Что значит пресловутый человек
ПРЕСЛОВУТЫЙ
Смотреть что такое «ПРЕСЛОВУТЫЙ» в других словарях:
ПРЕСЛОВУТЫЙ — Б. Китерман в своей известной статье «Эмоциональный смысл слова» писал: «В жизни народов нередко наблюдается и это имеет для исследователя истории цивилизации не малый интерес факт изменения эмоционального содержания слова, эмоциональная… … История слов
пресловутый — См. знаменитый. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. пресловутый замечательный, знаменитый; известный, нашумевший, печально известный, хваленый, скандально известный … Словарь синонимов
ПРЕСЛОВУТЫЙ — ПРЕСЛОВУТЫЙ, преславный, известный, знаменитый (от слава, слыть), б.ч. насмешливо. Пресловутый пиита. Пресловутость жен. ·сост. по гл. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ПРЕСЛОВУТЫЙ — ПРЕСЛОВУТЫЙ, ая, ое; ут (неод.). Широко известный, нашумевший. Пресловутые летающие тарелки. | сущ. пресловутость, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
пресловутый — Заимств. из ст. сл. яз. Преф. производное от исчезнувшего словутыи «известный» (ср. др. рус. словутьныи «знаменитый, славный», старого действит. прич. от слыть. Пресловутый буквально «очень знаменитый». Отрицательная окраска возникла у слова в XX … Этимологический словарь русского языка
пресловутый — ая, ое. Получивший сомнительную славу. ► Этот пресловутый нейтралитет Пруссии только западня. // Лев Толстой. Война и мир // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Пресловутый — прил. 1. устар. Известный, знаменитый, славный. 2. перен. Получивший отрицательную или сомнительную известность, славу (обычно с оттенком иронии). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
пресловутый — пресловутый, пресловутая, пресловутое, пресловутые, пресловутого, пресловутой, пресловутого, пресловутых, пресловутому, пресловутой, пресловутому, пресловутым, пресловутый, пресловутую, пресловутое, пресловутые, пресловутого, пресловутую,… … Формы слов
Значение слова «пресловутый»
1. Устар. Знаменитый, славный. Там, где горы, убегая, В светлой тянутся дали, Пресловутого Дуная Льются вечные струи. Тютчев, Там, где горы… Я полюбил бедную петербургскую природу, белые весенние ночи, которые — к слову сказать — ничем не хуже наших пресловутых украинских ночей. Гаршин, Петербургские письма.
2. Неодобр. Вызвавший много толков, разговоров, нашумевший. Наконец в оркестре показалось движение, явился дирижер. Оказалось, что он опоздал только — на целые полчаса! Где же, спрашивается, эта пресловутая немецкая аккуратность, которую тычут постоянно в глаза? А. Бородин, «Продолжение Листиады». Мировой кризис целиком опрокидывает пресловутую теорию «организованного капитализма». Киров, Ленинградские большевики между XVI и XVII съездами ВКП(б).
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРЕСЛОВУ’ТЫЙ, ая, ое (ирон.). Приобретший отрицательную или сомнительную известность, славу, нашумевший, являющийся предметом общих толков. П. писака. Пресловутая конференция по разоружению. [Первонач. знаменитый, славный, без ирон. оттенка. Там, где горы, убегая в светлой тянутся дали, пресловутого Дуная льются вечные струи. Тютчев.]
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пролитие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пресловутость Пресловутый
Пресловутая светская жизнь – это всего лишь пустота, мишура, куча лицемерия,
прикрывающего все самое гадкое, что есть в людях: грязь, алчность, подлость, зависть.
Пресловутый кризис возраста – это, прежде всего, наш страх. Страх, в первую очередь,
перед самим собой. Во вторую – перед Богом – в предвкушении момента,
когда нам, словно в ресторане, предъявят счет.
… пресловутые хотят поживиться славой, а прославленные
совсем не прочь побыть и пресловутыми.
Пресловутость как качество личности – склонность к получению отрицательной или сомнительной известности, славы; склонность нашуметь, являться предметом общих толков и пересудов.
Оказывается, пресловутое «на посошок» это только 1/12 дошедшей до нас народной мудрости. Допустим, жена провожает мужа на войну. Чтобы соблюсти традиции прощальные стопки нужно пить в такой последовательности:
1. Застольная — в знак уважения к остающимся;
2. Подъемная — при покидании стола;
3. На ход ноги — движение от стола;
4. Запорожская — при преодолении порога помещения, в котором происходит застолье;
5. Придворная — при выходе во двор;
6. На посошок — мужу вручали посох и ставили на него рюмку. Если он проливал вино, ронял стопку, не доносил до рта, то его полагалось оставить ночевать дома;
7. Стременная — прежде чем поставил ногу в стремя;
8. Седельная — за то, что поднялся в седло;
9. Приворотная — перед выездом за ворота;
10. Заворотная — за то, что все-таки сумел выехать.
11. Закурганная – жена бежит за конём и вручает стопку, когда село скрылось за курганом.
12. Закордонная – жена наливает стопку при пересечении мужем границы.
Ну, а если серьёзно, пресловутость – умение шуметь, причём так, чтобы стать известным, знаменитым. Пресловутость совсем не волнует, что известность печальная и сомнительная, знаменитость скандальная, вызывающая много разговоров и толков. Главное, потешить гордыню, тщеславие, раздутое эгоизмом честолюбие, а на остальное, по большому счёту, наплевать.
Несчастность – когда тебя окружает всё ненастоящее, кажущееся: пресловутая жена, пресловутая работа, пресловутые друзья.
Слово пресловутый в современном русском языке значит «приобретший печальную известность, знаменитый в кавычках, пользующийся дурной славой, дурной репутацией». Оно употребляется лишь с оттенком иронии и осуждения.
Бога не интересует, кем ты хотел казаться, Его интересует, кем ты действительно был: пресловутым учёным или настоящим искателем истины, пресловутой знаменитостью или личностью, заслуженной и любимой людьми за высокую преданность своему делу, реализованный талант, за полную самоотдачу при самовыражении.
Пресловутость – это подделка одарённости за счёт шумливости и горлопанства. Кто больше шумит, на того больше обращают внимание. Как говорила старуха Шапокляк: — Хорошими делами прославиться нельзя! Пресловутость, выучила эту фразу наизусть и взяла на вооружение.
Миропонимание пресловутости сводится к следующему: любой ценой к известности и славе. Если надоели внешние выпуклости, пресловутость готова показать свои внутренности. Славолюбие настолько сильно присуще пресловутости, что она готова мать родную на сковородке по кусочкам поджарить, лишь бы стать известной и знаменитой.
Пресловутая любовь – это когда она кинула в тебя тарелку, а ты её в гараже закопал. Женщина быстро ложится в постель с пресловутой любовью и долго сопротивляется, когда видит, что встретила настоящую любовь. Перед настоящим чувством хочется чувствовать себя славной и светлой, а перед пресловутым, похотливым желанием можно показаться и плохой. Пресловутая любовь не может влюбиться в другого человека, пока не сдох бывший.
Желание быть пресловуто известным ведёт к загнанности. Пресловутость, в какой-то мере, детское состояние сознания. Психолог Вячеслав Рузов пишет: «Бегать, бегать, бегать, бегать, бегать. Веселый, веселый, веселый, веселый. Но мы должны останавливаться время от времени и думать, куда я бегу, насколько я эффективен в своем беге, что это за бег вообще такой, чтобы не превратиться в пресловутую белку в колесе. Да, она бежит, бежит, бежит, а толку никакого нет. Вечером выходит из колеса, а оно всё там же. Это некоторый такой синдром материального мира. Усилий можно прилагать огромное количество, а точка моего положения остается там же. Эта бедная белка, она целый день куда-то бежала, а вышла там же, в том же самом месте. Ничего не изменилось ни вокруг, ни внутри. Думаю, что она, конечно, немножко похудела, но ничего не изменилось кроме этого».
Роскошный пример пресловутости – граф Хвостов. Из книги Ю. Тынянова «Пушкин»: «Граф Хвостов был замечательное лицо в литературной войне. Среди друзей Карамзина, особенно молодых, были люди, которые как бы состояли при Хвостове, только им и жили, и с утра до вечера ездили по гостиным рассказывать новости о Хвостове… В стихах своих граф был не только бездарен, но и смел беспредельно. Он был убежден, что он единственный русский стихотворец с талантом, а все прочие заблуждаются… У него была одна страсть – честолюбие, и он бескорыстно, разоряясь, ей служил. Говорили, что на почтовых станциях он, в ожидании лошадей, читал станционным смотрителям свои стихи, и они тотчас давали ему лошадей. Многие, уходя из гостей, где бывал граф Хвостов, находили в карманах сочинения графа, сунутые им или его лакеем. Он щедро оплачивал хвалебные о себе статьи. Он забрасывал все журналы и альманахи своими стихами, и у литераторов выработался особый язык с ним, не эзоповский, а прямо хвостовский – вежливый до издевательства. Карамзин, которому Хвостов каждый месяц присылал стихи для журнала, не помещал их, но вежливо ему отвечал: «Ваше сиятельство, милостивый государь! Ваше письмо с приложением получил» и т. д. «Приложением» называл он стихи графа. В морском собрании в Петербурге стоял бюст графа. Бюст был несколько приукрашен: у графа было длинное лицо с мясистым носом, у бюста же были черты прямо античные. Слава его докатилась до провинции. Лубочная карикатура, изображающая стихотворца, читающего стихи черту, причем черт пытается бежать, а стихотворец удерживает его за хвост, висела во многих почтовых станциях».
В литературных кругах бытовал один характерный анекдот. Однажды в Петербурге пресловутый писатель — граф Хвостов долго мучил у себя на дому племянника своего Ф.Ф. Кокошкина (известного писателя) чтением ему вслух бесчисленного множества своих виршей. Наконец, Кокошкин не вытерпел и сказал ему: – Извините, дядюшка, я дал слово обедать, мне пора! Боюсь, что опоздаю, а я пешком! – Что же ты мне давно не сказал, любезный! – отвечал граф Хвостов. – У меня всегда готова карета, я тебя подвезу! Но только что они сели в карету, граф Хвостов выглянул в окно и закричал кучеру: «Ступай шагом!», а сам поднял стекло кареты, вынул из кармана тетрадь и принялся снова душить чтением несчастного запертого Кокошкина.
Пресловутый
Б. Китерман в своей известной статье «Эмоциональный смысл слова» писал: «В жизни народов нередко наблюдается – и это имеет для исследователя истории цивилизации не малый интерес – факт изменения эмоционального содержания слова, эмоциональная переоценка слова, влекущая за собой изменение и этической и эстетической ценности его: то, что раньше служило выражением одобрительным, высоким, обозначением положительного характера, то может под влиянием различных социальных, культурных и политических переживаний сделаться обозначением низким, не одобрительным, получить отрицательную этическую или эстетическую ценность и обратно» (ЖМНП 1909, январь, с. 173). В истории славянизмов на русской почве такие экспрессивные превращения особенно своеобразны.
Слово пресловутый в современном русском языке значит «приобретший печальную известность, знаменитый в кавычках, пользующийся дурной славой, дурной репутацией». Оно употребляется лишь с оттенком иронии и осуждения и свойственно преимущественно стилям книжного языка. Это слово представляет собой старое книжное образование. В «Материалах для словаря древнерусского языка» указаны лишь старославянские образования: пресловый и пресловущий со знач. «славный, знаменитый, почитаемый, прославляемый». Например, в Минее 1096 г. (окт.): пресловыи Вакхе; в Минее праздничной XII в.: Павьле пресловоущии; в Житии Стефана Пермского: В пресловоущемъ градѣ Москвѣ. Таким образом, слова пресловый, пресловущий входили в традиционную книжную формулу величания, прославления (см. Срезневский, 2, с. 1691–1692). С другой стороны, известны народные восточнославянские образования от основы слов с суффиксом -ут: например, в «Слове о полку Игореве»: О Днепре словутицю (т. е. потомок словута, знаменитый, славный); в Ипатьевской летописи (под 6749 г.): Словоутьного пѣвца Митоусоу. раздраного. приведоша (там же, 3, с. 421).
Е. Станевич в «Рассуждении о русском языке» писал об этом слове: «Другие слова стали нам темными потому, что не знаем их корней, а иные производим не от тех, от коих произошли они. К последним можно причислить прилагательное пресловутый, истолкованное в церковном словаре [т. е. в словаре П. А. Алексеева. – В. В.] преизящный, преславный – да и многими так понимаемое – однако корень оного не есть слава, славный. но слово. Следственно пресловутый не значит преславный, но прослывший, сделавшийся известным, отличным в народе, а потом уже славным, преславным» (ч. 2, с. 22).
Все же в XVIII в. слово пресловутый не выходило за пределы литературно-языковой системы, будучи принадлежностью высокого слога, выражало старинное патетическое значение «преславный, презнаменитый». См., напр., «пресловутые подвиги» (сл. АР 1822, ч. 5, с. 237–238). По-видимому, эта же возвышенная, важная окраска сохранялась в слове пресловутый и в литературных стилях первой трети XIX в., хотя пресловутый в это время уже целиком воспринималось как церковно-книжный архаизм. Во всяком случае, в словаре 1847 г. пресловутый квалифицировалось как церковное, т. е. как устарелое слово и определялось так: «Известный, знаменитый». Характерно, что иллюстрация приводилась из той же библейской книги «Эсфирь» (3, 13): «Иже у насъ цѣломудриемъ пресловутый. Аманъ». Очевидно, что до середины XIX в. пресловутый считалось в числе архаических выражений старинного церковного слога или высокого стиля классицизма.
Там, где горы, убегая,
В светлой тянутся дали,
Льются вечные струи.
Характерен комментарий проф. Р. Ф. Брандта к этим стихам: «Тот же хронологический вопрос возникает насчет слова “пресловутый“, звучащего теперь прямо комично, но смело употребленного Тютчевым, тогда как можно было сказать ”знаменитый“ или ”многославный“» («Материалы для исследования ”Ф. И. Тютчев и его поэзия“» // Изв. ОРЯС АН 1911, т. 16, кн. 3, с. 36–37).
Но в публицистическом языке второй половины XIX в. слово пресловутый возрождается, становится живым, употребительным и приобретает ироническую, презрительную окраску (так же, как и многие другие архаические церковнославянизмы). Его значение получает резко отрицательный, уничижительный оттенок: «приобретший отрицательную или сомнительную известность, славу», «вызвавший шумные, но скандальные толки»; например, пресловутый чудотворец (Ушаков, 3, с. 750).
Этот экспрессивный сдвиг еще не был общепризнан в литературном языке 40—50—х годов XIX в., хотя уже очень ясно обозначался в это время. В «Русском Жилблазе» Генн. Симоновского: «Ученый прислал мне полновесную Историю – творение, наделавшее много шуму (не из пустяков ли?) и самое пресловутое» (Симоновский, с. 137). У Ап. Григорьева в «Моих литературных и нравственных скитальчествах»: «На меня весьма малое впечатление произвел, например, ”Айвенго“, и я не обинуясь скажу, что насчет сказочного интереса, пресловутый роман этот весьма уступит сказкам Дюма» (с. 155). У Тургенева в «Воспоминаниях о Белинском»: «. Аргумент о преимуществе настоящего яблока перед написанным уже потому на него бы не подействовал, что этот пресловутый аргумент лишается всякой силы – как только мы возьмем человека сытого» (Тургенев, 1891, 10, с. 45). У него же в статье «Гоголь»: «Но в то время только что появилась – в одном заграничном издании – статья Искандера, в которой он, по поводу пресловутой ”Переписки“, упрекал Гоголя в отступничестве от прежних убеждений» (там же, с. 68).
Опубликовано в сборнике «Этимология. Принципы реконструкции и методика исследования». (М., 1964) вместе со статьями «Начитанный, начитанность»; «Переживание»; «Интеллигенция»; «Истошный [голос]»; «Дотошный» под общим названием «Историко-этимологические заметки. II».
В архиве сохранилась рукопись, озаглавленная «История слова пресловутый», на 13 листках пожелтевшей бумаги разного формата. Здесь печатается по оттиску, сверенному с рукописью. – В. П.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
ПРЕСЛОВУТЫЙ
пресловутый прил. 1) устар. Известный, знаменитый, славный. 2) перен. Получивший отрицательную или сомнительную известность, славу (обычно с оттенком иронии).
Видео на тему: ПРЕСЛОВУТЫЙ
Б. Китерман в своей известной статье «Эмоциональный смысл слова» писал: «В жизни народов нередко наблюдается — и это имеет для исследователя истории цивилизации не малый интерес — факт изменения эмоционального содержания слова, эмоциональная переоценка слова, влекущая за собой изменение и этической и эстетической ценности его: то, что раньше служило выражением одобрительным, высоким, обозначением положительного характера, то может под влиянием различных социальных, культурных и политических переживаний сделаться обозначением низким, не одобрительным, получить отрицательную этическую или эстетическую ценность и обратно» (ЖМНП 1909, январь, с. 173). В истории славянизмов на русской почве такие экспрессивные превращения особенно своеобразны.
Слово пресловутый в современном русском языке значит `приобретший печальную известность, знаменитый в кавычках, пользующийся дурной славой, дурной репутацией’. Оно употребляется лишь с оттенком иронии и осуждения и свойственно преимущественно стилям книжного языка. Это слово представляет собой старое книжное образование. В «Материалах для словаря древнерусского языка» указаны лишь старославянские образования: пресловый и пресловущий со знач. `славный, знаменитый, почитаемый, прославляемый’. Например, в Минее 1096 г. (окт.): пресловыи Вакхе; в Минее праздничной XII в.: Павьле пресловоущии; в Житии Стефана Пермского: В пресловоущемъ градѣ Москвѣ. Таким образом, слова пресловый, пресловущий входили в традиционную книжную формулу величания, прославления (см.Срезневский, 2, с. 1691—1692). С другой стороны, известны народные восточнославянские образования от основы слов с суффиксом -ут: например, в «Слове о полку Игореве»: О Днепре словутицю (т. е. потомок словута, знаменитый, славный); в Ипатьевской летописи (под 6749 г.): Словоутьного пѣвца Митоусоу. раздраного. приведоша (там же, 3, с. 421).
Е. Станевич в «Рассуждении о русском языке» писал об этом слове: «Другие слова стали нам темными потому, что не знаем их корней, а иные производим не от тех, от коих произошли они. К последним можно причислить прилагательное пресловутый, истолкованное в церковном словаре [т. е. в словаре П. А. Алексеева. — В. В.]преизящный, преславный— да и многими так понимаемое — однако корень оного не есть слава, славный. но слово. Следственно пресловутый не значит преславный, но прослывший, сделавшийся известным, отличным в народе, а потом уже славным, преславным» (ч. 2, с. 22).
Все же в XVIII в. слово пресловутый не выходило за пределы литературно-языковой системы, будучи принадлежностью высокого слога, выражало старинное патетическое значение `преславный, презнаменитый’. См., напр., «пресловутые подвиги» (сл. АР 1822, ч. 5, с. 237—238). По-видимому, эта же возвышенная, важная окраска сохранялась в слове пресловутый и в литературных стилях первой трети XIX в., хотя пресловутый в это время уже целиком воспринималось как церковно-книжный архаизм. Во всяком случае, в словаре 1847 г. пресловутый квалифицировалось как церковное, т. е. как устарелое слово и определялось так: «Известный, знаменитый». Характерно, что иллюстрация приводилась из той же библейской книги «Эсфирь» (3, 13): «Иже у насъ цѣломудриемъ пресловутый. Аманъ». Очевидно, что до середины XIX в. пресловутый считалось в числе архаических выражений старинного церковного слога или высокого стиля классицизма.
Там, где горы, убегая,
В светлой тянутся дали,
Льются вечные струи.
Характерен комментарий проф. Р. Ф. Брандта к этим стихам: «Тот же хронологический вопрос возникает насчет слова “пресловутый“, звучащего теперь прямо комично, но смело употребленного Тютчевым, тогда как можно было сказать ”знаменитый“ или ”многославный“» («Материалы для исследования ”Ф. И. Тютчев и его поэзия“» // Изв. ОРЯС АН 1911, т. 16, кн. 3, с. 36—37).
Но в публицистическом языке второй половины XIX в. слово пресловутый возрождается, становится живым, употребительным и приобретает ироническую, презрительную окраску (так же, как и многие другие архаические церковнославянизмы). Его значение получает резко отрицательный, уничижительный оттенок: `приобретший отрицательную или сомнительную известность, славу’, `вызвавший шумные, но скандальные толки’; например, пресловутый чудотворец (Ушаков, 3, с. 750).
Этот экспрессивный сдвиг еще не был общепризнан в литературном языке 40—50-х годов XIX в., хотя уже очень ясно обозначался в это время. В «Русском Жилблазе» Генн. Симоновского: «Ученый прислал мне полновесную Историю — творение, наделавшее много шуму (не из пустяков ли?) и самое пресловутое» (Симоновский, с. 137). У Ап. Григорьева в «Моих литературных и нравственных скитальчествах»: «На меня весьма малое впечатление произвел, например, ”Айвенго“, и я не обинуясь скажу, что насчет сказочного интереса, пресловутый роман этот весьма уступит сказкам Дюма» (с. 155). У Тургенева в «Воспоминаниях о Белинском»: «. Аргумент о преимуществе настоящего яблока перед написанным уже потому на него бы не подействовал, что этот пресловутый аргумент лишается всякой силы — как только мы возьмем человека сытого» (Тургенев, 1891, 10, с. 45). У него же в статье «Гоголь»: «Но в то время только что появилась — в одном заграничном издании — статья Искандера, в которой он, по поводу пресловутой ”Переписки“, упрекал Гоголя в отступничестве от прежних убеждений» (там же, с. 68).
Опубликовано в сборнике «Этимология. Принципы реконструкции и методика исследования». (М., 1964) вместе со статьями «Начитанный, начитанность»; «Переживание»; «Интеллигенция»; «Истошный [голос]»; «Дотошный» под общим названием «Историко-этимологические заметки. II».
В архиве сохранилась рукопись, озаглавленная «История слова пресловутый», на 13 листках пожелтевшей бумаги разного формата. Здесь печатается по оттиску, сверенному с рукописью. — В. П.