Что значит постинтернатное сопровождение

Постинтернатное сопровождение

Постинтернатное сопровождение – это процесс адаптации воспитанников, к социальным условиям вне учреждения, когда выпускник входит в самостоятельную жизнь.

Задачами постинтернатного сопровождения выпускников являются:

Постинтернатное сопровождение выпускников осуществляют специалисты разного профиля: педагог-психолог, специалист по социальной работе, юрисконсульт, социальный педагог.

Специалистами Центра предоставляются следующие виды социальных услуг: социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, срочные социальные услуги. Все виды услуг предоставляются на бесплатной основе.

Для осуществления постинтернатного сопровождения Выпускники представляют в организацию для детей-сирот, выпускниками которой они являлись, следующие документы:

Заявление Выпускников об установлении постинтернатного сопровож­дения регистрируются в течение 2 рабочих дней со дня их поступления в орга­низацию для детей-сирот.

Организация для детей-сирот в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления Выпускника:

Организация для детей-сирот в полной мере обеспечивает реализацию ин­дивидуального плана постинтернатного сопровождения путем взаимодействия с различными службами и ведомствами.

Договор постинтернатного сопровождения прекращается в связи с истече­нием его срока действия на основании заключения о результатах постинтернатно­го сопровождения.

Правовым основанием организации и осуществления постинтернатного сопровождения выпускников являются нормативно правовые акты органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

Источник

После интерната: как помогают детям-сиротам в самостоятельной жизни

Что значит постинтернатное сопровождение. Смотреть фото Что значит постинтернатное сопровождение. Смотреть картинку Что значит постинтернатное сопровождение. Картинка про Что значит постинтернатное сопровождение. Фото Что значит постинтернатное сопровождение

Чтобы не оставлять один на один со взрослой жизнью выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей, в Москве существует особый вид социальной помощи – постинтернатный патронат. Появился он в 2010-2011 годах, когда было принято несколько соответствующих законов и постановлений Правительства Москвы. Занимаются им так называемые уполномоченные организации. Их в настоящее время в городе 54. Среди них –Центры содействия семейному воспитанию, Центры поддержки семьи и детства, некоммерческие организации, а также Центр «Детство». Поддержка гарантирована всем выпускникам в возрасте от 18 до 23 лет.

С какими сложностями во взрослой жизни сталкиваются дети-сироты? Как и для чего специалисты по постинтернатному сопровождению помогают им? Об этом в интервью с Екатериной Смарцевой, начальником отдела по организации социальной работы с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Центра «Детство».

Что значит постинтернатное сопровождение. Смотреть фото Что значит постинтернатное сопровождение. Смотреть картинку Что значит постинтернатное сопровождение. Картинка про Что значит постинтернатное сопровождение. Фото Что значит постинтернатное сопровождение

— Екатерина Викторовна, как давно вы занимаетесь сопровождением выпускников?

Постинтернатным патронатом Центр «Детство» занимается с 2015 года. Деятельность эта набирает обороты, расширяется. В январе 2019 года она выделена в отдельное направление: был создан наш отдел.

В работе отдела выделено три больших направления: постинтернатнатный патронат выпускников; координация и консультирование служб, занимающихся постинтернатным патронатом в столице; организация и проведение городских мероприятий для всех выпускников.

Сейчас на постинтернатном патронате в нашем центре состоит 24 человека: это те, кто изъявил желание заключить договор. Он трехсторонний: между выпускником, органами опеки и попечительства и организацией по постинтернатному патронату. В договоре прописываются права и обязанности сторон. Он заключается на год и при необходимости продлевается. Выпускник может рассчитывать на психологическую, юридическую, педагогическую, социальную и другую помощь.

Как молодые люди становятся клиентами отдела сопровождения? Они сами стремятся найти помощь или сотрудники Центра «Детство» ищут нуждающихся в ней?

— Когда Центр только начинал заниматься этой работой, мы сами предлагали ребятам свои услуги. Но настал момент, когда мы увидели, что не отдел ищет выпускников для заключения договоров о постинтернатном патронате, а они сами хотят, чтобы рядом были надежные люди.

Каковы главные проблемы сирот, вышедших в самостоятельную жизнь?

— Психологические трудности: непроработанные травмы, страхи, неумение выстраивать взаимоотношения с социумом (коллегами, соседями и т.д.), извечная проблема – нехватка денежных средств из-за того, что ребята не могут правильно распределять их. Не всегда получается у них и устроиться на работу или удержаться на ней. Сотрудники службы постинтернатного патроната часто выступают посредниками между выпускником и соседями. Нередко к решению проблем привлекаются специалисты Московской службы психологической помощи населению, Центра «Моя карьера».

— Как вы работаете с ребятами?

— Наша общая задача – поддержать выпускника, дать ему освоиться в новом мире, научить самостоятельно строить свою жизнь, планировать будущее, развиваться и идти вперед. Каждый выпускник, обратившийся к нам, может рассчитывать на помощь в регистрации по месту жительства, подготовке к заселению в полученную квартиру. Например, мы рассказываем, как поставить водо- и электросчетчики, помогаем организовать ремонт, получить социальную поддержку, устроиться на работу или учебу, организовать свое свободное время и летний отдых, решать юридические проблемы. Оказываем мы и психологическую помощь, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми.

Расскажу о самых запомнившихся мне случаях, когда выпускники при поддержке Центра «Детство» смогли решить свои проблемы. Благодаря взаимодействию специалистов с благотворительным фондом «Река детства» выпускнице Анастасии И. помогли найти профессионального врача, когда у нее возникли проблемы со здоровьем, и подобрать правильную терапию, что значительно облегчило жизнь девушке. Ей же помогли реализовать право на получение выходного пособия, которое у нее не получалось оформить самостоятельно.

Выпускнику Александру Б., который в этом году готовится к сдаче ЕГЭ и оплачивал дорогостоящие занятия репетиторов, опять-таки посредством взаимодействия с благотворительным фондом найдены репетиторы-волонтеры. Теперь Александр готовится к сдаче экзаменов бесплатно.

Без нашей помощи выпускнице Кристине Ф., у которой два маленьких ребенка, пришлось бы совсем трудно. Благодаря специалистам нашего Центра девушка не осталась один на один со своими проблемами, которые, казалось, сыпались на нее как из рога изобилия. Вместе они списали задолженность по оплате коммунальных услуг и электричества, оставшуюся после предыдущих жильцов. Помогли с покупкой мебели, в том числе кроваток для детей. Научили, как прикрепиться к поликлинике маме и детям, оформить получение детского питания на молочной кухне и записать детей в детский сад. Направили Кристину на обучение в вечернюю школу и параллельно на работу. В настоящее время у нее все хорошо. Будем надеяться, что благодаря своевременно оказанной помощи мама и дети будут счастливы в своем доме.

— Вы упомянули совместную работу с благотворительным фондом «Река детства». Как развиваются отношения Центра «Детство» с некоммерческими организациями?

— В последнее время мы расширили зону взаимодействия с благотворительными фондами и некоммерческими организациями. Они помогают ребятам обустроиться в новых квартирах: обеспечивают мебелью, бытовой техникой, помогают сделать ремонт. Также благотворительные фонды организуют для них занятия по профориентации и финансовой грамотности, деловые встречи с успешными людьми и т.д.

Благотворительные фонды и некоммерческие организации становятся нашими неизменными партнерами и при проведении мероприятий: предоставляют волонтеров и ведущих, дарят подарки участникам и победителям конкурсов и спортивных соревнований.

С благодарностью отмечу наиболее активных наших партнеров: благотворительный фонд помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Река детства» (учредитель Ольга Поздеева), Союз социальных педагогов и социальных работников (вице-президент Денис Давлеткалиев), АНО «Социально-культурный центр «Развитие, творчество, инициатива» (научный руководитель Денис Давлеткалиев), Молодежное региональное общественное движение «Студенты Москвы» (руководитель Давид Арутюнян).

— Вернемся к направлениям работы отдела. Вы сказали, что
Центр «Детство» занимается координацией, методическим сопровождением, консультированием специалистов уполномоченных организаций Москвы.
Что они собой представляют?

— Это организации, в соответствии с приказом ДТСЗН г. Москвы прошедшие конкурсный отбор и имеющие право заниматься постинтернатным патронатом. У них есть для этого все необходимые ресурсы и условия. Эти организации имеют возможность оказания экстренной помощи выпускникам, включая дистанционную информационно-консультативную помощь.

В настоящее время в городе их 54. Среди них – Центры содействия семейному воспитанию, Центры помощи семье и детям, некоммерческие организации. Любой выпускник, оказавшись в сложной ситуации, может обратиться в любую из них и получить своевременную профессиональную помощь. Кроме того, большой выбор уполномоченных организаций позволяет выпускникам заключить договор о постинтернатном патронате именно с тем учреждением, которое ближе не только территориально, но и по духу, которое отвечает всем их запросам.

— Как Центр «Детство» взаимодействует с уполномоченными организациями?

— Центр «Детство» является проводником идей ДТСЗН г. Москвы по данному направлению. Он может выступить третьей стороной в решении наиболее острых вопросов при постинтернатном сопровождении.

В конце прошлого года Центром «Детство» был издан социальный справочник нанимателя жилого помещения из специализированного жилого фонда города Москвы «В добрый путь». Эта брошюра – путеводитель по самостоятельной жизни. Справочник предназначен как для выпускников, так и для специалистов, которые будут работать с ними. Он стал действительно хорошим подспорьем в решении многих вопросов, возникающих на пути ребят.

— Какие мероприятия проводите для выпускников?

— Мероприятий у нас много. Фотоконкурс «Москва в моем объективе», конкурс эссе «Мое новогоднее пожелание выпускнику 2019 года», турнир по мини-футболу «Уличный Забивака». В 2018 году был дан старт одному из знаковых мероприятий – конкурсу «Моя Москва – мои возможности», где встречаются успешные выпускники.

Ребята участвуют в них очень активно. Это говорит о том, что они востребованы и актуальны. Общение выпускников в неформальной обстановке позволяет им обмениваться мнениями, опытом, обсуждать и строить перспективы роста и развития, выстраивая отношения по принципу «выпускник – выпускнику», когда успешный молодой человек становится положительным примером для более младших товарищей.

Идеей 2019 года стало проведение спартакиады «Мой спортивный город», в рамках которой уже прошли два этапа: турниры по русским шашкам и настольному теннису. Впереди соревнования по мини-футболу. Сейчас в турнирной таблице спартакиады сложилась очень интересная ситуация: вторую строчку таблицы делят целых три команды! Интрига развивается, а ее развязку мы сможем наблюдать в сентябре, когда пройдет турнир по мини-футболу. Пользуясь случаем, приглашаю всех желающих стать зрителями завершения этих спортивных состязаний!

Также осенью пройдет второй конкурс «Моя Москва – мои возможности», где снова будет назван самый успешный и социализированный выпускник года.

— Видите ли вы положительный эффект от работы по сопровождению выпускников?

— Сейчас в обществе не утихают споры о необходимости постинтернатного сопровождения выпускников. Специалисты выражают два полярно противоположных мнения: одни считают эту работу нецелесообразной, другие выступают за ее преобразование и активное развитие. Забегая вперед, скажу, что по итогам проведенного Уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой анализа системы постинтернатного сопровождения в РФ были сделаны выводы о необходимости ее обновления и развития. Детский обмудсмен разработала дорожную карту, которая представляет собой программу обновления системы постинтернатного патроната. После доработки документ будет внедрен в практику работы организаций, занимающихся вопросами социальной адаптации выпускников.

От себя добавлю, что постинтернатное сопровождение выпускников просто необходимо. Специалисты, занимающиеся им, – это люди, готовые прийти на помощь ребятам, поддержать и сообща найти решение, причем нередко в любое время суток. Я всегда говорю, что заниматься вопросами сиротства нельзя формально, здесь нет понятия «работа по графику», этим может заниматься только человек с горящей и живой душой, мобильный и инициативный, другой просто не сможет добиться результата.

Наши ребята благодаря специалистам постинтернатного патроната научились самостоятельно решать самые разные вопросы, с которыми можно столкнуться в жизни. У них есть готовый алгоритм действий в той или иной ситуации. Они смогут применить его и тогда, когда рядом не будет опоры в лице наших специалистов. Я за них спокойна.

Источник

Статья «Организация постинтернатного сопровождения и поддержки выпускников, находящихся в трудной жизненной ситуации»

Организация постинтернатного сопровождения

Проблема социализации выпускников. По данным российских исследований трудности, которые испытывает выпускник интернатного учреждения, можно разделить на два блока:

— комплекс социальных затруднений: жилищно-бытовая неустроенность, неразвитость социальной сети, в которую включены выпускники, отсутствие мотивации к социальной реализации, не оформившиеся социальные навыки, отсутствие позитивных социальных связей и т. д.

— комплекс психологических затруднений: отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, значительные трудности в управлении и планировании своей жизни, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в семье на собственных детей, низкая готовность самостоятельно решать жизненные задачи и т. п.

У большинства обследованных детей отмечается отсутствие представления о будущей семье, о супружеской жизни, семейных обязанностях, функциях женщины в семье.

Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, что представляет значительные трудности их социальной адаптации, в том числе школьной.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом с девиантным поведением до того, как они оказались в нем, и в первые месяцы после поступления оно наблюдается у 70% детей и подростков. Вместе с психопатологическими проявлениями почти у половины поступающих воспитанников выявляется общее психическое недоразвитие, что затрудняет реабилитационный процесс.

Низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска.

Выпускники детского дома испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Большинство выпускников не могут успешно адаптироваться к жизни. После выхода из детского дома выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых (родителей, родственников).

Во всех случаях, даже при относительно благоприятном прогнозе выпускники детского дома нуждаются в долговременном социально-педагогическом сопровождении. Особенно тщательно тактика социально-педагогической постинтернатной поддержки должна быть обозначена в тех случаях, когда отмечаются черты повышенного риска по социальной дезадаптации.

Деятельность службы постинтернатного сопровождения

Оказание помощи выпускникам детского дома в социальной адаптации, получении профессии и трудоустройстве, подготовке к семейной жизни осуществляется специалистами и педагогами-кураторами службы постинтернатного сопровождения.

Включает в себя три направления:

Создание банка данных о выпускниках, обратившихся за помощью, осуществление обмена необходимой информацией с организациями и учреждениями;

Анализ профессионально — личностного становления;

Ведение карт сопровождения; обслуживание ЖБУ;

Отслеживание результатов сопровождения.

Защита личных, жилищных имущественных прав и интересов выпускников;

Предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации. Получения профессионального образования и трудоустройства;

Организация работы по повышению психологической устойчивости;

оказание помощи выпускникам в решении социально — бытовых вопросов;

Организация реабилитационных мероприятий для выпускников, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Организация деятельности (педагогов, администрации детского дома и социальных партнеров), направленной на поддержку выпускника;

Организация теоретических семинаров по обучению педагогов социально — правовой и психолого — педагогической помощи выпускникам;

Алгоритм постинтернатного сопровождения выпускников

Выход из учреждения означает для ребёнка, оставшегося без попечения родителей, начало самостоятельной жизни, в которой на первый план выходят проблемы социальной адаптации.

Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение социального статуса, места в социальной структуре общества (О.И. Зотова, И.К. Кряжева).

Содержание социальной адаптации затрагивает следующие категории: социальный статус, профессиональное самоопределение, сформированность социально значимых способностей, качеств; положение в обществе, в системе межличностных отношений ближайшего социального окружения; характерологические особенности и качества личности; возможность проявления индивидуальности.

Основной технологией применяемой при сопровождении выпускников является кураторство (общественное попечительство/наставничество).

Алгорит сопровождения выпускников состоит из следующих этапов: подготовительный, деятельностный, постинтернатное сопровождение.

Необходимо использовать дифференцированный подход в работе с выпускниками.

Этап 1 – подготовительный.

Задачей подготовительного этапа является сбор и систематизация информации о проблемах выпускников в постинтернатной жизни, определение методов решения данных проблем.

Шаг 1. Сбор информации о выпускнике: учёба, работа, место жительства (фактическое и закреплённое).

Для сбора информации используется:

— личное дело выпускника детского дома;

— беседы с воспитателями;

— информация от родственников;

— информация, полученная в ходе обследования ЖБУ;

— индивидуальные беседы с выпускниками.

Шаг. 2. Составление базы данных.

На основе полученной информации составляется база данных о выпускниках детского дома, где отражается:

3. Место проживания

5. Место учёбы/работы

6. Выявленные проблемы.

По мере поступления дополнительной информации о выпускниках в базу данных вносятся изменения.

Шаг 3. Проведение обследования жилищно-бытовых условий. Для получения объективной информации о жизнедеятельности выпускника, социальным педагогом проводится обследование жилищно-бытовых условий, результаты которого фиксируются в специально установленной форме.

Шаг 4. Заполнение социально-педагогической анкеты. Социально-педагогическая анкета позволяет получить информацию об основных трудностях и проблемах выпускника. В процессе заполнения анкеты необходимо выяснить, прежде всего интересы, потребности и возможности выпускника. Позиция педагога выражается в поддержке, пробуждении ресурсов, актуализации средств и способов достижения поставленной цели.

Шаг 5. Обращение в службу выпускника. При установлении социального патроната над выпускником требуется его согласие. С выпускником заключается договор о постинтернатном сопровождении, в котором предусматриваются меры оказания социальной помощи лицу, меры по защите его прав, права и обязанности сторон, порядок и условия расторжения договора, срок договора, порядок осуществления контроля. В течение 10 дней со дня обращения лица из числа детей-сирот издаётся приказ об установлении постинтернатного сопровождения из числа детей-сирот. Постинтернатное сопровождение осуществляют педагоги и воспитатели детского дома.

Шаг 6. Заполнение индивидуальных планов постинтернатного сопровождения. После определения круга проблем выпускника, заполняется индивидуальный план постинтернатного сопровождения, в котором предусматривается участие органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и других институтов гражданского сообщества. Для оказания помощи и поддержки выпускникам к сотрудничеству привлекаются различные внешние структуры, выстраивается пространство межведомственного взаимодействия с заинтересованными социальными партнёрами. Заключены договора о сотрудничестве для обеспечения успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации.

Задачей деятельностного этапа является защита прав и интересов выпускников, реализация индивидуального плана постинтернатного сопровождения с участием органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и других институтов гражданского сообщества. Оказывается помощь выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильём, получением образования, трудоустройством, оказание ему юридической и медицинской помощи.

Межведомственное взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти. Для привлечения внешних структур администрацией детского дома организуются встречи с руководителями, направляются письма, ходатайства, осуществляются посещения, телефонные переговоры, организуются круглые столы с обозначением основных проблем и методов их решения в стенах учреждения.

Защита социальных прав. Основной задачей службы постинтернатного сопровождения является информирование выпускников об их правах, и контроль за соблюдением данных прав.

В числе социальных гарантий, контролируемых службой, находятся:

2. Бесплатное обучение и государственное обеспечение во время обучения.

Специалисты службы собирают информацию о жилье. Посещают квартиры, закреплённые за выпускниками, составляя акты обследования жилищно-бытовых условий. В случае отсутствия жилья, выпускник помещается для временного проживания в социальную гостиницу.

Оказывается помощь в переоформлении пенсий.

Осуществляется сбор информации о месте обучения, получении ими государственных пособий. В случае выявлении нарушений, специалисты службы оказывают содействие в разрешении конфликтной ситуации.

Юридическая помощь. Одной из основных задач службы является оказание помощи в защите прав и законных интересов выпускника. С этой целью заключён договор о сотрудничестве между детским домов и адвокатом Адвокатской палаты ЯНАО, целью которого является оказание юридической консультативной помощи выпускникам по вопросам: семейного, гражданского, жилищного, трудового, административного права. Выпускникам оказывается помощь в составлении ходатайств, жалоб, исковых заявлений. Работа службы подразумевает помощь в получении, замене, восстановлении утраченных документов, помощь в получении жилья, отстаивании своих прав на закреплённое жильё.

Мероприятия по юридической защите повышают юридическую грамотность и компетентность выпускников, позволяют самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях и, без проведения данной работы невозможна успешная адаптация выпускника в современном обществе.

Решение проблем трудоустройства является частью адаптационного процесса. Очень важно, чтобы бывший воспитанник детского дома, условия проживания которого отличаются от сверстников, правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, возможностям, затем успешно устроился на работу.

Большая часть выпускников обучаются в системе начального профессионального образования. Специалисты службы взаимодействуют с мастерами начального профессионального образования.

Для неработающих выпускников службой создаются условия для активизации участия выпускника в своём трудоустройстве:

Индивидуальные беседы по выбору профессии и по формированию адекватного понимания выпускником своих профессиональных возможностей и соответствующей им оплаты труда;

Сотрудничество службы с центром занятости населения. Это помощь в подготовке документов для трудоустройства или получение пособия по безработице.

Мероприятия службы по трудовой адаптации позволяют выпускникам решить вопросы трудоустройства и быть полноправными, материально независимыми членами общества.

Психологом проводится комплексное изучение уровня социальных навыков, социальных сетей, уровня социальной адаптации. Также проводится диагностика профессиональной направленности и профпригодности.

Психолог проводит лекции с выпускниками, индивидуальные беседы, осуществляет консультирование. Проводится коррекция сферы профессионального самоопределения. Специалистами организуются упражнения и игры, направленные на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение самооценки и уверенности в себе, развитие самостоятельности.

Создание среды позитивного общения

После выпуска из детского дома, выпускники испытывают дефицит положительного общения. Для решения этой задачи необходимо организовать условия для установления выпускником новых контактов путём привлечения его к разнообразным занятиям, повышения его общественного статуса, уровня образования и развития интеллекта, расширение круга общения. Проведение комплекса мероприятий по вовлечению выпускников в позитивную среду общения могут включать следующие методы и формы работы: индивидуальные занятия и коллективное общение, включающее встречи, совместный развивающий досуг, участие в общественно полезном труде, спортивно-массовых мероприятиях.

Работа с сетью социальных контактов

Вовлечение сети социальных контактов в реабилитационный процесс базируется на построении взаимосвязи различных социальных систем, окружающих выпускника, гармонизации их взаимодействия. « Сетевой » подход может рассматриваться как элемент, связывающий все три уровня (выпускник-ближайшее окружение-внешний мир) в единое целое, создающий единое пространство, целостную картину мира, в котором существует выпускник, что служит, прежде всего, основой для формирования устойчивого отношения к действительности. Реабилитационная работа с привлечением сети социальных контактов может быть реализована также на различных уровнях. Это:

• мобилизация контактной сети (естественные механизмы изменений);

• сетевые собрания (терапия);

• сетевая перспектива, широкий учет социального контекста.

В качестве способа работы, оказывающей мощное непосредственное воздействие на личность подростка, мы рассматриваем сетевое собрание, в котором участвуют представители сети социальных контактов, в которую входит подросток. В сетевых встречах принимают участие члены семьи, родственники, соседи, представители детского дома, представители государственной и муниципальной власти, общественных объединений, гражданского сообщества. На такой встрече в ходе диалогического взаимодействия участии приходят к общему пониманию ситуации, формируется общее отношение к происходящему. Новый опыт переживания на встрече, способен привести к изменениям внутри сети социального окружения подростка и привести к изменению отношения выпускника к окружающему миру, рождению доверия и способности понимать каждого человека из « мира людей », в котором он живет. На встрече решаются актуальные проблемы выпускника в области личных, жилищных, имущественных прав.

Каждая встреча собирается вокруг определенной проблемы, которая подчеркивается при назывании темы разговора, и заканчивается принятием конкретных решений, способствующих выходу из трудной жизненной ситуации, когда все участники, в том числе и сам выпускник как главное действующее лицо, совместно приходят к составлению плана мероприятий по выходу из кризисной ситуации, и каждый участник принимает на себя определенную долю ответственности за реализацию этих решений. Все это фиксируется в протоколе встречи. Принятие конкретных решений, плана по выходу из сложившейся ситуации является неотъемлемой частью структуры сетевой встречи.

Прямым следствием и результатом встречи является выполнение определенных действий по выходу из трудной жизненной ситуации, которые выполняют не только и не столько специалисты учреждения или официальные лица, но, в первую очередь значимые люди в жизни выпускника. Объединение этих людей происходит вокруг решения проблемы. ( Сеть социальных контактов. Методическое пособие. Москва, 2008 г.).

Этапы проведения сетевого собрания

Сообщение специалистов детского дома об актуальной ситуации и проблемах выпускника; о тактике маршрута социально-педагогической поддержки

Взаимное информирование специалистов о продвижении выпускника в рамках маршрута социально-педагогической поддержки

Сообщения специалистов общественных структур об имеющихся ресурсах; о предполагаемой тактике маршрута социально-педагогической поддержки

Актуализация имеющихся проблемных ситуаций. Проверка соответствия работы по маршруту социально-педагогической поддержки и возможностям организаций

Комплексная оценка, выделение иерархии потребностей выпускника, анализ предложенных тактик, обсуждение рисков

Текущая совокупная оценка и анализ затруднений специалистов в реализации мероприятий

Планирование маршрута социально-педагогической поддержки на основе привлечения ресурсов

Коррекция выбранных тактик

Распределение ответственных и сроков мероприятий

Обсуждение намеченных мер

Достижение договорённостей о рабочем взаимодействии и взаимном информировании

Взаимная экспертиза принятых решений, подписание протокола

Поддержка молодых родителей и матерей-одиночек

Существует большой риск того, что дети выпускников детского дома могут оказаться социальными сиротами. Факторами риска отказа матери от ребёнка являются:

— низкий уровень осознания материнской ответственности, несформированная мотивация к материнству;

— семейная неустроенность, отсутствие мужа;

— склонность к асоциальному поведению, вредные привычки;

— медицинские проблемы, в т.ч. психологического характера;

— отсутствие родственников или близких людей, способных оказать помощь, психологическую поддержку;

— низкий уровень доходов или их отсутствие.

Без поддержки юные мамы не могут самостоятельно обеспечить себя и своего малыша всем необходимым для жизни. В связи с этим встал вопрос о создании и реализации проекта « Маленькая мама », основной целью которого является профилактика отказа от детей молодыми матерями из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В сопровождение девушек включены специалисты службы постинтернатного сопровождения при ведущей роли куратора. В ходе сопровождения оказывается помощь в оформлении необходимых документов, оказывается психологическая поддержка юных матерей, проводится работа по формированию у них адекватной самооценки, уверенности в собственных силах, оказывается помощь в приобретении профессии. Куратор становится для них помощником, который вовремя подскажет и поможет справиться с трудностями.

Этап 3 – Постинтернатное сопровождение.

Мониторинговое сопровождение становится возможным при наличии нормальных условий жизни, трудоустройстве выпускника на постоянную работу со стабильным заработком, а также личностной зрелости выпускника, наличии развитой социально-поддерживающей сети (родственники, друзья, значимые люди).

Для организации своевременной поддержки выпускника детского дома в период социально-профессионального становления, направленной на благоприятную адаптацию в социуме, специалистами службы осуществляется социальный патронат выпускников.

В ходе социального патроната педагогом-куратором оказывается необходимый комплекс мер выпускнику, включающий юридическую, психолого-педагогическую, медицинскую поддержку; результаты работы фиксируются в картах социального сопровождения выпускника.

Отслеживание социальной адаптации выпускника детского дома осуществляется по следующим показателям:

социальное положение (образование, трудоустройство);

средства к существованию (стипендия, заработная плата, социальные выплаты);

семейное положение (женат/ холост/ замужем/незамужем; состав семьи, психологический климат);

законопослушность (правонарушения, алкоголизм, токсикомания и т. д.);

жилищно — бытовые условия (состояние жилья, сохранность имущества, оплата коммунальных услуг);

отношения с кровными родителями, родственниками (поддерживает, не поддерживает);

круг общения (отношения с друзьями, детьми детского дома и выпускниками).

Помощь в организации досуга и отдыха. Привлечение выпускников для участия в коллективных творческих мероприятиях детского дома.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *