Что значит прости приимше

Что значит прости приимше

ПО ЧИНУ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТАГО.

По изданию: О. П., С.-ПЕТЕРБУРГ, 1898, Типография П. П. Сойкина, Стремянная, 12.

Под именем Литургии обыкновенно понимается не только самое богослужение евхаристии, но и приготовительная к нему служба проскомидии, имеющая особый начальный возглас и свой отпуст. Так как эта служба совершается не вслух молящегося народа, то составительница настоящей книжки, поставив своею задачею дать пособие молящемуся к разумному участию в молитвах литургии, ограничила свой труд объяснением лишь тех частей литургии, которые совершаются вслух молящихся, т. е. литургию оглашенных и верных.

По прочтении «Часов», и вслед за окончанием тайно (не вслух народа) совершенной «проскомидии», начинается часть литургии, называемая Литургиею Оглашенных, потому что при совершении ее могли присутствовать и оглашенные, т. е. готовившиеся к принятию Крещения, еще не удостоившиеся сего Св. Таинства. Литургия начинается при затворенных Царских дверях, но с открытою завесою; диакон выходит на амвон и просит благословения священника для начала службы, на что священник отвечает громким возгласом, в котором он прославляет царство Святой Троицы, — царство мира, правды и света, которое Христос принес на землю.

Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.

От имени молящихся, певчие отвечают: Аминь, а диакон произносит Ектению. Ектения — слово греческое. Так в службах церковных называется ряд протяжно произносимых прошений, разделенных между собою пением:

Господи, помилуй или: подай, Господи.

Первая ектения на Литургии называется Великой, потому что она самая пространная. Диакон начинает ее словами:

1. Миром Господу помолимся.

Певчие: Господи, помилуй.

Приступая к этой молитве, пусть каждый сперва заглянет в свое сердце и очистит его от всего грешного, всего постороннего.

Без любви не может быть в нас мира. Поэтому необходимо полное взаимное примирение со всеми; и тогда уже обратимся к Господу не раздвоенно, не на половину, но всем своим существом.

(Матф. 6, 14, 15; 12,30 и 21,22. Марк. 10, 21, 22. Лук. 16,13).

Какая — первая и важнейшая потребность для слабого, грешного человека? Какое высшее благо, с которым все легко перенести и без которого ни что не имеет цены?

2. О Свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.

который превыше всякого ума

Но с Господом все послужит на пользу и приведет ко спасению нашему, ибо: Любящим Бога все содействует ко благу.

3. О мире всего мира, благосостоянии святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся.

Здесь мы просим, чтобы Господь удалил от людей всякие смуты, раздоры и войны, — все, что нарушает любовь и что несогласно с духом Христовым, — чтобы Он умиротворил всех между собою, чтобы Он взял под Свою защиту те церкви и тех членов ее, которые находятся в опасности, за имя Христово, — вернул бы на истинный путь заблудших овец, и в каждом сердце зажег бы чистый огонь веры и любви к Нему, согревающий и освещающий все вокруг себя

О Господи, Пастырь добрый, положивший душу Свою за овец Своих! — собери всех нас вокруг Себя в одно стадо, дай нам помнить, что все мы члены Твоего Тела, как бы ни были различны пути наши на земле!

Утверди в нас то чудное единство, о котором Ты молился, говоря:

«Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты мне дал, чтобы они были едино, как и Мы»

Да выражается эта живая связь между всеми членами церкви христианской в любви и взаимопомощи, дабы каждый, по своим дарованиям, мог потрудиться для достижения одной общей всем нам цели: — служения Христу и Спасителю нашему к утверждению царства Его на земле.

4. О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

От общего к частному: теперь переходим к молитве о храме, в котором собраны мы и наши братия, как часть церкви Христовой.

И самое здание храма нуждается в помощи Божией к поддержке его, а еще более верующие, в нем собирающиеся, нуждаются в дарах благодати Божией.

Помолимся же о возрастании их в вере и усердии к Богу, о ниспослании ответа на молитву их, о приведении и других к настоящей молитве, едиными устами и единым сердцем; обратимся к Отцу Небесному, чтобы не повторилось то, что было однажды в Галилее, когда холодность и неверие людей остановили Самого Сына Божия в Его деле помощи и спасении их.

В следующих четырех прошениях верующие молятся о пастырях своих, о высшем духовном начальстве, обо всех служащих в церкви; затем, о Государе и Семье Его, и просят Бога благословить их всех Своею помощью на их трудном и высоком поприще, требующем так много мудрости и самоотвержения.

9. О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

При этом прошении невольно вспоминается один рассказ из Ветхого Завета, свидетельствующий о великом милосердии Бога и о силе молитвы праведника пред Ним. Когда Содом и Гоморра так сильно прогневали Господа своим беззаконием, что, как выражается Св. Писание: великий вопль на жителей их дошел до Престола Бога, — и Он решился стереть с лица земли эти города со всеми их жителями. Тогда приступил к Нему верный слуга Его Авраам и стал молить Его о помиловании жителей, если только найдется между ними некоторое число праведников.

Господь обещал ему пощадить всех, если окажется хотя бы 10 праведников среди их. Но не нашлось и 10-ти. И, выведя Лота с его семьей для спасения их, Бог послал серный огонь на Содом и Гоморру, и уничтожил оба города и все, что было в них.

Будем вспоминать об этом страшном примере, когда церковь называет в молитве верою живущих людей. Ими держится и теперь, может быть, участь многих; и Господь милует грешный город и село ради тех немногих Своих верных слуг, молитвы которых не умолкают, и жизнь которых свидетельствует об их вере. Будем просить, чтобы умножились эти праведники, верою живущие, светочи среди тьмы греха, и сами пойдем по их стопам, чтобы Господь в Своем милосердии отложил заслуженное нами наказание.

10. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных Господу помолимся.

О благоприятной погоде для урожая, о процветании всего, что необходимо для земной жизни людей, и о мире и безмятежии в природе.

11. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся.

Велики и разнообразны страдания людей, и нет места на земле, откуда бы не раздавались стоны и мольба о помощи. Сколько гибнущих на море, сколько тоскующих по родине на дальней чужбине, умирающих там в одиночестве среди чужих, сколько и старых, и молодых страдальцев, годами прикованных к постели в мучительной болезни! Как много людей, томящихся в тюрьмах: кто под тяжестью совершенного преступления, кто неправильно осужденным, и неимеющим возможности доказать свою невинность!

О Боже милосердый, любящий Отец! будь им всем близок в эти горькие минуты, открой сердечные глаза их, чтобы они познали Тебя, чтобы они вкусили и увидели, как благ Господь; — чтобы разнообразные призывы Твои были ими услышаны и поняты, и привели бы их, кающимися к Твоим ногам; чтобы таким образом открылась уму их та мудрая цель, для которой Ты признал нужным назначить для каждого тот именно крест, который возложен на него! И кто бы и где бы ни были все эти несчастные, — молим Тебя ускорить Твою помощь, принести им Твое несравненное, богатое утешение.

Источник

ОБЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ по чину Иоанна Златоустаго (7 стр.)

По окончании Причастия священника и пения причастного стиха, завеса открывается, Царские двери отверзаются и диакон, вынося в руках Чашу, становится в Царских вратах лицом к народу и говорит:

Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам.

Причастники становятся ближе к Царским дверям на солею, и слушают молитву Иоанна Златоуста, которую читает священник, стоя подле Чаши, в Царских дверях:

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живого, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз.

Признаю и громко исповедую, Господи, что Ты истинный Сын Божий, Иисус Христос, Который сошел на землю, чтобы принести спасение грешникам, из числа которых я чувствую себя самым грешным.

Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.

Верю также, что это есть самое истинное Тело Твое и самая святая Кровь Твоя, и прошу Тебя, Господи, помилуй меня и прости мне все мои грехи сознательные и бессознательные: на словах ли, в делах ли моих, с намерением, или без намерения, все мне прости, и удостой меня причаститься пречистых Твоих Таинств, чтобы чрез них получить очищение от грехов и вечное блаженство.

Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Пречистых Твоих Таинств, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Да не послужит же в мое осуждение принятие мною, недостойным, Святых Твоих Таинств, Господи, но пусть силою Твоею через них моя душа омыта будет от греха, и тело очищено от всякой болезни. Аминь.

Крестообразно сложив руки на груди, приступают тогда, поочереди, причащающиеся к Св. Чаше, и священник дает каждому из лжицы Тела и Крови Христовых, называя по имени причастника, со словами: «во оставление грехов и в жизнь вечную».

Приложившись в краю Потира, причастники запивают теплотой, поставленной с просфорами на отдельном столике, и тихо отходят к своему месту.

Да будет же эта великая минута началом новой жизни для нас, в истинном и прочном единении с Господом!

Прощенные и омытые от греха, тем крепче припадем к Нему, нашему Спасителю, вспоминая молитву Его в Гефсиманском саду, борьбу праведной души его в эту мучительную ночь, Его покорность воле Отца и любовь, ради которой Он принес Себя в жертву за нас, за кресте: твердо и искренно решимся оставаться отныне верными Ему.

А что сказать о том, кто равнодушно подходит к Тайной Вечери и, как предатель Христов, вкусив Его вечери, возвращается снова к прежней жизни, далекой от Него!? Не только он лишает себя тех неизреченных благ, которые изливаются на искренних христиан в Причастии, но, как говорит Апостол Павел:

суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господа

Это и есть лобзание Иуды и лицемерие фарисеев: О, Господи, не попусти нас до этого греха, удержи нас при Себе, зажги и не дай более в нас погаснуть огню веры и любви!

Вынос Св. Даров для причащения символически представляет нам явление воскресшего Иисуса Христа. После Причастия священник и диакон отходят в алтарь и ставят Потир на престол, влагая в него все остальные части, вынутые во время Проскомидии из просфор в память живых и умерших, с молитвою, чтобы Господь простил грехи всех тех, за кого была принесена жертва. После этого священник выходит из алтаря, благословляя народ словами:

Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое,

а верующие радостно восклицают:

Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть.

Благословен Бог наш,

начатый в алтаре, громко говоря:

всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

После чего он относит Потир на жертвенник. Это явление Св. Даров в последний раз напоминает нам о вознесении Спасителя и об утешительных словах Его:

«и се Аз с вами во все дни, до скончания века. Аминь»

IV. Последняя часть Литургии Верных начинается хвалебною песнью:

Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным, бессмертным и животворящим Тайнам: соблюди нас в Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Наполни нас, Господи, такой благодарностью, за полученную от Тебя Божественную, вечную, душу возрождающую благодать Твою, чтобы громкая хвала Тебе излилась из уст наших от избытка сердца. Не дай нам утратить ее чрез нашу рассеянность и равнодушие, но напротив, удержи нас при Себе, в Твоей Святыне, чтобы по возвращении домой, мы бы продолжали поучаться правде Твоей. Слава Тебе.

После того диакон выходит из алтаря и говорит несколько прошений малой ектении, начиная с благодарности за полученное Причастие, и напоминания нам о необходимом посвящении себя Господу.

Прости, приимше Божественных, святых, пречистых, бессмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Таин достойно благодарим Господа.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

После малой ектении, священник складывает Антиминс, благословляет его Евангелием и громко говорит:

Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

С миром изыдем.

На что молящиеся просят его еще раз благословить их до выхода:

О имени Господни.

Тогда священник выходит за амвон и читает молитву, по месту чтения называемую: «заамвонною».

Источник

Что значит прости приимше

Что значит прости приимше. Смотреть фото Что значит прости приимше. Смотреть картинку Что значит прости приимше. Картинка про Что значит прости приимше. Фото Что значит прости приимшеЧто значит прости приимше. Смотреть фото Что значит прости приимше. Смотреть картинку Что значит прости приимше. Картинка про Что значит прости приимше. Фото Что значит прости приимшеЧто значит прости приимше. Смотреть фото Что значит прости приимше. Смотреть картинку Что значит прости приимше. Картинка про Что значит прости приимше. Фото Что значит прости приимше

После приглашения оглашенным удалиться из храма, произносятся две краткие ектении и поется Херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды) «.

По-русски эта песнь читается так: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!» Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе — таинственно изображая или таинственно представляя из себя; животворящей — жизнь дающей; припевающе — воспевая; отложим — оставим; житейское попечение — заботу о житейском; яко да — чтобы; подымем — поднимем, прославим; дориносима — торжественно носимого, прославляемого ( «дори» — слово греческое и значит копье, так что «дориносима» значит копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить ларей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, причем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми — ангельскими чинами; аллилуиа — хвала Богу.

Далее идет следующая часть Литургии верных.

По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» и «пийте от нея вси» в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста).

Источник

Ектения

Екте­ния́ (от греч. ἐκτενὴς (ἱκεσία) (про­тя­жен­ное, сугу­бое (моле­ние)) – назва­ние особой формы сов­мест­ного моле­ния на цер­ков­ных бого­слу­же­ниях, когда диакон (или свя­щен­ник, если нет диа­кона) воз­гла­шает опре­де­лен­ные молит­вен­ные про­ше­ния, а хор, на каждое про­ше­ние, отве­чает (поёт) «Гос­поди, поми­луй» или «Подай, Гос­поди».

Что значит прости приимше. Смотреть фото Что значит прости приимше. Смотреть картинку Что значит прости приимше. Картинка про Что значит прости приимше. Фото Что значит прости приимше

Окан­чи­ва­ется екте­ния воз­гла­сом свя­щен­ника. Екте­ния бывает несколь­ких видов: вели­кая – начи­на­ется сло­вами «Миром Гос­поду помо­лимся»; сугу­бая, т.е. уси­лен­ная, – начи­на­ется: «Рцем вси, от всея души…», с трое­крат­ным «Гос­поди, поми­луй» на каждое про­ше­ние (начи­ная с тре­тьего); про­си­тель­ная – в ней про­ше­ния закан­чи­ва­ются пением «Подай, Гос­поди» и малая – состоит только из трех про­ше­ний и начи­на­ется сло­вами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»).

Кроме этих видов, есть еще екте­ния об огла­шен­ных, про­из­но­си­мая на литур­гии, екте­ния об умер­ших – т.н. заупо­кой­ная, и екте­ния с осо­быми про­ше­ни­ями, про­из­но­си­мые при совер­ше­нии таинств и иных чино­по­сле­до­ва­ний. Каждое молит­вен­ное про­ше­ние екте­нии сопро­вож­да­ется крест­ным зна­ме­нием и пояс­ным покло­ном.

«Екте­ния – молитва совер­шенно осо­бого харак­тера. Она рас­счи­тана на воз­можно мень­шее утом­ле­ние вни­ма­ния, на посто­ян­ное воз­буж­де­ние его. Ввиду этого цель­ная молитва делится на ряд крат­ких отры­воч­ных про­ше­ний, кото­рые пре­ры­ва­ются пением еще более крат­ких молит­вен­ных вос­кли­ца­ний «Гос­поди, поми­луй», «Подай, Гос­поди».

Назва­ние этой молитвы «екте­ния», εκτενή – напря­жен­ное, при­леж­ное моле­ние, в гре­че­ских бого­слу­жеб­ных книгах, впро­чем, усво­я­ется только так назы­ва­е­мой у нас «сугу­бой екте­нии»; екте­ния же вообще назы­ва­ется там συναπτή (под­ра­зу­ме­ва­ется ευχή) – состав­ная молитва.

Назва­ние екте­нии усво­ено этого рода молит­вам потому, что они явля­ются осо­бенно усерд­ными молит­вами, воз­но­си­мыми от всех веру­ю­щих. С целью при­вле­че­ния к уча­стию в них всех они про­из­но­сятся не свя­щен­ни­ком, лицом, по пер­во­на­чаль­ному обычаю, пре­клон­ного воз­раста («пре­сви­тер»), а диа­ко­ном, почему екте­ния в древ­них памят­ни­ках бого­слу­же­ния назы­ва­лась τα διακονικά, «диа­кон­ства».

Ввиду же того, что диакон не явля­ется свя­щен­но­дей­ству­ю­щим лицом в соб­ствен­ном смысле, екте­ния состав­ля­ется не в соб­ственно молит­вен­ных выра­же­ниях, а в выра­же­ниях, при­гла­ша­ю­щих к молитве и ука­зы­ва­ю­щих пред­меты ее. Но по вре­ме­нам (на вели­кой екте­нии в конце, в послед­нем про­ше­нии, а на сугу­бой и про­си­тель­ной в начале) это при­гла­ше­ние к молитве воз­вы­ша­ется до насто­я­щей молитвы («Заступи, спаси…», «Поми­луй нас, Боже…»)».

Во время Бого­слу­же­ния мы часто слышим ряд молит­вен­ных про­ше­ний, про­из­но­си­мых про­тяжно, мед­ленно, воз­гла­ша­е­мых диа­ко­ном или свя­щен­ни­ком от лица всех моля­щихся. После каж­дого про­ше­ния хор поет: «Гос­поди, поми­луй!» или «Подай, Гос­поди». Это так назы­ва­е­мые екте­нии, от гре­че­ского наре­чия екте­нос – «усердно».

Екте­нии раз­де­ля­ются на несколько видов:

Вели­кая екте­ния

Сокра­щен­ная вели­кая екте­ния

Вели­кая екте­ния состоит из 12 про­ше­ний или отде­лов.

1. Миром Гос­поду помо­лимся.

Это значит; При­зо­вем на наше молит­вен­ное собра­ние мир Божий, или бла­го­сло­ве­ние Божие и под сению лица Божия, с миром и любо­вью к нам обра­ща­е­мого, при­сту­пим к моле­ниям о наших нуждах. Равным обра­зом и молиться будем в мире, про­стивши вза­им­ные обиды ( Мф.5:23-24 ).

2. О свыш­нем мире и спа­се­нии душ наших, Гос­поду помо­лимся.

«Мир свыш­ний» – это мир земли с небом, при­ми­ре­ние чело­века с Богом или полу­че­ние от Бога про­ще­ния в грехах чрез Гос­пода нашего Иисуса Христа. Плодом же про­ще­ния грехов или при­ми­ре­ния с Богом, служит спа­се­ние наших душ, о чем мы также молимся во втором про­ше­нии Вели­кой екте­нии.

3. О мире всего мира, бла­го­сто­я­нии святых Божиих церк­вей и соеди­не­нии всех, Гос­поду помо­лимся.

В тре­тьем про­ше­нии мы молимся не только о соглас­ной и друж­ной жизни между людьми на земле, не только о мире всей все­лен­ной, но и мире, более широ­ком и более глу­бо­ком, это: мир и согла­сие (гар­мо­ния) во всем мире, в пол­ноте всех Божиих тво­ре­ний (неба и земли, моря и «вся яже в них», анге­лов и чело­век, живых и умер­ших).

Второй пред­мет про­ше­ния; бла­го­сто­я­ния, т.е. спо­кой­ствие и бла­го­по­лу­чие святых Божиих церк­вей или отдель­ных пра­во­слав­ных обществ.

Плодом и след­ствием про­цве­та­ния и бла­го­ден­ствия пра­во­слав­ных обществ на земле будет обшир­ное нрав­ствен­ное еди­не­ние: согла­сие, друж­ное воз­ве­ще­ние славы Богу от всех стихий мира, от всех оду­шев­лен­ных существ, будет такое про­ник­но­ве­ние «всего» высшим рели­ги­оз­ным содер­жа­нием, когда будет Бог «совер­шенно во всем» ( 1Кор.15:28 ).

4. О святом храме сем, и с верою, бла­го­го­ве­нием и стра­хом Божиим вхо­дя­щих в он, Гос­поду помо­лимся.

Бла­го­го­ве­ние и страх Божий выра­жа­ются в молит­вен­ном настро­е­нии, в отло­же­нии житей­ских попе­че­ний, в очи­ще­нии сердца от вражды и зави­сти. С внеш­ней сто­роны бла­го­го­ве­ние выра­жа­ется в телес­ной чистоте, в при­лич­ной одежде и в воз­дер­жа­нии от раз­го­во­ров и ози­ра­ний по сто­ро­нам.

Молиться о Святом Храме, значит про­сить Бога, чтобы не отсту­пал нико­гда Он от храма своею бла­го­да­тию; но сохра­нил от осквер­не­ния вра­гами веры, от пожа­ров, зем­ле­тря­се­ний, гра­би­те­лей, чтобы в храме не оску­де­вали сред­ства для под­дер­жа­ния его в цве­ту­щем состо­я­нии.

Храм име­ну­ется святым по свя­то­сти свя­щен­ных дей­ствий, в нем совер­ша­е­мых и по бла­го­дат­ному при­сут­ствию в нем Бога, со вре­мени освя­ще­ния. Но не для вся­кого доступна бла­го­дать, в храме пре­бы­ва­ю­щая, а только для всту­па­ю­щих в него с верою, бла­го­го­ве­нием и стра­хом Божиим.

5. О Вели­ком Гос­по­дине и Отце нашем Свя­тей­шем Пат­ри­архе (имя), о Гос­по­дине нашем Высо­ко­прео­свя­щен­ней­шем мит­ро­по­лите (или: архи­епи­скопе, епи­скопе) (имя), чест­нем пре­сви­тер­стве, во Христе диа­кон­стве, о всем причте и людех, Гос­поду помо­лимся.

6. О Бого­хра­ни­мей стране нашей (Рос­сий­стей), вла­стех и воин­стве ея, Гос­поду помо­лимся.

7. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живу­щих в них, Гос­поду помо­лимся.

Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жите­лях их (потому что по хри­сти­ан­скому бра­то­лю­бию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).

8. О бла­го­рас­тво­ре­нии воз­ду­хов, о изоби­лии плодов земных и вре­ме­нех мирных, Гос­поду помо­лимся.

В этом про­ше­нии мы просим Гос­пода даро­вать нам хлеб насущ­ный, то есть все необ­хо­ди­мое для нашей земной жизни. Просим бла­го­при­ят­ной погоды для про­из­рас­та­ния хлебов, а также мир­ного вре­мени.

9. О пла­ва­ю­щих, путе­ше­ству­ю­щих, неду­гу­ю­щих, страж­ду­щих, пле­нен­ных, и о спа­се­нии их, Гос­поду помо­лимся.

В этом про­ше­нии Св. Цер­ковь при­гла­шает нас молиться не только о при­сут­ству­ю­щих, но и об отсут­ству­ю­щих: 1) нахо­дя­щихся в дороге (пла­ва­ю­щих, путе­ше­ству­ю­щих), 2) боля­щих, неду­гу­ю­щих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страж­ду­щих (то есть при­ко­ван­ных к одру опас­ной болез­нью 1 ) и 3) о нахо­дя­щихся в плену.

10. О изба­ви­тися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Гос­поду помо­лимся.

В этом про­ше­нии мы просим Гос­пода изба­вить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бед­ствий и невы­но­си­мого стес­не­ния.

11. Заступи, спаси, поми­луй, и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тью.

В этом про­ше­нии мы молим Гос­пода огра­дить нас, сохра­нить и поми­ло­вать чрез Его милость и бла­го­дать.

12. Пре­свя­тую, Пре­чи­стую, Пре­бла­го­сло­вен­ную, Слав­ную Вла­ды­чицу Нашу Бого­ро­дицу, и Прис­но­деву Марию со всеми свя­тыми помя­нувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Матерь Божию мы потому посто­янно при­зы­ваем в екте­ниях, что Она служит нашей Заступ­ни­цей и Хода­тай­ни­цей перед Гос­по­дом. После обра­ще­ния за помо­щью к Матери Божией Св. Цер­ковь сове­тует себя, друг друга и всю жизнь нашу пору­чить Гос­поду.

Вели­кая екте­ния иначе назы­ва­ется «мирною» (потому что в ней часто испра­ши­ва­ется людям мир).

В древ­но­сти екте­нии были сплош­ными молит­вами по форме и общими молит­вами всех при­сут­ству­ю­щих во храме, дока­за­тель­ством чего и явля­ется, между прочим, слова «Гос­поди поми­луй», сле­ду­ю­щие за воз­гла­ше­ни­ями диа­кона.

Сугу­бая екте­ния

Вторая екте­ния назы­ва­ется «сугу­бой», то есть уси­лен­ною, потому что на каждое про­ше­ние, про­из­но­си­мое диа­ко­ном, певчие отве­чают трой­ным «Гос­поди поми­луй». Сугу­бая екте­ния состоит из сле­ду­ю­щих про­ше­ний:

1. Рцем вси от всея души, и от всего помыш­ле­ния нашего рцем.

Скажем Гос­поду от всей души и от всего помыш­ле­ния нашего: (далее и пояс­ня­ется, что именно скажем).

2. Гос­поди Все­дер­жи­телю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и поми­луй.

Гос­поди Все­дер­жи­тель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и поми­луй.

3. Поми­луй нас, Боже, по вели­цей мило­сти Твоей, молим Ти ся, услыши и поми­луй.

Поми­луй нас, Гос­поди, по Твоей вели­кой бла­го­сти. Молимся Тебе, услыши и поми­луй.

4. Еще молимся о всем Хри­сто­лю­би­вом воин­стве.

Еще молимся за всех воинов, как защит­ни­ков Веры и Оте­че­ства.

5. Еще молимся о бра­тиях наших, свя­щен­ни­цех, свя­щен­но­мо­на­сех, и всем во Христе брат­стве нашем.

Еще молимся о бра­тиях наших по службе и по Христу.

6. Еще молимся о бла­жен­ных и прис­но­па­мят­ных свя­тей­ших Пат­ри­ар­сех пра­во­слав­ных, и бла­го­че­сти­вых царех, и бла­го­вер­ных цари­цех, и созда­те­лех свя­того храма сего, и о всех пре­жде­по­чив­ших отцех и бра­тиях, зде лежа­щих и повсюду, пра­во­слав­ных.

Еще молимся о свят. пра­во­слав­ных Пат­ри­ар­хах, о бла­го­вер­ных пра­во­слав­ных царях и цари­цех; – о всегда памят­ных созда­те­лях Св. храма; о всех наших умер­ших роди­те­лях и бра­тьях, погре­бен­ных здесь и в других местах.

7. Еще молимся о мило­сти, жизни, мира, здра­вии, спа­се­нии, посе­ще­нии, про­ще­нии и остав­ле­нии грехов рабов Божиих братии Свя­того храма сего.

В этом про­ше­нии мы просим у Гос­пода телес­ных и духов­ных благ при­хо­жа­нам того храма, где совер­ша­ется служба.

8. Еще молимся о пло­до­но­ся­щих и доб­ро­де­ю­щих во святем и все­чест­нем храме сем, труж­да­ю­щихся, поющих и пред­сто­я­щих людех, ожи­да­ю­щих от Тебе вели­кия и бога­тыя мило­сти.

Еще молимся о людях: «пло­до­но­ся­щих» (т.е. при­но­ся­щих веще­ствен­ные и денеж­ные пожерт­во­ва­ния на бого­слу­жеб­ные потреб­но­сти в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «доб­ро­де­ю­щих» (т.е. про­из­во­дя­щих укра­ше­ния в храме или жерт­ву­ю­щих на под­дер­жа­ние бла­го­ле­пия в храме), а также о дела­ю­щих какую-нибудь работу в храме, напри­мер, чита­ю­щих, поющих, и о всех людях, нахо­дя­щихся в храме в ожи­да­нии вели­кой и бога­той мило­сти.

Про­си­тель­ная екте­ния

Про­си­тель­ная екте­ния состоит из ряда про­ше­ний, окан­чи­ва­ю­щихся сло­вами «у Гос­пода просим», на кото­рые певчие отве­чают сло­вами: «подай Гос­поди». Чита­ется про­си­тель­ная екте­ния так:

1. Испол­ним (вечер­нюю или утрен­нюю) молитву нашу Гос­по­деви.

Совер­шим (или допол­ним) нашу молитву к Гос­поду.

2. Заступи, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.

Защити, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.

3. Дне (или вечера) всего совер­ше­ние, свята, мирна и без­грешна, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода, чтобы нам этот день (или вечер) про­ве­сти целе­со­об­разно, свято, мирно и без­грешно.

4. Ангела мирна, верна настав­ника, хра­ни­теля душ и телес наших, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода Св. Ангела, кото­рый явля­ется верным настав­ни­ком и хра­ни­те­лем души нашей и тела.

5. Про­ще­ния и остав­ле­ния грехов и пре­гре­ше­ний наших, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода про­ще­ния и остав­ле­ния грехов (тяжких) и пре­гре­ше­ний (легких) наших.

6. Добрых и полез­ных душам нашим и мира мирови у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода всего полез­ного и доб­рого нашим душам, спо­кой­ствия всем людям и всему миру.

7. Прочее время живота нашего в мире и пока­я­нии скон­чати, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода, чтобы остав­ше­еся время нашей жизни мы про­жили в мире и спо­кой­ной сове­сти.

8. Хри­сти­ан­ская кон­чины живота нашего, без­бо­лез­нены, непо­стыдны, мирны, и Добраго ответа на страш­ном судищи Хри­стово, просим.

Испро­сим у Гос­пода, чтобы кон­чина наша была бы хри­сти­ан­ской, то есть с испо­ве­дью и При­ча­ще­нием Св. Тайн, без­бо­лез­нен­ной, непо­стыд­ной и мирной, то есть чтобы мы перед кон­чи­ной поми­ри­лись со своими близ­кими. Испро­сим доб­рого и без­бо­яз­нен­ного ответа на Страш­ном Суде.

9. Пре­свя­тую, Пре­чи­стую, Пре­бла­го­сло­вен­ную, Слав­ную Вла­ды­чицу нашу Бого­ро­дицу и Прис­но­деву Марию, со всеми свя­тыми помя­нувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Малая екте­ния

Малая екте­ния пред­став­ляет собой сокра­ще­ние вели­кой екте­нии и заклю­чает только сле­ду­ю­щие про­ше­ния:

1. Паки и паки (снова и снова) миром Гос­поду помо­лимся.

2. Заступи, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.

3. Пре­свя­тую, Пре­чи­стую, Пре­бла­го­сло­вен­ную, Слав­ную Вла­ды­чицу нашу Бого­ро­дицу и Прис­но­деву Марию со всеми свя­тыми помя­нувше, сами себе и Друг Друга, и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Иногда к этим про­ше­ниям вели­кой, сугу­бой, малой и про­си­тель­ной екте­ний при­со­еди­ня­ются еще другие, состав­лен­ные по спе­ци­аль­ному поводу, напри­мер, по случаю погре­бе­ния или поми­но­ве­ния усоп­ших, по случаю освя­ще­ния воды, начала учения, наступ­ле­ния Нового Года.

Эти екте­ний с допол­ни­тель­ными «изме­ня­ю­щи­мися про­ше­ни­ями» содер­жатся в особой книге для молеб­ных пении.

Заупо­кой­ная екте­ния

в) Трой­ная заупо­кой­ная екте­ния состоят из трех про­ше­ний, в кото­рых повто­ря­ются мысли вели­кой екте­нии.

Екте­ния об огла­шен­ных

Екте­ния о выходе огла­шен­ных

Ели́цы оглаше́нии, изыди́те; оглаше́ннии, изыди́те; ели́цы оглаше́ннии, изыди́те. Да никто́ от оглаше́нных, ели́цы ве́рнии, па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся.

Бла­го­дар­ствен­ная екте­ния

При­ме­ча­ние

1 Иные зна­че­ния слова “страж­дать”: 1) стра­дать, мучиться; 2) много тру­диться, рабо­тать; 3) сно­сить, тер­петь; 4) под­ви­заться, под­вер­гаться. (Про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­ченко. Полный цер­ков­но­сла­вян­ский сло­варь).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *