Что значит пересылка по почте
Как отправить посылку или письмо
Доставка — важный этап дистанционных покупок. Продавцы заинтересованы в высоком товарообороте, поэтому стараются доставлять товар быстро и относительно недорого. Даже небольшие магазины обычно предлагают несколько вариантов доставки.
Покупателям тоже полезно знать, как работают почтовые сервисы, каким способом лучше отправлять товары, как удобнее отслеживать путь их следования. Иногда неочевидные детали могут оказаться существенными, а проблемы с доставкой долгожданной покупки — испортить впечатление от работы интернет-магазина. Если купленная вещь не подошла, ее можно вернуть обратно, замену и возврат практикуют все магазины. О том, как это сделать и сколько это будет стоить, вы узнаете в этой статье.
Как подготовить посылку к отправке?
Возвращая товар в зарубежный интернет-магазин или по адресу в вашей стране, всегда старайтесь тщательно упаковать его, чтобы риск повреждения был минимален.
Важный момент, который стоит знать в самом начале: «Почта России» не примет вашу посылку, если она упакована не в стандартную коробку или пакет.
Не заклеивайте упаковку самостоятельно. Оператор должен перед отправкой проверить её содержимое (например, на предмет запрещённых к перевозке вещей). Таково правило. Уже после проверки ваше отправление заклеят специальным почтовым скотчем.
Самыми распространёнными видами упаковки являются пластиковые пакеты и картонные коробки. Их цена может различаться от региона.
Для вещей, которые нельзя разбить или раздавить (например, для одежды), проще использовать пластиковые пакеты. С лицевой стороны на них нанесён почтовый брендинг и поля для адреса отправителя и получателя. На край клапана нанесён клей, и, если вы заранее купили пакет, постарайтесь не повредить клапан.
Пластиковые пакеты имеют следующие размеры и маркировку:
Коробки лучше использовать для вложений, чувствительных к механическим повреждениям. Они имеют аналогичную маркировку:
Недавно «Почта России» провела ребрендинг своих товаров. Коробки с новым фирменным дизайном выглядят так:
Также имейте в виду, что для максимальной безопасности хрупких предметов лучше завернуть их в воздушно-пузырьковую пленку. Если вас действительно волнует сохранность вещей, старайтесь не экономить на упаковочных материалах.
Сколько стоит отправить посылку?
Сумма, в которую вам обойдется отправка, зависит от веса посылки, класса отправления, упаковки и от того, какую объявленную стоимость вы ей присвоите. Предварительный расчет можно провести в онлайн-калькуляторе, размещенном на сайте Почты России. Для этого в соответствующие поля необходимо вбить город или страну назначения и вес отправления.
Для начала допустим, что нам нужно вернуть товар из Москвы на склад интернет-магазина в Ростове (вес посылки — 1 кг):
Теперь рассчитаем цену международной посылки 0,5 кг из Москвы в Гуанчжоу (Китай):
Теперь возьмём более объёмную, на 2,5 кг, посылку из Москвы в Китай:
Тарифы Почты России на отправку посылок и писем
В онлайн-калькуляторе на сайте Почты России цены указаны с НДС и без него. Дополнительные услуги (например, наклеивание марок, подключение услуги SMS-информирования, наложенный платеж) увеличат сумму, которую придется заплатить за отправление.
Тарифы на отправку в пределах страны
Вы можете выбрать в онлайн-калькуляторе города (свой и тот, в который планируете отправлять) и примерный вес посылки. В зависимости от введенных данных, вы увидите цену на все классы отправления.
Обратите внимание: стоимость зависит от удаленности населенных пунктов. На почте это называется магистральными поясами — это расстояния между центрами регионов, если считать по железной дороге. Подробнее о них и том, как они влияют на цену, можно прочесть в разделе “Посылки” на сайте Почты России.
Там же есть подробная таблица со списком всех поясов. Вы сможете самостоятельно узнать, к какому магистральному поясу относится населённый пункт адресата относительно вашего, и получить более точный расчёт.
Также на общий размер платы за отправление повлияют дополнительные сервисы Почты России: назначение объявленной стоимости, доставка в труднодоступный район, возврат посылки и другие. Полная информация о дополнительных услугах содержится в разделе «Тарифы». А здесь вы найдете информацию, сколько стоит упаковка.
Тарифы на отправку за границу
Точно так же обстоит дело и с пересылкой товаров за границу. Чтобы получить предварительный расчет, укажите в калькуляторе свой город, страну, в которой расположен адресат, и примерный вес. Вы увидите, как сильно разнятся тарифы в зависимости от местонахождения адресата. Кстати, некоторые типы отправлений (например, обычная посылка) могут быть недоступны для отдельных государств-получателей.
Подробные тарифы на обработку отправлений в другие страны приведены в этом документе.
Для примера рассмотрим отправку по маршруту «Россия — Китай»:
Обратите внимание: для некоторых стран авиапересылка может оказаться недоступной (например, в Абхазию). Это означает, что туда почта возит только автомобильным или железнодорожным транспортом. А для других, наоборот, используются только авиаперевозки (Новая Зеландия, Австралия, Грузия, Таджикистан, Азербайджан, Армения).
Сколько стоит отправить бандероль?
Бандероль — популярная разновидность отправления. Она предназначена для пересылки бумажной корреспонденции, которую нельзя отнести к письмам (в первую очередь по весу). Например, так вы можете отправить журнал, большую стопку документов, книгу, рукопись для издателя, фотографии и т.п. Её максимальный вес при пересылке по РФ составляет 2 кг, а для при отправлении в другие страны — 5 кг.
Простая бандероль не имеет ценности и, соответственно, не страхуется почтой.
Для ценной же вы можете назначить объявленную стоимость — таким образом, она будет застрахована на случай утери. В отличие от простой, ее можно отправить авиапересылкой. Сроки доставки ценных бандеролей намного ниже, чем простых, но работает этот способ отправки только на территории России. Сумма объявленной стоимости не может превышать 10000 руб. Для отправки вложений с более высокой объявленной стоимостью используется бандероль первого класса.
Если вам необходимо отправить небольшой по весу товар (в том числе из разряда электроники) в Китай, оптимальным выбором станет отправка не бандероли, а мелкого пакета. Стоимость его доставки можно рассчитать на сайте Почты России.
Как быстро отправить посылку в Китай и сколько это стоит?
Если сроки доставки чрезвычайно важны и должны быть минимальными, можно использовать для отправки службу EMS. Это подразделение государственной почты, осуществляющее экспресс-доставку. Чтобы отправить свою посылку через EMS, вам необязательно ездить на почту. Возможно, офис EMS окажется ближе, а если нет — вы можете вызвать курьера: он приедет на дом, оформит вашу посылку и выдаст кассовый чек и трекинг-номер.
Для сравнения тарифов и времени, рассчитаем отправку посылки в Китай обычной почтой и с помощью службы EMS. Допустим, она весит 1 кг.
Приведем еще один пример, уже для посылки потяжелее — 2,5 кг. Ее пересылка самым дешевым классом обычной почты будет стоить 1230 руб. и займет 20-32 дня, ускоренной — 1740 руб. (12-20 дней), а отправление EMS выйдет вам в 2895 руб. с минимальными 5-17 днями.
Осуществляя предварительные расчеты, помните о дополнительных услугах. За почтовое отправление с объявленной стоимостью будет взиматься плата по 4 руб. с НДС за каждые 100 руб., которые указываются в объявленной стоимости. Обработка уведомления о вручении будет стоить 111 руб. Подаваемое отправителем заявление о возврате посылки — 148 руб.
Сколько стоит отправить груз транспортной компанией?
Чаще всего услугами транспортных компаний пользуются предприятия, занимающиеся крупнооптовой торговлей. Они перевозят товары в больших контейнерах при помощи грузового, железнодорожного и морского транспорта. Цены на перевозку зависят от транспортной компании и характера груза.
Но, как правило, ТК, занятые крупными коммерческими перевозками из Китая, могут доставить товар и в Китай. Самые популярные среди них: ТК КИТ, СДЭК, ПЭК, Деловые Линии, а из Украины работает перевозчик Мист Экспресс.
Почтой можно отправлять посылки весом только до 20 кг.
Если вам нужно переслать достаточно большую партию товаров, будет разумно разбить ее на несколько посылок: существует целый ряд ограничений, которые следует учитывать.
Так, для отправлений по РФ максимальный размер упаковки составляет 1,9 × 1,3 × 3,5 м, а максимальный вес — 20 килограмм.
Для зарубежных отправлений максимальный размер посылок: сумма трех измерений — 3,0 м, длина — 1,50 м, вес — 30 килограмм.
Более тяжёлый и габаритный груз с помощью Почты России отправить можно, но это зависит от возможностей конкретного почтового отделения. Точного списка адресов почтовых отделений, которые предоставляют возможность отправки посылок более 20 и 30 кг, на сайте Почты России нет. Проще всего позвонить на Главпочтамт вашего населённого пункта и выяснить этот вопрос.
Адрес ближайшего к вам почтового отделения вы можете найти через специальную форму поиска.
Убедитесь, что не пересылаете ничего запрещенного.
Отправляя посылку как в пределах своей страны, так и за рубеж, следует всегда помнить о перечне запрещенных к пересылке предметов. Это существенно сэкономит вам время и позволит избежать недоразумений. С полным списком запрещенных к пересылке предметов можно ознакомиться также на сайте Почты России.
Какие бывают виды отправлений?
Виды бандеролей
Бандероль предназначена для пересылки малоценных бумажных вложений (документов, журналов, рукописей, фотографий, книг, плакатов и т.п.) Её вес должен составлять от 100 г до 2 кг.
Простая бандероль Этим способом отправляются самые дешевые вложения. Уведомление отправителя о вручении, назначение объявленной ценности и страхование в этом случае не предусмотрено. Получить простую бандероль можно в ОПС. Заказная бандероль Заказной бандеролью отправляют более ценные вложения. Отправитель при оплате получает квитанцию-чек и трекинг-номер, а адресат — обязательно расписывается на извещении, когда получает ее. Такая бандероль обязаны вручить лично адресату или его доверенному лицу. Доверенность нужно нотариально заверить. Заказная бандероль 1 класса Отличается самым скоростным способом доставки (авиа). Также вручается лично в руки, за которую он должен расписаться. Ценная бандероль Это — регистрируемое отправление, которое используют при перевозке вложений особой ценности. В этом случае отправитель обязан указывать объявленную стоимость груза. Благодаря ей, в случае утери ценной бандероли, адресант вправе получить компенсацию от почты в размере суммы оценки и расходов на отправку.
Виды посылок
Посылка — распространенный и универсальный вид почтовых отправлений. С ее помощью можно перевозить не только печатную продукцию, но и товары: электронику, одежду, предметы бытового назначения. В качестве упаковки может быть использована как коробка и наполнитель для хрупких предметов (например, для электроники или посуды), так и пластиковый пакет для предметов, не требующих тщательного упаковывания (например, одежды или обуви).
Для этого вида отправлений всегда предоставляется трекинг-номер, по которому можно отслеживать её перемещение.
Посылка может иметь объявленную стоимость, которую частично или полностью можно компенсировать при утере. В случае необходимости можно использовать услугу SMS-уведомления. Для посылок, перевозимых внутри страны, можно использовать оплату наложенным платежом.
Посылки, отправляемые по России Может содержать любые вложения, кроме запрещенных, и весить до 20 кг. Отправления с весом до 10 кг можно отправить в любом отделении почтовой связи без дополнительной наценки. Максимальный размер упаковки в этом случае составляет 53 × 38 × 26,5 см.
Если вес превышает 20 кг, проверьте сумму измерений длины, высоты и ширины. Она не должна составлять более 300 см. Такую посылку тоже можно зарегистрировать на любой почте, но уже с 40% наценкой — за вес.
Чтобы сократить расходы, можно отправить вложения, разделив их на небольшие пакеты. Попробуйте посчитать в онлайн-калькуляторе: возможно, этот вариант окажется более приемлемым. Посылки, отправляемые за рубеж Международную посылку можно отправить в любом отделении Почты России. Ее вес не должен превышать 20 кг, а размер упаковки — 105 см (по длине, высоте или ширине — не по сумме трёх сторон!) Мелкий пакет Мелкий пакет — это небольшая посылка с весом не более 2 кг. Он используется для пересылки товаров только за границу.
Обращаем ваше внимание: мелким пакетом нельзя отправлять хрупкие предметы.
Минимальный размер упаковки для данного вида отправления — 105 × 148 мм. Он установлен для того, чтобы можно было наклеить стикер с указанием адреса отправителя и получателя. Максимальный размер упаковки по сумме длины, высоты и ширины составляет 90 см. При этом максимальная длина упаковки не должна превышать 60 см.
Если вы пересылаете что-то, свернутое в рулон (например, чертежи, плакаты, холсты и т.п.), длина рулона должна быть не менее 10 см по той же самой причине — чтобы на почте наклеили стикер с адресом. Упакованный рулон не должен иметь сумму двойного диаметра более 104 см и длину — более 90 см.
Для отправки мелкого пакета, как и для других международных отправлений, обязательно указание объявленной стоимости и заполнение декларации CN22. Заказной мелкий пакет Этот вид отправления отличается тем, что ему присваивают международный трекинг-номер, состоящий из тринадцати символов. Если вам это необходимо, мелкий пакет можно отправить авиапересылкой. Также он может быть выдан адресату под роспись. Копия росписи будет выслана отправителю.
Внутренние отправления имеют только цифровой трекинг-номер, международные — 13-значный, состоящий из цифр и четырёх букв. Трекинг-номер вы получите вместе с чеком на оплату услуг почтовой связи.
В случае утери, чек можно восстановить в отделении откуда отправление высылалось (необходимо запомнить дату отправки и окно на почте, в котором оформляли вашу посылку).
Экспресс-отправления EMS
Данный вид посылок может быть отправлен в почтовом отделении (при оформлении вам необходимо указать, что нужен именно этот класс отправления), в отделении EMS и при вызове курьера. Все отправления EMS имеют 13-значный трекинг-номер для отслеживания.
Это единственный способ отправлений Почты России, где для отправки посылки можно вызвать курьера на дом — по телефону, позвонив в отделение EMS по месту жительства.
Вы можете оставить заявку и на сайте Почты России. В ней необходимо указать вашу фамилию и имя, дату, на которую запланирована отправка, домашний адрес, телефон и комментарий (если он есть). По указанному телефону для уточнения времени с вами предварительно свяжется курьер EMS. Он же предоставит все документы, которые необходимо заполнить. После оплаты курьер заберёт вашу посылку, предоставив квитанцию и трекинг-номер для отслеживания.
Предварительный расчет стоимости отправлений EMS можно посмотреть в разделе Посылки на сайте Почты, выбрав способ отправки «Курьерский».
Если вы отправляете небольшую посылку с размерами не более 60 × 70 см, служба EMS может предоставить вам бесплатную почтовую упаковку.
Всегда ли есть трек-номер?
Каждая посылка имеет трек-номер. Сможете ли вы отслеживать ее перемещение за границей или нет, зависит от класса отправления. Предупредите оператора на почте, если вам это необходимо.
На чём можно сэкономить при отправке посылки?
Часто международные отправления — весьма дорогие. Давайте постараемся разобраться, как же все-таки можно сэкономить.
Как известно, в цену всех отправлений включен НДС в размере 20%. Однако, если вы попросите оплатить его стоимость почтовыми марками, получите экономию в размере суммы НДС. На основании подпункта 9 пункта 2 ст. 149 НК РФ, продажа марок не облагается НДС.
Сотрудники почты сами не предлагают такой вариант оплаты. Спросите о нем сами. Обклеивать посылку марками не потребуется: их продажа пройдёт только в программе оператора.
Что с таможенным оформлением?
При отправке любого международного почтового отправления требуется заполнение таможенной декларации СN 22. Она представляет собой небольшую наклейку с несколькими графами, которые необходимо заполнить латиницей: наименование отправления, стоимость отправления в руб. (имейте в виду, что в случае утери посылки, вы можете претендовать на компенсацию в размере указанной стоимости), количество и вес (заполняется оператором почтовой службы).
Бланк CN22 вы также можете заполнить на сайте Почты России до отправки.
Имейте в виду, что вес почтового вложения согласовывается с сотрудником почты, не стоит его вписывать сразу в декларацию.
Заполненный бланк будет выглядеть так:
Подача отправления на почте с уже заранее заполненным и распечатанным бланком сильно сэкономит вам время.
Как упаковать?
Доставка почты — процесс сложный и не всегда предсказуемый. На пути следования вашу посылку будут неоднократно сортировать, складировать так и эдак, возможно, даже ронять. Поэтому разумно заранее тщательно подготовить вещь к отправке. Особенно это касается хрупких и ценных вещей.
Нельзя использовать для упаковки собственные пакеты или коробки произвольного цвета и размера. По текущим правилам, почтовые работники могут отказать вам в приеме такой посылки. Если вы хотите упаковать ее самостоятельно, лучше купить пакет или коробку на почте и тщательно все уложить дома. Также можно заранее надписать адреса и имена отправителя и получателя (это существенно сэкономит вам время).
Также нельзя заклеивать пакет или коробку самостоятельно. Эта процедура осуществляется только сотрудником и только фирменным почтовым скотчем, поскольку оператор обязан проверить содержимое упаковки, чтобы не допустить к перевозке запрещенные предметы.
Если вы готовите к пересылке крупный предмет — учтите, что максимальный размер коробки на почте составляет 425*265*380 мм.
Оформление и отправка посылки
Для начала выясните, отправляет ли ваше отделение связи посылки нужного вам класса. Существуют ОПС, которые не отправляют, например, международные отправления или вовсе не принимают исходящие отправления. А может в вашем отделении может не оказаться пакета или коробки нужного размера.
Чтобы сэкономить время и собственные нервы, позвоните на почту и узнайте все интересующие вас вопросы заранее:
8 (800) 200-58-88 Бесплатная справочная линия Почты России 8 (800) 200-50-55 Бесплатная справочная линия EMS Почта России
Для отправки посылок весом более 20 кг — уточните, какое ближайшее к вам отделение этим занимается, чаще всего это Главпочтамт.
По телефону же удобнее выяснить режим работы нужного вам ОПС. Почта — это крайне загруженное работой предприятие, далеко не всегда полностью укомплектованное сотрудниками. Оно может работать неполный день или иметь всего одно-два рабочих места, к которым в час-пик выстраивается большая очередь клиентов. Оператор по телефону может подсказать, когда вам лучше прийти, чтобы избежать потери времени.
Некоторые полезные советы
Как отследить движение отправленной посылки?
Отслеживать посылку и контролировать ее перемещение позволит трекинг отправления. Вы всегда будете знать на каком этапе пересылки сейчас ваше отправление, в том числе его географическое положение.
К примеру, каждый обновленный статус зарегистрированного мелкого пакета, пересылаемого Почтой России в Молдову будет показывать производственные операции в конкретных населенных пунктах, тем самым сообщать и о примерных сроках прибытия. Если решили вернуть товар иностранному продавцу, тоже крайне желательно, чтобы его возврат был отслеживаемым. Это значительно снизит возможность недоразумений и застрахует вас от возможной недобросовестности получателя.
Трек-номер всегда указывается на чеке. Если вы сомневаетесь, где он, попросите сотрудника отделения связи подчеркнуть его.
После того, как отправление пересекает границу и передается зарубежному партнеру, информация перемещения доступна уже на двух ресурсах.
Изменения статусов доставки обновляются не всегда синхронно и в этом случае удобно использовать комбинированные сервисы отслеживания почтовых отправлений, например, Postal.Ninja. Сервис обновляет статусы передвижения посылки из обеих источников. Вам всего лишь надо ввести трек-номер и при желании сохранить его в свой список.
Это очень удобно для отслеживания и не требует необходимости заходить на сайты различных почтовых служб вплоть до момента вручения посылки.
Доставка товара по почте: что нужно знать?
Сегодня ввиду развития технологий, дефицита времени и ряда других причин люди всё чаще склонны совершать покупки онлайн (посредством Интернета, телемагазинов и т.д.). Доставка в таких случаях осуществляется зачастую путём направления посылки. И самый распространённый вариант – через Почту России. Как себя обезопасить?
Содержание:
1. Немного теории о посылках вообще
1.1. Основные понятия
Сеть почтовой связи – совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств (п. 1 ст. 17 ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», ст. 2 ФЗ «О почтовой связи»).
Почтовые отправления – адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры (ст. 2 ФЗ от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»).
Посылка – почтовые отправления с товарным вложением (пп. «д» п. 11 Правил оказания услуг почтовой связи).
1.2. Виды посылок
В различных нормативных правовых актах Почты России можно встретить отличающуюся друг от друга классификацию посылок по массе (см., например, раздел 3 и 11 Порядка приёма и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений). Но в данном случае нам важнее другие основания для деления на виды.
Есть ещё два атрибута посылок, которые заслуживают внимания: опись вложения и наложенный платёж (раздел 5 и 6 Порядка приёма и вручения).
В описи вложения указывается наименование, количество предметов и сумма оценки каждого из них, а также общая стоимость. Таким образом, в большинстве случаев посылка с описью вложения является посылкой с объявленной ценностью. Однако это не 100% правило, поскольку предметы могут не иметь стоимости. При отправлении посылки с описью вложения она предъявляется в пункт сдачи в открытом виде, чтобы сотрудник почты мог сверить содержание посылки с тем, что указано в описи. Один экземпляр описи остаётся у отправителя, другой путешествует вместе с посылкой.
Специфика посылки с наложенным платежом заключается в том, что получатель оплачивает стоимость заказа только в момент получения посылки. При этом сумма, подлежащая оплате, должна соответствовать объявленной ценности посылки.
1.3. Доставка посылки
При поступлении посылки в отделение почтовой связи по адресу получателя последний получает соответствующее извещение (п. 32 Правил). Посылка хранится в отделении связи в течение 30 дней (п. 34 Правил). Указанный срок может быть продлён по заявлению отправителя или адресата. Если в течение 5 рабочих дней получатель не явился, ему уже под расписку вручается повторное извещение. При этом Правила предусматривают возможность взимания платы за хранение посылки, если она не была получена адресатом на следующий день после вручения ему повторного извещения.
2. Какой вид посылки безопаснее для получателя?
Посылка с объявленной ценностью, пересылаемая с описью вложения и наложенным платежом (напомню, что речь в настоящей статье идёт именно о приобретении товаров с доставкой их через Почту России).
Теперь давайте разберёмся, откуда взялся такой вывод. В части наложенного платежа ответ, думаю, очевиден. Вы отдаёте свои деньги только по факту получения товара, не опасаясь, что продавец будет затягивать с отправкой посылки или вовсе решит этого не делать. Однако это ещё не 100% гарантия защиты Ваших интересов, так как существует ряд нюансов, связанных с соотношением момента получения посылки и необходимостью произвести оплату.
Согласно п. 4.5. Правил оказания услуг почтовой связи посылки с объявленной ценностью, пересылаемые с наложенным платежом, выдаются адресату после оплаты им полной суммы наложенного платежа и внесения платы за его пересылку почтовым переводом. После выдачи адресату почтового отправления с объявленной ценностью, пересылаемого с наложенным платежом, посылка назад не принимается, сумма наложенного платежа и плата за его пересылку почтовым переводом не возвращаются.
Это значит, что в случае несоответствия содержимого посылки заказу, отказаться от неё и потребовать от Почты назад денег уже будет нельзя.
Отправка же посылки с описью вложения, напротив, означает не просто наличие у Вас права на вскрытие до принятия посылки, но и обязанность осуществить такое действие для сотрудников почтового отделения (п. 24.3. Порядка, п. 4.4. Правил). Конечно, Вы можете отказаться от вскрытия, о чём будет сделана соответствующая отметка, однако помните, что в таком случае предъявить какие-либо претензии Почте Вы уже не сможете. Значительно понизятся и шансы на успех в удовлетворении претензий, заявленных отправителю.
3. Принимаем посылку правильно
Как видно из написанного выше категории посылок бывают разные. При этом с точки зрения приёма существенное различие можно наблюдать только в отношении посылки с описью вложения. Поэтому рассмотрим универсальный алгоритм действий с выделением особенностей для получения посылки с описью вложения.
Итак, Вы получили извещение. Вместе с ним, а также документом удостоверяющим личность Вам необходимо обратиться в соответствующее отделение почтовой связи. Если по какой-то причине извещение было утеряно, сотрудники Почты всё равно обязаны выдать посылку, если Вы назовёте номер почтового идентификатора (п. 20.3. Правил). Он указывается в квитанции (чеке), который получает отправитель при сдаче посылки. Соответственно его можно запросить.
Рекомендую выполнить ещё два подготовительных действия.
Первое : распечатайте, сфотографируйте на телефон или иным образом обеспечьте наличие при себе списка заказанного с фотографиями и характеристиками, если Вы не на 100% знаете, как должно выглядеть то, что Вы купили. Для чего это нужно? В случае вскрытия посылки до её получения необходимо произвести самый тщательный осмотр содержимого по всем возможным параметрам, чтобы исключить подлог. Вариант «вроде бы похоже» здесь не подходит.
Второе : подготовьте телефон, видеокамеру или ещё какое-то устройство, способное произвести видеосъёмку процесса получения посылки. Такая видеосъёмка будет особенно кстати для последующих разбирательств, если посылка пришла без описи вложения.
Далее внимательно осмотрите посылку на предмет наличия повреждений оболочки, перевязи, печати, ленты. Если таковые имеются, у Вас есть два варианта: потребовать вскрытия посылки в присутствии начальника отделения или сразу отказаться от принятия. Последней вариант видится более предпочтительным. Если всё же был выбран первый, то проведите самую тщательную проверку содержимого. Сравните его по списку с тем, что должно было прийти; сопоставьте внешний вид изделий с фотографиями; проверьте размеры и вес; оцените изделия на предмет наличия внешних повреждений; протестируйте товары, если речь, например, об электронных девайсах (попробуйте включить); и т.д.
Помните, что при наличии каких-либо сомнений до момента проставления отметки «получил» или произведения оплаты Вы всегда можете отказаться от принятия посылки.
Только после совершения вышеуказанных действий переходите к заполнению документов: бланков, форм и т.д. Если в процессе вскрытия были выявлены подлог, замена, брак или иные дефекты содержимого, удостоверьтесь, что Вам были выданы экземпляры соответствующих документов. Потом они смогут быть использованы при споре с продавцом, если товар был заранее оплачен и необходимо вернуть деньги.
Если Вы столкнулись с откровенным мошенничеством (например, вместо музыкального центра весом 5 кг, пришёл мешок муки такого же веса), вызовите полицию для составления протокола. Пусть «умного» предпринимателя привлекут ещё и к уголовной ответственности.
К сожалению, порой сотрудники Почты не следуют чётко установленному порядку вручения посылок, что может быть чревато негативными последствиями. Если сотрудники почтового отделения отказываются выполнить Вашу законную просьбу, например, по вскрытию посылки до её передачи Вы можете предпринять ряд действий.
Во-первых, попросите позвать руководителя отделения. И попробуйте урегулировать вопрос с ним.
Во-вторых, попросите дать Вам книгу жалоб и предложений, где чётко зафиксируйте, в чём заключается правонарушение, когда и при каких обстоятельствах оно произошло. Оставьте свои контактные данные. Попросите сделать копию страниц из книги с Вашей жалобой и заверить эту копию. В крайнем случае сфотографируйте её на телефон.
В-третьих, запросите письменный отказ от совершения требуемого Вами действия. При невыполнении указанной просьбы со стороны сотрудников почтового отделения составьте односторонний акт, где попросите расписаться и оставить свои контактные данные двух свидетелей.
В-четвёртых, обратитесь к оператору почтовой связи по месту направления отправления с претензией. Иными словами, к тому отделению, куда Вы обратились за получением посылки. Соблюдение претензионного порядка (пп. 2 п. 5 ст. 55 ФЗ «О связи») в данном случае необязательно, поскольку претензия не связана с договором об оказании услуг связи – его с почтой заключал отправитель – однако это может избавить Вас от необходимости обращения в суд. Срок рассмотрения претензии составляет 30 календарных дней. Только будьте готовы, что Вам могут отказать по формальному основанию. Согласно п. 1 ст. 56 ФЗ «О связи» право на предъявление претензии получатель имеет только в двух случаях:
1) по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств,
2) по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой телеграммы или искажением текста телеграммы, изменяющим ее смысл.
Как видно, отказ в соблюдении законных требований получателя здесь не числится. Законодательное ограничение видится достаточно спорным, особенно ввиду абзаца 1 ст. 34 ФЗ «О почтовой связи», согласно которому за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи. Однако даже получение формальной отписки на претензию не лишает получателя возможности дальше бороться за свои права.
В-пятых, можно обратиться в суд (ст. 37 ФЗ «О почтовой связи»). Пожалуй, подробнее расписывать этот вариант не буду, так как вероятность его использования очень мала. Дело в том, что это достаточно трудо- и времязатратно. Намного проще будет отказаться от посылки и приобрести желаемый товар другим способом. Если же среди читателей этой статьи есть принципиальные люди, желающие отстоять свою правоту во взаимоотношениях с Почтой, мы можем обсудить этот вопрос отдельно.
Итак, выше были рассмотрены ситуации, когда до принятия посылки у получателя была возможность осмотреть её содержимое. Если же посылка была без описи вложения и без внешних дефектов, то вскрытие желательно произвести сразу после её получения, опять же, снимая его на камеру, причём не прерываясь с момента выдачи посылки на руки. Распакуйте, осмотрите, измерьте, попробуйте включить и т.д. Если вариант с видеокамерой Вас смущает, есть две альтернативы.
1. Произведите вскрытие в присутствии двух свидетелей. Желательно, чтобы одним из них был сотрудник Почты. Если что-то не так, составьте акт в свободной форме с указанием даты, времени, отправителя, получателя, реквизитов квитанции и обстоятельств вскрытия. Получите подписи и контактные данные свидетелей.
2. Произведите видеосъёмку вскрытия дома. Озвучьте, опять же, дату и время, данные с посылки, продемонстрируйте в объектив коробку / пакет со всех сторон, чтобы было видно отсутствие каких-либо дефектов упаковки, и приступайте к осмотру содержимого. Кстати, именно такой способ рекомендуют при получении посылок с Алиэкспресс, поскольку в дальнейшем это существенно упрощает процедуру оспаривания в диспутах.
4. В посылке не тот товар. Что делать?
От всей души надеюсь, что с какими-либо проблемами при получении Вы не сталкивались и читаете эту статью исключительно в превентивных мерах, однако давайте рассмотрим алгоритм действий при наиболее пессимистичном раскладе.
Лучший из вариантов: посылка с наложенным платежом и подлог был выявлен до оплаты. Отлично, в таком случае просто не надо ничего оплачивать. Можно обратиться в Роспотребнадзор, чтобы занялись таким предпринимателем / компанией, и в полицию, если на то есть основания.
Другой вариант: в посылке не то, а товар уже оплачен (либо была внесена предоплата, либо реализован наложенный платёж). Ситуация здесь двоякая. Лучше, если речь о добросовестном заблуждении. То есть произошла просто путаница. В таком случае необходимо собрать всю доказательную базу и направить её продавцу с соответствующим требованием (заменить товар, уменьшить покупную стоимость или вернуть деньги). Подробнее о процедуре читайте: «Споры с продавцом: алгоритм действий». Добросовестный продавец удовлетворит Ваши требования.
Если имел место злой умысел и речь о мошенничестве, то быстро такой вопрос скорее всего не решить. Зачастую при подобной схеме Вам вряд ли удастся самостоятельно найти того, кто стоит за таким онлайн магазином. И, как правило, речь о лице, не имеющем ни статус индивидуального предпринимателя, ни статус юридического лица.
Поэтому здесь лучше обратиться в полицию, чтобы было возбуждено уголовное дело. Как только обвиняемый будет определён и в отношении него будет вынесен обвинительный приговор, можно будет требовать взыскание ущерба в рамках гражданского процесса. Да, бесспорно этот процесс длительный и порой люди решают махнуть рукой. Здесь каждый принимает решение для себя с учётом всех обстоятельств.
Есть ещё один вариант, очень удобный. Если покупка производилась с использованием банковской карты (через Интернет или с проведением через терминал), вероятность чего очень велика, раз мы говорим о доставке товара по почте.ю то можно обратиться за чарджбеком в банк. Если коротко, то это процедура опротестования транзакции, соблюдение которой обеспечивается правилами платёжных систем, которые обязательны для всех. В целом на возврат денег в рамках процедуры чарджбек уйдёт всего 1-2 месяца и потребуется всего лишь один поход в банк. Подробнее читайте в статье «Чарджбек: способ вернуть свои деньги«.
5. Заключение
Получение товара по почте – весьма распространённая практика, которая вероятно всё больше будет набирать обороты ввиду беспрестанного развития электронной торговли. Да, такой способ доставки таит в себе немало скользких моментов, однако это не повод вовсе от него отказываться.
Самый лучший вариант, который существенно снижает риски потери денег, — оформление заказа при условии, что товар будет доставлен в посылке с объявленной ценностью, пересылаемой с описью вложения и наложенным платежом.
Если какого-то из этих компонентов не хватает, подходите весьма ответственно к процессу получения посылки. Знайте процедуру, свои права и соблюдайте последовательность действий.
При выявлении несоответствия содержимого заказу соберите максимально полную доказательную базу и выберите наиболее оптимальный вариант дальнейших действий с учётом наиболее вероятной причины возникшего расхождения. Если налицо мошенничество, не стесняйтесь привлечь правоохранительные органы для защиты Ваших прав.
Приятных всех нам покупок!
Статья подготовлена с использованием нормативных правовых актов в редакции, действующей на 22.04.2017 г.