интернет, где подробно расписывается каждый период в живописи, с конкретными примерами значимых художников того или иного времени.

Стоит также подтянуть культурно-исторический контекст ваших знаний. Ведь сложно будет понять почему художники творили так, а не иначе, не зная, что происходило в мире, в каких условиях они жили. Так как среда обитания играет большую роль, постарайтесь также прочитать биографии наиболее ярких представителей эпох. Зачастую именно из описания жизни художника становится понятно, почему он стал великим, а другой его современник – нет.

Переходим к практике

Если у вас нет возможности посетить музей, где собраны ярчайшие представители какого-то направления в искусстве, вам помогут различные альбомы по живописи, художественные каталоги с выставок и сайты знаменитых галерей и музеев.

Выберите несколько понравившихся вам картин, и попробуйте определить направление, в котором написана работа, либо самого художника. Это стоит делать, когда вы уже читали и смотрели репродукции известных полотен. Так, методом проб и ошибок вы запомните основные черты, выделяющие эпоху или живописца, и уже придя в музей, сможете сами для себя выделить разные картины.

Выходите в свет

Книги и альбомы — это хорошо, но лучше все-таки иметь возможность также смотреть на живые картины. Обычно в музеях, пусть даже региональных, есть несколько залов с разными направлениями. Проходите их все постепенно, подглядывая в гид-брошюру, либо на месте ища информацию о картине в Интернете. Так, с помощью зрительной памяти, вы лучше запомните материал, будучи под впечатлением от настоящей картины.

Коллекционируйте работы художников

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

Как понять современное искусство? Начните его коллекционировать! Вы удивитесь, но это правда работает. Некоторые современные художники очень мало берут за свои работы, особенно не такие известные. Чтобы удачно вложиться в искусство, а спустя пару лет еще и заработать на своем приобретении, вам придется начать разбираться в современном арт-рынке.

Это очень увлекательно и интересно, хотя бы потому, что сейчас у нас с вами есть огромный спектр материалов, новые возможности, которые дарит нам Интернет. Вы можете приобрести себе в коллекцию работу художника с другого континента, если он покажется вам многообещающим и о нем будут отзываться арт-критики.

Для этого вам нужно читать статьи галерей и музеев современного искусства, следить за выставками современных художников, узнавать больше о региональных творцах – ведь так много самородков на просторах нашей страны, так много имен, которые еще не открыли.

Также вам помогут социальные сети, например, Инстаграм – некоторые художники не ждут, что их пригласят на выставку, а делают выставку работ прямо у себя на странице, там же и продают картины.

Постепенно, изучая работы других художников, вы начнете разбираться в основных направлениях современного искусства.

Рисуйте сами

Если вам нравится живопись и у вас есть к ней способности, начинайте рисовать сами. Если пока не получается придумывать сюжеты из головы, попробуйте делать копии известных картин, но всегда помните об авторском праве.

Ведь когда вы немного разберетесь в основных направлениях, у вас, скорее всего, появится свое любимое – импрессионизм, реализм или что-то современное. Так, чтобы лучше понять и донести свое творчество до зрителя, вы и сами должны будете погрузиться в это направление.

Чтобы понять, как читать живопись, нужно также знать основные законы и правила создания картины.

Так, очень важно знать правила воздушной перспективы, принципы светотени, основные законы композиции, изучить разные планы, с помощью которых создается пространство на картине.

Все это уже знает художник, и с помощью этих средств выразительности он и старается впечатлить зрителя своей картиной. А значит и вам нужно знать эти правила, чтобы понять, что он хотел сказать своей работой, чтобы начать говорить с ним на одном языке.

Как нужно воспринимать картину

Практически всегда художник вкладывает какой-то определенный смысл в свою картину, а нам, зрителям, нужно правильно этот смысл интерпретировать. Так что же нужно, чтобы воспринимать картину художника правильно?

Во-первых, нужно постараться рассмотреть картину внимательно, со всех сторон и ракурсов. Затем, отталкивая от названия картины и биографии художника, попробуйте подумать, почему именно в этот период своей жизни, автор написал то, что вы сейчас видите перед собой? Может, у него был творческий кризис, или, наоборот, душевный подъем, когда он писал картину? Подумайте об этом.

Если же, сюжет картины очевиден, например, это сцена из библии или портрет исторического персонажа, то понять и прочитать картину будет намного проще. Опять же, вы можете обратиться к биографии художника, чтобы понять почему он стал писать именно этот сюжет.

Обратите также внимание на цвет красок, которые использовал автор. На пропорции и перспективу. Эти ключи о многом могут вам рассказать.

Подумайте также про символизм. Например, если на картине изображены 12 апостолов, то очевидно, что это прямая отсылка к другому произведению. Многие творческие личности любили вкладывать дополнительные смыслы в свои работы, и, порой, читать и находить их – это отдельный вид искусства.

Источник

Как научиться понимать живопись

Как научиться понимать живопись человеку без академического художественного образования? Вопрос можно поставить иначе: зачем современным людям загружать свой мозг лишней информацией, тратить время на посещение музеев и галерей, запоминать фамилии живописцев, если фотокамера смартфона способна зафиксировать все, что душе угодно? Причем, получится высококачественное изображение предмета или очень реалистичный портрет, и не нужно будет вообще думать о том, как научиться понимать живопись и как ее расшифровывать.

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

Поклонники живописи ответят, что даже самая правдивая и точная до мельчайших деталей фотография не способна передать зрителю эмоциональное состояние и посыл автора. А вот картина, даже если она выполнена в абстракционизме или кубизме, содержит в себе закодированное послание. И счастлив тот, кто может хотя бы частично раскрыть замыслы художника, впитать в себя его настроение и расшифровать информацию, заложенную в произведение.

Почему все же стоит научиться понимать живопись и зачем нужно впустить ее в свою жизнь? Можно привести как минимум три причины:

А еще живопись может стать новым и интересным увлечением, причем не только в виде простого коллекционирования картин — вы можете попробовать себя в рисовании, взяв в руки карандаш и кисть. Ведь известно много случаев, когда успешные брокеры, таможенники и бакалейщики в зрелом возрасте становились известными художниками. Но для начала стоит научиться рассматривать живопись. И мы подскажем, как это сделать.

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

Инструкция — как расшифровать картину?

Всмотритесь в полотно внимательно, и, если позволяет помещение, посмотрите на изображение с разных ракурсов и с различного расстояния. Прочитайте название и затем попробуйте изучить картину, воспользовавшись небольшой инструкцией:

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

И в конце уже можно будет научиться понимать живопись и осознавать истинное предназначение полотна.

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

В чем предназначение картины

Каждая картина создавалась автором для достижения определенной цели. В давние времена, когда грамотность была привилегией высшего класса, картины использовали для просвещения большой массы людей. Например, в эпоху раннего христианства церковь стремилась распространить евангелистское учение как можно шире. Так появились иконы и иллюстрации к Библии. Люди смотрели на рисунок и сравнивали его содержимое со словами проповедников.

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

Позже, с заметным увеличением количества грамотных людей, художникам надоело доступно излагать информацию для тех, кто не умеет читать. Живописцы научились зашифровывать в полотнах тайные послания, порой закладывая в них задачи, непосильные даже для просвещенного зрителя. Этим любил баловаться Микеланджело (Michelangelo). Посмотрите на «Сотворение Адама». Говорят, что мастер нарисовал человеческий мозг, а потом повторил этот трюк на «Отделении света от тьмы» на шее бога. С какой целью?

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

А вот «Аллегория с Венерой и Амуром». Какая задача стояла перед Аньоло Бронзино (Agnolo Bronzino) — неизвестно. Однако, если всмотреться в полотно, то можно понять, что художник изобразил ложь, похоть, зависть, ревность и отчаяние. На картине присутствует много персонажей и предметов, и каждый из них достоин детального изучения, чтобы составить целостное представление о работе и о целях автора.

Попробуйте расшифровать тайные смыслы картин, изучая работы современных живописцев и старых мастеров. На сайте Very Important Lot можно купить картины напрямую у художников, которые презентуют собственные полотна на отдельных страницах-портфолио.

Источник

Как научиться разбираться в искусстве? И зачем? Личный опыт

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

Ни слова про «саморазвитие» и про «каждый интеллигентный человек должен уметь отличать Мане от Моне». Никто никому ничего не должен. Но как быть, если понимать картины хочется, а ты не умеешь? Яна Зубцова — о том, как решить эту проблемку. Ну, или хотя бы попытаться.

Я убеждена: если бы в обычной средней школе на уроках ИЗО детей не заставляли рисовать яблоки и груши, а рассказывали, например, про сочетания цветов и то, как они работают, и почему, скажем, мастера Возрождения соединяли красный и синий в одном одеянии через зеленый, мир стал бы прекраснее. В самом буквальном смысле. То есть мы реже бы встречали на улицах людей, которые «красились в темноте» и «одевались, потому что холодно».

Да, некоторые на этих уроках бы зевали. Им и так было бы все интуитивно понятно. Эти «некоторые» прямо-таки рождаются с тонким эстетическим чутьем вместо серебряной ложки во рту. Но, с одной стороны, не все. А с другой стороны, на базовом уровне там все просто, как арифметика. И зайчика можно научить. А через 25 лет кто-то, тупя над новой палеткой с 25-ю оттенками и изнывая от тоски при мысли «опять краситься в нюд, а по-другому ведь страшно», вспомнил бы эти уроки. И было бы ему счастье.

Это я — о том, почему на нашем бьюти-ресурсе появляется такой текст. Но на самом деле нет. По большому счету, это бьюти-тема в моей жизни возникла только потому, что это про краски и красиво. А не наоборот.

Краткий экскурс в мое детство. Тяжелое)

В моем детстве считалось, что «девочка должна учиться музыке», и точка. Изо-кружки и прочее — факультативно. Но музыку я ненавидела, а старый рояль (еще с канделябрами) не сожгла только потому, что выяснила, что в его чреве замечательно можно хранить алкоголь и сигареты. А в кружок по рисованию в Дом пионеров бежала, как на праздник. Учил нас там Георгий Ефимович, фронтовик с переломанными конечностями (хромал страшно) и мозолисто-артритными художественными пальцами. Как мог, так и учил. Доводил до ума наши яблочные натюрморты с натуры, ставил кому-то руку, кому-то объяснял про перспективу. Но не все должны быть художниками. Я не хотела быть художником. Я хотела научиться понимать, хотя вряд ли тогда могла это сформулировать. Просто было интересно: почему этот ваш Рембрандт — гений? А Леонардо? А Рубенс, у него же все жирные? И вот эта дамочка в хрустящем холодном голубом, кажется, из Эрмитажа, почему над ней положено вздыхать. Георгий Ефимович этого не знал, а если и знал, то не знал, что это надо объяснять. Но все равно спасибо ему, он был отличным дядькой, удивительно, что спустя почти полвека я помню его имя и его пальцы, и аромат того класса, где смешивались запахи красок, папирос «Беломор-Канал» (курил Г.Е. нещадно) и влажного снега, стекающего с наших ботинок на старый паркет.

Еще у меня были марки. Собирать марки было модно, хотя и дорого, надо было гоняться за какой-то редкостью, для этого не завтракать неделю в школе, а потом купить, вставить в альбом и рассматривать.

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

Мои альбомы разделялись по темам — флора-фауна, рыбки-птички, наша великая советская Родина (куда без нее?). И был альбом с марками «по искусству». На них я залипала. Что можно рассмотреть на той самой «Даме в голубом» Гейнсборо в формате 2,5х1,5 см? Но я рассматривала. Может, просто хотела такое платье? Не исключено.

А, и еще у нас в классе был парень, чей отец был талантливым скульптором и — как все талантливые скульпторы — отчасти диссидентом. У парня водилась «запрещенка» — альбомы Дали (тогда казалось, это круто), Кирико, Миро, Мондриан и… а, Фрейд, конечно же. Читали, смотрели, цитировали к месту и нет, дело кончилось изданием в 10 классе собственного рукописного сюрреалистическо-дадаистического-ужасно-прекрасного журнала. И еще я любила Модильяни, потому что он писал Ахматову, а она — «сжала руки под темной вуалью, отчего я сегодня бледна?». Ахматову в школе хоть подпольно, но проходили, а этого несчастного гениального алкоголика, Модильяни, конечно, нет. Но все же его тогда занесло в мою юную голову попутным ветром.

Черт, это было классно, но вспоминаю я это только затем, чтобы вспомнить свое невежество, и неутоленную тоску, и неловкость — когда кто-то рядом жонглирует именами, терминами и веками, а ты прячешь глаза. Как будто у тебя типа дырка в колготочном носке.

Я бегала по Венецианской бьеннале и на выставки — Кабаков, Булатов, Ларионов, Шагал, Пиросмани, у одного все летают по небу, у другого пьют и едят. В целом, похоже, но одного судили за то, что гей, другого выгнали за то, что еврей, и каждый раз, выходя — «вау, класс», но почему вау, почему класс?! Опять тот же дырявый носок.

А Херст? Почему за его черепа платят бешеные деньги?!

А это классическое — про какого-нибудь Кандинского — «мой ребенок нарисует так же»? Мне так не казалось. Но аргументов, почему мой ребенок «так же» не нарисует, не было.

Можно было б, конечно, забить. В конце концов, из 100 человек, которые смотрят на потолок Микеланджело в Сикстинской капелле, хорошо, если 10 понимают, почему это на самом деле круто. А остальные просто стоят, задрав голову, и ахают. Ну и ты стой и ахай.

Но мне надо было этот колготок заштопать.

И я… наделала кучу ошибок

Я исправно каждую неделю ходила в РГГУ, записывала в тетрадочку термины, имена и даты, сохраняла на десктопе Пикассо и Татлина и думала, что вот-вот в моей голове что-то щелкнет, разляжется по полочкам, и все мне, дурашке, станет ясно.

Но вопрос «почему вот это — круто?» не отпал. Носок чуть подлатали, но розовое невежество просвечивало.

Ну и разные еще книжки я пыталась читать, конечно. Хорошие. С тем же неутешительным результатом.

Но потом — ура!

И тут я в очередной раз скажу спасибо судьбе за то, что у нас есть этот блог, и его читают прекрасные люди. Потому что именно после ваших советов, дорогие, я собрала себя в кучку и записалась на два курса «Введение в историю искусства» и «Современное искусство» на сайте «Открытое образование».

И закончила оба (на «отлично», хе-хе), сдав экзамены онлайн (очень забавное ощущение) и получив настоящие сертификаты. Но Бог с ними, с сертификатами: после того, как мне рассказали, как и с чего все начиналось (примерно с тех самых Фаюмских портретов начиналось, и даже чуточку раньше), как и куда развивалось, и почему каждый великий художник велик (если в двух словах — потому что делал то, что не делали до него) — мой пазл, наконец, сложился. В нем, конечно, еще полно зияющих дыр, но, в общем, это уже нечто цельное. Тот самый фундамент, на котором.

Времени это, понятно, заняло много. Перед экзаменами весь дом был обклеен распечатками сфинксов, пирамид, брейгелевскими крестьянами, танцующими на свадьбе, и теми же самыми черепами Херста.

Экзамены потому что были серьезными, хотя право их сдавать стоило до смешного мало — 1 800 рублей. (Само обучение — бесплатно, но, я считаю, это неправильно. Правильно — когда ты платишь за знания и время, которое прекрасные лекторы тратили на запись этих лекций, ощутимую сумму. Иначе — влетит и вылетит, проверено многократно.)

Скоро эти лекции начнутся снова, пока не поздно — записывайтесь.

И встал вопрос: ну ок, а что дальше?

Как оно обычно бывает по законам жизненной логики, ответ нашелся сам. Во-первых, на карантине прекрасная марка Bvlgari проводила прекрасные виртуальные экскурсии по Пушкинскому музею (мы вас туда даже приглашали, помните?).

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

И на все эти глиняные черепки и метателей дискоболов я смотрела уже другими глазами. С явными проблесками интеллекта:) Хотя экскурсоводы объясняли и показывали все так, что было понятно даже нашей кошке Лямбде, которая тоже за этим всем с интересом наблюдала. Bvlgari сделали очень классный проект, и я робко надеюсь, что он будет продолжаться. (Будет же? Ну пожа-а-а-алста!»)

А во-вторых, я попала на реально крутые он-лайн курсы «Как научиться понимать картины», которые из Рима ведет искусствовед Елена Гусева. Прослушала первый блок, где каждую субботу Лена рассказывала — нет, не о конкретной работе и не о конкретном художнике, хотя и имена, и названия, конечно, звучали. А именно об инструментах, которые помогают читать любые картины. Например, символика в Возрождении — и в XX веке. (Все эти рыбы, лимоны, часы и зеркала, да-да, от голландцев до Дали и обратно). И секретах реставрации. И почему Караваджо стал культовым, а кому-то повезло меньше:) И почему там мужчины в красных тюрбанах, у Яна нашего Ван Эйка? То есть и про моду тоже, да. Без придыхания, что мы тут «о высоком».

В чем отличие этих курсов от десятков других, которые стоят примерно столько же (5-8-10 тысяч рублей за 5-8-10 лекций?) В том, что, помимо собственно лекций, в Телеграме есть закрытый чатик, где у Елены можно спросить то, что недопонял, уточнить то, что пролетело мимо ушей, и попросить — «Подробностей, подробностей!» (Например, список классных фильмов по теме. Смотрю до сих пор.)

И вообще все это очень живо:

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

Да, нам высылали шпаргалки:)

Лена дает домашние задания и возится с каждым, кто его выполняет. (Тех, кто не выполняет — не выгоняют, если что:) Так мы разбирали картины по символам, описывали текстуры красок, и ковырялись еще в куче интереснейших мелочей. Которые не увидеть, если.

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

Сейчас начинается второй курс лекций с Леной Гусевой. Старт — 25 июля.

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

И это то, чего я жду с нетерпением и практически — повизгиванием (не считая снятия запретов на въезд в Грецию:) Это быстрее, чем учить все от пирамид до Бэнкси, и для реального понимания дает не меньше. Хотя все это не взаимоисключающе, конечно. Кому интересно — присоединяйтесь. (И пишите на почту yana.3@mail.ru, если что, выхлопочу промокод:) А пока можете посмотреть на Инстаграм Лены Гусевой, тоже затягивает.

Что значит разбираться в живописи. Смотреть фото Что значит разбираться в живописи. Смотреть картинку Что значит разбираться в живописи. Картинка про Что значит разбираться в живописи. Фото Что значит разбираться в живописи

Ну и зачем оно мне надо?

Кроме как — доштопать-таки носок и поддержать светский разговор?

Да черт его знает. Ну надоело, конечно, стоять в музее перед картиной и чувствовать себя слепым. Это само собой.

Но не только это. Вот, например, помните, фотограф Оля Павлова давала Маше Ботвининой совет, как встать перед камерой так, чтобы было «живенько», оперевшись на одну ногу? А, между прочим, этот прием был изобретен скульпторами в Древней Греции. Называется «хиазм». Как так могло получиться, что древние греки это знали, а мы с Машкой — нет, и стояли, как деревянные?:)

Ну и — не бояться красок, в конце концов. Тех же палеток со 150 оттенками голубого. У Гейнсборо их было еще больше. Но смог же он сделать шедевр, от которого взгляд не отвести? Хотя, если честно, это самый мизерный плюс из всех возможных, перечисленных тут и не.

А вот то, что чему-то учиться — лучшая анти-эйдж методика, это уже без дураков. Я тут пишу время от времени, что кремики какие-то сделали мой цвет лица лучше и избавили от морщин, угу. Ну, может, и они причастны. Но, по-моему — искусство:)

Еще немного сайтов для интересующихся культуркой и сочувствующих.

А теперь вопрос знатокам — я уверена, вы тут есть. Что еще читать-смотреть-слушать? Мне очень надо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *