Фейсбук что входит в корпорацию
Инвестиционный обзор компании Facebook (FB)
Всем привет! В сегодняшней статье я бы хотел разобрать крайне интересную и перспективную американскую компанию Facebook, торгующуюся на бирже с тикером FB и доступную даже неквалифицированным российским инвесторам.
Данная статья носит чисто ознакомительный характер и не является инвестиционной рекомендацией или сигналом к покупке каких-либо ценных бумаг. Любые инвестиции связанны с определённым риском, так что будьте внимательны и осторожны.
Обзор давайте начнём с общих фактов об организации. Facebook – это американская компания, управляющая крупнейшей в мире одноимённой социальной сетью, а также владеющая такими популярными сервисами, как Instagram, WhatsApp и Facebook Messenger. Датой основания организации принято считать 4 февраля 2004 года, когда создатель соцсети Марк Цукерберг запустил сайт Thefacebook по адресу “thefacebook.com”. Изначально социальная сеть предназначалась только для учащихся Гарвардского университета, однако в дальнейшем доступ был открыт всем лицам старше 13 лет, имеющим электронную почту. На данный момент Facebook Ink является пятой в мире it-компанией по рыночной капитализации (651 миллиард долларов), уступая только Apple, Microsoft, Amazon и Alphabet. Причём сайт “Facebook.com” занимает пятое место по популярности в интернете по рейтингу Alexa, а “Instagram.com” – тридцатое. Помимо классических направлений телекоммуникационная компания осваивает и другие, более экзотические сферы через свои дочерние компании: например, виртуальную реальность с помощью производителя VR-гарнитур Oculus и блокчейн благодаря криптокошельку Novi (раньше Calibara) и криптовалюте Libra. Также недавно вышла новость о том, что Facebook решил запустить собственную платформу для интернет-торговли Shops, которая позволит малому, среднему и крупному бизнесу продавать свои товары прямо в приложениях Instagram и Facebook, и тем самым станет прямым конкурентом Amazon и eBay благодаря огромной аудитории своих сервисов.
Более подробно с отчётом Facebook за первый квартал 2020 года вы можете ознакомиться, посетив его сайт по ссылке.
Цензура, лайки и фейки: как устроен бизнес Facebook
Facebook — это американская социальная сеть. Реклама — это основной источник выручки компании, но у нее есть много и других бизнесов. При этом устойчивость рекламного бизнеса компании вызывает сомнения.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса иностранных эмитентов. Идею разобрать бизнес Facebook нам подал читатель Alex Freeman в комментариях к разбору Amazon. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
На чем зарабатывают
Вообще, у Facebook очень много бизнесов:
Еще у компании есть инвестиции в таких сферах, как ИИ, дополненная реальность и интернет вещей, но по ним конкретики в отчете нет.
Инвестиции — это не сложно
Годовой отчет компании безыскусен и скуден на подробности: мы ничего не знаем о том, сколько приносит Oculus, а сколько — Instagram. Но из того, что мы все-таки знаем о компании, можно с уверенностью сказать, что Facebook — это рекламный бизнес. Все нерекламные доходы объединены в группу «Другое».
По географии выручки Facebook можно считать полноценным экспортером: на США и Канаду приходится меньше половины выручки. К сожалению, компания не предоставляет информации о том, какие страны, кроме США и Канады, приносят ей больше всего денег.
Размер имеет значение
Facebook, как мы определили выше, это рекламный бизнес. И тут на руку компании играют ее размеры — она стоит впереди конкурентов: 2,6 млрд пользователей в Facebook, отдельно в Messenger 1,3 млрд человек, 2 млрд человек в WhatsApp, 1,08 млрд в Instagram.
Собственно, за доступ к этой аудитории Facebook и берет с рекламодателей огромные деньги, а также мучает их своими правилами размещения рекламы.
Достоинства Facebook особенно видны в сравнении. Facebook основали через год после LinkedIn, но со своих 2,6 млрд пользователей она получает свыше 60 млрд выручки. LinkedIn получает примерно 5 млрд выручки со своих 654 млн пользователей, и с учетом размеров и в сравнении с Facebook это мало. При этом LinkedIn до сих пор убыточна.
Что мешает компании
Рекламному, то есть основному, бизнесу компании грозят неприятности, причем как со стороны сиюминутной экономической конъюнктуры, так и фундаментальные.
Цифровой рекламе — епархия Facebook — досталось меньше, но там темпы роста в этом году будут значительно ниже, чем раньше планировалось. Как я писал в идее по J2 Global, в этом году рекламодатели собираются потратить в два с лишним раза меньше денег в социальных сетях, чем планировали.
Не следует забывать о том, что из числа крупнейших рекламодателей Facebook как минимум несколько, например Disney и CBS, сильно пострадали от коронакризиса. Стоит опасаться того, что в этом году Facebook не сможет оправдать ожидания инвесторов по выручке и прибыли.
Я думаю, что на самом деле рекламодателям надоели условия сотрудничества с Facebook. Многим компаниям кажется, что Facebook за свои услуги берет слишком много денег.
У этой проблемы есть два измерения. Первое — это огромное количество фейковых пользователей соцсети. Цена на рекламу на платформе формируется с учетом того, что у Facebook много пользователей, и рекламодателей раздражает, что реальных пользователей на платформе меньше, чем заявлено. А раз их меньше, то и цена рекламы на Facebook должна быть ниже.
Вторая проблема — это рентабельность рекламы как таковой. Я подробно разбирал сюжет с концепцией неадекватных цен на рекламу в идее по ViacomCBS. Чтобы не повторяться, отмечу лишь, что траты на рекламу не сильно коррелируют с темпами продаж. Так, радикальное урезание расходов на рекламу не помешало продажам автомобилей быстро восстановиться после весеннего карантина. С алкогольными и безалкогольными напитками произошло то же самое.
Валовая маржа Facebook — в соответствии с айтишными традициями — запредельная и равна 81,46%, поэтому повод для масштабного наезда у рекламодателей есть очень хороший. А если — когда? — такое случится, рекламный бизнес Facebook может зашататься.
Как правительство может насолить Facebook
В США и в некоторых других развитых странах последние годы активно разрабатывается история о том, как дезинформация на Facebook якобы угрожает демократии. В связи с этим компанию кошмарят американские законодатели.
Законодатели превентивно вызывают руководство Facebook на ковер, когда очередная теория заговора становится в США достаточно популярной. Основной опасностью в долгосрочном плане мне видится то, что или правительство зарегулирует Facebook, или Facebook зарегулирует сам себя. Это приведет к оттоку пользователей, потому что безумная цензура сократит количество интересного платежеспособной публике контента на сайте, вследствие чего ощутимо упадут выручка и прибыль от рекламы. Учитывая, что попытки расширения за пределы рекламного бизнеса пока никаких плодов не дали, это проблема.
Впрочем, даже падение выручки и прибыли парадоксальным образом может не сказаться на котировках компании. Facebook — это очень конформная компания. Может, она и не бежит впереди паровоза по части внедрения леволиберальной повестки, если сравнивать c New York Times, но выполняет все требования этого дискурса и не противоречит им.
Основатель и глава компании Марк Цукерберг в принципе укладывается в ожидания прогрессистов. Например, пару лет назад он объявил, что намерен пожертвовать большую часть своего благосостояния на благотворительность.
Я думаю, что за аккуратное следование всем принципам ESG и внедрение «правильных» идей институциональные инвесторы накачают капитализацию Facebook даже в условиях падения прибыли. Но это не точно.
Еще есть риск того, что в надежде на диверсификацию выручки Facebook начнет бездумно тратиться на покупку разнообразных перспективных стартапов, и не факт, что они будут приносить прибыль. Это может плохо сказаться на прибыльности бизнеса.
В этом плане крайне характерным можно считать случай с проектом криптовалюты Facebook, который, судя по всему, тихо умер. Кажется, у Facebook плохо получается расширяться в других сферах.
При этом мы до сих пор не знаем, насколько рентабельны нерекламные бизнесы компании: в отчетности об этом нет данных. У нас нет даже приблизительного представления о том, насколько удачным оказался эксперимент компании с Oculus.
Резюме
Facebook — это очень неоднозначный бизнес. С одной стороны, там есть высокая маржа и рост прибыли. С другой стороны, этот бизнес основан на навязывании рекламодателям плохо обоснованных и очевидно завышенных расценок на рекламу. «Серьезный разговор» рекламодателей с Facebook может сильно ударить по ее бизнесу.
Но пока что бизнес компании чувствует себя отлично. Если забыть о риске того, что рекламодатели захотят пересмотреть свои отношения с Facebook, то никаких серьезных проблем здесь нет.
О компании Facebook Inc.
Facebook — американская компания социальных сетей, основанная Марком Цукербергом. Первая социальная сеть – Фейсбук – была запущена 4 февраля 2004 года. Штаб-квартира компании находится в Менло-Парке, штат Калифорния. Самыми первыми пользователями Facebook стали студенты Гарвардского университета и со временем число пользователей сети увеличилось благодаря студентам других вузов и школ. На момент выхода на IPO компания стоила 104 млрд. Долл. США. Это самая дорогая публичная компания, которая впервые начала торговать своими акциями на фондовой бирже.
Практически весь свой доход компания получает от продажи рекламных объявлений маркетологам. Рекламные объявления позволяют маркетологам устанавливать контакты с людьми, исходя из различных факторов, включая возраст, пол, местоположение, интересы и поведение. Маркетологи покупают объявления, которые могут появляться в нескольких местах, в том числе на Facebook, Instagram, Messenger, а также на сторонних приложениях и веб-сайтах.
Конкуренция.
Фейсбук конкурирует с компаниями, продающими рекламу, а также с компаниями, которые предоставляют социальные, медийные и коммуникационные продукты и услуги, предназначенные для привлечения пользователей в Интернете, на мобильных устройствах и в Интернете в целом. Конкуренция происходит во всех аспектах бизнеса, в том числе со стороны компаний, которые способствуют коммуникации и обмену контентом и информацией, а также компаний, позволяющих маркетологам показывать рекламу, компаний, которые распространяют видео и другие формы медиа-контента, а также компаний, которые предоставляют платформы разработки для разработчиков приложений. Facebook конкурирует за привлечение и удержание людей, использующих продукты компании, за привлечение и удержание маркетологов, а также за привлечение и удержание разработчиков для создания привлекательных мобильных и веб-приложений, которые интегрируются с продуктами Фейсбук.
Facebook конкурирует со следующими компаниями:
История.
Компания Facebook была основана в 2004 году Марком Цукербергом, Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом, студентами Гарвардского университета. Facebook стал крупнейшей социальной сетью в мире, по состоянию на 2012 год число пользователей превысило один миллиард, и около половины из них пользовались Facebook каждый день.
Привлекательность Facebook отчасти связана с тем, что соучредитель Цукерберг с самого начала настаивал на том, чтобы пользователи были прозрачны в отношении своей личности; пользователям запрещается предоставлять фальшивые документы, удостоверяющие их личность. Руководство компании утверждало, что прозрачность необходима для формирования личных отношений, обмена идеями и информацией и построения общества в целом. Он также отметил, что восходящее, одноранговое соединение между пользователями Facebook облегчает бизнесу возможность соединения своих продуктов к потребителям.
Компания имеет непростую раннюю историю. Она началась в Гарвардском университете в 2003 году как Facemash, онлайн-сервис для студентов, чтобы судить о привлекательности своих сокурсников. Поскольку основной разработчик, Цукерберг, нарушил политику университета по приобретению ресурсов для сервиса, он был отключен через два дня. Несмотря на его существование, на Facemash стекались 450 человек (проголосовавших 22 000 раз). Этот успех побудил Цукерберга зарегистрировать URL http://www.thefacebook.com в январе 2004 года. Затем он создал новую социальную сеть по этому адресу вместе со своими сокурсниками Саверином, Московицем и Хьюзом.
Социальная сеть TheFacebook.com была запущена в феврале 2004 года. Студенты Гарварда, зарегистрировавшиеся на сайте, могли размещать фотографии себя и личную информацию о своей жизни, такую как расписание занятий и клубы, в которые они ходили. Популярность сети возросла, и вскоре к ней смогли присоединиться студенты других престижных вузов, таких как Йельский и Стэнфордский университеты. К июню 2004 года на сайте зарегистрировалось более 250 000 студентов из 34 учебных заведений, и в том же году крупные корпорации, такие как кредитная карточная компания MasterCard, начали оплачивать размещение информации на сайте.
В сентябре 2004 года TheFacebook добавил Стену в онлайн-профиль пользователя. Эта широко используемая функция позволила друзьям пользователя размещать информацию на своей Стене и стала ключевым элементом в социальном аспекте сети. К концу 2004 года TheFacebook достиг миллиона активных пользователей. Тем не менее, компания все еще отслеживала тогдашнюю лидирующую социальную сеть Myspace, которая насчитывала пять миллионов пользователей.
2005 год оказался для компании ключевым. Он стал просто Facebook и представил идею «пометки» людей на фотографиях, которые были размещены на сайте. С помощью тегов люди идентифицировали себя и других на изображениях, которые могли видеть другие друзья на Facebook. Facebook также позволял пользователям загружать неограниченное количество фотографий. В 2005 году к сервису были допущены старшеклассники и студенты университетов за пределами Соединенных Штатов Америки. К концу года у него насчитывалось шесть миллионов активных пользователей в месяц.
В 2006 году Facebook открыл свое членство не только для студентов, но и для всех старше 13 лет. Как и предсказывал Цукерберг, рекламодатели смогли создать новые и эффективные отношения с клиентами. Например, в том году производитель бытовой продукции Procter & Gamble привлек 14 000 человек к участию в рекламной кампании, «выразив близость» с отбеливающим зубы продуктом. Такого рода прямое взаимодействие с потребителями в таких масштабах было невозможно до Facebook, и все больше компаний стали использовать социальные сети для маркетинга и рекламы.
Конфиденциальность остается постоянной проблемой для Facebook. Впервые она стала серьезной проблемой для компании в 2006 году, когда она представила ленту новостей (News Feed), которая состояла из каждого изменения, сделанного друзьями пользователя на своих страницах. После возмущения со стороны пользователей, Facebook быстро ввела контроль конфиденциальности, с помощью которого пользователи могли контролировать, какой контент появляется в News Feed. В 2007 году Фейсбук запустил недолговечный сервис под названием Beacon, который позволяет друзьям пользователей видеть, какие продукты они приобрели у компаний-участниц. Он провалился, потому что пользователи чувствовали, что он посягает на их частную жизнь. Действительно, опрос потребителей в 2010 году поставил Facebook в нижние 5 процентов компаний по удовлетворенности клиентов в основном из-за проблем с конфиденциальностью, и компания продолжала подвергаться критике за сложность контроля за конфиденциальностью пользователей и за частые изменения, которые она делает по отношению к ним.
С появлением Live Feed компания также начала активно конкурировать с растущей популярностью Twitter, социальной сети, которая ведет прямую трансляцию сообщений, похожих на новости от пользователей, за которыми следит пользователь. Подобно постоянному потоку пользовательских сообщений в Twitter, Live Feed автоматически отправлял сообщения от друзей на домашнюю страницу пользователя. (Live Feed был включен в новостную ленту).
Фейсбук стал мощным инструментом для политических движений, начиная с президентских выборов в США в 2008 году, когда было сформировано более 1000 групп Facebook в поддержку либо демократического кандидата Барака Обамы, либо республиканского кандидата Джона Маккейна. В Колумбии эта служба использовалась для митинга сотен тысяч людей в знак протеста против антиправительственного повстанческого движения ФАРК. В Египте активисты, протестовавшие против правительства президента Хосни Мубарака во время восстания 2011 года, часто организовывались путем формирования групп на Facebook.
Facebook рекомендовал сторонним разработчикам программного обеспечения использовать сервис. В 2006 году он выпустил свой интерфейс прикладного программирования (API), чтобы программисты могли писать программное обеспечение, которое пользователи Facebook могли использовать непосредственно через сервис. К 2009 году разработчики заработали для себя около 500 миллионов долларов через Фейсбук. Компания также получала доход от разработчиков в виде платежей за виртуальные или цифровые продукты, продаваемые через приложения сторонних разработчиков. К 2011 году платежи от одной из таких компаний, Zynga Inc., разработчика онлайн-игр, составили 12 процентов доходов компании.
9 августа 2011 года был представлен Messenger — мобильное приложение для сообщений в Facebook. Число пользователей Messenger, на сегодняшний день, превышает 1 млрд. людей.
9 апреля 2012 был куплен Instagram — приложение для обмена фотографиями для мобильных устройств. Стоимость сделки оценивалось примерно в 1 млрд. долл. наличными и акциями Фейсбук. Позже возможности Инстаграм были расширены и пользателям стало доступно размещение и просмотр видео.
Первичное размещение акций Фейсбук на Nasdaq в 2012 году
19 февраля 2014 года была закрыта сделка по приобретению WhatsApp, быстрорастущей кроссплатформенной компании по обмену мобильными сообщениями, на общую сумму около 16 миллиардов долларов, включая 4 миллиарда долларов наличными и примерно 12 миллиардов долларов акциями Facebook. В 2016 году стали возможны видеозвонки, что значительно повысило привлекательность, и в 2017 году число ежедневных пользователей WhatsApp составило 1 млрд. человек.
25 марта 2014 года было достигнуто соглашения о приобретении Oculus VR, Inc., лидера в области технологий виртуальной реальности, на общую сумму около 2 миллиардов долларов. Oculus являлся лидером в совсем молодой технологии виртуальной реальности с погружением, но вызывал большой интерес среди разработчиков, получив более 75 000 заказов на комплекты для разработки гарнитуры виртуальной реальности компании, Oculus Rift.
В мае 2015 года был запущен Internet.org — это платформа, разработанная Фейсбук совместно с шестью компаниями (Samsung, Ericsson, MediaTek, Opera Software, Nokia и Qualcomm), чтобы предоставить недорогой доступ к избранным интернет-услугам в менее развитых странах за счет повышения эффективности и содействия разработка новых бизнес-моделей по предоставлению доступа в интернет. Приложение, предоставляющее эти услуги, было переименовано в Free Basics в сентябре 2015 года.
В 2015 году число ежедневных пользователей Фейсбук достигло 1 млрд.
В 2016 году компания оказалась в центре скандала с выборами президента. Чуть позже комиссия Мюллера определила, что именно через поддельные аккаунты в Facebook и Instagram, русские хакеры, спонсируемые российскими властями, проводили компанию по дезинформации и поддержке одного из кандидатов в президенты.
В 2018 году число пользователей Facebook перевалило за 2,2 млрд. Но вместе с этим у социальной сети обнаружилось много проблем, связанных с материалами призывающими к насилию и другим противоправным действиям, размещением фейковых новостей, недействительных аккаунтов. Все эти материалы, а также поддельные аккаунты компания ищет и удаляет.
В 2019 году компания решила запустить криптовалюту под названием Libra, последняя разработка в своих усилиях выйти за рамки социальных сетей и перейти к электронной коммерции и глобальным платежам. Facebook также создал дочернюю компанию под названием Calibra, которая будет предлагать электронные кошельки для хранения, отправки и расходования средств Libra. Calibra будет подключена к почтовым платформам Facebook Messenger и WhatsApp, которые уже могут похвастаться более чем миллиардом пользователей.
Продукция и услуги.
Facebook.
Фейсбук позволяет людям общаться, делиться, узнавать и общаться друг с другом на мобильных устройствах и персональных компьютерах. Существует несколько различных способов взаимодействия с людьми в Facebook, в том числе News Feed, который отображает алгоритмически ранжированную серию сюжетов и рекламы, индивидуализированных для каждого человека.
Instagram.
Инстаграм сближает людей с людьми и вещами, которые они любят. Это сообщество для обмена фотографиями, видео и сообщениями, которое позволяет людям находить интересующие их темы.
Messenger.
Мессенджер –— это простое, но мощное приложение для обмена сообщениями, позволяющее людям общаться с друзьями, семьей, группами и организациями на разных платформах и устройствах.
WhatsApp.
WhatsApp — простое, надежное и безопасное приложение для обмена сообщениями, которое используется людьми и компаниями по всему миру для приватного общения.
Oculus.
Oculus — аппаратное и программное обеспечение, а также экосистема для разработчиков, позволяющая пользователям во всем мире объединяться и связываться друг с другом с помощью продуктов виртуальной реальности Oculus.
Facebook – история создания и успеха самой популярной социальной сети в мире
Facebook, Inc. – американская транснациональная компания, управляющая одноименной социальной сетью.
Facebook является самой популярной социальной сетью в мире. Ее аудитория в 2020 составила 2,8 млрд. активных пользователей в месяц. Для сравнения, на 2-м месте среди соцплатформ по количеству пользователей находится Youtube с 2,3 млрд. человек, а у соцсети «ВКонтакте» аудитория достигает 97 млн.
Веб-сайт компании позволяет общаться с семьей, обмениваться мнениями с друзьями, делится информацией с коллегами. Ежедневно в Фейсбуке рассылается 100 млрд. сообщений.
Продукты фирмы включают также Instagram, Messenger, WhatsApp и Oculus.
Рыночная стоимость Facebook, Inc. по данным Forbes на март 2021 составляет 583,7 млрд.$, а по данным Fortune еще больше – 768,2 млрд.$. Прибыль компании в 2020 составила 21 млрд.$, а продажи – 73,4 млрд.$. В рейтинге Forbes Global 2000 в 2020 Facebook занимает 39-ое место, а по своей рыночной стоимости – 6-ое.
Facebook входит в «большую технологическую четверку» компаний, доминирующих в кибер-пространстве (Google, Amazon, Facebook, Apple, сокращенно GAFA). Офисы компании находятся более чем в 80 городах мира, а ее основатель Марк Цукерберг является самым молодым миллиардером в истории. В списке Самых богатых американцев 2020 Цукерберг с капиталом в 85 млрд.$ на 3-м месте, а на март 2021 его состояние выросло до 96,7 млрд.$.
В чем секрет неимоверного успеха Facebook? Почему разработчик ее логотипа кусает локти, в чем уникальность корпоративной культуры фирмы, сколько получают сотрудники компании – об этом и не только в истории успеха Facebook.
У истоков создания: победителей не судят
Фирма была основана 19-летним Марком Цукербергом и его сокурсниками по Гарварду: Эдуардо Савериным (Eduardo Saverin), Дастином Московицем (Dustin Moskovitz), Крисом Хьюзом (Chris Hughes) и Эндрю Макколлумом (Andrew McCollum). Четверых из этой пятерки издание Business Insider называет «забытыми основателями», никто из бывших сокурсников Цукерберга в Фейсбук уже не работает.
Сайт под названием «TheFacebook» заработал 4 февраля 2004, эта же дата является днем учреждения компании. Имя ресурс получил от названия книг с изображениями первокурсников и их родных городов, которые раздаются студентам, и дословно переводится с английского как «книга лиц». Уже к сентябрю 2004 сайт избавился от определенного артикля «the» и стал просто facebook.
Ресурс предназначался для общения студентов Гарварда, и его запуск был омрачен скандалом. Студенты-старшекурсники Дивья Нарендра и братья-близнецы Кэмерон и Тайлер Уинклвоссы обвинили Цукерберга в краже их идеи, которая заключалась в создании уникальной закрытой площадки для общения гарвардских студентов. Старшекурсники заявили, что они наняли Марка для разработки их сайта, вместо чего тот запустил собственный схожий внутриуниверситетский проект.
Обиженные братья Уинклвоссы подали на Цукерберга иск, так же поступил и Саверин, доля акций которого в 2005 была урезана с 34% до 0,03%. Судебные разбирательства были закрытыми, и после них участники подписали соглашение о неразглашении. И хотя Цукерберг убежден, что «человек, сколотивший удобный стул, не должен платить всем, кто делает стулья», выписать чек все же пришлось. Близнецы получили компенсацию в размере 65 млн.$ (45 млн.$ братья забрали акциями компании), а Саверину суд подтвердил право на владение 5% акций Facebook (сейчас владеет 1,88 % ценных бумаг).
Забытый сооснователь Facebook Эдуардо Саверин
Книга Бена Мезрича «Миллиардеры поневоле: альтернативная история создания Facebook» (2009), по которой был снят фильм «Социальная сеть» (2010), повествует об основании компании. Книга позиционируется как документальная, но поскольку участники судовых исков связаны соглашением о неразглашении, часть диалогов выдумана.
Цукерберг считает, что в фильме «Социальная сеть» его показали «несколько большим козлом, чем в книге»
Простота использования и доступность фоток принес новому ресурсу небывалую популярность. Набирающий обороты бизнес потребовал дополнительных капиталовложений, и 1 июня 2004 компания переехала в Пало-Альто для поиска бизнес-ангелов. Цукерберг случайно познакомился с Шоном Паркером, сооснователем файлообменной сети Napster, который представил его соучредителю PayPal Питеру Тилю. Тиль инвестировал в проект 500 тыс.$, и в Гарвард Цукерберг уже не вернулся. В декабре 2004, менее чем год спустя после запуска, сайт достиг миллиона активных пользователей.
История развития компании
Ключевые этапы до выхода на биржу
Ресурс развивался бешеными темпами. Созданный изначально лишь для студентов Гарварда, сайт вскоре объединил студентов других колледжей,
и к 1 декабря 2004 достиг 1 млн. активных пользователей. Для справки, активные пользователи – это те, кто заходил в Facebook в течение последних 30 дней.
В сентябре 2004 была запущена стена Facebook – площадка для сообщений на персональной странице, а два года спустя состоялся запуск новостной ленты.
С 26 сентября 2006 Facebook расширил регистрацию, теперь любой желающий старше 13 лет мог зарегистрироваться на сайте. С 1 апреля 2006 ресурс стал доступен для мобильных устройств. Мобильная доступность Facebook позволила быстро заявить о своих правах на онлайн-рынках, таких, как Индия.
В мае 2007 состоялся старт Facebook Platform,набора услуг и инструментов для сторонних разработчиков, а с 22 июня 2007 на сайте стало доступно видео.
В апреле 2008 появился чат Фейсбук, а в мае 2008 компания анонсировала сервис, позволяющий пользователям Facebook заходить на другие сайты, используя свой логин и пароль от профиля.
9 февраля 2009 может считаться днем рождения кнопки «лайк».
Кнопка «нравится» появилась в Фейсбук в 2009
21 июля 2010 сайт достиг 500 млн. активных пользователей. В августе заработал проект Facebook Places – рекомендательный каталог интересных и мест города и местности.
9 августа 2011 начал работу Messenger – приложение обмена мгновенными сообщениями. В сентябре появилась Timeline Facebook – Хроника, позволяющая пролистывать посты у себя на странице или в сообществе.
4 октября 2012 Фейсбук отчитался о более 1 млрд. активных пользователей, что сделало его первой соцсетью, которая достигла этого.
IPO: масштабное и провальное
Выход на биржу состоялся в пятницу 18 мая 2012, это было одно из самых ожидаемых IPO в истории. В первый день торгов одна ценная бумага Facebook стоила 38$. Пиковая рыночная капитализация составила более 104 млрд.$, что послужило поводом назвать выход на биржу Facebook крупнейшим в области технологий. В результате первичного размещения акций было привлечено 16 млрд.$, что сделало его 3-м по величине в американской истории.
Но не все было гладко. В день выхода на биржу, площадка фондовой биржи NASDAQ имела многочисленные технические сбои, не позволяющие получать информацию о курсе акции и препятствующие прохождению заказов.
Развитие после IPO
К августу 2015 сайт насчитывал 1 млрд. пользователей, которые ежедневно заходят на Facebook, а в июне 2017 их было уже 2 млрд.
В феврале 2016 на сайте появилась возможность не только ставить «лайк», но и другие эмоциональные реакции.
4 декабря 2017 появилась упрощенная версия «взрослого» мессенджера Messenger Kids (доступно на территории США), предназначенная для тех пользователей, кому не исполнилось 13 лет.
18 июня 2019 был анонсирован цифровой кошелек Calibra (с 2020 называется Novi), предназначенный для хранения и обмена цифровой валютой.
В 2020 Facebook занял 6-ое место рейтинга Financial time Процветание в условиях пандемии: 100 крупнейших компаний.
Не смотря на то, что малый бизнес урезал бюджет на рекламу, это компенсировалось резким ростом числа показов рекламных объявлений. Ведь уровень вовлеченности пользователей Facebook существенно возрос – люди в условиях карантинных ограничений больше обычного залипали в соцсети.
В 2020 торговая марка Facebook была оценена Forbes в 70,3 млрд.$ и заняла 5-ое место глобального рейтинга Самые ценные бренды мира. Другие издания оценивают ТМ «Фейсбук» еще дороже: Visualcapitalist в 79 млрд.$ (7-ое место списка Самые ценные бренды мира 2020), Brand Finance – в 81,5 млрд.$ (7-ое место Brand Global 500 2021).
Ресурс CoreBrand разместил компанию на 11-м месте в ТОП-100 Самых влиятельных брендов мира 2020, аInterbrand – на 13-м месте рейтинга Лучших мировых брендов.
Логотип Facebook: «50 оттенков синего»
Логотип Фейсбук довольно прост: содержит название сайта и выполнен в сине-белой гамме.
Белый шрифт на синем прямоугольнике – простое изображение торговой марки является одним из самых узнаваемых в мире
Когда Фейсбук начал выходить за рамки университетского чата, для разработки логотипа был приглашен Майк Баззард (Mike Buzzard). Дизайнер использовал шрифт на базе Klavika, и сине-белые цвета. Строчное написание названия компании должно было подчеркнуть простоту и отсутствие формализма.
Цветовая гамма выбиралась целенаправленно, что было связано с особенностями зрения Марка Цукерберга, у которого дейтеранопия, одна из форм дальтонизма. В силу этого он не различает зелено-красную гамму, но легко определяет оттенки синего. К тому же синий цвет, по данным маркетинговых исследований, ассоциируется у потребителей с технологичностью и чистотой. Не зря он встречается в логотипах таких успешных брендов, как Samsung, BMW, Ford, GE, HP, Intel, IBM, Nasa, Walmart, PayPal.
Дизайнеру за работу предложили долю фирмы, но он отказался. С учетом нынешней стоимости акций Facebook, это было недальновидное решение.
Со дня создания изображение торговой марки изменялось минимально, в логотипе не существенно изменяли шрифт и оттенок синего.
Приток мобильных устройств потребовал дополнительную логотип-иконку.
Маленький символ F, который мы видим на домашней странице Facebook, означает первую букву названия компании
В новом логотипе используется полное название, а не сокращенная буква. Шрифт фирменного знака зависит от платформы: на ПК используется Tahoma, в Apple Lucida Grande, для iOS Helvetica Neue, на Android – Roboto.
Основные направления деятельности и доходы Facebook
Facebook разрабатывает технологии, которые облегчают обмен информацией, фотографиями, ссылками на веб-сайты и видео.
В дополнение к одноименной соцсети, материнская компания Facebook Inc. владеет социальной сетью Instagram, приложениями для обмена сообщениями Messenger и WhatsApp, и платформой виртуальной реальности Oculus.
Дочерние направления были приобретены Facebook и сейчас так же успешны, как и сама материнская компания. В рейтинге самых популярных социальных сайтов, из первых пяти строчек компания со своими приложениями занимает четыре.
Наиболее используемые социальные медиа в 2020 / данные Statista
Facebook Inc. является материнской компанией для приложений Fаcebook, Messenger, Instagram, WhatsApp, Oculus VR
Компания не предоставляет разбивку того, сколько прибыли приносит каждое из направлений деятельности.
Основной доход Facebook Inc. получает за счет рекламы (с использованием баннерной рекламы, реферального маркетинга и простых видеоигр). Фейсбук обслуживает более 7 млн. рекламодателей. Согласно финансового отчета за 2020, прибыль от рекламы составила более 84 млрд.$ (в 2019 70,7 млрд.$). Около 55% дохода Facebook генерирует за пределами США, бОльшая часть международного бизнеса поступает от клиентов из Западной Европы, Австралии, Бразилии, Канады и Китая.
Facebook – это гигантская социальная сеть, которая позволяет пользователям обмениваться мнениями, идеями, фотографиями, видео в Интернете. Платформа позволяет сторонним разработчикам создавать приложения, которые интегрируются с Facebook.
Ежедневные активные пользователи платформы на декабрь 2020 составили 1,84 млрд. (на 11% больше, чем в 2019).
Регистрация на Фейсбук бесплатная и доступна всем, кому исполнилось 13 лет
В Индии насчитывается более 320 млн. пользователей Facebook, что делает ее лидирующей страной по размеру аудитории (в США 190 млн., Индонезии 140 млн., Бразилии 130 млн.).
Распределение пользователей Facebook по полу и возрасту / данные Statista на январь 2021
98% активных пользователей заходят в учетную запись преимущественно с мобильных устройств.
Около 81% аудитории получает доступ к веб-сайту Facebook только через мобильный телефон
Одним из самых популярных приложений, загруженных через Google Play, является Facebook Lite, облегченная версия ресурса, полезная при медленном интернет-соединении.
Messenger
2 марта 2011 компания приобрела сервис обмена сообщениями Beluga, основанный в 2010 (сумма сделки не разглашается). Новое приобретение помогло усовершенствовать технологию, которая впоследствии воплотилась в службе обмена сообщениями Messenger.
За счет покупки Messenger Facebook расширил портфолио и устранил потенциального конкурента
Instagram: главная «дочка» Фейсбука
Instagram – мобильная социальная сеть для обмена фото и видео. Приложение было создано Кевином Систромом (Kevin Systrom) и Майком Кригером (Mike Krieger) и запущено в октябре 2010. 9 апреля 2012 Facebook выкупил Instagram за 1 млрд.$.
После поглощения, Facebook принял решения развивать Instagram независимо от основной платформы
В феврале 2013 было заявлено о том, что более 1 млн. пользователей используют Инстаграм каждый месяц. Пять лет спустя к июню 2018 ресурс достиг миллиарда активных пользователей в месяц.
Самую большую долю аудитории составляют пользователи от 25 до 34 лет. 1-ое место по аудитории принадлежало США, где в 2020 насчитывается свыше 130 млн. пользователей (в Индии 100 млн.).
По некоторым оценкам, Instagram приносит больше доходов от рекламы, чем материнская компания. В 2020 стоимость Инстаграм выросла на 58%.
WhatsApp – мобильный мессенджер, разработанный бывшими сотрудниками Yahoo! Брайаном Эктоном (Brian Acton) и Яном Кумом (Jan Koum) и запущенный в 2009. 19 февраля 2014 Фейсбук выкупила компанию WhatsApp Inc. за 19 млрд.$.
На момент приобретения, WhatsApp насчитывал более 400 млн. активных пользователей в месяц, что делало ее быстрорастущим конкурентом. Компания снова поглотила соперника, сделав его дочерним предприятием.
WhatsApp – сервис обмена сообщениями и звонками
На протяжении большей части своей истории приложение позволяло отправлять сообщения и совершать звонки бесплатно, независимо от местоположения.
Oculus VR
25 марта 2014 Фейсбук купила Oculus VR, компанию по производству оборудования и программного обеспечения. Сумма сделки составила 2 млрд.$.
Oculus VR, основанная в 2012, занимается технологиями виртуальной реальности
.Facebook обеспечил Oculus VR мгновенное присутствие на рынке виртуальной реальности
В июне 2015 были презентованы очки виртуальной реальности Oculus Rift, в сентябре 2018 вышел шлем игровой реальности Oculus Quest, в марте 2019 появились очки дополненной реальности Oculus Rift S, которые обладали более широким полем зрения, чем предыдущая версия.
«Дополненная реальность – это создание ощущения присутствия; чувства, что вы находитесь рядом с другим человеком или в другом месте», – сообщает Цукерберг. «Вместо устройств, уводящих нас от окружающих, новая платформа поможет больше общаться друг с другом».
Среди дочерних предприятий Фейсбук значится также компания мобильной веб-аналитики Onavo, приобретенная в октябре 2013. В рамках бизнес-стратегии, Facebook Inc. планирует продолжать расширять портфолио и вкладывать средства в новые дочерние фирмы, продукты и технологии.
Руководители Фейсбук
Основатель компании Марк Цукерберг занимает пост председателя и генерального директора. Он отвечает за определение общего направления и стратегии продуктов компании. В среднем, СЕО Facebook зарабатывает 6 млн.$ в день.
В 2019 он занял 3-е место в списке Инновационный лидер США 2019, следом за Джеффом Безосом и Илоном Маском, которые разделили между собой 1-ое место.
Гендиректор Фейсбук Марк Цукерберг на саммите сообществ Facebook 2019
Руководить компанией помогает Шерил Сэндберг (Sheryl Sandberg), которая является главным операционным директором и курирует бизнес-операции.
Шерил Сэндберг – главный операционный директор Фейсбук
Разнообразная команда: «все включено»
Согласно Forbes, в компании работает 44,9 тыс.человек. Однако отчет Facebook за 2020 приводит иную численность персонала – 58,6 тыс., что на 30% больше, чем в 2019. Лишь в одном головном офисе в Менло-парке трудятся около 10 тыс. сотрудников. Увеличение коллектива – очередной показатель, что в компании дела идут хорошо. Весь персонал компании в поте лица трудится над тем, чтобы сайт «не позволил вам отойти от монитора».
Итак, кто же работает на гигантскую соцсеть?
Facebook придерживается принципа разнообразия и инклюзивности. Это означает, что в своем штате корпорация стремится представить людей всех групп (женщины/мужчины, национальность, возраст, опыт работы). Такая политика действует везде, начиная с Совета директоров и заканчивая простыми сотрудниками. Компании важно, чтобы сотрудники отражали все разнообразие людей, ведь это помогает отвечать потребностям таких разных клиентов.
Facebook известна тем, что в свой штат нанимает первоклассных специалистов.На заре становления компании, Цукерберг отмечал: «Мы приобретали таланты, что, по-моему, одна из лучших вещей, которые можно было сделать». Технический персонал в Facebook является элитой: инженеры и программисты имеют привилегии перед, к примеру, маркетологами. Каждый из руководителей обязан пройти экзамен по программированию, чтобы разбираться в том, чем занимаются подчиненные.
Кандидатов отбирают по принципу: ум, увлеченность, генерирование идей, лояльность команде. Ресурс LinkedIn отмечает, что менеджеры по найму на собеседовании в Фейсбук спрашивают: «В тот день, когда придя вечером домой вы думаете, что у вас лучшая работа в мире – что бы вы делали в этот день?».
В Фейсбуке мечтают работать, чему способствует особая динамичная корпоративная культура: организация хакатонов (форумы для разработчиков), веселые выездные мероприятия, возможность диалога с руководством. В рейтинге CNBC 25 Самых привлекательных мест работы в США Facebook находится на 2-м месте, а в списке Linkendin 10 крупнейших компаний, в которых хотят работать американцы – на 2-м после Alphabet (Google).
«Удивительно, что с первого дня ваш голос имеет значение», – делится впечатлениями сотрудница компании. Каждый работник должен знать свои задачи и задачи отдела, и даже новичок должен быть нацелен на результат.
Facebook делает акцент на автономии и свободе внутри компании. Вместо бюрократической переписки здесь проводятся открытые дискуссии. Между теми, кто принимает решения, и теми, кого они касаются, налажен доверительный диалог. Доверие – основа корпоративной культуры.
Компания вкладывает средства в обучение персонала, и прививает необходимые предпринимателю навыки (умение рисковать, отвечать за решения). Facebook является хорошей стартовой площадкой для последующего открытия своего дела, поэтому ее коллектив часто обновляется.
В отзывах сотрудники поют работодателю дифирамбы: «здесь признают и ценят упорный труд», «много ресурсов для введения больших изменений», «есть возможности учиться и расти». Facebook занимает 10-ую строчку списка Самые привлекательные места для стажировки США 2021.
Из приятных бонусов для сотрудников – обширный кампус, бесплатная еда и напитки, бесплатная химчистка, площадки для игр и др.
Дом Facebook: штаб-квартира компании
Штаб-квартира Фейсбук обосновалась в Менло-Парке, штат Калифорния, США.
За историю существования компании ее головной офис побывал в разных местах. Первые месяцы базировался в комнате общежития Цукерберга, далее в арендованном в Пало-Альто доме. Инвестиции Питера Тиля спровоцировали открытие первого официального офиса на Emerson Street в центре Пало-Альто, а в 2009 фирма съехала на улицу 1601 California Avenue.
В 2011 2 тыс. сотрудников компании переехали в Менло-Парк в отремонтированные здания бывшего кампуса Sun Microsystems. Теперь эта рабочая зона известна как Восточный кампус Facebook.
Головной офис, вид сверху / Источник Facebook
Штаб-квартира Facebook не похожа ни на один другой офис и является самым настоящим городком для работников. Дизайн кампуса – с невысокими зданиями, уютным центральным двориком, зелеными террасами и зонами общего пользования – способствует общению и позволяет чувствовать частью сообщества. Здесь отсутствует стандартная вертикальная структура крупных корпораций с гендиректором на верхнем этаже небоскреба.
В невысоком обширном кампусе сотрудники чувствуют себя равными