Что значит проходящий поезд
Как поезд проходит путь от станции до станции: особенности маршрутизации
Архитектура железной дороги — вещь достаточно интересная с точки зрения принципов маршрутизации. Есть перегон — некий линейный маршрут от одного узла до другого, например, от обгонного пункта до станции. По перегону поездам можно следовать только по очереди, не обгоняя друг друга и не «соприкасаясь». Маршрутизация по большей части производится на раздельных пунктах. То есть на перегоне можно только ехать или стоять.
Он разделён на блок-участки. Блок-участок — это маленький отрезок перегона, чаще всего от светофора до светофора. В обычной ситуации на одном блок-участке может находиться только один поезд. То есть если на блок-участке сейчас кто-то есть, в его начале горит запрещающий сигнал, не позволяющий следующему поезду заехать на него. А на блок-участке до этого горит жёлтый, ограничивающий максимальную скорость.
Понятное дело, бывают исключения вроде ситуации, когда нужно вытолкать с блок-участка электричку, оставшуюся без питания (и нужно заехать под красный), но мы сейчас будем говорить про то, как устроено в упрощённых случаях.
Сигналы
Машинист в кабине получает в свой мозг сигналы. Правильно реагируя на них, он может провести поезд безопасно и вовремя.
Светофоры можно увидеть. Изредка попадаются семафоры (это которые машут, а не светят), ещё можно увидеть щиты, фонари, флаги и так далее. Свистки локомотива, речевые информаторы, сирены и гудки можно услышать. Есть старые ветки типа Кувшиново, где вроде сохранился семафор, но я уже давно не работаю с машиной, поэтому не могу точно сказать.
Вот ещё пример: когда на участке работают путейцы, то вначале места работ ставится сигнальный знак — жёлтый щит. Он устанавливается от начала места работ. Если видишь такой — значит, там будут люди на путях. Действует ограничение скорости. Через некоторое время сигнальный знак круглый: «начало опасного места», потом «конец опасного места» — проехал конец, но не должен сразу разгоняться, потому что за тобой вагоны. Нужно, чтобы все выехали с прежней скоростью, и только потом знак зелёного щита — можно разгоняться.
Фонарь — это ночная версия флага. А флаги вы могли видеть у проводников. Как только посадка закончена — машут зелёным флагом. Бабушка с тележкой провалилась под платформу — красный флаг. А ночью красный фонарь. Помощник видит красное и не отправляется.
Звук — например, когда локомотив свистит три раза, он собирается остановиться. Два раза — движется назад. Один — вперёд.
Отправляемся
Когда машинист хочет отправиться с начальной станции перегона, сначала дежурный по станции даёт разрешение. Вообще, очень много что делается вручную, потому что требует контроля. Те же стрелки обычно управляются с пульта, автоматическая (диспетчерская централизация) редко применяется. Но конкретно со станции можно уйти и по ещё одному набору условий: если открыт выходной сигнал, и настало твоё время в расписании. По факту диспетчер и открывает выходной сигнал. То есть чаще всего — включает зелёный сигнал светофора. И сразу же дублирует команду по радиосвязи в кабину — «Выходной сигнал открыт» (не всем, обычно скоростным поездам). Машинист обязан подтвердить получение приказа диспетчера на отправление поезда повторением голосовой команды — «Принято. Выходной сигнал открыт. Отправляемся». Ну а если диспетчер не вызвал — просто едет.
Дальше поезд должен линейно проследовать через перегон, но при этом не приближаясь слишком близко к идущему перед ним составу:
Когда поезд проезжает светофор, он сразу переключается на красный. Это значит, что на данный блок-участок заезжать нельзя.
Переключение на красный выходного светофора на блок-участке (поезд ушёл с отрезка) переключает входной на жёлтый. Переключение выходного на жёлтый переключает входной на зелёный. Выходной светофор одного участка сам по себе является входным для следующего, и называется проходным светофором.
То есть на блок-участок с другим поездом заезжать нельзя. На участке за ним надо двигаться медленно. На участке через один можно двигаться с любой скоростью в рамках разумного и допустимого.
Эта система называется автоматическая блокировка, проще — автоблокировка. Когда-то давно давно была только трёхзначная, как выше. А ещё есть четырёхзначная, сейчас часто между жёлтым и зелёным добавляется ещё один промежуточный светофор с двумя огнями, жёлтым и зелёным. Он просто для информации, что следующий сигнал ограничивает. Чтобы скорость не подбавлял.
Перегон метрополитена, обратите внимание на показания светофоров. На примере метрополитена хорошо видно работу автоблокировки, хотя блок-участки в метрополитене гораздо короче, чем на железной дороге, но алгоритм срабатывания автоматики одинаков.
Принцип работы автоблокировки основан на передаче по рельсовой цепи кодированного электрического сигнала, соответствующего показаниям светофора. Сигнал кодируется в шифраторе, который можно найти в релейном шкафе у каждого светофора.
На автоблокировку завязана система автоматического управления торможением (САУТ). Она устанавливается на предвходных и входных светофорах. Она измеряет скорость движения подвижного состава в соответствии с сигналами светофоров. САУТ нужна для автоматического включения торможения на подвижном составе.
Устройство СЦБ (систем централизации, сигнализации, блокировки), трансформаторный ящик светофора.
Это первое поколение автоматики, сейчас она уже считается чуть ли не археологией, почти везде стоят КЛУБы. Из важного КЛУБ отличается от САУТа тем, что основной блок измерения и обработки находится в кабине, а не на светофоре.
Как локомотивная бригада узнаёт показания следующего светофора, ещё не видя его? В кабине каждого локомотива, электро-или-дизель-поезда установлен локомотивный светофор и дешифратор (сейчас это на КЛУБе). Приёмные катушки, расположенные на локомотиве снизу, над железнодорожными путями, считывают электромагнитные коды с рельсов и передают в дешифратор. Дешифратор, получая электрические импульсы, обрабатывает их и подает сигнал на локомотивный светофор. Так происходит передача автоматической локомотивной сигнализации (АЛС).
Через локомотив всегда идёт трафик со светофора.
То есть сигнал подаётся прямо по рельсам и считывается локомотивом с помощью первой колёсной пары, замыкающей цепь. Точнее, катушки над ней. Поезд, светофор и рельсы всегда образуют замкнутую цепь. Дальше поезда сигнал не идёт. Есть исключения с сразу двумя сигналами спереди и сзади, но это для особых ситуаций.
Если машинист ошибается или происходит какая-то авария, автоматическая сигнализация просто не даёт совершить потенциально опасное действие. Если поезд всё-таки прошёл красный запрещающий сигнал без разрешения диспетчера, то сработает АЛС. И поезд автоматически перейдёт в режим экстренного торможения для предотвращения столкновения или схода с рельс в случае неисправности пути.
Показания локомотивного светофора — цветные панели слева от шкалы скоростемера. Их читает не только человек, но и КЛУБ (комплексное локомотивное устройство безопасности). Эта система получает числовой код с рельс о показаниях впередистоящих светофоров. На фото фактическая скорость зелёная, красная — это допустимая на участке. Расстояние до цели — графа слева. Вместо слова «переезд» до светофора будет «светофора» и количество метров — 129, 90, 70. И красная скорость начнёт падать пропорционально расстоянию. Когда останется до сигнала 100 метров, она будет равна нулю. Ближе не подъехать. Если нужно заехать под красный — надо ввести специальную команду для выставления допустимой скорости на 20. КЛУБ по сложности комбинации понимает, что в кабине кто-то подумал, прежде, чем делать. Мы несколько раз использовали такой режим, и один раз «разведывая» кривой участок наткнулись за поворотом на хвост электрички, вставшей по срыву стоп-крана.
Какой сигнал показывается на впередистоящем светофоре, тот же дублируется и на локомотивном светофоре в кабине машиниста. Белый сигнал — следующий участок не кодируется.
Зелёный свет — следуй с установленной скоростью, загорелся жёлтый — внимание, проследовать светофор с жёлтым сигналом разрешается со скоростью не выше 60 км/час. Проезд красного сигнала — нарушение, со всеми вытекающими отсюда последствиями для локомотивной бригады (кроме ситуаций, которые по инструкции регламентировано разрешают это делать).
На малодеятельных участках железных дорог работает так называемая полуавтоблокировка. Там, на перегонах между станциями, нет проходных светофоров и блок-участков. Пока движущийся состав не проследует весь перегон полностью и не прибудет на следующую станцию, идущий за ним поезд, будет стоять на станции и ждать, на перегон он не отправится. У нас в Подмосковье на Конаковской ветке такое было раньше.
Какова пропускная способность такого участка? Конечно, не очень высокая. Вот почему нужно отправлять больше пакетов! Так что автоблокировка и разбиение на блок-участки позволила в разы повысить пропускную способность железных дорог.
Светофоры бывают не только входные, выходные, проходные и маршрутные (проходные внутри станций), но и прикрытия для пересечения с другими линиями (например, трамвайными), заградительными (например, в местах частых обвалов — он стоит перед переездом, там дежурная по переезду включает из будки, надо сразу дать торможение), предупредительными (анонсируют следующий светофор), повторительные (на случай, если плохо видно основной в кривой) и так далее. Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и выходной, выходной и маневровый, выходной и маршрутный и другие).
Приоритеты движения опережение подвижного состава
У пассажирского поезда приоритет. Когда нужно опередить товарный поезд, машинист пассажирского связывается для согласования опережения с диспетчером участка пути либо дежурным по станции. После согласования грузовой поезд останавливается на станции, пассажирский опережает его.
Приоритетов много. Высокоскоростные поезда бьют скоростных, скоростные бьют скорые, скорые бьют обычных пассажирских, обычные пассажирские важнее пригородных, и в конце грузовые. Ещё бывают всякие странные исключения вроде правительственных поездов, у которых приоритет превышает максимальное значение int.
Когда опережение нужно сделать не на станции, а на перегоне, тогда машинист совместно с дежурным диспетчером блок-участка пути выбирает удобный для опережения участок. Для этого у машиниста есть карта профилей перегонов, чтобы выбрать наиболее удобный и безопасный участок пути для возобновления движения с места остановки с учётом веса состава.
Вот едет машинист на грузовом поезде с бензином, у него 60 вагонов. Диспетчер говорит — за тобой пассажирский, надо убрать тебя на обгон (но прямо так не скажет, а простой уберёт словами «маршрут на боковой путь»). Машинист будет выполнять. Карта профилей важна вот почему: если обгонный путь от станции, а длина у него всего 30 вагонов, то наш товарняк с бензином не влезет. Значит, дальше надо ехать до другого пункта, где уже можно поместиться.
На каждом перегоне для совершения опережения есть «правильное» и «неправильное» направление движения. В правильном направлении поезда движутся по светофорам. А в неправильном направлении (встречном) движутся не по светофорам, а по показаниям АЛС в кабине локомотива. Смена направления движения по перегону возможна в исключительных случаях и только при участии двух дежурных по станциям (ДСП), контролирующих данный перегон.
Редкий случай на самом деле. Вот есть двухпутка. Правильный путь занят твоим поездом. Тебя берут на перегоне встречку, это «неправильный» путь. Всё встречное движение останавливается, ты едешь в гордом одиночестве, пытаясь понять что это было. Тут — ВЖУХ! — проносится опаздывающий куда-то Сапсан. Ну а в конце перегона снова заходишь на правильный. Да, там уже «пробка» из тех, кто должен был ехать в другую сторону, но маршрутизация по приоритетам есть маршрутизация по приоритетам.
Радиосвязь
Радиосвязью пользуются все: машинисты локомотивов, дежурные по станциям, поездные диспетчеры, начальники пассажирских поездов, дежурные по депо и так далее, практически все службы. Диапазоны КВ и УКВ.
За радиосвязь на железных дорогах отвечает служба связи — ШЧ и региональные центры связи — РЦС. При производстве маневровых работ общение происходит точно так же, но на другой частоте, чтобы маневровая работа не мешала поездной. На случай отказа или сбоя, всегда существуют резервные диапазоны и каналы. Если на локомотиве полностью отказывает радиосвязь, то машинист обязан довести поезд до первой станции, там остановить состав, устно сообщить о проблеме дежурному по станции, и совместно с поездным диспетчером принимается решение о дальнейшем следовании данного поезда с локомотивом, имеющим исправную радиосвязь. Диспетчер может дать приказ, как следовать с неисправной связью.
Все радиостанции дают вести радиопереговоры на больших расстояниях и со всеми причастными. Машинисты поездов могут разговаривать между собой, с дежурными по станциям, с поездным диспетчером, с начальником поезда, без всяких помех и проблем. У Сапсанов своя частота, их слышат теперь не все желающие.
По радио можно вызвать врача или полицию с ближайших станций.
Из Москвы можно было вызвать Петербург при желании. Только просто поговорить не выйдет: всё это пишется, если послать кого-то в эфире, будет резолюция и выговор.
Вот примерно так. Перегоны — это то, что между точками маршрутизации. Они разделены на отрезки блок-участков, на каждом из которых может быть в обычной ситуации только один поезд. Это снабжено системой автоматического контроля и проверяется разными людьми — как минимум машинистом и диспетчером. Всё безопасно и логично прямо на уровне протокола.
Об электронной регистрации билетов на поезд
Если при получении билета нам понадобится электронная регистрация, то это позволит отправиться в поезд по паспорту и в бумажном купоне (лист с информацией о заказе). Обращаться за выдачей бумажного дубликата в кассу вокзала не нужно.
Как работает опция электронной регистрации?
Обратите внимание на качество фотоснимка. На нем должен быть четко виден штрих-код. Возможно, проводник будет его считывать при проверке проездных документов.
Как можно подтвердить электронную верификацию?
При подтверждении онлайн-регистрации для посадки в поезд нужно предъявить:
Имейте в виду, что купон на бумажном носителе требуется иметь при себе, если билеты куплены в одну из стран СНГ и стран бывшего СССР, такие, как Беларусь, Эстония, Киргизия, Узбекистан и т. д.
Для транзитных поездов, которые следуют через страны СНГ, а также для сторонних перевозчиков возможность электронной регистрации не предусматривается.
Проверка электронной регистрации
Если дистанционная регистрация пройдена успешно, то об этом пассажир информируется по СМС или по электронной почте. Подробную информацию по своему заказу можно получить в личном кабинете. Чтобы проверить регистрацию через персональный кабинет, нужно выполнить следующие действия:
В строке с описанием статуса цифрового билета приводится информация по пройденной онлайн-регистрации. Если процедура не завершена, в статусе будет указано, что полученный купон не дает права на проезд без предъявления бумажного билета, выданного через кассу.
О правилах электронной регистрации
Если проездные документы заказываются через интернет сразу для нескольких пассажиров, то удаленная регистрация осуществляется в отношении всех одновременно. Сервис дистанционной верификации доступен для посадки и следования до любой станции на поездах с нумерацией 001-898, которые формируются дочерней компанией РЖД.
Удаленная регистрация также доступна на такие поезда:
Прохождение и отмена онлайн-регистрации допускаются не меньше, чем за час до отбытия поезда по расписанию с первой станции.
Для ряда поездов онлайн-регистрация допускается и за 5 минут до отправления состава. В таких составах должны быть представлены особые инструменты для проверки цифровых проездных документов.
Если дистанционная верификация уже пройдена, то нельзя будет:
Как отказаться от пройденной электронной регистрации?
Не позже, чем за час до выезда, вы можете аннулировать удаленную верификацию. Эта операция проводится на отдельной странице в персональном кабинете. Если в одном заказе фигурирует сразу несколько билетов, то отмена заказа доступна для всех сразу или только для конкретных пассажиров.
При приобретении билетов у касс и терминалов удаленная регистрация не предусматривается. При наличии бумажного билета на руках дистанционная регистрация недоступна.
Как сесть в поезд при наличии электронной регистрации?
При несовпадении ФИО или данных паспорта в заказе в талоне на бумажном носителе проводник имеет право отказать в посадке.
Как вернуть билет, если была пройдена онлайн-верификация?
Сдача билета с подтвержденной оплатой допускается в своем кабинете на сайте https://pzd-online.ru. Аннулирование проездных документов с пройденной онлайн-регистрацией доступно, если до отбытия поезда с первой станции остается не менее часа.
Пассажиры, купившие билет на поезда, курсирующие внутри России, могут сдать его вне зависимости от способа оплаты. Если покупка была проведена с карты, то деньги за неиспользованный билет возвращаются на нее. Билеты с онлайн-верификацией, оплаченные наличными, подлежат возврату только с обратной выдачей наличных денежных средств через кассу.
Даже если поезд ушел, вернуть деньги за билет можно прямо в кассе. Существует ограничение, при котором возврат денежных средств проводится при условии, что с момента ухода поезда прошло не больше 3 часов. Возврат денежных средств проводится по паспорту, который использовался для оформления интернет-заказа.
Существуют особые ситуации, при которых допускается возврат билета в претензионном порядке:
Чтобы вернуть деньги в указанных ситуациях, нужно написать заявление и дождаться его рассмотрения.
Возврат билета на поезд, который пересекает границу России
Если онлайн-регистрация пройдена и до отбытия поезда остается меньше часа или прошло больше 6 часов с момента его ухода со станции, где планировалось сесть, то возврат билета допустим при написании заявления (в порядке претензии).
Если до отбытия поезда остается меньше 6 часов, то возврат своих денег за билет с онлайн-регистрацией не предусматривается.
Если поезд идет в Латвию, Украину или республику Беларусь, то возврат денег не предусматривается, если до ухода поезда с начальной станции следования остается меньше часа и если у пассажира пройдена онлайн-регистрация.
Документы для бухгалтерии
Если проезд в поезде возмещается компанией-работодателем, то получить документы можно в своем личном кабинете. Подтверждающим основанием станет электронный билет и отчетный документ специальной формы. Эти документы для отчетности можно получить через персональный кабинет на https://pzd-online.ru.
С использованием технологий ООО «Инновационная мобильность»
Большой FAQ про поезда дальнего следования и неочевидные правила
Ачивка «Ген тестировщика»: моя коллега сначала села в поезд, а спустя час распечатала билет на станции, мимо которой проехала.
После того как мы начали писать про поезда и электрички, выяснилось, что многие не знают таких очевидных (для нас) вещей, как душ в штабном вагоне поезда, возможность сойти на любой станции маршрута и разница между обменом и возвратом билета.
Поэтому давайте мы сейчас выкусим весь изюм из правил перевозок основных пассажирских компаний на железной дороге, чтобы нести свет знаний в массы. И, возможно, немного снизить нагрузку на наш колл-центр на первой линии.
— Когда перестают продавать билеты?
В электронном виде — за один час до отправления. В кассах — за 15 минут до отправления. На современных станциях — в электронном виде за 15 минут до отправления со станции пассажира, если в поезде есть устройство контроля легитимности электронных билетов. В кассе можно купить билет прямо до отправления поезда, если технические возможности станции позволяют это сделать.
В последний момент можно ухватить очень дешёвые билеты на Сапсан, например, но это лотерея. Вот тут ещё пара вещей именно про Сапсаны: например, у нас есть уведомление о поступлении первых билетов и даже фича с предзаказом (не только для Сапсанов).
— По какому документу можно купить билет на поезд?
Обратите внимание, что в правилах ОАО «РЖД» не указывается информация о том, что билет обязательно приобретать по оригиналу документа, поэтому некоторые кассиры могут оформить билеты без представления оригинала документа (по копии или данным документа). При посадке в поезд пассажир обязан предъявить оригинал документа, который указан в билете.
Посадка в поезд осуществляется только при наличии подлинного документа, удостоверяющего личность пассажира, на основании которого приобретён проездной документ.
— Сколько ошибок может быть в билете?
Допускается одна ошибка на билет (приказ Минтранса РФ от 19.12.2013 № 473) в один знак ровно (в любом месте) в имени, отчестве, фамилии, серии или номере документа. Вы должны проверить билет при получении. Если допущена грубая ошибка в данных при оформлении заказа, то нужно делать возврат в претензионном порядке (например).
Сейчас в билетах указывается дата рождения взрослого пассажира. В ней допускаются любые ошибки, если это не влияет на стоимость билета (то есть из-за ошибки он не становится детским). Если ошибка — в возрасте ребёнка, меняющая уровень оплаты, то надо будет или доплачивать на месте, или отказываться от поездки (ну или возвращать билет).
Если ошибок две или больше и вы их не увидели при покупке, то надо лично подойти в кассу ОАО «РЖД» с паспортом и номером билета или посадочным купоном. Вам выдадут новый билет, стоимость услуги составит 223,70 руб.
Девичья фамилия: «если при посадке в поезд пассажир предъявляет посадочный купон (билет), фамилия пассажира в котором не соответствует фамилии в документе, удостоверяющем личность пассажира, и документ, подтверждающий факт изменения фамилии, то такой пассажир допускается для проезда в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест». Больше информации тут.
Можно сесть в поезд по новому паспорту, поскольку в нём указаны сведения о старом.
При перепутанных местами имени и фамилии у иностранца в теории нужен возврат, но на практике мы не знаем случаев отказа в посадке. Но мы не рекомендуем надеяться на авось, если есть время на возврат и новую покупку.
— Что делать, если я купил билет на поезд, где нет электронной регистрации, и его негде получить на станции?
Если билет был приобретен заранее, то для его получения необходимо обратиться на ближайшую станцию, где есть кассы Экспресс-3. Если такой возможности нет или поезд отправляется в ближайшее время, то нужно обратиться к проводнику поезда с посадочным купоном и удостоверяющим личность документом и объяснить ситуацию. И далее получить билет на бланке на ближайшей станции по пути следования поезда, где есть возможность получения бумажного билета. Получить билет можно в течение 12 часов после отправления поезда, если поезд — по России, и в течение трёх часов, если поезд — межгосударственного сообщения.
Наверху — доказательство того, что мы это сделали.
Ещё обратите внимание, что наличие или отсутствие услуги электронной регистрации относится не к поезду, а к каждому конкретному вагону. Поэтому надо смотреть скорее не на поезд, а на конкретный вагон на шаге выбора мест (на схеме вагона есть значок ЭР). У большинства поездов по России есть электронная регистрация.
— Можно ли переоформить электронный билет?
Да, можно. Можно сменить поезд, место, вагон, класс, поменять маршрут с сохранением конечной точки (с доплатой за более длинный или возвратом части денег за более короткий), возобновить поездку после опоздания или из-за болезни. Нельзя переоформить на другого пассажира, нельзя менять конечную и начальную станции, перевозчика, нельзя менять билет, если взрослому был куплен детский, или наоборот. Есть особый порядок обмена на Сапсаны и поезда, пересекающие границу страны. Стоимость билета при переоформлении рассчитывается на момент переоформления в кассе, неважно, электронный ваш билет или физический. Нужно обратиться в кассу лично пассажиру, на которого оформлен билет, показать билет (или его скриншот) и документ, по которому он был куплен. С 2018 года действует сбор за переоформление — 132 рубля 30 копеек ровно.
Разница в том, что:
— в диапазоне 8–24 часов до отправления вы экономите 60 рублей 40 копеек (разница со сбором за возврат), но должны идти к кассе ногами;
— в диапазоне 0–8 часов до отправления переоформление выгоднее возврата и покупки нового билета на довольно существенную сумму.
На переоформление после опоздания даётся 12 часов в случае «я раздолбай, простите» и пять суток — при болезни или несчастном случае, также надо будет предъявить подтверждающие документы.
— Могут ли провожающих не пустить в вагон?
Да, например, на территории Узбекистана действует такая же система входа и пропуска, как и в наших аэропортах: есть бюро пропусков для провожающих (например, если надо сопроводить инвалида), но в общем случае все остаются за территорией вокзала. В России провожающих обычно пускают в вагоны. И минут за 5–10 до отправления проводник просит провожающих покинуть вагон, а пассажиров — пройти с платформы внутрь вагона.
— Как продлить поездку с промежуточной станции?
Процедура была описана на бумажных бланках билета, но всё равно мало кто что-нибудь понимал. В общем, можно взять и выйти на любой станции по дороге. Потом через пару дней поймать другой поезд и поехать на нём. Это платно.
Делается это так: в поезде надо предупредить проводника о выходе и на промежуточной станции обратиться в кассу (к администрации вокзала) в течение трёх часов с момента прибытия поезда, предъявить проездной документ и документ, удостоверяющий личность. Вам поставят отметку об остановке. Для продления поездки надо также обратиться к администрации. Вам поставят новую отметку. Остановиться на промежуточной станции можно не более чем на 10 суток.
При возобновлении поездки оплачиваются стоимость плацкарты (деньги за то, что у вас есть место в вагоне), сбор за переоформление билета, а также возможны иные платежи в зависимости от изменений условий поездки. Возобновление поездки производится в вагон того перевозчика, у которого был оформлен первоначальный билет.
Вы заплатили за билет в купе Екатеринбург — Москва и решили выйти на станции Казань на неделю.
Вы платите за билет Екатеринбург — Москва 4 631,50 рубля.
Вы платите за продолжение поездки Казань — Москва 1 328,10 рубля: это сбор 132,30 рубля и часть билета (плацкарта) 1 195,80 рубля. 5 941,60 рубля — за поездку с остановкой.
Билеты Екатеринбург — Казань и Казань — Москва стоят тем же поездом 2 891 + 2 767,50 = 5 658,50 рубля.
Вы заплатили за билет в плацкарте Екатеринбург — Москва и решили выйти на станции Казань на неделю.
Вы платите за билет Екатеринбург — Москва 2 469,10 рубля.
Вы платите за продолжение поездки Казань — Москва 774 рублей: это сбор 132,30 рубля и часть билета (плацкарта) 611,70 рубля. 3 213,10 рубля — за поездку с остановкой.
Билеты Екатеринбург — Казань и Казань — Москва стоят тем же поездом 1 536,40 + 1 393,50 = 2 929,90 рубля.
То есть происходит нечто похожее на льготный возврат билета от Казани до Москвы и покупку нового.
— Можно сесть на промежуточной станции?
Пунктом 16 Правил перевозок пассажиров установлено, что поездка пассажиров должна начинаться от станции, указанной в проездном документе (билете). Однако, как разъяснил ВС РФ в решении от 01.07.2004 № ГКПИ04-875, это означает лишь то, что пассажир не вправе осуществить посадку в поезд ранее пункта отправления, указанного в билете. Это не лишает пассажира права воспользоваться услугой перевозки начиная с любой следующей станции по пути следования.
Пассажир может сесть на любой станции следования после станции отправления, указанной в билете, при условии соблюдения срока годности билета. По правилам ОАО «РЖД», если место окажется проданным, то проводник должен предоставить либо место классом выше без доплаты, либо место классом ниже с выплатой разницы.
Например, был случай, когда человек опоздал на поезд на несколько минут, но смог быстро поймать такси и доехать до следующей остановки поезда.
Это не касается электричек: заходить надо на своей станции.
— Есть ли страховка в билете?
С 24 января 2013 года перевозчики, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров на железнодорожном транспорте и входящие в холдинг РЖД, прекратили взимать страховой сбор при продаже проездных документов. Обязательное личное страхование пассажиров отменено в соответствии с указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 19 января 2013 года № 36. Новые правила предписывают, что при наступлении страхового случая возмещать ущерб пассажирам будет страховая компания перевозчика (если пассажир самостоятельно не оформил страховку в какой-либо страховой компании).
Сейчас выплачивается: за причинение вреда жизни пассажира до 2 млн 25 тыс. рублей, за причинение вреда здоровью пассажира — до 2 млн рублей, за причинение вреда имуществу пассажира — до 23 тыс. рублей. Для того чтобы претендовать на компенсацию, пострадавший должен направить перевозчику письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, и документы со сведениями о потерпевшем, произошедшем событии и его обстоятельствах, характере и степени повреждения здоровья потерпевшего. Срок выплаты компенсации — 30 календарных дней со дня получения страховщиком документов. В страховку не попадают стихийные бедствия, народные волнения и забастовки, военные действия и т. п. Дополнительно к этой страховке вам, возможно, будут настойчиво предлагать добровольное страхование с более высокими порогами и большим количеством страховых случаев. У сервиса Поезда на Туту.ру есть страховка на время поездки – она недорогая, можно поставить галочку, если хотите быть застрахованными, например, если случайно поезд качнёт и вы обольётесь кипятком по пути от титана к своему месту в вагоне. Ну или при слезании с полки ногу подвернёте. Подробнее написано в оферте АльфаСтрахование по ссылке в блоке страховок на шаге «Завершение заказа».
— Я не проходил электронную регистрацию и потерял свой билет. Что делать?
Если поезд через границу — покупать новый. Если поезд внутри страны — бежать к дежурному по вокзалу станции отправления, назначения или продажи билета, платить 223 рубля 70 копеек ровно и показывать свой документ. И вспоминать поезд и вагон с местом.
Кстати, места, как правило, хранятся в вычислительном центре первой станции отправления поезда.
— Нужна ли виза в Калининград?
Для разовой поездки литовская виза гражданам РФ не нужна. Достаточно оформить специальный упрощённый проездной документ на железной дороге (УПД ЖД). УПД ЖД оформляется в кассах на вокзале, которые одновременно направляют запрос в консульский отдел посольства Литовской Республики в Москве. Через 28 часов после подачи запроса пассажир должен обратиться в любую железнодорожную кассу и узнать, получил ли он разрешение на право транзитного проезда через Литву. Если разрешение не получено, то пассажир может сдать билет и вернуть деньги. Оформление УПД ЖД производится бесплатно.
— Я еду с животным. Что делать?
Если животное мелкое (до 20 килограммов), то надо купить документ в обычной кассе. Если животное крупное, то его надо взвесить на багажных весах и получить документ на него в багажной кассе. Это легаси, но с точки зрения логики обработки большие собаки — всё ещё багаж, а мелкие — ручная кладь. В зависимости от вашего вагона провоз мелких животных может быть бесплатным либо вообще не предусмотренным. Для крупных может потребоваться выкуп отдельного места, всего купе, или аналогично он может быть не предусмотрен. В одной клетке или ящике — не больше двух домашних животных. Собаки — в наморднике и с поводком. Каждая собака занимает одно место, их вместе с владельцами в купе не может быть больше, чем мест в этом купе. К собакам-поводырям применяются особые правила, с ними ехать куда легче: например, не надо платить за дополнительное место. Диких животных возить нельзя. Домашние животные перечислены в правилах перевозки: в частности, можно везти полоза. В зависимости от животного и назначения перевозки может понадобиться справка от ветеринара. Обратите внимание, что, если вы везёте животных на выставку, то правила строже, чем если вы везёте их просто покататься.
— У меня суперсумка больше 180 см по трём измерениям. Что делать?
Если багаж не укладывается в нормы ручной клади, то он оформляется либо в багажном отделении вокзала, либо онлайн на сайте РЖД. Его грузят в отдельный вагон, а выдача производится только при наличии у получателя багажной квитанции и проездного документа. Если пассажир ехал с пересадкой — то проездного документа от станции пересадки до станции назначения. В случае отсутствия у получателя проездного документа с него взыскивается доплата до тарифа грузобагажа.
Железные дороги обязаны производить операции по выдаче прибывшего багажа на промежуточных станциях не позднее чем через час после проследования поезда, а на конечных станциях — после разгрузки багажного вагона.
— Я потерял вещь, и теперь.
При потере вещей в поезде нужно обратиться в камеру хранения вокзала конечного пункта следования поезда. То есть если вы потеряли вещь в поезде Петербург — Москва где-то в Ленинградской области, а ехали до Твери, то обращаться надо в камеру хранения в Москве.
В ваши вещи заглянут.
Если среди вещей есть съестные продукты, то они сразу же списываются по санитарному акту.
Если в вещах есть документы или другие бумаги, по которым можно установить личность или связаться с владельцем, то сотрудники это делают.
Хранятся вещи 30 дней, после чего, если не было обращений, утилизируются. При обращении нужно будет сказать сотруднику вокзала, где их потеряли, в каком поезде и т. д., что именно потеряли, как это всё выглядит. После этого вещи передаются владельцу с приложением их описи на день поступления. При возврате владелец должен оплатить каждый день стоимости хранения по тарифам примерно как в камере хранения: это защита от тех, кто целенаправленно терял объёмные сумки, чтобы их хранили на вокзале.
— Если я вышел погулять на промежуточной станции и не успел сесть в поезд, то…
С 3:30 до 3:50 по Москве в Экспрессе-3 — технологический перерыв. По вторникам он чуть дольше, до 4:07. В это время при поиске билетов не будет возможности получить самое актуальное расписание поездов, цены и наличие мест. Из соседних стран очень заметные перерывы есть в финской системе бронирования, они начинаются в 23:00 по Москве и заканчиваются в случайное время.
— На билете местное время или пункта прибытия?
Раньше указывалось время станции отправления. Для трансграничных поездов — отправление по Москве, прибытие указывается местное. Для поездов не из России и не в Россию — местное. Для старта из Финляндии время будет местное (минус час от Москвы), а по прибытию в РФ будет указано время станции прибытия.
С 1 августа 2018 года указывается местное время.
— Можно ли посмотреть фактическое движение поезда?
Да, для поездов дальнего следования — на сайте РЖД. Для электрички — можно у нас вот здесь. Поезда дальнего следования опаздывают крайне редко, поэтому обычно необходимости в отслеживании поезда в реальном времени нет. А маршрут поезда можно посмотреть вот здесь — на этой странице есть поиск по номеру поезда. Либо на странице расписания по направлению кликнуть по номеру поезда и перейти по ссылке на его маршрут с временем остановок и картой. Та же инфа приходит короткой ссылкой в СМСке «Счастливого пути» при отправлении поезда, чтобы знать, на каких станциях можно выйти подышать. Ну и в мобильном приложении удобно иметь эту инфу всегда под рукой.
— Могу я сесть в любой вагон, если поезд на моей станции стоит две минуты?
Да. «Посадка пассажиров производится в вагон, указанный в проездном документе. На промежуточных станциях посадка пассажиров допускается в любой вагон поезда с последующим переходом в вагон, указанный в проездном документе».
Ещё чуть больше деталей есть в посте про то, какие бывают поезда и вагоны.