Что значит опорные слова

Урок риторики во 2-м классе. Тема: «Опорные слова»

Тема: Опорные слова.

Минутка вхождения в день.

Цель: настроить детей на работу, установить доброжелательные отношения, придать детям чувство спокойствия и уверенности.

Дыхательная гимнастика.

– С наступлением нового дня. Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь мне, друг другу.

Цель: проверить знания детей о тексте, признаках текста, создать проблемную ситуацию.

На доске карточки со словами: предложение слоги звуки слова 20 6 12 19 20

– Сегодня на уроке мы будем работать в группах.

– Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. Докажите правильность цепочки.

– Отгадайте, какого слова здесь не хватает. (Карточка с цифрами 20 6 12 19 20.) По какому признаку зашифровано слово? Переворачивают карточку, там слово текст. (Алфавитный признак)

Текст – это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью; это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

– Давайте назовем яркие признаки текста, а поможет нам в этом цветок: цветик-семицветик. (На доске цветок с лепестками.) Дети называют признак и объясняют его, а учитель переворачивает лепесток с этим признаком.

Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Основная мысль – это самое важное, самое главное, о чем говорит нам текст.

Концовка структура текста.

Заголовок – заглавие, название текста.

Абзац – минимальная смысловая часть текста, которая пишется с красной строки, в которой содержится новая мысль.

– Что, значит, понять основную мысль текста?

Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами.

Игра “ Плюс – минус”. (Тест “Верные и неверные высказывания”)

Постановка проблемного вопроса.

– Ребята, а какой признак текста мы еще не открыли? (Открывается лепесток “опорные слова”).

– Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Сформулируйте сами тему и цель нашего урока.

– Зачем нам нужны опорные слова?

Опорные слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста.

Работа с учебником. Первичное закрепление.

Цель: учить, по опорным словам составлять текст, выделять в тексте опорные слова.

– Откройте страницу 12, задание № 11.

– Прочитайте текст. Определите тему текста.

– Закройте учебники. Прочитайте на доске слова, которые были выделены в тексте.

– Вспомните по этим словам содержание текста (1 – 2 человека пересказывают текст).

– Как называются такие слова? (Опорные слова.)

– Почему? (Мы как-бы опираемся на них в своем пересказе.)

– Попробуйте сами сказать, для чего нам нужны опорные слова? (Дети формулируют вывод)

– Откройте учебники и сравните свои выводы со сведениями в розовой рамке. (Дети читают сведения на странице 12)

– Почему опорные слова еще можно назвать ключевыми?

Физминутка “Страус Куки”.

(Дети встают в круг по парам и выполняют слова физминутки)

Страус Куки встал с постели,
Поразмял себе бока,
Поразмял себе и шейку,
Словно длинную линейку.
Поворочал головой
Вправо, влево: что с тобой?
Перья в сторону торчат,
Ноги что-то не стоят.
Потянулся клювом к луже,
Заглянул туда поглубже,
Посмотрел и так и сяк,
А прическа – кавардак!
Это можно все поправить,
Перышки слегка пригладить,
Выпрямить осанку,
Заварить овсянку.
Сладко потянуться
И просто улыбнуться.

– Ребята, какую работу мы сейчас выполняли? (По опорным словам составляли текст)

– А если опорных слов нет, что нужно сделать? (Их надо выделить)

– Сейчас мы с вами будем работать по группам. Каждая группа получит задание.

Каждой группе дается текст, нужно выделить в нем опорные слова. (Задание из учебника № 12)

(Дети зачитывают слова, которые они выделили в тексте, а учитель вывешивает на доске эти слова.)

– Сделайте по ним краткий пересказ. Сделайте вывод (По опорным словам можно вспомнить содержание текста, опорные слова помогают передать в тексте самое главное, основное)

7. Вторичное закрепление. (Работа в группах)

Задание:

– Прочитайте опорные слова одной известной сказки. Попробуйте по опорным словам составить сказку, а также ее проинсценировать.

(Заяц, лиса, лубяная избушка, ледяная избушка, собака, медведь, петух)

Задание:

– Выделить в тексте опорные слова, прочитать их. Дети должны восстановить содержание текста, придумать название. Группа должна проинсценировать эту сказку. (Узбекская сказка “Упрямые козы”)

– Прочитать и сравнить опорные слова из двух небольших рассказов с одинаковым названием. Восстановить основное содержание этих рассказиков.

Моя собака

День рождения, щенок колли,
рыжий, веселый, грызет,
любят, гуляем, не боится,
убежал, позвонили, счастливый.

Моя собака

Нашел, замерший,
черная шерсть, висячие уши,
недоверчивый, стал веселым,
гуляем, боится, любим.

– Почему рассказы имеют одинаковое название, а содержание получилось разным? (Разные опорные слова)

– Для чего же нам нужны опорные слова? (Помогают передать в тексте самое основное)

– С каким признаком текста мы познакомились на уроке?

– Для чего они нам нужны?

– Как еще называются опорные слова?

– Что больше всего понравилось на уроке?

– Какое у вас было настроение?

– Домашнее задание будет творческим: из любой сказки выписать опорные слова, а дети будут отгадывать, какая это сказка. Можно работать по мини-группам, а можно индивидуально.

Источник

Урок риторики во 2-м классе по теме: «Опорные слова в тексте»

Цели: Познакомить детей с опорными словами; учить выделять их из текста; способствовать развитию речи учащихся; памяти, логического мышления, воображения; развитию любви к родному языку; устному народному творчеству.

Учитель: В одной стране Злой Волшебник заколдовал добрые сказки. Почти все слова из сказочных текстов разлетелись по свету. Волшебник стер названия. Остались только самые сильные. Чтобы расколдовать сказку, вам нужно по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор.

На столах карточки с напечатанными словами

– Прочитать слова. Знакомы ли вам эти сказки? Кто их автор? Как они называются? (Дети отвечают)

Учитель: Как же вам удалось отгадать какие сказки заколдовал Злой Волшебник (слова на карточках самые главные. В текстах сказок они помогают вспомнить героев, события)?

Учитель: Такие слова есть в каждом тексте, по ним можно определить тему текста. Мы будем называть опорными словами:

Учитель: Часто опорными словами бывают те слова, которые говорят о каком-либо очень важном событии, повлиявшем на поступки героя, на его судьбу. Посмотрите на карточку №2. Вспомните сказку “Волк и семеро козлят”:

Посмотрим карточку №3 “Муха-Цокотуха”. Вспомните сказку.

Учитель: А теперь вы сами должны назвать опорные слова, а мы будем отгадывать сказку по этим опорным словам.

На доске: опорные слова перемешаны (2 учащихся у доски, остальные в тетрадях)

Мачеха, пес, петух, осел, бал, сестры, кот, башмачок, принц, принцесса, Трубадур.

Учитель: Запишите опорные слова в два столбика.

I. пес, петух, осел, кот, принцесса, Трубадур.

II. мачеха, бал, сестры, башмачок, принц.

Учитель: Вспомните содержание каждой сказки и добавьте к каждому столбику по два опорных слова.

Вывод: Что же нам помогло расколдовать все сказки? (Опорные слова)

А сейчас мы попробуем сочинить сказку по опорным словам. Еще раз прочтем картинку №1.

На доске: дед, баба, курочка, яичко, мышка.

“Вот что получилось после того, как яичко упало и разбилось”

Горько плачет Курочка ряба.
Пожалела Курочку Баба.
Прибежала в курятник с корзиною,
А в корзине яйца утиные,
Высиживай, ряба, утяток.
Скоро вылупились у наседки
Из скорлупок пушистые детки
Целый десяток желтых утяток
Запищали один за одним:
“Есть хотим! Пить хотим! Жить хотим!”
Ковыляют ребята за курицей,
По зеленой спускаются улице
Увидали широкий пруд
Побежали к воде – и плывут,
Воду пьют, обгоняя друг друга…
А наседка кричит с перепугу:
“Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?
Иль не видите? Это вода?”
Уж такая курица птица
Что воды, как огня боится.

Учитель: Понравилась вам эта сказка? Похожа она на старую? Вот всего два новых опорных слова а сказка стала совсем другой.

Учитель: Играем все с той же сказкой “Курочка ряба”. К уже известным опорным словам добавим слова “кот, лиса”.

Сказка наша будет волшебная.

Домашнее задание: Прочитайте опорные слова “девочка. мама, волк, бабушка”. Добавьте два новых слова мальчик с пальчик и цветик семицветик. Попробуйте сочинить интересную сказку.

Источник

Что такое опорные слова пример?

Что такое опорные слова и фразы в тексте?

Опорные (ключевые) слова – это слова текста, в которых заключен смысл всего высказывания. Опорные слова, передающие самые важные элементы текста, помогают понять, о чем говорится в тексте. С помощью опорных слов можно понять тему текста и его главную мысль, определить хронологию событий.

Как определить опорные слова в тексте?

Опорные слова в тексте — это: Слова, по которым можно понять тему и смысл текста. Основа для рассказа, сочинения, пересказа.

Чтобы определить ключевые слова в тексте, необходимо выделить карандашом:

Что такое опорные слова в русском языке 3 класс?

Опорные слова- это слова, по которым можно определить тему текста или рассказа. Опорный слова- это и несколько слов в тексте, которые помогают определить не только основную мысль, но и последовательность событий.

Что такое опорные слова первого склонения?

Падежные окончания существительных.

Опорные слова 1 склонения: земля, страна, вода. Опорные слова 2 склонения: слон, село, окно. Опорные слова 3 склонения: рожь, степь, тень.

Что такое опорные слова в сказке?

сказке идет речь. Слова, по которым можно определить тему текста, называются опорными словами. Они отражают основное содержание текста и служат как бы опорой при пересказе текста.

Что такой текст?

Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов. … В лингвистике термин «текст» используется в широком значении, включая и образцы устной речи.

Что такое опорные слова в задаче?

Опорные слова – это основа краткой записи. … Третье опорное слово всегда содержится в вопросе. В данной задаче третье опорное слово – ВСЕГО, которое в краткой записи задачи заменяется ФИГУРНОЙ СКОБКОЙ С ВОПРОСОМ ПОСЕРЕДИНЕ.

Что такое ключевые слова 2 класс?

Ключевые слова в тексте – это слова, которые передают основную мысль текста или текстового отрывка. … Часто автор намеренно повторяет ключевое слово для того, чтобы обратить на него внимание читателя. Чтобы найти ключевое слово, нужно внимательно прочитать текст и выделить основную мысль.

Что такое склонение 1 2 3?

Какие слова помощники у 1 склонения?

Не ошибиться помогут также слова-помощники: слово 1-го склонения – «рука», слово 2-го склонения – «плечо», слово 3-го склонения – «грудь».

Что такое склонения в русском языке?

Склонения имен существительных: определение

В русском языке есть два основных типа словоизменения: склонение и спряжение. Склонение — это изменение слов по падежам, числам и родам. Склоняются именные части речи: существительные, прилагательные, числительные и местоимения.

Источник

Что такое опорное слово в русском языке (4 класс)? Примеры?

Что такое опорное слово в русском языке (4 класс)? Примеры?

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

Под опорными словами в грамматике «новаторов» подразумевается подбор таких опорных (ключевых) слов, которые помогают без зазубривания правил писать правильно. Мы и раньше советовали такие слова, я называла их «проверочными», т.е. можно для проверки написания безударных окончаний существительных, прилагательных и глаголов подобрать слова соответствующей грамматической формы, где эта часть слова стоит под ударением. Например, для проверки окончаний существительных это слова, в которых окончание всегда стоит под ударением.

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

Вероятно, детей на уроках обучают подбирать опорные слова и к наречиям, и вообще ко всем словоформам.

Только вот в голове у родителей сумятица, если для них учитель не проводил «ликбез».

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

Примеры можно увидеть на иллюстрации ниже, где наглядно показано, для каких объектов можно взять какие ключевые слова.

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

Рассмотрим текст для 4 класса. Изложение на тему : «Ежик».

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

Выделим опорные слова.

Пошел, ночь, лес, гулять. Красная, клюквина, наколол, иголочка. Желтый, листочек.

Утро, нашел, солнышко. Смеялся.

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

По опорным словам можно составить текст, найти опорные слова довольно просто, они бывают первого, второго и третьего склонения. Опорных слов в тексте много, посмотрите примеры опорных слов в сказках.

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

если слова имеют склонение, значит опорными словами могут быть существительные. Выделить те слова, которые обозначают главные объекты и персонажей в произведении. Можно в тексте карандашом вычеркнуть все прилагательные. Однако, стоит не забывать, что в волшебных историях и фанатастических рассказах прилагательные могут рассказать больше, чем существительные.

определить, что слова найдены правильно поможет такое задание. Читаете опорные слова, а ребенок должен угадать, что за произведение. Угадает, значит слова нашли правильно.

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

Имея перед собой опорные слова и помня хотя бы общее действие текста, его можно приблизительно восстановить.

Например для Дровосека из сказок Волкова можно подобрать опорные слова Железный, Ищет сердце, Друг, Элли, Масленка, Изумрудный город.

По этим словам можно составить свой рассказ, в котором Железный дровосек встречает девочку Элли, становится ее другом и идет с ней в Изумрудный город, чтобы найти сердце.

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

Так нас учили, по крайней мере, в школе. Вот еще примеры на картинке:

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

А теперь посмотрите, как учат детишек в школе проверять окончание существительного:![]­ 2

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

Помимо этого, опорные слова указывают на последовательность рассуждений и следований предложений в тексте.

Таким образом, текст можно поделить на несколько микротем. По опорным словам ученику будет легче писать изложение.

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

Что такое опорные слова? Это главные в построении текста слова, отражающие смысл текста.

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

По опорным словам еще в детском саду детей учат отгадывать сказки или рассказывать их, опираясь на опорные слова.

Ученикам проще писать изложения по опорным словам.

Опорные слова на тему весна:

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

При написании изложения хорошо использовать такие слова, чтобы затем восстановить исходный текст по ним.

Разумеется, они должны располагаться в том порядке, что и сами предложения.

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

Попробуем объяснить поведение отца Вареньки после бала.

Вспомним, что на балу это был статный, красивый старик, величественный и даже благородный. Этакий славный воин, которым можно только гордится. Он нежен с дочерью, он улыбается и неплохо танцует. Обычный светский человек, хотя и военный.

После бала герой видит полковника совсем иным. Его внешность не изменилась, все тот же строгий костюм, красивое лицо, усы и бакенбарды. Но как сильно отличалось его поведение. Теперь никаким величием от полковника не пахло. Это был очень жестокий и равнодушный человек, совершенно нечувствительный к чужой боли. Безжалостный.

Эта перемена говорит нам о том, что настоящий полковник не любит людей, солдат, считает их сбродом. Полковник слишком высокомерен, он ставит себя выше остальных людей, которых и за людей даже не считает. Для него они пушечное мясо, с которым можно делать все, что захочется. При этом полковник уверен в своем праве быть жестоким. И хотя ему неприятно присутствие героя, он не смущается.

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

Имена сказочных героев являются именами собственными, поэтому полагается писать их с заглавной буквы. Например: Карлсон, Буратино, Незнайка, Петрушка, Дюймовочка, Пятачок.

При наличии у сказочного персонажа отчества или фамилии, то и отчество, и фамилия пишутся с большой буквы. Например: Михайло Потапыч, Лиса Патрикеевна, Алеша Попович.

В том случае, если имя героя сказки состоит из двух слов, то оба слова пишутся с заглавных букв. Например: Змей Горыныч, Маленький Мук, Красная Шапочка, Серый Волк.

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

А очень известная легенда. Сидел Иисус в церкви и наблюдал, как в сокровищницу кладут прихожане деньги. Богатые клали много, а одна вдова положила медную монетку. Тогда Иисус сказал своим ученикам, что эта вдова положила больше всех, потому, что все давали от своего избытка и изобилия, а она от дала последнее, что у нее было.

Сейчас такая монетка оправлена серебром и продается. Такая подвеска стоит дорого. А остальное написано выше у Андрея.

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

В русской грамматике следует научиться различать существительные мужского и женского рода с шипящим согласным в конце. От морфологической категории рода, оказывается, зависит правописание слов. Если слово является существительным женского рода, то после шипящего пишется мягкий знак, например: плешь, ветошь, вещь, речь, картечь.

Овощ (какой?) зеленый, круглый, вкусный.

Плащ длинный, кожаный, красный.

Плющ ползучий, зеленый, пышный.

Что значит опорные слова. Смотреть фото Что значит опорные слова. Смотреть картинку Что значит опорные слова. Картинка про Что значит опорные слова. Фото Что значит опорные слова

Это слова не русского происхождения. Они не подчиняются русской грамматике.

В соответствии с русской грамматикой после шипящих (ж, ш, ч, щ) всегда пишутся а, и, у (но не я, ы, ю): жила, шик, чаша, чаща, шут.

Следует заметить, что в иностранных именах собственных также после шипящих может писаться «ю». Например: Сен-Жюст, Жюль Верн.

Источник

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Что такое текст?

Текст в русском языке – это несколько предложений, объединенные одной темой. Предложения в тексте связаны по смыслу. Он имеет тему, основную мысль и смысловую законченность. Состоит из нескольких частей: вступление, основная часть и заключение. Каждая часть текста начинается с красной строки.

Выделяют типы текста, опираясь на содержание:

Повествование – показывает действие, происходящее постепенно, с последовательностью. Действия связаны друг с другом. Повествование ведется от первого и от третьего лица. Этот тип имеет завязку, развитие действия и развязку. В тексте преобладает часть речи – глагол. К тексту задаются вопросы «что?», «где?», «когда?», «что случилось?», «где и с кем произошло?».

Сегодня – суббота! Это значит, что не надо идти в школу, можно отдыхать. Мы с мамой и папой пойдем в зоопарк смотреть на разных зверей: слонов, жирафов, бегемотов, львов. Потом пойдем в детское кафе есть мороженое и пить лимонад. По возвращении домой вместе будем смотреть мультфильмы.

В данном тексте видно, что действия происходят последовательно.

Осень! Яркая разноцветная пора года. Деревья стоят в прекрасных одеяниях. Желтые, красные, зеленые листья радуют наш глаз. Солнышко светит, но его лучики становятся менее теплыми и ласковыми.

Текст описывает, характеризует осень как разноцветную пору года.

Что такое текст-рассуждение? В рассуждении выражается личное мнение автора, объясняются явления. Текст-рассуждение ставит задачу что-то доказать, убедить, объяснить. Для рассуждения характерны слова: во-первых, если, то, поэтому.

Рассуждение делится на виды:

Я получил двойку по математике. Что будет, если я расскажу родителям? Будут ругать, не разрешат играть в игрушки, есть конфеты и смотреть телевизор. А если я промолчу и не расскажу о зловещей двойке? Думаю, что они все равно узнают, тайное всегда становится явным. Они обидятся на меня за то, что я им соврал. Лучше сказать правду.

Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

Предложения в тексте связаны по смыслу. Смысловая связь предложений в тексте важна, если бы в текст входили абсолютно разные предложения, он был бы непонятен и тяжело бы воспринимался.

Виды смысловой связи предложений в тексте:

Цепная связь – новое предложение дополняет предыдущее. Автор выражает мысли последовательно. Информация из первого предложения развивается во втором, из второго в третьем.

Не обижай, мой юный товарищ, книгу! Она друг и соратник на всю жизнь. В ней ты найдешь ответы на интересующие вопросы.

Параллельная связь – предложения не зависят друг от друга, но объединены общим высказыванием.

Наступило утро. Город просыпается, солнышко поднимается высоко-высоко. Слышны голоса людей и пение птичек.

Первое предложение является общей темой для последующих предложений.

Помимо смысловой связи, существует грамматическая связь в предложениях. Она означает, что формы слов зависят друг от друга. Слова в предложениях текста, должны согласовываться, в этом помогают местоимения, предлоги, союзы.

Я с нетерпеньем жду, когда мы поставим елку. Она будет пышная, красивая и нарядная.

Без смысловой и грамматической связи предложений текст не сможет существовать, его невозможно создать.

Что такое заголовок текста

Я мечтал о футбольном мяче. У мальчишек со двора были мячи, а у меня нет. Они, конечно, давали играть, но с наступлением вечера хозяева забирали мячи домой. Мама пообещала, если я буду хорошо учиться, она исполнит мою мечту. Я хорошо учился, домой приносил пятерки и помогал маме по дому. И вот, наступил день, когда мама принесла домой мяч. Он был красивый, большой и, самое главное, мой. Я обнял маму, поблагодарил и быстро выбежал на улицу похвастаться ребятам. У меня теперь есть свой мяч.

Составление текста

Для развития речевой деятельности, для формирования мышления человек должен уметь думать, развивать мысли, использовать воображение и с их помощью составлять тексты.

Есть несколько типов составления текста:

1) составление текста по рисунку;

2) составление текста на заданную тему;

3) составление текста по данному началу и концу;

4) составление текста по опорным словам.

Составление текста по рисунку

Часто в школьных учебниках встречается задание: «Рассмотри рисунок и составь по нему текст». Составить текст по рисунку легче, чем на заданную тему или по опорным словам. Так как мы можем рассмотреть подробные детали в картине и описать их в тексте.

Чтобы составить текст по рисунку, надо следовать пунктам:

Заяц

С давних пор считается, что зайцы – трусливые животные, слабые и беззащитные. Есть поговорка «Трусливая душа», так говорят о человеке, который всего боится. Действительно, заяц считается слабым среди лесных зверей. Но они очень шустрые. Редко волк или лисица догоняют зайца, он очень быстро бежит, а маленький размер позволяет укрыться в норке, куда волк и лисица не смогут забраться. Заяц слабый, но очень проворный.

Составление текста на заданную тему

Составить текст на тему сложнее, чем составить текст по рисунку, так как нельзя увидеть изображение событий, людей, предметов, красок. В составлении текста значительную роль играет наша фантазия и воображение.

Чтобы составить текст на заданную тему, надо следовать пунктам:

1. Подумай, что несет в себе заданная тема;

2. Подумай с чего можно начать, написать вступление;

Тема «Друзья»

Составление текста по данным началу и концу

Составление текста по данному началу и концу является сложным видом, в этом случае важно не только использовать воображение, но и понять автора уже начатого текста, что он хотел донести до читателя, суметь развить его мысль.

Чтобы составить текст по данным началу и концу, надо следовать алгоритму действий:

«Манная каша»

Начало: Мама заставила меня есть манную кашу. Я ее не любил, но мама сказала, что …

Конец: … Я попросил прощения и был наказан. Все тайное всегда становится явным.

Мама заставила меня, есть манную кашу. Я ее не любил, но мама сказала, что если я съем кашу, то мы пойдем в цирк. В цирк я хотел, а кашу есть не было желания. Я решил, пока мама не видит вылить кашу в окно. Онаникому не помешает. И мама довольна и я пойду в цирк. Как только я это сделал, раздался звонок и в двери появился милиционер, с гражданином, у которого на шляпе была моя каша. Все сразу же открылось. Я попросил прощения и был наказан. Все тайное, всегда становится явным.

Составление текста по опорным словам

Опорные слова: Новый Год, елка, игрушки, звезда, подарки.

Пышная красавица

В преддверии Нового Года папа принес домой елку. Мы с сестрой достали игрушки, которые хранились на чердаке и начали наряжать елку. Пышная и нарядная красавица получилась. Вверху сияла красная звезда. Под елкой деду Морозу будет радостно оставлять подарки.

Словарное слово: ворона

Что такое словарные слова? Словарные слова – это слова, правописание которых нельзя проверить правилом.

Проверяются эти слова орфографическим словарем. Слово, которое мы запишем в словарик «Орфограммка», мой юный товарищ, будет ворона.

Обязательно подчеркни букву, в которой можно сделать ошибку.

Для закрепления материала, выполни эти задания и реши тест после урока:

1. Дай заголовок тексту

После школы я зашел в булочную за хлебом. Продавщица, всегда радостная и веселая тетя Маша, была расстроена, не похожа на себя. Когда она подавала хлеб, я сказал:

Тетя Маша засветилась, словно звездочка, я удивился, ведь я ничего не сделал.

— Тетя Маша, почему вы улыбаетесь?

— Василек, ты единственный сегодня сказал мне доброе слово.

— Спасибо! – ответила тетя Маша

Я понял как важно говорить добрые слова.

2. Составь текст по рисунку

3. Составь текст на тему «Утро в лесу»

4. Составь текст по началу и концу

Начало: Со мной случилась неприятность. По дороге в школу я встретил Борьку, и он предложил ….

Конец: Больше я не соглашусь на Борькины выдумки.

5. Составь текст по опорным словам: море, пляж, волна, солнце, крем, мороженое, лимонад, шляпа, воздушный шар.

1. Пример: «Добрые слова»

2. Пример: Выпал снег. Во двор вышли все ребята. Самое время лепить снеговика. Целых два часа мы лепили снежные комки, делали снеговику глаза, нос, пуговицы. Получился большой, красивый, замечательный снеговик.

3. Пример: Как прекрасно утро в лесу. На травеи деревьях появляется утренняя роса. От лучей яркого солнышка просыпаются звери, начинают петь птицы, журчат ручьи. Все готовятся к новому дню.

4. Пример: Со мной случилась неприятность. По дороге в школу я встретил Борьку, и он предложил вместо уроков пойти запускать воздушного змея. Я, недолго думая, согласился. Мы пришли на наше место и запустили змея. Он летел так красиво и легко, будто птица. Но вдруг, змей зацепился за дерево. Я полез его доставать, потому что Борька боялся высоты. Змея я достал и к тому же порвал штаны. Теперь надо будет объяснять маме, что со мной приключилось. Больше я не соглашусь на Борькины выдумки.

5. Пример: На каникулах моя семья поехала на море. Сколько всего интересного ждало нас на отдыхе. Мы загорали на пляже, а чтобы солнце не обожгло наше тело, пользовались кремом от загара и надевали шляпы; купались в море, иногда были большие волны; ели мороженое и пили лимонад. В последний день мы полетали на воздушном шаре. Было весело и интересно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *