Что значит осевое время в концепции к ясперса
Осевое время в концепции Ясперса
Подробнее о Культорологии: Редакция
Немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс ориентируется на идею общечеловеческой истории и культуры. Он дал критику типологической концепции культуры О.Шпенглера и создал свою, альтернативную шпенглеровской, концепцию типологизации культуры. Ясперс полагает, что история культуры имеет линейный характер и смысловое завершение, которое, как и общий контур истории и культуры, задан «истоками» и «целью» человеческого существования.
Структурируя историческое развитие культуры, Ясперс ищет «ось» мировой истории и культуры. «Осевое время» культуры, по Ясперсу, – это своего рода «центр» истории. До него развитие человечества, общества, культуры идет в основном локальным образом. После него открылась возможность универсального, единого культурно-исторического развития человечества. Рисуя схему мировой истории, К. Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода: прометеевская эпоха, эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) и эпоха развития техники. «Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда он только становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В третьем — от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру. В четвертом — от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе».
Прометеевская эпоха составляет, согласно Ясперсу, доисторию человечества, собственно, история началась лишь около 5000 лет до н.э. В доисторическую эпоху происходило «становление основных конституитивных свойств человеческого бытия», формирование человека «как вида со всеми его привычными склонностями и свойствами», закладывался фундамент человеческого бытия, его сущностная основа. К этому, по сути дела, «докультурному» периоду относится «первое становление человека». Отвечая на вопрос, что же явилось существенным в превращении доисторического человека в человека культуры, Ясперс выделяет «использование огня и орудий», «появление речи», «способы формирующего человека насилия над самим собой» (например, табу), «образование групп и сообществ», «жизнь, формируемую мифами». Начало истории, т. е. уже собственно культурного развития, К. Ясперс относит к тому времени, «как существует передача опыта».
Второй период, выделяемый Ясперсом,—это великие исторические культуры древности. Они возникли почти одновременно в трех областях земного шара. «Это, во-первых, шумеро-вавилонская и египетская культуры и эгейский мир с 4000 г. до н. э. во-вторых, доарийская культура долины Инда 3-го тысячелетия (связанная с Шумером) и в-третьих, архаический мир Китая 2-го тысячелетия до н. э.». Чертами, характеризующими данный культурный тип, выступают наличие письменности и «специфической технической рационализации».
Третий период — осевое время. Период «осевого времени» является, по мнению Ясперса, центральным в истории человечества. Это эпоха духовного основоположения всех мировых культур. Хронологически это приблизительно между 8 и 2 веками до н.э. Для всех культур этого типа типологически характерным является формирование самосознания человека, когда человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы и задумывается об освобождении и спасении. Именно потому, что это происходит во всех культурах, формируются общие духовные основы человечества.
Осевое время по Ясперсу, — это время рождения мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Почти одновременно на Земле, независимо друг от друга, образовалось несколько внутренне родственных духовных центров. Основное, что сближало их и, следовательно, являлось главной характеристикой осевого времени — это прорыв мифологического миросозерцания, составляющего духовную основу доосевых культур. Человек как бы впервые пробудился к ясному отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным.
Техническая эпоха по своей значимости соответствует прометеевской. Если в доисторическое время прометеевская эпоха характеризовалась возникновением речи, орудий труда, умением пользоваться огнем, то современной научно-технической эпохе свойственны аналогичные процессы, только на более высоком уровне: создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии. Новая прометеевская эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, значение которых аналогично значению великих культур древности. Новые великие культуры заложат основы для второго осевого времени.
Теория осевого времени Карла Ясперса.
Теория осевого времени, впервые введенная Карлом Ясперсом, является концепцией осмысления цельности, единства и неделимости истории. Также, осевое время принято рассматривать как один из периодов во всемирной истории человечества. Ясперс условно поделил историю на разные этапы. Согласно его теории, вначале была некая «прометеевская эпоха». В этот период человек начинает постепенно осмыслять окружающий мир. Он учится добывать огонь, пользоваться орудиями труда. Вскоре появляется первая человеческая речь. Происходит становление нынешнего человека.
Позже, «прометеевская эпоха» сменяется эпохой «великих исторических культур древности». В нее входят шумерская, египетская (IV тысячелетие до н. э), китайская (3000 лет до н. э), и другие культуры. История, как таковая, началась с изобретения человеком письменности, с возведения сложных систем орошения земли, с началом осознания и понимания единства своей культуры, своего языка.
«Осевое время» включает в себя почти весь период первого тысячелетия до н.э. Это время открытий, появления первых философских трактатов, великих книг, гениальных мыслителей, таких как Конфуций и Лао-Дзы, Гомер, Гераклит, Платон, Архимед, Заратустра. В это время люди познают самих себя и пределы своих возможностей. Человек осознает бесконечность мира и свою беззащитность перед ним. Он начинает желать свободы и спасения, думает о сотворении всего сущего.
В эпоху «осевого времени» зарождались первые постулаты мировых религий, основы человеческого мировоззрения.
В своей теории Карл Ясперс выделяет своеобразную ось (800-200 г. до н. э), которая изменила историю, благодаря чему появился на свет такой тип людей, который продолжает существовать по нынешний день.
По мнению Ясперса «осевое время» имеет так же и пространственные границы. Те регионы, которые остались за пределами «осевого времени», являются и сейчас сильно отстающими в своем развитии.
Приверженцами духа «осевого времени» сначала считались Китай, Индия, Ближний Восток. Затем, спустя 2000 лет этот список пополнил Запад.
История Запада развивалась скачкообразно. Здесь были и взлеты, и падения. В этом смысле средние века вошли в историю человечества с неоднозначной оценкой. К средневековью так же относят зарождение «великого прорыва». В это время появляются гениальные произведения Моцарта, Баха, Шекспира, Микеланджело, Рембрандта, Канта и других. По мнению Ясперса это своеобразная вторичная ось. Идеи, принадлежащие к вторичной оси, более глубоки и осмыслены по сравнению с первой. Но это происходит лишь по тому, что в основе их залегает «первая ось». Это естественный исторический базис западной культуры. Роль вторичной оси, безусловно, огромна для истории Европы, но в целом для всего мира она не может являться существенной.
Двадцатый век разрушил иллюзорные планы Запада о мировом господстве. Ясперс, создатель теории «осевого времени» предугадал возникновение в мировой политике новых участников, таких как, Китай и Индия. Он был очевидцем национально-освободительного шествия на Ближнем Востоке во время второй мировой войны. Это, в целом, и обусловило ход дальнейшего послевоенного существования мира.
По его теории, в будущем прогресс человечества будет напрямую зависеть от развития техники и науки. Ясперс считал науку универсальной, и применимой ко всем сферам жизни человечества. Технические достижения помогают людям вырваться из оков природы, улучшить внешнюю среду, облегчить и сделать более продуктивным труд, содействует быстрому обмену информацией, ускоряет коммуникационные процессы.
Предстоящая научно-техническая, четвертая по счету эпоха будет соединять в себе и «прометеевскую эпоху», и начало следующего «осевого времени». В первую доисторическую эпоху в основном формировались такие процессы как: происхождение человеческой речи, создание первых орудий труда и быта, применение огня и воды с целью приготовления пищи или получения тепла. Нынешней эпохе науки и техники свойственны те же процессы. Только они во многом значительно превосходят все то, что было ранее. Следующая «прометеевская эпоха» ведет подготовку для происхождения новых развитых культур. Их мировое историческое значение трудно будет переоценить. Они, подобно древним цивилизациям древности, создадут основной фундамент для второго «осевого времени».
Таким образом, в истории человечества появляется некое второе дыхание. Первое берет свое начало из «прометеевской эпохи» древности, и, создавая великие цивилизации, твердо направляется к первому «осевому времени». Второе дыхание начинает проявляться в научно-техническую эпоху, и вероятно, приведет нас к следующему «осевому времени», где и произойдет истинное становление человечества.
Лекция по философии «Концепция «Осевого времени» Карла Ясперса»
Смолина А.Н., к.филос.н., доцент
Концепция «осевого времени» (К. Ясперс)
Современная европейская философия истории возникла на основе христианского вероучения. Ежедневным подтверждением этой христианской структуры мировой истории служит наше летоисчисление. Между тем, христианская вера не является верой для всего человечества, хотя именно на ней строится летоисчисление, по которому живет весь мир. Что касается поворотного пункта мировой истории, который был бы общезначимым для людей разного вероисповедания, то его следует искать среди эмпирических фактов, а не среди концепций умозрительной целостности истории, каждая из которых так или иначе базируется на разных религиозных основаниях. Ось мировой истории следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть теперь.
Возникшее в осевое время новое понимание мира сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним как будто внезапно открывается ужас мира и собственная беспомощность. Человек начинает искать новые пути, требует для себя освобождения и спасения. Осознав свои границы, он ставит перед собой высшие цели, относящиеся к области абсолютного. Все это происходило посредством постоянной рефлексии, началась духовная борьба, в ходе которой каждый старался убедить другого, передавая свои идеи и опыт. Однако именно в эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, которые и сегодня продолжают определять жизнь людей. Этот процесс заставил многих пересмотреть, подвергнуть анализу все традиции, обычаи, убеждения, которые были бессознательно приняты раньше. Мифологической эпохе с ее спокойной мировоззренческой устойчивостью пришел конец, поскольку новые идеи греческих, индийских, китайских мыслителей были уже далеки от мифа. Началась борьба рационального познания против мифологического сознания.
Эти изменения привели к тому, что человек перестал быть замкнутым в самом себе, в мифологическом объяснении мира и себя. Отныне он уже не уверен в том, что знает самого себя, он стал больше самого себя и потому открыт для новых безграничных возможностей. Человек выходит за пределы индивидуального существования, осознавая свое место в истории и бытии, происходит открытие того, что позже стало называться разумом и личностью. Люди начинают осознавать свое исключительное историческое предназначение, что предполагает также осознание бесконечного прошлого. Каждый человек как будто изначально нагружен воспоминаниями, у него создается впечатление, что он живет в период некоего упадка, завершения, конца мира. Люди ощущают близость катастрофы и потому стремятся понять, овладеть ходом событий, восстановить необходимые условия или создать новые.
Можно выделить основные черты осевого времени :
1) осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности и переоценку их завоеваний;
2) закладываются духовные основы культуры, действующие до сего дня ;
3) хотя осевое время хронологически ограничено, исторически оно становится всеохватывающим, так как народы, не воспринявшие идей осевого времени, остались на уровне доисторического существования, другие же, напротив, включены в орбиту истории.
Таким образом, осевое время ассимилирует все остальное и благодаря ему мировая история обретает структуру и единство.
Концепция «осевого времени» К. Ясперса.
Теория осевого времени, впервые введенная Карлом Ясперсом, является концепцией осмысления цельности, единства и неделимости истории. Также, осевое время принято рассматривать как один из периодов во всемирной истории человечества. Ясперс условно поделил историю на разные этапы. Согласно его теории, вначале была некая «прометеевская эпоха». В этот период человек начинает постепенно осмыслять окружающий мир. Он учиться добывать огонь, пользоваться орудиями труда. Вскоре появляется первая человеческая речь. Происходит становление нынешнего человека.
Позже, «прометеевская эпоха» сменяется эпохой «великих исторических культур древности». В нее входят шумерская, египетская(IV тысячелетие до н. э), китайская(3000 лет до н. э), и другие культуры. История, как таковая, началась с изобретения человеком письменности, с возведения сложных систем орошения земли, с началом осознания и понимания единства своей культуры, своего языка.
«Осевое время» включает в себя почти весь период первого тысячелетия до н.э. Это время открытий, появления первых философских трактатов, великих книг, гениальных мыслителей, таких как Конфуций и Лао-Дзы, Гомер, Гераклит, Платон, Архимед, Заратустра. В это время люди познают самих себя и пределы своих возможностей.
В своей теории Карл Ясперс выделяет своеобразную ось(800-200 г. до н. э), которая изменила историю, благодаря чему появился на свет такой тип людей, который продолжает существовать по нынешний день.
По мнению Ясперса «осевое время» имеет так же и пространственные границы. Те регионы, которые остались за пределами «осевого времени», являются и сейчас сильно отстающими в своем развитии.
Приверженцами духа «осевого времени» сначала считались Китай, Индия, Ближний Восток. Затем, спустя 2000 лет этот список пополнил Запад.
История Запада развивалась скачкообразно. Здесь были и взлеты, и падения. В этом смысле средние века вошли в историю человечества с неоднозначной оценкой. К средневековью так же относят зарождение «великого прорыва». В это время появляются гениальные произведения Моцарта, Баха, Шекспира, Микеланджело, Рембрандта, Канта и других.
Двадцатый век разрушил иллюзорные планы Запада о мировом господстве. Ясперс, создатель теории «осевого времени» предугадал возникновение в мировой политике новых участников, таких как, Китай и Индия. Он был очевидцем национально-освободительного шествия на Ближнем Востоке во время второй мировой войны. Это, в целом, и обусловило ход дальнейшего послевоенного существования мира.
По его теории, в будущем прогресс человечества будет напрямую зависеть от развития техники и науки. Ясперс считал науку универсальной, и применимой ко всем сферам жизни человечества. Технические достижения помогают людям вырваться из оков природы, улучшить внешнюю среду, облегчить и сделать более продуктивным труд, содействует быстрому обмену информацией, ускоряет коммуникационные процессы.
Предстоящая научно-техническая, четвертая по счету эпоха будет соединять в себе и «прометеевскую эпоху», и начало следующего «осевого времени». В первую доисторическую эпоху в основном формировались такие процессы как: происхождение человеческой речи, создание первых орудий труда и быта, применение огня и воды с целью приготовления пищи или получения тепла. Нынешней эпохе науки и техники свойственны те же процессы. Только они во многом значительно превосходят все то, что было ранее. Следующая «прометеевская эпоха» ведет подготовку для происхождения новых развитых культур. Их мировое историческое значение трудно будет переоценить. Они, подобно древним цивилизациям древности, создадут основной фундамент для второго «осевого времени».
Таким образом, в истории человечества появляется некое второе дыхание. Первое берет свое начало из «прометеевской эпохи» древности, и, создавая великие цивилизации, твердо направляется к первому «осевому времени». Второе дыхание начинает проявляться в научно-техническую эпоху, и вероятно, приведет нас к следующему «осевому времени», где и произойдет истинное становление человечества.
Ось мировой истории и осевое время в исторической концепции К. Ясперса
В чем же суть так называемого «осевого времени» и почему его значение для истории человечества столь велико?
Иными словами, речь идет о событиях, почти синхронно развернувшихся на обширном пространстве от берегов Хуанхэ до греко-римского региона в середине I тысячелетия до н. э. Именно тогда проповедовали Будда и Конфуций, Заратустра и библейские пророки; тогда же были написаны Упанишады, книги Ветхого Завета, ранние части Авесты и Махабхараты, зародилась и расцвела мысль античных философов и трагиков, джайнистов, представителей шести классических индийских даршан. Все это Ясперс и обозначил как «осевое время». «Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и ограниченность своих возможностей, ставит радикальные вопросы, требует освобождения, спасения от страданий». По мнению Ясперса, в эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим и поныне, заложены основы мировых религий, во всех направлениях совершился переход к универсальности. Человечество в целом совершает скачок. Иными словами, осевое время знаменовало прорыв сознания за пределы, очерченные географическими, культурными, этническими и временными границами. В самом деле, ведь даже и в наши дни христианство и ислам, дальневосточные учения и большинство секулярных доктрин, так или иначе, остаются генетически связанными с материнским лоном «осевого времени». Мы найдем в нем монотеизм и материализм, отрешенный мистицизм и поиск справедливого общественного порядка, эстетические идеи и нравственные кодексы. Вопрос в том, следует ли рассматривать это лоно просто как памятник минувшего или же признать в нем резервуар живой духовности, необходимой для современного мира. Кроме того, важно определить, насколько универсально наследие «осевого времени», не содержит ли оно ценности, способные питать лишь локальные потоки культур
Отвечая на эти вопросы, Ясперс утверждал как действенность прошлого для наших дней, так и вселенскую тенденцию, заложенную в «осевом времени».
Ясперс особенно подчеркивал, что в «осевое время» человек осознает свою отделенность от природного мира и трагичность своего бытия, т. е. оказывается в «пограничной ситуации». «Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознав свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира». Действительно, сотериологические доктрины, «религии спасения», возникли именно в «осевое время».
Далее возникает следующий вопрос: в чем причина упомянутого параллелизма? И почему в трёх различных областях Земного шара, в регионах с совершенно разными культурными истоками относительно в одно и то же время возникают и формируются целые идеологические системы с по сути сходным идейным ядром? Причем наличие здесь реальных заимствований и импульсов исключено. Лишь, после того как в Китай в конце осевого времени проник буддизм между Индией и Китаем возникла духовная коммуникация на более глубоком уровне. Связи между Индией и Западным миром существовали всегда, но большое значение они получили лишь в эпоху Римской империи, когда стали проходить через Александрию. Поэтому вопрос о взаимоотношениях между Индией и Западом вообще остается в стороне.
Карл Ясперс считает тезис Альфреда Вебера убедительным, однако считает, что он указывает лишь на одну предпосылку. Контраргументом, говорит Ясперс, может служить Китай, где возникает богатая культура осевого времени, но нет ни трагического сознания, ни эпоса. Противоречит этой концепции и Палестина, где не было вторжения кочевников, и, тем не менее, пророками был внесен существенный вклад в духовное созидание осевого времени.
Таким образом, Ясперс, очерчивая контуры осевого времени, сохраняет вопрос о причинах его происхождения открытым и продолжает утверждать, что тайна осевого времени не раскрыта. В своей книге «Истоки истории и ее цель» он пишет: «Может создаться впечатление, будто я хочу указать на то, что произошло божественное вмешательство. Ни в коей мере. Я стремлюсь только опровергнуть удобное и по существу ничего не значащее толкование истории как постижимого и необходимого поступательного развития человечества, стремлюсь сохранить этот вопрос открытым и оставить место для возможных новых концепций, которые мы теперь даже не можем себе представить».
Мыслитель утверждает, что именно осевым временем структурируется мировая история и далее делает попытку наметить эту структуру:
1. Осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Они продолжают существовать лишь в тех своих элементах, которые вошли в осевое время, и были им восприняты. Монументальность в религии, в религиозном искусстве и в соответствующих им огромных авторитарных государственных образованиях была для людей осевого периода предметом благоговения и восхищения, подчас даже образцом (например, для Конфуция, Платона), но таким образом, что смысл этих образцов в новом восприятии совершенно менялся. Так, идея империи заимствована у великих культур древности. Однако если первоначально эта идея была творческим принципом культуры, то теперь она становится принципом консервации и стабилизации гибнувшей культуры. Иными словами, принцип, который некогда служил принципом развития, теперь вновь утверждается, но уже в качестве осознанно деспотического, ведущего к «замораживанию» общества.
2. Тем, что было создано и продумано в то время человечество живет вплоть до сего дня.
4. При сопоставлении трех сфер, о которых идет речь (Китай, Индия и Запад), выявляется глубокое сходство между ними, несмотря на их отдаленность друг от друга.
Все это Ясперс резюмирует следующим образом: « осевое время, принятое за отправную точку, определяет вопросы и масштабы, прилагаемые ко всему предшествующему и последующему развитию. Предшествующие ему великие культуры древности теряют свою специфику. Народы, которые были их носителями, становятся для нас неразличимыми по мере того, как они примыкают к движению осевого времени. Доисторические народы остаются доисторическими вплоть до того времени, пока они не растворятся в историческом развитии, идущем от осевого времени; в противном случае они вымирают. Осевое время ассимилирует все остальное. Если отправляться от него, то мировая история обретает структуру и единство, способные сохраниться во времени, и, во всяком случае, сохранившиеся до сего дня».
Таким образом, Ясперс намеревается наметить структуру мировой истории, отталкиваясь от осевого времени. Здесь речь идет о том, в какой степени мировая история структурируема посредством или по отношению к осевому времени. Ясперс формирует это в следующем предложении: «Осевое время как бы проливает свет на всю историю человечества, причем таким образом, что вырисовывается нечто, подобное структуре мировой истории». Иными словами, стремясь понять значение осевого времени, он пытается найти подход к структуре мировой истории в целом.
Из ясперсовского изображения специфических особенностей мысли и осознания осевой эпохи ясно, что они родственны философской вере. Ясперс это признает: время рождения и закрепления философской веры как раз и есть осевая эпоха. И все-таки определенное первенство имеет единство самой эпохи, единство истории. Без этого исходного единства не стало бы возможным в принципе родственное толкование (герменевтика) истории, объединяющее рационализм и религиозность.
Таким образом, отметим, что Ясперс впервые взглянул на историю интеллектуального переворота в целом, поставив рядом не только философов Эллады, Индии и Китая, но и пророков действовавших в Иране и Израиле VIII-II вв. до Р.Х. При разработке идеи осевой эпохи он мог вполне ограничиться изучением греческой философии, но в кругозор ученика Вебера прочно вошли Индия и Китай, где религия и философия не обособились друг от друга, и философское движение было одновременно религиозным. И, безусловно, будучи учеником Вебера, который не рассматривал историю как процесс единого развития, а разделял ее на аспекты многомерного анализа, Ясперс не мог не учесть наиболее значимых культурных особенностей всех упомянутых этносов.
Охватив мыслью все три очага интеллектуальной революции древности, автор «Истоков истории» подытожил попытки объяснить одновременность духовного скачка в трех регионах, слабо связанных или совсем не связанных друг с другом, и признал это загадкой, не нашедшей рационального решения (факт самоограничения разума, достойный самой высокой оценки).
Построение Ясперса никак нельзя назвать умозрительным, навязывающим истории абстрактные схемы. Он сам подчеркивал, что пришел к идее «осевого времени» эмпирически, опираясь на вполне конкретные факты, хорошо известные до появления его книги «Истоки истории и ее цель («Vom Ursprung und Ziel der Geschichte», 1949). Ученый лишь вычленил тот общий исходный пункт, где возникли основные парадигмы мышления Востока и Запада.