Что значит престижная школа
Что значит «престижная школа»? 1
Когда полгода тому назад началась дискуссия о том, нужно или нет родителям любой ценой стремиться, чтобы их дети учились в престижных школах, многие пытались уверить, что это люди с жиру бесятся. Конечно, теоретически разницы нет – программы для школ министерством образования разработаны одни и те же, и учителя в престижных школах тоже просто люди, а не сверхчеловеки.
Если исходить из принципа «лишь бы аттестат получил», то, может быть, действительно все равно. Однако если думать о будущей карьере ребенка, о возможностях его сознательного выбора профессии после окончания школы, то тут не все так просто.
В первую очередь престижные школы – это школы, где действительно есть учителя. Престиж профессии учитель невысок: получает он официально раза в два меньше строителя, продавца супермаркета и даже меньше контролера билетов в общественном транспорте. Хотя от учителя требуется высшее специальное образование. Это продолжает советскую традицию, когда слесарь получал больше главного инженера. Не удивительно, что в школах почти триста вакантных учительских мест, а из получивших педагогические специальности менее трех процентов пополняют ряды учителей.
Престижные школы еще могут отбирать кадры – последних энтузиастов, которые в преподавании видят смысл жизни. А остальные перебиваются либо халтурщиками, которые знают, что их не выбросят, так как некем заменить, либо «временщиками» – подрабатывающими студентами, ждущими, пока подвернется лучшее место. Прошу не обижаться тех, кто работает на совесть и в «непрестижной» школе, но вряд ли они могут представить, чтобы во Французском лицее по полугоду не преподавали тот или иной предмет, а рижская государственная 1-я гимназия приняла на работу халтурщика.
Да, теперь вроде бы министерство вырабатывает единые программы и задачи, по результатам которых будут принимать в вузы. Ученики каких школ покажут лучшие результаты? – трудно ли ответить на этот вопрос. Почитайте биографии ведущих латвийских политиков, большинство из них выпускники престижных школ – если не Риги, то своего региона.
Сила элитных школ: от традиций к воспитанию современной личности
В Великобритании и США есть школы, куда политики, крупные предприниматели и королевские семьи стремятся отправить своих детей. В этих школах есть всё: титулованные преподаватели, огромные библиотеки, занятия спортом и искусством на профессиональном уровне. Ребенок гарантировано получит первоклассное образование, попадет в нужное окружение и добьется своих целей. Но, главное, здесь воспитывают личность с широким кругозором, острым умом и системой ценностей.
Eton College, Wellington College, Phillips Exeter Academy, The Taft School. История этих школ началась несколько веков назад, но они остаются современными и востребованными. В чем сила элитных школ? Почему родители готовят ребенка к поступлению в них за несколько лет?
Традиции
Элитные школы гордятся своей историей и традициями. Традиции сплачивают коллектив преподавателей. Позволяют ученикам почувствовать себя частью большого и дружного сообщества. Кроме того, обычаи и ритуалы делают жизнь в школе особенной.
В Harrow School существует давняя традиция пения. Школьники поют на прогулках, за ужином, на вечеринках-барбекю. Для каждого повода — своя песня. Ежегодно на один из праздников в Harrow приезжают выпускники разных лет, чтобы спеть вместе.
Воспитанники Rugby College пению предпочитают игру в регби. Здесь эту игру и изобрели. В 1823 году школьник Уэбб Эллис нарушил футбольные правила: схватил мяч в руки и побежал к воротам соперника. Футбол «по-новому» назвали в честь школы, и со временем он обрел популярность во всем мире. Регби до сих пор считается элитным спортом. А в Rugby College любят поговорку: «Футбол — игра джентльменов, в которую играют хулиганы, а регби — игра хулиганов, в которую играют джентльмены».
Исследования, оборудование, новые технологии
Большинство занятий в престижных школах проходят в форме экспериментов, проектов, исследований. Ученики убеждаются в правоте учебников на собственном опыте и получают новый инструмент для изучения мира. Кроме того, учиться становится интереснее.
Для опытов школы располагают оборудованием, которому позавидуют современные ученые. Мощные компьютеры, обширные библиотеки, лаборатории естественных наук, музыкальные комнаты, залы для спорта — дети делают открытия и ставят личные рекорды каждый день.
В Winchester College создан целый департамент химии: 5 лабораторий, лекционный зал, кабинеты с препаратами. В лабораториях — спектрометры, измеряющие уровень инфракрасного и ультрафиолетового излучения. С такой подготовкой ученики Winchester выиграли множество естественнонаучных конкурсов среди школ. В этом году они представят Великобританию на Международной олимпиаде по химии.
Для изучения иностранных языков ученики Winchester College пользуются электронной лингвистической лабораторией, где можно потренировать восприятие иностранной речи на слух и разговорные навыки. Для занятий творчеством детям построили дизайн-центр со студией графики, электронной лабораторией, станками, чертежными машинами и 40 мощными компьютерами.
Качество и количество преподавателей
Солидные школы тщательно подбирают и постоянно развивают преподавателей. Преподаватели престижных школ — профессионалы в своей области. Кроме того, умелые тренеры и консультанты по личностному росту. Они увлечены своей работой и готовы помочь школьнику на пути к знаниям.
В Wellington College преподаватели знают каждого ученика: понимают его сильные и слабые стороны, ставят индивидуальные задачи на неделю, триместр, год. Прогресс в задачах преподаватель обсуждает с каждым школьником на индивидуальных встречах.
Такое внимание ребенку элитные школы обеспечивают и за счет большого количества преподавателей. В знаменитом Eton College соотношение преподавателей к ученикам 1:6. На полной ставке в школе работают 155 преподавателей. Кроме того, есть преподаватели с частичной занятостью, спортивные и музыкальные тренеры.
Персонал Eton College вместе с лаборантами, секретарями, старшими в кампусах насчитывает 800 человек. Это целый город, где ребенок под надежной защитой. Персонал школы поможет справиться с любой ситуацией: от разбитой на бейсболе коленки до сложностей с адаптацией к новой школе.
Комплексное развитие ученика
Преподаватели и руководство школ не просто дают академическую подготовку для дальнейшей учебы. Они растят гармоничную личность, где ум, тело и душа одинаково развиты. Большое внимание уделяется личностному росту и воспитанию лидерства, творчеству и спорту.
В Wellington College преподаватели не задаются вопросом: «Насколько умен этот ребенок?» Они задумываются, в каких направлениях школьник наиболее развит. В школе выделяют 8 направлений развития: логическое, моральное, лингвистическое, духовное, физическое, социальное и личностное. Во время учебы ребенку помогают развиться и обрести уверенность по всем 8 траекториям.
Личностный рост и лидерство
В элитной школе личностный рост ребенка происходит непрерывно. Важные качества, которые приобретает школьник:
Самостоятельность. Живя на пансионе вдали от родителей, дети растут более самостоятельными и организованными. Отвечают за свое расписание, подготовку домашних заданий, следят за одеждой, решают другие бытовые вопросы.
Формирование и защита своего мнения. Чтобы быть успешным, школьнику необходимо не только найти решение задачи. Он должен уметь отстоять свою точку зрения, логически обосновать ее перед преподавателем и классом.
Инициативность. Дети участвуют в различных клубах, устраивают дебаты, придумывают и возглавляют проекты. Чем инициативнее школьник на уроках и внеклассных занятиях — тем больше шанс получить высокие баллы по предметам.
Ответственность и поддержка. В элитных школах есть система наставничества. Ученики постарше становятся практически старшими братьями и сестрами для младших классов: помогают малышам с уроками и адаптацией в школе.
Так престижные школы растят лидеров: карьеру руководителя ученик начинает строить еще во время учебы. По окончании школы выпускник имеет не только аттестат с оценками, но и настоящее резюме с его проектами, компетенциями и достижениями. Такое резюме станет преимуществом при поступлении в университет.
Спорт и творчество — это часть учебы
К занятиям спортом и творчеством в элитных школах относятся более чем серьезно. Руководство школ верит, что не все задачи в жизни можно решить лишь логическим путем. Некоторые требуют спортивной выносливости и работы правого полушария. Поэтому участие школьников в секциях живописи, занятиях театральным мастерством, играх в школьной спортивной команде — обязательно.
В престижных школах богатый выбор занятий на вкус ребенка. Преподаватели секций — профессиональные музыканты, спортивные тренеры, талантливые художники, постановщики танца и даже театральные режиссеры. Многие школьники по окончании учебы продолжают заниматься спортом и творчеством уже на профессиональном уровне.
В элитной американской школе Pomfret верят, что спорт не только укрепляет тело физически, но закаляет характер и сближает учеников. 42 школьные команды представляют 15 видов спорта: от гольфа и тенниса до реслинга и хоккея. В школе созданы отличные условия для тренировок: на 200 га территории расположились футбольные поля, баскетбольные площадки, фитнес-клуб и даже каток.
В британском Wellington College есть собственный оркестр, хор, джаз-бенд, рок-группа. Ученики занимаются скульптурой, живописью, устраивают выставки. В школе дают мастер классы лауреаты BP Portrait Award и Turner Prize — престижных премий в мире искусства. В Wellington College есть свое телевидение, где школьники делятся последними новостями и настоящий театр, где ставят спектакли и мюзиклы. Кстати, преподаватели готовят учеников и к экзаменам в престижные школы искусств (LAMDA, New Era).
Многообразие и толерантность
Престижные школы ценят многообразие. Школьники, которым посчастливилось попасть в элитное учебное заведение, могут быть одарены в совершенно разных направлениях. Кто-то музыкально одарен, кто-то подкован академически, кто-то успел организовать успешный социальные проект. Если ребенок талантлив, но родители не в состоянии оплатить учебу, руководство школы может сделать исключение и дать стипендию на обучение. С такими детьми интересно работать и развивать их дальше.
Сильные учебные заведения охотно принимают и талантливых иностранных учеников. Помогают им адаптироваться к новой стране и погрузиться в учебу на английском языке. Такая толерантность на пользу и классу, куда приходит новый ученик. Общаясь с ним, одноклассники научатся взаимодействовать с людьми независимо от культурных различий и станут космополитами в будущем.
Школа — это семья
Элитные школы действительно поддерживают связь с выпускниками. Преподаватели интересуются, куда поступили школьники, как развивается учеба в университете, карьера. Помогают советами, поддерживают. Выпускники общаются в специальных сообществах на сайтах школ. Вчерашние школьники, повзрослев, возглавляют проекты поддержки школы: от финансирования фондов, создания лабораторий и библиотек до выпуска фильмов о своей альма-матер.
Школа — это семья, которую можно выбрать. Прежде чем поступать, стоит понять подходите ли вы друг другу. Учеба займет несколько лет. А круг общения, взгляды, школьных друзей и связи с преподавателями ребенок возьмет с собой в будущее.
Выводы
Выбрать среднюю школу и спланировать поступление
по телефону +7 (495) 935-85-45
через форму запроса на сайте
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Следуй за EduTravel в соцсетях —
самые 🔥 и 💰 новости:
Запихнуть ребенка в элитную школу – будет ли это полезно и безопасно
Пусть он проигрывает олимпиады, но зато не теряет интерес
– Отдавать ли ребенка в престижную школу?
– Для моей семьи, где воспитывается аж шесть школьников, вопрос «в какую школу отдать ребенка» был и остается больным и актуальным. Лично для меня частная школа – совсем не вопрос престижа, хотя очевидно, что для многих такие школы – ярмарка тщеславия. Причем для родителей, потому что для детей это ровным счетом ничего не значит. Но есть два момента, которые действительно работают как аргументы «за» частную школу, государственную школу с углубленным изучением какого-либо предмета и школу «с уклоном».
Первый – это личностные особенности ребенка.
Каждый родитель заинтересован, чтобы ребенок развил максимум своих способностей. Но достигнуть максимума можно в одном случае: если ребенку будут помогать взрослые, причем помогать индивидуально.
В массовой школе, разумеется, никто индивидуальность учитывать не станет. В массовой школе, где классы раздуты, где часто учится сразу 25 человек, просто нет ресурсов для этого. Учителям элементарно не хватает сил. Замотанным и уставшим педагогам дети вообще «мешают делать важную работу»: заполнять журналы и составлять отчеты.
Родителю же хочется, чтобы ребенок реализовался и достиг высот. Не высот вообще, а личных, которые у каждого ребенка свои. Если умственно отсталый ребенок заканчивает начальную школу на уровне общеобразовательной, пусть и в подростковом возрасте, то это прорыв, настоящий и безоговорочный успех.
И если одаренный ребенок занимается в математическом лицее, пусть и проигрывая олимпиады, но благодаря мудрым педагогам не теряет интереса к математике, продолжает с энтузиазмом решать задачи повышенного уровня сложности – это тоже успех.
Успех не может быть общим местом и одной для всех заданной высотой. Планка у каждого своя.
Все мои дети учатся в специализированных школах, потому что всякие попытки нашей семьи, чтобы каждый из них развивался в общеобразовательной школе, потерпели крах. Особенности, уровень интеллекта, креативность и способности в разных областях у всех моих детей разные, если не сказать, что диаметрально противоположные. Нам с мужем пришлось кого-то отдать в гимназию, кого-то в частную школу, а кого-то в школу с углубленным изучением тех или иных предметов.
– Да, но если отдать ребенка в школу с углубленным изучением химии или математики, а у него нет к этому способностей, разве мы не навредим ему?
– У меня самой посредственная память, совсем плохая. Слабо работает аудиальный канал. Это мои личностные особенности. Я воспринимаю информацию зрительно. Родители отдали меня в языковую школу с углубленным изучением испанского. Со временем появился второй язык, английский. Это была катастрофа. Мне вообще тяжело даются иностранные языки. Я их не слышу, не чувствую (не говоря о проблемах с памятью), мне трудно вызубрить слова. Если говорить житейским языком, я в чистом виде естественник, математик. Учиться в языковой гимназии для меня было пыткой. То, что кому-то из одноклассников давалось легко: запомнить слова, выучить выражение, скопировать, повторить – для меня было ежедневной каторгой, которая растянулась на десять лет.
Десять лет ежедневных усилий в попытке запомнить и воспроизвести. И хотя я так и не овладела в совершенстве испанским, я прекрасно научилась работать и преодолевать себя. Это самый главный успех. Я благодарна родителям, что не отдали меня в районную школу рядом с домом. Несмотря на отсутствие способностей к языкам, они отважились отдать в школу, где не только учли мои личностные особенности, но и нагружали так, что я показала свой максимум.
Не важно, чье имя носит школа, важно, какие люди будут окружать
– Индивидуальные особенности – это здорово, а как же окружение?
– Это второй момент, который играет наиважнейшую роль в вопросе выбора школы.
Школьный возраст затрагивает две возрастные эпохи. Первый период длится с 7 до 12 лет. Это эпоха, когда самым значимым человеком в социальной ситуации развития ребенка становится учитель. Роль учителя в этом возрасте колоссальна.
Мы понимаем, что в условно элитарных школах с претензией, с традицией, со специализацией, в платной школе или в гимназии найти учителя, которому ты безоговорочно доверяешь, гораздо проще. Если найдете в районной школе учителя, с которым ребенку будет спокойно, того, кто позаботится, обеспечит безопасность, в том числе психологическую, а главное, станет для ребенка авторитетом – это замечательно.
В начальную школу вообще нужно отдавать, ориентируясь на учителя. Если человек вам нравится, близок и понятен, значит, и ребенку с ним будет хорошо. Не важно, в какой школе он работает.
В подростковом возрасте значение имеет не учитель, а сверстники. С 7-го по 11-й класс авторитетом становятся ребята, которые учатся рядом. Чаще всего общеобразовательная школа, увы, становится синонимом «проблемы». Я живу в районе Солнцево. У нас в массовых школах рядом с домом учатся дети из простых, часто неблагополучных семей. Наверняка это замечательные дети, у них, хочу надеяться, большое будущее, но в классе они транслируют культуру семьи, из которой пришли. Эта культура для многих детей оказывается травматичной.
Я не раз публично рассказывала историю об одном из своих сыновей. Он с завидной регулярностью возвращался из школы с синяками на руках. Оказалось, что его кусает сосед по парте. На вопрос, а что делает в это время учительница, он отвечал: «Отворачивается». Когда я спрашивала, а что же делаешь ты, то звучало скромное: «Терплю, мамочка, потому что, если сидеть молча, он быстрее успокаивается».
Когда я об этом узнала, мне захотелось немедленно принять меры. Сделать это не позволил мой же разумный первоклашка. «Мам, наверняка у него в семье проблемы, – сказал он, – не от хорошей жизни люди кусаются. Да и учительнице это может навредить». Для меня это история о том, что среда, в которой человек человеку волк, разрушала моего собственного ребенка. Мне пришлось забрать сына из этой школы.
Как психолог я понимаю: конфликты между детьми – это нормально, они есть и будут в любой школе. Но бывает среда и окружение, в которой эскалация конфликта неизбежна.
Ваше чадо рискует не справиться с направленной на него агрессией, бескультурьем, приоритетом иных ценностей, о которых он не догадывался.
В другой среде виноватый в конфликте ребенок подойдет и попросит прощения, потому что «был не прав и не смог себя сдержать». Не думаю, что кому-то в голову придет осуждать родителя, который желает для ребенка коллектива, где дети умеют рефлексировать над собственными поступками и находить адекватные решения.
Если мы хотим, чтобы ребенку было комфортно, он был в безопасности и никто не развенчал то, что дорого семье и нашему родительскому сердцу, если хотим, чтобы его окружали близкие по духу и взглядам люди, если нам вообще важно то, с кем он проводит время, то мы выбираем особенную школу.
Это может быть спецшкола с углубленным изучением иностранного языка, православная гимназия или математический лицей. Это не разговор об амбициях и престиже. Это вопрос о персональной заботе и личностном подходе. Это естественная попытка родителей обеспечить ребенку безопасную среду. И только. Не важно, чье имя носит школа, важно, какие люди будут окружать моего сына или дочь, с кем они будут постоянно взаимодействовать, с кем будут взрослеть.
Готова ли семья заплатить за перевод такую высокую цену
– После таких слов многие захотят взять ребенка в охапку и отправить в ближайшую спецшколу. Но не опрометчиво ли это будет – ведь и в старой школе у него есть друзья, любимые учителя?
– Стресс, который ребенок переживает при смене школы, по силе переживаний занимает третье место после гибели кого-то из близких или развода родителей.
Многократно подумайте, насколько уместно, да и готова ли семья заплатить такую высокую цену, чтобы ребенок оказался среди других одноклассников. Если родители понимают, что это будет ребенку во благо, тогда надо действовать. Игнорировать привязанность ребенка к старым друзьям и привычным условиям нельзя. Нужно понимать: смена даже самой плохой школы на лучшую – всегда огромный стресс.
Повторюсь, в начальной школе принципиальное значение имеет фигура учителя. Если у ребенка с учителем сложились отношения, переводить в другую школу только потому, что нынешняя школа не соответствует вашим высоким требованиям, неразумно и вредно.
Другое дело – подросток, который пытается самоопределиться, для которого значим вопрос профориентации. Если он вступает в диалог: «Мама, я хочу быть программистом, что мне может в этом помочь», то как бы вам ни нравилась его школа, перевод в другую – разумное решение.
Каждый новый день ставит нас перед выбором. Либо я пользуюсь своей родительской властью единолично, игнорируя потребности и запросы ребенка, потому что мое мнение – единственно правильное. Либо учитываю мнение чада, не равнодушен к его просьбам и только вместе мы приходим к решению.
Безусловно, родитель хочет лучшего для ребенка, но не всегда может просчитать плюсы и минусы. Спасение здесь одно: принимать общее решение в диалоге.
Помню, как переводила своего тринадцатилетнего сына из общеобразовательной школы в частную. В районную школу он практически не ходил. Из девяти учебных месяцев болел семь. В школе ему было скучно. Он предпочитал лежать дома и читать книжки, в том числе учебники, лишь бы не ходить в школу.
Я решила, что в частной школе ему будет интереснее. В ней можно будет участвовать в математических конкурсах, там на него не станут давить, учтут все его особенности, да и уроки в ней проходят как театральные спектакли. Все это «добро» я попыталась транслировать ребенку. В старой школе он находился в жутком стрессе. Все там ему казалось ужасным, драматичным и страшным, хотя он и здоровенный парень. Новая показалась в разы хуже прежней.
Аргументом, который успокоил, было обещание: «Если в течение первого полугодия не понравится, я гарантирую возврат в старую школу». Как только я пообещала, что решение за ним и только от него зависит, где он будет учиться, сын успокоился. Ему было тяжело в новой школе, но оказалось, что оно того стоило. Школу он посещает и возвращаться в старую не планирует.
Полезно и безопасно – нормально выбирать для своего ребенка лучшее
– Амбиции родителей не стоит снимать со счетов. Для многих школа – это статус. Если я топ-менеджер крупной компании, вряд ли мой ребенок будет учиться не в элитной школе.
– Я не встречала родителей, которые выбирают школу по принципу «престижно – не престижно». В конце концов, не в XIX веке живем, чтобы подчеркнуть свою статусность такими средствами. Сегодня школа никак не связана с новой ступенькой в карьерной лестнице родителей.
Вся заточенность на «элитарность», которая нами очень по-разному трактуется, все-таки строится на принципе блага для ребенка и наших финансовых возможностях.
Родители выбирают школу, оценивая их по двум параметрам. Во-первых, насколько с точки зрения будущего вашего ребенка будет полезно в ней учиться. Во-вторых, насколько безопасно и комфортно окружение. Это действительно здраво и правильно.
Со стороны может показаться, что попытка неких знакомых запихнуть сына в лучшую московскую матшколу или школу, на оплату которой приходится отдавать львиную часть зарплаты – бессмысленна и неуместна. Но, как ни странно, именно эта форма заботы родителей позволяет ребенка со скромными способностями стимулировать к чему-то большему. Это позволяет ему чувствовать себя на коне даже при отсутствии учебной и познавательной деятельности.
Я убеждена: главное – решать эти вопросы для каждого ребенка индивидуально. Если стресс из-за требований в новом месте так велик, что выбивает ребенка из колеи, приводит к неврозу, то стоит оставить затею. Но, оставляя ребенка в болоте, где ему и двигаться-то нет надобности, вы тоже ему пользы не приносите.
У одной из моих дочерей умственная отсталость. Когда мы поняли, что она не может учиться в общеобразовательной школе, потому что не тянет программу, мы отправили ее в коррекционную. Но вскоре поняли, что для нашей дочери – это и есть оказаться в болоте. Дочка на тот момент читала, писала, считала. Большая же половина ее класса оказались детьми неговорящими. Мы могли спокойно продержать ее в этой школе все двенадцать лет. Она окончила бы ее, тихо сидя в уголке.
Разумеется, учитель занимался бы более слабыми детьми, помогал и поддерживал бы в первую очередь их. А моя дочка чувствовала бы себя замечательно, тихо улыбаясь учителю и изредка по слогам читая «мама мыла раму». Но мы решили увеличить количество стресса своему ребенку. Правда, в такой ситуации рассчитывать норму стресса нужно здраво. Если бы отдали дочь в обычную школу, то уровень стресса был бы так высок, что ребенок сломался, сорвался бы.
Мы искали компромисс. Нам было важно, с одной стороны, чтобы ее тормошили, чего-то требовали, ждали, чтобы ей пришлось за кем-то и тянуться. С другой стороны, чтобы это было ей по силам. На данный момент мой четырнадцатилетний ребенок закончил всего четыре класса, но в частной школе для здоровых детей. Это оказалось оптимальным вариантом и золотой серединой. Частная школа – это не коррекционная школа, в которой слово криво накарябал – и уже отличник. Это не школа, где подросток обязан освоить весь курс алгебры. В частной школе моя дочь занимается по индивидуальной программе, ей предъявляют требования с учетом особенностей и возможностей, сил и уровня. Ей позволили спокойно сдать программу за начальную школу, невзирая на возраст.
Для детей школа – важный период жизни. И это далеко не только информация, которую они получают, знания, которые осваивают. Поверьте, почти любому родителю хватило бы образования дать ребенку знания в рамках средней школы. Но школа – это история про среду, общение, сверстников, про авторитеты (кроме родителей), которые должны быть в жизни у каждого из нас. Это нормально, если мы выбираем для своих детей лучшее.