Что значит применение гост на добровольной основе

Информационное письмо о добровольном применении ГОСТ Р 57974-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования»

В настоящие время ряд организаций, предоставляющих услуги в области пожарной безопасности, проводят агитационную работу, направленную на побуждение собственников объектов получать добровольные сертификаты соответствия систем противопожарной защиты.

Обоснованием такой необходимости указывается национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования».

Применение данного ГОСТа осуществляется исключительно на добровольной основе. Неисполнение положений данного документа не может квалифицироваться как нарушение обязательных требований.

При этом руководители объектов уверяются, что добровольные сертификаты соответствия позволят при проведении проверки избежать административной ответственности.

Однако сертификат соответствия на средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения в случае их неисправности не освобождают проверяемых лиц от наказания.

Указанный ГОСТ не включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержденный приказом Росстандарта от 14.07.2020 № 1190.

Источник

Что значит применение гост на добровольной основе

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 октября 2019 года N 40060-АС/08

[О разъяснении особенностей обязательного и добровольного применения документов, включенных в доказательную базу технического регламента N 384-ФЗ от 30.12.2009]

Документы, включенные в Перечень N 1521, являются обязательными для применения при проектировании и строительстве.

Следует отметить, что согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень N 831, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Следует отметить, что добровольность применения стандартов и сводов правил, включенных в Перечень N 831, не означает, что они могут не соблюдаться. Добровольность применения предоставляет возможность использования проектировщиками других правил, не противоречащих требованиям Федерального закона N 384-ФЗ.

В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона N 384-ФЗ соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов:

1) результаты исследований;

2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;

3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;

4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.

Заместитель директора
Департамента градостроительной
деятельности и архитектуры
А.Ю.Степанов

Источник

Добровольный сертификат соответствия ГОСТ Р: особенности добровольной сертификации

Что значит применение гост на добровольной основе. Смотреть фото Что значит применение гост на добровольной основе. Смотреть картинку Что значит применение гост на добровольной основе. Картинка про Что значит применение гост на добровольной основе. Фото Что значит применение гост на добровольной основе

Не знаете, как ещё отстроиться от конкурентов? Оригинального дизайна оказалось недостаточно и ваши глазированные сырки, пластилин или нижнее белье продолжают путать с продукцией производителей по соседству? Подтвердите свойства вашего товара с помощью добровольного сертификата ГОСТ Р и выйдите на новый уровень продаж. Как это работает и как получить заветный документ, расскажут эксперты компании «ЛенТехСертификация».

Что из себя представляет добровольная сертификация ГОСТ Р?

В чем заключается специфическая роль добровольной сертификации? Начнем с определения. Сертификат ГОСТ Р — это разрешающий документ, дающий право торговли тем или иным товаром. Он подтверждает, что изделие соответствует всем требуемым на территории РФ стандартам и является безопасным для использования.

Документ может быть обязательным, например, если речь идет о товарах для детей, или добровольным — скажем, для канцелярских изделий.

Добровольный сертификат ГОСТ Р (добровольное подтверждение соответствия) можно получить на товары, не вошедшие в список продукции, подлежащей обязательной сертификации, или вошедшие, но проверяющиеся на отдельные требования. Проще говоря, вы решаете добровольно подтвердить соответствие продукции ряду параметров. Если лабораторные испытания покажут, что изделие действительно соответствует заявленным требованиям, вы получаете сертификат.

Параметрами для проверки являются технические регламенты или ГОСТы, в зависимости от конкретного типа товаров.

Декларация добровольной сертификации оформляется на основе договора между заявителем (производителем, продавцом или официальным представителем) и органом по сертификации, которым является специализированная аккредитованная компания.

Учитывая количество зарегистрированных объектов системы, виды добровольной сертификации бывают полиобъектными (направленными на два и большее количество объектов) и монообъектными (работающими с объектами одного вида).

Последние наиболее распространены.

Что является объектом добровольной сертификации?

Добровольная сертификация действует на следующий перечень продукции:

Документ можно получить на любую продукцию, вне зависимости от того входит ли она в список обязательной сертификации или нет. При этом стоит учесть, что добровольная сертификация не является заменой обязательной, а может выдаваться как дополнительный документ, подтверждающий соответствие ряду других требований, подобранных уже самим заявителем.

Зачем нужен добровольный сертификат соответствия ГОСТ Р?

Преимущества добровольной сертификации ГОСТ Р:

Не стоит забывать и про импорт. Наличие сертификата дает возможность не только вести коммерческую деятельность в пределах своей страны, но и выйти на международный рынок.

Прохождение добровольной сертификации регулируется Федеральным законом «О техническом регулировании» (статья 21). Контролирует данный процесс органы Росаккредитация (Федеральная служба по аккредитации) и Росстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).

Что значит применение гост на добровольной основе. Смотреть фото Что значит применение гост на добровольной основе. Смотреть картинку Что значит применение гост на добровольной основе. Картинка про Что значит применение гост на добровольной основе. Фото Что значит применение гост на добровольной основе

Как оформить и получить добровольный сертификат по системе ГОСТ Р?

Кто проводит добровольную сертификацию?

Как было указано выше, контролирует прохождение процедуры Росаккредитация и Росстандарт. Занимаются же сертификацией специальные уполномоченные компании, например, «ЛенТехСертификация». Чтобы получить договор добровольной сертификации, необходимо пройти несколько этапов:

На основании результатов испытаний принимается решение о выдаче подтверждающего документа или отказе. Заниматься сбором документов, подачей заявки и подготовкой к испытаниям вы можете самостоятельно или обратившись за помощью к специалистам по сертификации.

Схемы добровольной сертификации ГОСТ Р

Выбор схемы сертификации требует специальных знаний. С первого взгляда некоторые схемы могут показаться очень похожими. Разберемся вместе.

Что значит применение гост на добровольной основе. Смотреть фото Что значит применение гост на добровольной основе. Смотреть картинку Что значит применение гост на добровольной основе. Картинка про Что значит применение гост на добровольной основе. Фото Что значит применение гост на добровольной основе

Документы для оформления сертификата ГОСТ Р

Для обязательной и добровольной сертификации ГОСТ Р собирается один и тот же пакет документов:

К импортным товарам предъявляются более строгие требования, нежели к продукции отечественного производителя. Так, импортеру необходимо предоставить следующие бумаги:

Отличие добровольной сертификации от обязательной формы ГОСТ Р

Существует несколько основных отличий обязательной формы от добровольной:

Более подробно изучить вопрос отличия добровольной и обязательной сертификации вам поможет наша статья.

Обращайтесь за добровольной сертификацией ГОСТ Р в компанию «ЛенТехСертификация». Мы работаем официально и готовы предоставить нашим клиентам необходимые подтверждающие документы. Звоните или заполняйте форму обратной связи и наши сотрудники расскажут вам подробнее о системе сертификации, сориентируют по стоимости и срокам и оперативно начнут работу!

Источник

И снова об «обязательных»
и «добровольных»
стандартах.

Их обязывают вместо СТО применять стандарты только из правительственного или росстандартовского перечня (утвержденных, соответственно, постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1521 и приказом Росстандарта от 30.03.2015 №365), либо разрабатывать специальные технические условия.

Чем плоха такая «обязаловка»?

Не снижается поток информации и о том, что некоторые органы государственного строительного надзора, стараясь не отстать от госэкспертизы, незаконно штрафуют строителей по ст.9.4 КоАП РФ за нарушения требований стандартов добровольного применения из перечня Росстандарта. При этом и госэксперты, и госинспекторы дружно ссылаются на норму ч. 2 ст. 5 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (ФЗ-384) о том, что безопасность зданий и сооружений должна обеспечиваться посредством соблюдения требований ФЗ-384, а также требований стандартов, включенных в соответствующие перечни, или требований специальных технических условий.

По их мнению, данная норма носит прямой исчерпывающий характер, и из нее вытекает «обязательность» всех стандартов, включенных и в правительственный, и в росстандартовский перечни, — т.к., якобы, только их применением выполняется наш строительный Технический регламент. Если же в указанных стандартах необходимые требования отсутствуют, то обязательно надо, оказывается, разрабатывать специальные технические условия.

Наверное, такие представители госвласти считают свою позицию вполне аргументированной, логичной и удобной, но на самом деле это — ошибочная позиция, основанная на вырванном из контекста бюрократическом понимании нормы ч.2 ст.5 ФЗ-384. Одновременно их точка зрения является еще и деструктивной, поскольку из-за нее строительное сообщество, будучи «втиснутым» в некое прокрустово ложе перечней стандартов, фактически лишается права творчески-профессионально применять стандарты всей совокупности системы нормативных документов в строительстве. По сути, госчиновники отказывают строительной отрасли в праве применять исторически накопленные знания в области строительства, аккумулированные в строительных стандартах, а также в праве применять собственные стандарты организаций, содержащие инновационные решения.

Ошибочная интерпретация «обязательности» и «добровольности» применения стандартов в строительстве приобрела столь массовый характер, что профессиональная общественность, обреченно махнув рукой, уже почти и не возражает. А зря. И поскольку данная проблема существует, то ее надо «разруливать». Предлагаемая статья является попыткой рассмотрения проблемы требований обязательного и добровольного применения.

О «добровольности» забыли?

Для начала надо поподробнее сформулировать указанное выше широко распространенное ошибочное мнение: итак, «обеспечение безопасности объектов должно обеспечиваться только обязательным выполнением требований:

— Технического регламента о безопасности зданий и сооружений,

— стандартов из правительственного перечня (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521),

— стандартов из росстандартовского перечня (утв. Приказом Росстандарта от 30.03.2015 №365),

— специальных технических условий, если в указанных выше стандартах необходимых норм нет, либо их недостаточно для обеспечения надежности и безопасности, либо требуется от таких требований отступить».

Данная формулировка условий обязательности применения норм настолько похожа на правду, что их невыполнение при проектировании считается вполне достаточным основанием для формулирования замечаний госэкспертизы, а невыполнение таких условий при строительстве влечет наложение госстройнадзором административных наказаний на строителей.

Так в чем же кроется ошибочность и деструктивность такого мнения? Рассмотрим.

Итак, в соответствии с ч.2 ст.5 ФЗ-384, безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов обеспечивается посредством соблюдения требований ФЗ-384 и требований стандартов и сводов правил, включенных в соответствующие перечни (со ссылкой на чч.1 и 7 ст. 6) или требований специальных технических условий. Следует иметь в виду, что эта норма в техническом регулировании не единственная, имеются и другие нормы, связанные с ч.2 ст.5 ФЗ-384, игнорирование которых как раз и приводит к ошибочным суждениям.

В двух ссылочных связанных нормах — в ч.1 ст.6 ФЗ-384 и ч.7 ст.6 ФЗ-384 — указывается, что Правительство РФ утверждает перечень стандартов (их частей), применяемых на обязательной основе, а Росстандартом утверждается аналогичный перечень, но применяемый на добровольной основе.

В результате логического сложения связанных ч.2 ст.5, ч.1 и ч.7 ст.6 получается, что безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством соблюдения требований самого ФЗ-384, соблюдения на обязательной основе требований стандартов, включенных в правительственный перечень, а также соблюдения на добровольной (на добровольной, а не обязательной, как трактуют чиновники!) основе требований стандартов, включенных в росстандартовский перечень.

Обязанность применения стандартов из правительственного перечня не вызывает ни у кого сомнений.

А вот о правилах использования стандартов добровольного применения госэксперты и инспекторы почему-то не знают. Ниже пойдет разговор и об этом, но прежде надо уточнить контекст нормы о специальных технических условиях (СТУ).

Так, в ч.8 ст.6 ФЗ-384 указываются все случаи, когда подготовка проектной документации и строительство объекта осуществляются в соответствии с СТУ, а именно:

а) когда необходимо отступить от требований, установленных стандартами из правительственного перечня, применяемыми на обязательной основе (согласно ссылке на ч.1 ст.6),

б) когда недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных стандартами из правительственного перечня, применяемыми на обязательной основе,

в) когда необходимые требования к надежности и безопасности в стандартах вообще не установлены.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о необходимости разработки специальных технических условий (или отсутствии такой необходимости) следует прежде провести анализ имеющейся нормативной базы в отношении конкретного объекта и, при необходимости, — в отношении конкретного проектного решения. Проведение такого анализа обуславливается п.6 «Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (утвержден приказом Минрегиона от 1 апреля 2008 г. № 36). Представим по пунктам возможную последовательность его проведения.

Разложим по полочкам…

В первую очередь надо определить, имеются ли в обязательных стандартах, включенных в правительственный перечень, необходимые для принятия конкретных проектных решений требования. Здесь могут быть два варианта ответа.

Вариант первый: такие требования в обязательных стандартах имеются. В этом случае далее следует рассмотреть три возможных пути (см. пп. 1-а, 1-б и 1-в).

Путь 1-а: надо выяснить, есть ли необходимость отступления от таких требований. В данном контексте имеется в виду выяснение возможности снизить (или облегчить) уровень требований, предусмотренных обязательными нормами, либо вообще ими пренебречь. Чаще всего такой вариант применяется из экономических соображений. В случае, если — да, то следует разрабатывать СТУ для обоснования указанной возможности.

Путь 1-б: надо дать оценку степени достаточности требований обязательных норм для обеспечения надежности и безопасности. Следует иметь в виду, что здесь речь идет не о достаточности видов таких требований, а о достаточности уровня таких требований. Если выяснится, что уровень требований для обеспечения надежности и безопасности следует повысить (или ужесточить), то следует разрабатывать СТУ. В этом случае СТУ необходимы не столько для обоснования ужесточения требований, сколько для обоснования необходимости повышения затрат при строительстве для обеспечения такого ужесточения. Как видно, и здесь главенствуют экономические соображения.

Путь 1-в: имеющихся требований в обязательных стандартах вполне достаточно для принятия проектного решения. В этом случае СТУ не разрабатывается.

Вариант второй: в обязательных нормах стандартов из правительственного перечня отсутствуют требования, необходимые для принятия проектного решения.

Важно: в данном случае речь идет об отсутствии необходимых видов требований, а не об их уровне. И не следует сразу бросаться разрабатывать СТУ, надо сначала исчерпать правовые возможности, предоставляемые ч.2 ст.5 ФЗ-384: безопасность зданий и сооружений должна и может обеспечиваться посредством соблюдения требований стандартов не только из правительственного перечня или СТУ, но и стандартов из росстандартовского перечня.

Следовательно, при отсутствии в обязательных нормах необходимых видов требований надо их искать в стандартах, применяемых на добровольной основе, включенных Росстандартом в свой перечень.

Теперь пора вспомнить о правилах применения стандартов, применяемых на добровольной основе, которые установлены только в одном месте законодательства о техническом регулировании — в ч.4 ст.16.1 ФЗ-184. Поэтому такими (и только такими!) правилами надлежит пользоваться всем, кто намеревается руководствоваться стандартами на добровольной основе.

В соответствии с такими правилами оценка соответствия требованиям технического регламента может осуществляться на основании подтверждения их соответствия стандартам из перечня добровольного применения, что вполне согласуется с нормами ч.2 ст.5 и ч.7 ст.6 ФЗ-384. При этом выбор норм добровольного применения осуществляется при отсутствии необходимых видов требований в нормах обязательного применения.

Эти правила учитывают и случай, когда в стандартах добровольного применения, включенных в перечень Росстандарта, необходимые виды требований отсутствуют. И надо помнить о том, что неприменение таких стандартов не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов, т.е. их неприменение не несет никаких правовых последствий (о чем часто забывают проверяющие чиновники). В этом случае правилами установлено, что надо выбирать нормы, в которых имеются необходимые виды требований: либо предварительные национальные стандарты, либо стандарты организаций, и (или) иные документы (ч.4 ст.16.1 ФЗ-184), например, стандарты системы нормативных документов в строительстве.

И только лишь в случае, если необходимых видов требований для обеспечения надежности и безопасности вообще в стандартах не установлено, то можно вспомнить о разработке СТУ. Либо разработать свой стандарт организации.

Таким образом, предложенный алгоритм анализа имеющейся нормативной базы позволяет представить детальную картину обязательных и добровольных требований стандартов для их правильного использования при проектировании в отношении конкретного объекта и в отношении конкретных проектных решений.

Сергей Коноплев,

эксперт НП «Союз производителей бетона»,

Источник

Что значит применение гост на добровольной основе

Что значит применение гост на добровольной основе. Смотреть фото Что значит применение гост на добровольной основе. Смотреть картинку Что значит применение гост на добровольной основе. Картинка про Что значит применение гост на добровольной основе. Фото Что значит применение гост на добровольной основе

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что значит применение гост на добровольной основе. Смотреть фото Что значит применение гост на добровольной основе. Смотреть картинку Что значит применение гост на добровольной основе. Картинка про Что значит применение гост на добровольной основе. Фото Что значит применение гост на добровольной основе

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что значит применение гост на добровольной основе. Смотреть фото Что значит применение гост на добровольной основе. Смотреть картинку Что значит применение гост на добровольной основе. Картинка про Что значит применение гост на добровольной основе. Фото Что значит применение гост на добровольной основеОбзор документа

Письмо Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2018 г. № 18958-ИК/03 О добровольной и обязательной основе применения ГОСТ 12.0.004-2015

Вопрос: Прошу разъяснить носит ли характер добровольного или обязательного применения Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

В самом приказе Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст, которым данный ГОСТ был введен в действие, прямо указывается на добровольность его применения, что в полной мере соответствует положениям Закона о стандартизации.

Однако суды выносят решения о привлечении к административной и уголовной ответственности за неисполнение требований указанного ГОСТа (например, приговором Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 10.05.2018 по делу N 1-67/2018 было осуждено должностное лицо, в описательной части приговора суд указывает на невыполнение им пунктов указанного ГОСТа). Также привлекаются к административной ответственности за неисполнение ГОСТа 12.0.004-2015 и работодатели (например, решение Ростовского областного суда от 17.05.2018 по делу N 11-566/2018 и т.п.).

Ответ: Управление технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии рассмотрело обращение по вопросу применения ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» и в рамках установленной компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Отношения поставщика и потребителя в части применения того или иного стандарта должны быть установлены в договоре поставки.

Согласно статье 27 Федерального закона нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники в целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований нормативного правового акта и в случае, если Правительство Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», иные заинтересованные государственные корпорации уполномочены на установление соответствующих требований.

Одновременно сообщаем, что ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» входит в Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор» утвержденный Приказом Ростехнадзора от 10 июля 2017 г. N 254 «Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор») П-01-01-2017″.

И.о. заместителя начальника
Управления технического
регулирования и стандартизации
И.А. Киреева

Обзор документа

С 1 марта 2017 г. действует ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Росстандарт разъяснил:

— документы национальной системы стандартизации применяются добровольно, если иное не установлено законом;

— изготовитель и (или) исполнитель обязаны применять национальный стандарт, если они публично заявили о соответствии продукции стандарту, ГОСТ указан на маркировке, в эксплуатационной или иной документации, продукция маркирована знаком национальной системы стандартизации;

— отношения поставщика и потребителя по применению стандартов нужно определить в договоре.

Нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники для обеспечения выполнения требований акта и в случае, если органы власти, госкорпорации уполномочены вводить соответствующие требования.

Упомянутый ГОСТ входит в перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *