Что значит прости приимше
Что значит прости приимше
ПО ЧИНУ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТАГО.
По изданию: О. П., С.-ПЕТЕРБУРГ, 1898, Типография П. П. Сойкина, Стремянная, 12.
Под именем Литургии обыкновенно понимается не только самое богослужение евхаристии, но и приготовительная к нему служба проскомидии, имеющая особый начальный возглас и свой отпуст. Так как эта служба совершается не вслух молящегося народа, то составительница настоящей книжки, поставив своею задачею дать пособие молящемуся к разумному участию в молитвах литургии, ограничила свой труд объяснением лишь тех частей литургии, которые совершаются вслух молящихся, т. е. литургию оглашенных и верных.
По прочтении «Часов», и вслед за окончанием тайно (не вслух народа) совершенной «проскомидии», начинается часть литургии, называемая Литургиею Оглашенных, потому что при совершении ее могли присутствовать и оглашенные, т. е. готовившиеся к принятию Крещения, еще не удостоившиеся сего Св. Таинства. Литургия начинается при затворенных Царских дверях, но с открытою завесою; диакон выходит на амвон и просит благословения священника для начала службы, на что священник отвечает громким возгласом, в котором он прославляет царство Святой Троицы, — царство мира, правды и света, которое Христос принес на землю.
Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.
От имени молящихся, певчие отвечают: Аминь, а диакон произносит Ектению. Ектения — слово греческое. Так в службах церковных называется ряд протяжно произносимых прошений, разделенных между собою пением:
Господи, помилуй или: подай, Господи.
Первая ектения на Литургии называется Великой, потому что она самая пространная. Диакон начинает ее словами:
1. Миром Господу помолимся.
Певчие: Господи, помилуй.
Приступая к этой молитве, пусть каждый сперва заглянет в свое сердце и очистит его от всего грешного, всего постороннего.
Без любви не может быть в нас мира. Поэтому необходимо полное взаимное примирение со всеми; и тогда уже обратимся к Господу не раздвоенно, не на половину, но всем своим существом.
(Матф. 6, 14, 15; 12,30 и 21,22. Марк. 10, 21, 22. Лук. 16,13).
Какая — первая и важнейшая потребность для слабого, грешного человека? Какое высшее благо, с которым все легко перенести и без которого ни что не имеет цены?
2. О Свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.
который превыше всякого ума
Но с Господом все послужит на пользу и приведет ко спасению нашему, ибо: Любящим Бога все содействует ко благу.
3. О мире всего мира, благосостоянии святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся.
Здесь мы просим, чтобы Господь удалил от людей всякие смуты, раздоры и войны, — все, что нарушает любовь и что несогласно с духом Христовым, — чтобы Он умиротворил всех между собою, чтобы Он взял под Свою защиту те церкви и тех членов ее, которые находятся в опасности, за имя Христово, — вернул бы на истинный путь заблудших овец, и в каждом сердце зажег бы чистый огонь веры и любви к Нему, согревающий и освещающий все вокруг себя
О Господи, Пастырь добрый, положивший душу Свою за овец Своих! — собери всех нас вокруг Себя в одно стадо, дай нам помнить, что все мы члены Твоего Тела, как бы ни были различны пути наши на земле!
Утверди в нас то чудное единство, о котором Ты молился, говоря:
«Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты мне дал, чтобы они были едино, как и Мы»
Да выражается эта живая связь между всеми членами церкви христианской в любви и взаимопомощи, дабы каждый, по своим дарованиям, мог потрудиться для достижения одной общей всем нам цели: — служения Христу и Спасителю нашему к утверждению царства Его на земле.
4. О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.
От общего к частному: теперь переходим к молитве о храме, в котором собраны мы и наши братия, как часть церкви Христовой.
И самое здание храма нуждается в помощи Божией к поддержке его, а еще более верующие, в нем собирающиеся, нуждаются в дарах благодати Божией.
Помолимся же о возрастании их в вере и усердии к Богу, о ниспослании ответа на молитву их, о приведении и других к настоящей молитве, едиными устами и единым сердцем; обратимся к Отцу Небесному, чтобы не повторилось то, что было однажды в Галилее, когда холодность и неверие людей остановили Самого Сына Божия в Его деле помощи и спасении их.
В следующих четырех прошениях верующие молятся о пастырях своих, о высшем духовном начальстве, обо всех служащих в церкви; затем, о Государе и Семье Его, и просят Бога благословить их всех Своею помощью на их трудном и высоком поприще, требующем так много мудрости и самоотвержения.
9. О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.
При этом прошении невольно вспоминается один рассказ из Ветхого Завета, свидетельствующий о великом милосердии Бога и о силе молитвы праведника пред Ним. Когда Содом и Гоморра так сильно прогневали Господа своим беззаконием, что, как выражается Св. Писание: великий вопль на жителей их дошел до Престола Бога, — и Он решился стереть с лица земли эти города со всеми их жителями. Тогда приступил к Нему верный слуга Его Авраам и стал молить Его о помиловании жителей, если только найдется между ними некоторое число праведников.
Господь обещал ему пощадить всех, если окажется хотя бы 10 праведников среди их. Но не нашлось и 10-ти. И, выведя Лота с его семьей для спасения их, Бог послал серный огонь на Содом и Гоморру, и уничтожил оба города и все, что было в них.
Будем вспоминать об этом страшном примере, когда церковь называет в молитве верою живущих людей. Ими держится и теперь, может быть, участь многих; и Господь милует грешный город и село ради тех немногих Своих верных слуг, молитвы которых не умолкают, и жизнь которых свидетельствует об их вере. Будем просить, чтобы умножились эти праведники, верою живущие, светочи среди тьмы греха, и сами пойдем по их стопам, чтобы Господь в Своем милосердии отложил заслуженное нами наказание.
10. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных Господу помолимся.
О благоприятной погоде для урожая, о процветании всего, что необходимо для земной жизни людей, и о мире и безмятежии в природе.
11. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся.
Велики и разнообразны страдания людей, и нет места на земле, откуда бы не раздавались стоны и мольба о помощи. Сколько гибнущих на море, сколько тоскующих по родине на дальней чужбине, умирающих там в одиночестве среди чужих, сколько и старых, и молодых страдальцев, годами прикованных к постели в мучительной болезни! Как много людей, томящихся в тюрьмах: кто под тяжестью совершенного преступления, кто неправильно осужденным, и неимеющим возможности доказать свою невинность!
О Боже милосердый, любящий Отец! будь им всем близок в эти горькие минуты, открой сердечные глаза их, чтобы они познали Тебя, чтобы они вкусили и увидели, как благ Господь; — чтобы разнообразные призывы Твои были ими услышаны и поняты, и привели бы их, кающимися к Твоим ногам; чтобы таким образом открылась уму их та мудрая цель, для которой Ты признал нужным назначить для каждого тот именно крест, который возложен на него! И кто бы и где бы ни были все эти несчастные, — молим Тебя ускорить Твою помощь, принести им Твое несравненное, богатое утешение.
ОБЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ по чину Иоанна Златоустаго (7 стр.)
По окончании Причастия священника и пения причастного стиха, завеса открывается, Царские двери отверзаются и диакон, вынося в руках Чашу, становится в Царских вратах лицом к народу и говорит:
Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам.
Причастники становятся ближе к Царским дверям на солею, и слушают молитву Иоанна Златоуста, которую читает священник, стоя подле Чаши, в Царских дверях:
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живого, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз.
Признаю и громко исповедую, Господи, что Ты истинный Сын Божий, Иисус Христос, Который сошел на землю, чтобы принести спасение грешникам, из числа которых я чувствую себя самым грешным.
Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.
Верю также, что это есть самое истинное Тело Твое и самая святая Кровь Твоя, и прошу Тебя, Господи, помилуй меня и прости мне все мои грехи сознательные и бессознательные: на словах ли, в делах ли моих, с намерением, или без намерения, все мне прости, и удостой меня причаститься пречистых Твоих Таинств, чтобы чрез них получить очищение от грехов и вечное блаженство.
Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Пречистых Твоих Таинств, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.
Да не послужит же в мое осуждение принятие мною, недостойным, Святых Твоих Таинств, Господи, но пусть силою Твоею через них моя душа омыта будет от греха, и тело очищено от всякой болезни. Аминь.
Крестообразно сложив руки на груди, приступают тогда, поочереди, причащающиеся к Св. Чаше, и священник дает каждому из лжицы Тела и Крови Христовых, называя по имени причастника, со словами: «во оставление грехов и в жизнь вечную».
Приложившись в краю Потира, причастники запивают теплотой, поставленной с просфорами на отдельном столике, и тихо отходят к своему месту.
Да будет же эта великая минута началом новой жизни для нас, в истинном и прочном единении с Господом!
Прощенные и омытые от греха, тем крепче припадем к Нему, нашему Спасителю, вспоминая молитву Его в Гефсиманском саду, борьбу праведной души его в эту мучительную ночь, Его покорность воле Отца и любовь, ради которой Он принес Себя в жертву за нас, за кресте: твердо и искренно решимся оставаться отныне верными Ему.
А что сказать о том, кто равнодушно подходит к Тайной Вечери и, как предатель Христов, вкусив Его вечери, возвращается снова к прежней жизни, далекой от Него!? Не только он лишает себя тех неизреченных благ, которые изливаются на искренних христиан в Причастии, но, как говорит Апостол Павел:
суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господа
Это и есть лобзание Иуды и лицемерие фарисеев: О, Господи, не попусти нас до этого греха, удержи нас при Себе, зажги и не дай более в нас погаснуть огню веры и любви!
Вынос Св. Даров для причащения символически представляет нам явление воскресшего Иисуса Христа. После Причастия священник и диакон отходят в алтарь и ставят Потир на престол, влагая в него все остальные части, вынутые во время Проскомидии из просфор в память живых и умерших, с молитвою, чтобы Господь простил грехи всех тех, за кого была принесена жертва. После этого священник выходит из алтаря, благословляя народ словами:
Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое,
а верующие радостно восклицают:
Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть.
Благословен Бог наш,
начатый в алтаре, громко говоря:
всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
После чего он относит Потир на жертвенник. Это явление Св. Даров в последний раз напоминает нам о вознесении Спасителя и об утешительных словах Его:
«и се Аз с вами во все дни, до скончания века. Аминь»
IV. Последняя часть Литургии Верных начинается хвалебною песнью:
Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным, бессмертным и животворящим Тайнам: соблюди нас в Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Наполни нас, Господи, такой благодарностью, за полученную от Тебя Божественную, вечную, душу возрождающую благодать Твою, чтобы громкая хвала Тебе излилась из уст наших от избытка сердца. Не дай нам утратить ее чрез нашу рассеянность и равнодушие, но напротив, удержи нас при Себе, в Твоей Святыне, чтобы по возвращении домой, мы бы продолжали поучаться правде Твоей. Слава Тебе.
После того диакон выходит из алтаря и говорит несколько прошений малой ектении, начиная с благодарности за полученное Причастие, и напоминания нам о необходимом посвящении себя Господу.
Прости, приимше Божественных, святых, пречистых, бессмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Таин достойно благодарим Господа.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.
После малой ектении, священник складывает Антиминс, благословляет его Евангелием и громко говорит:
Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
С миром изыдем.
На что молящиеся просят его еще раз благословить их до выхода:
О имени Господни.
Тогда священник выходит за амвон и читает молитву, по месту чтения называемую: «заамвонною».
Что значит прости приимше
После приглашения оглашенным удалиться из храма, произносятся две краткие ектении и поется Херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды) «.
По-русски эта песнь читается так: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!» Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе — таинственно изображая или таинственно представляя из себя; животворящей — жизнь дающей; припевающе — воспевая; отложим — оставим; житейское попечение — заботу о житейском; яко да — чтобы; подымем — поднимем, прославим; дориносима — торжественно носимого, прославляемого ( «дори» — слово греческое и значит копье, так что «дориносима» значит копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить ларей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, причем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми — ангельскими чинами; аллилуиа — хвала Богу.
Далее идет следующая часть Литургии верных.
По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» и «пийте от нея вси» в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста).
Ектения
Ектения́ (от греч. ἐκτενὴς (ἱκεσία) (протяженное, сугубое (моление)) – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях, когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».
Оканчивается ектения возгласом священника. Ектения бывает нескольких видов: великая – начинается словами «Миром Господу помолимся»; сугубая, т.е. усиленная, – начинается: «Рцем вси, от всея души…», с троекратным «Господи, помилуй» на каждое прошение (начиная с третьего); просительная – в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи» и малая – состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»).
Кроме этих видов, есть еще ектения об оглашенных, произносимая на литургии, ектения об умерших – т.н. заупокойная, и ектения с особыми прошениями, произносимые при совершении таинств и иных чинопоследований. Каждое молитвенное прошение ектении сопровождается крестным знамением и поясным поклоном.
«Ектения – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи».
Название этой молитвы «ектения», εκτενή – напряженное, прилежное моление, в греческих богослужебных книгах, впрочем, усвояется только так называемой у нас «сугубой ектении»; ектения же вообще называется там συναπτή (подразумевается ευχή) – составная молитва.
Название ектении усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. С целью привлечения к участию в них всех они произносятся не священником, лицом, по первоначальному обычаю, преклонного возраста («пресвитер»), а диаконом, почему ектения в древних памятниках богослужения называлась τα διακονικά, «диаконства».
Ввиду же того, что диакон не является священнодействующим лицом в собственном смысле, ектения составляется не в собственно молитвенных выражениях, а в выражениях, приглашающих к молитве и указывающих предметы ее. Но по временам (на великой ектении в конце, в последнем прошении, а на сугубой и просительной в начале) это приглашение к молитве возвышается до настоящей молитвы («Заступи, спаси…», «Помилуй нас, Боже…»)».
Во время Богослужения мы часто слышим ряд молитвенных прошений, произносимых протяжно, медленно, возглашаемых диаконом или священником от лица всех молящихся. После каждого прошения хор поет: «Господи, помилуй!» или «Подай, Господи». Это так называемые ектении, от греческого наречия ектенос – «усердно».
Ектении разделяются на несколько видов:
Великая ектения
Сокращенная великая ектения
Великая ектения состоит из 12 прошений или отделов.
1. Миром Господу помолимся.
Это значит; Призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие и под сению лица Божия, с миром и любовью к нам обращаемого, приступим к молениям о наших нуждах. Равным образом и молиться будем в мире, простивши взаимные обиды ( Мф.5:23-24 ).
2. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.
«Мир свышний» – это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа. Плодом же прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектении.
3. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.
В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и «вся яже в них», ангелов и человек, живых и умерших).
Второй предмет прошения; благостояния, т.е. спокойствие и благополучие святых Божиих церквей или отдельных православных обществ.
Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет обширное нравственное единение: согласие, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение «всего» высшим религиозным содержанием, когда будет Бог «совершенно во всем» ( 1Кор.15:28 ).
4. О святом храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он, Господу помолимся.
Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечений, в очищении сердца от вражды и зависти. С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам.
Молиться о Святом Храме, значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии.
Храм именуется святым по святости священных действий, в нем совершаемых и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим.
5. О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имя), о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, епископе) (имя), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.
6. О Богохранимей стране нашей (Российстей), властех и воинстве ея, Господу помолимся.
7. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся.
Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (потому что по христианскому братолюбию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).
8. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.
В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.
9. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся.
В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: 1) находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), 2) болящих, недугующих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (то есть прикованных к одру опасной болезнью 1 ) и 3) о находящихся в плену.
10. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бедствий и невыносимого стеснения.
11. Заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.
12. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу, и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.
Великая ектения иначе называется «мирною» (потому что в ней часто испрашивается людям мир).
В древности ектении были сплошными молитвами по форме и общими молитвами всех присутствующих во храме, доказательством чего и является, между прочим, слова «Господи помилуй», следующие за возглашениями диакона.
Сугубая ектения
Вторая ектения называется «сугубой», то есть усиленною, потому что на каждое прошение, произносимое диаконом, певчие отвечают тройным «Господи помилуй». Сугубая ектения состоит из следующих прошений:
1. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.
Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего: (далее и поясняется, что именно скажем).
2. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Господи Вседержитель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и помилуй.
3. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе, услыши и помилуй.
4. Еще молимся о всем Христолюбивом воинстве.
Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры и Отечества.
5. Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем.
Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу.
6. Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших Патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицех, и создателех святого храма сего, и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
Еще молимся о свят. православных Патриархах, о благоверных православных царях и царицех; – о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах.
7. Еще молимся о милости, жизни, мира, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святого храма сего.
В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба.
8. Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Еще молимся о людях: «плодоносящих» (т.е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «добродеющих» (т.е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме), а также о делающих какую-нибудь работу в храме, например, читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости.
Просительная ектения
Просительная ектения состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами «у Господа просим», на которые певчие отвечают словами: «подай Господи». Читается просительная ектения так:
1. Исполним (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви.
Совершим (или дополним) нашу молитву к Господу.
2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
3. Дне (или вечера) всего совершение, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.
Испросим у Господа, чтобы нам этот день (или вечер) провести целесообразно, свято, мирно и безгрешно.
4. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Испросим у Господа Св. Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.
5. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.
Испросим у Господа прощения и оставления грехов (тяжких) и прегрешений (легких) наших.
6. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.
Испросим у Господа всего полезного и доброго нашим душам, спокойствия всем людям и всему миру.
7. Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.
Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести.
8. Христианская кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и Добраго ответа на страшном судищи Христово, просим.
Испросим у Господа, чтобы кончина наша была бы христианской, то есть с исповедью и Причащением Св. Тайн, безболезненной, непостыдной и мирной, то есть чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде.
9. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.
Малая ектения
Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении и заключает только следующие прошения:
1. Паки и паки (снова и снова) миром Господу помолимся.
2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
3. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и Друг Друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Иногда к этим прошениям великой, сугубой, малой и просительной ектений присоединяются еще другие, составленные по специальному поводу, например, по случаю погребения или поминовения усопших, по случаю освящения воды, начала учения, наступления Нового Года.
Эти ектений с дополнительными «изменяющимися прошениями» содержатся в особой книге для молебных пении.
Заупокойная ектения
в) Тройная заупокойная ектения состоят из трех прошений, в которых повторяются мысли великой ектении.
Ектения об оглашенных
Ектения о выходе оглашенных
Ели́цы оглаше́нии, изыди́те; оглаше́ннии, изыди́те; ели́цы оглаше́ннии, изыди́те. Да никто́ от оглаше́нных, ели́цы ве́рнии, па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся.
Благодарственная ектения
Примечание
1 Иные значения слова “страждать”: 1) страдать, мучиться; 2) много трудиться, работать; 3) сносить, терпеть; 4) подвизаться, подвергаться. (Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный церковнославянский словарь).