Что значит окормляться у священника
Окормление
Смотреть что такое «Окормление» в других словарях:
окормление — обкармливание Словарь русских синонимов. окормление сущ., кол во синонимов: 2 • кормление (17) • … Словарь синонимов
окормление — окормл ение, я … Русский орфографический словарь
Коломенская духовная семинария — Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия
СТАРЧЕСТВО — широкое явление православной жизни, связанное с духовным руководством со стороны старцев менее опытными в делах веры, а иногда и не имеющими даже начальных знаний об этой жизни людьми. Понятие «старец» в этом значении не связано с возрастом:… … Русская история
Русская православная старообрядческая церковь — Русская Православная старообрядческая Церковь … Википедия
Августин (Маркевич) — У этого термина существуют и другие значения, см. Августин. Архиепископ Августин … Википедия
Филарет (Вахромеев) — Митрополит Филарет Мітрапаліт Філарэт … Википедия
Успенский собор на Сенной площади — У этого термина существуют и другие значения, см. Успенская церковь. Православная церковь Спас на Сенной Собор Успения Пресвятой Богородицы … Википедия
Собор Александра Невского (Нижний Новгород) — У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Александра Невского. православный храм Собор святого благоверного князя Александра Невского … Википедия
Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии — Церковь святой Марии в начале XX века Евангелическо лютеранская церковь Ингрии (фин. Inkerin Evankelis Luterilainen Kirkko) (Церковь Ингрии, ЕЛЦИ) русско финская лютер … Википедия
Духовное окормление монашествующих и мирян
|
Прп. Амвросий Оптинский |
Иеросхимонах Амвросий безгранично любил Господа, и всю любовь, на какую только было способно его существо, он отдавал своему Создателю через Его творение – через ближних. По любви к Богу он покинул мир и стал на путь нравственного самоусовершенствования. Но как любовь к Богу в христианстве неразрывно связана с подвигом любви к ближнему, так и подвиг личного усовершенствования и личного спасения у старца никогда не отделялся от подвига служения миру.
Старческое служение отца Амвросия началось с окормления братии Оптиной пустыни. Но служение старца не ограничивалось только монастырем. Этот подвижник, живший в маленькой келии, сумел раздвинуть ее стены на необъятные пространства. Люди всех званий и положений, жители самых далеких губерний – все знали смиренного и прозорливого оптинского старца. К отцу Амвросию в Оптину пустынь тянулись тысячи верующих душ. Как часто келейники отца Амвросия, уступая многочисленным просьбам посетителей доложить о них старцу, говорили ему: «Батюшка, вас ждут». «Кто там?» – спросит старец. «Московские, вяземские, тульские, белевские, кадирские и прочие народы», – отвечают келейники. Десятиминутного разговора со старцем ждали по нескольку дней. Не хватало ямщиков для перегона между Оптиной и Калугой, а также номеров в многочисленных оптинских гостиницах.
Целый день отец Амвросий проводил среди народа, приходившего к нему за советом и благоговевшего пред своим наставником. Делая каждому наставления соответственно его духовным нуждам и духовному развитию, он вникал в положение каждого, обращавшегося к нему, определяя его личный характер, его склонности, и с любовью указывал лучший исход. Все уходили от него утешенными и с облегченным сердцем.
Духовный опыт старца Амвросия был настолько богат, что он как бы читал мысли приходящих к нему и часто указывал на их сокровенные тайны и в беседах прикровенно обличал их. Однажды одна монахиня пришла к нему на исповедь и говорила все, что помнила. Когда она кончила, старец сам начал говорить ей все, что она забыла. Но по поводу одного греха, названного батюшкой, она долго утверждала, что не делала его, и тогда старец ответил: «Забудь об этом, я так сказал». И еще не успел он закончить речь, как сестра неожиданно вспомнила, что этот грех действительно был совершен ею. Пораженная, она принесла чистосердечное раскаяние. Если старец беседовал с кем-либо при народе, то он не имел обыкновения обличать прямо и резко, но поучал так искусно, что его обличение, несмотря на присутствие множества народа, понятно было только одному тому, к кому относилось.
Познав на личном опыте спасительность смирения, старец стремился научить этому и своих духовных детей. На самый насущный вопрос каждого человека, как жить, чтобы спастись, старец давал такие шутливые ответы: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно», или: «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо». «Мы должны, – говорил еще старец, – жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем». С первого взгляда простые и шутливые слова, но какой глубокий смысл содержится в них.
Отец Амвросий принимал посетителей или беседуя с каждым в отдельности, или выходил на общее благословение, сначала к мужчинам, а затем к женщинам. Иногда летом он выходил к народу на воздух. Медленно шел согбенный старец вдоль жердей, которые устанавливались от крыльца и служили ему опорой для передвижения, в то же время сдерживая народ от напора. Отец Амвросий по временам останавливался, давая ответы вопрошающим его. Тысячи вопросов сыпались ему из толпы; он все выслушивал внимательно. К старцу обращались со всевозможными вопросами. «Батюшка, – спросит кто-нибудь, – как мне благословите жить?» «Батюшка, – спрашивала другая, – куда мне благословите: замуж или в монастырь?» Вопросы один за другим: «Я гибну от нищеты»; «Я потеряла все, что мне было дорого в жизни. Мне незачем жить»; «Неизлечимая болезнь меня терзает. Я не могу не роптать»; «Мои дети, в которых я вложил жизнь и душу, стали мне врагами»; «Я потерял веру, я не вижу благости Божией. На моем языке одни проклятия». К кому идти, кому довериться, перед кем выплакать душу, кто сымет с человека это каменное оцепенение долговременного безысходного страдания? И все приходили к старцу как к последнему пристанищу. И среди этих стремнин горя, греха и отчаяния стоял отец Амвросий с любвеобильным сердцем, врачуя всех. Сколько раз самые сложные, отчаянные и запутанные житейские вопросы он решал двумя-тремя приветливыми, полными сердечного участия советами. Так, по-видимому, мимоходом решалась чья-нибудь судьба, решались важные вопросы, но всегда по благословению благодатного старца выходило хорошо и решение оказывалось мудрым и правильным. Многие, имея какое-нибудь дело, желали только одного, чтобы при начале этого дела старец молча благословил их.
Но не все приходили к отцу Амвросию за делом. Некоторые только отнимали у него время и этим очень отягощали его. Он сам жаловался на таких посетителей в своих письмах: «Старость, слабость, бессилие, многозаботливость и многозабвение и многие бесполезные толки не дают мне и опомниться. Один толкует, что у него слабы голова и ноги, другой жалуется, что у него скорби многи; а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге. А ты все это слушай, да еще ответ давай; а молчанием не отделаешься – обижаются и оскорбляются». И как тяжело ему было переносить ропот тех, кого он не мог по болезненности немедленно принять. Так однажды истомленный старец с потупленным взором едва брел среди толпы народной, а вслед ему послышался чей-то голос: «Этакая злоба! прошел и не взглянул». «Вот так мы день за днем и живем, – писал старец в одном из писем, – и несправедливыми слывем в приеме приходящих и приезжающих. А виновата моя немощь и неисправность пред Богом и людьми». И всегда старец не только не скорбел о своей болезненности, но был в веселом настроении и даже шутил. А выражавшие ропот вскоре начинали сожалеть о своей нетерпеливости и просили старца простить их. Старец принимал посетителей до вечера, делая небольшие перерывы на прием пищи и малый отдых. Иногда после обеда, когда старец был слаб, он принимал посетителей у себя в келии. А после вечернего правила к нему приходила монастырская братия на ежедневное исповедание помыслов.
Окормление духовное
Окормле́ние духо́вное (от “кормило” — руль корабля (однокоренные: корма, кормчий). Окормлять — направлять по верной дороге, избегая опасностей. Главный кормчий — Христос.) — 1) пастырское попечение о спасении, заключающееся в духовном наставничестве и молитве; 2) духовное наставничество вообще (может осуществляться духовно опытным христианином, не обладающим степенью священства, например, старцем в монастыре, крёстным и т. п.).
2471061 01.08.2014 Священник и прихожанка в храме Георгия Победоносца на Поклонной горе. Сергей Пятаков / РИА Новости
Окормление духовное есть особая форма пастырского служения, заключающаяся как в смиренном учительском действии пастыря, так и в содействующем ему действии благодати Божией.
«Существенный Деятель в пастырском служении – Дух Святый, а пастырь лишь посредник излияния благодати на верующих», – говорит Епископ Вениамин (Милов). Окормление духовное неразрывно связано с представлением о пастырстве как благодатном посредничестве в деле возрождения людей. Суть пастырства выражается посредничеством не человеческим, а благодатным. Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (ср.: Рим.8:9 ).
«Мысль о Божественном, благодатном посредничестве пастырей апостол Павел защищает в первых четырех главах Первого послания к Коринфянам против ложного взгляда некоторых коринфских христиан, привязывающихся к человеческим преимуществам своих духовных отцов. В связи с этим сущность пастырского служения Господа наиболее правильно усматривать в благодатном посредничестве (см.: Ин.10 ; 1Пет.2:25; 5:4 ; Евр.13:20 ).
О продолжателях Своего служения – Апостолах и их преемниках, пастырях, Спаситель сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас ( Ин.20:21 ). По выражению апостола Павла, пастыри – соработники, споспешники, слуги Христовы, посланники Божии, от имени Христова, то есть те же посредники и продолжатели дела Христова (см.: 1Кор.3:9–10; 4:1–2, 9 ; 2Кор.5:20 ). Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения…»
епископ Вениамин (Милов). Пастырское богословие с аскетикой.
Значение слова «окормление»
окормле́ние
1. религ. попечение, руководство, осуществляемые священником по отношению к верующим; духовная помощь, забота
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова довлеть (глагол), довлеет:
Синонимы к слову «окормление»
Предложения со словом «окормление»
Понятия, связанные со словом «окормление»
Данная статья разъясняет значение и использование термина и не излагает сведений о Русской православной церкви (Московском патриархате).Московский патриархат (сокращённо МП) — другое официальное наименование Русской православной церкви, признающей своим предстоятелем патриарха Московского и всея Руси. В терминологии, принятой в Уставе РПЦ от 2000 года, термины Московский патриархат и Московская патриархия имеют разное значение, что было отражено уже в «Уставе об управлении Русской православной церкви.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «окормление»
В современном мире и без того много факторов, отвлекающих людей от религии, чтобы давать пастве ещё одну возможность задуматься над тем, а нужно ли им вообще духовное окормление.
Тысячи людей, искренне ищущих спасения, находили у него духовное окормление.
Послушание духовничества и окормление такого огромного числа людей не могло не сказываться на его физическом и душевном состоянии, но он почти не давал себе послаблений и не делал перерывов для отдыха.
Пастырское окормление военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Доклад и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова на Учебно-методическом сборе с должностными лицами по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации в Благовещенске
Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!
Религиозность как потребность в общении с Богом, как доверие Ему и Его Промыслу, является одной из наиболее устойчивых черт духовной жизни каждого народа. Для России формой религиозности, определившей ее историю, государственность, самосознание, стало Православие. Более тысячи лет Православие освящает и духовно питает бытие России как самобытной и уникальной цивилизации. Неудивительно, что обеспечению одного из важнейших условий жизнедеятельности общества — его военной безопасности — с древнейших времен уделялось огромное внимание во взаимоотношениях Российского государства и Русской Православной Церкви. На протяжении веков Церковь укрепляла духовные основы военной мощи страны, поднимала моральный дух ее защитников.
Церковь всегда рассматривала земное Отечество как преддверие Отечества Небесного, и видела в защите Родины, в самоотверженном выполнении воинского долга освященную Церковью обязанность, допускающую в случае крайней необходимости взять в руки меч и покарать захватчиков.
Церковь, в отличие от институтов политической системы, оказывает влияние на политическую жизнь через сферу духовную. Это происходит посредством сопричастности Церкви не только клириков, но и других граждан, занятых практически во всех областях деятельности, в том числе и на государственной и военной службе.
Как показывает практика, военная служба предоставляет уникальный шанс для проповеди среди молодежи в тот момент жизни человека, когда еще возможно правильно сориентировать ее в духовной жизни, предупредив негативные последствия отклонения и преступления заповедей Божиих. Раскрытие перед военнослужащими основ духовной культуры человечества и, в первую очередь, христианских ценностей в оптимальной обстановке вывода воинов из привычного окружения сверстников, улицы и средств массовой информации, насаждающих псевдо-духовные ценности — замечательная возможность для духовно-просветительской работы.
Выполнение задач воинской службы в сложных, подчас угрожающих жизни условиях, являет уникальные предпосылки в жизни человека, приводящие его к вере, к оценке и переосмыслению имеющегося жизненного опыта и обращения к Богу.
Следует признать, что в некоторых органах военного управления и воинских формированиях Вооруженных Сил Российской Федерации бытует ложное представления о функциональном предназначении священника в войсках. Это проявляется в желании командиров использовать потенциал священнослужителей в первую очередь для решения задач по укреплению воинской дисциплины, борьбе с неуставными взаимоотношениями, предупреждению случаев суицида в армейской среде.
В силу сакрального наделения священника властью от Бога, что признается и верующими, и государством, священник в войсках осуществляет пастырское служение, отличное в основе своей от функций воспитателя. Его служение может существенно оказывать помощь должностным лицам Вооруженных сил в воспитании военнослужащих, однако не должно ограничиваться этим.
Церковь строится не администрацией, не организованностью, а пастырским трудом. Военный священник должен обладать духовным авторитетом. Если человек свят, его святость сама по себе свидетельство, доказательство и имеет силу авторитета, — не власти, а убедительности. В этом разница между властью и авторитетом: власть имеет тот, кто может заставить, авторитет есть у того, чьи слова являются истиной и жизнью и духом, — как говорили о Христовых словах.
Само присутствие священника в воинской части должно стать присутствием молитвы и того измерения, которое называется Божественным присутствием.
Крайне важно для священника — оставаться образцом поведения и нравственного авторитета. В воинском коллективе все внимание обращено на духовное лицо, от него ждут не только проповеди, но, в первую очередь, образца поведения, которому хотелось бы следовать.
Для военных еще не стала естественной общественная молитва, утеряны традиции полковых молитв, регулярная исповедь и Причастие. Часть руководящего офицерского состава была воспитана на атеистических традициях и не считает возможным их изменение. В большинстве гарнизонов еще отсутствуют православные храмы, а молитвенные комнаты только создаются в соединениях и частях.
Как показывает опыт пастырской работы в войсках, верующие военнослужащие относятся с большей симпатией к своим сослуживцам, чем неверующие военнослужащие. Подтверждено их положительное отношение не только к единоверцам, но и к верующим других конфессий. Такой вывод социологического исследования однозначно показывает возможный положительный результат в создании крепких и сплоченных воинских коллективов, способных решать сложные боевые задачи. Несколько выше среднего значения негативное отношение у всех религиозных военнослужащих к атеистам.
Опыт военного духовенства и органов воспитательной работы позволяет сделать вывод, что отношение военнослужащих к религии в настоящее время во многом стало более осмысленным, что определяется сменой основных побудительных мотивов, способствовавших обращению к Богу.
В войсках наметилась положительная тенденция по созданию условий для свободного выражения военнослужащими своих религиозных убеждений и участия в религиозных обрядах.
Священнослужители свою помощь военнослужащим видят, прежде всего, в духовной поддержке — «окормлении». Эта поддержка находит свое проявление во многом: профилактике суицидов и других девиантных поступков, нравственном совершенствовании военнослужащих, расширении культурного кругозора и др.
Каким образом должно быть организовано пастырское окормление военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях?
Центром духовной жизни военнослужащих должна стать Божественная Литургия. Насущной и первоочередной задачей для штатного и внештатного духовенства должно стать обеспечение конституционного права военнослужащего на свободу вероисповедания, заключающуюся, в том числе, и в возможности участия в богослужениях. Оборудование храмов для регулярного совершения Божественной Литургии и причащения воинов Тела и Крови Христовых – есть главный приоритет нашего служения в войсках. При отсутствии храма на территории воинской части должен быть определен порядок, согласованный с командованием части, в соответствии с которым военнослужащие срочной службы, желающие участвовать в богослужениях, имели бы возможность посещения близлежащего храма.
Периодичность участия желающих военнослужащих в Божественной Литургии должна быть не реже одного раза в месяц в условиях, когда количество военнослужащих превышает вместимость храмового пространства.
Пастырское окормление предполагает регулярное проведение занятий с военнослужащими по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания в соответствии с утвержденным планом работы с определением времени и места проведения занятий. Если в плане работы командования священнослужителям не выделяется времени для занятий с личным составом, вопрос должен ставиться на самом высоком уровне, а подобную ситуацию рассматривать как недопустимую. Ответственность за качество планирования в этом вопросе возлагается на начальников отделений военных округов.
Повседневная забота военного духовенства – проведение индивидуальных пастырских бесед с личным составом в местах несения дежурства, в нарядах, в свободное от несения службы время, когда военнослужащие готовы к разговору по душам. При этом особое попечение должно быть о военнослужащих, имеющих склонность к нарушению уставного порядка и воинской дисциплины.
Знание обстановки в воинском коллективе – верный путь к решению возникающих проблем и профилактике неуставных взаимоотношений. Видится целесообразным начинать исправление имеющихся недостатков с обсуждения их с командованием, офицерским и сержантским составом, когда доброе слово и молитвенное предстательство уврачует негативные тенденции быстрее дисциплинарных воздействий.
Формирование библиотек духовной литературы должно быть в поле постоянного внимания военного духовенства, при этом предлагается шире использовать новые средства (электронные книги, планшеты, смартфоны) с закаченными книгами православного содержания. В казарменных помещениях должны быть видео-диски духовно-просветительской тематики, лучшие фильмы, которые врачуют душу, ведут человека к обожению, а не растлевают и приводят к одержимости.
При оборудовании молитвенных комнат, полевых походных храмов следует использовать возможность аудио-записей духовных песнопений в период между уставными богослужениями, когда желающие смогут помолиться самостоятельно.
В соответствии с решением руководства Минобороны Синодальным отделом в соединения и части разосланы видео-диски «Земное и небесное» и «Паломничество в Вечный город», которые следует использовать военному духовенству в качестве рекомендуемых фильмов исторического содержания по Основам православной культуры.
Успешно продолжается формирование православных библиотек на электронных книгах, которые передаются штатному военному духовенству в качестве образцов для дальнейшего копирования желающими. Данные электронные книги должны находиться в казарменном помещении и быть доступными для духовного просвещения военнослужащих срочной службы. Офицерскому составу и военнослужащим по контракту следует рекомендовать скачивать с сайта Синодального отдела pobeda.ru книги православного содержания для копирования на индивидуальные электронные носители, или пользоваться библиотеками рекомендуемых православных ресурсов, каталог которых также выставлен на нашем сайте pobeda.ru.
Новостные материалы о значимых мероприятиях, проводимых с участием военного духовенства крайне желательно направлять на сайт отдела kapellan.ru.
Хочется пожелать всем участникам Учебно-методических сборов духовной радости и помощи Божией в нашем общем служении на благо Отечества.