Что значит персонаж мэри сью
Что такое «Мэри Сью»?
В фанфиках «Мэри Сью» чаще всего является новым персонажем, отсутствующим в исходном произведении. Реже в неё «превращается» один из оригинальных персонажей, поведение которого очень сильно изменяется. Обычно «Мэри Сью» появляется неожиданно и сразу вызывает восхищение окружающих. Она одновременно сочетает в себе все возможные достоинства в настолько гипертрофированных объёмах, что для читателя это выглядит гротескно и нелепо. Зачастую положительные качества «Мэри Сью» противоречат друг другу и сменяют друг друга в зависимости от ситуации — на ходу в повествовании может меняться внешность, характер, производимое персонажем впечатление и так далее. Вокруг «Мэри Сью» вертится весь мир, а угрожающие человечеству проблемы она разрешает одним махом.
Часто, но не обязательно, у «Мэри Сью» бывает очень длинное и красивое (по мнению автора) имя. Также она может оказаться родственницей одного из главных персонажей исходного произведения и носить его фамилию. Почти всегда некоторые детали биографии «Мэри Сью» (например, родной город или любимая музыкальная группа) взяты из жизни самого автора.
В настольных ролевых играх
В настольных ролевых играх, как правило, есть ведущий — Мастер. Особенностью роли ведущего является то, что одновременно с неограниченной властью над процессом игры у него нет возможности быть её непосредственным участником. Желая преодолеть это ограничение, некоторые ведущие создают неигровых персонажей, с которыми ассоциируют самих себя. Так как за все опасные ситуации в настольных ролевых играх отвечает ведущий, такой «персонаж» автоматически получает «иммунитет» к любым неприятностям, кроме запланированных, и оказывается в заведомо лучшем положении, чем персонажи других игроков.
В литературных ролевых играх (ЛРИ или ФРПГ)
В литературных ролевых играх персонажи типа Мэри Сью запрещены, так как появление такого персонажа может сильно повлиять на игру и сильно изменить или даже «разрушить» сюжет игры.
Часто Мэри Сью становятся персонажи администрации или мастеров. В таком случае персонажи, идущие «против» Мэри Сью, обречены на провал
В 1973 году автор фанфиков по «Звёздному пути» Паула Смит написала пародию на некоторых собратьев по перу. В пародии фигурировал новый персонаж — роскошная голубоглазая блондинка по имени Мэри Сью. Мэри Сью сексуальней всех на свете, Мэри Сью — технологический гений, рядом с ней Шварценеггер выглядит хлипким парнишкой с плохой координацией — и, конечно, Мэри Сью спасает весь экипаж корабля, а заодно и человечество от страшной катастрофы. В этой пародии Смит удивительно верно подметила наиболее распространенную манеру письма многих авторов фанфиков: внесение в текст «идеального себя» и использование фанфика только затем, чтобы проявить на бумаге свои высочайшие, но никем покуда не замеченные личные качества. Имя героини стало нарицательным
Badabook №12. Кто такие Мэри и Марти Сью
Для начала торжественная часть. Дорогие подписчики, 114 дней назад мы с вами запустили эту рубрику, и вот, наш с вами проект добрался до цифры в 300 подписчиков!
Что это значит? Это значит, что теперь мы можем занять оборону в литературных Фермопилах против царя Ксерокса и его ста тысяч под копирку написанных «книг». Большое вам спасибо, потому что без вас у меня ничего бы не вышло!
Уже намного позже, когда я вырос и многое осознал, я понял, что в моем дворе жил Марти Сью – вымышленный персонаж, который не может существовать в реальной жизни. Ну а знакомый подтвердил этот факт, вырос и спился. Sad but True.
«Дождь из роялей, переходящий в град из белых концертных фортепиано»
Когда именно появились на свет Марти и Мэри Сью, точно неизвестно. По моему личному мнению, возникли они тогда, когда худой и голодный первобытный охотник впервые изобразил себя на скале в виде богатыря, который правой рукой бросает копье в мамонта, убивая его наповал, а левой душит бизона (или даже двух) чтобы накормить свое племя, стать героем и получить себе всех женщин.
Реальность, как вы понимаете, имела на охотника свои планы, скорее всего фатальные для последнего.
В 1973 году Паула (Пола, Полина?) Смит, автор фанфиков по богатой книговселенной Star Trek (в которую сейчас посвящены очень немногие, как ни странно), опубликовала короткий рассказ, в котором знатно (по своим временам) поглумилась над местными говноделами, которые заспамили вселенную Стартрека своими «невероятно крутыми, умными, добрыми итд» персонажами. Рассказ настолько хорош, что резать его попросту грешно, и я приведу его целиком:
«типичная среднестатистическая Мэри Сью. Является постоянным героем книг товарища Щепетнова, месье Белянина и гражданина Корчевского»
С тех пор Мэри Сью шагает по планете, овладевая слабыми разумом и периодически проникая в печатную литературу. Их так много (!), что их даже делят на разные виды:
«Сейчас два несчастных создания отгребут от машины для убийств.»
2) Добро-Сью. Акцент на том, что Сью всех спасает и всем помогает. Является как мерило абсолютного добра. Дейнерис Бурерожденная из первых
3 книг Джорджа Мартина про Железный трон бесит именно этим – в то время, когда всех вокруг вырезают и пускают кишки на гирлянды, она идет просто напролом и имеет все, что хочет, не забывая попутно освобождать всех, кто просит и кто не просит.
«Это потом она начнет отжигать, что, впрочем, ничего особо не изменит в положительном образе»
4) Фиксер-Сью. Это как раз типичный житель фанфиков. Фиксер-Сью обладает необъяснимым знанием судьбы всех персонажей и оказывается в нужное время в нужном месте, чтобы всё пошло не по воле автора, а по воле автора фанфика. Представляет собой наидичайшую дичь, причина, по которой на фанатских форумах можно выжить лишь наглухо затонировав монитор.
Распространение или демонстрация данных произведений настолько опасна для общества, что я сразу, не дожидаясь жалоб, заменил их на плашку всем знакомой организации.
5) Попаданец-Сью. Моя личная боль, ибо именно такие персонажи в последнее время заполонили полки магазинов. Герой – военный, наемник, инженер, иногда даже врач, который попадает в какой-либо тяжелый исторический период (Смута, ВОВ, Крещение итд), где, благодаря своим знаниям, начинает научно-техническую революцию, объединяет народы и ведет их светлому будущему, лично кромсая полчища врагов. Примеры? Да практически все выпуски BadaBook – Корчевский, Злотников, Щепетнов, а также множество другим, имя коим – легион.
Все вместе они образуют целые жанры – говнодетективы, говнофантастику (не путать с детективами и фантастикой, пжалста) и тому прочее. Женские любовные романы по 50 рублей за книгу относятся сюда в практически в полном составе (я это не для красного словца, довелось прочитать не один и не два, не спрашивайте, зачем((( ).
Но, несмотря на все вышеперечисленное, у меня есть несколько поправок в вышесказанному.
Иначе, сами понимаете, такие персонажи, как Нео из «Матрицы», Гарри Поттер, Ричард Рал, да и практически любой главный персонаж, который «превозмогает» может быть окрещен Мэри Сью, что не есть правильно.
Если вы не понимаете, что творится на обложке этой книги, то и не надо. Просто выключите компьютер и постарайтесь это забыть.
@MorGott для Пикабу. Спасибо за внимание, и читайте хорошую литературу!
Традиционной цитаты не будет. Из соображений гуманности.
Мэри Сью
Вкратце Персонаж с необоснованно гипертрофированными характеристиками и зашкаливающей удачей, созданный автором как «супер-версия» себя любимого. Этот персонаж — как правило, центр вращения, и многие другие персонажи его немотивированно обожают (реже — столь же слабомотивированно травят). |
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Mary Sue. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | «Вы — само совершенство, Вы — само совершенство! От улыбки до жестов Выше всяких похвал!» Ах, какое блаженство, Ах, какое блаженство, Знать, что я — совершенство, Знать, что я — идеал! | » |
— Мэри, леди Мэри! |
« | Мне кажется, когда человек придумывает других людей, не каких попало, для смеха, или там, не знаю, остроты сюжета, а идеальных, прекрасных, рядом с которыми сам хотел бы жить, он берёт за основу себя. По крайней мере, я не представляю, как можно иначе. Во-первых, себя я знаю. А во-вторых, будем честны, лучше меня для меня самой никого в мире нет! | » |
— Макс Фрай, «Так берегись» |
Мэри Сью — герой, неспособный совершить ошибку или в какой-либо форме потерпеть поражение, так как слишком любим автором. Вкратце, все Мари Сью (в т. ч. Анти) отличаются запредельной уникальностью, при отсутствии иных черт.
Мужской вариант — Марти Стю/Сью (если вам больше нравится аллитерация) или Гэри Стю (если вам по душе рифма). Повышенно аристократичную, элегантную и метросексуальную версию Марти Стю некоторые называют «Тайлер Бранд» — так звали кодификатор подтропа.
Особенно популярны герои такого рода в фанфиках: авторы часто пишут персонажа с себя, только наделяя его нелогичными сверхспособностями, неуязвимостью, невероятным остроумием, огромным богатством, вечным везением, набором сильнейших магических артефактов и, естественно, сексуальной привлекательностью.
Некоторые критики справедливо замечают, что это попахивает мошенничеством и читать про такого героя совершенно неинтересно, потому что отсутствует какой-либо материал для конфликта: Мэри Сью побеждает всегда.
Впрочем, это не единственная черта Сью (когда единственная, это называется «унылая непобедимость»).
Чрезмерный надрыв. Путь Мэри Сью обязательно начинён дешёвой драмой в необъятных количествах. Если слезогонка, то так, чтобы понадобился ящик носовых платков, если пафос, то столько, что Эдда, Илиада и книги про космодесант из вархаммера будут нервно икать от осознания собственной неполноценности (по крайней мере, так хочет горе-аффтар).
Слишком много фишек. Обычно — трудносовместимых в рамках хорошего вкуса. Суперспособности, полезные навыки и сверхъестественную физиологию автор Сью гребёт лопатой, не выбирая между нужным и ненужным, результатом чего нередко оказывается ниндзя-пират-зомби-робот.
Все педали в пол. Супер-дупер-офигительная уникальность персонажа (заставляющая подозревать, что автор банально недоласкан по жизни). Выглядит Сью непременно ярко и эротично (читай «вырвиглазно и безвкусно»), а делает всё с судьбоносными восклицательными знаками:
И да, после всего этого она поступает в Хогвартс! Или во что-то аналогичное.
Социопатия персонажа. В промежутках Сью хамит всем встречным, демонстрирует петросянский юмор и предаётся самолюбованию. То есть это автор через неё предаётся самолюбованию, а Сью в это время кого-нибудь сражает наповал своей сексапильностью, грацией, вкусом и, конечно, пафосом.
Автор надеется таким образом поразить всех стилем, мастерством и силой воли своего персонажа… но такое количество приправы при отсутствии самого блюда (то бишь, характера) у девяноста девяти процентов читателей вызывает только рвотный рефлекс.
Вместе с этим автор часто, сам не замечая этого, компенсаторно проецирует на персонажа свои собственные комплексы и душевные раны (я живу с родителями и ненавижу их? так родители моей героини сдохнут! нет, лучше она сама их убьёт! жестоко! кровькишки!), так что столкновение с недружелюбно настроенным выпускником психфака грозит автору эмоциональным шоком и несколькими неделями депрессии.
Прибавим к этому полное отсутствие логики событий, со Сью происходящих — и до конца осознаем причины глубокой ненависти (а также и нежной любви, без которой не было бы этой статьи) читателей к сабжу.
Содержание
Как с этим бороться [ править ]
« | Мэри Сью. Такой специфический образ может даже вызвать определённый интерес своей претензией на юмор. Он нравится тем же закомплексованным подросткам, которым тоже хотелось бы с ноги открывать дверь в покои принца или принцессы и хамить вооружённым до зубов головорезам. Однако для серьёзной литературы такие герои не годятся в силу своего неправдоподобия, и заштампованности. | » |
— «Записки литературного редактора» |
Существуют специальные тесты [1] для начинающих авторов, с помощью которых можно определить, насколько персонаж походит на стереотипную Мэри Сью. Некоторые, правда, считают, что, хотя проблема нереалистичных и необоснованных героев и существует, страх написать о Мэри Сью может оказаться слишком сильным и навсегда отвратить автора от написания текстов. Впрочем, для критика здесь тоже есть ловушка: при чересчур прямолинейном подходе можно объявлять мерисьями всех героев, чего-либо добившихся в произведении. А вы пробовали применить помянутые тесты к народным сказкам? [2]
С другой стороны, самый простой способ избавить персонажа от комплекса Мэри Сью — посадить его в лужу. Именно посадить в лужу, а не заставить пафосно страдать! (Когда с посажением в лужу перебарщивают, или даже всё сводят лишь к этому — такой казус называется Анти-Сью).
Если внимательно прочитать оригинальный текст, то становится ясной другая деталь: Мэри Сью так смешна, потому что она как раз нарушает саму суть историй про Star Trek. На «Энтерпрайзе» нет супергероев: у каждого персонажа есть свой кусок компетенции, и именно в нём он силён. А Мэри Сью в одиночку заменяет целый экипаж.
Что НЕ является сабжем [ править ]
Поэтому профессионал никогда не назовёт «мэрисьями» Арагорна (Дж. Р. Р. Толкин), Джона Сноу или Дейнерис (Дж. Р. Р. Мартин), Сварога Барга, Яну и Мару (А. Бушков), Белгариона (Д. Эддингс), Кенета Деревянного Меча [3] (Э. Раткевич) и т. п.
Ещё одна важная деталь, отличающая Сью от не-Сью — личностное (а не «чисто техническое»!) развитие персонажа. Мэри Сью развиваться некуда, она и такая аффтара вполне устраивает. Хорошо прописанный персонаж — развивается (если, конечно, в фабуле оставлено для этого место). Возьмём того же Джона Сноу. В свои первые дни в Дозоре он, в общем-то, Тайлер Бранд vulgaris. И отношение сослуживцев к нему соответствующее — до тех пор, пока кузнец Донал не вправил ему мозги и не толкнул его на путь развития. И все последующие книги он не только растет в крутизне и карьере, но и меняется внутренне, получает и усваивает уроки от жизни. Джон в конце пятой книги — это уже совсем другой Джон. Путь героя, правильно реконструированный и талантливо описанный, подразумевает именно это — не просто «прокачку по уровням», но и внутренние изменения. Поэтому тот же Люк Скайуокер — не Мэри Сью, как и Гарри Поттер или Гед из романов Урсулы ле Гуин.
Но если, сообразно этим же самым законам мира, в нём бывают вполне природные — и, так сказать, внутризаконные — редкие «супер-пупер-исключения» (с врождённой магией; с бонусом к харизме; с редкостным блатом, когда «платить» не нужно или можно со скидкой, ну или «льгота в оплате», скажем; полагается за высокие моральные качества; и пр.)… Если автору оправданно необходимо, чтобы в сюжете было одно или несколько таких «живых исключений из базового закона» (как особых способов срабатывания его же)… Вот тогда Сью от не-Сью можно отличить только по художественной годности образа. В таком случае и Сью и не-Сью — в равной мере «супер-деятели», которые могут то, чего в том же мире не может большинство, но Сью при этом еще и притянута за уши, обличает собою авторскую безвкусицу, ходульна, не раскрыта и не проходит через моральное развитие, тогда как не-Сью по-своему логична, в известном смысле сбалансирована (даже при всей своей «суперскости» и редкостности), психологически правдоподобна, хорошо прописана, а если фабула позволяет — то еще и развивается личностно.
Этот же принцип «Как отличать Сью от не-Сью» работает и в случае (ОЧЕНЬ частом в фантастических произведениях!), когда внутри фабулы сталкиваются два или более мира с РАЗНЫМИ внутренними «законами» (unati): скажем, попаданство, появление космических или иномировых пришельцев, вмешательство божественных сил и т. п.
Проще говоря, Мэри Сью — это сочетание внешних яркости, уникальности и могущества с абсолютно ничтожным и плоским внутренним содержанием при неадекватном количестве уделенного персонажу внимания. Иными словами, автор изо всех сил пытается сказать о том, насколько персонаж значителен, но развит он на уровне третьестепенного болванчика. Если же в такой персонаж напихано великое множество деталей, призванных (как думает автор) его «раскрыть» — то эти детали не увязаны как следует между собой и с прочей фабулой и сюжетом (если увязаны — это уже не Сью никакая), а оттого и мощь/яркость/удачливость персонажа плохо вяжется с миром, с сюжетом… и даже с самим этим персонажем.
В некоторых снобствующих кругах появилась тенденция давать «титул» Мэри Сью любым по их мнению «чрезмерно» ярким или удачливым персонажам. Скажем нет таким безобразиям: Мэри Сью это именно проявление видного невооруженным взглядом дурного вкуса, если же фанату «маленьких людей» и героев-неудачников видится нарушение хорошего вкуса в любом ярком или могущественном персонаже — это проблемы самого сноба, но никак не автора и не произведения.
Также не следует считать Мэри Сью персонажей народного эпоса. Геракл, Зигфрид, Роланд, степные богатыри вроде Манаса или Гэсэра и прочие герои народного эпоса не Мэри Сью, они именно эпические герои, которые воплощают воинские добродетели: силу, храбрость, готовность совершать подвиги и выполнять героический долг даже ценой собственной жизни. Когда эпос становится авторским, как у Гомера, и вместо линейной истории о превозмогании врага за врагом появляется сюжет и героев начинают показывать в быту, даже с комическими сценами, то и герои становятся более глубокими и противоречивыми, совершают глупости и переживают конфликты чести и долга.
Этимология Мэри Сью [ править ]
В 1973 году Пола Смит написала пародийный фанфик по вселенной сериала «Звёздный путь», в котором выстебала подобных героинь, уже тогда ставших бичом фанфиков. Главной героиней фанфика стала роскошная розовоглазая блондинка Мэри Сью, которая по сюжету мичман и судовой врач, одетая сверху по уставу в мундир «Звёздного Пути», а внизу не по уставу — в сетчатые колготки с сапогами. По сравнению с ней Шварценеггер был хлипким мальчиком с плохой координацией. К тому же она была сексуальней всех на свете. Капитан Кирк мигом в неё влюбился и захотел от неё ребёнка, а когда она гордо отказала — так обвосхищался этим, что уступил великолепной деве капитанскую должность. И конечно, по сюжету пародии Мэри спасла весь экипаж корабля и всё человечество от страшной беды. В данном произведении высмеивается образ идеального себя, которые зачастую создают МТА и закомплексованные люди.
Кстати, в американском английском sue означает «подать судебный иск, засудить». Понятно, что сутяжничество — далеко не самая героическая и романтическая черта, что добавляет комичности образу.
Какими авторскими мотивами обычно порождается [ править ]
Остается только один вопрос: если феномен Сью так общеизвестен (и даже больше — стал неким символом несостоятельности автора), почему же этот персонаж до сих пор появляется в подростковом — а бывает, что и во взрослом — творчестве?
Думается, что тут есть несколько факторов:
Ареал обитания [ править ]
Фольклор [ править ]
В прозе [ править ]
И после длительных прений решено было наградить героя еще следующими достоинствами: а) Он должен быть членом всех добровольных обществ, работу коих было бы, кстати, неплохо отразить в фильме. б) Он одинок, так как семейная жизнь может совратить его с правильного пути. в) Посещает ли он заседания месткома? — Безусловно. г) Борода, конечно, утверждается (связь с деревней). д) Утром он работает. А вечером? — Учится. А ночью? — Читает газеты, чем расширяет свой кругозор. А по дороге с завода домой? — Борется с плохой кооперацией. е) Борется ли он с прочими бытовыми неполадками? — Да. А как это показать? — Пустяки. Для этого есть надписи.
В компьютерных играх [ править ]
Получается без специальных усилий со стороны авторов, просто из-за чрезмерно активного использования «Малого типового набора» при генерации сюжета. Все геймдизайнеры заняты механикой, балансом и кнопками в интерфейсе, бывает.
В форумных ролёвках [ править ]
Сью, освоившие данную экологическую нишу — настоящий бич ролевых форумов, генератор конфликтов между игроками и источник падения литературного уровня игры. Беда в том, что Сью создаются и вбрасываются в мир, где создатель Сью — не царь и не бог, это со всей-то своей бабахнутой нелогичностью. Хуже того, ведут они там себя во взаимодействии с чужими персонажами так же, с первых предложений заявляя о своём превосходстве над всем и вся и требуя его себе вопреки чужим действиям и логике событий. На приличных ролевых форумах со Сью борются всеми силами, а на неприличных Сью сидят толпами и вовсю сьят друг друга, уступая только Главному Сью — персонажу самодура-админа.
Игра с тропом [ править ]
Изредка встречаются произведения, где описан процесс создания писателем мэрисьюшного персонажа. Яркий пример — австралийский фильм «Остров Ним» (2008). Писательница Александра Ровер создаёт Марти Стю — известного путешественника и специалиста по выживанию в дикой природе Алекса Ровера. В фильме Алекс Ровер время от времени оживает и разговаривает с писательницей.
Не всё так страшно [ править ]
Если в произведении есть персонаж, обладающий существенным количеством черт Сью — это ещё не значит, что всё плохо. Плохо не когда Сью, плохо, когда скучно. В этом случае обязанность Сью — украсть шоу, и не искусственно, расталкивая волею автора всех окружающих, а честно отрабатывая роль самого крутого персонажа.
Игра с тропом [ править ]
Реинкарнация в ИИ Космического Линкора
— главный герой, оцифрованная личность ОЯША оказавшийся в эпицентре галактической войны в статусе ИИ линкора. Даже будучи гибридом Яна Вэньли и Рейнхарда Лоэнгрима, ведет себя как паренек шестнадцати лет, а его военные навыки объясняться что а) он всё-таки древний невероятно продвинутый ИИ, с возможностями недоступным его современным аналогам, и б) командование галактической империи в которой он служит настолько полагалось на тактику «налетим толпой и запинаем», что про понятие стратегии и тактики попросту забыло.